борт пиджака что это
Что такое однобортный и двубортный
24 мая 2018 | Материал подготовила Юлия Деканова
У двубортных моделей два ряда пуговиц.
При этом функциональное значение имеет только один ряд, второй, как правило, выполняет декоративную роль и не застегивается.
Двубортная застёжка досталась современным моделям от военно-морской формы.
Двубортные и однобортные модели могут отличаться и по количеству пуговиц в ряду, но таких строгих рамок как для мужских пиджаков, в женских моделях не существует.
Двубортные модели чаще всего имеют три пуговицы в правом и левом ряду.
В коротких жакетах их может быть всего по две в каждом ряду, а в длинных пальто — по четыре и более пуговиц.
У однобортных моделей пуговицы расположены только по краю одного борта, а петли по краю другого.
Застёжка при этом располагается точно посредине.
Однобортные жакеты могут быть на одной, двух, трёх и более пуговицах, всё зависит от конкретной модели.
Чем отличается однобортный пиджак от двубортного
Двубортными и однобортными могут быть не только пиджаки, но и плащи, пальто, жакеты и другие элементы верхней одежды. В нашем материале расскажем, в чём их сходства и различия.
У всех плащей и пиджаков, как оказалось, есть один общий предок – сюртук. Он мог иметь множество вариаций: один или два ряда пуговиц, воротник отложной или стойку, быть подбит мехом или иметь дополнительные затяжки на рукавах и поясе. Со временем все его разновидности превратились в разные элементы одежды, в том числе и в пиджаки.
Двубортный пиджак: основные особенности
Изначально двубортные пиджаки были частью военно-морской формы. Широкий запах спереди позволял хорошо защищаться от пронзительных штормовых ветров. Кстати, сейчас один ряд пуговиц несёт чисто декоративную функцию, хотя раньше все застёжки были рабочими. В память о тех временах осталась лишь одна маленькая пуговка – джиггер – на которую подстегивается внутренняя пола. Снаружи пуговиц может быть от двух до восьми.
Ещё одна характерная черта – две шлицы сзади. Двубортный пиджак принято носить застёгнутым на все пуговицы, и чтобы дать свободу движениям, предусмотрено два разреза. Но если модель укороченная, чуть ниже талии, то шлиц может не быть вообще.
Удлиненные модели двубортных пиджаков, которые по свойствам уже ближе к пальто, могут быть дополнительно декорированы погонами или кокеткой (фигурной полосой ткани в районе поясницы).
Двубортными могут быть даже такие канонические модели пиджаков, как фраки и смокинги. Как правило, пиджак с двумя рядами пуговиц не предполагает под собой жилета, т.к. его не принято носить расстегнутым.
Однобортный пиджак: в чём отличия
Исторически однобортный китель носили сухопутные войска: в нём было проще садиться на коня, чтобы полочки расходились в стороны. Сзади предусматривался один разрез также для удобства выездки. Особо предприимчивые даже срезали полы спереди, так и появился современный фрак.
Однобортный пиджак, в отличие от двубортного, более вариативен. Может иметь одну или две шлицы, или не иметь их вовсе (что характерно для континентальной Европы). Как правило, чем сильнее приталена модель, тем больше требуется разрезов.
Пуговиц на однобортном пиджаке может быть от одной до четырех, и одна из них должна всегда быть застёгнута. А самая нижняя наоборот не в петле.
В целом однобортный пиджак – это более универсальный и практичный вариант. Двубортный мало того, что сложно подобрать, он ещё и не всем подходит. За счет нескольких слоёв ткани в области живота модели с двумя рядами пуговиц могут сильно полнить. Также, если вы не имеете военной выправки или хотя бы ровной осанки, такой пиджак будет собираться складками и смотреться не очень хорошо. А однобортный комплект сможет хорошо скрыть такие особенности фигуры.
Двубортные и однобортные пиджаки
Пиджак — база и мужского, и женского гардероба. Его можно носить сам по себе или как часть классического костюма с брюками или юбкой. С его помощью можно создавать различные образы — строгий, элегантный, эффектный. В деловом гардеробе он незаменим, но подойдет и для любого другого случая — прогулки, свидания, торжества.
Пиджаки бывают однобортные и двубортные, что значит, прежде всего, наличие одного или двух вертикальных рядов пуговиц.
В чем разница между однобортным и двубортным пиджаком
Основное отличие двубортного и однобортного пиджака — ширина запа́ха. В однобортном запа́х узкий, весь вертикальный ряд пуговиц — рабочий. В двубортном запа́х широкий и два ряда пуговиц: один из них рабочий, а второй выполняет декоративную функцию.
Еще одно отличие, но не столь важное и обязательное – ширина лацкана в однобортном жакете обычно более узкая.
В остальном любой пиджак имеет стандартный набор деталей:
В женском однобортном и двубортном пиджаке может не быть карманов, чем он отличается от мужского. Мужчины не могут обойтись без карманов, так как у них есть привычка раскладывать по ним мелочи: портмоне, ключи, визитки. А у женщин для этих целей есть дамская сумочка.
Рассмотрим более подробно, чем отличается двубортный пиджак от однобортного и как их носить.
Особенности и вариации однобортных пиджаков
Однобортная модель более распространена по причине универсальности. Она бывает с 1-3 пуговицами, реже – с 4. Классическим считается пиджак на 3 пуговицах. С одной пуговицей бывают остромодные модели и традиционный смокинг.
Есть вариации разной длины (удлиненные, укороченные, средние), разной степени приталенности (прилегающие, полуприлегающие, прямые). Можно выбирать в зависимости от индивидуальных предпочтений, фигуры и стиля. Обладателям стройной фигуры подойдут любые модели, в иных случаях лучше выбирать более свободные фасоны, прямой крой.
Как и с чем носить мужские однобортные модели
Традиционно на однобортном пиджаке не застегивают нижнюю пуговицу, чтобы было удобно сидеть. Но если надевать его с жилеткой, то можно не застегивать совсем. Сочетая эту модель с разными вещами, можно создавать комплекты в разном стиле.
С чем носить женские однобортные модели
Женские однобортные жакеты также более распространены и универсальны, чем двубортные. Сочетая даже строгие модели с разными вещами, можно каждый раз получать новый стиль.
Платье лучше выбирать чуть длиннее жакета. С короткими юбками и платьями хорошо смотрятся жакеты длиной до середины бедра, а с платьями до колена, макси, брюками гармонично сочетаются удлиненные варианты. Укороченные жакеты лучше носить с обувью на каблуках.
Особенности и вариации двубортного пиджака
Двубортная модель пришла к нам из военно-морской формы. Ее двойной запа́х хорошо защищал от пронизывающих морских ветров. Сегодня это вещь оригинальная и дерзкая. Хотите выделиться или подчеркнуть репутацию — купите двубортник.
Раньше все пуговицы были рабочими. Теперь же от прежнего бушлата на нерабочей стороне осталась одна пуговица — джиггер — для фиксации внутренней полы. Она пришивается на подкладку.
В вертикальном ряду у двубортника может быть 1, 2, 3 пуговицы, реже – больше. Чаще встречаются модели с 3 пуговицами. В этом случае верхний ряд не всегда является рабочим, так как пуговицы расположены в районе нагрудного кармана.
Особую роль в двубортнике играют шлицы. Здесь они присутствуют обязательно, так как обеспечивают свободу движений и позволяют без труда засунуть руку в карман. Чем более удлиненная и приталенная модель, тем больше шлиц необходимо. Исключение — укороченные модели, которые могут быть без разрезов.
Борта в два слоя спереди увеличивают объем, это следует учитывать при выборе данного фасона для разных типов фигуры. Не подойдет он и для хрупких фигур и невысокого роста, зато на людях со спортивным телосложением смотрится необычайно эффектно.
Как и с чем носить мужской двубортный пиджак
Этикет предписывает особые правила, как застегивать двубортный пиджак. Традиционно должны быть застегнуты все пуговицы, даже когда вы сидите. Но последние модные тенденции допускают в этом случае расстегнуть нижнюю пуговицу. Так как двубортные модели не расстегивают, их никогда не носят с жилетами.
Двубортники не обязательно выглядят формально. Как и в случае с однобортными моделями, сочетание с разными вещами способно создать любой стиль:
С чем носить женский двубортный пиджак
Женские двубортные жакеты легко входят в повседневные, деловые и комплекты для торжественных случаев – в зависимости от того, с чем их носить.
Средней длины жакет привлечет внимание к ногам. Короткий заставит привычные вещи заиграть по-новому. Прямой силуэт — это классика. В любом случае, модный двубортный жакет — удачное приобретение для женского гардероба.
How to Make a Man
Деконструкция мужской классики
Анатомия костюма
Ещё один программный пост по теме, которая освещена в сети даже хуже, чем посадка костюма. Это его “внутренности”, все слои и составные части.
Многим по ошибке кажется, что пиджак ничем не отличается от куртки или любой другой верхней одежды — как будто это слой основной ткани снаружи, слой подкладки внутри и карманы. Увы, это большое заблуждение, на самом деле конструкция пиджака значительно сложнее — если посмотреть “насквозь”, то в некоторых местах можно увидеть не меньше десятка наслоений разнообразной ткани! Это не только основная и подкладочная ткань, но и бортовка, плечевые накладки, ткань карманов, и другое. Глоссарий этих деталей, без которых не было бы костюма, я сегодня и создам.
Также дам небольшое пояснение — в тексте встречаются термины bespoke и made-to-measure. Возможно, чуть позже я сделаю большой текст о различии в этих подходах к индивидуальному пошиву, а пока лишь дам базовые определения. Bespoke — технология полностью персонализированного индивидуального пошива. По меркам клиента с нуля строятся все лекала, затем работа выполняется мастерами, которые стремятся в создании костюма к максимуму ручных операций. Это самая дорогая, трудоёмкая и высококачественная технология. Made-to-measure — своеобразный “конструктор” костюма, в котором используются готовые лекала. Клиент выбирает, как будет выглядеть ограниченное число деталей (например, лацканы, пуговицы, форма карманов), а затем существующие лекала “подгоняются” под мерки клиента путём внесения изменений и собираются в изделие, чаще всего с минимальным количеством ручных операций. Несмотря на это, made-to-measure — качественно иной подход, чем покупка пиджака в магазине и его подгонка в ателье. И при вышеперечисленных особенностях это всё равно костюм, сделанный специально для вас. Поэтому первым этапом в знакомстве с индивидуальным пошивом, на мой взгляд, должен быть именно MTM.
К сожалению, большинство костюмов, которые можно купить сегодня в магазине (если ваш бюджет не больше 40-60 тыс. рублей), производится по самой простой технологии, радикально отличающейся от bespoke и made-to-measure — клеевой. Зто значит, что вместо 3-5 слоёв бортовки, которая должна обрабатываться и крепиться к пиджаку вручную, использован один слой материала, который разогревается утюгом и “приклеивается” к ткани, придавая ей форму. О том, чем отличаются эти технологии, расскажу ниже.
Борта (полочки) — пиджак может быть однобортным или двубортным. Если пиджак однобортный, значит он застёгивается на один ряд пуговиц, если двубортный — на два, в этом случае две передние половины пиджака как бы “запахиваются” и ложатся друг на друга в два слоя (что делает двубортный пиджак чуть теплее однобортного). В наше время первый вариант встречается значительно чаще, но именно это выгодно оттеняет второй. Некоторые считают двубортный пиджак экстравагантным, но по факту это совершенно классический фасон одежды. В спокойных тёмных тонах он будет выглядеть даже элегантнее своего “облегченного” собрата. Только запомните, что однобортный пиджак вы можете носить расстегнутым, а вот с двубортным так поступать крайне нежелательно. К примеру, расстёгивать свой двубортный пиджак очень любит Принц Чарльз, за что пуристы и газетчики его нередко костерят. Впрочем, за много лет все уже вроде как привыкли и даже смирились.
Лацканы — это, наверное, самая заметная деталь пиджака. В былые времена воротник можно было поднять, а затем застегнуть лацканы на дополнительную пуговицу, чтобы защититься от ветра, но в наше время лацканы стали скорее декоративным элементом, утратившим первоначальное назначение. Сейчас “рабочими” лацканы делают только в охотничьих пиджаках и куртках.
Лацканы могут быть трёх форм:
Прямая — самый стандартный вариант, где воротник и лацкан сходятся под прямым или заострённым/затупленным углом.
Острая (“ласточкино крыло”) — более смелый, практически обязательный для двубортных пиджаков, но возможный и на однобортных. Размер “крыла” может варьироваться от небольшого выступа до огромного отлёта, уходящего выше плеча. Это уже дело вкуса, но в магазинах (а не у портных) последний вариант вы найдёте навряд ли, так что просто порадуйтесь вышеприведённой картинке.
Шалевая — это форма, в которой воротник переходит в лацкан (по сути название звучит именно как “шалевый воротник”, не “шалевый лацкан”). Используется только в смокингах и неформальных фэшн-пиджаках. Если это не смокинг и вам больше 20 лет, я бы посоветовал воздержаться от покупки такого изделия. Его можно сравнить с брогами от Dr. Martens на толстенной контрастной каучуковой подошве — вроде как классический предмет одежды, но с “твистом”, который переворачивает его традиционность с ног на голову. Это решение может быть интересно для экстравагантного молодёжного образа, но однозначно не пойдёт тому, кто стремится к классическому стилю.
Для того, чтобы перегиб лацкана не казался плоским и слишком прямым, в bespoke-пошиве используется специальное ухищрение — к слегка натянутой бортовке лацкана (о ней речь пойдёт ниже) вручную пристрачивается шёлковая или вискозная лента, которая “подтягивает” лацкан и создаёт для него огибание внутрь. Теперь вместо прямой линии перегиба лацкана мы видим на готовом пиджаке небольшое анатомичное прилегание, которое также подчёркивает благородное происхождение изделия. На фото выше эта деталь выполнена из фиолетового материала.
Вспушка — это декоративная (хотя, в случае с пиджаками ручной работы, и функциональная тоже) строчка у края лацканов, воротника и/или клапанов карманов. Она выполняется контрастной или выбранной на тон темнее ткани нитью, которая либо складывается вдвое, либо изначально толще обычной. Эти небольшие и незаметные на первый взгляд стежки — с одной стороны признак качественного пиджака, а с другой — простой способ ввести потребителя в заблуждение, так как в наши дни не так много вспушки делается вручную. Большинство исполнено “невидимым” машинным стежком, который, впрочем, легко узнаётся, если посмотреть на лацкан с изнанки. Функциональной разницы между ручной и машинной работой в данном случае никакой, но не переоценивайте пиджак за то, что на нём стоят заветные стежки. 🙂
Петлица — отверстие на левом лацкане (на двубортных пиджаках зачастую на обоих), в которое вдевается бутоньерка — живой цветок или металлический/шёлковый аксессуар. На массовых магазинных пиджаках зачастую не разрезана и выполняет декоративную функцию. В магазинных изделиях получше и простых made-to-measure (фабричное изготовление на заказ) выполнена на машинке, но разрезана. На пиджаках работы мастеров она делается шёлковыми нитями вручную, за счет чего может иметь слегка неопрятный или как минимум непривычный вид. Один из фетишей европейских (а сегодня — и российских) ценителей — “миланская” петлица, которая выглядит так, будто наложена поверх лацкана. Выполняется только вручную и занимает почти час времени портного.
Шлицы — это разрезы на задней части пиджака, обеспечивающие свободу движений и удобство при сидении. Изготавливаются пиджаки с одной и двумя шлицами. В наше время преобладают две, но в целом это дело вкуса. Пиджаки без шлиц покупать не рекомендуется, но в магазинах они являются редкостью, не сказать “раритетом”.
Подборт — деталь, которая может быть неочевидна на первый взгляд. Это фрагмент основной ткани, который находится на внутренней части пиджака — возможно, вы думали, что это часть “внешней” ткани, но это заблуждение. Подборт выкраивается и притачивается отдельно, выполняя функцию “переходника” между основной тканью борта и подкладкой. Его размер может быть почти любым — чаще всего это около половины ширины борта (на фото выше — значительно уже).
Бортовка — деталь, которую вы никогда не видели. На самом деле бортовкой в русском языке называется и материал, и сама деталь, что может ввести читателя в некоторое заблуждение. В данном случае деталь собирается из одноимённого материала. Итак, бортовка — это несколько слоёв плотной ткани (для деталей используется жёсткий лён, верблюжий и конский волос и другие формоустойчивые натуральные материалы), которые обеспечивают точную посадку пиджака по фигуре заказчика. С помощью утюга им придаётся форма, повторяющая человеческое тело. Затем они собираются друг с другом при помощи ручных стежков, которые, в отличие от машинных, обеспечивают незначительную динамику слоёв друг относительно друга. Это придаёт изделию “живость” и мягкость, сохраняя при этом его форму. Также деталь бортовки накрывает лацкан и фиксируется к нему невидимыми ручными стежками.
В случае с магазинными пиджаками (будь то входной уровень H&M/Zara или средне-недешёвые для России марки вроде Tommy Hilfiger/Massimo Dutti) в 99% случаев вы столкнётесь с клеевой конструкцией детали бортовки. Вместо натуральных материалов и ручных стежков вы обнаружите намертво “прилепленную” к ткани клеевую деталь, которая держит форму пиджака самым простым из возможных способов.
Существует также вариант “полубортовки” (в английском — half-canvassed), при котором “по правилам” делается часть борта выше талии, а остальной объем проклеивается. Таким образом поступают в большинстве российских ателье индивидуального пошива среднего уровня, в чём сами прямо признаются. Скорее всего, готовый костюм из не-премиумной линейки бутика с громким именем (“Corneliani”, “Brooks Brothers”, “Polo Ralph Lauren” — реальные примеры) будет также сделан с “полубортовкой”.
Воротник — интуитивно можно догадаться, что это деталь вокруг горла. Воротник собирается из двух деталей — верхней и нижней. Верхняя на классическом пиджаке почти всегда делается из основной ткани, а нижняя (на фото) — либо из основной ткани и бортовки (в данном случае “бортовка” — отрез материала, повторяющий форму воротника), либо из фильца (плотный, но мягкий материал, близкий родственник фетра и войлока). К последнему основная ткань притачивается вручную или, в случае с магазинными и made-to-measure изделиями, машинным стежком “зигзаг”. Фильц может быть ярким и контрастным — до поднятия воротника его совсем не видно, но в поднятом виде он “раскрашивает” консервативный мужской образ. Кстати, частый аргумент в пользу пошива bespoke — как раз то, что добиться идеального прилегания воротника в случае с “магазинным” пиджаком практически невозможно.
Линия соединения воротника и лацкана называется раскепом и также выполняется на bespoke-пиджаках вручную невидимым стежком.
Подкладка — это не одна деталь, как может показаться на первый взгляд, а пять (повторяющие по форме полочки, бочки и спинку пиджака). Подкладка прикрывает все его внутренности от посторонних глаз, и тоже нередко является яркой и контрастной. Делается из скользящего натурального материала (шёлк на самых дорогих пиджаках, вискоза/купро на приличных). Полиэстер используется только в самых дешевых пиджаках, и так как не вентилируется, его использования желательно избегать.
Существует также целая категория бесподкладочных пиджаков (особенно любимых итальянцами с их тёплым климатом) — в них все внутренние швы видимы и обработаны косой бейкой (тонкая полоска ткани, прикрывающая и защищающая срезы), а деталь бортовки (если она есть) закрыта увеличенным подбортом. Такие пиджаки легче, мягче и прохладнее своих “полноценных” собратьев.
Листочка — так по-портновски называется обыкновенный нагрудный карман. Он ни в коем случае не должен использоваться функционально — только декоративно, для ношения шёлкового/шерстяного/хлопкового нагрудного платка. Носовые платки, блокноты, авторучки и пачки сигарет класть в него категорически запрещено. Возможно исключение в виде очков, но это поступок категории “нарушение правил, которые ты хорошо знаешь”, поэтому, если не уверены в этом знании, — лучше не стоит.
Плечевые накладки — несмотря на то, что многие пиджаки кажутся совсем тонкими, плечевые накладки есть практически во всех — разброс их толщины составляет от 1,5-2 см обработанной ваты (ватина) до единичного тонкого слоя бортовки (это самые лёгкие). В случае с “правильным” пиджаком bespoke, накладки изготовят персонально под ваши плечи в анатомичной форме (к примеру, выправят неровность плечей разным размером накладок — почти у всех мужчин наблюдается перекос вниз более активной руки, чаще всего правой). Более ленивые bespoke-мастера и ателье made-to-measure возьмут что-то из базы готовых накладок, что, на их взгляд, вам подойдёт. Магазинные “плечики” будут одинаковыми и равносторонними, скорее всего сделанными из поролона.
Шлицы руквавов — места на краю рукава, где располагаются пуговицы. Так как объективной необходимости расстёгивать эти шлицы нет, в нашу эпоху на магазинных пиджаках они делаются исключительно декоративными, нерабочими (за исключением отдельных марок категории premium и большинства luxury). Разумеется, в костюмах индивидуального пошива каждую из пуговиц можно расстегнуть, причём работает это как для bespoke, так и для made-to-measure. Для того чтобы ненавязчиво продемонстрировать качество пиджака, многие мужчины всегда держат нижнюю пуговицу рукава расстёгнутой.
Подокатник — самая незаметная из всех деталей, но при этом обязательная для любого пиджака. По форме она напоминает бумеранг, вручную фиксируется вместе с рукавом и плечевой накладкой и создаёт форму для оката рукава. Без подокатника рукав свободно “спадал” бы с плеча, а с ним держит эстетичную форму.
А также немного о брюках, чтобы два раза не вставать:
Стрелки — стандарт для костюмных брюк любой эпохи, чёткая и прямая линия, заутюженная посередине брючины. “Правильные” стрелки на брюках с рисунком (клетка, полоска, “ёлочка”) будут делить рисунок точно пополам. Правило простое — если на ваших брюках есть стрелки, то всегда отутюживайте их перед выходом из дома, чтобы они выглядели свежо и аккуратно. Если на ваших брюках нет стрелок (обычно в таких случаях речь о неформальных брюках из хлопка или вельвета) — не пытайтесь их создать, они там не нужны.
Шлёвки — это детали на поясе, в которых держится ремень. Говорят, что изначально на Сэвил Роу брюки шьются без шлёвок, а затем они добавляются мастером по дополнительной просьбе клиента. Всё из-за того, что посадка брюк должна быть столь идеальной, что не потребует никаких дополнительных средств поддержки изделия на талии. Если шлёвки на изделии всё же есть, считается обязательным носить брюки с ремнём или подтяжками (ни в коем случае не одновременно!). Впрочем, ношение костюма без ремня — ещё один способ пощеголять одеждой, изготовленной на заказ.
Защипы — это складки ткани, которые фиксируются мастером на передней части брюк под поясом. Бывают брюки с двумя защипами, одним защипом и без защипов. В наше время все знатоки мод категорически настаивают на ношении исключительно последних, считая защипы слишком старомодными. Впрочем, на мой взгляд, это дело вкуса — есть немало мужчин (особенно возрастом старше 30 и комплекции с уклоном в полноту), которым очень идут аккуратно скроенные брюки с защипами (на фото выше — один защип, переходящий в стрелку).
Манжеты (отвороты) — ещё одна деталь, непопулярная в наше время и за это почитаемая ценителями. Название говорит само за себя — это подвёрнутые края брюк, создающие дополнительный слой в районе туфли. Если брюки правильно подобраны по ширине лодыжки и длине, а также хорошо отутюжены, манжета может стать отличным декоративным элементом для формального в остальном костюма.
На этом мини-энциклопедия завершается, кто осилил — молодец. Думаю, что нередко буду отсылать читателей дальнейших материалов к этому, потому что собрал, по-моему, всё, что только было можно.