армянские номера в россии 2021
Можно ли ездить на авто с армянскими номерами в России 2021 года
С 1 июля во многих регионах страны сотрудники ДПС стали останавливать автомобили с армянскими номерами и выписывать им штрафы. При этом большинство автомобилистов не знают об изменениях в законодательстве, которые стали причиной того, что машины, которые зарегистрированы на гражданин России в Армении, стали вне закона. С каждым днем количество оштрафованных становится все больше, поэтому тем, кто ездит на таких автомобилях, нужно детально разобраться в ситуации.
Почему машины регистрировали в Армении?
Множество россиян ездили за авто в Армению по причине очень низких цен. Дело в том, что в этой стране тарифы растаможки в разы меньше, чем в России, поэтому цена машин получалась намного ниже. А если снимать транспорт с армянского учета и ставить на учет в РФ, нужно было платить установленный таможенный сбор, который в среднем больше, чем стоимость машины, в 2-3 раза.
Так как Армения является членом Евразийского экономического союза, до этого года таможенные органы не запрещали гражданам РФ регистрировать транспортные средства на территории соседнего государства. Согласно действующему в ЕАЭС принципу свободного перемещения по территории стран-участниц такой вариант был возможен и многие воспользовались им, чтобы сэкономить деньги и купить понравившуюся модель авто намного дешевле, чем в России.
На территории страны на данный момент свыше 300 000 авто с армянскими номерами.
Что изменилось?
С этого года в РФ начали действовать новые нормы законодательства, касающиеся регистрации транспортных средств. Согласно им, если гражданин России постоянно проживает на территории страны, принадлежащий ему автомобиль должен быть зарегистрирован по месту жительства. Причем сделать это нужно в течение 10 суток с момента въезда машины на территорию. Норма не касается только авто, участвующих в международном движении.
В то же время, если авто принадлежит россиянину, он имеет право передвигаться на нем по стране до 1 года с момента выезда из Армении. После этого нужно обязательно поставить машину на учет либо выехать на территорию соседней страны. Что касается взысканий за нарушение, на сегодня они такие:
По сути, если гражданин России является владельцем машины, он обязан поставить ее на учет на территории страны. В этом случае не действует правило 1 года, кроме вариантов, когда человек постоянно проживает на территории другого государства.
Что делать тем, кто ездит по доверенности
Этот вариант также достаточно популярен. Многие россияне не переоформляли машину, а брали доверенность на себя либо на близкого родственника. По юридическим нормам транспорт не принадлежит человеку, поэтому налагать на него взыскание за нарушение правил регистрации нельзя. Но тут также есть некоторые ограничения, за нарушение которых можно получить штраф.
Главный аспект – время пребывания на территории страны. Использовать машину с доверенностью можно без каких-либо ограничений в течение года. После этого инспекторы ДПС могут оштрафовать водителя за нарушение сроков. Опять же, дату въезда они могут уточнить только по запросу, что затягивает разбирательство.
Самое простое решение в такой ситуации – раз в год пересекать армянскую границу и возвращаться назад. Это позволит избежать проблем и на законном основании передвигаться по России.
Что грозит владельцам машин с армянскими номерами
Прежде всего они будут постоянно получать штрафы в 5 000 рублей, что очень накладно. В настоящее время машины с госномерами Армении и других стран-участниц ЕАЭС активно останавливают и штрафуют лишь в нескольких регионах. Но есть все предпосылки, что это начнется на всей территории России и приобретет массовый характер.
Представители власти требуют поставить такие авто на учет в установленном порядке, но на это нужно потратить суммы, которые в несколько раз превышают цену самой машины. Кроме того, требуется уплатить и транспортный сбор за годы езды на армянских номерах, что еще больше увеличивает сумму.
Вывезти машину в Армению и продать ее там – тоже не вариант. Там просто огромное количество авто в продаже, а из-за изменений в законе и наплыва российского транспорта цены упали настолько, что в лучшем случае можно вернуть около половины того, что было потрачено.
Автовладельцы создали петицию, адресованную В.В. Путину, с просьбой обратить внимание на сложившуюся ситуацию и найти вариант решения проблемы, который устроит всех. В ней предлагается разработать систему льготной постановки на учет машин, которые были ввезены ранее без нарушения закона, ведь до этого года таможенные органы разрешали пользоваться таким транспортом без каких-либо ограничений.
Владельцы авто с армянскими номерами призывают всех подписать петицию, чтобы решить проблему цивилизованно. На данный момент единственным вариантом для является владение по доверенности и ежегодное пересечение границы, чтобы срок пребывания в стране составлял меньше года. Во всех других случаях инспекторы ДПС имеют право выписать штраф.
Почему в России начались гонения машин с армянскими номерами? Разбираемся, что происходит
В Краснодаре люди собирались возле таможни, чтобы привлечь к себе внимание
Владельцы машин вышли на улицу
Коллаж: Артем Краснов / 74.RU, Тipichkras / Т.me
О проблемах с автомобилями на армянских номерах известно уже не первый год. Более 300 000 человек с разных уголков России купили в Армении недорогие машины, оформили их в собственность, привезли домой и через несколько лет узнали, что это незаконно.
В Краснодаре 7 сентября напротив здания Федеральной таможенной службы собрались владельцы автомобилей на армянских номерах. Люди недовольны тем, что сейчас автомобили с армянскими номерами начали изымать у владельцев. Год назад собственники даже записывали обращение к президенту России Владимиру Путину, в котором просили остановить задержание и арест машин, разрешить ставить авто на учет без растаможки, а также направить оплату штрафов и налогов в бюджет РФ.
Почти два года идут суды, пока машины продолжают забирать и ставить на штрафстоянки — за них, кстати, тоже надо платить. Журналист 93.RU попыталась разобраться, что сейчас происходит с армянскими автомобилями.
Откуда в России такие машины и что с ними не так?
В 2014 году Армения вступила в Евразийский таможенный союз, и следующие 6 лет у нее были льготные правила растаможки машин. При ввозе необходимо было заплатить всего 10% стоимости машины, в то время как в России этот показатель превышал 50%. Помимо низкой стоимости, иностранные номера не фиксируют камеры на дорогах.
В 2020 году против владельцев машин с армянскими номерами начали массово оформлять протоколы по ст. 12.1 КоАП РФ («Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке»). За повторное такое нарушение штраф достигает 5000 рублей или лишение прав до 3 месяцев. Также у водителей могут изъять документы и госномера. Почему о собственниках автомобилей вспомнили только год назад — неизвестно. Ни одно министерство и ведомство не может объяснить это людям.
Сотрудники ГИБДД могут забрать машину посреди дороги
Фото: Аracrimea / Т.me
Чтобы избежать наказания, нужно заплатить разницу в пошлине. Но проблема в том, что эта сумма зачастую превышает стоимость самого автомобиля.
— Если бы законы сразу применялись, такого количества автомобилей с армянскими номерами в принципе бы не ввезли на территорию России. Долгое время было молчаливое согласие делать так, но вдруг всё изменилось. Шквал обращений к юристам идет по всей России, и вопросы касаются как машин с армянскими номерами, так и с другими иностранными регзнаками, — рассказывал автоюрист Лев Воропаев.
Наша проблема похожа на проблему обманутых дольщиков
Член координационного совета Общероссийского общественного движения «Авто Союза», представитель в Краснодарском крае Сергей Шубин рассказал журналисту портала 93.RU, что проблема владельцев машин с армянскими номерами похожа на проблему обманутых дольщиков.
— Два с половиной года государственные органы двух стран не соблюдали условия договора, в результате чего образовалась такая ситуация. ФТС [Федеральная таможенная служба] бездействовала. Не было оповещений, уведомлений людей. Не возбуждались дела по линии ФТС, работало сарафанное радио. Человек приезжал, покупал машину и пользовался ей, всё было отлично. Создавался массовый ввоз этих автомобилей, бесконтрольный, — рассказал Сергей.
Из Армении в Россию везли много элитных машин
Фото: Артем Краснов / 74.RU
По словам Шубина, Правительство России не идет навстречу людям, ничего не объясняет. При этом, когда в похожей ситуации оказались граждане Казахстана, им разрешили поставить машины на временный учет без доплат разницы платежей:
— Сейчас машины считаются иностранным товаром. В 2023 году они станут обладать нужным статусом, то есть их легко можно будет продать и поставить на учет. Осталось 1,5 года, и они приобретут нужный статус. Раз уж люди попали в эту ловушку, почему бы не пойти им навстречу? Не может так быть, чтобы 300 000 человек в один миг стали контрабандистами и преступниками.
Представитель «Авто Союза» добавил, что по закону никакие таможенные документы при въезде не оформляются, при этом сотрудники ГИБДД их требуют. Сейчас машины стоят и гниют на платных стоянках, штрафы набегают больше стоимости машины.
Машины отвозят на штрафстоянки по всей России
Фото: Аracrimea / Т.me
— У многих машины так стоят, пока суды идут и не заканчиваются. Хотя суды — это отдельная тема. Так вот, суммы за стоянку набежали уже больше, чем стоимость автомобиля. Согласитесь, ехать за 20-летними авто люди с достатком не будут. В основном туда ехали люди с небольшим достатком. Или многодетные за бусами [микроавтобусами] — если трое детей и больше, нужно куда-то ставить кресла. А теперь вдруг одномоментно им сказали: «Ребята, вы вне закона, вы должны доплатить».
Суть в том, что, если автомобиль стоил 500 000 рублей, теперь за него нужно доплатить более 1 миллиона рублей. То есть малообеспеченным людям, чтобы оплатить разницу, придется продать свою квартиру. При этом многие покупали машины в кредит.
Почему абхазские машины ввозить можно, а армянские — нет?
Шубин объяснил, что россияне приезжают в Абхазию и покупают машины по «левым» схемам. Чаще всего граждан России оформляют в качестве фиктивных работников в подставные фирмы. После этого человек выезжает по путевым листам. Далее водители оформляют временный ввоз и при необходимости просто переписывают путевые листы.
— Сейчас эту схему прижали. 20 дней дают пересечь границу, если это правило нарушено, то машину не впустят. Это изначально мошенническая схема. Армянские автомобили тем и отличаются, что всё происходило законно: человек приезжал в Армению, оформлял временную прописку и ставил машину на учет. Автомобиль оформляется на собственника, на гражданина, происходит купля-продажа.
Популярностью пользуются микроавтобусы
Фото: Валерия Дульская / 93.RU
Про ситуацию с абхазскими автомобилями журналисту 93.RU рассказал и краснодарец Евгений, который ездил на такой машине год. Мужчина подтвердил схему с фиктивным трудоустройством — на россиянина оформляют генеральную доверенность на три года с правом представления в ГИБДД, суде, банках и других органах. После этого водитель пересекает границу как наемный рабочий абхазской фирмы и оформляет временный ввоз.
— Эти фирмы существует недолго, это не совсем однодневки, они живут около года. Обязательно, чтобы было юрлицо. Потом фирму разваливают. В Сочи есть брокеры, которые занимаются декларациями, вот у них за деньги можно сделать все необходимые документы. Когда срок доверенности истекает, машину можно переоформить на кого угодно и ездить дальше, — рассказал Евгений.
И что теперь делать людям?
По словам Сергея Шубина, ошибку допустила как российская сторона, так и армянская. В Армении переоформляли машины на гражданина России, умалчивая об ограничениях. Автомобили спокойно пропускали на границе с Грузией, затем с Россией — нигде таможенные органы не требовали декларации.
— Если бы всё было соблюдено, никто бы не оказался в этой ситуации. Дикая, жуткая ситуация, которая свалилась одномоментно. ФТС и ГИБДД к этим машинам не имели претензий 2,5 года, а потом всех назвали контрабандистами.
Люди второй год пытаются решить свою проблему, но Минфин, Минюст, Минпром, ФТС, МВД показывают друг на друга пальцем, и получается замкнутый круг. Сейчас владельцы армянских машин обивают пороги ведомств и министерств с просьбой помочь разобраться в ситуации и встать на сторону людей. Пока что в ответ приходят лишь отписки.
Портал 93.RU будет следить за ситуацией и направит запросы в уполномоченные органы.
Обновлено в 14:00: Пресс-секретарь Краснодарской таможни Татьяна Бурмистрова рассказала журналисту 93.RU, что 7 сентября состоялась рабочая встреча руководства Краснодарской таможни с инициативной группой собственников транспортных средств, ввезенных из Республики Армения. Участники обсудили проблемные вопросы и наметили пути решения. В настоящее время рассматриваемые вопросы находятся на отдельном контроле у руководства Краснодарской таможни.