борт номер 1 американский
Авиа борт № 1 или так называемый самолёт президента США по оценкам экспертов имеет стоимость в 470 миллионов долларов, хотя в действительно предполагается, что эта цифра значительно выше. В настоящий момент благодаря информации просочившейся в глобальную паутину, стало наконец известно о том, что представляет из себя самолёт президента США в больших подробностях, что в ряде министерств США вызвало также панику из-за возможности отыскать уязвимые места авиалайнера.
Авиа борт № 1 президента США и его интерьер
Как известно, у президента США Барака Обамы имеется сразу несколько самолётов, причём в зависимости от своего назначения может использоваться тот, либо иной тип. Наиболее узнаваемым из всех является, конечно же, самолёт типа Boeing 747-200 c хорошо заметной надписью на борту «Air Force One», что в переводе на более привычный язык означает «авиа борт № 1».
Интерьер самолёта президента США выполнен достаточно скудно, во всяком случае, по сравнению с самолётами ряда лидеров других стран. Вместо золотых украшений и сантехники здесь используется либо позолота, либо более дешевые, чем золото благородные металлы, в частности речь идёт о серебре.
Интерьер авиа борта № 1 президента США включает в себя:
Таким образом, огромный трансатлантический авиалайнер Boeing 747-200 на деле не такой уж и роскошный, как на первый взгляд может показаться.
Авиа борт № 1 президента США и его технические данные
Утечка информации, появившаяся в 2006 году в одном из итальянских изданий практически полностью рассекретила технические характеристики на авиа борт № 1 президента США. Согласно полученным данным, президентский самолёт может пролететь без дополнительной заправки порядка 15 360 километров, при этом учитывая максимальную скорость воздушного судна в 1127 километров в час, максимальное расстояние которое сможет пролететь самолёт, составляет порядка 11 500 километров, ввиду большего расхода горючего, и это не учитывая фактора перегрева двигателей.
Авиа борт № 1 президента США рассчитан на 26 членов экипажа и помимо этого может перевозить ещё порядка 100 человек, среди которых сам президент, его ближайшие соратники, охрана, обслуживающий персонал и т.д. Если у обычного пассажирского авиалайнера Boeing 747-200 максимальный потолок составляет порядка 13 750 метров, то авиа борт № 1 способен подниматься на высоту в 15 тысяч метров, однако это возможно только при кратковременном полёте (не более 1 часа) на указанной высоте.
Авиа борт № 1 президента США не несёт никакого вооружения, во всяком случае, источник в итальянской газете не сообщает об этом, однако в верхней части самолёта располагается массивная антенна для поддержания связи со спутниками, в том числе и военными. На борту воздушного судна, как впрочем, и в любом ином самолёте президента, имеется система противоракетной защиты.
Система противоракетной защиты расположенная на авиа борте № 1 президента США включает в себя устройства подавления радиосигналов, защиту от тепловых ракет, систему противоракетного сброса и т.д. В тоже время, стоит подчеркнуть, что, как и любой иной пассажирский авиалайнер, самолёт президента США, авиа борт № 1, не имеет упрочнённой системы фюзеляжа, то есть самолёт является уязвимым даже для обычных авиационных пушек калибра 20 и 30-мм.
В настоящее время предполагается произвести замену уже морально и физически исчерпавшего свой срок президентского авиа борта № 1 на более новую модель. Предполагается осуществить это к 2017 году, однако авиастроительная корпорация Airbus отказала в создании авиа борта № 1 для президента США на базе авиалайнера Airbus A380,а потому вероятней всего, следующим воздушным судном будет также Boeing.
Раскрыт новый бело-сине-красный дизайн для самолета Трампа
Пентагон раскрыл новый бело-сине-красный дизайн для самолета президента США — «борта номер один» (Air Force One). На это обратило внимание издание The Hill.
Изображение появилось в одном из документов по бюджету на 2021 год. В нем Пентагон запрашивает 800,9 миллиона долларов на «Программу модернизации президентских самолетов VC-25B», в рамках которой нынешний борт будет заменен двумя новыми. В документе указывается, что модифицированные Boeing 747-8 «обеспечат президенту, персоналу и гостям безопасный и надежный перелет при уровне безопасности и возможностях для связи, как в Белом доме».
У самолетов должен измениться дизайн, они перестанут быть привычного белого и голубого цветов. Верхняя часть фюзеляжа станет белой, вдоль иллюминаторов расположится красная полоса, а нижняя треть и двигатели станут темно-синими.
The Hill отмечает, что новый стиль Air Force One похож на раскраску самолетов бывшей авиакомпании Дональда Трампа Trump Shuttle. В то же время окончательное решение о дизайне будет приниматься в 2021 году. В случае, если американский лидер останется на посту на второй срок после выборов 2020 года, представленный Пентагоном цвет вряд ли изменится, указывает издание.
В июне 2019-го Трамп рассказал о новом дизайне для «борта номер один» и представил четыре варианта раскраски. По его словам, их он придумал сам. О желании Трампа сделать президентские самолеты «более американскими» стало известно год назад.
ВВС США заключили с корпорацией Boeing контракт о замене двух президентских самолетов в июле 2018-го. Его сумма составила 3,9 миллиарда долларов. Контракт подразумевает разработку, усовершенствование, сертификацию, тестирование и поставку новых президентских бортов к 2024 году. Запрошенная на 2021 год сумма позволит продолжить работу над проектом.
«Борт номер один» — позывной самолета, в котором находится американский президент. В настоящее время глава США летает на двух специально оборудованных самолетах Boeing 747-200B, имеющих военное обозначение VC-25.
Борт номер 1 американский
dumeter
Группа: Общественный совет
Сообщений: 5022
Регистрация: 6.10.2009
Пользователь №: 13153
Рейтинг: 48651
Поставил плюсов: 51778
Поставил минусов: 279
Борт №1 американского президента
Air Force One (Борт номер один) — позывной любого летательного аппарата ВВС США, на борту которого находится президент США. Неофициально этот термин часто используется вне зависимости от местонахождения президента в отношении самолётов президентского флота, который с 1990 г. и по настоящее время состоит из двух специально оборудованных самолётов Boeing-747-200B (военное обозначение VC-25A) — борта 28000 и 29000.
Если аэропорт назначения не может принять такой большой самолёт, как VC-25A, в качестве Air Force One выступает Boeing C-32. Летательный аппарат ВВС, перевозящий вице-президента США, получает позывной Air Force Two.
История
11 октября 1910, Теодор Рузвельт стал первым американским президентом, летавшим на самолете, во время полета с братьями Райт в районе Кинлока Филд (около Сент-Луиса, штат Миссури). Хотя он уже был не действующим президентом, его сменил Уильям Тафт, это был первый полет «борта Номер Один».
До второй мировой войны зарубежные и внутренние поездки были редки — сказывалось отсутствие эффективной связи и транспорта. Поездки занимали много времени. Президент не часто отрывался от дел и уезжал из Вашингтона. Но ситуация потихоньку менялась с приходом самолетов типа Douglas DC-3. Этот самолет был более безопасен, имел новые средства навигации. Его стали использовать для пассажирских перевозок и доставок грузов. Американские страховые компании стали предлагать страховки. Все больше чиновников и бизнесменов пересаживались с поездов на самолеты.
Франклин Д. Рузвельт был первым президентом, который стал летать на самолете постоянно. Во время Второй Мировой Войны, Рузвельт путешествовал на самолете Dixie Clipper и Boeing 314, это были летающие лодки. В 1943 для прибытия на конференцию в Касабланке (Марокко), он совершил полет в 5500 миль (на трех «ножках»). Из-за угрозы немецких подводных лодок такой способ оказался предпочтительным.
Будучи обеспокоенной за безопасность президента, при перевозке коммерческими авиалиниями, USAAF приказала переделать военный самолет под потребности Главнокомандующего.
Первый президентский самолет был сделан на основе транспортного C-87A. Этот самолет, с бортовым номером 41-24159, был модернизирован в 1943 году, он использовался для международных перелетов. Предполагалось его использовать как основной самолет, по сути это был первый самолет «борт Номер Один». Но после оценки характеристик самолета секретная служба стала использовать его как резервный или борт номер два. В 1944 Элеонора Рузвельт использовала его в турне по странам Латинской Америки. Секретная служба впоследствии модернизировала Дуглас C-54 Skymaster в президентский борт.
VC-54C
Этот самолет VC-54C, по прозвищу «священная корова», имел спальню, радиотелефон и лифт для инвалидного кресла Рузвельта. Но он его использовал только раз, для поездки на Ялтинскую конференцию в феврале 1945 года.
После смерти Рузвельта весной 1945 года, вице-президент Гарри Трумэн стал президентом. В 1947 году Трумэн подписал Закон о национальной безопасности от 1947 года, на борту VC-54C.
C-118 Liftmaster
Но потом он заменил VC-54C в 1947 г. на самолет C-118 Liftmaster, назвав его «Независимость» (в честь его родного города в Миссури). Это был первый самолет, на носу которого был изображен белоголовый орлан.
Президентский позывной был создан в целях безопасности при администрации Дуайта Эйзенхауэра. Изменения обусловлены инцидентом 1953, рейс Eastern Airlines (8610) имел тот же позывной, что и борт президента (ВВС 8610). Самолет случайно вошел в то же воздушное пространство, и после инцидента появился уникальный позывной «Air Force One».
VC-121E Columbine III
Эйзенхауэр также представил два турбовинтовых самолета, Lockheed C-121 Constellations (VC-121E) для охраны и помощников. Эти самолеты были названы Коломбина II и III.
Он также добавил к флоту два небольших самолета Aero Commanders для полетов на небольшие расстояния, которые тоже были Air Force One и также назывались мини Air Force One. Президент Эйзенхауэр также обновил технологическую начинку Air Force One, добавил связь «воздух-земля» и телетайп. К концу срока Эйзенхауэра в 1958 году, ВВС добавил три Boeing 707 (это VC-137). Эйзенхауэр стал первым президентом, который использовал самолет во время турне «полет к миру», с 3 декабря по 22 декабря 1959 года. Он посетил 11 азиатских стран, пролетел 22000 миль (35000 км) за 19 дней.
Boeing 707
В октябре 1962 года администрация Джона Кеннеди приобрела C-137 Stratoliner, это Боинг 707 но измененый для полетов на большие расстояния. До этого его использовал Эйзенхауэр для поездок в Канаду, Францию, Австрию и Соединенное Королевство. ВВС использовали специальный дизайн, символику и расцветку. Но она оказалась слишком кричащей. И поэтому Президент Кеннеди по совету жены Жаклин связался с промышленным дизайнером французского происхождения Раймондом Лоуи, и попросил помощи в разработке дизайна президентского самолета. Он провел много времени в архивах, изучая старые записи. Его идея – надписи с использованием шрифта, как на «Декларации о независимости США» и президентская эмблема на бортах самолета. Боинг-707 SAM 27000 как Air Force One служил от президента Никсона до Джорджа Буша, и являлся основным транспортом для Никсона и Рейгана.
Теперь, отслужив срок, он находится в музее библиотеки Рейгана.
Вот как доставляли кабину симулятора Боинга в музей:
Boeing 747-200B (VC-25)
Во время правления Рональда Рейгана парк президентских самолетов мало изменился, но это он приказал начать производство текущих 747. ВВС США опубликовало запрос в 1985 на самолеты с такими требованиями: широкофюзеляжный, не менее трёх двигателей, и полет без дозаправки до 6000 миль. Boeing со своей моделью 747 и McDonnell Douglas со своим DC-10 выставили свои предложения. Выбрали 747, интерьеры были составлены первой леди Нэнси Рейган, в стиле Юго-запада США. Первый самолет был доставлен в 1990 году, во время правления Джорджа Буша-старшего. Задержка была связана с дополнительной работой по защите самолетов от электромагнитного импульса (ЭМИ). VC-25 оснащен защищенными и незащищенными телефонными и компьютерных системами связи.
Самолеты с номерами 28000 и 29000 способны за один полет без дозаправки преодолеть 15 360 километров с максимальной скоростью 1127 километров в час. С дозаправкой самолеты могут находиться в воздухе несколько суток. На борту при этом могут находиться более 100 человек. Экипаж «борта номер один» состоит из 26 человек.
Новый самолет для президента США
Один из двух самолетов Boeing 747-8i, которые ранее заказала для себя авиакомпания Трансаэро, 27 марта вылетел из аэропорта Викторвилля (Southern California Logistics Airport, VCV) в Сан-Антонио, где находится Boeing Global Support Services на базе ВВС Kelly Field Annex. Это ознаменовало начало работ по конвертации в новый борт номер один для президента США.
Ангары Boeing в Kelly Field Annex, где выполняются основные работы по техническому обслуживанию и модификации крупнейшего самолета ВВС США. Огромный отдельно стоящий ангар может вместить более десятка больших самолетов одновременно.
Оба самолета должны в будущем стать самолетами «Борт номер один» (Air Force One) ВВС США VC-25B и заменить морально устаревающие 30-ти летние VC-25A на базе самолета Boeing 747-200B.
(Самолеты Boeing 747-8 на хранении в Викторвилле. Фото © Juan Carlos Guera ( airliners.net ))
На фоне этого американские журналисты раскопали информацию, противоречащую ранним заявлениям Трампа о том, что ему удалось договориться с Boeing о снижении стоимости программы нового самолета.
После того как Трамп вступил в должность было объявлено, что эти самолеты (747-8i, которые ранее заказала Трансаэро) будут использоваться в качестве базы для будущего президентского самолета и что они были куплены у Boeing по какой-то невероятно низкой цене, которая, однако, остается нераскрытой.
Не смотря на то, что программа замены Air Force One действительно имеет критическое значение, приобретение ВВС США двух самолетов по цене, которая приближается к цене ядерного авианосца класса Нимитц (Nimitz) будоражит общественность и журналистов в Штатах. Особенно это обострилось после неудачи с попыткой импичмента и поиска следов влияние России на выбор Трампа президентом США.
Даже по самым скромным подсчетам сумма, требуемая на приобретение одного самолета, его конвертацию и ввод в эксплуатацию должна превзойти стоимость стелс-бомбардировщика B-2A, который является на текущий момент самым дорогим самолетом из когда-либо построенных.
По данным Defense One, совокупная стоимость самолетов, включая инфраструктурные проекты и некоторые другие вспомогательные расходы, связанные с программой, уже превышает стоимость программы Nimitz.
Да, 747-8i значительно отличается от самолета 747-200 первого поколения, но и ВВС США не стоят на месте, постоянно модернизируя VC-25As с начала их эксплуатации. На VC-25A установлены современные системы связи и обороны, и ВВС США прекрасно понимают задачи, стоящие перед ними, касающиеся перевозки президента. Таким образом, их не просят сделать то, что никогда и ни кем не делалось, или разработать для этого все новые подсистемы.
Выбор самолетов Boeing 747-8i, безусловно, вызвал некоторые непредвиденные расходы. Например, построенный на заказ, похожий на шестиугольник бункер-ангар, в котором размещаются VC-25As на базе ВВС Эндрюс, не подходит для новых самолетов. Самолет немного больше, поэтому теперь необходимо построить новый объект.
(Ангар для самолетов VC-25A на базе ВВС США Эндрюс)
Несмотря на все проблемы, официально запущен процесс по созданию новых самолетов Air Force One для замены существующих VC-25As на базе 747-200, возраст которых приближается к 30 годам и их техническое состояние становится все труднее поддерживать надлежащим образом. А найти первое поколение 747 аналогичной конструкции для «обновления» парка самолетов президента США занятие малоперспективное:
1) Поколение практически исчезло и не летает
2) Оставшиеся самолеты имеют много больший налет и более «потрёпаны жизнью», чем нынешние VC-25A, налет которых не так велик.
(Текущий самолет президента США VC-25A)
Будет интересно посмотреть, как ВВС США будут оправдывать этот огромный ценник за новый президентский самолет и как на самом деле разбиваются затраты. Но, учитывая, насколько секретно обстоят дела в отношении Air Force One и его оборудования, так «сильно переживающая за Трампа» общественность США может никогда не получить полного объяснения того, почему эти самолеты и их ввод в эксплуатацию стоят почти столько же, сколько авианосец класса Nimitz.
Публикация основана на материалах: DefenceOne, The Aviationist, The New York Times
Источник информации для поста: https://t.me/AviaCT
Найдены возможные дубликаты
Авиация и Техника
6.2K постов 12.9K подписчиков
Правила сообщества
>> которые ранее заказала Трансаэро
Зачем вы это все время повторяете и повторяете как попка? Боинг молодцы, что сумели пристроить борты, заказанные несостоятельным партнером, но такие вещи в бизнесе случаются часто, ничего примечательного здесь нет.
Один из двух самолетов Boeing 747-8i, которые ранее заказала для себя авиакомпания Трансаэро
То есть Трамп будет летать на самолете российской авиакомпании, не ну нельзя же так палиться то куда его кураторы смотрят
Трансаэро померло, не успев из даже получить. Самолеты были построены и поставлены в пустыню, так как программа 747-8i далеко не самая удачная по продажам у Boeing.
Ну не ИЛ-96 же, прокатит))
>> Эти самолеты должны выживать электромагнитные импульсы
Что делать, простите?
Спасибо, что поправили.
Такой мысли не было. Основной посыл, что самолет делать УЖЕ собираются, но у программы есть определенные проблемы в финансировании.
Пойду помоюсь, очередь подошла как раз.
воду не сливай только, еще посуду надо помыть
Ну за мной еще кот и можешь мыть.
Публикация основана на материалах: DefenceOne, The Aviationist, The New York Times
Они без нас все сами посчитали
в России проблемы кончились и наступила утопия, вот и смотрят по сторонам и переживают за других. Своих то нет проблем больше.
Никто их там не реставрирует. Стоят, авионика демонтирована. Там было 4 движка и одна ВСУ на все три борта из ДМЕ. Их просто перегнали. Пока на них конкретных планов нет.
Там же должна быть защита всей проводки и электроники от ЭМИ. Как они поменяли сотни километров кабелей в уже собранном корпусе?
Ну они для переделки и перелетели из Викторвилля
Почти вся прокладка кабеля производится еще на стадии сборки фюзеляжа. А его даже в предыдущей версии «борта №1» было более 200 миль
Я и не спорю с этим. Но сроки переделки говорят о том, что возможно все пойдет под «замену»
Видишь на второй пикче ангар с надписью BOEING? Вот в этом ангаре оба самолёта разберут до винтиков и заново соберут, ибо помимо проводки туда нужно вносить кучу оборудования.
просто в коробе по потолку салона протянули
У E-4B все же иные задачи. А постоянно используемый борт №1 тоже должен иметь соответствующую защиту.
Ил-80 (он же Ил-86ВзПУ, он же ВКП) никто не использует для официальных перелетов.
БПЛА С-70 «Охотник»
Создаваемый российский тяжёлый ударный БПЛА. (Беспилотный бомбардировщик) Разработчик — «Компания „Сухой“». Дрон основан на более ранней версии «Скат», разработанной МиГ, и включает в себя некоторые технологии истребителя пятого поколения Сухой Су-57. Бюджет проектных работ оценивается в 1,6 млрд рублей. 27 сентября 2019 года Минобороны России сообщило СМИ о первом совместном полёте «Охотника» и истребителя Су-57, продолжавшемся более 30 минут. Беспилотный летательный аппарат совершил полёт в автоматизированном режиме, отрабатывалось взаимодействие между «Охотником» и самолётом-лидером по расширению радиолокационного поля истребителя и целеуказанию для применения авиационных средств поражения большой дальности без захода Су-57 в зону условного противодействия ПВО.
Rolls-Royce выиграл контракт объемом $2,6 млрд. на ремоторизацию B-52H. Для 75 самолетов планируется выпустить порядка 650 двигателей F130, которые будут производиться (вероятно собираться из поставляемых запчастей) на небольшом, но специально открытом заводе в Индианаполисе.
В соответствии с условиями конкурса выбран небольшой двигатель от бизнес-джетов, что позволит сохранить текущую схему с восемью двигателями и минимизировать работу.
Однако предложения перевести B-52 на четыре крупных двигателя были всегда, фактически первое последовало уже в 1956 году, через два года после начала серии (ч/б картинки относятся к нему). В 70-х Боинг, по своей инициативе оснастил одним TF-39 и испытал летающую лабораторию. Предложения сделать «B-52R» с относительно современными большими движками поступали и начале нулевых.
Но от всего этого всегда отказывались потому что зачем возиться, B-52 это же ну так временно, скоро на покой.
Слоники
P.S. Вертолеты SA 316B Alouette III/HAL Chetak в Индии
Весьма специфичное отношение индусов к украшательству военной техники имеет давние традиции. Без слонов и прочей живописи у них обходится редко, подобное творчество у них было еще 50 лет назад на вертолетах. Вот такой диковатый прикид приделали к SA 316B Alouette III/HAL Chetak.
(Обе пикчи вертолетов были тут и БМ ругался)
Лучший истребитель или самолёт-провал? В чистом поле стоит.
Продолжаю свою серию обзоров нестандартных мест в Самарской области. Многие из вас наверняка видели фотографии этой локации в популярных соцсетях. Это старый заброшенный самолёт-истребитель МИГ-23, который, по сути, находится в поле домов!
Залезть в кабину пилота оказалось весьма трудным делом. Механизм доводчиков заржавел и пришлось поколдовать. Но у нас получилось!
Увы, подготовить к взлёту не удастся, начинку из истребителя — забрали! Было бы интересно побывать на таком судне в хорошем состоянии.
Но пока остается утешаться заброшенным транспортным средством. Зато, тут все можно детально осмотреть и пощупать.
Несмотря на то, что МИГ-23 достаточно «олдовая» модель самолета, они летают до сих пор, но точечно на устаревших военных частях. Первые полёта «старожилы» было в 1960-х годах. Но после распада СССР, основным истребителем стал МИГ-29, а этот стал неинтересным из-за множества своих недостатков.
Был интересный случай, с участием истребителя-беглеца МИГ-23.
В далёком 1989 году, при тренировочном полёте, почти сразу после взлёта, что-то пошло не так. Самолёт перестал набирать высоту, а обороты стремительно начали падать. Следуя инструкциям, лётчик покинул кабину, а дальше и началось неожиданное… После срабатывания кресла-катапульты истребитель «одумался» падать. Авиатранспорт быстро набрал высоту и мчал на территорию западной Европы. После 2,5 часов полёта беглец с пустыми баками благополучно упал на территории Бельгии.
Спасибо за внимание!
Перехватчики
Разведка на бреющем, с 25 метров в 1941 году
Авиаторы-разведчики героически выполняли свою задачу в 1941 году вопреки неразберихе в небе и на земле.
К 1941 году разведывательная авиация была падчерицей советских ВВС. Все внимание руководства страны и армии поглощали истребительная и бомбардировочная, а о разведывательной заботились «исключительно по остаточному принципу».
Июнь 1941 года. Горящие самолеты на советских аэродромах.
В первые дни войны, кроме врага, на авиаторов обрушилась еще и неразбериха. Одни вокруг никак не могли осознать, что мирное время закончилось, а другим точно так же не хватало умения и опыта.
Вот хроника 315-го РАП, воевавшего на Украине.
23 июня еще один СБ сбили свои же зенитчики (в районе Львова).
25-го при вынужденной посадке у села Сковородки (южнее Староконстантинова) разбился СБ, подбитый своими истребителями.
26-го свои «ястребки» повредили СБ капитана Зубанова.
А ведь СБ был основным советским бомбардировщиком, его силуэт в Красной Армии должны были знать все!
Экипаж СБ перед боевым вылетом. Лето 1941 года.
Бомбардировщик СБ ранних серий.
Утром 23-го с зенитчиками согласовали «входные ворота» для подлетавших к Степянке «Яков». Но стоило первому же Як-4 вернуться с боевого задания, как его обстреляли и зенитки, и «ястребки» И-16!
А под Минском зенитчики, обстреляв 23-го пришедший с боевого задания СБ из 313-го РАП, не дали ему сесть в Степянке.
Самолет лег на другой курс и. пропал без вести. Вместе с летчиком старшим лейтенантом Василием Сергеевичем Куприяновым (1914 года рождения, из-под Мариуполя), летнабом старшим лейтенантом Василием Андреевичем Телятниковым (1914, из-под Белгорода) и стрелком-радистом старшиной Александром Михайловичем Веренчиковым (1916, из Гомеля).
Смерть связных генерала Павлова
Врага в те дни смятения и неразберихи усматривали повсюду.
Воевавшая в Западной Белоруссии 10-я армия уже несколько дней не имела связи со штабом Западного фронта, когда около 02.00 27 июня на ее командный пункт в Замковом лесу близ Волковыска доставили двух парашютистов.
Предъявив удостоверения личности, они доложили, что являются делегатами связи штаба фронта и что командующий фронтом генерал армии Дмитрий Григорьевич Павлов лично приказал им разыскать штабы 3-й и 10-й армий, вручить по зашифрованному распоряжению и проконтролировать исполнение.
В штарме-10 расшифровать полученное не удалось. Впрочем, там и раньше не могли разобрать шифровки штаба фронта, и парашютистов отправили в находившееся неподалеку местечко Россь, в штаб 3-й армии.
Однако прочесть шифровку не смогли и в штарме-3. И парашютиста, первым вернувшегося в штарм-10, взяли в оборот особисты.
«Запутавшись в показаниях», писал после войны Петр Иванович Ляпин (в 1941-м генерал-майор, начальник штаба 10-й армии), тот «бросился бежать в лес, но был убит работником Особого отдела».
Второй парашютист «вообще отказался давать какие-либо показания, только ругал всех нецензурными словами«.
После чего тут же, на КП армии, был расстрелян.
1920 года рождения, один воронежский, из-под Богучара, другой полтавский, из-под прославленной Гоголем Диканьки.
Правда товарища Сталина.
А сама воздушная разведка?
Товарищ Сталин был, к сожалению, прав, когда уже 22 июля 1942 года писал об авиаторах-разведчиках, что «каждый фургон кажется им танком», что «они не способны определить, чьи именно войска двигаются в том или ином направлении».
И да, это экипажи 316-го РАП подтвердили 24 июня 1941-го, что «мотомеханизированные войска» немцев движутся от Бреста на Ковель.
Но авиаторы-разведчики воевали, воевали как могли.
Был перерыв между вылетами, и на поле стояли пусть не сто (как доложил экипаж), но до 70 незамаскированных и нерассредоточенных «Юнкерсов-88» с изображением белого черепа с костями на носовой части фюзеляжа.
314-й РАП вместе с бомбардировочными и штурмовым полками бомбил 30 июня переправы через Березину в Бобруйске. Березина была важнейшей водной преградой на московском направлении, и на прорвавшихся к Бобруйску немцев в тот день бросили все, что можно.
Правый двигатель одного из Як-4 вывела из строя зенитка, но летчик младший лейтенант Александр Скобелев продолжал идти к цели на одном моторе, и штурман-наблюдатель лейтенант Александр Бабушкин сбросил бомбы на цель.
С задания не вернулись.
Над Белоруссией и Украиной рыскали в те дни несколько сот истребителей «Мессершмитт-109».
Соседние машины помочь огнем не могли: разведчики, как правило, летали в одиночку, редко звеньями по три самолета.
В 313-м за девять дней июня в результате атак «Мессершмиттов-109Ф» погибли или пропали без вести три СБ и восемь авиаторов. Шестеро русских, два украинца.
26 июня западнее Слуцка сгорели вместе с самолетом летчик капитан Александр Кузьмич Королев (1906 года рождения, из-под Брянска) и стрелок-радист старшина Алексей Герасимович Кочергин (1911, из Екатеринослава**).
Памятный знак на месте гибели СБ из 314-го разведывательного авиаполка. Пружанский район, Брестская область.
В 314-м разведывательном авиаполку к 10 июля 1941 года из 53 «Яков» осталось шесть или семь.
313-й к концу июля потерял все свои СБ.
Долетели! Авиаторы 79-го гвардейского штурмового авиаполка (бывшего 313-го разведывательного). Германия, май 1945 года.