большая дебиторская задолженность в балансе чем грозит
Что такое просроченная дебиторская задолженность
Когда дебиторская задолженность признается просроченной?
Долги дебиторов попадают в разряд просроченных, если:
Указанные виды просроченной дебиторской задолженности рассмотрим на примерах:
ООО «Производитель» 10.04.20ХХ отгрузило ПАО «Потребитель» арматуру разного сортамента на сумму 2 315 000 руб. По условиям договора поставки оплата за продукцию должна поступить продавцу не позднее 10 календарных дней с момента отгрузки.
Оплата вовремя не поступила, и менеджер отдела продаж, контролирующий данную задолженность, перевел ее из категории «ожидающая оплаты» в состав «просроченной по условиям договора».
Это означало, что с 21.04.20ХХ в отношении должника необходимо проведение специальных процедур взыскания, предусмотренных Положением по работе с дебиторами, утвержденным в ООО «Производитель».
Влияние перевода долга в разряд просроченной задолженности на порядок ее бухгалтерского и налогового учета в ООО «Производитель»:
Как списать нереальную для взыскания (безнадежную) дебиторскую задолженность в бухгалтерском учете, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
В учете ООО «Производитель» по состоянию на 31.05.20ХХ числится долг ООО «Невидимка» на сумму 5 000 руб. С момента наступления даты оплаты по условиям договора прошло 3 года — срок исковой давности истек (просроченная задолженность).
Движение долга ООО «Невидимка» в учете ООО «Производитель»:
Как ООО «Производитель» поступил с указанной просроченной дебиторкой, узнайте из последующих разделов.
Как отразить в балансе просроченную дебиторскую задолженность?
В балансе находят отражение активы и пассивы фирмы. Для дебиторской задолженности отведена отдельная одноименная строка (1230) второго раздела. Учитывается она в числе оборотных активов фирмы.
Если дебиторская задолженность просрочена, может ли она считаться активом?
Исходя из определения, оборотными активами признаются ресурсы фирмы:
С позиции МСФО активом считается ресурс:
Как классифицируют дебиторскую задолженность международные стандарты — см. в материале «Учет дебиторской задолженности по МСФО».
Таким образом, просроченный долг дебитора может оставаться активом, если дебитор:
При этом необходимо принять во внимание и дополнительные оценочные критерии:
Если задолженность просрочена по условиям договора, но фирма не считает такой долг сомнительным (оценивая его по внутрифирменным критериям), такая дебиторка в балансе на отчетную дату будет признаваться активом и отражаться на законных основаниях в строке 1230.
Как раскрыть информацию о дебиторской задолженности, в т.ч. просроченную, в пояснениях к бухгалтерскому балансу, детально разъяснили эксперты консультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
О просроченной дебиторской задолженности из группы «сомнительных» и «безнадежных» долгов, где и как она отражается — расскажем в следующих разделах.
Просроченный долг — это актив или расход?
Дебиторка с истекшим сроком исковой давности (просроченная и безнадежная к взысканию) не может находиться в составе оборотных активов по следующим основаниям:
Таким образом, дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности в балансе не отражается и подлежит списанию на расходы (или за счет резерва).
Списать раньше или позднее наступления срока исковой давности означает, что:
В этом случае важно правильно рассчитать срок исковой давности, учитывая следующие правила:
Прервать срок исковой давности может как должник, так и кредитор, если:
После этих действий отчет срока исковой давности начинается с нуля.
Необходимо отметить, что погашение части долга не прерывает срок исковой давности для оставшейся непогашенной суммы (п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 № 43).
У срока исковой давности есть еще одна ограничительная дата — он не может продолжаться более 10 лет со дня нарушения права (даже если он прерывался по каким-то причинам).
Когда происходит приостановление и восстановление срока исковой давности — см. в материале «Срок исковой давности по дебиторской задолженности».
О просроченной дебиторской задолженностив ситуации, когда срок исковой давности еще не истек, узнайте далее.
Как отражается в учете и отчетности просроченный, но не безнадежный долг?
Просроченная задолженность, признанная сомнительной, также в балансе не отражается — в бухучете непогашенный и ничем не обеспеченный долг подлежит обязательному резервированию.
Созданный резерв уменьшает отраженную в учете дебиторскую задолженность — в балансе сумма дебиторской задолженности по строке 1230 должна быть отражена за минусом таких зарезервированных сумм.
Чтобы оценить долг дебитора как сомнительный (для целей создания резерва), необходимо:
Величина резерва определяется (п. 70 Положения по ведению бухучета и отчетности, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н):
Отчисления в резерв — это прочие расходы (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н).
Подробнее о прочих расходах расскажет статья «Прочие расходы в бухгалтерском учете — это…».
О просроченной дебиторской задолженности, от которой необходимо очистить учет и отчетность, а также о каких учетных нюансах при этом требуется позаботиться, читайте далее.
Что делать с просроченным безнадежным долгом?
Просроченная задолженность с истекшим сроком исковой давности называется коротко — безнадежным долгом. Это означает, что:
Списание безнадежного долга — особая процедура, требующая:
Но и это еще не все — нельзя просто списать долг и забыть о нем. При этом необходимо:
Что грозит фирме и ее директору, если пренебречь забалансовым учетом, см. в материале «Правила ведения бухгалтерского учета на забалансовых счетах».
Итоги
Под просроченной дебиторской задолженностью понимается долг контрагента, не оплаченный в срок. Нарушение сроков оплаты может послужить поводом для перевода долга в разряд сомнительного или безнадежного.
Безнадежные долги контрагентов подлежат списанию в расходы, а по сомнительной задолженности создается резерв. В балансе сомнительная дебиторка не отражается — из показателя строки 1230 вычитается сумма образованного резерва по сомнительным долгам.
Что будет, если не управлять дебиторской задолженностью?
Что является результатом неправильно организованной работы по увеличению задолженности? Ответ очевиден: задолженность очень низкого качества. Результатом станет задолженность с ликвидационной нормой, которая существенно превышающей критическое значение (как правило, 5% от общей суммы). Рассмотрим, к каким последствиям приводит неправильно организованная работа с дебиторской задолженностью как при попытках ее увеличения, так и при попытках уменьшения.
В этой публикации мы кратко рассмотрим, к каким последствиям приводит неправильно организованная работа с дебиторской задолженностью как при попытках ее увеличения, так и при попытках уменьшения.
1. Если не организовать работу по увеличению задолженности, то…
Как человек берет кредит где-нибудь в Айдахо? Он заводит в банке счет, получает связанную с ним кредитную карточку. Прежде чем выдать ее, банк недели две проверяет клиента. Рассматриваются все данные о заявителе — место его работы, состав семьи, семейный бюджет и т. д. После выдачи карточки банк фактически становится гарантом платежеспособности клиента на продолжительный срок. Любой платеж, даже тот, на который у клиента нет денег, будет безусловно совершен банком за него (то есть будет выдан кредит).
Чтобы получить карточку, клиент обязуется перечислять всю зарплату на счет в банк, который открывает ему лимит кредитования сначала на 50% его месячной зарплаты, затем (через полгода) — на 70%, затем увеличит еще. Через пару лет клиент вполне может иметь лимит в три месячных зарплаты. Так решается проблема «микрокредита». Заметьте, банк не просто выдает деньги, а сначала оговаривает условия, по которым его ресурсная база увеличивается (клиент открывает счет и переводит на него доход), а уж затем выдает клиенту средства и очень медленно наращивает лимит кредитования.
При этом кредитованием занимается именно банк, а торгующая организация в любом случае всегда получит свои средства за предоставленный клиенту товар. У нас же сами торгующие организации выдают кредиты, то есть, как мы раньше говорили, «ведут счета» заемщиков.
Что же является результатом неправильно организованной работы по увеличению задолженности? Ответ очевиден: задолженность очень низкого качества. Результатом станет задолженность с нормой ликвидационной задолженности, существенно превышающей критическое значение (как правило, 5% от общей суммы задолженности).
Как правильно организовать работу по увеличению задолженности? Несмотря на то что кредитование весьма выгодно для кредитора (это и расширение бизнеса, и дополнительные прибыли), для клиента получение кредита должно быть связано с определенными трудностями. Главное правило — кредит надо заработать.
Если же производить бесплатную и практически безнаказанную раздачу денег, произойдет непоправимое ухудшение качества долгов, а может быть, и то, о чем говорится в следующем пункте.
2. Если не организовать работу по уменьшению задолженности, то…
Даже если этот факт признан, то в отношении работы с такой задолженностью нет никакой стратегии. Сегодня ею занимаются юристы, завтра — служба безопасности, послезавтра — кто-то из отдела продаж, который хорошо знает первую жену заемщика и т. д. Все это — следствие того, что сначала неправильно посчитали, затем на сумму будущих убытков не уменьшили прибыль, из «полученной» прибыли выплатили себе премии и дивиденды.
Через месяц повторили все то же самое. Премии получили, начальству доложили, что все нормально, начальство тоже премии получило, а на самом деле…
Одним из самых серьезных негативных факторов роста любого рынка является то, что на фоне роста не всегда видны негативные моменты. Любые недочеты, недоделки, да и просто промахи кажутся временными факторами, простыми помехами, шумом на фоне стабильно и бурно развивающихся процессов. Это уже неоднократно повторялось —
конкретные детали незаметны на фоне мощного развивающегося процесса.
Часто за последние годы мы наблюдали ситуацию, когда невнимание к вопросам уменьшения задолженности должно было привести к краху предприятий в течение короткого времени, однако бурно растущий рынок оттягивал наступление этих событий. В самый критический момент появлялся новый кредитор, либо подписывался наивыгоднейший контракт, либо происходило что-нибудь еще в этом роде.
На время все успокаивалось. Однако предприятие не использовало полученную таким образом передышку, чтобы исправить ситуацию, и через год-два крах все-таки наступал, но уже с более тяжелыми последствиями для организации.
Как же в действительности развиваются события, если кредитор не уделяет должного внимания построению системы уменьшения задолженности?
Значительная доля активов кредитора — это дебиторская задолженность. Сколько в ее составе текущей задолженности, сколько — просроченной, а сколько безнадежной, не знает никто. Порою даже сам кредитор.
Результат неправильно организованной работы — ничем не контролируемый рост объема задолженности. Затем, как следствие, сильно ухудшается качество долгов. А далее уже непонятно, что является причиной, а что следствием.
Следствием того факта, что значительная доля дебиторской задолженности состоит из безнадежных, то есть практически дутых активов, является все более усиливающаяся нехватка «живых» денег. Значительная часть активов не работает, но поскольку этот факт «скрыт» и от проверяющих, и от самих руководителей, премии регулярно получаются. В результате средств сначала перестает хватать на выплату зарплаты сотрудникам, потом проценты по собственным кредитам выплачиваются из заемных денег, затем — конец.
Рассмотрим в качестве примера реальную жизненную ситуацию.
Небольшая региональная компания создала сеть отделений по потребительскому кредитованию населения в областном центре и в прилегающих районных центрах. Ниша эта была свободна — несколько лет назад местные банки боялись заниматься таким рискованным, как им казалось, делом, а крупных филиалов центральных банков в регионе не было.
Поначалу (но очень недолго) деятельность была вполне прибыльна. На успешность бизнеса обратили внимание потенциальные конкуренты — и местные банки, и крупные торговые сети. Их приход на рынок сильно снизил доходность такого рода операций. Услуга становилась все более востребованной, рост объемов продаж был небывалый — десятки процентов ежемесячно. «Популярность» услуги выросла, в том числе и среди преступных элементов.
Объем безнадежной дебиторской задолженности начал быстро расти. Компания все силы тратила на «освоение» новых территорий — открытие новых представительств, подключение к работе по кредитованию новых торговых сетей и т. д. Основным девизом было «Сегодня захватим рынок, а завтра получим прибыль!». Ситуация осложнялась тем, что ни у собственников компании, ни у менеджмента до создания данного бизнеса не было опыта работы на розничных финансовых рынках.
Все эти факторы привели к тому, что за два года объем проявившейся безнадежной задолженности превысил 10% от валюты баланса компании. Все нормативы по соотношению собственных и заемных средств были также нарушены самой компанией — более 98% кредитов было выдано за счет заемных средств.
После того как для выплаты процентов по собственным кредитам два месяца подряд пришлось брать дополнительные займы, руководство компании решило проанализировать результаты деятельности. По итогам проверки получили следующую информацию:
Все планировавшиеся меры с той или иной степенью успешности были осуществлены. По итогам трехмесячной работы получены следующие результаты:
Что такое дебиторская задолженность
И чем она отличается от кредиторской
Дебиторская задолженность — все, что должны предприятию другие компании, государство или клиенты-физлица. Каждый такой должник называется дебитором. Дебиторская задолженность, например, появляется, когда компания продала товар, но деньги не получила. Тогда долг покупателя за товар — это дебиторская задолженность. Бывает и наоборот: если фирма перечислила предоплату, а товар не поставили. Переплата налогов или заем сотруднику тоже приводят к дебиторской задолженности.
Чем дебиторская задолженность отличается от кредиторской
Если дебиторская задолженность — это то, что должны компании, то кредиторская — наоборот, когда та сама задолжала контрагенту. Еще к кредиторской задолженности относятся и кредиты.
Примеры видов задолженности
Дебиторская задолженность | Кредиторская задолженность |
---|---|
Переплата по налогам | Неоплаченная пеня по налогам из-за просрочки |
Предоплата поставщику за товар | Долг перед поставщиком за отгруженный товар |
Заем работнику на покупку жилья | Остаток задолженности по кредиту перед банком |
Когда образуется дебиторская задолженность
Дебиторская задолженность появляется в тот момент, когда две стороны одного договора не могут выполнить обязательства одновременно. Например, сначала одна компания отгружает товар, а другая только потом платит за него. Из-за этого разрыва и появляется задолженность: у одного контрагента — дебиторская, у другого — кредиторская. Такой долг может существовать несколько часов, а может зависнуть на годы.
Для продавца было бы идеально, если бы все покупатели вносили предоплату, но на практике такого не бывает. Поэтому клиентам дают отсрочку платежа. Это выгодно участникам сделки: покупатель может, например, перепродать дороже еще не оплаченный товар, а продавец наращивает рынок сбыта. Чем больше у компании клиентов, тем быстрее растет дебиторская задолженность.
Виды дебиторской задолженности
Дебиторскую задолженность можно классифицировать по нескольким признакам.
По срокам погашения — на долгосрочную и краткосрочную. Краткосрочная — долг, погашаемый в течение года с момента заключения договора. Например, если оплата за отгруженные материалы должна поступить через два месяца. Долгосрочная — со сроком погашения больше года. Например, заем для сотрудника.
По срокам погашения обязательств — на нормальную или просроченную. Срочная, или нормальная, — когда еще не пришло время гасить долг. Например, компания поставила клиенту товар, но по договору тот может заплатить в течение 10 дней. Спустя неделю его задолженность еще считается нормальной. Просроченная задолженность появляется, когда указанные в договоре сроки вышли. Например, тот же покупатель не оплатил товар даже спустя месяц.
По основаниям возникновения — в зависимости от того, кто должен компании:
По вероятности погашения — на сомнительную и безнадежную. Сомнительная не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией. Безнадежная — с истекшим сроком исковой давности. Если компания-должник ликвидирована или у приставов не получается взыскать деньги, то долг тоже считают безнадежным. А еще, когда должника исключили из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой.
Управление дебиторской задолженностью
Когда появляется безнадежная дебиторская задолженность, компания недополучает прибыль и остается без оборотных средств. Если таких долгов становится много, предприятие не может закупать сырье, производить продукцию, платить зарплаты и налоги — это чревато не только убытками, но и банкротством. Поэтому задача менеджеров — возвращать долги, а в идеале — предотвращать подобные ситуации. Такая работа называется управлением дебиторской задолженностью.
Вот какие методы можно использовать для управления дебиторской задолженностью:
Основные задачи управления задолженностью
Чтобы партнеры платили в сроки, сотрудники компании проверяют дебиторов еще до того, как заключить сделку, а также составляют договоры так, чтобы клиенту было невыгодно становиться должником. Например, прописывают штрафы за просрочку платежа.
Кроме того, компания должна контролировать объем просроченной дебиторской задолженности и выставлять претензии недобросовестным клиентам. Управление дебиторской задолженностью подразумевает и взыскание долгов со злостных неплательщиков через суд.
Участники управления задолженностью
Проблемы долгов касаются не только финансистов компании. В управлении дебиторской задолженностью участвуют и другие подразделения. Например, сотрудники службы безопасности проверяют контрагентов, менеджеры по продажам и бухгалтеры мониторят неплатежи, юристы составляют претензии и взыскивают долги в суде. В свою очередь руководство компании организует процесс, контролирует его, мотивирует сотрудников.
Процесс управления задолженностью
Процесс управления дебиторской задолженностью делят на четыре этапа:
Сотрудники компании ведут учет долгов, периодически отчитываясь перед руководством, изучают причины произошедшего, возвращают уже имеющиеся долги и делают так, чтобы не копились новые.
Инвентаризация дебиторской задолженности
Бухгалтерия должна минимум раз в год проводить инвентаризацию всех обязательств компании и ее имущества вне зависимости от места его нахождения. Дебиторскую задолженность тоже надо инвентаризировать.
Инвентаризация помогает обнаружить сомнительную и безнадежную дебиторскую задолженность. Инвентаризацию расчетов с дебиторами, покупателями и поставщиками оформляют специальным актом.
По результатам инвентаризации бухгалтерия составляет справку, которая касается расчетов с дебиторами. В ней указывают данные должника, сумму долга и причину возникновения. Сюда же прилагают документы, которые подтверждают наличие долга, а также доказательства, что компания пыталась взыскать долг. Например, претенциозные письма.
Если задолженность признают безнадежной, то бухгалтерия может ее списать.
Расчет дебиторской задолженности
Дебиторскую задолженность рассчитывают не только когда надо организовать процесс управления ей, но и составляя бухгалтерский баланс. Универсальной формулы для расчета дебиторской задолженности нет, в каждой компании это делают по-разному, так как структура дебиторской задолженности может отличаться. Чтобы рассчитать задолженность, надо собрать информацию по всем счетам бухучета, где она числится, проанализировать суммы долга, количество дебиторов, сроки погашения. После этого бухгалтерия сверяет суммы с контрагентами, а также выявляет сомнительные долги.
Оборачиваемость дебиторской задолженности
Оборачиваемость дебиторской задолженности — это отношение выручки компании от реализации товаров или услуг к средней дебиторской задолженности. Коэффициент оборачиваемости показывает, сколько раз за год компания получила от контрагентов сумму, которая равна среднему остатку дебиторской задолженности. Среднюю дебиторскую задолженность считают так: сумму долгов контрагентов на начало года складывают с долгами на конец года и делят на два.
Коэффициент оборачиваемости = (Продажи в кредит или Выручка) / (Средняя дебиторская задолженность)
Взыскание дебиторской задолженности
Полный размер долга складывается из самой задолженности и неустойки, пеней или штрафов. Если в договоре нет санкций, то кредитор имеет право потребовать пеню с учетом ставки ЦБ.
Долг начинают взыскивать с досудебной претензии: компания направляет контрагенту письмом претензию, требуя вернуть долг. Если должник это уведомление игнорирует или отказывается возвращать долг, необходимо обращаться в суд.
Если долг меньше 400 тысяч, то кредитор может сразу подать заявление о выдаче судебного приказа. Если больше — исковое заявление о взыскании дебиторской задолженности в арбитражный суд. К иску прикладывают копию претензии, ответ на нее (если имеется), а также документы, которые подтверждают долг — акты, счета и т. д.
Если суд удовлетворит требования, то в арбитраже выдадут исполнительный лист, по которому долг будут взыскивать судебные приставы.
Кредитор имеет право взыскать долг и в рамках банкротного дела. Если компанию внесут в реестр кредиторов, то она может рассчитывать на выплату долга из денег, которые выручат от продажи имущества.
Срок исковой давности
Минимальный срок давности по такому иску — три года. Максимум — 10 лет для ситуаций, когда срок исковой давности приостанавливается.
Дата начала течения срока исковой давности может быть разной в зависимости от обстоятельств и условий договора:
Если срок давности по какой-то из этих причин приостанавливали, а потом возобновили, но до даты истечения осталось меньше шести месяцев, то срок давности увеличивается до полугода.
Кроме этого, срок давности может прерваться, а потом начаться заново — если должник признает, что долг существует, погасит какую-то часть суммы или начнет переговоры о реструктуризации.
Если срок давности истек, то кредитор должен списать дебиторскую задолженность.
Сроки погашения долгов
Срок погашения дебиторской задолженности — это математический показатель, который показывает финансовую устойчивость компании. Его рассчитывают, когда нужно оценить, например, ликвидность компании, или темпы прироста дебиторской задолженности. Срок погашения показывает средний период, который проходит от поставки товара покупателю до погашения дебиторской задолженности. Показатель рассчитывают по специальной формуле:
Срок погашения = Длительность периода × (Долг дебитора / Выручка от продаж)
Срок погашения и длительность периода считают в днях, а дебиторский долг и выручку — в рублях.
Срок погашения показывает среднее число рабочих дней, которые нужны компании, чтобы взыскать дебиторскую задолженность. Чем ниже результат, тем быстрее дебиторская задолженность превращается в реальные деньги. Высокий срок погашения свидетельствует о том, что у компании трудности со взысканием долгов.
Списание дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности, а также долги, нереальные для взыскания, списываются. Сделать это можно только на основании инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя компании. «Нереальность взыскания» определяет кредитор, руководствуясь собственными соображениями.
Важно, что если кредитор признал долг нереальным для взыскания и списал его как убыток, то сама задолженность в балансе не аннулируется. Ее нужно отражать еще пять лет с момента списания, так как у должника могут появиться деньги.
Списание дебиторской задолженности. Положение по ведению бухгалтерского учета
Доказать, что долг погасить нельзя, можно выпиской из ЕГРЮЛ о ликвидации дебитора, решением суда об отказе в удовлетворении требований кредитора или актом судебного пристава, где говорится, что долг взыскать невозможно.
Как снизить дебиторскую задолженность
Чтобы нормальная задолженность не превратилась в просроченную, компания должна контролировать процесс платежей контрагентов: проверять надежность контрагентов; разрабатывать систему предоплаты за товар для каждого клиента индивидуально; прописывать в договоре пени и штрафы за просрочку оплаты; контролировать все расчеты с контрагентами; взыскивать долги сразу после первых дней просрочки — рассылать претензии, а после обращаться в суд.
Страхование дебиторской задолженности
Если есть подозрения, что покупатель превратится в должника, компания может застраховать дебиторскую задолженность. Это практикуют при сотрудничестве с организациями, которые приобретают товар в рассрочку или под реализацию. Страхует долг страховая компания.
Страховой случай наступает не только если контрагент вовремя не платит по договору или нарушает график платежей, но и когда покупателя признают банкротом.
Перед тем как заключить договор страхования, кредитор должен предоставить страховщику реестр старения дебиторской задолженности, список клиентов, покупающих товар в рассрочку, и другую информацию о компании-кредиторе.
Существует два распространенных вида такого страхования.
Страхование по полису — на каждую отгрузку с отсрочкой платежа выписывается полис, где указывают дату отгрузки, номер накладной, сумму долга и кредитный лимит. Выплаты производят по заявлению кредитора в пределах лимита.
Генеральная схема не предусматривает полис на каждую сделку. Продавец и страхователь заключают одно общее соглашение, которое касается всех покупателей, работающих по системе рассрочки.
Страхование дебиторской задолженности дает возможность переложить работу по проверке покупателя на страховую компанию. В договор включают сделки только с действительно рискованными клиентами. Фактически страховщик выполняет роль службы безопасности для продавца. Но часто страховые компании стараются составить договор так, чтобы страхователю было тяжело получить выплату. Поэтому надо внимательно читать договор — какие страховые случаи в нем перечислены, какие лимиты ответственности прописаны, какие документы надо предоставить, чтобы получить выплату и т. д.
Продажа дебиторской задолженности
Компания может сама взыскивать долг, а может продать его. Цена будет меньше самого долга, но кредитор избавит себя от досудебной переписки с должником, судебных разбирательств и волокиты с приставами. Есть несколько вариантов, как оформить такую сделку.
По договору уступки требования — цессии, если такая процедура предусмотрена в договоре, на основании которого появился долг. По сути цессия — это соглашение, в соответствии с которым кредитор передает кому-то свои права требования долга.
Переуступку можно оформить как трехсторонний договор, возмездную или безвозмездную цессию. При этом если речь идет о недвижимости, то цессию обязательно надо регистрировать в Росреестре.
Через факторинг работают, когда продавцу срочно нужны деньги, а покупателю важно работать с отсрочкой платежа. Банк или факторинговая компания кредитуют поставщика, выкупая его дебиторскую задолженность. Вот как это работает
Банк или факторинговая компания дают возможность продавцу сразу получить деньги, а покупателю заплатить потом — например, после перепродажи товара. При этом, в случае чего, взыскивать долг будет уже не продавец, а факторинговая компания.
Через вексель — если покупатель передает вексель в счет оплаты товара, то кредитор может потом передать эту ценную бумагу или продать кому-то. Преимущество векселя в том, что сам он — уже подтверждение долга, никаких дополнительных документов, например для суда, не требуется.