в чем суть фильма готика
Готика
Оригинальное название: Gothika
Жанр: Мистический триллер
Производство: Warner Bros., Columbia Pictures, Dark Castle Entertainment
Дурдом с привидениями
Пенелопа и Халли. Что вы там говорили про мир во всем мире?
Нет, все понятно. Но почему фильм назвали “Готика”? В прямом смысле слова “готическими” там является только две вещи — абсолютно ненужная латынь, всплывшая под самый конец истории (татуировка шерифа), да несколько кадров с мрачными видами на фасад больницы, сильно напоминающие старые фильмы про Франкенштейна. Больше никакой готики в этом фильме нет — с таким же успехом он мог называться “Саддам Хусейн и философская нефтяная труба” или “Матрица 4: возвращение Нео”.
Впечатление от фильма сильно портится огромным количеством старых, как мир, штампов и клише из жанра классических “ужастиков”, заботливо перенесенных режиссером в этот фильм (хотя сделано это, надо признаться, весьма умело). Вспышки молний, внезапное появление в кадре чьей-то руки, хватающей главную героиню за плечо (варианты — появление взлетающего голубя или крупный план на бледную харю неупокоенного призрака), сопровождаемое трагичным визгом Халли Берри, а также прочие шуточки в стиле Хичкока и Ардженто гармонируют с грамотной тревожной музыкой и постоянными отключениями света в дурдоме.
Доктор Грей в объятьях у Отелло. То есть Чикатило.
“Я вижу мертвых людей!” — “Надо бы вас, матушка, галоперидольчиком подколоть”.
Но это — классика, которую невозможно испортить. Кроме нее, в фильме есть и другие “ужасы”. Например, отожравшийся губастый негр (муж главной героини) — администратор этого богоугодного заведения, а по совместительству — устроитель подпольной садомазохистской видеостудии, где он на пару с местным шерифом (малохольным извращенцем с сатанинской татуировкой на пузе) занимается всякими нехорошими маньячествами (если судить по отснятым на любительскую видеокамеру сценам — привязывает к кровати молоденьких девушек, раздевает их до трусиков, обливает кетчупом и разыгрывает из себя Отелло, понарошку душа свою жертву). В этот чумовой антураж очень хорошо вписывается страшненькая Пенелопа Круз с ее куцей трехминутной ролью девушки Хлои, в разрушенном чердаке которой прочно засела мысль о том, что ее насилует сам дьявол. Нет, на обложках модных журналов Пенелопа выглядит довольно неплохо, но в таком амплуа она тянет разве что на “Мисс Буркина-Фасо”.
Знакомьтесь — Роберт Дауни-мл.! Лучший друг наркологов, дебошир и пьяница, неоднократно сидевший в тюрьме.
После “Властелина Колец” и переводов от Гоблина актер Бернард Хилл еще очень долго будет восприниматься зрителями только как спившийся Теоден. Увы, но мимика Хилла особым разнообразием не отличается — стабильное офигевше-грустное выражение лица неплохо смотрится на короле Рохана, но абсолютно неуместно в стенах дурдома с привидениями.
Из плюсов следует отметить правдоподобность героини Халли Берри, не побоявшуюся сниматься в короткой больничной распашонке и с минимальным гримом на лице. Увидев ее игру, Станиславский крикнул бы: “Не верю!”, однако мы не будем привередничать и поверим — ведь симпатичные фигуристые куколки редко когда бывают хорошими актрисами. Обещанная продюсерами “обнаженка” в женском душе вызывает скорее не позитивный эротизм, а патологическое отвращение (жирные бабы-статистки окружают голую Халли со всех сторон, не давая рассмотреть ее приятные мелочи). В актив можно также засчитать редкие, но дорогие спецэффекты (например, облеты камеры с замедлением времени и зависанием капель воды в воздухе); нетривиальную завязку сюжета, качественную режиссуру (среди кинокритиков бытует мнение, что косные голливудские продюсеры просто не дали Кассовицу, снявшему мрачноватые “Багровые реки” и агрессивную “Ненависть”, как следует развернуться в работе над “Готикой”); заимствование коммерчески успешной потусторонней стилистики из фильмов “Звонок”, “Ведьма из Блэр 2” и “Отзвуки эха”; безотказный дедовский арсенал “страшилок” и добротную операторскую работу.
Общее впечатление: Качественный, дорогой, но маловыдающийся триллер.
Рецензия на фильм Готика
Режиссер: Матьё Кассовиц.
В ролях: Холли Берри, Роберт Дауни младший, Джон Кэрролл Линч
Вкратце: для тех, у кого есть время.
Сюжет: Миранда Грей (Холли Берри) – хороший, но типичный врач-психиатр в некоей больнице для невменяемых преступников. Она добра, умна, красива, однако, как и все ее коллеги, не верит ни единому слову своих пациентов.
Возвращаясь как-то вечером домой, Миранда попадает в автокатастрофу, чуть не сбив безвестную девушку, и теряет сознание. Приходит в себя она в психушке, где раньше работала, вот только теперь уже Миранда – пациент, которому не доверяют, и более того – обвиняют в убийстве горячо любимого мужа.
Что получилось: фильм «Готика» – очень странный фильм. С одной стороны это обычная, ничем ни примечательная история, каких в мире киноужасов рассказано уже сотни и сотни.
В «Готике» нет не только свежего материала, но нет даже свежей подачи этого самого материала, нет никакого своеобразия, нет изюминки. В общем, нет ничего того, за что бы зацепился глаз.
Все те же приемы, те же сюжетные ходы, та же атмосфера, и непонятно: то ли это кино так замечательно выдержано, то ли оно попросту шаблонно и банально.
Вроде бы режиссер – Матьё Кассовиц – француз, парижанин! но о темпераменте и пылкости в данной картине не может быть и речи. По ощущениям, это скорее британское или же немецкое произведение. Холодность и точность: вот два составляющих «Готики»!
Казалось бы, раз пошла такая пьянка, то этот фильм можно просто опоганить, задвинуть куда подальше и успокоиться. Однако лента, при том, что она не хороша, она и вовсе не плоха! В чем же дело? Почему одни ужастики, наподобие «11.11.11» или «Последнее изгнание дьявола 2» мы называем банальной картонкой, а другие, вот как «Готику», при всех их несовершенствах, величаем чуть ли не классикой или же просто образцом отличных ужасов.
Все дело, конечно же, в разном подходе киноделов. Если один сценарий будут снимать какая-нибудь плохонькая студийка, наспех ляпающая хоррор-муви и не заботящаяся об актерах и декорациях, а другая студия-студища, напротив, подойдет к делу гораздо тщательнее, то и результат получится совершенно разным.
В «Готике» прежде всего зрителя привлекают актеры: Холли Берри, Роберт Дауни младший, Пенелопа Крус. Согласитесь, этих ребят привычней видеть в боевиках, драмах и блокбастерах, но уж никак в мистических триллерах. И вот это уже интересно, это уже свежо – при том, что игра их ничем, опять же, не выделяется и ничем особенным похвастать не может.
Другая причина успеха фильма кроется в ладных аутентичных декорациях и качественной, красивой постановке, которая, правда, больше походит на работу хладнометаллического робота, однако… этот робот не лишен обаяния.
Вообще «Готика» среди своих сородичей выглядит также, как бродвейский мюзикл среди детских утренников: профессионалы даже глупость и шаблонность умудряются сделать чрезвычайной симпатичностью, которую хочется и посмотреть самому, и посоветовать посмотреть другому.
Вывод: «Готику» надо глядеть очень и очень внимательно, быть готовым погрузиться в ее мир, и только тогда вы сможете получить удовольствие от созерцания этой пусть и слишком уж знакомой, но по настоящему красивой картины.
Готика содержание/сюжет фильма читать онлайн
Содержание/сюжет
Между тем вокруг Миранды творятся странные события, которые она не может объяснить своим прагматическим умом. К ней постоянно является призрак той девушки, которую она едва не сбила на шоссе. В душевой она наносит ей несколько порезов скальпелем, из которых складываются буквы «Not Alone» ( «не один, не в одиночку»). До этого ту же фразу призрак написал на запотевшем стекле камеры, и эта же фраза была написана кровью на дверях ведущих в спальню, рядом с которой был убит Дуглас. В довершение всего в больнице постоянно случаются перебои с электричеством, причины которого выяснить не удаётся.
Во время беседы с директором больницы Парсонсом Миранда видит в его кабинете портрет девушки, которую едва не сбила на шоссе. Оказывается, что это дочь Парсонса Рэйчел, некоторое время назад покончившая жизнь самоубийством. Рациональный ум Миранды постепенно склоняется к мысли, что вокруг существует нечто, необъяснимое современной наукой. Когда призрак появляется в следующий раз, она обращается к нему по имени и в качестве доказательства просит открыть дверь её камеры. В тот же миг щёлкает замок и дверь открывается.
Миранда тайно пробирается в кабинет доктора Пита Грэма, чтобы добыть ключи от всех дверей больницы. На компьютере Пита, по одной из видеокамер службы безопасности, она неожиданно видит Рэйчел в коридоре, где находятся одиночные камеры. Она понимает, что это знак, и бежит туда. Через узкое окошко одиночной камеры, где сидит Клои, она видит сцену насилия, которое совершает над Клои мужчина, лица которого она не видит, но успевает рассмотреть татуировку у него на груди. На татуировке изображена охваченная огнём женщина (Anima Sola). Миранда зовёт на помощь, и её хватает охрана.
В беседе с доктором Грэмом, её в настоящее время лечащим врачом Миранда пытается рассказать ему обо всём, что увидела, однако доктор Грэм считает охваченную пламенем женщину архетипическим образом, который отражает нынешнее душевное состояние Миранды и является её фантазией.
Миранда сидит в одиночке, когда к ней снова является призрак и начинает зверски избивать, ударяя об стены камеры. Когда прибегает медсестра и охрана, они находят Миранду лежащей на полу без сознания. Миранда приходит в себя, с неожиданной силой отталкивает охранника, отбирает у медсестры ключи и бросается бежать. После долгой погони ей удаётся скрыться от преследователей и добраться до вахты, где дежурит знакомый охранник, который выпускает её наружу и даёт ключи от собственной машины.
Скорбя о покойном муже, Миранда рассматривает фотографию, на которой они с Дугласом сняты на фоне их загородного дома на ранчо Уиллоу Крик. В последнее время Дуглас часто пропадал на ранчо, занимаясь ремонтом дома. Миранде приходит в голову мысль, что разгадка может скрываться именно там, и она едет на ранчо. Приехав в Уиллоу Крик Миранда осматривается вокруг, остановив свой взгляд на амбаре, а затем направляется туда. В амбаре, заваленном старым хламом без каких-либо признаков человеческого присутствия, она замечает недавно распечатанную коробку от видеокамеры и дверцу погреба, который недавно кто-то открывал. Спустившись в погреб, Миранда обнаруживает там хорошо оборудованную студию для съёмки порнофильмов, включая цифровую камеру на штативе, кровать с кандалами и различную садомазохистскую атрибутику. В камере всё ещё стоит кассета со снятым недавно фильмом. Миранда включает просмотр и видит садистскую сцену, где в качестве насильника выступает её муж Дуглас. Миранда понимает, что её муж, которого все окружающие считали уважаемым доктором, в действительности был жестоким маньяком-убийцей.
Через некоторое время в подвале появляется полиция, которая идёт по следу Миранды. Миранду арестовывают и попутно обнаруживают в подвале истерзанную, но ещё живую жертву из последнего порнофильма. Некоторые признаки указывают на то, что у Дугласа был сообщник, и что сакраментальная фраза призрака «Not Alone» означала, что преступник действовал не один, а не то, что жертва была не единственной, как думала ранее Миранда.
В свете открывшихся обстоятельств Миранду и Клои признают вменяемыми, оправдывают и выпускают из психушки. Они тепло прощаются на ночной улице. Клои говорит Миранде, что она открыла дверь в потусторонний мир и теперь не сможет её закрыть. Миранда воспринимает это утверждение с юмором. Клои садится в такси и уезжает. Миранда идёт по ночной улице и вдруг видит стоящего посередине дороги мальчика. Когда мчащаяся пожарная машина, которая должна была неминуемо сбить мальчика, просто проходит сквозь него, становится понятным, что история отношений Миранды с призраками ещё не закончена. В последних кадрах фильма крупным планом показывается висящая на столбе листовка «Пропал ребёнок» с портретом мальчика, которого видела Миранда на дороге несколько секунд назад.
Стоит ли искать скрытый философский смысл в мистическом триллере? И разве можно говорить о психологическом подтексте событий, невероятных с точки зрения рационального человека: появлению призраков, таинственных надписей на стенах, кровавых порезов? Любой из нас с насмешкой отмахнётся от подобного предположения: фильмы ужасов – это просто острая приправа, добавляющая вкус блюду нашей повседневности. Режиссёр «Готики» Матье Кассовиц решил бросить вызов подобному мнению, а насколько это ему удалось – зрители и критики спорят до сих пор.
Атмосфера фильма
Главное в «Готике» – не детективная составляющая, хотя классический маньяк-убийца, скрывающийся под маской врача-психиатра, заставляет нас вспомнить выдающегося психотерапевта, многоуважаемого доктора Ганнибала Лектора. Но страшный «бог» и хозяин исправительного заведения для душевнобольных преступников, доктор Дуглас Грей, появляется в кадре ненадолго – только для того, чтобы погибнуть под ударами топора.
Мистически мрачная атмосфера фильма имеет вполне реальное объяснение — в сумасшедшем доме для преступников нет места радости и надежде. Проливные дожди, тёмные краски, униформа медицинского персонала, воспалённые глаза пациентов – всё складывается в одну картину, как кусочки паззла. Отчаянный взгляд несчастной девушки Клои, которая молит о помощи, но встречается только с глухой стеной непонимания, будет страшно отомщён: её лечащий врач, Миранда, в самом скором времени превратится в такого же изгоя, ищущего доверия и сочувствия.
Врач и пациент
Взаимоотношения врача и пациента часто становились предметом самых серьёзных медицинских исследований. А в такой области, как психиатрия, касающейся самых потаённых глубин человеческих душ, этот вопрос приобретает особый смысл. Доктор, возомнивший себя богом, терзает, убивает, подчиняет себе женщин, превращая их в игрушки для себя и своего друга детства — шерифа. Он полностью уверен в своей безнаказанности, он – столп общества, предмет подражания.
Его жена, Миранда, со своим рациональным подходом к проблемам пациентов, находится на грани профессионального провала. Пытаясь объяснить душевные болезни физиологическими процессами, она разговаривает заученными цитатами из учебников, не понимая тех, чьи души пытается лечить, не доверяя им. Она, дипломированный врач-психиатр, живёт бок о бок с маньяком, убийцей, и не чувствует этого. Она со слепым обожанием смотрит в его глаза до того момента, пока реальность не откроет ей страшную правду — как это ни парадоксально, устами призрака.
Вера и доверие
Вопрос доверия – главный психологический смысл фильма «Готика». Его задают себе все герои, его задаёт зритель, глядя на экран. «Как можно доверять человеку, который думает, что ты сумасшедший?» — спрашивает Клои у Миранды, и этот же вопрос вскоре эхом отразится в беседе Миранды и её друга, доктора Грэма. Чтобы помочь человеку, надо уметь его понять. Чтобы понять его, надо проявить сочувствие и сопереживание. Никакие цитаты самых великих светил не в силах заменить простого человеческого доверия.
Любой из нас попадает в ситуацию, когда слышит от близкого человека слова: «Просто верь мне! Просто доверяй!» Для этого не нужно видеть привидения, читать загадочные надписи на стенах, сидеть в сумасшедшем доме. Но как часто мы откликаемся на подобный призыв? Доктор Миранда тоже оказалась к нему глуха, и потому ей понадобилось выйти за пределы разумного, чтобы понять и принять происходящее. Она из последних сил держится за рационализм, который, как она думала, помогал ей, но на самом деле завёл в полный жизненный тупик. Ведь вопрос не в том, чтобы верить в призраков; вопрос в том, чтобы уметь смотреть на жизнь под разными углами, доверять интуиции, прислушиваться к движениям своей души.
Сойти с ума, чтобы понять правду
У зрителя «Готики» есть выбор: воспринимать происходящее с Мирандой с мистической или с рациональной точки зрения. Он может верить в то, что путь к пониманию ситуации ей указал призрак, что это призрак, вселившийся в неё, отомстил своему убийце, или попробовать, как и сама Миранда, объяснить всё логически. Грубое прикосновение к тайным струнам человеческой души может вызвать совершенно непредсказуемую реакцию, необъяснимую наукой. И в этом тоже искать мистику бессмысленно.
Не в одиночку
Не в одиночку творил зло жуткий доктор Грей. Не в одиночку страдала девушка, чей призрак явился Миранде. Не в одиночку просила о доверии бедняжка Клои. Не в одиночку боролась со злом Миранда, которой удалось добиться доверия у окружающих, каким бы безумным ни выглядело её поведение.
На самом деле, мы все не одиноки, мы живём в социуме, где невозможно бесконечно скрывать своё истинное лицо. Рано или поздно правда найдёт путь, и тогда не помогут ни врачебные регалии, ни звания, ни выслуга лет.
Финал фильма
Этот вопрос остаётся без ответа. Ведь в нашем мире слишком много зла, и мы, как доктор Миранда, зачастую живём с ним бок о бок, не понимая этого, не видя его и привыкнув к нему.
Готика :
Готика: Практика судебной психиатрии
|
«Готика» (Gothika, the), 2003
Режиссёр: Матье Кассовиц
Сценарий: Себастьян Гутиеррез
Музыка: Джон Оттман
Оператор: Мэттью Либатик
В ролях: Холли Берри, Роберт Дауни мл., Чарльз Даттон, Джон Кэрролл Линч, Бернард Хилл, Пенелопа Круз
Я знаю, зачем ходят в кино любители пошелестеть орешками и поболтать по мобиле. Вернее, не «зачем», на этот вопрос может ответить лишь патологоанатом, а «на какое кино». В тот момент, когда под очередной душераздирающий крик с экрана чавкающие граждане вдруг затыкаются — начинаешь понимать жанр. Правда, многие люди ходят в кино, как ходят прошвырнуться по магазинам — не от нутряной необходимости такого рода времяпровождения или от культурного голода, а от скуки. Видимо, потому сейчас каждый торговый центр спешит обзавестись многозальным кинотеатром с тонко выверенным репертуаром. И фильм «Готика» — тот продукт, который нужен праздношатающимся (если не считать неизлечимых фанатов жанра «страшилок»). Почему? Попытаюсь объяснить.
Женщина-доктор живёт себе в счастливом браке со своим мужем, а заодно работает штатным психиатром в пенитенциарном учреждении для скорбных разумом. Там её изводит одна пациентка, которая совершила со своим отчимом нечто противоестественное, но признаваться не хочет, а хочет рассказывать про дьявола и духов. И вот однажды она, волею странных обстоятельств, отправляясь домой, оказывается на месте своих подопечных. В смысле — на койке родной больнички.
Над героиней висит обвинение в зверском убийстве своего мужа (психиатра же) топором, а также разные голоса и призраки. Причем последние обладают неслабой активностью, побивая регулярно бывшую докторшу головой о стены и совершая другие противоправные действия. Параллельно на арене жестикулируют тайный воздыхатель героини (опять психиатр) и бывший друг убиенного мужа (этот уже не психиатр, но шериф, который как раз и ведёт расследование убийства). Начинаются подозрения, дружба с бывшей подопечной, разные знаки и попытки их расшифровки, в общем невероятно активные для жительницы одиночной палаты следственные действия приводят сначала к побегу из «психушки», а затем и к разъяснению всех ужасов, которые и привели к «многочисленным человеческим жертвам».
Не буду делиться деталями происходящего, так как фильм сугубо и состоит из этих деталей и их смакования, не буду портить любителям отдых, это их право, оценить фильм по-своему. Я же скажу вот о чём — выходя за пределы конкретных картинок, слов, детективной составляющей, физиономий актёров, я словно упираюсь в стену. Спецэффекты на уровне, звук — замечательный, техника всё совершенствуется, актёры играют добротно, со вкусом, энергично кричат и корчатся в истериках, как и положено психам (правда, Холли Берри в юбке смотрится несколько странно). Призраки пугают, двери лязгают, камера порхает в трёх измерениях, как до «Матрицы» никто толком себе не позволял. Но на экране всё равно пусто и грустно.
Где своё-то, где оригинальное, спрашивал я сам себя, и так и не смог ответить на этот животрепещущий вопрос. Кричать через звуковые мощности кинозала в особо страшных моментах это конечно круто, и здорово заводит впечатлительных барышень, но человеку хоть сколько-то искушённому этого явно недостаточно. Может, лихость закрученных логических изысков по ходу сюжета, или нетривиальные режиссёрские ходы нас порадуют? Так опять же нет, ни единого момента не припомню. Ну хотя бы любимая многими недосказанность и многозначительность в фильме присутствует? Не дождётесь. Доходит до смешного — если вначале фильма героиня кому-то улыбнулась, он её непременно спасёт в конце. Если героиня проплыла вначале полсотни раз больничный бассейн — значит, впоследствии это мероприятие позволит ей героически бежать из психиатрического застенка. А уж если кто-то нехорошо улыбается, значит — он и есть тот самый Главный Злодей. Ну, или что-то типа того.
Правда, я не издеваюсь, так всё и есть. И финал — мальчик на дороге, и две психованные девицы, ни с того ни с сего замочившие своих родственников, выходят «на свободу с чистой совестью», класс.
При этом, заметьте, за время просмотра ваш покорный слуга вполне хорошо себя чувствовал, смотрел на экран с удовольствием, был захвачен сюжетом, почти не морщился от изысков отечественного дубляжа и подвоха не ожидал. А послевкусие вот какое вышло. Обычно у меня такие эффекты бывают только при просмотре кинговских экранизаций, но, видно, нашлись правильные люди и флаг подняли, создали в фильме правильную, с механической точностью рассчитанную атмосферу, расчертили монтаж картинки, составили гороскоп сюжета, способного в это время года ошарашить зрителя, собрали актёрский состав, закупили мешок спецэффектов и врубили на полную душераздирающих криков.
Единственным внятным достижением режиссёра (кстати, знакомого нам по заглавной роли в фильме «Амели») Матье Кассовица можно считать наметившийся ближе к середине фильма красочный и весьма впечатляющий образ внутреннего мира душевно больных людей. И то, как у них постепенно сносит крышу, и как им никто не верит, и как искажается постепенно восприятие окружающего мира — браво. Эх, если бы сценарий не завернул фильм в детективно-догонятельно-убегательную сторону, да если бы будни тюремной психиатрии показать обстоятельнее и достовернее, цены б фильму не было, а так…
Повторюсь, результат вышел сочный, но даже гамбургер иногда отличается вкусом от подмётки. А любителям ручной лепки котлет — в другую очередь.
Кстати, я так и не понял, почто неупокоенные мёртвые души в фильме так мутузят подследственную, а также — почему фильм называется «Готика».
Однажды женщина-психиатр оказывается на месте своих подопечных. В смысле на койке родной больнички Над героиней висит обвинение в зверском убийстве своего мужа топором, а также разные голоса и призраки. Причем последние обладают неслабой активностью, побивая бывшую докторшу головой о стены и совершая другие противоправные действия. Начинаются подозрения, дружба с бывшей подопечной, разные знаки и попытки их расшифровки, в общем невероятно активные для одиночной палаты следственные действия приводят сначала к побегу из «психушки», а затем и к разъяснению всех «многочисленных человеческих жертв»