больше чем просто собака разделить на части
Конспект урока литературного чтения на тему: Научно –популярная статья «Больше, чем просто собака». (3 класс )
Учитель начальных классов
Вахитова Гульшат Вакилевна
План – конспект урока
Урок – литературное чтение
Тема урока: Научно –популярная статья «Больше, чем просто собака».
Тип урока: открытие новых знаний в работе с научно-популярной статьёй
Образовательная цель: Формирование навыков использования технологии критического мышления в рамках работы над научно-популярной статьёй «Больше, чем просто собака»
Развивающая цель: Формирование у детей образа собаки, как друга человека и помощника. Развивать исследовательские и познавательные навыки.
Воспитательная цель: воспитывать любовь к другу человека – собаке.
Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности «дружба», «верность»; ценить любовь и преданность собак к человеку; учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе установки учителя, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом и задачей, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде научно-познавательного текста, иллюстрации, уметь добывать информацию, планировать.
Коммуникативные действия: уметь договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Оборудование: компьютер, раздаточный материал для работы в группах, презентация к уроку
Организация класса к уроку.
Цель этапа: настроить на урок.
Протяните руку вправо, поймайте удачу.
Протяните руку влево, поймайте успех.
Цель задания: Подготовить голосовые связки к работе.
О ком это упражнение?
Прочитайте отрывок из стихотворения Д.Хармса «Врун».
Как вы понимаете слово «пустолайка»?
Прочитайте строчки начиная тихо, медленно, загадочно. Постепенно увеличивайте темп и громкость чтения.
А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Научились точно птицы,-
Точно ястребы летать!
Работа с фразеологизмами.
Цель задания: Работать над увеличением словарного запаса, развивать творческое мышление, общий кругозор. Подводить к теме урока.
Как с цепи сорвался.
Заживет как на собаке.
Вопросы по заданию:
Объясните, как вы понимаете фразеологизмы.
Что объединяет их? (Слово собака)
Работа над словарным словом.
Цель задания: Связь с русским языком.
Что вы можете сказать об этом слове? Словарное слово.
Почему выделены согласные? Чередование.
Цель задания: Развивать ассоциативное мышление, логику, умение обобщать, делать вывод.
Прочитайте слова. О ком они? Все ли понятно? Что приходит в голову? Какие ассоциации возникают? Что объединяет все эти слова?
Сторож, проводник, воин, охотник, крысолов,
охранник, тягловое животное, рыбак, компаньон,
спасатель, искатель, поводырь …
Беседа о роли собаки в жизни человека.
Отметить роль собаки – поводыря, собаки – спасателя.
Постановка темы и цели урока.
Цель задания: Формирование навыков целеполагания, умения ставить задачи.
Беседа о породах собак. Работа с фотографиями.
Цель задания: Собрать информацию о собаках, знания об изучаемой теме. Выяснить, что уже известно по теме.
Что вы сами знаете о собаках?
Выступление учащихся с домашней заготовкой о разных породах собак, рассказ о своей собаке.
У вас есть задание с предложениями о собаке. Заполните левую сторону, согласны ли вы с этими фразами?
Предком собаки был обыкновенный волк.
Собаку одомашнивали только в одной стране.
В наши дни насчитывается около 4000 пород.
Разные породы собак существовали всегда в таком виде. Не менялись.
Легко ли было ответить? Все ли понятно? Достаточно ли ваших знаний для ответа? А где мы можем взять доказательство вашего выбора?
Работа с текстом. Учебник. Страница 121. Статья «Больше, чем просто собака».
А) Обсуждение названия текста. Выдвижение предположений.
Скажите, почему так называется текст? О чём он?
Б) Словарная работа
Популярный – общедоступный, интересный многим.
Искусственный отбор… Естественный отбор…
Индийский обыкновенный волк (фото)
Шерстистый волк (фото)
В) Чтение текста учителем.
Прослушайте текст и подумайте, к какому жанру относится?
Каков жанр? Для кого написана статья?
Что значит «научная», «популярная»
Чтение текста учениками с заданием. Инсёрт, прием в технологии развития критического мышления.
а) Напоминание правил использования инсёрта. Схема на доске. Чтение.
Какие моменты текста вам были уже известны? Прочитайте вслух.
Что новое узнали? Ответьте.
Кто выяснил, что он ошибался? Расскажите соседу по парте.
Возникли ли вопросы? Поделитесь с соседом сзади.
Работа с карточкой. Заполните графу справа.
Разошлись ли ваши ответы? В чем?
Групповая работа. Составление интеллект карты.
На доске блок схемы
Что значит составить план текста?
Если бы нам пришлось пересказать текст, какие главные темы в этом тексте вы обнаружили?
История появления собаки. Прародители собаки.
Группы заполняют схему. В любом порядке.
При проверке находим пункты плана по порядку и соотносим с частями текста. Группе дается задание поручить чтение текста ученику, который меньше всех участвовал в работе на уроке.
Сочинить синквейн о собаке.
Прочитать в группе. Выбрать лучший. Прочитать вслух всему классу.
Над чем задумались _______________.
Д.з. Страницы 121-122, выбрать вариант задания:
приготовить ответы на вопросы № 2, 3, 5.
написать статью о собаках,
Научно-популярная литература в начальной школе.
Как разделить рассказ Котенок на части? Какова главная мысль каждой части?
Задания по литературе для 2 класса Раздели текст на части для пересказа. Определи главную мысль каждой части. Устно составь план
Рассказ Льва Толстого «Котенок» можно разделить на три части для пересказа.
Первая часть рассказывает о поисках кошки, ее можно так и озаглавить «Кошка пропала». Главная мысль этой части в том, что потеря любимца вызывает у хозяев грусть и тревогу.
Вторая часть рассказывает о котятах и их судьбе. Ее можно озаглавить «Котята». Главная мысль этой части в том, что детям всегда хочется иметь маленького друга, о котором они могли бы заботиться и которого могли бы любить.
Третья часть рассказывает о том, как котенок едва не погиб и как Вася его спас. Озаглавить эту часть можно как «Случай на дороге».
План пересказа рассказа толстого «Котенок»:
В рассказе Толстого «Котенок» рассказывается о том, как мальчик Вася спас своего котенка от охотничьих собак, рискуя при этом своей жизнью.
Это рассказ разделим на три части. В первой части говорится о поисках пропавшей кошки и главная мысль первой части в том, что домашних животных хозяева любят и переживают за них.
Во второй части рассказывается как нашлась кошка и как у нее оказалось пять котят. Главная мысль второй части в том, что маленькие котята должны также найти своих хозяев.
Третья часть повествует о случае с собаками, которые едва не загрызли котенка и как Вася его спас. Главная мысль этой части в том, что ради своих любимцев мы готовы пойти на подвиг.
Пересказ рассказ Толстого «Филипок» по плану:
Когда человек учится в школе, учится новым знаниям, учится делать что-то, что не умел раньше, и эти знания и навыки помогают ему в будущем сделать карьеру, достичь успеха, исполнить свою заветную мечту, то в этой ситуации подойдут пословицы:
Если человек чего-то сильно боится, например темноты, но все равно идет в темный парк, чтобы найти потерявшегося котенка, то он перебарывает свой страх и для этой ситуации годится пословица:
И наконец, если человек делает другим добро, помогает людям, то и к нему отношение будет таким же хорошим, его будут уважать и любить. Это случай для пословицы:
В рассказе Житкова «Храбрый утенок» утятам во дворе сильно досаждала огромная стрекоза и утята ее очень боялись. Стоило стрекозе посидеть на краю их миски, как они целый день к миске больше не подходили, боясь стрекозы.
И сами утята не справились бы с огромным насекомым. Но им помог храбрый утенок Алеша, который пришел с соседнего двора.
Этот Алеша не испугался стрекозы, подкараулил ее и схватил за крыло. Насилу стрекоза вырвалась и улетела. Больше она не прилетала к миске и не пугала утят.
Оказалось, что стрекоза не такой уж опасный противник и если иметь храброе сердце. то с ней очень даже легко справится.
Герои «Страшного рассказа» Чарушина, мальчики Петя и Шура сильно испугались, когда услышали, как за дверями, в сенях, кто-то топает по полу. И пусть топал незнакомец очень тихо, но зато быстро, да и в ночной тишине его было очень хорошо слыхать.
Поэтому они не могли дождаться, когда придут мама и папа, и сразу все рассказали родителям. Те поискали топтуна в доме, но не нашли. Тогда они вышли в сени и включили свет. И там оказался обычный ежик, который перебежал через сени и попытался спрятаться в углу. Он сам сильно испугался и свернулся в клубок, выставив колючки. Взять ежика просто так не удалось, и поэтом его просто закатили в шапку.
А со мной подобных случаев не происходило, наверное потому, что я живу в городской квартире. Хотя ежика в парке я встречала, причем уже поздно вечером, когда почти совсем стемнело. На тропинку передо мной выкатилось что-то темное и я конечно испугалась. Но потом поняла, что это точно не змея, а какой-то зверь. Я подошла поближе и увидела что это ежик. Он тоже свернулся в клубок и колючки были очень острыми на ощупь. Поэтому я не стала пытаться его взять, а просто сказала «До свидания» и пошла домой.
Во втором классе мы познакомились с баснями Крылова «Стрекоза и муравей» и «Лебедь, рак и щука».
Главная мысль басни «Стрекоза и муравей» заключается в том, что всегда следует заботиться о своем будущем. Главная мысль басни «Лебедь, рак и щука» заключается в том, что любое дело нужно делать дружно, общими усилиями.
В баснях Крылова находится много крылатых выражений, которые мы часто используем в своей речи, даже не задумываясь о том, что эти фразы принадлежат перу великого писателя.
Например фраза из басни «Лебедь, рак и щука» «А воз и ныне там» часто произносится, когда хотят сказать о том, что какое-то дело так и не сдвинулось с места.
Наверняка вы слышали и такие фразы, которые также принадлежат Крылову:
Как разделить на части рассказ «Барбос и Жулька» и озаглавить каждую часть?
«Барбос и Жулька», как разделить на части и озаглавить каждую часть?
Не очень большой рассказ у Куприна, но все же разделить на части его довольно легко. У меня получилось вот так:
1.) Описание Барбоса.
3.) Характер и драки Барбоса.
4.) Дружба Жульки и Барбоса.
5.) Бешеная собака. Героический поступок маленькой Жульки.
Рассказ небольшой, но и его можно разделить на несколько смысловых частей. Разделим его на восемь частей и озаглавим каждую смысловую часть таким образом:
1). Дворовой пес Барбос.
2). Воспитанная и тактичная Жулька.
3). Вольный нрав Барбоса.
6). Героический поступок Жульки.
7). Последние минуты в жизни отважной собачки.
8). Душевные муки Барбоса.
Разделим рассказ «Барбос и Жулька» на части:
Я разделила на части рассказ «Барбос и Жулька» следующим образом:
1) Характеристика Барбоса.
В этой части мы знакомимся с внешностью Барбоса, узнаем его характер.
2) Характеристика Жульки.
В этой части мы знакомимся с маленькой собакой Жулькой, узнаем как она выглядела, о её характере.
3) Отношение Барбоса к чужим собакам.
Здесь описывается, как Барбос вел себя, когда появлялись чужие собаки.
4) Дружба Жульки и Барбоса.
5) Бешеная собака во дворе.
Здесь мы узнаем, как ведет себя бешеная собака, показано, как боятся люди вокруг.
6) Жулькин поступок.
В этой части мы узнаем, как отважно поступила Жулька.
7) Барбос хочет проститься с Жулькой.
Рассказ довольно маленький, цельный, и я бы разделил его на такие части:
Данное произведение Куприна очень хорошо показывает нам что не всегда внешний вид соответствует внутреннему содержанию. Именно те, от кого мы меньше всего ждём героических поступков их и совершают. Я бы разделила текст на 8 частей и озаглавила их следующим образом.
Какая мораль может быть в простой истории о трогательной дружбе двух собак, столь не похожих внешне и характерами, но испытывающих друг к другу искренние и нежные чувства?
Конечно мораль истории в том, что друзей, как говорится, не выбирают, друзьями становятся и объяснить почему один человек стал другом другого часто не возможно.
Но этот рассказ не только о дружбе. Он имеет трагический финал, концовку, в которой маленькая вежливая Жулька погибает, после того, как совершает героический поступок. Это вносит в сюжет особую нотку, в которой можно найти совсем другую мораль.
Изначально автор довольно подробно описывает внешность собак, уделяя внимание характерам. Мы узнаем, что Барбос был большим и необузданным, любил драться, а Жулька была тихой и вежливой. Но именно Жулька бросилась навстречу бешеной собаке, когда Барбос предпочел скрыться подальше.
Отсюда мораль, герой не тот, кто проявляет свою храбрость когда в этом нет нужды, а тот, что оказывается храбрым перед лицом настоящей опасности.
Оказалось, что не Барбос герой, а Жулька, от которой никто этого героизма и не ждал.
Прежде чем составлять синквейн нужно знать содержание произведение и соответственно выделить главных героев или главную мысль, о которой можно рассказать в нерифмованном стихотворении. К рассказу Куприна «Барбос и Жулька» предлагаю такие синквейны:
Пройдем тест по рассказу А. Куприна «Барбос и Жулька».
1) Вспоминаем описание Барбоса. Верный вариант «А». С этого момента начинается рассказ:
2) Вспоминаем, какой породы Барбос? Верный вариант «В».
3) Барбос не против угоститься мясом индюка, вариант «А».
5) В схватке Барбоса страдали, преимущественно, его уши, которые напоминали своими краями «фестоны». Вариант «Б».
6) Пес дежурил на окне, ожидая, что незнакомая собака покажется на территории, близ хозяйского двора, чтобы ее прогнать. Вариант «А».
7) Вспоминаем описание Жульки. Верный вариант «А»:
9) Собачка из деликатности уступала миску, словно предлагала угощаться. Вариант «В».
11) Барбос не желал связываться с бешеной собакой. Он испугался, как все люди или животные, видевшие бешеную собаку. Верный вариант «Б».
12) Жулька бесстрашно кинулась на собаку. Верный вариант «А».
13) «Ослабевшую» силами собачку поместили в сарае. Верный вариант «В».
Ответим на небольшие вопросы.
Из описания видим, что собачка домашняя, комнатная. К какой породе относится? Автор не указывает. Предположить можно, что небольшая гладкошерстная собачка, например, той-терьер, пражский крысарик или чихуахуа.
Как описывает автор Барбоса и Жульку? Подчеркнем о Барбосе.
Жулька, внешнее описание, подчеркнем.
Когда Барбос обнаружил во дворе бешеную собаку, «храбрость» ему отказала. Вместо того, чтобы, по обыкновению, кинуться на чужака, только «повизгивал» и «дрожал».
Бешеной собаке пришлось покинуть двор, потому что Жулька дала отпор: собачка кинулась наперерез, толкнув бешеную собаку.
Бешеная собака появилась во дворе и Жулька внезапно на нее бросилась. Все произошло быстро, за этот момент, пока Жулька гналась наперерез чужому псу и дала ему отпор, она испытала напряжение и стресс. От этого стала «сдавать», отказываться от еды, слабеть. Жулька не вынесла перенесенного испытания, поэтому она заболела и издохла.
Произведение настолько же трогательно, насколько драматично. В нем автор раскрывает проблемы мужества, силы духа. Эти качества не имеют отношения ко внешнему виду или породе собаки.
Произведение не может оставить равнодушными. Искреннее, доброе, трогательное, показывает историю верности и дружбы собак, поражает до глубины души.