бортовой номер бдк азов
Большой десантный корабль «Азов»
Большой десантный корабль «Азов» проекта 775/III, место базирования Черноморский флот, был заложен под именем «БДК-54» 22 ноября 1988 года на «Северной верфи», город Гданьск, Польша (строительный номер 775/26). 19 мая 1989 года был спущен на воду, 12 октября 1990 года вошел в строй.
23 ноября 1998 года корабль был переименован в «Азов», получив это имя от одноименного большого противолодочного корабля ЧФ.
Основные характеристики: Водоизмещение нормальное 3450 тонн, полное 4080 тонн. Длина 112,5 метра, ширина 15 метров, осадка 3,7 метра. Максимальная скорость хода 18 узлов. Дальность плавания 6000 миль при 12 узлах. Экипаж составляет 87 человек.
Вместимость: до 500 тонн техники и грузов и 225 десантников, танковый трюм: длина 95 метров, ширина 4,5 метра, высота 4,5 метра.
Силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, мощностью 19200 л.с.
Вооружение: Артиллерийская установка АК-176, 2 шестиствольные артиллерийские установки АК-630, система залпового огня УМС-73 «Град», 4 пусковые установки переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-2».
В 2009 году БДК «Азов» был задействован в оперативно-стратегическом учении «Запад-2009», где во взаимодействии с кораблями Балтийского и Северного флотов осуществлял высадку морского десанта на необорудованное побережье.
01 мая 2013 года БДК «Азов», впервые в истории государства Израиль, с дружественным визитом вошел в порт Хайфы. Это событие произошло впервые за 20 лет дипломатических отношений между Россией и Израилем. Визит продлился до 03 мая 2013 года.
22 ноября 2014 года прошел через пролив Босфор и направился в Средиземное море. 04 декабря прошел через пролив Босфор и вернулся в акваторию Черного моря.
19 февраля 2016 года прошел через пролив Босфор и вернулся в акваторию Черного моря.
По сообщению от 29 марта 2019 года вернулся в пункты постоянного базирования после участия в тактическом учении подразделений воздушно-десантных войск на полигоне Опук.
Большой десантный корабль «Азов»
Водоизмещение:
— нормальное 3450 тонн
— полное 4080 тонн
Максимальная скорость хода: 18 узлов
Дальность плавания: 6000 миль
Вместимость: до 500 тонн техники и грузов и 225 десантников
Танковый трюм:
— длина 95 м
— ширина 4,5 м
— высота 4,5 м
Силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, мощностью 19200 л.с.
Артиллерийская установка: АК-176
Шестиствольная артиллерийская установка АК-630: 2
Система залпового огня УМС-73 «Град»
Пусковая установка переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-2»: 4
6 сентября 2017 года впервые прошел под аркой строящегося моста, соединяющего полуостров Крым с побережьем Краснодарского края. Судно направлялось в Азов на празднование 950-летия города.
27 июня 2017 года принял участие в отработке погрузки боевых машин десанта БМД-2.
14 августа 2015 года в составе постоянного соединения Военно-Морского флота России в Средиземном море провел учение в восточной части акватории Средиземного моря.
1 мая 2013 года БДК «Азов», впервые в истории государства Израиль, с дружественным визитом вошел в порт Хайфы. Это событие произошло впервые за 20 лет дипломатических отношений между Россией и Израилем.
В 2009 году БДК «Азов» был задействован в оперативно-стратегическом учении «Запад-2009», где во взаимодействии с кораблями Балтийского и Северного флотов осуществлял высадку морского десанта на необорудованное побережье.
23 ноября 1998 года большой десантный корабль «БДК-54» был переименован в «Азов», получив это имя от одноименного большого противолодочного корабля ЧФ.
12 октября 1990 года большой десантный корабль «БДК-54» вошел в строй.
19 мая 1989 года спущен на воду большой десантный корабль «БДК-54».
22 ноября 1988 года на «Северной верфи» в городе Гданьск, Польша заложен большой десантный корабль «Азов» проекта 775/III, под именем «БДК-54», строительный номер 775/26.
Азов (1973)
21 июля 1972 года Заложен |
14 сентября 1973 года Спущен на воду |
25 декабря 1975 года Введен в строй |
1 ноября 1998 года Выведен из боевого состава |
2002 год Сдан на слом |
6 670 / 8 533 т. Водоизмещение (стандартное/полное) |
173,4 / 18,5 / 5,74 м. Размерения (длина/ширина/осадка) |
ГТУ / 92 000 [1] л. с. Главная ЭУ (тип/мощность) |
2 ед. Количество валов |
33 / 18 узл. Скорость хода (полная/экономичная) |
/ 7 100 миль Дальность плавания (полным/экономичным ходом) |
ГТУ / 92 000 [1] л. с. Главная ЭУ (тип/мощность) |
2 ед. Количество валов |
33 / 18 узл. Скорость хода (полная/экономичная) |
/ 7 100 миль Дальность плавания (полным/экономичным ходом) |
Содержание
Общие сведения
Большой противолодочный корабль «Азов» был построен четвёртым в серии океанских кораблей ПЛО типа «Николаев», строившихся на судостроительном заводе имени 61 коммунара (город Николаев, Украинская ССР). В опытном порядке получил один ЗРК «Форт», который требовалось испытать на реальном корабле перед включением в состав вооружения атомных крейсеров типа «Киров». Благодаря новому комплексу «Азов» стал первым в мире боевым кораблём, вооружённым ЗРК вертикального старта с подпалубным размещением пусковых. Технический проект 1134БФ предполагал установку сразу десяти ПУ ЗРК «Форт», почти как на тяжёлых атомных крейсерах [2] — но ко времени достройки корабля новейший комплекс ещё не был готов. Чтобы не оставлять «Азов» совсем без комплекса ПВО дальней зоны, предусмотренные проектом переделки носовой части выполнять не стали, сохранив там штатный для всех остальных БПК проекта 1134Б ЗРК «Шторм». Отсутствие кормовой ПУ «Шторма» и массивный антенный пост нового ЗРК «Форт» в кормовой части надстройки придали «Азову» характерный узнаваемый силуэт.
Постройка и испытания
21 июля 1972 года на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве был заложен очередной газотурбинный БПК проекта 1134Б, названный «Азов» в честь парусного линкора, прославившегося своим героизмом в ходе Наваринского сражения 1827 года. Во время строительства «Азову» был присвоен заводской номер 2004.
Спуск «Азова» на воду состоялся 14 сентября 1973 года.
21 июня 1975 года экипаж «Азова» заселился на свой корабль.
25 сентября 1975 года на БПК был впервые поднят Военно-Морской флаг СССР.
13 октября 1975 года «Азов» вышел в море, приступая к заводским ходовым испытаниям. Они продлились 30 дней, в течение которых корабль прошёл 2472 миль в акватории Чёрного моря.
25 декабря 1975 года Государственные испытания были официально завершены подписанием приёмного акта, которым флоту от промышленности передавался новый БПК.
В 1978-1980 годах, после установки на корабль ЗРК «Форт», были проведены дополнительные испытания с ним.
Описание конструкции
Конструкция большого противолодочного корабля проекта 1134Б, за исключением главной энергетической установки, в общих чертах воспроизводила прототип — БПК проекта 1134А «Беркут-А», только с более развитыми надстройками и отдельно стоящей дымовой трубой. Проект 1134БФ, по которому строился «Азов» — модификация 1134Б с заменой кормового УЗРК «Шторм» новым комплексом С-300Ф «Форт» и рядом других переделок.
Корпус и архитектура
Высокий форштевень и продуманная форма корпуса способствовали хорошей мореходности. Были приняты обычные для советского кораблестроения ещё с 1960-х годов меры по снижению радиолокационной заметности: отклонение от вертикали внешних поверхностей бортов и надстроек, отказ от прямых углов в плане. При размещении вооружения приоритетным выбрали обеспечение оптимальных секторов обстрела для основных зенитно-ракетных комплексов, разместив последние по носу и корме. Башни универсальной артиллерии, расположенные побортно, при этом получили ограниченный сектор наведения, но это считалось приемлемым компромиссом. Проект представлял собой логическое завершение линии развития «Беркутов» [3] не только с технической, но и с архитектурной точки зрения.
Энергетическая установка и ходовые качества
Главная энергетическая установка газотурбинная и состояла из шести газотурбинных двигателей (ГТД), работающих на два гребных винта. Двигатели были объединены в два газотурбозубчатых агрегата М5Е, каждый из которых состоял из маршевого двигателя ДО63 мощностью 7600 л. с. и двух форсажных [4] ГТД ДЕ59 мощностью по 19200 л. с., работавших на общий редуктор. Таким образом, суммарная мощность каждого из двух агрегатов М5Е составляла по 46000 л. с., а энергетической установки в целом — 92000 л. с. Маршевые двигатели при небольшой мощности отличаются увеличенным ресурсом и небольшим расходом топлива, поэтому на экономическом режиме хода используются только они.
Каждый из двух агрегатов М5Е работал на свою линию вала. Движителями кораблю служили два малошумных четырёхлопастных гребных винта, изготовленных из бронзы.
Вооружение и оборудование
Главное противолодочное вооружение составлял ракетный противолодочный комплекс УРПК-3 «Метель». В состав комплекса входили две счетверённые ненаводящиеся ПУ контейнерного типа, восемь ракето-торпед 85Р, а также система управления полётом ракет «Гром-М», общая с носовым ЗРК «Шторм-М».
Для самообороны БПК нёс два ЗРК ближнего действия «Оса-М», расположенные побортно и в походном положении убираемые под палубу.
Универсальную артиллерию корабля составляли два комплекса АК-726 со спаренными 76,2-мм автоматическими артустановками, также размещаемые побортно.
Для борьбы с низколетящими самолётами и крылатыми ракетами служили четыре шестиствольные 30-мм артустановки АК-630, автоматически наводящиеся при помощи двух систем управления стрельбой МР-123 «Вымпел» — по одной СУО на каждую пару башен. Помимо автоматического, система управления предусматривала также возможность ручного наведения от устройств дистанционного управления «Колонка-213/2Б».
В полуутопленном ангаре в кормовой части размещался один противолодочный вертолёт Ка-25ПЛ, составляя авиационное вооружение корабля.
Радиотехническое же вооружение и другое оборудование корабля в целом соответствовали проекту 1134Б, за исключением специфического именно для ЗРК «Форт» — станции наведения, систем регламентного контроля и тому подобного.
Модернизации и переоборудования
В 1977 году опытный образец ЗРК «Форт» был, наконец, готов к монтажу на корабль, так что его пусковые установки и систему управления смонтировали в предусмотренные для них помещения надстройки «Азова». Установка выполнялась в период с 10 мая по 31 октября 1977 года на заводе-строителе в Николаеве. Таким образом, с 1977 года БПК «Азов» оказался вооружён сразу тремя типами ЗРК — «Оса», «Шторм» и «Форт». Испытания и доработка новаторского ЗРК, тогда ещё не имевшего аналогов в мире, проходили долго и с большим напряжением, а окончательная сдача системы и официальное принятие её на вооружение состоялись лишь после проведения государственных испытаний на ТАРКР «Киров» в 1980 году.
С 18 июля 1984 по 21 февраля 1985 года корабль прошёл капитальный ремонт с модернизацией на заводе имени 61 коммунара в городе Николаеве. В ходе ремонта противолодочный ракетный комплекс «Метель» заменили на универсальный ракетный комплекс «Раструб-Б».
История службы
19 февраля 1976 года включён в состав Краснознамённого Черноморского флота.
4 мая 1976 года корабль принял участие в показном учении 30-й дивизии противолодочных кораблей по использованию автоматизированных систем управления под руководством главнокомандующего ВМФ СССР.
5-7 октября 1976 года была проведена инспекция Министерства обороны СССР. На выходе в море присутствовал заместитель министра обороны маршал Кирилл Семёнович Москаленко. Боевые упражнения выполнены с оценкой «хорошо», общая оценка «Азова» по всем видам подготовки — «удовлетворительно».
В период с 10 мая по 31 октября 1977 года на заводе имени 61 коммунара в Николаеве проходил дооборудование с установкой на штатные места предусмотренного проектом 1134БФ ЗРК «Форт».
С 16 февраля 1978 года приступил к лётно-конструкторским испытаниям ЗРК С-300Ф «Форт».
В 1978 и 1979 годах завоёвывал звание отличного корабля.
23 января 1980 года на борт «Азова» для ознакомления с многоканальным ЗРК «Форт» поднимался начальник главного штаба ВМФ адмирал флота Г. М. Егоров.
22 августа 1980 года борт «Азова» посетил вице-президент академии наук СССР академик Велихов.
В декабре 1980 года успешно завершились испытания ЗРК «Форт». Также с 1980 года была установлена шефская связь между экипажем корабля и городом Азов.
17 октября 1983 года участвовал в боевых упражнениях в составе КПУГ 21-й бригады противолодочных кораблей под наблюдением заместителя генерального инспектора ВС СССР адмирала Б. М. Ямкового. Боевые упражнения были выполнены с оценкой «отлично», общая оценка БПК — «хорошо».
С 18 июля 1984 года по 21 февраля 1985 года прошёл на заводе имени 61 коммунара в Николаеве капитальный ремонт.
16 марта 1985 года борт «Азова» посетил главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза С. Г. Горшков.
В мае 1985 года корабль был задействован в программе лётно-конструкторских испытаний последней модификации ЗРК «Шторм» — модернизированного для более эффективной работы по низколетящим целям «Шторм-Н».
С июня по декабрь 1985 года с «Азова» проводились практические стрельбы ЗРК «Форт» по нескольким ракетам-мишеням на высотах от 3 до 50 метров.
С 10 по 17 марта 1986 года в составе 30-го дивизиона противолодочных кораблей участвовал в боевых упражнениях во время проверки главной инспекцией министерства обороны Союза ССР. Из-за снятия высокого напряжения с РЛС управления огнём «Турель» 76-мм артустановка правого борта не смогла на самоуправлении отстреляться по ракете-мишени РМ-35, вследствие чего «Азов» получил на инспекции оценку «неудовлетворительно».
В период с 4 по 14 июня 1986 года принял участие в командно-штабном учении кораблей 5-й флотилии в Чёрном и Средиземном морях. Задачи учения «Азов» выполнил с оценкой «отлично».
С 16 по 19 июня 1987 года совместно с БПК «Красный Кавказ» корабль нанёс официальный дружественный визит в порт Констанца (Румыния). Свой флаг на «Азове» в этом походе поднимал начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В. Е. Селиванов. Во время визита в Констанцу были организованы экскурсии на советские боевые корабли как для моряков ВМС Румынии, так и для жителей города.
С 14 по 17 сентября 1987 года, вследствие получения неудовлетворительной оценки в прошлом году, проводилась повторная проверка главной инспекцией МО СССР. В ходе проверки «Азов» участвовал в учебном встречном бою в составе КПУГ 21-й бригады противолодочных кораблей; ордер группы должен была отразить «звёздный налёт» из семи ракет-мишеней, идущих с разных направлений. Четыре мишени из семи были уничтожены многоканальным ракетным комплексом «Форт».
По итогам 1987 года «Азов» был признан лучшим кораблем флота по ПВО, ПЛО, а также ракетной и артиллерийской подготовке.
26 августа 1989 года борт «Азова» посетил командующий Киевским военным округом генерал-полковник Б. Н. Громов.
В 1989 году корабль завоевал приз главнокомандующего ВМФ по ракетной подготовке.
22-26 января 1990 года совершил официальный визит в порт Пирей (Греция) под флагом командующего КЧФ адмирала М. Н. Хронопуло. Во время пребывания в Пирее на борт БПК поднимался посол СССР в Греции.
14 августа 1991 года на борт БПК поднимался советский военно-морской атташе в Румынии контр-адмирал Михайлов, а с 15 по 19 августа 1991 года корабль посетил с визитом порт Констанца (Румыния).
В декабре 1991 года руководители трёх советских республик — России, Украины и Белоруссии — заключили между собой Беловежские соглашения, согласно которым распускался Советский Союз. В связи с этим разделом возник вопрос о принадлежности Черноморского флота СССР, на который одновременно претендовали Украина и Россия. Условия базирования и раздела флота согласовывали свыше пяти лет, и всё это время корабли Черноморского флота, в том числе и «Азов», несли флаги ВМФ СССР, хотя остальные флоты ВМФ России уже с 1992 года сменили флаги на Андреевские.
Раздел СССР и политика национальных правительств во вновь образованных на его территории государствах привели к ряду вооружённых конфликтов, одним из которых был грузино-абхазский. В связи с боевыми действиями в Абхазии [6] с 27 ноября 1992 по 8 ноября 1993 года БПК «Азов» выполнял специальные задачи у побережья Кавказа: на борту корабля размещался штаб управления силами, развёрнутыми в районе конфликта. Большую часть указанного периода «Азов» провёл в море, лишь с кратковременными заходами в порт.
В 1994 году корабль завоевал приз главкома ВМФ России по ракетной подготовке.
Июль 1996 года был отмечен для «Азова» участием в параде, посвящённом 300-летнему юбилею российского флота.
При окончательном разделе Черноморского флота между Россией и Украиной в 1997 году БПК достался России. Только после этого — 12 июня 1997 года — на «Азове» был торжественно спущен Военно-Морской флаг СССР и поднят Андреевский флаг ВМФ России.
1 ноября 1998 года БПК вывели из состава ВМФ, а 10 декабря 1998 года на корабле в последний раз торжественно спустили Андреевский флаг.
В 2000 году корабль был разоружён и исключён из состава ВМФ в связи с передачей в отдел флотского имущества для реализации. К июню 2002 года корпус «Азова» разделали на металл в Инкермане.
Всего за время службы БПК «Азов» прошёл 134924 мили за 1415 ходовых суток. С 23 ноября 1998 года название «Азов» передано большому десантному кораблю БДК-54 из состава Черноморского флота.
За время службы корабля неоднократно сменялись его бортовые номера:
Командиры
Командиры БПК «Азов» | ||||
---|---|---|---|---|
Даты | Звание | Командир | Фотография | |
октябрь 1974-август 1979 | капитан 3 ранга | Лысенко Александр Евгеньевич | ||
1979 | капитан 3 ранга | Волобуев | — | |
н/д | капитан 3 ранга | Васюков В. | — | |
н/д | капитан 3 ранга | Зайков В. | ||
н/д | капитан 3 ранга | Михеев Николай Петрович | ||
1987-1990 | капитан 2 ранга | Челпанов Александр Владимирович | ||
1991-1992 | капитан 2 ранга | Фармазов А. К. | — | |
сентябрь 1995 | капитан 2 ранга | Василяускас А. | — | |
декабрь 1998 | капитан 2 ранга | Богданов А. | — |
Этот корабль в искусстве
В эпизодах двухсерийного советского телефильма «Мужские тревоги» режиссёра А. Д. Ниточкина, впервые показанного на телевидении в мае 1986 года, наряду с другими кораблями Черноморского флота участвует и БПК «Азов».
См. также
Примечания
Литература и источники информации
Литература
Ссылки
Галерея изображений
БПК «Азов» в Севастополе, июль 1995 года
БПК «Азов» в Севастополе, апрель 1998 года
Судовой колокол БПК «Азов» — ныне на БДК с тем же названием. Севастополь, 26 июля 2020 года
Бомбомёты РБУ-6000 на БПК пр.1134Б, на заднем плане ПУ ЗРК «Шторм» и антенны СУО «Гром-М»
ЗРК «Оса-М» в боевом положении
76,2-мм артустановка АК-726 на БПК проекта 1134Б
Общий вид БПК проекта 1134БФ «Азов»
Парусный линейный корабль «Азов», в честь которого назван БПК
Видео
Бортовой номер бдк азов
СЕВАСТОПОЛЬ – ГЛАВНАЯ ВМБ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА SEVASTOPOL – THE MAIN NAVAL BASE OF THE BLACK SEA FLEET 07.03.2017 Предлагаем вниманию читателей очередной фоторепортаж из Севастополя, который был снят в октябре 2016 года. На кадрах видны, как новые корабли отечественного ВМФ – фрегат «Адмирал Григорович», так и заслуженные – БПК «Керчь».. КОРАБЛИ В СЕВАСТОПОЛЕ. 25.10.2016 03.06.2017 СЕВАСТОПОЛЬ – ГЛАВНАЯ ВМБ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА ВМБ Севастополь — главная военно-морская база Черноморского флота России и база ВМС Украины. Военно-морская база Севастополь полностью расположена на административной территории города-героя Севастополя. Имеет несколько причалов, расположенных в нескольких бухтах Севастополя — Северной, Южной, Карантинной и др. КОРАБЛИ И СУДА В СЕВАСТОПОЛЕ 197-Я БРИГАДА ДЕСАНТНЫХ КОРАБЛЕЙ 247-Й ОТДЕЛЬНЫЙ ДИВИЗИОН ПОДВОДНЫХ ЛОДОК 400-Й ДИВИЗИОН ПРОТИВОЛОДОЧНЫХ КОРАБЛЕЙ 166-Й НОВОРОССИЙСКИЙ ДИВИЗИОН МРК БАЛАКЛАВСКАЯ БУХТА
|