бостонский пароход что это
Морской словарь для сухопутных читательниц
И если бы только это! Женщин больше на любой выставке, любой театральной постановке, на любой экскурсии. В любом концерте. В любой библиотеке. В любой литературной аудитории. Даже на сайте проза.ру большинство составляют женщины. И только среди моих читателей преобладают мужчины. Эту несправедливость я и собираюсь исправить.
Ведь читательниц у меня было много, пока не разбежались. Несколько раз перед этим они жаловались, что в моих рассказах слишком много непонятных им морских терминов. Некоторые советовали даже написать специальный словарик. Я знаю, что на нашем сайте есть много старых моряков, опытных капитанов, которые составили бы такой словарь лучше меня.
Ясно, что разъясняя многие понятия, я иногда прибегал к помощи морских словарей и учебников. Очень надеюсь, что составители этих словарей не станут со мной судиться. Хотя бы из любви к тем, для кого предназначен мой словарик.
Что такое «узел»? Нет-нет, не морской такелажный узел, а что-то совсем другое. А что? Что такое дедвейт судна? Тоннаж? Водоизмещение? Сколько груза может взять на борт современное грузовое судно? Почему на маленьком траулере работает больше людей, чем на огромном океанском танкере? Что такое ватерлиния? Что такое каботаж? Зачем на судне танки? Что такое порт приписки судна? По какому времени живут моряки, странствуя по свету?
Что такое «вышка», «середуха», ШМО, ТФ? «Рыбка», «тюлька», «централка»? Вряд ли вы даже слышали о них, если не живёте в портовом городе. Что такое ТУС, или, более благозвучное, ТУК, вы, конечно, тоже не знаете. А, между прочим, это – именно то, что я и собираюсь вам рассказать.
Конечно, не теорию и устройства судна, или корабля, но – некоторые основные морские понятия и жаргонные словечки для детей и взрослых, желающих выучить еще один язык. На это раз – морской. Итак, приступим в алфавитном порядке.
АВРАЛ- срочные судовые работы, требующие участия всего экипажа.
АРТЕЛКА – помещение для хранения судовой провизии.
БАКЛАН – голодный человек на судне который постоянно хочет есть и находится в районе камбуза.
БЛЭКАУТ – (англ. BLACK OUT) – полное обесточивание теплохода.
БРАШПИЛЬ- палубный механизм с горизонтальной осью вращения, предназначенный для подъёма якоря и выбирания тросов при швартовке. Обычно устанавливается в носу судна, на баке.
БУКВАРЬ – книга, инструкция.
ВАЙПЕР – моторист 2-ого класса (от англ. – wiper – уборщик). Он же ВАЙПЕРЕНЫШ.
ВАХТИТЬ – нести вахту.
ВЗЯТЬ ЗА НОЗДРЮ – шутл. – взять на буксир.
ВООРУЖИТЬ – изготовить для действия
ГАЗ – крепкие алкогольные напитки.
ГОЛУБЯТНЯ – навигационный мостик.
ГОЛУБИЦА- отверстие между килем,шпангоутом и обшивкой корпуса судна.
ГРОТ-МАЧТА- вторая от носа мачта. На современном судне находится на пеленгаторном мостике.
ДЕЙДВУД- подводная часть кормового заострения судна в месте прохода гребного вала. Вал в этом месте лежит на дейдвудном подшипнике.
ДИФФЕРЕНТ- наклон судна в продольной плоскости. Обычно бывает на корму.
ДНИЩЕ- заглублённая, подводная часть обшивки корпуса судна.
ИЛЛЮМИНАТОР- застекленное отверстие в борту или надстройке.
КАМБУЗ- кухня на судне.
КАЧКА- колебания судна под воздействием волн, бывает килевой, бортовой, днищевой и смешанной.
КЛЮЗ- отверстие в фальшборте, палубе или борту, окантованное прутком или отливкой, служащее для проводки троса или цепи.
КНЕХТ- деталь швартовного устройства в виде парных металлических тумб на общем фундаменте, прикрепленном к палубе. Швартовы накладываются восьмёрками.
КОНЕЦ- так называется любая верёвка на судне.
КРАНЕЦ- приспособление, служащее для амортизации ударов и защиты борта судна о причал или другое судно на швартовках и стоянках. Часто используют автомобильные покрышки.
КУБРИК- помещение на судне для размещения экипажа. В отличие от кают, многоместный.
ЛАГ- прибор для измерения пройденного расстояния судна.
ЛОТ- устройство для измерения глубин с борта судна.
ЛОЦМАН- специалист по проводке судов в определенном районе, порту, канале или проливе. Бывает обязателен к приему на борт, но ни в коем случае не подменяет капитана и не снимает с него ответственности за безопасность судна.
МАСТЕР – (англ. master) капитан теплохода. Он же Папа, Дядя.
МАШКА – судовая швабра.
МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТ (МИДЕЛЬ)- средний по длине судна шпангоут.
НА ХОДУ- термин означает, что судно не стоит на якоре, не ошвартовано к берегу и не стоит на мели. То есть, либо в походе, либо в дрейфе.
НАБОР КОРПУСА СУДНА- совокупность поперечных и продольных балок, составляющих остов судна.
НАДСТРОЙКА- закрытое сооружение на палубе, простирающееся от борта до борта. Может быть на корме, в середине судна, и в носу.
НОС- передняя оконечность судна.
ОБСЕРВАЦИЯ- определение места судна по наблюдениям объектов с известными географическими координатами (береговые ориентиры, радиомаяки, звёзды и т.д.).
ОБШИВКА- стальная поверхность борта судна.
ОСТОЙЧИВОСТЬ- способность судна, получившего по какой-либо причине крен, выпрямляться. Недостаточная остойчивость, происходящая от слишком высокого центра тяжести, делает судно валким, склонным к опрокидыванию. Чрезмерная остойчивость приводит к очень резкой и быстрой качке, опасной для корпуса и оборудования.
О.С., ОСЛИК – матрос 2-ого класса, младший матрос (от англ. OS – ordinary seamen)
ПОДВАЛ – машинное отделение.
ПОСУДИНА – лодка, судно.
ПРИВЯЗАТЬСЯ – пришвартоваться, завести швартовые концы. Например: привязаться к стенке – пришвартоваться к причалу.
ПРИСПОСОБА – приспособление, любая вещь, которую можно приспособить для проведения какой-либо работы.
РОГАТЫЕ – матросы, штурмана.
СТАРМЕХ – сокращенно СТАРШИЙ МЕХАНИК, он же ДЕД.
СТАРПОМ – сокращенно СТАРШИЙ ПОМОШНИК КАПИТАНА, он же ЧИФ.
СТЕНКА – причал, пирс.
СТРИНГЕРЫ — внутренние продольные связи для крепления обшивки. Они делятся на бортовые и днищевые — КИЛЬСОНЫ.
ПАЙОЛ- настил палуб и платформ машинного отделения. Как правило, делается полностью или частично съёмным.
ПАЛУБА- горизонтальное перекрытие корпуса судна. Палуба может быть главная, шлюпочная, палуба мостика и так далее.
ПЛАНШИРЬ- планка (брус), ограничивающий фальшборт по верхней кромке.
ПЛАСТЫРЬ- облицованный, многослойный, прямоугольник из парусины с коушами по периметру, для закрытия пробоины в борту. Был обязательным на советских судах дальнего плавания.
ПОДВОЛОК- зашивка потолка во внутреннем помещении.
ПРИЖИМНОЙ- швартов, подаваемый перпендикулярно ДП судна.
ПОДЗОР- свес кормы судна.
ПРОДОЛЬНЫЙ- швартов, подаваемый с носа вперёд, с кормы назад.
РЕВЕРСИРОВАНИЕ- изменение направления вращения двигателя на противоположное.
РЕЙД- открытая, прибрежная часть водной поверхности, предназначенная для стоянки судов на швартовных бочках, буях или якорях.
РУЛЬ- конструкция, состоящая из пера руля, баллера и румпеля.
РУМБ- единица плоского угла в навигации, равная 1\32 части окружности.
СВЕТОВОЙ ЛЮК- люк прямоугольной формы в палубе, огражденный комингсом.
СЕКСТАН- угломерный инструмент для измерения высот небесных светил и углов на земной поверхности.
СТРИНГЕР- продольный элемент набора корпуса судна. Различают днищевой, скуловой, бортовой и палубный стрингер.
СТРОП- Приспособление из тросов для захвата и подвешивания к гаку грузов.
СУДОВАЯ РОЛЬ- список экипажа и пассажиров с паспортными данными и должностями на судне.
СУДОВЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ- основные огни, которые должны нести все суда в море: бортовые, топовые, кормовой, буксирный, круговой.
СХОДНЯ- переносной трап, используемый, когда судно находится на одном уровне с причалом.
ТАЛИ- грузоподъёмное устройство с ручным приводом.
ТРАП- любая лестница на судне. Бывает парадный, наружный, внутренний, лоцманский.
ТУГРИКИ, Х*ЯБРИКИ – любая местная валюта.
ТРЕВОЖИТЬСЯ – выполнять учения по тревогам (Человек за бортом, Пожар, Оставление судна и т.п.).
ТУРАЧКА- барабан шпиля, брашпиля, лебёдки, на который наматывается трос.
УЗЕЛ- принятая в мореплавании единица скорости, равная одной морской миле в час.
ФАЛЬШБОРТ — ограждение по краям наружной палубы судна, пояс выше главной палубы, выполненный как продолжение борта судна. Заканчивается планширем.
ФАРВАТЕР- безопасный, в районе навигационных опасностей, проход для судов.
ФЛОР- нижняя часть шпангоутной рамы.
ФОРПИК- крайний носовой отсек судна.
ФОРШТЕВЕНЬ-брус по контуру носового заострения судна, жестко соединенный с килём.
ФОРДЕК- носовая часть палубы судна.
ХОДИТЬ (на судне)- находиться на борту судна во время плавания.
ЧЕРДАК – навигационный мостик.
ЧИРИК – четвертый механик.
ШВАРТОВ- швартовный трос, предназначенный для закрепления судна у причала или борта другого судна. Разделяются на продольные, прижимные и шпринги.
ШВАРТОВКА- совокупность действий по подходу и закреплению судна к месту швартовки.
ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО- шпили, кнехты, клюзы, вьюшки и пр.оборудование, предназначенное для швартовки.
ШЛЮП-БАЛКА- устройство в виде двух балок с механизмом для спуска за борт шлюпки, и подъёма её. Применяется для спасательных шлюпок.
ШПАНГОУТ- основная балка поперечного набора судна, основа для обшивки судна.
ШПАЦИЯ- расстояние между шпангоутами.
ШПИГАТ- отверстие для свободного перетекания воды.
ШПИЛЬ- вертикально расположенный механизм для выбирания якорь-цепи и швартовов.
ЮТ- надстройка в кормовой части судна. Наиболее часто встречающаяся у грузовых судов.
ЯМА – машинное отделение.
ЯШКА – якорь. Обычно говорят встать на ЯШКУ или кинуть ЯШКУ.
ЯХТА- судно для отдыха (парусное или моторное). Яхты могут быть громадными, как у Романа Абрамовича и совсем крохотными, на одного-двух человек.
Никита Востриков пять лет работает помощником капитана в иностранной судоходной компании. Он проводит в море по несколько месяцев, управляя пароходом и отвечая за обширную документацию. В интервью «Бумаге» моряк рассказал, что помогает ему сохранять здоровые отношения в замкнутом коллективе, как пандемия COVID-19 повлияла на баланс работы и отдыха и в каком случае жаловаться — хорошо.
Никита — член Клуба друзей «Бумаги». Это сообщество наших читателей и читательниц, в котором обсуждают важные темы, встречают новых знакомых и получают дружеский совет, когда он нужен. А еще — пользуются некоторыми привилегиями. Узнать подробности и вступить в Клуб со скидкой 35 % можно по этой ссылке.
Как решать рабочие проблемы, которые не дают жить? ✅
Работа: помощник капитана
На этой работе: 5 лет
— Я третий помощник капитана. В мои обязанности входит вся документация по поводу захода в порт — в основном таможенные бумаги, декларации на груз и списки экипажа. А когда мы направляемся из порта в порт, я управляю пароходом.
Грубо говоря, пароход — как автомобиль, где-то попроще, где-то посложнее. Всё, что нужно делать, держать его на заданном курсе и избегать опасностей. Карты у нас электронные, как в машине навигатор, но чуть посложнее.
Существует книга «Правила предупреждения столкновений судов в море» — это как ПДД для автомобилиста. Там описано, что нужно делать, куда поворачивать. В случае какой-либо опасности, если вахтенные помощники не уверены насчет маневра или адекватности соседнего парохода, мы зовем капитана, и уже он принимает на себя ответственность, как самый опытный член экипажа.
Как вы работаете и отдыхаете?
— Мой рабочий день обычно довольно длинный: две навигационных вахты по четыре или шесть часов, потом полтора-два часа я трачу на бумажки, после два-четыре часа на палубе что-нибудь чиню или подкрашиваю. В порту я обычно зашиваюсь: две вахты по шесть часов, бумаг много, не дай бог еще принимать провизию или сервис какой приедет.
Если мы на пароходе, то я встаю где-то в 7:30, ем, моюсь и в 7:45 я уже на мостике, чтобы принять навигационную вахту у другого помощника. Собственно, вахтенный помощник потому и вахтенный, что вахту несет.
К полудню я иду обедать и в час дня выхожу на палубу, где меня ждут разные задания, связанные с оборудованием. У нас есть специальный планер — очень большая дорогая система нашей собственной разработки, которая следит за всем на пароходе. Условно говоря, я захожу в систему, она мне выдает: «Сегодня тебе нужно проверить огнетушители, завтра — поменять такой-то шланг».
Редактировать систему могут только люди из офиса. У них нет опыта в море, это просто клерки. Капитан или старший механик могут написать в офис, что нам нужна такая-то работа, попросить ее добавить, но никто таким, как правило, не занимается, это просто потеря времени из-за бюрократии. Проще лично попросить кого-то на пароходе что-то сделать, не отмечая в системе.
На палубе я работаю два или четыре часа в день. Дальше, около пяти вечера, у нас ужин. До или после я подменяю на мостике другого помощника — ему тоже надо поесть. И потом до восьми вечера я свободен. С восьми до полуночи длится следующая вахта. Потом сон — и всё сначала.
Раньше люди сбрасывали стресс, просто выходя на берег. Я очень любил шопиться или на стадион какой-нибудь сходить. Сейчас с этим всё тяжко. Очень немногие страны выпускают людей погулять. Из-за ковида вообще никогда не знаешь, насколько застрянешь. Знакомый старший механик просидел на пароходе год, не выходя на берег, — при контракте на три месяца.
У меня папа капитан, он рассказывал, что раньше, когда компьютеров не было, во время стоянки все брали пиво и смотрели какую-нибудь кассету или читали книги. Сейчас у всех есть ноутбуки, поэтому большая часть сидит по каютам, смотрит фильмы, сериалы — большинство моряков хорошо разбираются в кино. Я смотрю «Симпсонов», если был плохой день, старую серию перед сном. Кто-то играет в компьютерные игры. Но такого, чтобы все каждый день собирались вместе, нет. Может, раз в неделю ребята играют в дартс.
Люди из офиса стараются придумать нам какие-то активности, но зачастую они воспринимаются без энтузиазма. Работа тяжелая, люди устают, особенно когда пересиживают. Многие, особенно матросы, мотористы, работают восемь-десять часов в день, это физический труд, не как у меня. Я пришел на мостик, заварил чашечку кофе, посмотрел в окошко, сижу себе и веду пароход. Ребята работают на палубе или, еще хуже, в машинном отделении, где летом в определенных регионах температура 50–60 градусов, — после десяти часов ты ничего не захочешь. Идешь в душ и спать.
В Европе отдохнуть помогает общение с семьей — мы покупаем какую-то местную сим-карту, и даже если мы в море, она так или иначе ловит: можно и по видео пообщаться, и попереписываться, и просто посидеть в интернете, ютьюб посмотреть. Но это только если судно работает в Европе — в остальных регионах такого нет, потому что остальные регионы не настолько маленькие.
Я предпочитаю отдыхать на месяц-полтора меньше, чем длился контракт. Контракт был пять месяцев, значит, три с половиной — четыре я хочу провести дома. Я ленивый человек. Раньше, до ковида, путешествовал, в Таиланде пожил три месяца, потом по Европе покатался. Сейчас вот катаюсь по окрестностям: Выборг, [Великий] Новгород, Карелия, Кронштадт, куда на машине можно попасть. На футбол хожу, с собаками гуляю.
Что в работе доставляет вам удовольствие?
— Самое кайфовое в моей работе, не считая зарплаты, — свобода. Ты на мостике: звезды, небо, все приборы у нас красиво горят — и ты спокойно несешь вахту с мыслями о том, что когда-нибудь доберешься до дома, где тебя ждут и всё хорошо.
Несмотря на то, что компания большая и народу в ней много, на флоте я нашел себе несколько друзей. И очень хорошо, когда мы попадаем вместе на пароход, — жизнь становится гораздо проще и легче. Ребята, если они механики, вечером приходят на вахту поговорить, попить кофе, чай. Обсуждаем автомобили, страны, где можно на берег выйти, а где нельзя, что кому понравилось. Единственное, что алкоголь запрещен очень строго. Во многих компаниях можно пить пиво, но в нашей нет.
Как вы находите баланс работы и жизни?
— Большую часть последних пяти лет я провел в море. Денег платят хорошо. Но я помогаю родителям, коплю на квартиру, чтобы без ипотеки купить, поэтому после пяти-шести месяцев работы стараюсь бежать снова. Но чем дольше отдыхаешь после рейса, тем лучше. У меня прошлый отпуск был большой — где-то шесть с половиной месяцев, потому что я работал почти восемь до этого.
Долгая работа в море влияет на здоровье: нервы, постоянная вибрация, магнитное поле вокруг парохода. Очень много моряков, особенно в возрасте, лысые. Почти у всех убиты ноги, потому что ходить по металлу не то же самое, что по земле. Варикоз на ногах — это профессиональное. Механики ходят в профессиональных наушниках, как для стрельбы, но даже они не особо спасают, поэтому могут быть проблемы со слухом.
В моей работе больше всего устаешь от ситуации, когда кто-то из начальников в экипаже, например старший механик или капитан, не очень хороший человек. Спрятаться на корабле ты никуда не можешь, просто выключить телефон нельзя — в худшем случае они дойдут до твоей каюты.
Буквально в прошлом контракте я бился башкой об стол и думал: «Пойду я на берег работать, вот в Кронштадте вышка стоит, которая контролирует суда». У меня были мысли свалить. Просто потому что капитан был не от мира сего.
Наш русский менталитет таков, что люди не хотят никуда жаловаться, отстаивать свои права, не хотят светиться. Я понимаю это: не хочется, чтобы компания думала о тебе что-то плохое. Но капитан — это человек, который несет самую полную ответственность за пароход. Что бы ни произошло, даже в машинном отделении, где сидит старший механик, всё равно отвечает капитан, поэтому в случае чего-либо мы зовем его. И если он неадекватен — на мой взгляд, лучше один раз всем собраться и написать на этого человека в офис. В моем первом контракте офицера пять лет назад экипаж так и поступил, и неадекватный старый капитан уехал на пенсию. Демократия — это хорошо. Главное — агитировать и собрать доказательства неадекватности человека.
В команде, в каждом рейсе найдется кто-то, кто будет как-то поддерживать твои интересы и увлечения. Не факт, что ты будешь общаться с ними потом, но в рейсе надо держаться этих людей. Вы как-то своей маленькой группкой в два-четыре человека проводите время, обсуждаете что-то, и это спасает. Хотя у меня прошлый контракт был на восемь месяцев, под конец я уже даже на них смотреть не мог.
Наверное, мне помогает мысль о том, что я долго ко всему этому шел, мысль о том, что я не для того десять лет жизни положил, чтобы свалить из-за одного дурака. Тем более что перспективы в нашей профессии всегда есть. Если с одной компанией не получается, идешь в другую — многие меняют их как перчатки, это нормальная практика. В моем случае я с 2012 года работаю в одной немецкой конторе и меня всё устраивает.
Вилка.
На работе все друг над другом подтрунивают. Ну как голландцы могут подтрунивать?! Ни тебе креатива, не экстрима, не седых волос. А у нас есть коллега, который с техникой не просто на «Вы», а на «ваше величество». Он микроволновку побаивается, холодильник сначала пальцем проверит, на предмет электрических разрядов. Ну, рафинированный ребёнок на пятом десятке.
А у меня идей всегда с запасом. И все они мне кажутся гениальными, хоть патентуй сразу.
Я с деловым видом подсел к этому стрёмному. У нас на окне стоит такой пульверизатор для полива цветов. У нас то он чтоб на штаны воду прыскать перед отпаркой, а тут цветы. Ну Голландия, одним словом. Я народ заранее предупредил, чтоб не начали МЧС местное вызывать, а то я их знаю, паникёры. Все ждут уже, пялятся на него, идиоты. Чуть не спалили мне всю операцию. Я нежно вытащил вилку от принтера из удлинителя и положил её с кабелем на стол.
Взял эту брызгалку и начал прыскать на кактус на столе, как бы пить ему захотелось, я решил. Тут меня позвал мой подельник, и я обернулся продолжая брызгать. Я прекрасно знал где лежит вилка от принтера и, не смотря на стол, начал орошать стол и окрестности. Когда оросительный прибор опасно приблизился к лежащей на столе вилке, с соседнего стола раздалось нарастающее «Нет нет, нет, что ты делаешь, ааа» и подопытный с грохотом засунул голову под стол и зачем-то закрыл уши. В принципе шутка уже удалась и все ржали, но я люблю импровизации. Я заглянул под стол с той же вилкой от принтера, но уже влажной после полива, дождался когда он на меня посмотрит и демонстративно, с глазами на выкате, облизнул её.
Эффект превзошёл все ожидания. Он выбежал со словами «этих придурков русских даже током не бьёт».
Истории из жизни
23.7K постов 58.4K подписчика
Правила сообщества
1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.
4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.
А если бы вилку облизнул и принтер заработал, было бы забавнее.
А если бы кактус облизнул?
А если бы облизнул голландца, держась за влажную вилку?
Нет нужды, я знаком с этим термином. И с голландской печкой тоже. И с Бостонским пароходом.
Отойдите, пожалуйста, от меня.
Я вас не знаю.
Девушка отойдите от меня.
она из сообщества рукоделие, они и не такое знают!
Вас оправдали. можете вернуться.
А чего мелочиться? Заказывай сразу тест-драйв.
И принтер заработал.
Особенности ведения бизнеса на одном небезызвестном острове
Карусель для обочечников
Надеюсь этого тут ещё не было)
Ответ на пост «Муфтий отреагировал на позицию властей Москвы по молельным комнатам в метро»
Взято с интернета
Сегодня день рождения у героя России Юрия Дмитриевича Буданова.
Царствие небесное Русскому герою!
Светлая память Юрию!
Настоящему герою России!
Насилие какое-то
Умный мальчик
И о туризме.
Правда о возрасте и компьютерных играх
В Госдуме призвали СМИ не упоминать должности виновников резонансных ДТП
Похоже они там совсем в край ебанулись!
Дак давайте пойдём дальше, сразу же не упоминать вообще ни о каких преступлениях в СМИ.
Строители
Было это году в 89-м. Дали мне шестилетнему шкету родители рубль и сказали после того, как погуляю купить хлеба и молока.
Рядом с нашим домом впритык была стройка. Дом уже стоял и шло благоустройство, отмостку делали, асфальтировали, малые формы устанавливали.
Это я сейчас такие умные слова знаю. А тогда, стою я перед выровненным блестящим слоем бетона, солнышко отражается на бетонном молочке. Не знаю, что мною двигало, но первый шаг сделали будто не мои ноги. Прохерачил я в своих сандальках по всей свежей бетонной площадке и напоследок упал рядом в большую лужу, оставшуюся после дождя.
Одежду разложили тоже на кабине, на солнце она очень быстро высохла. Только сандали чуть влажные остались. Одели, по жопе для проформы один раз шлепнули легонько, за порчу бетонной площадки. И пошёл я в магазин, за хлебом и молоком. Дома меня не спалили)
Они потом ещё месяц наверно там работали. Я все к ним ходил, то воды из дома принесу, то в магазин сбегаю что-то купить. Все принимали серьёзно, как помощь.