бортовой камень что это такое
Бордюр или поребрик? Как правильно и в чем разница?
Бордюр и поребрик – невысокие барьеры, используемые для создания границ между проезжей частью и тротуаром, пешеходными дорожками и газонами, другими зонами разного назначения. Изготавливаются из тяжелых бетонов, армированных и неармированных, а также природного камня, чаще всего – гранита. В дорожном строительстве бордюром и поребриком называют бортовые камни, выпускаемые в соответствии с ГОСТом 6665-91 из бетона и железобетона и ГОСТом 6666-81 из горных пород. Бетонные и железобетонные изделия в соответствии с нормативами выпускают различных форм – прямые рядовые, прямые с уширением и прерывистым уширением, прямые с лотком, въездные, криволинейные.
Основные области применения бортовых камней
Основная функция этих изделий в дорожном строительстве – это разграничение:
Также бортовые камни могут использоваться для строительства водоотводов.
Что же такое поребрик и чем он отличается от бордюра?
Существует мнение, не подтвержденное нормативными документами, что эти два понятия различаются по способу укладки.
Бордюр или поребрик?» src=»https://monolit-gbi.ru/images/articles/otlbord.png» title=»Бордюр или поребрик?» width=»500″>
Также существует неофициальная версия, что отличием между поребриком и бордюром являются их размеры. «Поребриками» называют узкие изделия небольших габаритов, используемые, например, для разграничения дорожек в парке и газона, а словом «бордюр» – достаточно широкую сборную железобетонную или каменную полосу, разделяющую проезжую часть и тротуар.
В официальной документации обычно употребляют термины «бортовой камень» и «бордюр».
Есть ли ещё разница между поребриком и бордюром?
Применение понятия «поребрик» считается правильным в следующих случаях:
Бордюр» title=»Бордюр» width=»500″ height=»333″>
Понятие «бордюр» используется не только в дорожном строительстве. Это слово также применяется для обозначения цветной полосы (каймы), обрамляющей что-либо, – ковер, платок, аллею, площадь.
Еще одно отличие поребриков от бордюров, применяемых в дорожном строительстве, – чисто географическое. Исторически сложилось, что в Санкт-Петербурге, Карелии, Новосибирске дорожные разделители называют «поребрики», а в Москве и других городах России – «бордюры».
Эксперт по контролю качества и разрешительной документации.
Проведение работ по контролю качества выпускаемой предприятием продукции, в соответствии с требованиями стандартов и технических условий, утвержденными образцами (эталонами) и технической документацией.
Габариты бордюрных камней и поребриков, как правильно установить
Бордюры и поребрики нужны для отделения пешеходных зон от проезжей. Их же, но меньших размеров, применяют для разграничения пешеходных зон, отделения газонов. В общем, для благоустройства. И не только в общественных местах, но и на частных подворьях. Какие размеры бордюров бывают вообще, где какие используются, каких видов. Об этом надо знать, если вам предстоит сделать дорожки в саду или отмостку дома. Ее тоже желательно отделить, и удобнее всего сделать это бетонным разделителем.
Отличие бордюра от поребрика
Как вы понимаете, бордюр и поребрик — элементы, отгораживающие тротуар от проезжей части или разграничивающие разные зоны пешеходных дорожек (для пешеходов и велосипедов, например). Так чем отличается поребрик от бордюра?
Чем отличается бордюр от поребрика — способом установки. А именно тем, на какой высоте находится его верхушка
Если вы подумали, что размерами или формой, то вы ошиблись. Их делают из одинаковых элементов, которые производители называют бортовым или бордюрным камнем. Разница лишь в том, как их устанавливают. Если поверхность бортового камня находится на одном уровне с покрытием, то это бордюр. Если часть высоты выступает над уровнем покрытия и образует некоторую преграду — это поребрик. То есть, зависит от того, насколько глубоко вы закопаете бордюрный блок.
Виды бордюров по стандарту
Вообще, правильно говорить о видах бортовых камней. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров, пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона или железобетона (армированный бетон), которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.
Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу
По стандарту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от погодно-климатических условий. Как ни странно, но для среднеюжных районов требуется более высокая марка, чем для северных. Дело в том, что более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. В таком климате за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Так что минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.
Стандартные виды бордюрных камней
Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:
По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.
Условные обозначения
В маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.
Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91
Пример маркировки и ее расшифровка:
Размеры бордюров по ГОСТу
Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.
Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь
Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты. Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.
Вес бордюрного камня
Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.
Вес бордюра зависит от его размеров
Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.
Марка бордюра | Масса, кг | Марка бордюра | Масса, кг | Марка бордюра | Масса, кг |
---|---|---|---|---|---|
БР 100.30.15 | 100 | БР 600.20.-А-IV (A-V) | 760 | БЛ300.32.118 | 1690 |
БР 300.30.15 | 320 | БР 100.20.8 | 40 | БВ 100.30.15 | 100 |
БР 600.30.15-A-IV | 640 | БУ 300.30.29 | 400 | БВ 100.30.18 | 120 |
БР 100.30.18 | 120 | БУП 300.30.29 | 340 | БК 100.30.18.5 БК 100.30.18.8 БК 100.30.18.12 БК 100.30.18.15 | 120 |
БР 300.30.18 | 380 | БУ300.30.32 | 470 | БК 100.30.21.5 БК 100.30.21.8 БК 100.321.12 | 140 |
БР 600.30.18-A-IV | 770 | БУП300.30.32 | 410 | Камень-аппарель | по проекту |
БР 300.45.18 | 580 | БУП300.30.32-A-IV | 790 | ||
БР 600 45.18-A-IV (A-V) | 1170 | БЛ300.32.68 | 1050 | ||
БР 300.60.20 | 880 | БЛ300.32.93 | 1370 |
Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.
Нестандартные размеры бордюров
Согласитесь, для обустройства приусадебного участка такие большие и массивные бордюры не нужны. Вернее, очень редко нужны. Разве что самые маленькие для того, чтобы отгородить дорожку для авто от газона/огорода. Тут их прочность потребуется, чтобы вся красота не разъезжалась. А остальные применимы при устройстве дорог.
Поэтому производители той же тротуарной плитки делают бордюры по собственным размерам. Называют такие изделия газонными или садовыми бордюрами. Кстати, стандарт не запрещает изготавливать бордюрные камни других размеров. Только они должны иметь прочность не ниже B22.5 и морозостойкость не ниже F200. Можно встретить такое название, как бордюр типового размера. Это о том, что такой габарит встречается часто. Но не о том, что он прописан в стандарте. Вот какие можно найти размеры бордюров для дорожек в саду или во дворе:
В общем, размеры бордюров есть разные. Длина от 80 см до 40 см, высота — около 200 мм, ширина — от 3.5 см до 10 см. Они могут быть «стандартного» серого цвета. Цветные стоят чуть дороже. Цвета, обычно те же, что и у тротуарной плитки. Чаще всего это красный, коричневый, зеленый, иногда желтый. Учтите, что цвета не «чистые», а с примесью серого цвета цемента.
Гранитные бордюры укладывают с гранитной плиткой
Есть еще гранитные бордюры. Они бывают также нескольких размеров:
Гранитные бордюры, конечно, красивы и очень долговечны, но они имеют очень большую массу и очень высокую цену.
Инструкция по установке
Речь пойдет об установке не тех больших и массивных бордюров, которые для отделения дороги, а газонных или садовых, которые нужны, чтобы отделить садовую дорожку. Неважно чем вы планируете замостить дорожку — плиткой, камнем или другим покрытием, чтобы она не расплывалась, нужны ограничители. Чаще всего делают невысокий поребрик. То есть, верхушка ограждения дорожки на несколько сантиметров выше поверхности дорожки и сада/огорода/цветника с другой стороны. В таком случае при поливе или дожде грунт не будет намываться на дорожку.
Это рекомендованные схемы установки бордюра с тротуарной плиткой
Порядок работ
Итак, вот какой порядок установки бордюра:
Собственно все. Дальше продолжаем в том же духе: выложили цемент, установили/выровняли кусок бордюра. Стыки двух фрагментов бордюра промазываем слоем цемента. Его остатки убираем сразу после установки и выравнивания. Если засохнет — будут некрасивые следы, от которых избавиться совсем непросто. Если установка одного бордюра занимает немного времени, можно выкладывать раствор сразу на несколько «бордюрин». Так будет быстрее.
Особенности и тонкости
Больше всего вопросов обычно бывает насчет щебня. Его не все укладывают. Без щебня можно обойтись, если грунт песчаный. Тогда просто выровняйте дно траншеи и можно работать дальше. Но если грунт глина или суглинок, чернозем, то без гравийной подсыпки весной бордюры просто повыдавливает в разные стороны. Так что тут гравий дает повышение долговечности. Можно использовать не щебень, а гравий или строительный мусор? Это лучше, чем ничего, но не самый лучший вариант. Особенно, бой кирпича. Он со временем разрушится и превратится в крошку, бордюры просядут. Так что, лучше не надо, а там — смотрите сами.
Размеры бордюров (высоту) подбираем с учетом того, что часть надо закопать
Еще один момент. Глина, чернозем и суглинки потрясающе быстро «съедают» гравий. Он утопает в них. Если хотите «долгоиграющую» дорожку, на дно траншеи уложите геотекстиль. Его края должны заходить за траншею. Их просто расправляете по краям. Когда установили бордюр на цемент, края геотекстиля завернули, а бетон укрыли пленкой. Через неделю можно пленку снимать и засыпать траншею землей. Края геотекстиля при этом можно не разворачивать. Тогда щебень не будет размываться.
Пару слов о том, сколько раствора замешивать. Зависит от того, как быстро вы будете работать. Если опыт подобных работ у вас небольшой, лучше первый раз сделать совсем маленький замес — на два-три камня. Дело в том, что если бетон начнет схватываться, его придется выбросить. Он не восстановится, если добавить воду. Нет, нужную консистенцию вы может и получите. Но вот бетон сам будет от слова «никуда». Он может вообще не набрать прочности или быть очень крохким. В некоторых случаях настолько, что расковырять можно просто пальцем.
Бортовой камень
Технология укладки
В ГОСТе 52289-2004 есть упоминание о боковой поверхности бортового камня и о его верхе (нанесение разметки), там же упоминаются «Островки безопасности», должные быть обозначенными разметкой или бордюрным камнем и быть высотой 10 см. В ГОСТ Р 52767-2007 [3] (Российской Федерации), выпущенном в 2007 г. (действующий документ), можно найти следующее:
4.2.4. Направляющие островки
Высоту бордюра направляющих островков измеряют с использованием уровня по ГОСТ 9392 и измерительной линейки по ГОСТ 427.
Высоту бордюра определяют измерением зазора между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, установленного в горизонтальном положении на верхнюю грань бордюра. Высота бордюра в любой его точке не должна превышать 10 см.
4.2.5. Островки безопасности
Высоту бордюра островков безопасности измеряют в соответствии с 4.2.4. Высота бордюра в любой его точке должна составлять (10 ± 1) см.
В законе Санкт-Петербурга «О мерах по усилению контроля за состоянием внешнего благоустройства Санкт-Петербурга » [4] можно найти следующее:
В местах интенсивного движения пешеходов участки с растительным грунтом вокруг стволов деревьев должны быть покрыты в уровень мощения горизонтальными решетками из литого или кованого металла или ограждаться от плоскости мощения поребриком из естественного или искусственного камня высотой не менее 10 см.
Покрытия тротуаров и пешеходных дорожек, поребрики, бордюры выполняются из естественного или искусственного камня.
Границы владельческих участков должны быть выявлены тротуарами, дорожками, поребриками или реперами.
Все вертикальные перепады поверхностей и их покрытия (бортики, поребрики, ступени, подпорные стены, в том числе берега водоемов и др.) должны выполняться из естественного камня.
Стандарт качества
Примеры условного обозначения камней [5] :
Основные характеристики вибропрессованных бетонных бордюров
Бордюр является неотъемлемой частью каждой дороги и тротуара, исполняющий важную роль.
Однако далеко не все осведомлены о том, как он изготавливается и для чего в действительности предназначен.
Сегодня речь пойдёт о самом распространённом и наиболее практичном виде бордюра — вибропрессованном.
Что это такое?
Вибропрессованный бетонный бордюр — это одна из разновидностей борта. Данное изделие изготавливается из бетона по технологии вибропрессования и предназначено для разделения дорог и тротуаров.
Бордюр играет не только эстетическую роль, но и очень важен с технической точки зрения. Дело в том, что во время движения самого разного крупногабаритного транспорта плитка и асфальт могут смещаться. Чтобы этого избежать между проезжей частью и тротуаром устанавливается борт и размывания не происходит.
Сферы применения:
Характеристики бортовых камней
Требования по производству устанавливаются по ГОСТ 6665-91.
Камень классифицируется на:
Все грани камней должны быть взаимно перпендикулярны. Допускается уклон в 5 % у нелицевых вертикальных граней. Процесс производства предполагает использование жёсткой бетонной смеси и, как понятно из названия, вибропресса.
Может выпускаться в разных размерах и в разном весе. По стандарту имеет прочность от В 30. Масса напрямую зависит от размера бетонного изделия. Например, бордюр изготовленный из бетона с примесью в качестве гравия и имеющий габариты 1000х300х150 составляет около 100 кг.
Стандартные величины могут быть следующими:
Обладает высокими показателями устойчивости к внешним воздействиям. Это обусловлено особенностью производства, в процессе которого компоненты бетонной смеси сильно сближаются, вследствие чего формируется мелкопористая структура.
Также обладает высокими показателями морозоустойчивости. Такого результата удаётся добиться благодаря полному отсутствию капиллярных пор, за счёт чего процент поглощения влаги становится очень внушительным.
Благодаря отличным показателям морозоустойчивости эксплуатационный срок тоже становится очень внушительным. Насчитывается около 250 циклов заморозки, что означает как минимум 40 лет службы.
При необходимости стыки борта можно подрезать при чём под абсолютно любым углом. Также при желании бордюрные элементы могут быть цветными.
Имеет ровную и очень устойчивую структуру, которой не страшны ни вода, ни трещины. Это объясняется наличием двух определённых слоёв, а именно основного и облицовочного. Облицовочный слой содержит в себе большое количество цемента, песка, немного щебня, а также специальные добавки, что в итоге способствует приданию ровной и устойчивой формы.
Приборы и инструменты для монтажа
Для монтажа вибропрессованного камня следует подготовить следующие инструменты:
Технология установки для дороги
Укладка бортовых камней происходит по следующей схеме:
Ширина траншеи должна соответствовать той, что имеет плита в том случае, если в процессе уплотнения грунта применяется виброплита.
Для садовых дорожек
В данном случае можно применять поребрики для обрамления пешеходных дорог и газонов, но только в том случае если грунт не подвержен деформациям. При этом щебневой слой должен иметь толщину 15 см как минимум.
Для криволинейных дорожек
Такие дороги имеют крутые повороты, и чтобы их оформить, камень надо разрезать. Чаще всего для этого применяются угловые шлифовальные машины или просто УШМ, так как ими легко сделать аккуратный разрез.
Разумеется, перед проведением подобных работ нужно запастись специальными средствами защиты как для рук, так и глаз. Стоит отметить, что применение данного устройства для разреза борта далеко не всегда является необходимостью. Если повороты дорожки достаточно плавные, то вместо разреза достаточно просто залить зазоры между поребриками.
Возможные сложности и ошибки
После укладки борта необходимо его выровнять, но для этого категорически запрещено использовать вибрационные аппараты. В противном случае бетонная подушка будет нарушена, а сами изделия повреждены.
Важно подбирать готовые изделия определённых форм и назначения, чтобы они были практичны и не смотрелись слишком громоздко на тех или иных дорогах.
Для заливания швов между бортовыми камнями следует применять цементный раствор 1:4, при этом ширина шва не должна превышать 5 мм.
Преимущества и недостатки
Вибропрессованный бетонный камень имеет ряд преимуществ:
Из недостатков можно отметить лишь сложности с транспортировкой изделий в следствии большой плотности, а значит и большого веса.
Также стоит отметить низкую стоимость в качестве преимущества таких бордюров, которая варьируется в диапазоне 400 рублей. Садовый вариант имеет цену около 180 рублей.
Цена может варьироваться в зависимости от размеров, элементов, входящих в состав бетонной смеси, а также включения опции покраски.
Заключение
Когда возникает вопрос об установке бортового камня, важно не только разобраться с технологией монтажа, но и с тем, какие у него преимущества и недостатки. Исходя из характеристик можно сделать вывод, что вибропрессованный бетонный бордюр является одним из лучших решений.
Что такое бордюрный камень?
Улицы современных городов и поселков, крупные автомагистрали уже невозможно представить без такого важнейшего элемента, как бордюрный камень. Это железобетонный блок, при помощи которого происходит разделение проезжей части и тротуара, клумбы и пешеходной или велосипедной дорожки. Благодаря большому разнообразию видов бордюров они стали активно использоваться и для оформления различных элементов ландшафтного дизайна в частном домостроении. С помощью этого элемента оформляют клумбы и цветники, садовые дорожки, искусственные водоемы на приусадебных участках частных домов, дач, загородных коттеджей.
О том, что собой представляет бордюрный камень, каких видов он бывает, а также из чего и как сделать бордюр своими руками из бетона в домашних условиях пойдет речь в данной статье.
Рисунок 1. Бордюрный камень
Виды бордюрного камня
Существует три основные классификации бортового камня: по материалу изготовления, сфере применения, по профилю (форме поперечного сечения).
В зависимости от материала изготовления данные ограждающие элементы бывают следующих видов:
По конструкции и габаритам выделяют следующие виды бордюрного камня:
Виды бордюрного камня по поперечному профилю следующие
Маркировка
Все бордюры имеют буквенно-цифровую маркировку, состоящую из 4 блоков: буквенного указывающего на вид изделия по профилю (форме поперечного сечения), трех разделенных точкой цифр обозначающих габариты бордюрного камня – его длину, высоту и ширину в сантиметрах
Пример маркировки и ее расшифровки: БР 300.30.18 – бордюр дорожный рядовой длиной 300 см, высотой- 30 см, и шириной – 18 см.
Самостоятельная укладка бордюрного камня
Для самостоятельной укладки бортового камня на садовом или приусадебном участке необходимы следующие инструменты:
Из материалов потребуются:
Процесс укладки дорожного бордюра своими руками состоит из следующих операций:
Важно! Тщательное уплотнение песчаной подушки и слоя мелкого гравия – очень ответственная и важная операция. При недостаточном уплотнении этих слоев зимнее пучение грунта может привести к тому, что некоторые бордюрные камни начнут изменять свое положение – приподнимаясь или отклоняясь в бок, вызывая разрушение уложенной внутрь ограждающего контура тротуарной плитки или асфальтового покрытия.
На завершающем этапе производится заливка траншеи по обе стороны от установленных бордюрных камней жидким цементно песчаным раствором.
Бордюрный камень — изготовление своими руками
Процесс изготовления бортового камня состоит из двух основных этапов – подготовки инструментов, и материалов, сборки формы, собственно самого процесса заливки.
Материалы и инструменты
Для того чтобы сделать бортовой камень потребуются следующие инструменты:
Для того чтобы сделать качественный дорожный бордюр потребуются следующие материалы:
Изготовление формы для заливки — бордюрный камень
Форма для заливки данных бетонных изделий изготавливается следующим образом:
Для того чтобы при заливке формы бетоном ее не деформировало длинные стороны фиксируют между собой струбцинами
Изготовление бордюров
Изготовление бордюров из бетона своими силами состоит из следующих этапов:
Заключение — бордюрный камень
Таким образом, бордюры дорожные или тротуарные — это удобные прочные и надежные бетонные блоки, которые используются для ограждения пешеходной зоны от проезжей части, оформления клумб и цветников на приусадебных участках. Несмотря на большое разнообразие производителей данного вида продукции, сделать бордюр из бетона можно и своими руками. Для этого потребуется минимальный набор инструментов, материалов, время и главное — желание. Готовое изделие при правильном подходе к процессу по своим эксплуатационным характеристикам (морозостойкости, прочности, долговечности) будет незначительно уступать изготавливаемым в заводских условиях аналогам.