ботаник что это значит
Значение слова «ботаник»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
БОТА’НИК, а, м. Ученый — специалист по ботанике.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
бота́ник I
1. человек, имеющий образование в области ботаники или профессионально занимающийся этой наукой ◆ И тот ботаник, который найдет, что яблоко падает оттого, что клетчатка разлагается и тому подобное, будет так же прав, и так же не прав, как и тот ребенок, стоящий внизу, который скажет, что яблоко упало оттого, что ему хотелось съесть его и что он молился об этом. Л. Н. Толстой, «Война и мир», 1867–1869 г. ◆ Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой. Тургенев, «Отцы и дети», 1862 г. ◆ Понятие о борьбе и термин «борьба за существование» были введены в науку довольно давно, по преимуществу ботаниками. И. И. Мечников, «Очерк вопроса о происхождении видов», 1876 г.
2. школьн. учитель ботаники ◆ Временно заведующий школой Кочерыгин заменял отсутствующего ботаника. Л. А. Кассиль, «Кондуит и Швамбрания», 1928–1931 г. (цитата из НКРЯ)
3. жарг. перен. шутл. человек, не имеющий представления о чем-либо ◆ В поэзии я полный ботаник.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: исповедоваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Пора отменитьПочему прозвище «ботаник» стоит оставить в прошлом
Учиться — это нормально
Английским словом nerd или его русской версией «ботаник» пренебрежительно называют людей, сосредоточенных преимущественно на учёбе, трудолюбивых и часто показывающих хорошие результаты — будь то оценки, школьные олимпиады и интеллектуальные игры. Предполагается, что такой человек не уделяет должного внимания своей личной жизни, не следит за внешним видом и сутками проводит время за книгами, не имея дополнительных интересов или имея строго определённые: ролевые игры, фэнтези и комиксы. То есть интересуется всякими скучными вещами, до которых «нормальным» людям нет никакого дела. Сразу возникает несколько вопросов. Во-первых, что плохого в том, чтобы увлекаться учёбой и реализовывать себя таким образом? А во-вторых, почему вполне поп-культурные развлечения до сих пор приписывают узкому интересу одной группы людей? И есть ли вообще смысл поддерживать этот стереотип? Пытаемся разобраться.
Согласно Оксфордскому словарю, слово nerd впервые было опубликовано в статье в Newsweek 1951 года: «In Detroit, someone who once would be called a drip or a square is now, regrettably, a nerd» («В Детройте человека, которого раньше назвали бы занудой или лохом, сегодня скорее назовут ботаником»). И хоть мы знаем, в какой момент слово стало популярным, нельзя однозначно сказать, откуда оно взялось. Джим Берроуз, который создал целый сайт, посвящённый слову «nerd», предположил, что оно происходит от аббревиатуры. Компания Northern Electric в Оттаве создала лабораторию исследований и разработок под названием Northern Electric Research and Development Laboratories, а все её работники получили карманные протекторы с логотипом «N.E.R&D». Но какой бы красивой ни была теория, она вряд ли соответствует действительности. Лаборатория появилась только в 1959 году, что никак не объясняет первое публичное употребление слова в газете Newsweek за восемь лет до этого. Также есть версия, что «nerd» — это слово «drunk», если читать его с конца, якобы ботаник — противоположность тусовщику. Но и эту версию Оксфордский словарь ставит под сомнение, так как она не объясняет правописание слова — почему не «knurd»?
Так или иначе слово «nerd» широко распространилось в 50-х, а его русская версия «ботаник» и вовсе заменила более архаичный, но не менее пренебрежительный вариант — «зубрила». У этих терминов немного разное буквальное значение, но близкая негативная коннотация. «Зубрить» — значит учить наизусть, не особо погружаясь в смысл текста. Также для зубрилы не характерен целый список интересов и развлечений, который приписывают ботаникам. Следуя стереотипной логике, у таких людей в принципе нет интересов, так как они неспособны уловить смысл предмета и могут только повторять слова, не понимая значения. Хоть это и разные слова, адресуются они зачастую к одним и тем же людям и у них одна и та же цель — унизить, высмеять и пристыдить человека, погружённого в учёбу.
«Я не так уж далёк от поколения взрослых, которые полагали, что самые талантливые дети будут заниматься юриспруденцией или бизнесом. Карьера же, связанная с точными науками, в основном рассматривалась как занудная или недостижимая, — пишет учёный Маршалл Шеферд, выражая беспокойство по поводу слова «ботаник». — Дети ясно понимают негативный смысл слова „ботаник“. Я считаю, что многие делают свой выбор, основываясь не на своих желаниях, а из-за давления, которое вынуждает их быть „крутыми“, „приемлемыми“ и ни в коем случае не ботаниками».
Дети ясно понимают негативный смысл слова «ботаник». Многие делают свой выбор, основываясь не на своих желаниях, а из-за давления, которое вынуждает их быть «крутыми», «приемлемыми» и ни в коем случае не ботаниками
Преподавательница Кэрри Энн Филбин тоже считает, что школьницы не стремятся становиться программистками не потому, что им не даётся предмет (как раз наоборот), а потому что вокруг людей, всерьёз увлекающихся информатикой и проводящих время за компьютером, множество негативных стереотипов. «Каждый год я прошу учеников и учениц восьмого класса (им 12–13 лет) написать, что, как им кажется, значит быть учёным, работающим в сфере информационных технологий. Ответы включают как положительные стереотипы, вроде высокого заработка и ума, так и отрицательные, про которые чаще пишут именно девочки и которые для них перевешивают все плюсы: отсутствие друзей, социальная изоляция и занудство. На самом деле информатика — очень творческий предмет. Он помогает учащимся лучше понимать мир вокруг, который становится всё более цифровым, и бросает вызов представлениям о возможностях. Однако за последнее десятилетие взрослые не смогли донести до девочек широту и глубину предмета», — пишет она для The Guardian. По иронии, увлечённость науками, которая едва ли способствует популярности в школе, в будущем может привести к одной из самых прибыльных профессий. Будь то карьера в IT-секторе или медицинской сфере, где, в какую бы отрасль вы ни отправились дальше, придётся сдавать вступительные экзамены по биологии и химии.
Можно было бы предположить, что обидные прозвища — нормальная часть взросления и на них можно просто не обращать внимания. Однако не стоит забывать, что школа — одно из первичных мест социализации и чаще всего её устройство иерархично. От статуса, диктуемого отношением сверстников, часто зависит не только базовый комфорт, но и ментальное и физическое здоровье ребёнка. В итоге учащиеся либо и вовсе отказываются от своих интересов в пользу репутации, либо вынуждены скрывать собственное трудолюбие и усердность: «Я ничего не учил», «Полистал перед уроком», «Списал на перемене». И это формирует уже новую, но не более пригодную для существования реальность: картину мира, где есть «талантливые» люди, которым всё даётся легко, и усердные «неудачники», которым «просто не дано». Правда, конечно же, где-то посередине. У нас действительно могут быть разные способности, а что ещё важнее — сферы интересов, в которых мы хотим реализовываться, однако трудиться придётся всем. Решение рабочей задачи, увы, нельзя списать у коллеги.
Прозвище «гик», которое синонимично «ботанику», было оскорбительным вплоть до 1980-х. Но всё изменилось благодаря развитию технологий: бывшие изгои, увлечённые компьютерами, стали широко востребованы обществом, а их профессиональная сфера — одной из самых прибыльных. «Демонстрация знаний или преданности увлечениям стала „формой социальной валюты“», — отмечает соавтор исследования Джессика Маккейн. Что же касается гиковской культуры — сферы интересов, некогда приписываемой условным «ботаникам», — то она давно перестала быть субкультурным феноменом и заняла устойчивое место в массовой культуре. По супергеройским комиксам снимают многомиллионные блокбастеры, которые становятся лидерами в кассовых сборах, а сериалы вроде «Теории Большого взрыва» разлетаются на цитаты и крепко застревают в массовом сознании. Поэтому сегодня скорее уместно говорить о культуре в целом: популярной и, возможно, более нишевой — если она ещё существует в эпоху быстрого и доступного интернета.
ботаник
Смотреть что такое «ботаник» в других словарях:
ботаник — ботан, агроботаник, пятерочник, отличник Словарь русских синонимов. ботаник сущ., кол во синонимов: 29 • агроботаник (1) • … Словарь синонимов
ботаник — БОТАНИК, а, БОТАНЧИК, а, БОТАН, а (или а), м. Ирон. 1. Прилежный ученик, всезнайка, зубрила, отличник. В каком году была Куликовская битва? В 1380 м. Ну ты ботаник! 2. Пожилой мужчина, ухаживающий за молодой женщиной. 1. Возм. из шк … Словарь русского арго
БОТАНИК — БОТАНИК, ботаника, муж. Ученый специалист по ботанике. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БОТАНИК — БОТАНИК, а, муж. Специалист по ботанике. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ботаник — специалист в области ботаники Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка
ботаник — (ботаникыр, ботаникхэр) ботаник БотаникэмкIэ гъэсэгъэ цIыф Ар ботаник Iаз … Адыгабзэм изэхэф гущыIалъ
БОТАНИК — Включить ботаника. Жарг. мол. Шутл. Сделать серьезный вид. Елистратов 1994, 67. Ботанику атас. Жарг. мол. Название произведения Грибоедова “Горе от ума”. КП, 04.12.98. /em> Ботаник отличник, прилежный ученик … Большой словарь русских поговорок
ботаник — I. и. Ботаника белгече. II. БОТАНИК – с. Ботаникага караган, шуңа бәйләнешле … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
Ботаник — Человек, который слишком много учится. Син.: зубрилка Худой ботаник и полный тормоз … Словарь криминального и полукриминального мира
ботаник — [69/9] Человек, студент, ученик, который слишком много учится, занимается, в т.ч самообразованием, заучка. Этот ботаник только и делает, что читает книжки. Студенческий сленг … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга
Значение слова ботаник
Ботаник в словаре кроссвордиста
ботаник
1.Специалист в области ботаники.
2. разг.Учитель ботаники.
Большой современный толковый словарь русского языка
м.
1) Специалист в области ботаники.
2) разг. Учитель ботаники.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
Словарь русского языка Лопатина
специалист по ботанике
Словарь русского языка Ожегова
ботаник м.
1) Специалист в области ботаники.
2) разг. Учитель ботаники.
Толковый словарь Ефремовой
ботаника, м. Ученый специалист по ботанике.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Полный орфографический словарь русского языка
Но ботаник — это не то же, что нёрд, так как ботаники зубрят все подряд, а не уходят в какую–нибудь квантовую физику с немытой головой, наплевав на остальное.
Ботаник замечает, что, перелетая с пылью двудомного цветка на пестик, пчела оплодотворяет его, и ботаник в этом видит цель пчелы.
Лекции читали виднейшие профессора университета ботанико-географ А. Н. Бекетов, ботаник М. С. Воронин, физиолог Ф. В. Овсянников, под руководством которого начинал свою научную деятельность будущий академик И. П. Павлов.
В конце концов, многие люди не столько шутят, сколько выдают желаемое за действительное. У озабоченного — весь юмор вечно ниже пояса, пьяница шутит про выпивку, жмот — про деньги, ботаник — про Пруста и Бродского.
Дмитрий Александрович Емец
Галь, я окончательно поумнела. Это я раньше была неумная, а сейчас я ботаник и стала умная, как пробка!
Александр Васильевич Григорьев (1848—1908) — русский ботаник и этнограф.
Транслитерация: botanik
Задом наперед читается как: кинатоб
Ботаник состоит из 7 букв
Ботаник (профессия)
Бота́ника (др.-греч. βοτανικός — относящийся к растениям, от βοτάνη — трава, растение) — наука о растениях.
Содержание
Предмет исследований
Ботаника охватывает широкий круг проблем: закономерности внешнего и внутреннего строения (морфология и анатомия) растений, их систематику, развитие в течение геологического времени (эволюция) и родственные связи (филогения), особенности прошлого и современного распространения по земной поверхности (география растений), взаимоотношения со средой (экология растений), сложение растительного покрова (фитоценология, или геоботаника), возможности и пути хозяйственного использования растений (ботаническое ресурсоведение, или экономическая ботаника).
По объектам исследования в ботанике выделяют фикологию (альгологию) — науку о водорослях, микологию — о грибах, лихенологию — о лишайниках, бриологию — о мхах и др.; изучение микроскопических организмов, преимущественно из мира растений (бактерий, актиномицетов, некоторых грибов и водорослей), выделяют в особую науку — микробиологию. Болезнями растений, вызываемыми вирусами, бактериями и грибами, занимается фитопатология.
Основная ботаническая дисциплина — систематика растений — разделяет многообразие растительного мира на соподчинённые друг другу естественные группы — таксоны (классификация), устанавливает рациональную систему их наименований (номенклатура) и выясняет родственные (эволюционные) взаимоотношения между ними (филогения). В прошлом систематика основывалась на внешних морфологических признаках растений и их географическом распространении, теперь же систематики широко используют также признаки внутреннего строения растений, особенности строения растительных клеток, их хромосомного аппарата, а также химический состав и экологические особенности растений. Установление видового состава растений (флоры) какой-либо определенной территории обычно называется флористикой, выявление областей распространения (ареалов) отдельных видов, родов и семейств — хорологией (фитохорологией). Изучение древесных и кустарниковых растений выделяют в особую дисциплину — дендрологию.
В тесной связи с систематикой находится морфология растений, изучающая форму растений в процессе индивидуального (онтогенез) и исторического (филогенез) развития. В узком смысле морфология изучает внешнюю форму растений и их частей, в более широком — включает анатомию растений, изучающую их внутреннее строение, эмбриологию, исследующую образование и развитие зародыша, и цитологию, изучающую строение растительной клетки. Некоторые разделы морфологии растений выделяют в особые дисциплины в связи с их прикладным или теоретическим значением: органографию — описание частей и органов растений, палинологию — изучение пыльцы и спор растений, карпологию — описание и классификация плодов, тератологию — изучение аномалий и уродств (терат) в строении растений. Различают сравнительную, эволюционную, экологическую морфологию растений.
Изучением растений в их взаимоотношении со средой обитания занимается ряд отраслей ботаники, иногда объединяемых под общим названием экология растений. В более узком смысле экология изучает влияние на растение среды обитания, а также разнообразные приспособления растений к особенностям этой среды. На земной поверхности растения образуют определенные сообщества, или фитоценозы, повторяющиеся на более или менее значительных территориях (леса, степи, луга, саванны и т. д.). Исследованием этих сообществ занимается отрасль ботаники, называемая в России геоботаникой, или фитоценологией (за рубежом её часто называют фитосоциологией). В зависимости от объекта исследования в геоботанике выделяют лесоведение, луговедение, тундроведение, болотоведение и т. д. В более широком смысле геоботаника смыкается с учением об экосистемах, или с биогеоценологией, изучающей взаимоотношения между растительным покровом, животным миром, почвой и подстилающими почву горными породами. Этот комплекс называется биогеоценозом.
Распространение отдельных видов растений на поверхности земного шара изучает география растений, а особенности распределения растительного покрова на Земле в зависимости от современных условий и исторического прошлого — ботаническая география.
Наука об ископаемых растениях — палеоботаника, или фитопалеонтология, имеет первостепенное значение для восстановления истории развития растительного мира. Данные палеоботаники имеют важнейшее значение для решения многих вопросов систематики, морфологии (включая анатомию) и исторической географии растений. Её данными пользуется также геология (историческая геология и стратиграфия).
Полезные свойства дикорастущих растений и возможности их окультуривания изучаются экономической ботаникой (хозяйственная ботаника, ботаническое ресурсоведение). С экономической ботаникой тесно связана этноботаника — учение об использовании растений различными этническими группами населения земного шара. Важный раздел прикладной ботаники — изучение дикорастущих родичей культурных растений, обладающих ценными свойствами (например, иммунитетом к болезням, засухоустойчивостью и т. д.).
Физиологию растений и биохимию растений не всегда относят к ботанике, поскольку многие физиологические и биохимические процессы, протекающие в растениях, аналогичны или даже тождественны процессам, протекающим в животных организмах, и изучаются сходными методами. Однако биохимия и физиология растений отличаются рядом специфических черт, исключительно или почти исключительно свойственных растениям. Поэтому разграничить физиологию и биохимию растений от собственно ботаники нелегко, тем более, что физиологические и биохимические особенности растений могут рассматриваться как таксономические признаки, следовательно, интересовать систематиков растений. Эти же особенности чрезвычайно важны для понимания проблем экологии и геоботаники, географии растений и ботанической географии, экономической ботаники и т. д. Генетика растений обычно также рассматривается как раздел общей генетики, хотя некоторые главы её (генетика популяций, цитогенетика) тесно связаны с систематикой, особенно биосистематикой, экологией растений и геоботаникой.
Границы между перечисленными выше разделами ботаники в значительной мере условны, так как их методы нередко перекрещиваются, а данные взаимно используются. Трудно определить место таких наук, как физиологическая анатомия и экологическая физиология, или отделить использование химических особенностей растений в систематике (хемосистематика) от сравнительной биохимии растений; наряду с этим процессом идёт и весьма узкая специализация отдельных ботанических разделов.
Ботаника тесно связана со многими другими науками — с геологией через палеоботанику и индикационную геоботанику (использование признаков некоторых растений и их сообществ как индикаторов некоторых полезных ископаемых); с химией — через биохимию и физиологию, экономическую ботанику и фармакогнозию; с почвоведением и физической географией — через экологию и геоботанику; с техническими науками — через экономическую ботанику. Ботаника — естественноисторическая основа сельского и лесного хозяйства, зелёного строительства в городах, курортах и парках, она разрешает многие вопросы пищевой, текстильной, целлюлозно-бумажной, микробиологической, деревообрабатывающей промышленности. Однако важнейшая задача ботаники — изучение закономерностей развития и охраны среды обитания человечества — биосферы и прежде всего растительного мира — фитосферы.
Методы исследования
Ботаника пользуется как наблюдением, так и сравнительным, историческим и экспериментальным методами, включающими сбор и составление коллекций, наблюдение в природе и на опытных участках, эксперимент в природе и в условиях специализированных лабораторий, математическую обработку полученной информации. Наряду с классическими методами регистрации тех или иных признаков изучаемых растений используется весь арсенал современных химических, физических и кибернетических методов исследования.
Основные этапы развития ботаники
Как стройная система знаний о растениях ботаника оформилась к XVII-XVIII векам, хотя многие сведения о растениях были известны и первобытному человеку, так как жизнь его была связана с полезными, главным образом пищевыми, лекарственными и ядовитыми растениями. Первыми книгами, в которых растения описывались не только в связи с их полезностью, были произведения греческих и других учёных-натуралистов. Римский натуралист Плиний Старший в своей «Естественной истории» привёл все известные его современникам сведения о природе; он упомянул около 1000 видов растений, описав их достаточно точно.
В России в XV-XVII веках переводят с греческого, латинского и европейских языков и переписывают описания лекарственных растений. В XVIII веке, положив в основу своей искусственной системы строение цветка, Линней разбил мир растений на 24 класса. Система Линнея не надолго пережила своего создателя, однако значение её в истории ботаники огромно.
XIX век ознаменовался интенсивным развитием естествознания в целом. Бурное развитие получили и все отрасли ботаники. Решающее влияние на систематику оказала эволюционная теория Ч. Дарвина.
Характерные черты современного этапа развития ботаники — стирание граней между отдельными её отраслями и их интеграция. Так, в систематике растений для характеристики отдельных таксонов всё шире применяют цитологические, анатомические, эмбриологические и биохимические методы. Разработка новых методов исследования, основанных на достижениях физики и химии, позволила решать задачи, недоступные ранее. Так, в результате использования электронного микроскопа, разрешающая сила которого по сравнению с другими оптическими приборами возросла в сотни раз, были выявлены многие новые детали строения растительной клетки, что с успехом используется не только в анатомии, но и в систематике растений.
Ботаническая номенклатура
Помимо принятой в биологии системы классификаций, ботаника как и другие поднауки биологии дополнительно различают виды на разновидности, подразновидности и формы.
В русской литературе вместо термина ботаническая номенклатура принято употреблять словосечетание бинарная номенклатура, в зоологической литературе получило распространение словосочетание биноминальная номенклатура.
Формирование и пополнение ботанической номенклатуры регламентируется Международным кодексом ботанической номенклатуры
Полная статья: Ботаническая номенклатура таксонов