бос логотренажер что это
Использование технологии БОС в работе логопеда как средство коррекции речи
Юлия Маслакова
Использование технологии БОС в работе логопеда как средство коррекции речи
Практические врачи и логопеды при коррекции речи, особенно при сформировавшемся патологическом стереотипе речипреследуют следующие цели:
Разрушить старый стереотип речи.
Сформировать новый стереотип речи, который должен соответствовать норме.
Биологически обратная связь это новый немедикоментозный метод лечения и коррекции, который сегодня используется в логопедии. Принцип обратной связи помогает получить информацию о мышечном тонусе, температуре тела, пульсе.
Процедура представляет собой подключение электрических датчиков (на всех этапах, которые показывают информацию в виде аудио или видео сигналов на экране компьютера.
БОС-терапия может быть применена:
в работе с детьми, имеющие разные диагнозы на начальных этапах работы по выработке речевого дыхания.
при формировании речи у детей с нарушениями слуха (незаменим для снятия у них напряжения с мышц, которые участвуют в речеобразовании, постановки речевого дыхания, работе над слитностью произношения, над темпом речи).
для лечения пациентов с различными нарушениями речи (дизартрия, ринолалия, заикание).
Биологически обратная связь помогает улучшить память, способствует лучшей концентрации внимания.
Противопоказания к применению метода БОС.
грубые нарушения интеллекта;
наличие судорожной активности головного мозга;
выраженные органические поражения головного мозга;
тяжелые соматические заболевания.
В жизни мы постоянно сталкиваемся с принципом обратной связи, зачастую не задумываясь об этом. Можно привести простой пример, как принцип обратной связи влияет на реакцию организма. Представим молодого спортсмена, только начинающего учиться точному броску по баскетбольному кольцу. Если после броска мяч попадает в кольцо, то посредством обратной связи он получает информацию, какая именно двигательная активность приносит необходимый результат. Наоборот, при неточном броске баскетболист видит необходимость изменения движения рук для корректировки движения мяча. Если спортсмену завязать глаза, чтобы не видеть, где находится баскетбольное кольцо, он никогда не сможет научиться точному попаданию в него. Видение кольца и результат броска является визуальной обратной связью, необходимой для правильного исполнению движений.
Курс коррекции речи состоит из 5 этапов:
Цель: Обследование ребенка для установления диагноза и составления индивидуальной схемы проведения лечебно-коррекционного курса методом БОС.
оценка общего состояния в момент обследования;
оценка состояния речи;
планирование индивидуальных занятий.
Все результаты обследования заносятся в индивидуальную карту, имеющуюся в программе, откуда могут быть распечатаны.
Программное обеспечение позволяет производить запись речи ребенка во время контрольного обследования и предоставляет специалисту и ребенку возможность прослушивания и оценки записанной речи.
Диагностические программы могут использоваться в течение всего курса и дают возможность анализировать динамику в состоянии ребенка в результате занятий.
2-й этап — подготовительный (5-7 занятий).
Цель: Подготовить ребенка к усвоению навыков речи по методу БОС.
ознакомить ребенка с методом и сигналами БОС;
ограничить до минимума психоэмоциональную и речевую нагрузки;
понизить стресс, тревожное состояние, избыточное мышечное напряжение, невротические проявления.
сформировать навык диафрагмально-релаксационного дыхания по методу частоты сердечных сокращений — БОС;
выработать навык самоконтроля у ребенка за дыхательными движениями груди и диафрагмы;
закрепить навык плавного длительного выдоха;
обучить ребенка произвольному расслаблению мышц тела, том числе мышц,участвующих в речевом процессе.
Особенно важно снять избыточное напряжение с мышц участвующих в речеобразовании, так как это способствует лучшей координации, пластичности их при обучении навыкам правильной артикуляции, звукопроизношения и мягкой голосоподачи.
Применение диафрагмально-релаксационного типа дыхания для коррекции речи, основывается на техниках, используемых специалистами по речи и голосу при постановке дыхания.
Известно, что все традиционные методики в практической работе с голосом и речью, широко используют диафрагмальное дыхание при активизации мышц брюшного пресса, которое устраняет напряжение, прекрасно координирует работу дыхания с мышцами участвующими в процессе речи и голосоподаче.
Специалист БОС объясняет, что во время дыхания мышцы лица, шеи, плеч, рук должны быть расслаблены. Вдох нужно делать через нос, легкий, не очень глубокий, а выдох — плавный через рот, в несколько раз длиннее вдоха.
Во время сеанса обратной связи идет демонстрация картинок или видеофайлов. Если ребенок расслаблен и правильно дышит (диафрагмально, то картинка или видео видно четко. Если же ребенок несконцентрирован, отвлечен, напряжен, или дышит не правильно, то картинка показывается не четко, размыто.
В фазу выдоха снимается избыточное мышечное и психоэмоциональное напряжение. Расслабляются мышцы рук, верхнего плечевого пояса, туловища и особенно мышцы, участвующие в речеобразовании, улучшается их кровоснабжение.
Чем комфортнее чувствует себя ребенок, тем лучше получается у него упражнение.
Правильное выполнение упражнения вырабатывает навык диафрагмально-релаксационного дыхания и формирует у ребенка положительную мотивацию к дальнейшей работе.
Если у ребенка возникают затруднения с выполнением задания, всегда можно вернуться к предыдущим упражнениям, которые восстановят навык.
3-й этап — работа над основными компонентами речи (4-5 занятий)
Цель: Развитие основных компонентов речи по методу БОС.
Обучить основным правилам речевого диафрагмально-релаксационного типа дыхания (спокойный вдох перед началом произношения, речь только на выдохе);
освоить мягкую подачу голоса;
сформировать правильную артикуляцию;
подключить речевой слух.
На данном этапе важно выработать взаимосвязь правильной артикуляции с фазой выдоха (синхронизировать дыхание и работу мышц органов речи).
Обычно работу начинают с подготовительных упражнений (по образцу логопеда перед зеркалом). Затем тренируется артикуляция гласных сначала беззвучно перед зеркалом, а затем без него, только на основе мышечных ощущений. Для этого используется прибор, электроды от которого прикрепляются на наружные мышцы, участвующие в речеобразовании и артикуляции.
4-й этап — формирование навыков плавной слитной речи (10-12 занятий)
Цель: сформировать навык слитной плавной речи на выдохе
Ознакомить ребенка с просодическими компонентами речи: темп, ритм, интонационная окраска, выразительность, и развить их у него в ходе занятий;
освоить грамматическое ударение в слове и логическое ударение во фразе;
сформировать навык слитного произнесения речевого материала на выдохе под контролем БОС.
На этом этапе дается понятие о различиях между грамматическим ударением в слове и логическим ударением во фразе.
Сначала отрабатываются короткие фразы из 2-х, затем 3-х и более на одном выдохе. Тренируется плавность речи, темп, эмоциональная окраска.
От раздельных слов переходим к чтению текстов, песен, стихов с экрана компьютера, под контролем БОС.
провести функциональные тренинги в виде игровых ситуаций;
подвести итоги по проведенному курсу;
дать рекомендации на дальнейший период.
На этом этапе идет работа по закреплению полученных навыков и применению их в окружающей среде. Подводятся итоги и даются рекомендации.
В итоге,путем неоднократного повторения, то есть путем тренировки, в центральной нервной системе формируется и закрепляется новая программа управления функциями, которая и обеспечивает устойчивое воспроизведение требуемого навыка. Таким образом, метод БОС позволяет добиться совершенствования и коррекции параметров функций организма в необходимом направлении.
Продолжительность основного курса лечения больных с нарушениями голоса и речи 25-30 занятий.
Методика может рекомендоваться детям дошкольного возраста начиная с 5 лет, школьного возраста, а также подросткам и взрослым.
1. Адаптивная саморегуляция функций// Под ред. Н. Н. Василевского — М., Медицина 1977 г. 327 с.
2.Биологическая обратная связь: Нейромоторное обучение в клинике и спорте. Сборник научных трудов, выпуск 1.Спб: Биосвязь, 1991 г., 190 с.
3. Бреслов И. С. Как управляется дыхание человека. Л., Наука, 1985 г., 160 с.
4. Исаев Г. Г. Физиология дыхания. Спб., Наука, 1994 г.
5. Петраш В. В., Сметанкин А. А, Ващило Е. Г., Бекшаев С. С. Метод биологической обратной связи в коррекции физиологических функций человека. Учебное пособие для врачей-слушателей — Л., Лен. ГИДУВ, 1988, 15 с.
6. Труфакина Л. В. Опыт применения метода биологической обратной связи в логопедической работе с заикающимися детьми дошкольного возраста. Биоуправление — 3. Теория и практика. Под редакцией проф. М. Б. Штарк и доктора Р. Колл. Новосибирск, 1998г.
Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда. Универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в.
Игровые технологии — эффективное средство развития связной речи в работе с детьми с ОНР Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения в формировании связной речи: уровень информативности высказывания.
Использование дидактических игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых одной из актуальных на сегодняшний день является речевое воспитание.
Использование технологии «Лепим из бумаги» Н. Г. Мейстер в работе с детьми с общим недоразвитием речи В настоящее время отмечается рост числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи –.
Статья «К логопеду в песочницу! Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе логопеда» К логопеду в песочницу! Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе логопеда. История метода «Песочная терапия» Истоки песочной.
Обобщение опыта работы «Инновационные технологии в работе логопеда» Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой.
Статья «Арт-терапевтические технологии в работе педагога-психолога ДОУ». В связи с появлением новых образовательных стандартов возникает необходимость пересмотра методов и технологий в работе с воспитанниками. Одной.
Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ. Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные.
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Стремительное ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста в России стало общепризнанным фактом. Необходимо признать, что ни.
Комплекс БОС Комфорт Лого
Технологии функционального биоуправления
Коррекционно-развивающие комплексы БОС по своим функциональным характеристикам является инструментом психодиагностическим, коррекционно-профилактическим, развивающим.
Рекомендованы специалистам помогающих профессий (психологам, логопедам, дефектологами, специалистам ЛФК, педагогам) для сопровождения всех субъектов образовательной среды – детей с различными нарушениями (речи, опорно-двигательного аппарата, личностного и интеллектуального развития), условно здоровых детей, педагогов, родителей.
В сфере образования данная технология широко используется, как эффективный вспомогательный инструмент в комплексе коррекционных мероприятий, осуществляемых психологами, логопедами, дефектологами, педагогами, специалистами ЛФК, другими специалистами, занимающимися вопросами формирования здоровьесберегающей образовательной среды и формирования здорового образа жизни.
Во время сеанса БОС с помощью прибора (индикатора) и специального программного обеспечения происходит регистрация физиологических параметров организма (маркерных параметров стрессовой реакции), таких как частота сердечных сокращений (ЧСС), периферическая температура, мышечное напряжение (миограмма), и их компьютерное преобразование в понятный для обучающегося вид – сигналы обратной связи в виде графиков, картинок, звуков или мультипликационного сюжета на экране монитора. При правильном выполнении тренировочных заданий происходит их определенное изменение. Появляется уникальная возможность увидеть или услышать то, что происходит с собственным телом, сравнить субъективные ощущения с объективными данными, отображаемыми на экране. Оценивая свои телесные ощущения, связанные с нужными изменениями, обучающийся начинает воспроизводить их не случайным образом, а произвольно.
Овладение навыками саморегуляции, закрепляющимися на уровне памяти тела, обеспечивает их долгосрочность, формирует психофизиологический ресурс организма, которым человек будет пользоваться всю жизнь.
Комплекс Комфорт Лого
Комплекс БОС Комфорт Лого с успехом применяется в практике логопедов, логоневрологов, фонопедов, фониатров, дефектологов, психотерапевтов в учреждениях здравоохранения, в образовательных учреждениях: детских и взрослых поликлиниках, центрах восстановительного лечения, реабилитации, в медико-педагогических центрах, психоневрологических отделениях и диспансерах, отделениях неврозов и речевой патологии, санаториях и профилакториях, в развивающих и коррекционных центрах, в школах, в детских садах.
В ходе тренинга саморегуляции с применением биоуправления производится непрерывный мониторинг определенных электрофизиологических показателей (частоты сердечных сокращений, уровня мышечного напряжения). Широкие мультимедийные и игровые возможности, реализуемые программным обеспечением, повышают мотивацию к обучению как у взрослых, так и у детей, начиная с 6-7 лет, и способствуют достижению хороших результатов.
Программное обеспечение позволяет вести индивидуальные карты пациентов, формирует базу данных с результатами всех проведенных сеансов.
На всех этапах работы с использованием речи, можно осуществлять её аудиозапись во время сеанса с последующим прослушиванием.
Назначение
Программное обеспечение обеспечивает
Функционал логотерапевтического комплекса БОС
1. Диагностика
Данный режим предназначен для диагностики некоторых электрофизиологических показателей (частоты сердечных сокращений, уровня мышечного напряжения и периферической температуры), а также для комплексного мониторинга по нескольким показателям одновременно.
2. Кардио режим
Данный режим позволяет проводить сеансы по формированию диафрагмально-релаксационного типа дыхания, что приводит к оптимизации нагрузки на сердечно-сосудистую систему, нормализации вегето-сосудистого тонуса, снятию психоэмоционального напряжения.
Визуальные сюжеты обратной связи включают различные типы изменения картинок при выполнении вдоха/выдоха, а также анимационные сюжеты.
Например, сюжет «Мыльные пузыри»
Сюжет «Полоса». Преобразования картинок в зависимости от фазы дыхательного цикла.
3. ЭМГ режим
Данный режим позволяет проводить сеансы, направленные на снижение общего мышечного напряжения, восстановление «мышечного чувства», выработку навыка мышечного расслабления.
Режим представлен несколькими типами упражнений: повышение активности, уменьшение активности, режим чередования (ЭМГ-Джекобсон). Пациент может получать аудиальные сигналы обратной связи (определённые изменения звукового файла, связанные с изменением мышечной активности) или визуальные (изменения картинок, видео сюжетов, анимационные приложения).
Например, режим «Мозаика»: постепенное заполнение поля выбранными цветами при правильном выполнении упражнения.
4. Режим дыхания
Данный режим предназначен для выработки навыка оптимального речевого дыхания, формирования и развития навыков артикуляции, фонации, а также для овладения просодическими компонентами речи. На всех этапах работы с использованием речи, можно осуществлять её аудиозапись во время сеанса с последующим прослушиванием.
Режим содержит несколько разделов: отработка речевого выдоха, чтение, речь, понятийное мышление. Программа позволяет создавать индивидуальные протоколы тренировочных сеансов, задавать параметры упражнений для каждой фазы тренировки, а также управлять сложностью заданий в течение всего сеанса.
Раздел «Выдох» предназначен для формирования удлинённого плавного выдоха, его развития и тренировки, подготовки зрительного анализатора к чтению текстов различной сложности. Содержит разнообразные сюжеты обратной связи.
Например, сюжет «Жалюзи»: при выполнении речевого выдоха происходит заливка цветом горизонтальных полос. Направление движения цвета и наличие нескольких строк постепенно приучают глаза к дальнейшему чтению текстов.
Сюжет «Жалюзи (слайды)». Действует аналогично режиму «Жалюзи (цвет)», но содержит картинки с подписями (нпр, Флаги стран мира).
Раздел «Чтение» предназначен для поэтапного формирования, развития, коррекции и оптимизации новых навыков артикуляции, фонации, речевого дыхания и свободной, эмоционально окрашенной речи без избыточных психофизиологических усилий. Содержит большое количество стимульного материала и фонов для него. Однако, при необходимости специалист может самостоятельно добавлять свои тексты. Во время сеанса ведётся аудиозапись.
Раздел «Речь» предназначен для адаптации выработанных в процессе тренировок новых динамических стереотипов дыхания, артикуляции, голосообразования, речи и речевого поведения к окружающей социальной среде.
Раздел «Понятийное мышление» предназначен для развития и тренировки у детей дошкольного и младшего школьного возраста (в том числе с задержками речевого и психического развития) познавательной функции, понятийного мышления. Содержит сюжетные блоки: «Пространство», «Понятие-образ», «Количество», «Цвет».
Логокоррекционный комплекс БОС (Биологической Обратной Связи)
Метод биологической обратной связи (БОС) — это обучение человека саморегуляции: пониманию своего организма, его органов и систем в доступной и наглядной форме. Несмотря на то, что пояснение звучит достаточно сложно, этот метод доступен детям с 3 лет и всем взрослым. Основной показатель доступности методики – умение выполнять простые инструкции.
С помощью комплекса БОС ребенок получает новые знания о себе, о том, как управлять своим телом, и за счет взаимодействия мозга (произвольных действий) и тела (параметры которого отражаются на мониторе) автоматически включается саморегуляция. Сертифицированный специалист, работающий в этот момент с ребенком, помогает ему использовать новые знания для совершенствования и коррекции нарушенных функций.
Метод биологической обратной связи – это технология без границ. Он уже десятилетиями применяется в развитых странах и занял высокое место среди методов немедикаментозной терапии и коррекции.
Очень успешно применяется в работе с детьми с заиканием, ЗПР, СДВГ, аутизмом, ДЦП, синдромом Дауна, с нарушением речи, слуха и зрения.
Возможности комплекса БОС:
Программа позволяет обучить ребенка правильному “речевому” дыханию, учитывая индивидуальные сердечные ритмы. При этом происходит снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, улучшается общее состояние организма и формируется правильно речевое поведение.
Речевой тренинг обеспечивает:
На всех этапах работы с использованием речи осуществляется аудиозапись во время сеанса с последующим прослушиванием и накоплением материала для последующего анализа.
Комплекс БОС состоит из программной (компьютерной части) и аппаратной части:
Комплекс БОС предназначен для детей от 3 лет и взрослых. Абсолютным противопоказанием является эпилепсия. Относительными противопоказаниями являются болезни сердца и высокая эпиготовность, кожные заболевания в стадии обострения.
Метод биологически обратной связи в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ
Разделы: Логопедия
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Специфика речевых нарушений у детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида очень разнообразна и определяется локализацией, глубиной органического поражения и причинами развития заболевания, а также осложняется интеллектуальными, характерологическими особенностями личности ребенка. Как правило, это дети с диагнозом системное нарушение речи. Также нужно учитывать климатогеографические условия Севера с низкими температурами воздуха, резкими перепадами атмосферного давления, сильными ветрами, дефицитом ультрафиолетового излучения, дети вынуждены больший период времени проводить в помещении, что также оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье ребенка и его психо- соматическое состояние. Эти факторы отражаются как на развитии устной, так и письменной речи, а также на коммуникациях ребенка. Такие дети подвержены стрессу, у них повышен уровень речевой тревоги, они с трудом идут на контакт и отрицательно относятся к каким либо вмешательствам со стороны логопеда.
Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может растянуться на года. Вследствие органического поражения коры головного мозга у многих детей нарушено восприятие, внимание, память, затруднена способность устанавливать причинно-следственные связи. Часто проявляются нарушения эмоционально-волевой сферы (психопатии), волевой контроль у таких детей неустойчив, мотивация к учебной деятельности отсутствует. У ребят наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности. С такими детьми классические логопедические методы и приемы зачастую не срабатывают, а значит, в арсенале логопеда должны быть современные, инновационные методики способствующие заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов в коррекционной работе.
Именно поэтому поиск новых эффективных методов коррекции, использующих резервные возможности и формирующих новое здоровое состояние организма является актуальным.
Обоснование применения метода БОС в практике логопеда с детьми с ОВЗ.
По мнению Л.С.Выготского [1],речь немыслима без речевого дыхания. В механизме голосообразования задействованы органы речевого аппарата: гортань, голосовые складки, язык, губы. Таким образом, здоровое дыхание, а на его основе речевое дыхание являются непременной основой экспрессивной речи. Правильное речевое дыхание у школьников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно, соблюдать паузы, сохранять плавность речи. Метод БОС способствует улучшению психоэмоционального состояния ребенка и направлен на нормализацию внутренней среды организма, помогает в реализации комплексного подхода в коррекционной работе над дыхательной, фонационной, речевой, двигательной функциями
Метод БОС никакого вредного воздействия на организм не оказывает, а является только регистраторам происходящих физиологических процессов. Реализация предлагаемого нетрадиционного метода позволяет избежать стереотипности в коррекционно-развивающем процессе, а так же:
Показания к применению метода БОС у детей с ОВЗ:
Методика проведения занятий БОС в практике логопеда.
Цели методики: Формированиу, совершенствование, коррекция речи и функционального состояния организма у детей с ОВЗ.
Коррекционная работа делится на пять этапов, которые предусмотрены в методике:[2]
Каждый из этих этапов решает свои коррекционные задачи. Обучив ребенка навыкам ДРД, можно приступать к формирование речевого дыхания, на речевом материале:
Обучение навыкам слитной плавной речи производится в процессе чтения и произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз и текстов, появляющихся на экране монитора. Соблюдение поэтапного процесса формирования речевого дыхания у детей с патологией речи, обеспечивает стабильность получаемых результатов.
Формирование речевого дыхания не является самоцелью работы логопеда, а обеспечивает – ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность, правильность речи и звукопроизношения. Что в конечном итоге является показателем совершенной речи. Достижение совершенной детской речи в работе учителя-логопеда, обеспечивается применением нетрадиционного подхода, заключающегося в разумном сочетании метода БОС, традиционных и здоровьесберегающих технологий. Включив логотерапевтический метод БОС в работу, как часть логопедического занятия, я убедилась в том, что данный подход дает возможность сократить сроки в формировании правильного речевого дыхания, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, а также достигнуть успехов на пути формирования нового, устойчивого стереотипа речи.
Используемая литература: