автомобильные номера 90 х годов

Что можно было прочитать по советским автомобильным номерам?

Многое: от географии владельца машины до его социального статуса.

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

Регистрационные таблички в СССР меняли несколько раз. Дольше всего продержались черные номера стандарта 1959 года (три буквы и четыре цифры, на прицепах – две литеры), которые постепенно стали вытесняться новыми белыми знаками, введенными в оборот перед Олимпиадой-80.

Справочников по автомобильным номерам в Советском Союзе не было, но самые внимательные и заинтересованные граждане могли прочитать по табличкам много интересного. Скажем, государственные и частные машины имели разные серии. Поэтому сотрудники ГАИ, да и иные милиционеры, лишь бросив беглый взгляд на транспорт, точно знали, кто перед ними.

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

Например, столичные серии МОК, МОГ и МОМ были служебными, а МОП и МОТ – частными. Отдельные номера в Москве полагались рейсовым автобусам. Все такси имели таблички ММТ, ММЛ, а потом и МММ. Причем по литерам знаков служебных автомобилей часто довольно точно определялось, к насколько серьезному ведомству приписан транспорт. Так, у здания ЦК КПСС на Новой площади (забора, кстати, возле него тогда не было) и иных руководящих организаций стояли, в основном, машины с буквами МОС, а позднее – и МАС.

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

В 1980 году различие между частными и государственными номерами стало еще более четким. У первых спереди перед четырьмя цифрами отныне стояла одна буква, а после еще две (скажем, Р07-73МО), у вторых все осталось по-прежнему – например, 24-25 ММТ. Любопытно, что по сочетанию начальной цифры и литер знака московского такси можно было определить принадлежность машины к определенному гаражу: тройка плюс ММТ – 3-й таксопарк, а с ММЛ – уже 13-й.

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

По советским номерам интересно было изучать и географию огромной страны. Первые две буквы (у частников после 1980-го – последние две) указывали на город (если он крупный), область или даже небольшую союзную республику. Но рост автопарка обусловил появление все более хитрых, известных только знатокам сочетаний. Понятно, что МО – Москва, ЭС – Эстония, ГР – Грузия, а ЛА – Латвия. Но в столице позднее стали выдавать знаки серий МК, МН и даже МТ. В Эстонии – ЕА, в Латвии – ЛТ, в Грузии – ГА. Случались ребусы и посложнее: Ленинградская область обозначалась ЛО, а Московская – ЮА, потом ЮБ и ЮВ. Ну, а в Краснодарском крае и вовсе получали таблички с литерами ЦП!

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

Куда логичнее, кстати, выглядели номера иностранцев, длительно проживавших в СССР. С 1959-го они получали белые номера с буквами D – дипкорпус, М – торговля и К – пресса (корреспондент). Первые две из пяти цифр указывали страну: 01 – Великобритания, 02 – ФРГ и так далее. Таблички серии ТУР ставили на машины, которые зарубежные граждане брали в СССР в прокат. С 1980-го гостям страны стали выдавать красные регистрационные знаки с белыми цифрами (дипломаты) или желтые с черными цифрами (все остальные).

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

Интересно, что социальный статус руководителя некоего ведомства и даже частного гражданина можно было без труда определить по количеству первых нулей на знаках. Так, начальника Мосавтолегтранса (организации подчинялись все московские такси) возили на «Волге» 00-01 ММТ.

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

Что касается частников, то трех нулей хватало, разумеется, мало кому. Зато в столице все знали «Волги» Юрия Никулина (00-13) или хоккеиста Валерия Харламова (00-17) – под номером 17 спортсмен выступал в сборной СССР. У вратаря команды – Владислава Третьяка – была «Волга» 00-52, у режиссера Ивана Дыховичного на спортивном Fiat Dino стояли таблички 00-69. При дефиците нулей ценились и заметные сочетания вроде 33-33 на Volvo Юрия Антонова. Так что традиция «красивых номеров» у нас в стране давняя и, возможно, вечная…

Источник

Чёрные, белые, “выездные” и даже с латиницей: советские автономера от 50-х до 80-х

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

Какими были “правительственные” номера в СССР, и чем они отличались от обыкновенных? Правда ли существовали специальные серии для машин, выезжающих за границу? В какой республике были уникальные номерные знаки с использованием латинских букв? Мы продолжаем исследование советских номеров. В первой части мы затронули раннюю эпоху с 30-х до 50-х годов, а теперь пройдёмся по более знакомому нашим читателям промежутку с конца 50-х до 80-х.

Чёрные

Н а переднем однострочном знаке введенных в 1959-м номеров сначала шли четыре большие цифры (две и две через тире), далее три буквы поменьше. На заднем двухстрочном знаке сверху цифры, внизу ближе к центру – буквы. Сечение всех знаков и канавок треугольное.

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

Шрифт ранее применявшихся «жёлтых» номеров, о которых мы рассказывали в первой части, был более «квадратным», а у «чёрных» – скруглённым. Теперь регион обозначало сочетание первых двух букв. Чаще всего оно и указывало на название города, области, республики.

Деление серий букв по типам транспорта начало расходиться по стране. В Москве и Подмосковье действовало прежнее деление на «частные», «легковые государственные» и «грузовые» серии. В Ленинграде выделялись только серии частных машин, на легковые госучёта и грузовики обычно давали одни и те же серии. Исключение – «ЛЕБ», предназначенная только для легкового государственного транспорта. Во многих городах и областях одни и те же серии давали на любые машины.

Наконец, во многих союзных республиках одни серии обозначали столицу, другие – конкретные области. Рост парка частных автомобилей отразился на сериях номеров. Например, в Подмосковье большинство серий 60-х от «ЮАА» до «ЮАЯ» раздали на грузовики и автобусы, а среди серий второй половины 70-х: «ЮВА»-«ЮВЯ» и «ЮГА»-«ЮГЗ» преобладали «частные».

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

Больше всего легенд крутится вокруг «спецсерий». В Москве изначально существовали специальные серии: для маршрутных автобусов — «ММА» и такси — «ММТ». Серия «ММЛ» сначала встречалась на легковых госучёта, затем её передали для такси. В конце 70-х появились ещё одна «таксомоторная» серия «МММ» и «автобусная» «ММН». Якобы «правительственная» серия «МОС» официально считалась просто легковой государственной. В ГОНе и других ведомственных автобазах встречались машины с обычными легковыми сериями госучёта: «МОК», «МКО», «МКЖ», «ММЖ», «МНН». Такие же серии носили медицинские, учебные и милицейские легковушки. Никаких специальных серий для милиции и КГБ в чёрных номерах в Москве не было – они получали обычные «государственные» серии.

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

В каждом регионе выдавались специальные «выездные» серии для международного движения с общими буквами латинского и русского алфавита: «АВТ» в Москве, «АВО» в Московской области, «АВЕ» в Ленинграде, «АЕВ» в Горьком, «ВСВ» в Вологде, «ВРН» в Латвии и так далее. Иногда под «выездные» использовали часть цифровых «десяток» гражданских серий — например, «МОО» и «МОР» в Москве. Уникальное явление – «выездная» серия Эстонии «SSA», обычный чёрный номер с буквами латинского алфавита.

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

Чёрные номера для мотоциклов, как и желтые, представляли собой один знак, уменьшенную копию заднего автомобильного. Деления на «государственные» и «частные» серии для мотоциклов не было даже в Москве, сочетания букв повторяли любые автомобильные. На прицепы выдавался двухстрочный знак с цифрами сверху, двумя буквами в нижнем левом углу, за которыми следовала надпись мелким шрифтом «прицеп».

Для машин конструкторских бюро автозаводов и институтов, а также автомобилей с конвейера, проходивших обкатку на дорогах общего пользования, предназначались специальные номера с четырьмя обычными цифрами и надписью «проба», по формату близкие к обычным – спереди однострочный, сзади – двухстрочный. Отдельные типы номеров существовали для тракторов, тракторных прицепов и мопедов.

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

Долгое время машины с новыми «чёрными» и старыми «жёлтыми» номерами встречались на дорогах одновременно. В середине 60-х ещё более 50% автомобилей по стране ездили с номерами старого стандарта. В Москве массовую перерегистрацию государственного и грузового транспорта ГАИ устроила в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции, а частных машин – в 1970-м, к 100-летию В.И. Ленина. В других городах и областях «жёлтые» номера вытеснялись «чёрными» с естественным обновлением парка до 70-х. «Жёлтые» номера попадаются на рынке ретро-техники до сих пор, иногда вместе с древними автомобилями-носителями. «Чёрные» номера – вообще не редкость, они ещё встречаются даже на эксплуатируемых автомобилях-ветеранах.

Белые

В 70-е годы Всесоюзный научно-исследовательский институт безопасности движения совместно с ГАИ разрабатывал новый стандарт, соответствующий международным нормам. Так были созданы принципиально новые «белые» номера ГОСТ 3207-77. У разных типов транспорта появились разные номера. У частных машин третью букву вынесли вперёд, перед цифрами, и сделали уменьшенной. У государственного транспорта три буквы, как и прежде, следовали за четырьмя цифрами. Но на легковые автомобили выдавалась пара однострочных номеров, а грузовикам и автобусам полагался задний двухстрочный. Теперь инспектор ГАИ и любой гражданин могли с первого взгляда определить форму собственности автомобиля. Размеры знака и шрифт увеличились, тире было упразднено. Белый фон и чёрные знаки предполагали введение светоотражающей плёнки, но это новшество внедрить не удалось.

Источник

Забытые даты. 20 лет на новых номерах.

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годовС 1 января 1994 года в России были введены новые автомобильные номера. Их вид был совершенно непривычен − новый номер состоял сплошь из новшеств. Сейчас, наверное, мало кто помнит это ощущение. А я успел поездить еще на старых, советских номерах.

Вспомним, как это было, что на что поменялось 20 лет назад.

До 2004 года в России, а ранее в СССР действовали автомобильные номера образца 1977 года. Они состояли из 4-х цифр и трех букв. В основном варианте, исключая военные номера и номера для прицепов, номер начинался с буквы, затем шли 4 цифры, и затем еще две буквы.

А вот номера автомобилей, принадлежащих организациям, отличались − там сначала шли цифры, а после все три буквы вместе.

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

В буквах был закодирован регион. Использовались, как правило, буквы, присутствующие в названии города или области СССР. Причем, была изрядная путаница − для городов, начинавшихся на одну букву, использовали разные комбинации с второй буквой. Например, для Москвы были серии МН, ММ, МК, и другие. Для Московской области − МО, МЕ, МЖ, МЗ. Но никогда ни в Москве ни в области не было номеров МИ, МБ, т.к. эти комбинации использовались для другого города на «М» − столицы Белоруссии Минска. А «МУ» − это уже Мурманская область. Причем города были перемешаны с краями и даже целыми республиками. «ЛД» это город Ленинград, а «ЛИ» и «ЛК» − Литовская ССР! Иногда серий с буквами названия города не хватало, и тогда добавлялись вовсе абстрактные. Например, в том же Ленинграде были номера серии «СР».

Была еще одна интересная штука − в Москве в номере автомобиля такси был закодирован номер таксопарка. Зная это, а также места расположения парков, можно было использовать это при договоренности с таксистом, охотнее ехали часто ближе к своему парку. Я до сих пор помню многие номера парков и их места дислокации. Помимо всего прочего, были еще и специальные серии, по которым можно было определить принадлежность государственного автомобиля тому или иному ведомству.

Примеры номеров выездных серий Латвийской ССР.

Советские номера штамповались из стали, и поэтому часто ржавели. Потеки ржавчины на белом фоне ухудшали читаемость номера, подкрашивание в кустарных условиях как правило надолго не помогало.

Надо сказать, что к началу девяностых полно было автомобилей и на более старых номерах, так называемых «черных», образца 1958 года.

И вот, в 1993 году было принято решение закончить с этим бардаком, и ввести в новой России совершенно новые знаки, с другим принципом формирования. Страна была поделена на регионы с кодовыми номерами. Впервые под регион отводилось отдельное поле на номерном знаке, обособленное от основного кода. Впервые же на знаке присутствовал государственный флаг России. Тем самым, номерной знак стал цветным, что раньше даже представить было трудно.

Было оставлено три буквы, как и ранее, одна шла впереди. Впервые было введено ограничение на использование букв − допускались исключительно такие, аналоги которых есть в латинице. Исключение сделали для «У» − ее, при записи латиницей, все же с натягом можно заменить на «Y». Цифр стало три. Впервые было упразднено деление на «частные» и «государственные» знаки. Особый вид имели военные, дипломатические знаки, знаки автомобилей принадлежащих иностранным организациям и гражданам на условиях временного ввоза (желтые). А также прицепы, мотознаки, знаки сельхозтехники. И наконец последнее новшество − н омера стали штамповаться из алюминиевого сплава, а краска имела световозвращающее покрытие.

Когда мы увидели на улицах новые номера, это было очень непривычно. Надо сказать,что тогда автомобилей было намного меньше, чем сейчас и серии выходили медленнее. Несколько месяцев по городу ездили одни только «АА» − «АВ». Кстати, первые полгода-год (а в регионах и дольше) номера делали без цветного флажка России. Видимо, цветная печать была еще не до конца отлажена. Сейчас в среде коллекционеров такие номера, наверное, большая редкость.

Я получал новые номера в мае 1994-го, и у меня была уже серия «ВВ». Кстати, с введением новых номеров не сразу пошла охота за красивыми номерами. Какое-то время ушло на выработку новой моды − какие номера теперь красивые. Поэтому первое время были возможны вот такие сочетания:

Когда все привыкли к новым номерам, стало ясно, что они лучше и удобнее. Отделение кода региона в отдельный блок действительно было прекрасным решением. Правда, в те тяжелые годы сложно было представить, какой автомобильный бум ждет страну, и рано или поздно придется вводить дополнительные коды регионов, а позже − трехзначные коды. Но это все было потом.

А тогда все заметили, как ушли в прошлое гнилые номера, благодаря переходу на алюминий. Правда, со временем выявилась другая проблема − тонкая алюминиевая основа номера гораздо хуже поддавалась рихтовке в случае повреждений, чем старая стальная − мятый номер очень сложно было вернуть в приличный вид. Замена же испорченного номерного знака на новый долгие годы была очень сложной процедурой, и существенно упростилась только в прошлом году.

Ну а что же со старыми номерами? Их спокойно эксплуатировали еще очень долго. Не было требования по немедленной замене номеров, она происходила естественно при перерегистрации автомобиля. Однако, многие продавали машины по доверенности, либо просто не меняли машину, особенно это касалось людей пожилого возраста − времена были такие. У кого-то машина вообще стояла на приколе до лучших времен. Поэтому долго еще глаз цеплялся на улице за старый номер, который остался символом навсегда ушедшей эпохи. Хотя, конечно, советские номера, и особенно черные, стали встречаться все реже.

А еще с 1994 года начали выдавать водительские удостоверения нового образца − так называемые «пластиковые». Непривычно маленькие и по-заграничному симпатичные. Впрочем, это уже совсем другая история.

Источник

Прямоугольник и квадрат: как менялись номера в России и СССР

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

МВД готовит новый стандарт для автомобильных и мотоциклетных номеров. В Научно-исследовательском центре проблем безопасности дорожного движения ведомства разрабатывают изменения в действующий с 1993 г. ГОСТ, которые должны устранить ряд имеющихся противоречий. Так, перспективные нормы разрешат использование табличек так называемого квадратного формата, которые используются в США и Японии, введут более компактные мотоциклетные номера, а также установят специальные знаки для ретро автомобилей и спортивных машин. Пересмотр стандартов пройдет в 2017 г., а окончательная редакция будет готова не раньше 2018 года. По сути, готовящийся ГОСТ предлагает возврат к некоторым правилам, которые вполне успешно существовали в прежние годы.

Белые номера. 1931-1936 годы

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

Из-за быстрого роста парка емкость номерных знаков быстро исчерпалась, и в 1934 г. формат табличек пришлось изменить. Название региона стали обозначать прописью, причем длинные имена сокращались до восьми букв, а количество цифр увеличили до пяти. К 1936 г. закончился и этот формат.

Черные и военные номера. 1936-1946 годы

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

В конце 1930-х появились первые дипломатические знаки, которые выдавались сотрудниками иностранных посольств – они имели три цифры вместо четырех и литеру «Д» в правом верхнем углу. А в 1940 г. в обиход вошли особые номера для военной техники, хотя единого стандарта ведомства не придерживались. Основной формат предполагал букву и пять цифр, но их расположение варьировалось, дефисы ставились произвольно, а некоторые части дополнительно использовали на табличках собственные знаки различия.

Желтые номера. 1946-1959 годы

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

Наконец, были официально введены номера для прицепов – если раньше на них вешали задние таблички грузовика, то теперь они получили собственные таблички того же формата со словом «прицеп». Передние знаки для мотоциклов были отменены, как и пробные и транзитные знаки. На испытаниях автозаводы использовали стандартные таблички, а для транзита выписывали бумажные знаки.

Черные и желтые. 1959–1982 годы

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

Дипломатические номера стали инверсными, то есть белыми, а литера «Д» сменилась латинской «D». Такие номер выдавались сотрудникам диппредставительств, а журналистам полагались таблички с буквой «K», торговым представителям – с буквой «М», причем в номерах последних также фигурировал двузначный код страны. В то же время появились номера с надписями «проба», «полигон», «спорт» и «милиция». Наконец, стандарт 1959 г. ввел выездные номера, в которых использовались буквы, совпадающие с латинскими.

Белые, желтые и красные. 1982–1993 годы

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

Военные номера остались прежними – черными. Существовал формат, аналогичный гражданскому в черном цвете, но до перехода на российские номера таких табличек было выдано немного. Номера нерезидентов стали цветными: красными с белыми символами – у сотрудников дипмиссий, желтыми с черными символами – у других иностранных граждан. Формат табличек не отличался: латинская буква и четыре цифры, которые кодировали страну или код региона регистрации, а также статус сотрудника посольства, либо указание на машину, предназначенную для экспорта из страны.

Российские номера

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

Иные цветовые решения применяются для автомобилей МВД (синий), сотрудников диппредставительств (красный), военных (черный), причем все они сделаны в схожем с обычными знаками стиле, но могут отличаться расположением и количеством букв и цифр. Вплоть до 2002 г. существовала линейка желтых номерных знаков для иностранных граждан, на которых буквой обозначался статус нерезидента. Сегодня желтые номера в формате «две буквы – три цифры» используются для такси и пассажирских автобусов.

Автомобилям, временно снятым с учета, ранее выдавались бумажные прямоугольные знаки с белым фоном и желтым полем региона, а также бумажные транзитные знаки для внутренней установки. А на машины, окончательно выезжающие за границу, ставили алюминиевые таблички с крупной буквой «Т». С октября 2013 г. автовладельцы получили право сохранить номерные знаки при смене машины, а транзитные номера были отменены кроме случаев вывоза автомобиля за границу. Кроме того, стало возможным провести регистрационные действия в любом отделении ГИБДД на территории страны, что лишило смысла использование кода региона.

До 2007 г. существовали также так называемые федеральные номерные знаки с флагом РФ вместо кода региона, которые выдавались высокопоставленным госслужащим и руководителя госкомпаний, и которые фактически являлись привилегированными. На смену таким табличкам по сути пришли традиционные знаки особых серий.

Источник

Как выглядели и расшифровывались советские номера автомобилей

Основной проблемой первых номеров автомобилей СССР было то, что они никак не указывали на регион, в котором были выданы. Буквенные обозначения выдавались по алфавиту без какой-либо территориальной привязки.

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

Вопреки распространенному мнению, учет транспортных средств в России начал вестись задолго до революции. Но только в 1931 г. был принят общий стандарт госномеров для СССР. Посмотрим, какими были советские номера автомобилей.

Как выглядели номера на автомобилях СССР

Стандарт регистрационных номеров автомобилей в СССР менялся на протяжении всей истории государства.

В 1931 году

К разработке единого госномера привела индустриальная революция в Советском Союзе. Со времен Российской Империи и до 30-х годов 20 в. ситуация на дорогах изменилась не сильно, поэтому для обозначения транспортных средств использовались стандарты, принятые еще при императоре. В каждой губернии они были свои. Не стоит забывать, что в то время не было оборудованных шоссе, и путешествия на авто между городами были очень затруднительны — нужды не было ни в единой системе, ни в территориальных обозначениях.

Все изменилось в 1931 г. Первый номер СССР на авто выглядел так — жестяная прямоугольная табличка белого цвета с черными символами. Знаков было пять — одна кириллическая буква и две пары арабских цифр, разделенные дефисом. Стандарт размещения, принятый тогда, знаком всем и сегодня. Одинаковых табличек должно было быть две, и крепиться они должны были на передний и задний бампер автомобиля. На мотоцикле — на переднее и заднее крыло.

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

Автомобильные номера 1931 года

Изначально такой стандарт был принят только в Москве, но уже в 1932 г. его распространили на всю страну.

В том же году были выпущены «одноразовые» номера — от обычных они отличались надписью «Проба» и тем, что вместо двух на них была выбита только одна пара цифр. Использовались такие знаки для разовых поездок.

В 1934 году

Основной проблемой первых номеров автомобилей СССР было то, что они никак не указывали на регион, в котором были выданы. Буквенные обозначения выдавались по алфавиту без какой-либо территориальной привязки.

Проблема была решена очень просто — управление не стало разрабатывать системы региональных кодов. Теперь под самим номером на табличке добавилось название города, где был расположен филиал Дортранса, выдавший этот знак. В 1934 г. таких отделений было 45, позже их количество увеличилось.

Сам номер тоже претерпел изменения — буква в нем была изменена на цифру. По государственному стандарту цифр должно было быть пять, но это правило соблюдалось не везде.

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

Автомобильный номер СССР (1934 год)

Практика пробных номеров тоже никуда не делась — их также подвели под новый стандарт. Появились варианты с обозначением «Транзит».

Стандарт 1936 года

В 1936 г. в транспортной сфере жизни государства случилось еще одно важное событие — в июле Союзом народных комиссаров СССР была учреждена Государственная автомобильная инспекция. С этих пор все действия с номерными знаками были переданы под ее юрисдикцию.

В этом же году ГАИ снова изменила образец номерных знаков на авто в СССР. Сама пластина стала намного больше, поле было черным, а символы — белыми. Кстати, стандарт изготовления этих номеров по сей день считается самым неудачным. В качестве материала использовалось кровельное железо, которое не выдерживало дорожных нагрузок, и пластины часто ломались.

В этом году впервые была разработана система территориальных обозначений — теперь каждый регион обзавелся своим буквенным кодом.

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

Автомобильный номер образца 1936 года

Сам номер был приведен к такому формату: две буквы (именно они и указывали на регион), пробел и две пары цифр через дефис. Эта схема уже соблюдалась гораздо строже, чем предыдущая, никаких отклонений от количества символов не допускалось. Пластина же выпускалась в двух вариантах. Однорядная (прямоугольная) крепилась на переднем бампере машины, двухрядная (по форме была близка к квадрату) — на задний.

В этот период стоит отметить и специфику военных номеров — у них тоже был свой стандарт, но соблюдался он гораздо менее строго, чем гражданский. Число символов на номере автомобиля Красной Армии могло колебаться от четырех до шести, распределялись они произвольно, а иногда на пластине пририсовывали совсем посторонние знаки — например, звезды.

Автономера СССР 1946 года

После войны государству проще было провести реформу госномеров, чем приводить в порядок действующую систему учета. Огромное количество техники было мобилизовано, и далеко не вся она была перерегистрирована по правилам. Трофейные автомобили, которые в изобилии ездили по стране, тоже нуждались в регистрации. Свою долю хаоса внесли и оккупанты, перерегистрировавшие автомобили по собственным правилам.

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

Автомобильные номера 1946 года

Новый стандарт был объявлен в 1946 г. ГАИ сохранила довоенный формат записи в виде двух букв и четырех цифр (где буквы расшифровывались как код региона), изменился только внешний вид самого знака. Его полотно стало желтым, а буквы — черными. Деление на однорядные и двухрядные тоже осталось.

ГОСТ 1959 года

В послевоенные годы уровень автомобилизации в Союзе Советских Социалистических Республик стремительно рос, и уже к концу 50-х номеров формата «две буквы-четыре цифры» стало не хватать.

Решено было добавить в номера машин СССР еще одну букву. Кроме того, в 1959 г. ГАИ отказалась от желтого полотна знака — внешний вид вернулся к довоенному формату. Сама пластина снова стала черной, а символы — белыми. Знаки с двумя буквами также остались в эксплуатации, но теперь их могли выдавать только военным автомобилям.

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

Автономера СССР 1959 года

Сочетания быстро заканчивались еще и потому, что один номер не закреплялся за машиной пожизненно — он менялся при каждой продаже. Тогда же было введено понятие транзитного номера, более привычное современному человеку — такие знаки изготавливались из бумаги и крепились на переднее и заднее стекла автомобиля.

Желтый фон для номеров чуть позже (в 1965 г.) был передан сельскохозяйственной технике.

Номера 1981 года

Следующая реформа состоялась после московской Олимпиады, в 1980 г.

Новый формат номеров уже гораздо больше напоминал современный. Как и в самом начале истории советских госномеров на авто, пластина стала белой, а символы — черными.

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

Автономера 1981 года

На самом деле в том году было принято сразу два стандарта — для частного и служебного автотранспорта. Но никаких существенных преобразований не последовало. Изменился только внешний вид советских номеров машин и порядок написания символов на них. Содержание осталось тем же — четыре цифры, три буквы (две, обозначающие регион, и одна дополнительная).

Размеры автономеров СССР

Размеры госномеров в Советском Союзе последовательно менялись с принятием каждого нового стандарта, это регламентировалось внутренним законодательством.

Однако во время реформы 1980 г. ГАИ пришлось принять во внимание международные стандарты госномеров европейских государств. Согласно им, размер переднего знака составил 465х112 мм, а заднего — 290х170 мм.

Расшифровка советских номеров авто

Старые номера машин СССР, выпущенные по первым стандартам, не имели никакой систематики — и цифры, и буквы выпускались по порядку.

В 1980 к каждой двухбуквенной комбинации стали добавлять одну переменную букву, обозначавшую серию, к которой принадлежал номер.

Индексы регионов

Первая буква индекса обычно была первой буквой названия региона.

Как сейчас для обозначения каждой области может использоваться два и больше кода, так и в СССР регион мог иметь несколько индексов. Как правило, дополнительный вводился, когда исчерпывались комбинации предыдущего.

автомобильные номера 90 х годов. Смотреть фото автомобильные номера 90 х годов. Смотреть картинку автомобильные номера 90 х годов. Картинка про автомобильные номера 90 х годов. Фото автомобильные номера 90 х годов

Автомобильные номера времен СССР г. Ленинграда и области

Так, например, случилось с Ленинградской областью — когда все варианты номеров с кодом «ЛО» уже были в использовании, пришлось вводить индекс «ЛГ».

Можно ли ездить на авто с советскими номерами

В этом случае закон однозначен и не терпит никаких двояких трактовок — советские номера могут иметь лишь те автомобили, что были единожды зарегистрированы в СССР, и с тех пор ни разу не меняли владельца. При любой перерегистрации транспортного средства его номера придется сдать и получить современные согласно новому государственному стандарту.

Разумеется, и здесь есть лазейки — например, советский автомобиль можно приобрести по генеральной доверенности, тогда перерегистрировать его не придется, но в любом случае первоначальный владелец должен быть жив.

Заключение

Современный стандарт государственных номеров был принят в 1994 г. и используется до сих пор. В 2018 г. Он был дополнен выпуском номеров квадратной формы — например, для японских и американских автомобилей, не предназначенных для экспорта. На формат современных госномеров по большей части повлияли международные стандарты, например, требование к буквам, чтобы они могли читаться как кириллицей, так и латиницей.

У России и Советского Союза долгая история государственного учета транспорта. Как показало время, не все решения были правильными — например, изготовление пластин из отходов кровельного железа. С дорог постепенно уходят последние советские номера — уже совсем скоро их можно будет увидеть только в музеях и частных коллекциях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *