боюсь что не найду работу после вуза
Как найти первую работу студенту
Существует стереотип: всем работодателям нужны сотрудники с опытом, а получить его негде, потому что без опыта никуда не берут, — ситуация тупиковая. На самом деле не всё так безнадежно.
Ирина Святицкая, руководитель молодежного направления HeadHunter: «На сайте hh.ru есть специальный раздел для студентов, где они могут подыскать себе работу или стажировку. Можно воспользоваться и обычным поиском вакансий на главной странице hh.ru. Выберите опцию «Расширенный поиск» и отметьте профобласть «Начало карьеры, студенты». Все вакансии из этой профобласти предполагают либо минимальный опыт, либо его отсутствие. Во втором полугодии 2018 года на hh.ru работодатели опубликовали более 182 тыс. таких вакансий. Так что нельзя сказать, что у работодателей нет интереса к соискателям из числа студентов. Да, конкуренция среди молодых специалистов при поиске работы высокая: в ноябре 2018 года она составила 11,5 человека на место. Для сравнения: это почти в два раза выше, чем средняя конкуренция на всем российском кадровом рынке. Но это повод проявить активность при поиске работы, чтобы заметили и выбрали именно вас».
Главное — начните искать. Не рассчитывайте на быстрый результат, но и не воспринимайте процесс поиска как пустую трату времени, даже если он затянется. Это тоже опыт, который дает вам общее представление о работодателях, их ожиданиях от молодых соискателей, помогает научиться правильно преподносить себя на собеседованиях.
Вариант: работа не по профилю
По данным hh.ru, самые популярные профессиональные области, в которых работодатели ищут молодых специалистов, — это продажи, туризм, гостиницы, рестораны и административный персонал.
А самые распространенные вакансии, ориентированные на молодежь, — это официант, менеджер по продажам, повар, курьер, продавец-консультант и менеджер по работе с клиентами.
Нетрудно заметить, что указанные выше позиции не предполагают глубоких профессиональных знаний по отраслевой принадлежности вакансии.
Казалось бы, работа официанта вряд ли может быть чем-то полезна в смысле старта для будущей профессиональной карьеры, например маркетолога или юриста. Но на самом деле даже работа не по профилю дает определенные универсальные навыки, а успехи в ней развивают и демонстрируют будущему работодателю качества, важные для большинства профессиональных сфер: как минимум — активность, находчивость, оперативность, внимательность, умение находить контакт с людьми, убеждать. В этом смысле работа, например менеджера по продажам или по работе с клиентами, может стать хорошим стартом для многих разных профессий.
Словом, не бойтесь, что запись о работе не по профилю испортит ваше резюме.
Вариант:работа по профилю
Названные выше профессиональные области — лидеры в привлечении труда молодежи, но кадровый рынок ими не ограничивается. Сферы консультирования, финансов, банков, инвестиций, маркетинга, рекламы и PR тоже сравнительно активно привлекают молодых. А среди вакансий встречаются и позиции начинающих специалистов, в том числе в солидных компаниях соответствующих профессиональных областей. Зачем студенты таким работодателям?
Во-первых, студентов предпочитают брать компании, которым важно «вырастить» сотрудников «под себя». Бывает, что отсутствие опыта — это даже плюс в глазах работодателя, потому что проще с нуля научить новичков своим подходам к работе, чем переучивать тех, кто уже обременен чужими методами. Например, юридические фирмы и компании в сфере финансового консультирования довольно активно привлекают талантливых студентов практикантами и стажерами, присматриваются к ним, а потом принимают самых перспективных в штат на начальные позиции, позволяя постепенно подниматься по карьерным ступенькам. Такой путь прошли многие успешные профессионалы. В банки тоже вполне реально попасть оператором или младшим специалистом. Рекламные и креативные агентства также довольно активно привлекают на работу студентов.
Да, зарплата начинающего специалиста без опыта поначалу, как правило, крошечная — вероятно, официантом или барменом вы заработаете существенно больше. В случае с летней практикой или стажировкой и вовсе может идти речь о бесплатном варианте исключительно ради опыта. При этом работа у начинающих почти всегда рутинная, поначалу с самыми простыми функциями, а загруженность может быть интенсивной. Зато это шанс присмотреться к своей профессиональной среде изнутри, «зацепиться» в ней и, проявив себя, расти дальше. С точки зрения карьерных перспектив такая работа даст больше шансов, чем непрофильная работа, но за большие деньги.
Если вы хорошо прошли практику или стажировку, но вам не предложили устроиться на работу в штат, попросите у вашего куратора письменную рекомендацию с описанием задач, которые вы выполняли, и ваших успехов. Она пригодится в дальнейшем при поиске работы.
Где искать работу
В поиске работы лучше задействовать сразу несколько ресурсов — так вы повышаете свои шансы и получаете возможность выбора из нескольких вариантов.
Интернет-ресурсы.Найти работу можно не только на сайте hh.ru, но и в тематических группах в социальных сетях. Их много самых разных, и работа для студентов встречается не только в таких, которые так и называются, но и в специализированных профессиональных группах, например: «работа для журналистов», «работа для маркетологов» и так далее. У HeadHunter тоже есть страницы в Facebook и во «ВКонтакте», где регулярно появляются новые интересные вакансии. Во «ВКонтакте» собирать и отправлять вам свежие вакансии по вашему запросу умеет наш чат-бот.
Знакомства. Совет «поспрашивать знакомых» только на первый взгляд кажется слишком очевидным. На самом деле, прекрасно зная об этом способе, некоторые молодые люди просто стесняются попросить у друзей и близких помощи в поиске работы. А зря. Такая просьба далеко не всегда — обременение своими проблемами и пресловутый «блат», в результате может получиться взаимовыгодная «сделка».
Дело в том, что работодателям проще взять толкового человека по рекомендации, чем проводить долгий отбор. Расскажите друзьям и знакомым, что ищете работу, разместите об этом пост на своей странице в соцсетях. Может быть, где-то как раз ищут человека на функционал, который вам подходит. Не бойтесь подойти с таким вопросом к преподавателям в вузе. Они нередко совмещают преподавание с практической работой, или, по крайней мере, у них есть связи в интересующей вас профессиональной среде. Преподаватели, связанные с практической работой, и сами часто присматриваются к перспективным студентам и «хантят» их. Как минимум можно рассчитывать на рекомендацию преподавателя, известного в профессиональной отрасли, если вы сильный студент и ищете работу сами.
Связи вуза. Спросите в деканате, нет ли у вашего вуза договоренностей с работодателями отрасли о практике и стажерстве. Если есть, не упускайте шанс попробовать свои силы — возможно, после бесплатной практики вас с радостью возьмут туда на работу.
Прямое обращение на удачу. Не стесняйтесь и сами предлагать свою кандидатуру напрямую тем работодателям, в которых вы заинтересованы.
Например, если вы учитесь по ИТ-специальности, сделайте подборку ИТ-компаний, в которые хотели бы попасть, найдите их контакты (они всегда указаны на сайтах серьезных компаний, у некоторых бывает специальный раздел «Хочу у вас работать») и напишите о своем желании попасть к ним на работу.
Если вам известны имена руководителей и ведущих сотрудников интересующих вас работодателей, попробуйте найти их контакты — иногда адреса электронной почты тоже указывают на сайтах компаний, а кого-то можно найти в социальных сетях — и обратитесь к ним напрямую. Только не будьте слишком навязчивыми, а сообщение нужно составлять так же продуманно, как в случае обращения через сайт компании.
Как заинтересовать работодателя
Обращаясь к потенциальному работодателю, отнеситесь к составлению письма максимально ответственно. Хотя у вас еще не было опыта работы, вы все равно можете составить резюме. Укажите, где вы учитесь, по каким предметам у вас заметные успехи, что вы умеете в практическом смысле. Например, если вы студент по ИТ-специальностям и уже собирали сайты, делали какие-то приложения, пусть даже только ради забавы, напишите про это.
Перечислите свои сильные стороны, которые точно пригодятся в работе. Если вы свободно владеете иностранным языком, стали победителем студенческого конкурса по вашей специальности, про это точно стоит упомянуть. Если вы выполняли во время учебы практические задания, приближенные к задачам реальной работы, укажите их в письме и приложите результат. Если проходили практику или стажировку, перечислите, чем конкретно занимались во время этого опыта и приложите рекомендацию от вашего куратора. Может пригодиться даже опыт волонтерства, если он демонстрирует ваши качества, важные для будущей работы. Не используйте надоевшие штампы, пишите простым языком и показывайте ваши успехи на примерах. Многие соискатели ленятся это делать, а ведь это верный способ привлечь внимание работодателя. Они ценят индивидуальность отклика, им надоели шаблонные сообщения.
Объясните в сопроводительном письме, почему вы хотите работать именно в этой компании и как собираетесь совмещать работу с учебой.
Часто менять работу не страшно
Чем чаще человек меняет работу, тем подозрительнее к нему относятся потенциальные работодатели. Это известная аксиома, но к студентам отношение мягче — для них частая смена работы не проблема.
Поэтому, если вы быстро разочаруетесь в первой работе, она покажется бесперспективной для профессионального роста или станет слишком тяжело совмещать ее с учебой, не бойтесь, что быстрое увольнение испортит вам резюме.
Как не стать обманутым
К сожалению, на кадровом рынке встречаются недобросовестные компании, которые приглашают неопытных студентов на собеседование и предлагают платное обучение, обещая потом взять на работу. Это обман, новые сотрудники таким «работодателям» не нужны. У реальных работодателей обучение персонала включено в рабочий процесс и не требует затрат со стороны сотрудников.
Бывает, что кандидатов используют как бесплатную рабочую силу. Схема такая: мошенники предлагают выполнить тестовое задание, обещая с его помощью определить, подходит ли кандидат на должность. После того как человек отправляет выполненное задание, ему отказывают в работе или ничего не отвечают, а результат его работы используют в своих целях.
Чтобы избежать обмана, поищите в интернете отзывы о работодателе, прежде чем выполнять пробное задание. Отнеситесь скептически к ситуации, когда у вас просят слишком большое тестовое задание. И присмотритесь к тому, как с вами общается работодатель: насколько подробно вас расспрашивают о знаниях и умениях, необходимых для предполагаемой работы, отвечают ли вам на детальные вопросы о функционале, который включает вакантная должность.
Избавляемся от страха перед первым трудоустройством
Кадр из к/ф «Гарри Поттер и узник Азкабана»
Проблема этого мира в том, что воспитанные люди полны сомнений, а идиоты полны уверенности
Недавно я проводил очередное индивидуальное занятие по программированию. В отличие от обычных занятий, темой стала не конструкция языка и не проблема при решении задачи. Студент поделился своим беспокойством на тему будущего трудоустройства. Сам ученик был довольно сообразительным. Один из тех, кто приходит на курсы, проходит всю программу быстрее всех и с оригинальными решениями, но все время искренне недооценивает себя. На мой взгляд, такие сомнения возникают только от недостатка информации. Этот пробел я постарался заполнить экспромтом во время занятия.
Вопросы были примерно такие:
Статья писалась от разработчика для разработчиков. Однако если вы планируете заниматься тестированием, администрированием или чем-нибудь другим в IT, то часть советов вам тоже пригодятся.
Вообще не наймут
Когда представляешь себе, что ежегодно множество университетов выпускают сотни студентов, то становится неуютно. Как конкурировать с такой огромной толпой?
К сожалению далеко не все выпускники имеют достаточную техническую подготовку. Попробуйте спросить какого нибудь знакомого студента из универа: как люди в его группе получают допуск к экзаменам по дисциплинам вроде «базы данных» или «основы алгоритмизации и программирования»? В группе из 30 человек в лучшем случае найдется 3-5 «продвинутых» ребят, которые все реально сделали сами. Остальные просто списывают у них, зубрят ответы на вопросы и сдают.
Так было когда я учился сам. Однако мой опыт мог быть нерепрезентативен. Поэтому этот вопрос я задавал нескольким разным студентам. Ответ был примерно такой же. Отвечающие были из разных ВУЗов и колледжей. Рассуждения о причинах оставлю за пределами этой статьи. На полноценное исследование меня не хватит, поэтому я сделаю вывод из имеющихся фактов.
Cреди сотен выпускников, лишь пара десятков представляют интерес для работодателей
Безумие — это точное повторение одного и того же действия. Раз за разом, в надежде на изменение
Чтобы прохождение собеседований не превращалось в безумие, после каждой новой попытки нужно становиться лучше. Запоминайте или записывайте вопросы, которые вам задавали во время собеседования. По возвращению домой, просматривайте этот список и проверяйте себя с помощью интернета. Так вы поймёте где ошиблись вы, где — интервьюер. Такое тоже бывает. Повторите или изучите темы, в которых вы ответили плохо, и попробуйте снова.
Кроме того, существует ярко выраженная сезонность рынка труда. Грамотные компании планируют найм с учётом дат выпуска из учебных заведений. Весной вакансий для новичков больше, чем в остальное время. Однако и конкуренция в это время выше.
Тупой — уволят
Когда принимают на работу человека без опыта, к нему есть соответствующие ожидания.
От новичка на работе ожидают:
Еще бывают технические вводные курсы, но их полезность сомнительна. Если дело дошло до трудоустройства, значит наниматели убедились что вы имеете какой-то достаточный уровень знаний. Лучше всего такие курсы просто пройти добросовестно, как небольшую формальность. Может быть в них действительно будет что-нибудь полезное.
Когда вы приступите к работе, помните, что новичку точно не поручат решение срочной, сложной и одновременно важной задачи. Скорее всего будет только одно из этих свойств. Либо простое, но срочное: поправить верстку, переслать кому-нибудь какой-нибудь файл, воспроизвести проблему. Либо сложное, но без всякой надежды на завершение — ради того, чтобы новичок собрал побольше граблей. Либо важное, но экспериментальное. Например проект, который все давно хотят, но не могут выделить время на реализацию.
Задачи по освоению инструментария будут «сложными» и искусственными. Скорее всего это будет упрощенный вариант основной системы. В подобных задачах используется тот же стек технологий и те же термины из предметной области, что и во всем проекте. При этом результат выполнения не будет отдаваться конечному пользователю. Это может демотивировать, но этому настроению лучше сопротивляться. Искусственную задачу нужно делать добросовестно, как будто от нее зависит судьба проекта.
Результат решения вашей первой задачи составит первое впечатление о вас у коллег, которых не было на собеседовании.
Другой вариант задачи на освоение инструментария это «запустить проект на локальной машине/тестовой среде». Иногда этот процесс описан в инструкции. Но они, как правило, старые и местами неактуальные. Можно принести реальную пользу проекту, если написать новую инструкцию с уточнениями по возникшим проблемам. Наверняка в ВУЗе приходилось писать РГР для отчёта по каким-нибудь дисциплинам. Тут почти то же самое. В документе должны быть отражены действия, которые нужно выполнить для запуска.
Обычно действия для запуска продукта на тестовой среде примерно такие:
В процессе запуска системы локально неизбежно будут возникать непредвиденные проблемы.
Некоторые задачи могут казаться простыми для опытных разработчиков и вызывать затруднения у стажёров. Это нормальное явление.
Оформление ваших изысканий в виде документа позволит:
Вам нужно уметь рассказывать статус своих задач коллегам
Периодически, коллеги будут интересоваться вашими успехами и делиться своими. На это ежедневно или еженедельно выделяют немного времени.
Если вы не отслеживаете встреченные и решенные проблемы, то описание ваших успехов будет выглядеть как: «Я попытался сделать задачу, но у меня не получается. Пока что ищу решение». Из такого рассказа не ясно, делал стажёр что-нибудь или просто сидел хабр читал. Нужна ли ему помощь? Изменилась ли ситуация со вчерашнего дня?
Если вести документ с поиском решений, то можно будет сказать «я пытаюсь сделать вот эту задачу. У меня возникали такие ошибки. Такие то я решил вот так. Вот с этой ещё не справился. Есть вот такие гипотезы и варианты решения. Сейчас проверяю их».
Если задача хоть как-то может быть измерена, то в статусе должны звучать цифры. Например для задачи «написать юнит тесты для модуля» можно сказать «планирую сделать 20 тестов, сейчас написал 10».
Чем больше подробностей вы сообщите, тем лучше ваши коллеги будут понимать что вы делали. Это сформирует у коллег положительное отношение к вам и позволит им понять, нужна вам помощь или нет.
Не стесняйтесь обращаться за помощью
Выше я писал, что при появлении проблемы, вам нужно формулировать гипотезу о ее причинах и варианты решения. Однако бывает такое, что гипотезы не оправдываются, а самостоятельно найденные решения проблемы не работают. В таком случае, лучше попросить помощи. Чтобы не злоупотреблять вниманием коллег, над каждой проблемой нужно посидеть самостоятельно. Если за пару часов не удалось найти решения, пора искать совета у более опытных товарищей.
Лучше всего начать с вопроса: «сталкивался ли кто-нибудь с проблемой раньше?» с кратким описанием проблемы. Желательно приложить кусок сообщения об ошибке или скриншот. Это сообщение первый раз лучше направить в какой-нибудь общий чат по работе. Так вы не отрываете от работы тех, кто действительно занят. Свободные коллеги при этом увидят ваше сообщение и смогут помочь.
Если после сообщения в общем чате никто не помог, попробуйте поймать опытного коллегу во время перерыва: обеда, похода за чаем/кофе, партии в теннис или перекура. Если такого не получилось, то сообщите о своих затруднениях на летучке или стендапе.
При решении известных проблем на этом все может и закончиться. Если же проблема новая, то начнется расследование, где нужно будет действовать по обстоятельствам.
«Важные» задачи новичков, которые нужны конечному пользователю, будут скучные и маленькие. Например «добавить дополнительную колонку в отчет» или «поправить опечатку в печатной форме» или «реализовать метод модели для загрузки атрибутов клиента из СУБД». Цель таких задач в том, чтобы новичок ознакомился с предметной областью и встроился в ежедневную работу.
Важно не только технически решить задачу, но и расширить знания предметной области.
В описании задачи, в чатах и разговорах будут встречаться термины. Они могут выглядеть как давно знакомые существительные. Однако в рамках информационной системы, у них появляется особенный, более точный смысл. Значение обнаруженных терминов лучше всего записывать в специальный документ — словарь терминов. При добавлении в словарь достаточно написать свое понимание слова, а за настоящей расшифровкой лучше обращаться к аналитику. Если он отсутствует, то к старожилам проекта. Ведение словаря терминов — один из простейших способов приобщения к предметной области проекта.
Как только вы найдете общий язык с коллегами, они начнут видеть в вас не новичка-стажера, а равного себе специалиста.
Есть особенные задачи, например «написать юнит-тесты на модуль». На ней вряд ли можно надолго застрять с поиском решений. При этом она достаточно серьезная и даётся не только для обучения стажёра. Написанные тесты увеличивают стабильность проекта путем уменьшения багов в приложении и уменьшения времени на тестирование людьми. В идеальном мире юнит-тесты пишутся сразу по ходу разработки, но реальность как всегда иная. Бывает что разработчик модуля полностью удерживает его в голове и не видит необходимости их писать. «Все очевидно, что тут тестировать?» Иногда модули пишутся в авральном режиме и на юнит-тесты не остаётся времени. Так что в реальном мире юнит-тестов может не быть. Поэтому задачу по написанию юнит-тестов поручают новичку. Так стажер сможет быстрее освоиться в проекте, а проект сможет сэкономить время более высокооплачиваемых специалистов.
Бывает, что стажерам и новичкам поручают роль полноценных тестировщиков. Обычно перед этим нужно развернуть продукт локально и почитать требования. В качестве результата от нового сотрудника ждут:
Накосячишь — уволят
В нормальной организации, если вдруг случится такое, что неопытный сотрудник получит к доступ к чему-нибудь критичному и что-нибудь испортит, то виноват будет тот, кто допустил такое. Потому что у новичка по-умолчанию нет доступа к критичной инфраструктуре. При адекватном руководстве, спускать всех собак на неопытного стажёра не будут.
Если вдруг что-нибудь случится, то увольнять из за одного инцидента не будут. На ошибках люди учатся. Накосячивший стажёр получил ценный урок и этим сильно отличается от других стажёров. Если уволить накосячившего, то на его место придет другой и накосячит точно так же.
Главное — учиться на ошибках и больше их не повторять.
Даже если вас лично не уволят за косяк, такое происшествие доставит нежелательных проблем вашей команде и проекту в целом. Поэтому будьте особенно аккуратны с операциями удаления или создания таблиц в базе данных, файлов, инстансов сервисов и документов в базе знаний по проекту. Если встречаете адрес нового подключения, уточните хотя бы у двух разных людей, что там можно делать. Проверяйте свои права на окружениях не методом проб и ошибок, а соответствующими командами. Например права на удаление файлов с помощью команды `ls`, права на работу с таблицами в mysql с помощью команды `SHOW GRANTS FOR ‘user’@’host’;` и тому подобное. Практически в любом инструменте у вас будет подобная возможность.
При редактировании файлов, на всякий случай сохраняйте себе копию оригинала.
Между стажером и конечным потребителем выстраивают несколько барьеров.
Если бы вы могли сразу отдать свой продукт потребителю, вы бы смогли не устраиваться на работу, а пуститься в «свободное плавание». Но пока у вас нет такой возможности (а заодно и ответственности), вам нужно пройти несколько стадий контроля на проекте.
Первая из них — проверка наставником. Он оценивает решение новичка с технической точки зрения. Если наставник не был назначен, то нужно его найти. Для этого нужно выбрать кого-нибудь из старожилов проекта и на перерыве попросить его посмотреть решение: правильно ли решена задача? Если начнет смотреть и отвечать, значит наставник найден. Если проигнорирует — значит стоит спросить ещё кого-нибудь.
Следующая стадия — Quality Assurance. По-русски — тестировщики. По советски — нормоконтроль и ОТК. Они должны убедиться, что результат работы стажёра соответствует поставленной для него задаче. Они редко будут вчитываться в код. Чаще всего тестировщики будут проверять собранный проект, который разработчик сохраняет в системе контроля версий.
Третья стадия — релиз менеджер. Отдельного человека для этой задачи может не быть, но роль все равно кто-то исполняет. Он проверяет, что тестировщики подтвердили что проект можно выпускать. После этого, он выполняет действия по доставке продукта конечным пользователям.
В мелких организациях эти барьеры по различным причинам могут отсутствовать. Однако в них не поставят новичку задачу на изменение чего-то важного. Потому что этот риск никому не нужен.
Нужно сперва ввязаться в бой, а там видно будет.
Наполеон Бонапарт
Надеюсь, что статья поможет вам перебороть свою неуверенность и отправить своё первое резюме. Разумеется, вы предварительно должны подготовиться. Но не нужно чрезмерно затягивать. Вы скорее всего и так уже несколько лет проучились в ВУЗе или колледже. Куда уж дальше тянуть? В конце концов, лучше один раз услышать «нет» от специалиста и провести работу над ошибками, чем каждый день говорить «нет» самому себе и остановиться в профессиональном росте.
После трудоустройства нужно сконцентрироваться на том, чтобы вырасти из стажера в полноценного члена команды. Подобный рост обычно сопровождается увеличением вашей оплаты труда.