бч5 лодки что это

Начало 70-х. Личный состав БЧ-5 с командованием корабля.

На снимке сидят во втором ряду: первый — инженер старший лейтенант Багмет В.М., четвертый — инженер капитан 3 ранга Крукле В.К., предпоследний — инженер капитан-лейтенант Быстров В.

Главная энергетическая установка корабля (ГЭУ)

ГЭУ газотурбинная, двухвальная, реверсивная (ГГТЗА типа М-7). На каждый вал работала одна основная (форсажная) турбина мощностью 18000 л.с. и одна маршевая (для экономических скоростей) мощностью 6000 л.с. Форсажные двигатели подключались к валопроводам через шинно-пневматические муфты. Оригинальным техническим решением в системе энергоустановки корабля было наличие маршевой редукторной приставки. Она кинематически связывала редукторы маршевых двигателей и позволяла работать одной любой маршевой турбиной на оба гребных вала. Такой режим обеспечивал повышение экономичности ГЭУ на 25%. Общая мощность ГЭУ 48000 л.с. Основные и маршевые двигатели были реверсивными. Обратное вращение гребного винта обеспечивалось реверсивной силовой (свободной) турбиной винта ГТД.

Управление ГЭУ осуществлялось пневмоэлектроприводами системы «Бора-Буря». Однако на «Бдительном», как головном корабле проекта имелось и ручное — тросиковое управление.

Время пуска турбин из холодного состояния — не более трех минут. Полный запас топлива — 450 т, но возможен его сверхнормативный прием в перегруз (550 т).

бч5 лодки что это. Смотреть фото бч5 лодки что это. Смотреть картинку бч5 лодки что это. Картинка про бч5 лодки что это. Фото бч5 лодки что это

Гребные винты — четырехлопастные, малошумные, переменного шага, с обтекателем. Вес каждого 7650 кг, диаметр 3,5 м. Число оборотов гребного вала — 320 об/мин. В 80-х годах на балтийских кораблях установили новые пятилопастные винты, но улучшения характеристик это не дало. В конце концов, вернули прежние, четырехлопастные.

Электроэнергетическая система корабля включала пять дизель-генераторов мощностью по 500 кВт каждый, и вырабатывала переменный трехфазный ток напряжением 380 В и частотой 50 Гц. Две автономные электростанции с ПДУ «Ангара» обеспечивали ее надежную подачу потребителям через систему ЩРО, ЩО и ЩВ.

Главные механизмы и электростанции размещались в трех смежных отсеках средней части корпуса корабля, при этом главные двигатели — в двух (НМО и КМО) смежных отсеках, а их газоходы выходили в одну дымовую трубу.

При проектировании «Буревестника» особое внимание уделялось снижению физических полей корабля и уровня помех работе ГАС. Исследования в этом направлении выполнялись совместно Северным ПКБ и ЦНИИ имени А.Н.Крылова. По их результатам на «Бдительном» и остальных кораблях проекта применены двухкаскадная амортизация главных механизмов, вибродемпфирующие покрытия, установлена система пузырькового облака «Пелена». В результате «одиннадцать-тридцать пятые» имели для своего времени очень низкий уровень акустического поля и были самыми малошумными надводными кораблями советского ВМФ.

Вспомогательное оборудование и системы

На корабле имелись три хладомашины МХМ-180. Рулевое устройство включало один полубалансирный руль. Новинка тех лет — убирающиеся автоматические успокоители качки типа УКА-1135 — обеспечивали уменьшение бортовой качки в 3,5 — 4 раза (до амплитуды 8 — 10°). Противопожарные средства включали обычную водяную систему, химическую систему ОХТ марки ЖС-52 и комплект противопожарного снаряжения.

КОМАНДИРЫ БЧ-5 «БДИТЕЛЬНОГО»:

1969-1975 годы — инженер-капитан-лейтенант Крукле Валентин Константинович;

1975-1979 годы — капитан-лейтенант Коновалов Юрий А.;

1979-1982 годы — старший лейтенант Морозов Юрий Иванович;

1983-1985 годы — капитан-лейтенант Безгин Федор Георгиевич;

1986-1987 годы — старший лейтенант Головачев Михаил Анатольевич;

1988-1989 годы — старший лейтенант Савельев Петр Иванович;

1989-1991 годы — старший лейтенант Бабешко Николай Борисович;

1991-1992 годы — старший лейтенант Лепилкин Юрий Михайлович;

1992-1995 годы — капитан-лейтенант Шеин Игорь Ростиславович;

1996 — капитан-лейтенант Дурнев Алексей Н.

О НАС ПИСАЛА ГАЗЕТА БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА «СТРАЖ БАЛТИКИ»

8 апреля 1987 года

бч5 лодки что это. Смотреть фото бч5 лодки что это. Смотреть картинку бч5 лодки что это. Картинка про бч5 лодки что это. Фото бч5 лодки что это

Коммунист старший лейтенант М.Головачев — мастер военного дела. Возглавляемое им подразделение является одним из лидеров социалистического соревнования.

На снимке: старший лейтенант М.Головачев, старшина 2 статьи А.Щербаков и старший матрос А.Савон на вахте.

19 декабря 1987 года

бч5 лодки что это. Смотреть фото бч5 лодки что это. Смотреть картинку бч5 лодки что это. Картинка про бч5 лодки что это. Фото бч5 лодки что это

Сторожевой корабль «Бдительный», преодолевая крутые волны, идет заданным курсом.

На верхней палубе неистовствует ледяной, пронизывающий ветер. Мириады брызг, подхваченные им, с хрустальным звоном разбиваются о надстройки. А в ПЭЖе (пост энергетики и живучести) корабля тепло и уютно. Не слышно рева газотурбинных установок, не ощущается терпкого запаха масляных и топливных испарений, не отдается в голове дробный перестук компрессоров и вспомогательных дизелей. Но вся работа действующих механизмов контролируется отсюда, из ПЭЖ.

Знающим свое дело специалистом Сергей Рыбалко зарекомендовал себя на корабле давно. На первом году службы, раньше других своих сверстников выдержал испытание на 2-й класс, сейчас работает по нормативам первоклассного.

Время вахты подходит к концу. Старший матрос С.Рыбалко аккуратно заполняет журнал, расписывается в нем, уступает место на вахте старшему матросу Валерию Козлову. Военные моряки соперничают между собой в соревновании, и соперничают с обоюдной пользой. Успехи одного, например, всегда подхлестывают другого, вызывают законное стремление добиться таких же высоких показателей. И неудачи здесь воспринимаются по-особому: сообща встречаются, сообща и преодолеваются. Большая это сила — коллективизм. Этому учили Сергея еще с детства. И прежде всего родители: Александр Николаевич — механик-теплоэнергетик совхоза «Флора» и Галина Александровна — преподаватель средней школы. Они так наставляли сына: «Будь всегда ближе к людям. Вместе никакие трудности не страшны». Сергей это усвоил и когда учился в профессионально-техническом училище, и когда работал автомехаником АТП-1 города Бийска. Убедился в могучей силе коллективизма старший матрос С.Рыбалко и на службе. Именно благодаря общим усилиям их подразделение добивается высоких результатов в социалистическом соревновании. Готовясь достойно встретить 70-летие Вооруженных Сил СССР и 70-летие Балтийского флота, газотурбинисты полны стремления не уступить завоеванных позиций.

Капитан 2 ранга А.Дмитриков.

На снимке: старший матрос С.Рыбалко на вахте.

17 ноября 1987 года

бч5 лодки что это. Смотреть фото бч5 лодки что это. Смотреть картинку бч5 лодки что это. Картинка про бч5 лодки что это. Фото бч5 лодки что это

ПО ЗАДАЧАМ И НОРМАТИВАМ

Весомых показателей в социалистическом соревновании добились воины отличной носовой аварийной партии сторожевого корабля «Бдительный» во главе с мичманом Валерием Шевчуком. На учениях и тренировках по борьбе за живучесть корабля личный состав НАП действует умело и слаженно, перекрывая установленные нормативы.

В числе лучших воинов можно назвать командира звена старшину 1-й статьи Евгения Волушенко, прибывшего на флот по путевке алтайского комсомола. Командир отличного отделения машинистов трюмных большое внимание уделяет обучению и воспитанию подчиненных.

Заслуженным авторитетом у сослуживцев пользуются и другие бойцы аварийной партии — высококлассные специалисты старшие матросы Андрей Ченчиков, Виталий Крючков, Александр Филиппов, молодой матрос Евгений Липенин.

Соревнование по задачам и нормативам с кормовой аварийной партией (командир — лейтенант Владимир Луттер) во многом способствует ратному совершенствованию воинов.

На снимках: мичман В.Шевчук, старшие матросы А.Ченчиков, В.Крючков; идет тренировка аварийной партии.

Текст и фото Е.Павлова.

бч5 лодки что это. Смотреть фото бч5 лодки что это. Смотреть картинку бч5 лодки что это. Картинка про бч5 лодки что это. Фото бч5 лодки что это

Немало посланцев комсомола Литвы служит на флоте. Один из них — старшина 2-й статьи Н.Анохин. Сегодня, когда общественно-политическая жизнь республики характеризуется разнообразием мнений и позиций, сослуживцы часто обращаются к Анохину с просьбой помочь разобраться в тех или иных событиях. Впрочем, старшина является признанным авторитетом не только в этих вопросах. В проблемах профессиональных он ориентируется так же хорошо и, когда необходимо помочь товарищу, берется за это с охотой. Поэтому закономерно, что отделение машинистов котельных, которым командует старшина 2-й статьи Н.Анохин, является отличным.

На снимке: старшина 2-й статьи Н.Анохин и матросы Л.Шлыков, О.Зубарев во время очередной тренировки на боевом посту.

9 октября 1988 года

бч5 лодки что это. Смотреть фото бч5 лодки что это. Смотреть картинку бч5 лодки что это. Картинка про бч5 лодки что это. Фото бч5 лодки что это

Знакомьтесь: Александр Краснов

Он служит на сторожевом корабле «Бдительный», является старшиной отличной команды гидроакустиков. Открытая, жизнерадостная улыбка, манера держаться — естественная, доброжелательная — все это располагает к общению с Александром. Его хорошее настроение можно понять: может ли по-другому чувствовать себя человек, нашедший на флотской службе свое призвание? Случаются трудности, неудачи, но главное — удовлетворение от сознания того, что занят ты делом нужным, очень нужным для нашей Родины – умножает силы, дает новый нравственный импульс. Наверное, потому и авторитет на корабле у мичмана Александра Краснова по единодушному мнению и командиров, и сослуживцев сложился прочный. Судите сами: его команда гидроакустиков добилась и прочно удерживает звание отличной, военные моряки в этом подразделении в отношениях между собой не на словах, а на деле руководствуются принципами взаимопомощи в сочетании с товарищеской требовательностью, они сплочены единой целью — заботой о повышении боеготовности экипажа. Сам Александр Краснов постоянно совершенствует свою профессиональную подготовку, стал первоклассным специалистом.

Наша беседа с Александром была насыщенной, но и короткой — корабельный распорядок почти не оставляет времени для досужих разговоров.

— До призыва на срочную службу я жил в городе Калининграде, учился в шестнадцатой школе, — рассказывал мичман. — Потом — школа техников ВМФ, и вот сейчас я на «Бдительном». Другого места службы не ищу, вне нашего экипажа себя не представляю.

Между прочим, и семья мичмана Александра Краснова тесно связана с морем: его отец, Геннадий Михайлович, работает на судоремонтном заводе «Преголь», брат Валерий — технолог рыбной промышленности колхоза «Доброволец».

Когда я покидал «Бдительный», моряки сторожевого корабля готовились к очередному выходу в море. Среди других задач им предстояло выполнить противолодочный поиск. На острие боевых усилий всего экипажа, как всегда в такие часы, будут находиться гидроакустики. А это значит, что Александра Краснова и его подчиненных вновь ждет серьезное испытание.

Текст и фото Е.Павлова.

бч5 лодки что это. Смотреть фото бч5 лодки что это. Смотреть картинку бч5 лодки что это. Картинка про бч5 лодки что это. Фото бч5 лодки что это

Добросовестно выполняет свой долг перед Родиной посланец алтайского комсомола старшина 2-й статьи А.Титов. Он специалист 1-го класса, удостоен нагрудного знака «Отличник ВМФ». Свое заведование командир электриков сильного тока содержит в образцовом состоянии, постоянной готовности.

На снимке: старшина 2-й статьи А.Титов и старший матрос А.Вавилов на боевом посту.

Источник

685 Первые БЧ-5 Маслопупы 09 03 1972

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 685. Калининград. Дивизион-экипаж БПК «Свирепый». Первые. БЧ-5. Маслопупы. 09.03.1972.

Несомненно, эти слова возникли из-за того, что матросы котельной и машинной команды пароходов и броненосцев, паровых эсминцев и дизельных подводных лодок непосредственно контактировали с маслом, с углём, с водой, краской, с пылью и грязью – неизбежными спутниками любой работы с машинами и механизмами. В жарких машинных отделениях пароходов и теплоходов также неизбежно матросы вынуждены были работать в свободных одеждах или без оной, то есть с голым торсом. Вот почему, несомненно, руки, спины и животы матросов были в масле, в нефти, в саже, в грязи и пыли.

Кстати, на гражданских судах среднего и малого тоннажа к категории «офицер» относятся только два человека на должностях – Капитан судна и Механик (с большой буквы)…

Как все пассажиры, например, междугороднего или туристического автобуса, пассажирского самолёта или поезда благоговейно относятся к водителю, лётчикам и машинистам, так и все боевые моряки на корабле с уважением и добротой относятся к «маслопупам» и их командиру «деду-стармеху» или «Механику» (с большой буквы). В свою очередь потные и запачканные маслом «маслопупы» снисходительно называют всех остальных моряков в экипаже корабля – «пассажирами»…

К моему стыду я редко виделся с этим замечательным человеком, мало говорил с ним, мало общался, почти его не помню, и не потому, что я чем-то был недоволен в общении с Валерием Николаевичем, а потому, что он постоянно был «в машине», как он называл своё «хозяйство» БЧ-5.

Валерий Николаевич Силкин чем-то очень общим был похож на моего отца, Суворова Сергея Ивановича, который всю жизнь работал токарем высочайшего класса, механиком на заводах и шахтах, учителем труда и машиноведения в Суворовской средней школе №2, был мастером на все руки.

Более того, мне стыдно за то, что я как-то по молодости обходил вниманием и заботой этого порой очень усталого человека, а он наоборот, всегда поддерживал и пестовал меня, защищал во всех разборках и говорил на партийных собраниях: «Не трогайте Суворова, он молодец, он исправится и сделает всё лучше, чем кто-либо другой».

Валерий Николаевич Силкин так любил смотреть и слушать, как мы готовимся или играем в военно-морской КВН, он так заразительно смеялся и хохотал, что мы, организаторы и создатели этой игры, неизменно приглашали его на генеральную репетицию, считая нашего «деда-стармеха» нашим «святым покровителем»…

Помогали капитан-лейтенанту В.Н. Силкину и все наши командиры и офицеры – командир корабля, капитан 3 ранга Е.П. Назаров, замполит – капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин, старпом – капитан-лейтенант Н.В. протопопов, командиры боевых частей, практически все мичманы, а также все мы – старшины и матросы, независимо от причастности или непричастности к БЧ-5.

Этот огромный и сложный объем ежедневной хозяйственно-производственной работы командир БЧ-5, капитан-лейтенант В.Н. Силкин просто вынужден был делить и распределять между командирами боевых частей и своими подчинёнными, работать в единой связке со старпомом, дежурными офицерами и мичманами по кораблю, с вахтенными офицерами, со всем экипажем. Вот почему, если командир корабля был «отцом», то командир БЧ-5 – дедом…

В самый разгар разработки и изучения должностных инструкций и боевых книжек для всех и для каждого из экипажа БПК «Свирепый» мне довелось лично отпечатывать должностную инструкцию командира БЧ-5 и я один раз слушал, как Валерий Николаевич с охами и тяжкими вздохами читал при мне свои обязанности:

Силкин тряс в воздухе инструкцией, а я, тоже вусмерть уставший и отупевший от круглосуточной авральной работы на механической пишущей машинке, молча протягивал ему журнал, чтобы он расписался в получении своей секретной должностной инструкции.

Командир электромеханической БЧ-5 БПК «Свирепый», капитан-лейтенант Валерий Николаевич Силкин только к одному на корабле относился с величайшим почтением и любовью, это к самому кораблю и его «машине», как он называл ГЭУ и всё энергохозяйства корабля, он был в восхищении от мощи и высочайшего технического уровня своей «машины», в которой видел и исправлял множество недочётов, нарушений, неудобств.

Вот почему, несмотря на множество испытаний, конфликтов и стрессов, я проникся к БПК «Свирепый», стал его частью, стал сам кораблём, почувствовал его силу и мощь в своих руках, когда вёл его в бурном или тихом море и как-то само собой потом, после ДМБ, на гражданке, в Севастополе, в рабочем общежитии, в институте, в цеху и в комсомольской организации получил прозвище «Свирепый»…

командир трюмно-котельной группы (ТКГ) БЧ-5, лейтенант Самарин Юрий Евгеньевич, период службы 1972-1974
командир электротехнической группы (ЭТГ) БЧ-5, лейтенант Федосов Николай Степанович, 1972-1975
командир турбомоторной группы (ТМГ) БЧ-5, лейтенант Гусев Сергей Николаевич, 1972-1977
старшина турбомоторной команды БЧ-5, мичман Удалов Леоид Васильевич, 08.1972-04.1975
техник электротехнической группы БЧ-5, мичман Таркачёв Николай Нилович, 03.1972-01.1977
старшина электротехнической команды БЧ-5, мичман Шишлин Василий Фёдорович, 09.1972-12.1974
старшина трюмно-котельной команды БЧ-5, мичман Салов Леонид Васильевич, 08.1972-01.1974

осенние «годки» 1973 года:
Брюховецкий Константин Васильевич, командир отделения электриков, период службы 12.11.1970-11.1973
Вахний Виктор Иванович, старший электромеханик, период службы 17.11.70-11.1973
Горловский Микалин Владимирович, старший телемеханик, период службы 20.11.1970-11.1973
Егоров Николай Петрович, старший электромеханик, период службы 12.11.1970-11.1973
Жигалкин Борис Борисович, старший электрик, период службы 19.11.1970-11.1973
Пономарёв Евгений Николаевич, электромеханик, период службы 16.11.1970-11.1973
Стельмах Александр Васильевич, электрик сильного тока, 15.11.1970-11.1973
Схабо Мадин Юсуфович, старший дозиметрист, период службы 19.11.1970-11.1973
Фёдоров Виктор Петрович, командир отделения мотористов, период службы 12.11.1970-11.1973

весенние «молодые» 1974 года:
Бороденко Виктор Васильевич, старший электрик, период службы 21.05.1971-14.05.1974
Дамиров Алдын Мамед-оглы, машинист трюмный, период службы 12.05.1971-10.05.1974
Дорошевич Александр Викторович, командир отделения электриков, период службы 20.05.1971-14.05.1974
Ершов Анатолий Николаевич, командир отделения химиков, период службы 11.05.1971-06.05.1974
Закиров Шокиржан Юлдашевич, старший электрик, период службы 14.05.1971-10.05.1974
Кожан Сергей Адамович, старший электромеханик, период службы 14.05.1971-08.05.1974
Кузнецов Виталий Матвеевич, моторист, период службы 20.05.1971-27.05.1974
Лучковский Александр Васильевич, командир отделения машинистов котельных, период службы 20.05.1971-14.05.1974
Таваров Бай Махмод, старший теплоэлектрик, период службы 19.05.1971-05.1974
Ткач Александр Алексеевич, машинист-газотурбинист, период службы 06.05.1971-15.02.1974
Фомин Александр Александрович, страший моторист, период службы 07.05.1971-20.05.1974
Чуйков Борис Иванович, старший электромеханик, период службы 16.05.1971-20.05.1974
Щербаков Николай Петрович, командир отделения газотурбинистов, период службы 06.05.1971-06.05.1974

осенние «молодые» 1974 года
Бирюков Михаил Васильевич, электромеханик, период службы 12.11.1971-10.05.1974
Бондаренко Александр Михайлович, моторист, период службы 05.11.1971-16.03.1974
Головенко Владимир Иванович, старший трюмный, период службы 12.11.1971-28.03.1974
Джураев Батиржан Киргизович, командир отделения машинистов трюмных, период службы 12.11.1971-01.11.1974
Козлов Валерий Владимирович электрик, период службы 04.11.1971-01.11.1974
Коновалов Юрий Александрович, электрик сильного тока, период службы 15.11.1971-16.03.1974
Кузовлев Александр Сергеевич, старший машинист трюмный, период службы 05.11.1971-12.11.1974
Микерин Александр Никитич, старший машинист котельный, период службы 09.11.1971-01.11.1974
Пугачёв Александр Иванович, старший электромеханик, период службы 10.11.1971-01.11.1974
Рейнвальд Лаймонис Робертович, старший электромеханик, период службы 04.11.1971-01.11.1974
Фомин Александр Андреевич, электромеханик, период службы 11.11.1971-11.1974
Чикунов Валентин Владимирович, электромеханик, период службы 14.11.1971-11.07.1974
Саард Айн Александрович, командир отделения электромехаников, период службы 05.11.1971-01.11.1974
Садыков Виктор Салихович, старший мастер-сварщик, период службы 17.11.1971-12.11.1974.

На долю этих молодых людей пришлась самая трудная пора достройки и приёмки БПК «Свирепый». Ежедневно рабочие команды БЧ-6 уходили на Калининградский ПССЗ «Янтарь», на достроечную причальную стенку, у которой стоял наш корабль и ежедневно с утра до вечера участвовали в строительно-монтажных, и пуско-наладочных работах на корабле.

Я не стал переубеждать «годков» БЧ-5 в том, что я «молодой рулевой и ни хрена не смыслю в машинах», наоборот, я всячески сначала «тыкался-путался», «мешался под ногами», смешил всех своим непрофессионализмом. В конце концов, я был отпущен на волю из-за «профнепригодности». Таким образом, я получил полную свободу, но сумел выполнить свою самую желанную работу и функцию – быть смотрящим за техникой безопасностью и за правильностью (качеством) выполнения строительно-монтажных и пуско-наладочных работ.

Источник

Бч5 лодки что это

На первых подводных атомоходах, как советских, так и американских, первый контур реакторов был заполнен водой высокой степени очистки — бидистиллатом. Она служила одновременно замедлителем нейтронов, средством охлаждения ГЭУ и средой для передачи тепла в парообразующую систему. Однако в то время бидистиллат не считался оптимальным теплоносителем, и поиски в этом направлении продолжались.

На второй атомной лодке США, «Си Вулф», первый контур заполнили жидким металлом. Вскоре американцы убедились, что жидкометаллический теплоноситель создает дополнительные сложности. Во-первых, необходимо постоянно поддерживать сплав в горячем состоянии при стоянке лодки на базе. Во-вторых, эксплуатация реактора постоянно связана с угрозой замораживания (особенно в разветвленных вспомогательных коммуникациях) в случае технического отказа систем или при ошибках экипажа. Поэтому после непродолжительной эксплуатации ГЭУ с жидкометаллическим теплоносителем на «Си Вулфе» вновь перешли на воду. К сожалению, мы не сумели достаточно быстро отказаться от применения жидкометаллического теплоносителя.

В начале 60-х годов ВМФ была передана подводная лодка с двумя реакторами на промежуточных нейтронах и жидкометаллическим теплоносителем, получившая обозначение «К-27». Председателем комиссии по ее опытной эксплуатации был известный моряк вице-адмирал Г. Н. Холостяков, первым командиром — капитан 2 ранга И. И. Гуляев. За успешное проведение сложнейших испытаний оба удостоены звания Героя Советского Союза. Командиром БЧ-5 лодки был капитан 2 ранга О. Л. Нагорских, впоследствии контр-адмирал.

«К-27» успешно использовалась на боевом патрулировании и участвовала в учениях. Через несколько лет после начала ее эксплуатации была проведена уникальная научно-инженерная операция по перезарядке активных зон реакторов при поддержании в расплавленном состоянии металлического теплоносителя.

Несчастье с лодкой произошло 24 мая 1968 г. Экипаж, которым командовал капитан 1 ранга П. Ф. Леонов (командир БЧ-5 — капитан 2 ранга А. А. Иванов), осуществлял проверку и фиксацию параметров ГЭУ в режиме самого полного хода. Вдруг автоматический регулятор мощности реактора левого борта самопроизвольно вышел в крайнее верхнее положение, затем его мощность за одну-две минуты упала с максимальной до 7–8 %. Настойчивые попытки выйти на мощность оказались безуспешными. Причину этого прекрасно понимал командир БЧ-5. При проверке лодки перед выходом в море он записал в журнале: «БЧ-5 к выходу в море не готова из-за непроведения температурной регенерации сплава».

Что это значит? Жидкометаллический теплоноситель содержит свинец и висмут, и в процессе эксплуатации реактора при неизбежных течах парогенераторов в сплаве возникают окислы и шламы. Как тромбы в кровеносной системе, они угрожают образованием закупорок, особенно при попадании в проходные отверстия уранового канала. В этом случае теплосъем прекращается, а температура здесь повышается до 1000 °C. Канал горит, превращаясь в мощный источник радиоактивного излучения, которое, несмотря на биологическую защиту, разносясь по первому контуру, ухудшает радиационную обстановку.

На «К-27» парогенераторы левого борта постоянно текли, и Физико-энергетический институт (г. Обнинск) запретил выход лодки в море без проведения высокотемпературной регенерации сплава, позволяющей уничтожить окислы и шламы. Тогда на институт было оказано сильное давление сверху, и в итоге он разрешил плавание в порядке исключения, игнорируя при этом мнение командира БЧ-5.

И то, что нетрудно было предвидеть, произошло: в результате течи парогенераторов последовал перегрев реактора и разрушение не менее 20 % тепловыделяющих элементов. В отсеке резко возросла гамма-активность (более 2000 Р в реакторном отсеке и части центрального отсека) с выбросом радиоактивных газов, которые распространились по другим отсекам.

Посланный в реакторный отсек химик-дозиметрист доложил: «Прибор зашкалил». Была объявлена радиационная опасность, но лодка продолжала идти под водой благодаря реактору правого борта. Командир не без основания считал, что таким образом корабль быстрее достигнет базы. Однако командир БЧ-5 убедил его в том, что необходимо срочно всплывать, вентилировать отсеки и проводить необходимые мероприятия с ГЭУ.

Все это время в реакторном отсеке мужественно боролись с аварией командир отсека старший лейтенант Д. Оффман, старшина команды спецтрюмных мичман Логунов, старший реакторщик мичман Петров и спецтрюмный старший матрос Сергиенко.

Поскольку в сообщениях командира не говорилось прямо об аварии реактора, командование базы предлагало выйти на рейд и там продолжать борьбу за живучесть. Однако это оказалось невозможным ни по технической ситуации, ни по состоянию личного состава.

Все 124 члена экипажа (из них 27 офицеров) были переоблучены. Двадцать человек получили значительные (от 600 до 1000 Р) дозы облучения. Весь экипаж был отправлен в госпитали Североморска и Ленинграда, а на лодку заступил резервный личный состав.

В процессе борьбы за живучесть «К-27» задохнулся в противогазе один из матросов, а в госпитале скончался дозиметрист, первым зашедший в аварийный отсек (фамилии обоих установить не удалось). Не спасли мичмана Петрова и старшего матроса Сергиенко. Умер и штурманский электрик мичман Воевода. Он сидел за гирокомпасами и не подозревал, что радиация уже поразила его. Самую большую дозу получил мичман Логунов, который провел много времени в аварийном отсеке. Однако исключительная воля к жизни вернула его с того света. Он живет до сих пор, потеряв в борьбе со смертью обе ноги.

Никто из облученных подводников не получил соответствующих документов и не пользуется никакими льготами. Как мы знаем по опыту других аварий на подводных лодках, это считается в порядке вещей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *