бэкон считал что ведущую роль в познании играет
Эмпиризм. Проблема познания в философии Ф. Бекона
Эмпиризм – направление философии, которая ведущую роль в познании отводит опыту и чувственному восприятию, а не разуму. Суть основной идеи состоит в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Главная задача опыта и знания является помощь человеку добиться практических результатов его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господство человека над природой. Тем самым косвенно были заложены основы будущей философии американского прагматизма. В связи с этим Ф. Бэконом было сказано: «Знание – сила». Надо отметить, что наиболее ярко идея эмпиризма проявлялись в философии 17 века представлялись именами: Фрэнсиса Бэкона, который являлся символом и ключевой фигурой раннего Нового времени, именно он основатель эмпирического, т.е. опытного направления философии, а также Дж.Локк и Т.Гоббс. Благодаря вкладу Бэкона в развитие философии гносеология поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии и стала одним из двух главных разделов в любой философской системе.
Символом философии Нового времени и ее ключевой фигурой стал Фрэнсис Бэкон (1561-1626), английский мыслитель и государственный деятель. Основным предметом философского осмысления он сделал научное знание, в котором видит важнейшее средство решения социальных проблем, и прежде всего развития зарождавшейся промышленности. «Знание — сила» — подчеркивал Бэкон, и в этом тезисе выражался сам дух философии и естествознания той исторической эпохи.
Свои подходы и взгляды Бэкон изложил в многочисленных трудах: «Новый Органон», «Новая Атлантида», «О принципах и началах». По его убеждению, философия призвана быть опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее объектом — окружающий мир, включая и самого человека
Ф.Бэкон полагал, что важнейшей целью общества и науки должно быть «познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природой, покуда все не станет для него возможным». Главным в знании является его достоверность и соответствие практическим потребностям общества. Плоды практики и призваны стать критерием (мерилом) истинности знаний. «Польза» науки состоит прежде всего в ее способности прояснять глубокие связи и силы в природе, давать рекомендации по их овладению. Человек призван выступать как «слуга и истолкователь» природы и ее свойств, соединяя в одном лице два устремления — к познанию природы и власти над ней. По убеждению Бэкона, знание и могущество человека совпадают: знание — это сила.
Исследуя историю научного познания, английский философ выдвинул задачу «великого восстановления наук». По его мнению, в XVII веке стало необходимым привести «границы умственного мира» человека в соответствие с крупными изменениями в социально-экономическом строе и культуре европейских народов. Бэкон занялся классификацией наук, существовавших в то время. Он выделил ряд областей знания, соответствующих, по его представлению, важнейшим способностям человеческой души (память, воображение и рассудок). Это, во-первых, история как описание фактов и событий. Во-вторых, поэзия как познание с помощью воображения и фантазии. И в-третьих, сама философия, которая, как полагал Бэкон, должна соответствовать критериям научного познания.
В понимании Бэкона, философия является обобщающим познанием. ее предмет составляют Бог, природа и человек. «Божественная» философия призвана предлагать интеллектуальное толкование понятия Бога и давать опровержение атеизму. «Естественная» философия ориентирована на выявление и исследование природных связей и причин, процессов и сил, их рациональное объяснение. Она должна с помощью знаний способствовать созданию новых предметов и вещей, необходимых человеку в его жизни. Особую роль в объяснении природы способны играть физика (изучение непосредственных причин в природе) и механика, призванные к тому же применять полученное знание на практике (в технике, в промышленности и иных сферах деятельности).
В структуре философии должно присутствовать также знание о человеке как виде (антропология) и как члене общества («гражданская философия», или политика). Антропология изучает тело и душу человека, их взаимодействие с внешним миром. Что касается логики, то ее назначение — изучать формы мышления них роль в получении истинного знания.
Кроме классификации наук, Ф.Бэкон поставил и другой, не менее важный вопрос — о методе научного познания. В связи с этим английский мыслитель выдвинул учение о так называемых «идолах» (призраки, предрассудки, ложные образы), препятствующих получению достоверного знания. Идолы олицетворяют собой противоречивость процесса познания, его сложность и запутанность. Они либо присущи разуму по природе его, либо связаны с внешними предпосылками. Эти призраки постоянно сопровождают ход познания, порождают ложные идеи и представления, мешают проникать «в глубь и даль природы». В своем учении английский ученый выделил следующие разновидности идолов («призраков»).
Во-первых, это «призраки рода». Они обусловлены самой природой человека, спецификой его органов чувств и разума, ограниченностью их возможностей. Чувства либо искажают предмет, либо вовсе бессильны дать реальные сведения о нем. Они порождают заинтересованное (небеспристрастное) отношение к предметам. Разум тоже бывает с изъянами и, как кривое зеркало, нередко воспроизводит действительность в искаженном виде. Так, ему свойственно допускать преувеличение отдельных сторон вещей или же приуменьшать эти стороны. В силу названных обстоятельств данные органов чувств и суждения ума требуют обязательной экспериментальной проверки.
Во-вторых, имеют место «призраки пещеры», которые также значительно ослабляют и искажают «свет природы». Бэкон понимал под ними индивидуальные особенности человеческой психологии и физиологии, связанные с характером, своеобразием духовного мира и другими сторонами личности. Особенно активное воздействие на ход познания оказывает эмоциональная сфера. Чувства и эмоции, воли и страсти буквально «окропляют» разум, а иногда даже «пятнают» и «портят» его.
В-третьих, Ф.Бэкон выделил «идолы площади» («рынка»). Они возникают в ходе общения людей и обусловлены прежде всего влиянием неправильных слов и ложных понятий на ход познания. Эти идолы «насилуют» разум, ведут к смятению и бесконечным спорам. Облаченные в словесную форму понятия могут не только запутывать познающего человека, но и вовсе уводить его в сторону от правильного пути. Вот почему необходимо прояснять истинное значение слов и понятий, скрывающиеся за ними вещи и связи окружающего мира.
В-четвертых, существуют и «идолы театра».Они представляют собой слепую и фанатичную веру в авторитеты, что нередко имеет место и в самой философии. Некритическое отношение к суждениям и теориям тоже способно оказывать тормозящее воздействие и протекание научного познания, а иногда и вовсе сковывать его. К данному роду призраков Бэкон относил также «театральные» (неподлинные) теории и учения.
Все идолы имеют индивидуальное или же социальное происхождение, они могущественны и упорны. Однако получение истинного знания все же возможно, и основным орудием для этого является правильный метод познания. Учение о методе стало, по сути дела, основным в творчестве английского философа.
Метод («путь») – это совокупность процедур и приемов, применяемых для получения достоверного знания. Ф.Бэкон полагал, что в научном познании основным должен быть опытно-индуктивный метод, который предполагает движение знания от простых (абстрактных) определений и понятий к более сложным развернутым (конкретным). Такой метод есть не что иное как толкование фактов, получаемых путем опыта. Познание предполагает наблюдение фактов, их систематизацию и обобщение, проверку опытным путем (эксперимент). « От частного к общему» — так, по убеждению философа, должен происходить научный поиск. Выбор метода является важнейшим условием обретения истинного знания. Бэкон» подчёркивал, что «. хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги», а «чем более г ловок и быстро бегущий по бездорожью, тем больше будут его блуждания». Бэконовский метод — это не что иное, как анализ эмпирических (данных исследователю в опыте) фактов с помощью разума.
В своем содержании индукция Ф.Бэкона представляет собой движение к истине посредством непрерывного обобщения и восхождения от единичного к общему, открытию законов.Она (индукция) требует осмысления самых разных фактов: и подтверждающих предположение, и отрицающих его.
В ходе эксперимента происходит накопление первичного эмпирического материала, прежде всего выявление свойств предметов (цвет, вес, плотность, температура и пр.). Анализ позволяет произвести мысленное рассечение и анатомирование предметов, выявить в них противоположные свойства и характеристики. В результате должен быть получен вывод, фиксирующий наличие общих свойств во всем многообразии исследуемых предметов. Этот вывод может стать основой для выдвижения гипотез, т.е. предположений о причинах и тенденциях развития предмета.
Индукция как метод опытного познания ведет в итоге и к формулировке аксиом, т.е. положений, уже не нуждающихся в дальнейших доказательствах. Бэкон подчеркивал, что искусство открытия истины постоянно совершенствуется по мере открытия этих истин.
Ф.Бэкон считается родоначальником английского философского материализма и экспериментальной науки Нового времен. Он подчеркивал, что основным источником достоверных знаний об окружающем мире является живой чувственный опыт, практика человека. «Нет ничего в разуме, чего не было до этого в чувствах»—так гласит основной тезис сторонников эмпиризма как течения в гносеологии. Однако данные органов чувств, при всем их значении, все же нуждаются в обязательной экспериментальной
Проверке и обосновании. Вот почему индукция и есть метод познания, соответствующий экспериментальному естествознанию. В своей книге «Новый Органон» Ф.Бэкон весьма детально раскрыл порядок применения этого метода в естествознании на примере такого физического явления, как тепло. Обоснование метода индукции стало значительным шагом вперед по пути преодоления традиций бесплодной средневековой схоластики и становления научного мышления. Основное значение творчества английского ученого состояло в формировании им методологии экспериментального научного познания. В последующем оно стало весьма быстро развиваться в связи с возникновением в Европе промышленной цивилизации.
Роль Фрэнсиса Бэкона в разработке метода научного познания.
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII-XVIII вв.)
Основные черты философии Нового времени.
Потребности капиталистического производства изменили отношение людей к научному знанию. Если раньше наука и разум служили только целям обоснования существования Бога и были знанием ради знания, то теперь наука и разум стали рассматриваться как главные средства преобразования и созидания мира.
Основные черты философии Нового времени:
· эмпиризм – опора на опыт;
· рационализм – опора на разум;
· высокая роль науки – наука как способ улучшения жизни человека и общества;
· социальный оптимизм – вера в устройство общества на разумных началах.
Роль Фрэнсиса Бэкона в разработке метода научного познания.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – выдающийся английский мыслитель, родоначальник нового отношения к науке. Основные его работы: «Новый Органон Наук, или Верные указания к истолкованию природы» (1620), «Новая Атлантида». В своей работе «Новый Органон» он даёт философское обоснование нового взгляда на цели и предназначение науки. Бэкон полагал, что научное знание способно принести человечеству огромную пользу, значительно улучшив его жизнь. «Знание – сила», эти слова Бэкона вот уже около 500 лет являются девизом науки.
Он считал, чтобы быть настоящим учёным, необходимо избавиться от заблуждений, которые присущи каждому человеку. Бэкон выделяет четыре типа заблуждений, называя их «идолами»:
· идолы рода – заблуждения, которые присущи всему человечеству и которые находят выражение в антропоморфизации – наделении человеческими качествами и свойствами предметов живой и неживой природы;
· идолы пещеры – индивидуальные заблуждения, основанные на личных предпочтениях, чувствах, способах понимания мира. У каждого человека есть своя пещера, свой внутренний мир, что накладывает отпечаток на все наши суждения. Неспособность человека выйти за рамки своих предпочтений и есть главная прчина данного вида заблуждений;
· идолы рынка – заблуждения, связанные с неправильным употреблением слов, имеющих неопределённый смысл. Люди часто в одни и те же слова вкладывают разный смысл, что ведёт к пустым бесплодным спорам и в конечном счёте отвлекает учёных от процесса познания. Наука должна мыслить строгими терминами;
· идолы театра – заблуждения, основанные на слепой вере в авторитеты и догмы.
Центральная часть его философской системы посвящена разработке метода научного исследования, который имеет для него большое практическое значение. Так как он правильно ориентирует теоретическую и практическую деятельность человека, указывая кратчайший путь к новым открытиям и изобретениям, метод увеличивает власть человека над силами природы, содействует человеческому счастью.
Бэкон считал, что ведущую роль в познании играет опыт. Опыты он делил на плодоносные и светоносные. Плодоносные опыты – это практическая польза исследования, светоносные – это непосредственные теоретические исследования. Опыты должны ставиться по определённому методу, таким методом является индукция. Индукция – рассуждения от частных фактов к общему выводу. Этот метод предполагает пять этаповисследования, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице:
· таблица присутствия (перечисляются все случаи встречающегося явления);
· таблица отсутствия (заносятся все случаи отсутствия изучаемого явления);
· таблица сравнения;
· таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типичны для него);
· таблица «сбора плодов», формулирование вывода на основе того общего, имеется во всех таблицах.
Бэкон иллюстрирует действенность индуктивного метода на примере анализа тепла. Этот метод имеет большое практическое значение до сих пор, многие науки, опирающиеся на непосредственные эмпирические исследования широко используют его.
3. Рене Декарт (1596-1650), французский философ и математик.
Рене Декарт (1596-1650) родился в семье небогатого землевладельца. После окончания иезуитского колледжа переехал в Париж. Устав от столичной жизни, Декарт покидает Францию, записавшись в голландскую армию, а затем баварскую. На военной службе у Декарта происходит переоценка ценностей, после которой он посвящает свою жизнь науке. Основные работы Декарта написаны в Нидерландах – наиболее свободной в то время стране Европы. В 1649 г., приняв приглашение шведской королевы Христины, Декарт уезжает в Швецию, где вскоре умирает, не выдержав холодного климата и режима работы установленного королевой.
Наиболее значительные его произведения: «Рассуждения о методе», «Начала философии».
Рене Декарт в отличие от Бэкона был сторонником рационализма и считал, что опыт можно использовать лишь для проверки данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный метод для всех наук. Наиболее достоверным знанием Декарт считал не знание, полученное при помощи доказательств, а знание-интуицию, то есть прямое и непосредственное усмотрение умом истины (интеллектуальная интуиция). Интуиция для Декарта – это «естественный свет разума»), она является высшим видом познавательной деятельности, и вместе с тем, она выступает исходным пунктом для дальнейших логических построений теории с помощью дедукции (рассуждение от общего положения к частным фактам) Он сформулировал общие правила научного познания, которые получили название метод Декарта.
Общие правила научного познания.
1) ничего нельзя принимать за истинное, пока оно не представится ясным и отчётливым;
2) трудные вопросы нужно делить на столько частей, сколько нужно для их разрешения;
3) начинать исследование нужно с самых простых и удобных для познания вещей и постепенно переходить к познанию вещей трудных и сложных;
4) учёный должен останавливаться на всех подробностях, на всё обращать внимание: он должен быть уверен, что ничего не пропустил.
Он полагал, что в человеческом уме имеются врождённые идеи, которые во многом предопределяют результаты познания. Врождёнными идеями он считает следующие понятия: «существование», «телесность», «длительность»; суждения-аксиомы: целое больше части; две величины равные третьей равны между собой; из ничего не может возникнуть нечто. К числу врождённых идей он причислял идею Бога как абсолютно совершенного существа. Декарт считал, что Бог является творцом и законодателем природы, гарантом стабильности этих законов. Установив эти законы, Бог представил природе возможность развиваться самостоятельно, без его вмешательства. Декарт был сторонником деизма, согласно которому Бог является разумной первопричиной мира, создав мир, он затем устраняется от земных дел.
В решении основного вопроса философии Декарт является дуалистом. Материя и сознание, равноправные и взаимосвязанные начала. Главным свойством материальных вещей является протяжённость (длина, ширина и т.д.), а идеальных вещей (душа) – мышление. Человек – единственное существо, состоящее из двух начал – материального и духовного.
Идеи Бэкона и Декарта в XVIII в. начинают приобретать всё большую популярность и находят отражение в философии Просвещения.
Ответы на тесты по философии: Философия Возрождения и Нового времени
Философия Возрождения и Нового времени
1. Наиболее известное произведение Николая Кузанского носит название:
а) «О причине, начале и едином»;
б) «О достоинстве и приращении наук»;
*в) «Об ученом незнании»;
г) «О бесконечности Вселенной и мирах»;
2. В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции:
а) абсолютной истины;
б) относительной истины;
в) недостижимой истины;
г) конвенциональной истины;
*д) двойственной истины.
3. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:
а) идеализма и стоицизма;
б) объективизма и скептицизма;
*в) эмпиризма и материализма;
4. Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это:
5. Общепринятые системы мышления (силлогистику и схоластику) Бэкон относил к призракам (идолам):
6. Исходный принцип философствования Декарта:
7. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:
а) «верую, потому что нелепо»;
*б) «во всем должно сомневаться»;
в) «любовь движет солнца и светила»;
д) «познай самого себя».
8. По мысли Декарта, субстанция протяженная и субстанция духовная:
а) находятся в тесной взаимосвязи;
*б) существуют независимо друг от друга;
в) являются противоположностями и постоянно борются между собой;
г) существуют по отдельности, и существование одной исключает одновременное существование другой;
д) являются иллюзией психики.
9. Декарт признавал существование:
а) одной субстанции — материи;
б) одной субстанции с двумя атрибутами: временем и пространством;
в) одной субстанции с двумя атрибутами: мышлением и протяжением;
*г) двух независимых субстанций — мышление и протяжение;
д) только фактов чувственного восприятия.
10. Главным атрибутом материи, по Декарту, является:
*б) протяженность (распространенность);
11. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:
а) созерцательный анализ;
б) эмпирическую индукцию;
*в) рациональную дедукцию;
г) спекулятивный синтез;
д) диалектический метод.
12. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:
13. Спиноза применил в своей «Этике» необычный метод изложения:
14. Атрибутами субстанции (природы), по мнению Спинозы, являются:
б) множество конечных вещей;
*в) мышление и протяжение;
г) воздействие и связь;
д) энергия и информация.
15. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль:
а) космос – это бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог);
б) бесконечность космоса — божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;
*в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом);
г) космос – пустое пространство, окружает бога как свою сердцевину;
д) космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.
16. Философия природы Дж. Бруно— это:
17. В виде Левиафана рассматривал государство:
д) Николай Кузанский.
18. Согласно Локку, основой всякого познания является:
19. Этот философ впервые разделил власть на три вида (судебную, законодательную и исполнительную):
д) Николай Кузанский.
20. Философии Просвещения в целом присуще:
*а) вера в человеческий разум, знание и общественный прогресс;
б) исключительная религиозность;
г) исключительный интерес к проблемам познания.
21. Этот философ напрямую отождествил человека с машиной:
д) Николай Кузанский.
22. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились:
*г) мошенник и глупец.
23. Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был:
д) Николай Кузанский.
24. Руссо считал, что развитие культуры формирует у человека потребности:
25. Установите соответствие философа философскому направлению:
а в г1. эмпиризм; а) Бэкон;
б д2. рационализм; б) Декарт;
26. Установите последовательность возникновения философских трудов:
1а) «Об ученом незнании» Николай Кузанский;
5б) «Об общественном договоре» Руссо;
2в) «О бесконечности Вселенной и мирах» Бруно;
3д) «Новая Атлантида» Бэкон.
27. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:
в1. «Об ученом незнании»; а) Бэкон;
д2. «Об общественном договоре»; б) Декарт;
б3. «Рассуждение о методе»; в) Николай Кузанский;
Бэкон считал что ведущую роль в познании играет
Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция.
Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления). Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов. Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции — ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции).
Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.
Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:
• «путь паука»;
• «путь муравья»;
• «путь пчелы».
«Путь паука» — получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума».
«Путь муравья» — такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод также несовершенен. «Чистые эмпирики» концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи», «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.
«Путь пчелы», по Бэкону, — идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность.
Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.
Философия Ф. Бэкона оказала огромное влияние на философию нового времени, английскую философию, философию последующих эпох:
• было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии;
• гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы;
• определена новая цель философии — помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно заложил основы будущей философии американского прогматизма);
• предпринята первая попытка классифицировать науки;
• дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии так и Европы в целом.