что библия говорит о дружбе между людьми

Что библия говорит о дружбе между людьми

что библия говорит о дружбе между людьми. Смотреть фото что библия говорит о дружбе между людьми. Смотреть картинку что библия говорит о дружбе между людьми. Картинка про что библия говорит о дружбе между людьми. Фото что библия говорит о дружбе между людьми

Что такое настоящая дружба согласно Библии?

Господь Иисус Христос дал нам определение истинной дружбы: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Иоанна 15:13-15). Иисус является лучшим примером истинного друга, ибо Он отдал Свою жизнь за Своих «друзей». Любой человек может стать Его другом, уповая на Него как своего личного Спасителя, родившись свыше и получив в Нем новую жизнь.

Книга Притчи также является хорошим источником мудрости относительно друзей. «Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья» (Притчи 17:17). «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат» (Притчи 18:25). Но дело вот в чем – чтобы иметь друга, ты сам должен стать другом. «Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего» (Притчи 27:6). «Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего» (Притчи 27:17).

Принцип дружбы мы также находим в книге пророка Амоса: «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» (Амоса 3:3). Друзья являются единомышленниками. Друг – это тот, кому вы можете полностью довериться. Друг – это тот, кого вы уважаете, и кто уважает вас, основываясь не на заслугах, а на сходстве ума.

И, наконец, реальное определение истинного друга исходит от апостола Павла: «Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Римлянам 5:7-8). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанна 15:13). Вот это – настоящая дружба!

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Источник

О друге, дружбе и общности

что библия говорит о дружбе между людьми. Смотреть фото что библия говорит о дружбе между людьми. Смотреть картинку что библия говорит о дружбе между людьми. Картинка про что библия говорит о дружбе между людьми. Фото что библия говорит о дружбе между людьми
Кадр из фильма «Гардемарины, Вперед!»

Хотите проверить свое отношение к ближним? Задайте себе вопрос: как много осталось у вас старых друзей?

Известный артист Вениамин Смехов в своей книге «Когда я был Атосом» вспоминает, что в 80–90-х годах XX века в списках самых популярных актеров он с удивлением не находил талантливейших. Первые места традиционно доставались героям «Мушкетеров» и «Гардемаринов». Причина подобного выбора публики ясна: предпочтение отдавалось фильмам, в которых изображались крепкая дружба, единодушие, взаимовыручка – то, чего не хватает современному обществу.

Так или иначе, но наверняка почти каждый из нас признает, что близкая, единомышленная дружба – великое сокровище. И в определенные моменты жизни это может быть особенно значимо для нас. Вопрос только в том, возможно ли действительно обрести подлинную дружбу.

Прежде всего, заметим, что в душу человека изначально заложены две потребности – общения с Богом и общения друг с другом. Дерево не может жить без солнца. Так и человек без Бога не имеет подлинной жизни, и это выражается в ощущении душой какой-то недостаточности, нехватки чего-то высшего, истинного, подлинного. Но и если дерево растет одно, оно легко становится жертвой неблагоприятных погодных условий, допустим, сильного ветра. Человек без друзей терпит бедствия с особенной сокрушающей силой, и душа чувствует свое одиночество, покинутость в мире земном.

Замечали ли вы, что после общения с друзьями настроение всегда повышается и появляются силы и вдохновение для совершения своих ежедневных работ? Общность и общение, единство и радость от единодушия всегда пробуждают интерес к жизни.

Для каждого из нас большое значение имеет не только теплое слово близких людей, но и просто их присутствие рядом. Общность с ближними – это глубокое чувство взаимосвязи с другими. Оно поддерживается как словом, так и нахождением вблизи с любимыми тобой и любящими тебя людьми. И когда рядом долго нет никого близкого тебе, душа начинает тосковать, чувствуя свое одиночество.

Итак, друзья – это тоже проявление Божией заботы о нас. Господь показывает, что мы все-таки не одиноки в этом безжалостном мире, и потому подлинная дружба – действительно сокровище. В жизни часто бывает, что родственные узы между братьями и сестрами крепки, пока живы родители. Когда же их уже нет, родные забывают друг друга, и более прочными узами часто становятся именно дружеские.

Тесная дружба связывала первых христиан, когда чадами Церкви становились исключительно те, кто всем сердцем принимал веру Христову. «Вы друзья Мои» (Ин. 15: 14), – говорит Господь апостолам. Называя их Своими друзьями, Он соединяет их самих тесными узами дружбы. Отсутствие же друзей или нежелание дружбы часто связано с эгоизмом, такой человек ориентирован только на себя, никто другой ему уже не нужен.

Зададимся вопросом: а что такое вообще подлинная дружба? И кто это – друг? Ведь одно дело – найти человека, разделяющего твои интересы, другое – встретить того, кого бы ты «взял в разведку». Дружба – это не просто навык общения с кем-либо; в подлинной дружбе есть особая близость и родственность душ, из которых естественно вытекают взаимное доверие и преданность.

В общении с людьми мы часто примериваем на себя какие-то маски, играем роли, испытываем какую-то натянутость и искусственность, взаимное отчуждение. Такое поведение обусловлено желанием завоевать авторитет у того, кто для тебя изначально не друг. Так вот, подлинный друг – это тот, с кем мы бываем самими собой, с кем мы ведем себя просто и естественно, не принимая на себя какой-то напыщенной роли, не скрывая свойственных нам немощей и недостатков.

Подлинный друг – тот, чье критическое замечание мы не боимся принять, поскольку знаем, что это останется между нами, не выйдет наружу и не будет расплескиваться перед всяким встречным как содержимое помойного ведра. Друг не нанесет удара в спину. Настоящий друг есть тот, кому бы ты доверил свои тайны. Впрочем, подлинный друг не тот, кто настырно лезет во все твои тайны. Но если твой друг – настоящий, то ты и сам будешь делиться с ним сокровенным.

В древнерусских свадебных обрядах друг жениха готовил всё необходимое для брака, а по завершении бракосочетания сопровождал жениха и невесту в брачные покои, сам же оставался снаружи и сторожил дверь, чтобы никто не нарушил радости брачной ночи женившихся. Настоящий друг делает всё для того, чтобы состоялась радость близких ему людей.

Святитель Иоанн Златоуст, размышляя о жизни первоапостольской Церкви, говорил: «Друзья дороже отцов и сыновей. Вот дружба, когда кто не почитает своего своим, но принадлежащим ближнему, а собственность ближнего считает чуждою для себя; когда один так бережет жизнь другого, как свою собственную, а тот платит ему взаимно таким же расположением».

Таким образом, подлинная дружба, как, наверное, чувствует каждый, есть глубокая общность с полным доверием и откровенностью друг перед другом.

Но ведь не зря само слово «друг» по какой-то причине означает «другой», «иной, нежели я»? И сама суть дружбы заключается в том, что мое «я» расширяется, включая в себя другую жизнь, посредством чего внутренне обогащается и моя душа.

Известный религиозный философ отец Павел Флоренский говорил об искренней дружбе как о «созерцании себя через друга в Боге». Дружба хранит в себе многочисленные дары: взаимное воспитание, любовь, жертвенность, радость. Состояние «без друга», по наблюдению отца Павла, таинственным образом соприкасается с состоянием «без Бога». Там и здесь ощущается пустота, недостаточность.

И все-таки дружба не есть самоценность. Ведь ради дружбы не только бескорыстно помогали другим, но и грабили, убивали, а то и заканчивали жизнь самоубийством – прыгали с крыши многоэтажки, чтобы другу или подруге не было скучно разбиться. Вот почему святитель Григорий Богослов говорит: «Никакое приобретение не лучше друга, но никогда не приобретай себе в друзья худого человека».

Дружба – это тесная общность двух или нескольких человек. Но, увы, не только высокие, но и низменные предметы объединяют людей, определяя глубину и характер взаимного общения.

Итак, дружба – великая вещь, но, прежде всего, тогда, когда в самой дружбе присутствует Бог.

А вот случай, произошедший на одном из занятий психолога. Наполнившей зал аудитории психолог предложил эксперимент: «Представьте, что мы с вами находимся на корабле, давшем течь. Для спасения есть шлюпка, но места в ней всем не хватит. Поэтому давайте сейчас каждый по очереди будет вставать и аргументировать, почему именно он должен быть принят в шлюпку». И вот посетители лекции, проникшись ролью утопающих, один за другим стали доказывать: «Я еще молод, мне надо учиться, чтобы принести пользу обществу»; «У меня мама останется совсем одна, и некому будет о ней заботиться»; «А у меня дети, и без меня они не вырастут» – каждый по-своему хотел заслужить себе место в шлюпке. Но тут очередь дошла до православной девушки: «А я не хочу отнимать у других место в шлюпке. Я не боюсь смерти, потому что есть вечная жизнь. И вообще, давайте мы лучше помолимся святителю Николаю, чтобы он нас спас». Вот этого никак не ожидал психолог; растерявшись, он вдруг вспылил: «Вы мне мешаете проводить эксперимент, покиньте аудиторию». Так православная слушательница, высказавшая единственно правильный ответ, вынуждена была покинуть этот медленно идущий ко дну лекционный корабль.

На самом деле психолог хотел своим экспериментом объединить собравшихся людей для дальнейшей, как ему казалось, плодотворной работы. Отвечая, каждый должен был раскрыться перед другими, и так предполагалось, что аудитория станет более слаженной. Но увы, он не учел, что в процессе эксперимента один из участников откроет совершенно иные сферы, предложит иной, куда более возвышенный способ объединения.

В реальной жизни мотивы, цели и ценности, которые объединяют людей, могут быть самыми разными. Временно объединяют и алкоголь, и преступление, и разврат, но именно временно. Вавилонское столпотворение на какой-то миг объединило людей в их богоборческих планах, но в итоге привело к утрате единого языка, так что люди разучились понимать друг друга и, забыв о начатом деле, рассеялись по поднебесной.

Напротив, в священной книге Деяний апостолов мы читаем о том, как нисшедший к людям Святой Дух преобразил их и внутренне объединил. Новозаветная Пятидесятница – это единение людей в благодати Божией, в результате чего люди, говорящие на разных языках, научились понимать друг друга, ибо приобщены к одной вере и одной благодатной жизни.

Христианин призван быть таким другом, который объединяет не только с собой, но и с Богом. Христианин призван включать в свою общность и единение с Богом своих друзей, делиться с ними этим сокровищем, как делятся с голодным куском хлеба или с жаждущим глотком воды.

В Евангелии упоминается одно из чудес Спасителя – исцеление расслабленного по вере его друзей. Представим бедственное положение этого человека. Парализовано тело, да и душа, вероятно, не имела особой духовной крепости. Тем не менее, забота о нем его близких была такой неотступной, что они не просто принесли его к месту проповеди Господа, но в виду многолюдства забрались на крышу, разобрали кровлю и спустили больного перед Спасителем, – так что в Евангелии мы читаем: «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2: 5). Христос прощает грехи больному по вере его друзей! А затем, в подтверждение Своих слов, исцеляет расслабленного. Вот что могут дружба и забота о ближнем – исходатайствовать у Бога прощение грехов и полное исцеление близкому человеку.

Увы, с годами многие наши дружеские связи ослабевают. И вместо любимых в детстве людей нас окружают не столько друзья, сколько сослуживцы, сотрудники по работе. Только вот еще древние греки считали общность двух деловых людей вовсе не дружбой, а лишь заинтересованностью в успехе общего дела. Все интересы общения теперь формируются вокруг профессиональных задач. Выходит, что «дружба – дружбой, а служба – службой»? Наверное, в каком-то смысле это неизбежно – на каждом этапе жизни иметь своих друзей: с одними ты объединен идеями беззаботного детства, с другими – проблемами института, с третьими – задачами рабочих будней.

Для христианина важно помнить тех, с кем был ты дружен и близок на протяжении предыдущих лет, любить их всем сердцем и от души молиться о них Богу, желая спасения души всем, кого Господь поставил рядом с тобой хотя бы в самом малом твоем возрасте.

Источник

ДРУЖБА (FRIENDSHIP)

Многие стороны библейских образов дружбы выглядят вполне традиционными для древних культур в целом. Общепринятыми, например, в античности считались правила, что друзья должны, во-первых, быть равными по положению, иметь сходные интересы и склад характера, во-вторых, разделять трапезы и проводить время вместе и, в-третьих, быть добродетельными. Эти мотивы, хотя и не выраженные в достаточной мере определенно, присутствуют и в библейских образах дружбы. Один из псалмопевцев, например, говорит о друге, «на которого я полагался, который ел хлеб мой» ( Пс. 40:10 ), а другой псалмопевец обращается к человеку, «который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой, с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий» ( Пс. 54:14–15 ).

Как в античной традиции в целом, так и в библейской друг был поддержкой и советником. Например: «Друг любит во всякое время» ( Притч. 17:17 ), – то есть даже в трудные времена. Или: «Искренни укоризны от любящего» ( Притч. 27:6 ) и «сладок всякому друг сердечным советом своим» ( Притч. 27:9 ). Но, как и в античной культуре, библейские авторы отдавали себе отчет в существовании ложных друзей, дававших плохие советы или даже предававших, таких как «утешители» Иова или Иуда, которого Иисус назвал «другом» ( Мф. 26:50 ; см. также 2Цар. 13:3 ; Пс. 40:10, 54:13–15 ; Иер. 38:22 ; Плч. 1:2 ; Мих. 7:5 ). Ученики, отошедшие от Иисуса, и Петр, отрекшийся от Него, тоже подпадают под категорию друзей, оказавшихся неверными в кризисной ситуации.

В античной традиции особо подчеркивалась дружба между мужчинами, и намеки на возвеличивание мужской дружбы мы видим и в Библии. В плаче по Ионафану Давид заявил, что дружба с Ионафаном значила для него больше, чем отношения с любой женщиной в его жизни: «Любовь твоя была для меня превыше любви женской» ( 2Цар. 1:26 ). Наиболее известная в Новом Завете группа друзей – Иисус и Его ученики – также состояла из мужчин. Такая возвышенная нравственная позиция, как готовность умереть за друга, нашедшая выражение в различных античных произведениях на примере образов Дамона и Пифия или Ореста и Пилада, перекликается с учением Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ; см. также 2Цар. 16:16–17 ; 1Пар. 27:33 ).

Дружба с Богом. Чем же тогда отличается библейский образ дружбы? Аристотель полагал, что между богом и человеком дружбы быть не может, точно так же, как не может быть дружбы между человеком и его рабом или орудием труда, поскольку они различны по природе. Но Библия решительно отвергает мирской взгляд на этот вопрос. Трудно представить себе нечто более неестественное и непонятное для языческого восприятия, чем мысль о готовности Бога, сотворившего мир из ничего, стать другом смертных, жизнь которых держится только на дыхании. Весь план спасения основывался на установлении дружбы посредством принятия Богом человеческого облика, чтобы люди, в свою очередь, могли уподобиться Ему, превратив врагов в друзей ( Флп. 2:5–8 ; Евр. 2:17 ; 1Ин. 3:2 ). Наивысшей точки этот мотив достигает в заявлении Иисуса ученикам: «Я уже не называю вас рабами. но Я назвал вас друзьями» ( Ин. 15:15 ). Дружба с Богом не ограничивается выражением просто личной верности, как в случае с обычной дружбой; в ней также подразумевается необходимость веры и послушания. Псалмопевец прямо заявляет, что «дружба Господня – боящимся Его» ( Пс. 24:14 ). В трех стихах Писания Авраам назван другом Божьим ( 2Пар. 20:7 ; Ис. 41:8 ; Иак. 2:23 ). В последнем из них дружба Бога с Авраамом связывается с верой и послушанием Авраама, и действительно Авраам стал олицетворением послушной веры. В том самом разговоре, когда Иисус сказал ученикам, что считает их друзьями, Он добавил: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» ( Ин. 15:14 ). Следовательно, дружба с Богом – не дружба на равных, и верность, которой ожидает Бог, не сравнима с той, которая отличает дружбу между людьми. По поводу приверженности тому или иному Иаков писал: «Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» ( Иак. 4:4 ).

В остальном дружба с Богом отличается теми же качествами, что и человеческая дружба. Дружба подразумевает расположение к другу, и то же самое можно сказать о дружбе с Богом; как свидетельствуют слова Иова во время его страданий, прежнее расположение Бога было как «дружба Божия над шатром моим» ( Иов. 29:4 <«милость»>). Дружба подразумевает также обмен информацией. В Пс. 24:14 дружба Бога связывается с фактом, что Бог раскрыл завет Своим друзьям.

Второй библейский образ дружбы – встреча лицом к лицу. Этот образ использован в буквальном смысле при описании отношений Моисея с Богом: в скинии Бог говорил с Моисеем «лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» ( Исх. 33:11 ; см. также Чис. 12:8 ). В образе встречи лицом к лицу подразумеваются дружеская беседа, доверительные отношения и, как следствие, единство душ, целей и выбора направления. Как уже говорилось выше, Авраам в трех стихах Писания назван «другом» Божьим ( 2Пар. 20:7 ; Ис. 41:8 ; Иак. 2:23 ). Это определение, возможно, связано с эпизодом во время приема Авраамом трех ангельских посетителей, одним из которых был Бог ( Быт. 18 ). После трапезы, когда два ангела пошли в Содом предупредить Лота, Бог задал риторический вопрос: «Утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!» ( Быт. 18:17 ), – и доверил ему Свои планы. В последовавшем затем диалоге между Богом и Авраамом относительно судьбы Содома выражались дружеская близость и образ приближенности Авраама к Богу ( Быт. 18:23 ; см. БЛИЗОСТЬ). Мысль о дружбе, несомненно, присутствует также в новозаветном образе верующего, который однажды встретится с Богом «лицом к лицу» ( 1Кор. 13:12 ).

Одно из преимуществ встречи друзей лицом к лицу заключается в достижении более полного понимания и обретении новых побудительных мотивов. Мысль о взаимной пользе от такого общения подчеркивается в известной притче: «Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего» ( Притч. 27:17 ). Это очень похоже на высказывание писателя эпохи английского Возрождения Фрэнсиса Бэкона, что беседа делает человека «готовым» к практическим делам в мире.

Заключение. Дружба влечет за собой принятие ответственности и взаимную пользу. В притче, где говорится, что «друг любит во всякое время» ( Притч. 17:17 ), выражается мысль как об обязанностях, так и о пользе. То же самое имеется в виду в Притч. 18:24 : «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат». В Библии дружба показана образом взаимного совершенствования для благочестивых дел. Дружба в библейском понимании – это встречи лицом к лицу, в которых выражаются близость, личное общение и честность. Это также проявление любви и доверия, соединяющих одну душу с другой. В своем высшем проявлении это союз с Богом.

См. также: БЛИЗОСТЬ, ВЕРНОСТЬ, ВРАГ, СЕМЬЯ.

Источник

Примеры дружбы в Библии

В Библии есть много друзей, которые напоминают нам о том, как мы должны относиться друг к другу ежедневно. От дружеских отношений Ветхого Завета до отношений, которые вдохновляли послания в Новом Завете, мы смотрим на эти примеры дружеских отношений в Библии, чтобы вдохновлять нас в наших собственных отношениях.

Авраам и Лот

Авраам напоминает нам о верности и о том, что нужно делать для друзей. Авраам собрал сотни людей, чтобы спасти Лота из плена.

Рут и Наоми

Дружба может быть установлена ​​между различными возрастами и из любого места. В этом случае Рут подружилась со своей свекровью, и они стали семьей, присматривая друг за другом на протяжении всей своей жизни.

Давид и Ионафан

Иногда дружба складывается практически мгновенно. Вы когда-нибудь встречали кого-то, что, как вы сразу знали, станет хорошим другом? Давид и Ионафан были такими же.

Давид и Авиафар

Друзья защищают друг друга и глубоко чувствуют потери своих близких. Давид почувствовал боль от потери Авиафара, а также ответственность за нее, поэтому он поклялся защитить его от гнева Саула.

Дэвид и Нахаш

Давид и Иттай

Некоторые друзья просто внушают верность до конца, и Итай чувствовал эту верность Давиду. Тем временем Давид показал великую дружбу Иттаю, ничего от него не ожидая. Настоящая дружба безусловна, и оба мужчины проявили друг к другу большое уважение с небольшим ожиданием взаимности.

Дэвид и Хирам

Хирам был хорошим другом Давида, и он показывает, что дружба не заканчивается смертью друга, но распространяется не только на других близких. Иногда мы можем показать нашу дружбу, распространяя нашу любовь к другим.

1-я Царств 5: 1- «Тирский царь Хирам всегда дружил с отцом Соломона Давидом. Когда Хирам узнал, что царь Соломон, он послал некоторых своих чиновников встретиться с Соломоном». (Е)

Иов и его друзья

Друзья приходят друг к другу, когда сталкиваются с неприятностями. Когда Иов столкнулся с его тяжелыми временами, его друзья сразу же были рядом с ним. В эти тяжелые времена друзья Иова сидели с ним и позволяли ему говорить. Они чувствовали его боль, но также позволяли ему чувствовать ее, не обременяя себя в то время. Иногда просто быть комфортно.

Илия и Елисей

Друзья связывают это друг с другом, и Елисей показывает, что не позволил Илии идти в Вефиль один.

Даниил и Шадрах, Мешах и Абеднего

В то время как друзья смотрят друг на друга, как Даниил, когда он просил, чтобы Шадрах, Мешах и Абеднего были назначены на высокие должности, иногда Бог побуждает нас помогать нашим друзьям, чтобы они могли помогать другим. Трое друзей показали царю Навуходоносору, что Бог великий и единственный Бог.

Иисус с Марией, Мартой и Лазарем

У Иисуса была тесная дружба с Марией, Мартой и Лазарём до такой степени, что они открыто говорили с ним, и он воскресил Лазаря из мертвых. Истинные друзья могут честно высказывать свои мысли друг другу, правильные или неправильные. Тем временем друзья делают все возможное, чтобы рассказать друг другу правду и помочь друг другу.

Пол, Присцилла и Акила

Друзья знакомят друзей с другими друзьями. В этом случае Павел знакомит друг с другом и просит, чтобы его приветствия были отправлены близким ему людям.

Павел, Тимофей и Епафродит

Павел говорит о верности друзей и готовности тех, кто рядом с нами, заботиться друг о друге. В этом случае Тимофей и Епафродит являются типами друзей, которые заботятся о тех, кто рядом с ними.

Источник

Могут ли верующие мужчины и женщины быть друзьями?

что библия говорит о дружбе между людьми. Смотреть фото что библия говорит о дружбе между людьми. Смотреть картинку что библия говорит о дружбе между людьми. Картинка про что библия говорит о дружбе между людьми. Фото что библия говорит о дружбе между людьми

Д анный вопрос можно сравнить с пороховой бочкой, настолько он острый. Те, кто сразу отвечают «да», могут привести такое же количество случаев и свидетельств из жизни, как и те, кто кричат «нет». Очень немногие рассматривают его вообще как правомерный вопрос — мнения приводятся в таком тоне, который подразумевает, что сам вопрос нарушает здравый смысл. Даются различные ответы. Приводятся различные отрывки Писания.

Итак, могут ли женщины и мужчины, являющиеся христианами, быть друзьями?

Начнем с того, что разные виды дружеских отношений между мужчинами и женщинами заслуживают отдельного внимания.

На что похожа эта дружба? Должна ли она в принципе существовать? Запрещает ли такие дружеские отношения Бог или они жизненно важны для Тела Христова? Являются ли они явно неуместными или имеют бесспорно важное значение для здоровой церковной общины? Мне кажется, после рассмотрения библейских доказательств, что дружба между мужчиной и женщиной в большей степени опирается на процесс, который существует во всех видах дружеских отношений:

Мы обычно проходим этот процесс подсознательно в каждых новых отношениях: оцениваем, будут ли они вредными для нас или непослушанием Богу, и если это не так, то следующим шагом мы определяем здоровые параметры, чтобы сделать эти отношения максимально плодотворными, и, наконец, наслаждаемся существующими преимуществами отношений.

Поскольку мы задаем вопрос: «Могут ли женщины и мужчины быть друзьями?», мы должны понимать, что каждый раз, когда возникают подобные дружеские отношения между ними, в различных обстоятельствах или на различных этапах жизни ответом может быть как «да», так и «нет».

что библия говорит о дружбе между людьми. Смотреть фото что библия говорит о дружбе между людьми. Смотреть картинку что библия говорит о дружбе между людьми. Картинка про что библия говорит о дружбе между людьми. Фото что библия говорит о дружбе между людьми

Неизбежные риски

Так как любая благочестивая дружба между мужчиной и женщиной будет дружбой между двумя учениками Христа, первый шаг в строительстве этих дружеских отношений будет представлять из себя «вычисление издержек, имеете [ли вы], что нужно для совершения ее» (Луки 14:28). Достаточно ли информации? Достаточно ли самоконтроля? Достаточно ли общины? Достаточно ли мудрости?

1. Дружба мужчины и женщины может нести риск возникновения безответного чувства.

У одного человека абсолютно невинные или дружественные намерения, а другой влюбляется. Дружба между женатым человеком и кем-либо другим, кроме его/ее второй половины, должна закончиться немедленно.

Однако даже между неженатыми людьми угрозы и риски являются значительными. Дружба между мужчиной и женщиной всегда несет в себе возможность возникновения разного рода неловкостей, конфликтов или страданий. Один из них задумывается: «Идут ли эти отношения куда-то?», а другой нет. Это называется «френдзона», и в этой ситуации очень легко тектоническим плитам желания создать захватывающую и подогреваемую дружбу, когда это тепло, на самом деле, вызвано мотивациями, которые движутся в противоположных направлениях.

Независимо от того, какая вы сторона (та, которая имеет желание, или та, на которую направлено желание), давайте будем честными с собой: действительно ли мы оба хотим одного и того же от этой дружбы? Если мы не зададим себе этот вопрос, кто-то, в конечном итоге, расплатится серьезными последствиями.

2. Дружба мужчины и женщины может нести риск возникновения сексуального искушения.

Если мы настолько наивны, что считаем, что дружеские отношения между мужчиной и женщиной ничем не отличаются от дружбы людей одного пола, мы слепо и опасно заблуждаемся. Они разные. Трагические и душераздирающие тенденции в церкви предполагают, что романы очень часто начинаются с чего-то неуловимого или даже невинного, и заканчиваются ужасным разрушением. Близость один на один между представителями противоположного пола, естественно, приводит к такому роду интимности, которая затем приводит к романам.

что библия говорит о дружбе между людьми. Смотреть фото что библия говорит о дружбе между людьми. Смотреть картинку что библия говорит о дружбе между людьми. Картинка про что библия говорит о дружбе между людьми. Фото что библия говорит о дружбе между людьми

«Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами… коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит — без исцеления» (Притчи 6:12, 14-15).

Это ошибочное отношение: «Мы ничего такого не делаем. Не о чем беспокоиться. Совсем даже ничего похожего». Бедствие блуда почти всегда происходит внезапно. Оно всегда удивляет нас. Оно неизменно обнаруживается у наших дверей с невинной улыбкой. Или, возможно, оно приводит нас к двери кого-то другого. К чьему-то дивану.

Искра сексуальной распущенности может быть разницей в дюйм, один лишь взгляд. Вопрос, который мы должны честно и последовательно задавать себе: «Выглядит ли структура наших отношений как разжигание щепки для лесного пожара?» Если ваше отношение к близости свободное и раскованное, то, скорее всего, в свое время вспыхнет и пламя.

3. Дружеские отношения между мужчинами и женщинами рискуют подорвать брак.

Людям свойственно обвинять одиноких людей в том, что они являются «соблазнительницами» («соблазнителями») или «приманками», в то время как к женатым относятся или воспринимают их только как жертв, на которых охотятся любовницы (или любовники). Тем не менее, похоже, что соблазн часто приходит с другой стороны, от женатого человека к одинокому: наглядный пример – жена Потифара и Иосиф (Бытие 39:11-18), или, по крайней мере, неоднозначная ситуация в случае отношений верующего члена церкви и жены его отца (1-е Коринфянам 5:1).

Вопрос не в том, чтобы осудить или боготворить какое-либо семейное положение, как более защищенное, чем другое. Вопрос в том, чтобы признать общий человеческий фактор, который делает возможным подрыв брачного завета, если один (или оба) лица состоят в браке. Посмотрите на несколько следующих тестовых вопросов:

Потенциальные награды

После того, как мы рассмотрели и взвесили риски дружеских отношений между мужчинами и женщинами, мы можем задать вопрос: «Можно ли снизить подобные риски?» Могут ли смирение и честность, община и ответственность защитить нас от надвигающихся последствий, и позволят ли они нам насладиться тем хорошим, что может вытекать из этих дружеских отношений?

что библия говорит о дружбе между людьми. Смотреть фото что библия говорит о дружбе между людьми. Смотреть картинку что библия говорит о дружбе между людьми. Картинка про что библия говорит о дружбе между людьми. Фото что библия говорит о дружбе между людьми

1. Бог вознаграждает соответствующие границы.

Любые отношения — всякая близость — расцветает при наличии правильных границ. И вид отношений диктует, какие границы нужно установить. «Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу» (Притчи 15:24). Итак, какими же должны быть приемлемые дружеские отношения мужчин и женщин?

Ответ, конечно, отличается для каждого вида отношений. Но дело в том, что границы однозначно должны существовать. Вот некоторые примеры:

Мудрость требует, чтобы соблюдались некоторые ограничительные правила (так называемые «нельзя») для того, чтобы поддерживать безопасность и чистоту, которые приведут к жизни, тогда как небрежность или свобода ведут ко греху.

2. Бог вознаграждает чистую и недвусмысленную связь.

И наоборот, с другой стороны, грех процветает в лени двусмысленности. Давайте будем честными о наших собственных намерениях: почему мы на самом деле строим и что вкладываем в эту дружбу? Это происходит потому, что нам нравится внимание, которое мы получаем от другого человека, и которое мы не получаем от супруга или будущего супруга? А может, это происходит потому, что нас волнует заигрывание на границе чего-то, что для нас запрещено?

Бог вознаграждает, когда мы вдумчиво реагируем, честно отражая состояние нашего сердца. И мы должны быть осторожными в контексте строгой общины, чтобы мы не обманывали себя касательно наших собственных намерений.

После того, как мы честно определились с нашими собственными намерениями, мы должны ясно их сформулировать. Действительно ли мы являемся друзьями ради церкви, проекта, наслаждения взаимным хобби, а может быть, ради служения в церкви? Давайте дадим ответ, и пусть взаимоотношения, которые отклоняются от согласованных целей, остаются для нас запрещенными.

что библия говорит о дружбе между людьми. Смотреть фото что библия говорит о дружбе между людьми. Смотреть картинку что библия говорит о дружбе между людьми. Картинка про что библия говорит о дружбе между людьми. Фото что библия говорит о дружбе между людьми

3. Бог вознаграждает сильную общину.

Церкви часто разделяют служения на мужские, женские и те, которые несут семейные пары. Неженатые люди становятся такими себе «джокерами» или универсальными картами, часто внося сбой в то, что могло бы быть простой системой чистоты. Но дружеские отношения между мужчинами и женщинами в церкви являются святым выражением выстраданной близости, которую Бог заслужил для нас во Христе (Галатам 3:28), тем более, что мы вовлекаем других в подобные дружеские отношения в качестве гарантии.

Все усилия, которые мы вкладываем в установление границ и ясности как почитают, так и определяют этот дар — дар, который не должен быть запрещен в принципе среди народа Божьего. Но он должен быть разрешен только тогда, когда имеются соответствующие точки зрения у людей, которые проинформированы и вовлечены достаточно, чтобы защитить обе стороны.

Почему мы не можем быть друзьями?

«Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 10:23). Что хорошо для некоторых людей, неблагоприятно для всех – и даже может быть вредным. Что может быть красивой и святой дружбой между мужчиной и женщиной в одном случае, не подходит каждому мужчине и женщине, и, конечно, нельзя считать абсолютным для всех. Считать так было бы просто неразумно и небезопасно.

Но когда риски взвешены и полезные структуры созданы, мы можем с чистой совестью предстать перед Богом и просить Его благословить нашу дружбу с человеком противоположного пола. Это доверие зарабатывается через зрелый и благочестивый опыт: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает, ибо что посеет человек, то он и пожнет» (Галатам 6:7). Но это доступно. И прекрасно. И как все красивые вещи, оно требует терпеливых инвестиций, великодушного смирения, безжалостной самоотверженности, самоосмысления и самоконтроля.

Павел вдохновляет нас: «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти» (Римлянам 13:13). Интересно, что Павел противопоставляет «сексуальной аморальности» — «нормально ходить как днем». Когда наши СМС-ки не являются секретными, встречи не являются тайными, а близость – скрытной и неестественной, мы можем переживать такую чистоту и непорочную близость в дружбе между мужчинами и женщинами, которая является публичной и достойной похвалы и одобрения и которая преисполнена благодати и истины.

«Возлюби ближнего своего, как самого себя: Я Господь» (Левит 19:18). Никакая фарисейская заповедь об отношениях мужчин и женщин не должна подавлять эту заповедь. Никакой борец за открытую свободу также не должен вкрадчиво ниспровергать ее. Бог благоволит к дружбе между мужчиной и женщиной, но только тогда, когда они говорят что-то истинное и доброе о Нем всему миру (Иоанна 13:35). Мужчины и женщины, давайте будем прилежными в мудрости и непреклонно безупречными в отношениях, и давайте дружить во Христе.

Автор — Пол Максвелл / © 2016 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org

Пол Максвелл (@paulcmaxwell) является аспирантом в Trinity Evangelical Divinity School (евангелической школе богословия Тринити) и профессором философии в Библейском институте Муди.

Последнее: 13.11. Спасибо!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *