адмирал троллейбус заводской номер 187
Обновленный троллейбус Адмирал: знакомимся на выставке Электротранс
Уже почти два года на территории завода Тролза в городе Энгельсе рядом с Саратовом компания «Транспортные системы» строит новые троллейбусы под названием Адмирал. Собственно, их уже успели поставить в некоторые города России — в том числе работают они и в Санкт-Петербурге. В Москве, как известно, с троллейбусами распрощались — тем не менее именно в столице, на выставке Электротранс, и был представлен модернизированный Адмирал с увеличенным автономным ходом.
Классно выглядит этот троллейбус — в городе он точно не затеряется. Здесь и новая передняя маска со светодиодными полосами освещения, и изогнутая оконная линия, и кругляши задних светодиодных фонарей.
Вторит футуристичной внешности и салон, разработанный знакомой нам нижегородской компанией «Фабрика композитов». По стыкам крыши и бортов проложены ряды экранов, на потолке дизайнерская подсветка и крупные информационные дисплеи. Разумеется, здесь есть и USB-зарядки, и место для инвалидной коляски на центральной площадке. При этом салон отделан алюминиевыми панелями и трудногорючим пластиком — пожароопасность такого интерьера сведена к минимуму.
Однако некоторые компоновочные решения выглядят забавно. Взять хотя бы закрытую поручнями композицию из трех сидений вдоль борта на высоком подиуме — эти места должны стать любимыми у детей, но пожилым людям забираться туда будет проблематично. Впрочем, для них предусмотрены и сиденья на низком полу. Всего в салоне размещено 30 кресел, а общая пассажировместимость — 96 человек.
В движение Адмирал приводится тяговым двигателем ДТА мощностью 170 кВт (возможен также и вариант со 180-киловаттным мотором AT250L). Собственно, он приводит в движение задний мост ZF AV 133. Передний, кстати, также носит эту марку.
Блок таких NMC-батарей установлен на крыше Адмирала
Как и уфимский троллейбус Горожанин, с которым мы знакомились зимой, энергию Адмирал может получать как от контактной сети, так и от тяговых батарей. Они здесь никель-марганец-кобальтовые (NMC), размещены на крыше и произведены компанией ПК «Энергетические системы». Их емкость составляет 50 кВт·ч, что позволяет гарантированно проехать с опущенными токоприемниками до 12 км. При этом известно, что в процессе испытаний подобный Адмирал проехал на одном заряде батарей и 20 км, — неплохой результат!
Да и сам троллейбус получился неплохим — но, увы, достаточно дорогим. Так, за Адмирал с длинным автономным ходом придется отдать примерно 27 миллионов рублей. Впрочем, речь идет не о пустой машине — базовая комплектация достаточно обширна. Да и заказы на новые троллейбусы уже есть. Известно, что они скоро должны появиться на улицах Саратова, на очереди поставки и в другие города.
Автономный «Адмирал»: супербатареи для троллейбусов Винокура разрабатывались в Саратове, а в серию запущены в Энгельсе
Компания ООО «ПК Транспортные системы» (ПК ТС) успешно провела тягово-энергетические испытания троллейбуса «Адмирал» с увеличенным автономным ходом.
Как сообщает ПК ТС (основной бенефициар — бизнесмен Феликс Винокур), испытания проходили в Энгельсе и Саратове в дневное и ночное время с ноября 2020 года.
Без включения климатических систем троллейбус «Адмирал» с максимальной нагрузкой проехал 20 километров на автономном ходу, а во время морозов, с включением электрического отопления — 15 километров по заснеженной дороге без полного использования запаса батареи. Батареи были установлены на крыше, так что пространство в салоне не изменилось.
— Машина прошла полный цикл испытаний в городских условиях, при этом было задействовано междугороднее сообщение, — раскрыл подробности президент «ПК Транспортные системы» Феликс Винокур. — Мы отключились от контактной сети в Энгельсе, пересекли мост через Волгу и доехали на автономном ходу до железнодорожного вокзала в Саратове.
В режиме электробуса, на автономном ходу «Адмирал» проехал 600 километров. Кроме аккумуляторных батарей, проходила испытания и тяговая силовая электросхема для снижения потребления электроэнергии.
Эти литиево-ионные аккумуляторы — плод совместного производства ПК ТС и компании ООО ПК «Энергетические системы». В пресс-релизе ПК ТС они названы «качественно новым отечественным компановочным решением». Вес модулей батарей удалось сделать на 100 кг меньше зарубежных аналогов, при этом автономный ход «Адмирала» с максимальной нагрузкой вырос до 20 километров без подключения к контактной сети. Но это не предел, разработчики стремятся увеличить дистанцию автономного хода с максимальной нагрузкой и включением климатического оборудования.
Как пояснили «БВ» в компании, в настоящее время идет работа над запуском аккумуляторов в серию для установки на троллейбусы в рамках будущих заказов. Феликс Винокур надеется, что таких заказов будет немало. Ведь, по его словам, ноу-хау ПК ТС позволяет выстроить эффективное межмуниципальное транспортное сообщение без наличия контактных сетей.
Не нужно прокладывать дополнительные электрические линии для питания троллейбуса или строить зарядные станции и приобретать электробусы, так как «Адмирал» с увеличенным автономным ходом заряжается во время движения от контактной сети. Такой электротранспорт привлекателен даже для коммерческого перевозчика, так как не требует инфраструктуры на территории парка или депо.
Отметим, что такие гибридные машины, которые используют контактную сеть там, где она есть, и едут за счет батарей, когда контактной сети нет, разрабатывала в последние годы жизни и «Тролза». Причем, пока хватало сил, энгельсский производитель реально бился за место под солнцем на рынке электробусов.
А чудо-батареи, точнее, конструктивное решение к ним, которое и позволило поднять коэффициент использования аккумулятора до 96% вместо стандартных 70-ти да еще при резкой оптимизации массы, было разработано саратовской компанией «Сухэ».
Не случайно гендиректором ООО ПК «Энергетические системы» стала экс-глава «Сухэ» Светлана Бузаджи. В этой компании, зарегистрированной в Твери 2019 году с уставным капиталом в 10 млн рублей, Светлане Бузаджи принадлежит 38%, у Феликса Винокура – 51%, у Владимира Подлипалина – 6,5%, у Константина Дистранова – 3,5%. Как и у Бузаджи, у последних двоих соучредителей – саратовские ИНН.
Основной вид деятельности компании — производство аккумуляторных батарей и их частей, в штате 6 сотрудников. Подробных данных по финансам за 2019 год нет, отчетность за 2020 год еще не опубликована. В судах ООО не участвовало.
Кстати, по словам Светланы Бузаджи, серийный выпуск изделия на основе устройства, разработанного еще в «Сухэ», уже начался. Второе изделие стоит на пороге запуска в серию, а третье, возможно, выйдет на конвейер уже в мае этого года.
Объем серий и заказчиков директор ООО ПК «Энергетические системы» назвать отказалась, сославшись на коммерческую тайну. Но известно, что инновационное производство развернулось неподалеку от площадки «Тролзы», с 2021 года в Энгельсе будут уплачиваться солидные налоги.
Каким образом открытия, сделанные под эгидой «Сухэ», оказались у ООО ПК «Энергетические системы» и почему не сбылись надежды на саратовского чемпиона, мы расскажем в ближайшее время.
Напомним, ООО «Сухэ» было зарегистрировано в 2012 году с уставным капиталом 100 тыс. рублей, основной профиль — научные исследования и разработки в области естественных и технических наук.
Виды на блестящее будущее основывались на той самой системе управления литий-ионными аккумуляторными батареями большой мощности, которая была разработана научным коллективом компании в 2014 году. Система выравнивает заряд, контролирует и управляет каждым аккумулятором батареи, благодаря чему и резко повышается КПД.
Приоритет технологии, разработанной в саратовской компании, в 2015 году был зарегистрирован в 136 странах, в ряде стран получены патенты на полезную модель. В России компания получила свыше 15 зонтичных патентов на полезную модель и изобретения.
Одной из первых в регионе «Сухэ» стала резидентом «Сколково», благодаря гранту от иннограда система прошла многоступенчатые испытания на площадке АО «ЭНИЦ» (ГК «Росатом»), после которых одобрена и принята к использованию в атомной энергетике. Однако в дальнейшем отношения не сложились.
Интересно, что на презентации площадки в Энгельсе президент ПК ТС Феликс Винокур очень сдержанно отозвался о разработках «Тролзы».
Но такие гибридные машины, которые используют контактную сеть там, где она есть, и едут за счет батарей, когда контактной сети нет, «Тролза» и разрабатывала в последние годы жизни. Причем, пока хватало сил, энгельсский производитель реально бился за место под солнцем на рынке электробусов.
Феликс Винокур подложил Саратову частный «Адмирал». Беспроводной троллейбус сватают перевозчикам
Выпускаемые в Энгельсе троллейбусы с автономным ходом «Адмирал» могут положить начало такому явлению, как частный троллейбус. Перспектива стать первым городом с коммерческим электротранспортом светит Саратову.
Интерес к новинке, которую производитель, ПК «Транспортные системы», показал в Москве на 10-й международной выставке «ЭлектроТранс», проявили коммерческие фирмы. Для «Адмирала», электробуса с динамической подзарядкой, не нужны ни депо, ни дополнительные электролинии, зарядные станции, как для других моделей, ему также не требуются, в обслуживании техника также не затратна. Владелец компании Феликс Винокур дал понять, что готов предложить свою новинку коммерческим перевозчикам.
— Предположительно, первым городом, где появятся такие электробусы с динамической зарядкой, станет Саратов. Город, рядом с которым находится наш Энгельсский завод электрического транспорта, давно нуждается в современных троллейбусах, в том числе для сообщения с Энгельсом, — заявил Винокур на выставке.
Такая аннотация к «Адмиралу» может говорить об очень интересных вариантах завершения нынешнего конкурса перевозчиков на маршрут Саратов-Энгельс. Теоретически, по нему обещали пустить именно троллейбусы, возродив давно ушедший в историю маршрут №9, но контактной сети на мосту через Волгу давно нет. «Адмиралу» это не помеха, а саратовский минтранс уже объявил, что для нового маршрута, которому присвоили номер 109, именно троллейбус предлагать не обязательно, можно и автобус. Главное, чтобы не более 20 единиц транспорта большого класса на линии. До сих пор такого явления, как частный троллейбус, Саратовская область не знала. Правда, «Саратовгорэлектротрансу» недавно разрешили сдавать свои троллейбусы в аренду.
Определиться с тем, кто и как будет ездить по новому маршруту, должны уже 8 июня. Напомним, что с ноября по февраль на нем тестировали именно «Адмирала», который может проделать на автономном ходу минимум 12 км, а вообще возможности электробуса доходят до 20 км без контактной сети. Подключиться и отключиться от контактной сети, заявляют производители, для этой модели дело нескольких секунд. Если на сети будут специальные участки, это вообще может происходить без участия водителя.
Выпускать своих «Адмиралов» в Энгельсе, на арендованных у сошедшей с дистанции и банкротящейся теперь «Тролзы» площадях ПК «Транспортные системы» начала в 2019 году. На сегодняшний день построен 151 подобный троллейбус, новинки закупили электротранспортные предприятия Петербурга, Иваново и Омска. В среднем обособленное подразделение Энгельсский завод электротранспорта может давать по 20 «Адмиралов» в месяц. Всего же мощности «Транспортных систем» в Твери, Петербурге и Энгельсе рассчитаны на выпуск 450 троллейбусов и трамваев в год.
В начале этого года Саратову обещали поставить 24 «Адмирала», если он найдет на них 200 млн рублей. Но пока город обходится б/у троллейбусами из Москвы. Обеспечить Саратову «Адмиралов» в лизинг обещал помочь спикер Госдумы Вячеслав Володин. Не исключалось, что это переоснащение включат в госпрограмму модернизации общественного транспорта, рассчитанную до 2024 года. Правда, без софинансирования Саратов в нее не возьмут. Так что, или город опять внезапно постигнет бюджетный транш, или в нем появится частный перевозчик с новыми троллейбусами.
Справка «БВ». ООО «ПК Транспортные системы» была учреждена в 2013 году. Компания производит трамваи, троллейбусы и электробусы, специализируется на низкопольном электротранспорте. 40% компании принадлежит Феликсу Винокуру, 60% — ООО «Холдинг Транскомпонент». Выручка «Транспортных систем» в 2020 году составила 8,8 млрд рублей.
Куда везут автономные «Адмиралы»: с подачи Володина Феликс Винокур заработает на Саратове 670 млн. Итоги конкурса озвучили заранее
«ПК Транспортные системы» сообщила о поставке в Саратов 24 троллейбуса «Адмирал» с увеличенным автономным ходом. Цена вопроса – почти 670 млн рублей.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин узнал о победителе еще до объявления конкурса, а в региональной казне теперь надо найти 267,4 млн рублей. Троллейбусы обойдутся бюджету в разы дороже, чем раньше поставляла «Тролза».
По информации пресс-службы «ПК Транспортные системы» 24 троллейбуса низкопольных троллейбуса «Адмирал» с увеличенным автономным ходом поступят в Саратов до 31 августа этого года.
Компания выиграла конкурс на производство и поставку техники, проведенный ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК), которая ранее заключила контракт с МУПП «Саратовгорэлектротранс».
Как выяснил «БВ», ГТЛК объявила тендер 31 мая, срок подачи заявок был до 16 июня, а 23 июня подвели итоги. «Транспортные системы» оказались единственным участником конкурса, выиграв, таким образом, заказ на 669,6 млн рублей. Кстати, аналогичным образом прошел и объявленный в апреле тендер на поставку 22 троллейбусов в Волгоград. Там компания в гордом одиночестве взяла куш в 447, 8 млн рублей.
Удивительно, но о том, что именно «Адмиралы» будут поставлены в Саратов, было известно еще три месяца назад. Так, в телеграмм-канале «Володин Саратов» в марте в ходе визита спикера ГД РФ на СГЭТ сообщалось, что в этом году «город принимает участие в лизинговой программе по закупке 24 новых троллейбусов марки Адмирал».
Таким образом, спикер Госдумы РФ еще до объявления конкурса предсказал его победителя. Вероятность того, что в России еще кто-то кроме «ПК Транспортные системы» производит «Адмиралы» стремится к нулю. В связи с чем было бы любопытно узнать мнение ФАС РФ на этот счет.
Кстати, нельзя не обратить внимания еще на парочку совпадений. Например, известно, что «Транспортные системы» базируются на площадях банкротящегося АО «Тролза», ранее – удивительно – также занимавшегося производством троллейбусов. Однако еще интереснее тот факт, что предприятие считается активом ГК «Букет» Владислава Бурова, давнего бизнес-партнера Вячеслава Володина.
Еще интереснее участие «Транспортных систем» в поставке «Адмиралов» в Волгоград. Напомним, действующий депутат Госдумы РФ, председатель комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев избирался в 2016 году как списочник региональной группы № 15, которую возглавлял Вячеслав Володин.
Кстати, на этих выборах Москвичев вновь идет в ГД – он уже выиграл праймериз в родной Волгоградской области. В Саратовской области, напомним, праймериз выиграл транспортник Виталий Ефимов. Сейчас он является действующим депутатом ГД и заместителем Москвичева.
Троллейбусы поставляются в рамках реализации федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2021 году.
К слову о проекте: он предполагает поставку на условиях софинансирования. 60% от стоимости контракта будет профинансировано из федерального бюджета, а 40% — из регионального. Таким образом, в нищей областной казне в ближайшее время должно быть найдено 267,6 млн рублей. С какой строки бюджета на этот раз их снимут – пока неизвестно: в последней росписи бюджета в открытых источниках эта цифра не фигурирует.
Зато уже известно, что «Адмиралы» обойдутся области намного дороже троллейбусов «Тролзы». «Рогатые» раньше стоили порядка 10 млн рублей, теперь – 27,9 млн рублей за штуку. Волгограду, кстати, они почему-то обойдутся дешевле – всего 20,3 млн рублей за единицу.
— Троллейбусы «Адмирал» сегодня успешно курсируют по улицам Санкт-Петербурга, Омска, Иваново, скоро появятся в Самаре, но их не хватало там, где их производят – в Саратовской области, — комментирует президент «ПК Транспортные системы» Феликс Винокур. – Город получит уникальный продукт – обновленный троллейбус «Адмирал» с увеличенным автономным ходом. Он сможет преодолевать до 20 километров на аккумуляторных батареях и решит проблему транспортной доступности в отдаленных районах города, где отсутствует контактная сеть.
Интересно, в какие же отдаленные районы Саратова будут бегать автономные «Адмиралы»? До сих пор о продлении маршрутов никто не говорил. И даже на мосту Саратов-Энгельс эти чудо-троллейбусы не пригодятся, раз там сейчас восстанавливают контактную сеть. Кстати, тоже по указанию Володина.
Модифицированный троллейбус «Адмирал» 6281.01 относится к электробусам с динамической зарядкой. Его особенность – наличие уникальной, тяговой батареи, которая позволяет преодолевать на автономном ходу без подключения к контактной сети от 12 до 20 километров. Компоновочное решение в области литиево-ионных аккумуляторов разработано совместно с саратовским ПК «Энергетические системы».
Троллейбус рассчитан на 85 человек, в нем есть современные мультимедийные комплексы, USB-разъемы для зарядки гаджетов, системы климат-контроля.
Можно лишь предположить, что это не последняя победа «Транспортных систем» на саратовской территории. Ведь в этом году началась стройка линии скоростного трамвая. Как и в Волгограде.
Справка «БВ». «ПК Транспортные системы» («ПК ТС») — российский разработчик и производитель городского электротранспорта. Компания учреждена в 2013 году, учредители Феликс Винокур (40%) и ООО «ХолдингТранскомпонент» (60%). У последней нулевая выручка, а основатели – два кипрских оффшора. ТС выпускает 10 моделей трамваев, длиной от 17 до 35 метров, и 2 модели колесного транспорта на электрической тяге (троллейбус и электробус). В регионы России поставлено более 600 трамвайных вагонов и 180 троллейбусов ее производства. Производственные площадки «ПК Транспортные системы», расположенные в Твери, Санкт-Петербурге и Энгельсе позволяют выпускать до 450 единиц подвижного состава ежегодно. Выручка компании начала расти в 2016 году — 865 млн рублей – до 11 млрд рублей в 2020 году. Чистая прибыль составила 1,6 млрд рублей.
Омские кондукторы откровенно рассказали о работе на «Адмиралах» [ФОТО]
В Омске впервые запущены маршруты, которые работают до 23 часов. Есть ли в них смысл и реально ли уехать на троллейбусе вечером не только «до Водников»?
Конец 2020 года стал переломным в части работы муниципального пассажирского транспорта в Омске. Город закупил сразу 24 новых трамвая «Спектр», 33 троллейбуса «Адмирал», а также 20 больших автобусов Volgabus, работающих на метане.
Троллейбусы «Адмирал» и автобусы Volgabas были приобретены по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Благодаря этому один автобус вместо 12 млн рублей обошелся в 7 миллионов, а скидка на троллейбусы составила 40 %. Однако федералы не просто так дают деньги регионам на новый подвижной состав. Взамен в городах должны появляться «магистральные» маршруты, укомплектованные новым транспортом. Магистральные троллейбусные маршруты № 3 и 4 заработали в Омске в конце 2020 года, а на прошлой неделе появился и первый магистральный автобусный маршрут – № 22.
Как заявила на его презентации мэр Омска Оксана Фадина, на таких магистральных маршрутах пассажиры не должны ждать транспорт более 10 минут в часы пик. Работать новые троллейбусы и автобусы будут с 6 до 23 часов. Так как трамваи покупались не по нацпроекту, а в рассрочку на средства МП «Электрический транспорт», то магистральных трамвайных маршрутов в Омске пока нет.
Обслуживают два обновленных троллейбусных маршрута 33 «Адмирала». При этом ежедневно в линию выходят лишь 25–26 машин, так как несколько «Адмиралов» уже угодили в ДТП и находятся в ремонте. Примерно 15 новых троллейбусов обслуживают маршрут № 4, связывающий ж/д вокзал и Нефтяники, еще 9–10 троллейбусов ходят на 3-м маршруте, который протянулся от ж/д вокзала до Чкаловского поселка. Помимо «Адмиралов», на 3-м маршруте работают до 8–9 старых троллейбусов «Тролза», так как новых машин на полную комплектацию «тройки» банально не хватило. При этом недавно стало известно, что МП «Электрический транспорт» планирует списать 16 старых троллейбусов 1990-х годов выпуска.
На 3-м маршруте остались старые троллейбусы
В этом году после покупки еще 29 новых троллейбусов (четыре из них уже пришли в город) магистральными станут два других популярных маршрута – № 15 и № 67. Транспорт на них также будет работать до 23 часов. Поступление новых троллейбусов запланировано до конца марта. Но и сейчас в Омске уехать на «рогатых» поздним вечером реально!
Теперь по вечерам троллейбусы не идут «до Водников»
Троллейбусы, которые в 6–7 вечера идут до городка Водников, уже давно стали притчей во языцех в Омске. Руководство департамента транспорта и МП «Электрический транспорт» долгие годы объясняло раннюю «миграцию» рогатых в депо тем, что не хватает водителей и они не должны перерабатывать.
Однако после того, как федералы поставили условие работы троллейбусов на магистральных маршрутах до 23 часов, сразу же нашлись водители, и работа до позднего вечера была обеспечена. Водители и кондукторы стали работать в две смены. Выходит, раньше не хватало воли (желания) продлить работу маршрутов до вечера? Вопрос скорее риторический. Главное, что сейчас работа сразу двух троллейбусных маршрутов продлена до 23 часов. Корреспондент РИА «Омск-информ» несколько вечеров катался на троллейбусах, следующих по магистральным маршрутам, разговаривал с пассажирами и кондукторами и делал наблюдения об их работе.
На 4-й троллейбус как в сторону городка Нефтяников, так и в направлении ж/д вокзала реально сесть даже в 22 часа. Новый троллейбус, светящийся, словно новогодняя елка, виден издалека. Много света и внутри «рогатого»: можно спокойно читать книгу. Старые троллейбусы обилием света похвастаться не могли. В салонах новых машин есть разъемы для подзарядки телефона, 33 сидячих места при общей вместимости 96 человек. Правда, в старых троллейбусах были две площадки для стоящих пассажиров, а в новых «Адмиралах» такая площадка только одна.
Узкая задняя площадка – недостаток «Адмиралов»
Кондуктор 4-го маршрута Людмила Алексеевна подробно рассказала о всех плюсах и минусах новых троллейбусов. Правда, во избежание проблем на работе сотрудница МП «Электрический транспорт» категорически отказалась называть свою фамилию и фотографироваться.
– Работаю кондуктором на троллейбусах 4 года, до этого работала в «Стройбетоне». Еще в марте прошлого года нам предложили перейти на 4-й маршрут, который станет магистральным. В то время я работала на 15-м маршруте, – говорит кондуктор. – Мы на 15-м хорошо сработались с водителем, у нас был дружный экипаж. Но, взвесив все «за» и «против», я перешла на 4-ку.
Все новые троллейбусы низкопольные
Работа как водителей, так и кондукторов на магистральном маршруте организована в две смены.
– У нас две смены: одна с 4 утра и до 16 часов, и с 16 часов и до полуночи. Вот сегодня, например, мы в депо зайдем в 0 часов 3 минуты. Днем около 4 часов на городке Водников троллейбус останавливается и происходит смена экипажей. После того как я перешла на магистральный маршрут, увеличилась зарплата, это приятно. Нам доплачивают за уборку в салоне, чтобы он всегда был чистым, – отметила кондуктор.
Людмила Алексеевна отметила достоинства «Адмиралов» и указала на ряд недостатков этих троллейбусов.
Вечером в салонах «Адмиралов» немноголюдно
– Могу назвать два недостатка этих троллейбусов. Первый – это узкий задний проход между сиденьями, там часто образуется пробка из пассажиров. И второй – это место кондуктора. Я бы перенесла его, так как сейчас обзор очень плохой, не видно, сколько человек зашло, – отметила кондуктор. – А так троллейбус хороший, теплый, светлый. Пассажиры заходят и говорят, что видели такие троллейбусы только в Москве или Питере, удивляются, что машина сделана в Энгельсе Саратовской области.
По словам кондуктора, за 3 месяца работы ее троллейбус ломался лишь однажды – полетел монитор в салоне.
– Пока ремонтировали монитор, мы ездили на старом троллейбусе. А вообще, на маршруте работает несколько сломанных троллейбусов. Как мне говорили, запчасти у них дорогие и ждать их приходится долго, – рассказала омичка.
Кондуктор отметила важность работы маршрутов после 21–22 часов. Они востребованы у пассажиров.
– Есть ли пассажиропоток поздно вечером? Конечно, есть! Салон почти никогда не пустует. Люди едут с работы, из кино, они знают, что мы приедем, и ждут троллейбус на остановке. У меня у самой дочь в «Бауцентре» работает до 21 часа, доезжает до «Голубого огонька» уже ближе к 22 часам и пересаживается на 4-ку, чтобы доехать до «Цирка». Это очень удобно. Раньше ей приходилось идти пешком до дома, – говорит Людмила Алексеевна.
Кондуктор призналась, что работа ей очень нравится, она с удовольствием общается с пассажирами. А их в «Адмиралах» за 3 месяца проехало немало – сразу 900 тыс. человек, сообщили недавно в департаменте транспорта. То есть в новых «рогатых» проехали почти все жители города, если исходить из численности населения Омска. Тем не менее без проблем не обходится – о них рассказали кондуктор и водитель 4-го маршрута.
Главная болезнь «Адмиралов» – барабаны
Женщины, работающие на «Адмирале», категорически отказались фотографироваться и называть свои имена.
– У нас сейчас новый директор – Сергей Фролов. Говорят, очень строгий. Не хотим, чтобы он нас потом вызвал «на ковер» и уволил. Прежний директор – Сергей Ткалун – сейчас курирует новые троллейбусы и трамваи. Нам так сказали, – отметили сотрудницы МП «Электрический транспорт».
По словам членов экипажа новой машины, «Адмиралы», в принципе, неплохи. Но у них все же есть ряд существенных недостатков.
У «Адмиралов» часто ломаются барабаны в задней части корпуса
– Я раньше работала на «Тролзе», тоже на 4-м маршруте. Их покупали в 2014 году. Те троллейбусы как-то попроще были, не ломались почти, – рассказала кондуктор Галина. – Место кондуктора не очень теплое – печка дует не в ту сторону. Нам еще сделали неудобный график – у нас отстой 3 часа в середине дня. Едем с маршрута до Водников, а потом снова на маршрут выходим.
Водитель троллейбуса отметила, что «Адмиралы» ломаются 2–3 раза в неделю.
– Главная их болезнь – барабаны. Ломаются по 2–3 раза в неделю. Приходится ехать в депо, – констатирует водитель. – Печки в кабине водителя тоже ломаются. Ну а что за техника, если она не ломается?
Как объяснили сотрудницы МП «Электрический транспорт», барабан – это устройство, за которое крепятся веревки, удерживающие штанги-токоприемники (те самые «рога»).
– Барабан ломается, веревка слетает, рога слетают с контактной сети, троллейбус встает, – рассказали о последствиях поломки омички.
Недовольны сотрудницы и графиком работы.
– Работаем в две смены, но обед у нас 20 минут всего. За 20 минут поесть не успеваешь. Сделали еще долгий отстой. Я работала на 3-м маршруте, приходилось из Чкаловска ехать до Водников, там отстаиваться, а потом опять идти на маршрут, – рассказала водитель троллейбуса «Адмирал». – В марте пообещали графики изменить, но, говорят, они еще хуже будут.
А вот пассажирам новые «Адмиралы», как говорится, «зашли».
– Хороший, светлый и теплый троллейбус. Побольше бы таких в городе, – поделился мнением пассажир 3-го маршрута Алексей.
В этом году в Омск привезут еще 29 «Адмиралов», и тогда оценить новые машины смогут пассажиры еще двух маршрутов – 15-го и 67-го. Возможно, с учетом всех недостатков, перечисленных людьми, которые на них работают, не стоило покупать именно такие троллейбусы. В конце концов, в России выпускаются не только «Адмиралы». Но руководству города здесь виднее.
В Омске появился «туристический» ночной маршрут
С 6 февраля автобусный маршрут № 22 стал образцово-показательным, «магистральным». На нем теперь работают 20 новых экологичных автобусов Volgabus, закупленных по нацпроекту за 147 млн рублей. Важно, что каждый автобус вмещает до 111 пассажиров, все машины полностью низкопольные: нет никаких высоких ступеней!
Еще пару лет назад на 22-м маршруте работал частный перевозчик, который возил омичей на старых корейских автобусах, в которых было накурено и густо пахло выхлопными газами. После того как он отказался продолжить работу, маршрут перешел к МП ПП № 8 и до недавнего времени обслуживался НефАЗами и ПАЗами. Теперь на 22-м маршруте работают автобусы Volgabus, а помогают им несколько старых НефАЗов. Видимо, 20 новых машин не хватило на полную комплектацию маршрута.
На магистральном 22-м маршруте продолжают работать старые автобусы
Согласно расписанию уехать на 22-м автобусе, к примеру, с «Дома туриста» в сторону Чкаловского поселка и Кордного поселка можно даже в 23.09 и 23.27, а в сторону улицы Бархатовой – в 23.22 и 23.40. Раньше после 23 часов дождаться муниципальный транспорт в Омске было просто нереально!
После 22 часов на магистральных маршрутах работают
более двух десятков троллейбусов и автобусов
Правда, в самый час пик – после 18 часов – корреспонденту РИА «Омск-информ» пришлось довольно долго ждать 22-й автобус. С 18 часов до 18.20 через остановку «Библиотека имени Пушкина» не прошло ни одной машины этого маршрута. В 18.22 вопреки ожиданиям подъехал не Volgabus, а старый «НефАЗ». Новую машину пришлось подождать еще 10 минут.
Выбор 22-го маршрута в качестве «магистрального» власти объяснили тем, что он один из самых протяженных в городе (почти 30 километров) и тем, что пользуется популярностью у жителей омских окраин, в первую очередь поселков Кордный и Чкаловский. К слову, на переполненные салоны тесных ПАЗов 22-го маршрута омичи активно жаловались через соцсети в прошлом году.
В салоне нового «Волгабаса» светло и отсутствуют неприятные запахи. Не все уже помнят, но омичи долгое время жаловались на неприятный запах в салонах аналогичных «газовых» «НефАЗов», обслуживающих 24-й маршрут, а теперь распределенных также на 95-й и 109-й маршруты.
«Волгабас» имеет 24 сидячих места, а его общая вместимость – 111 пассажиров. Необычна задняя площадка автобуса: там нет «стоячих» мест, а часть пространства закрыта, словно комната. До покупки «Волгабасов» в Омске автобусов с похожими задними площадками не было. В отличие от кондукторов троллейбусов, работники ПП № 8 оказались совсем не расположены к разговорам с прессой.
– Автобус как автобус. Не знаю, что в нем необычного! – заявила кондуктор.
После этого женщина пошла «в атаку».
– Вы не имеете права фотографировать салон автобуса, пассажиров и меня! Это можно сделать только с нашего разрешения, а я не разрешаю! – негодовала работница автобусного парка.
Присоединились к возмущению и пассажиры. Доводы о том, что салон автобуса – это общественное место, никого не убедили.
В другом 22-м автобусе кондуктор также не смогла сказать ничего вразумительного.
– Я второй день работаю на этих автобусах, пока ничего не могу сказать, – отрезала женщина.
Двигатель «Волгабаса» работает на газомоторном топливе
Не все пассажиры автобуса знали, что едут в новой машине.
– Я не разбираюсь в автобусах. Вроде новый, да, а что в этом такого? – спросила одна из пассажирок.
Одним словом, пока омичи не оценили обновленный 22-й маршрут. Может, это и логично, ведь в качестве «магистрального» он работает всего неделю.
Нужны ли Омску «магистральные» маршруты?
Всего в Омске в ближайшие годы планируют сделать 10 «магистральных» маршрутов и укомплектовать их подвижным составом в ближайшие год-два. Помимо троллейбусных маршрутов № 2, 3, 4, 15 и 67, власти намерены сделать «магистральными» автобусные маршруты № 29, 33, 69, 110 и уже названный 22-й.
Сразу же бросается в глаза, что «магистральными» маршрутами обделено Левобережье. «Магистральным» планируется сделать лишь 67-й маршрут, который связывает Нефтяники и Солнечный. Ни одного «магистрального» маршрута не будет запущено и в Старый Кировск. При этом жители Левобережья, даже его центра – 11-го микрорайона – постоянно жалуются на дефицит транспорта в вечернее время. Недоумевает по поводу странного выбора магистральных маршрутов и общественник Игорь Федоров.
– Мэрия столкнулась с проблемой, которую создала сама, – в свое время она «убила» троллейбусное депо на Левом берегу, и теперь Левый берег в пролете. Троллейбусы там негде ставить на ночь. Поэтому и так мало магистральных маршрутов запланировано на Левом берегу, – отметил эксперт.
По его мнению, очень странным выглядит выбор 15-го троллейбусного маршрута в качестве «магистрального». Хотя логику мэрии можно объяснить отсутствием других троллейбусных маршрутов, которые остались на Московке.
– Выбор 15-го троллейбусного маршрута в качестве «магистрального» странный. Из Чкаловска мало кому надо на «Московку-2». Но других маршрутов на Московку нет, поэтому выбрали его. Раньше 1-й, 8-й троллейбус ходили с Московки, но их отменили, заменив 20-м автобусом. Но и от него перевозчик, возможно, скоро откажется, – говорит Федоров.
Тем не менее магистральные маршруты – это очевидная необходимость. Потребность в них в Омске существует давно. И только сейчас власти занялись решением проблемы отсутствия транспорта в вечернее время.
– Магистральные маршруты нужны. Горожанам надо вбить мысль, что вечером они точно уедут. В Праге, где я бывал, есть даже ночные трамвайные маршруты. Причем у них своя нумерация. Да, такой трамвай ходит раз в полчаса или даже раз в час, но он точно будет, и ты уедешь домой, – рассказал Игорь Федоров. – Обновление парка троллейбусов и трамваев – это плюс, а вот по выбору моделей только время покажет.
Координатор общественного движения «Омичи за трамвай» Юрий Романовский положительно оценивает работу «магистральных» маршрутов, которыми сам постоянно пользуется. Он считает, что «магистральные» маршруты нужны омичам.
– Очень положительно оцениваю запуск новых магистральных маршрутов. Наконец-то в Омске появился транспорт с низким уровнем пола, тихий, маневренный. Это очень хорошо. Очень хорошо и то, что троллейбус стал работать допоздна. Даже на последних рейсах салоны не пустые, люди знают, что могут уехать поздно вечером на троллейбусе. Я помню 90-е годы, когда транспорт сокращал время работы, его становилось вечером намного меньше, замирала и жизнь города, – отметил Юрий Романовский.
По словам общественника, с увеличением времени работы общественного транспорта больше омичей смогут посещать развлекательные заведения, кафе, кинотеатры, что положительно отразится на экономике.
– Хорошо, что есть планы продолжать эту тенденцию и ввести еще ряд магистральных маршрутов. Насколько знаю, ими станут 67-й и 15-й маршруты. 67-й маршрут очень важен, так как связывает огромный «спальный» район на Левобережье с Нефтяниками, где много вузов и расположен нефтезавод. А при пересадке 15-м троллейбусом смогут воспользоваться жители Московки-2.
При этом Юрий Романовский отметил необходимость корректировки графиков движения троллейбусов, которые должны стать более скоростным транспортом. Тем более с учетом закупки новых машин. К слову, «Адмиралы» уже передвигаются по городу быстрее, чем старые троллейбусы.
С 2011 года в Омске обновили всего два десятка троллейбусов.
«Адмиралов» в целом придет более 60 машин
– Троллейбусы должны ездить быстрее. Над этим еще предстоит поработать. Троллейбус по своим техническим характеристикам может разгоняться до 120 км/ч. Сегодня, если троллейбус опережает график и приезжает на конечную раньше, его водителя штрафуют. И если сравнивать графики того же 4-го маршрута и 69-го автобуса на большом участке, то он не в пользу 4-ки. А люди хотят, чтобы электрический транспорт был маневренным и скоростным. Надеюсь, что в этой части у нас будут изменения, – заключил Романовский.
Очевидно, что Омску необходимы «магистральные» маршруты, которые работают до позднего вечера. А вот выбор таких маршрутов мэрия могла бы отдать на откуп горожанам, проведя общественное обсуждение и голосование (по аналогии с голосованием по благоустройству). Тогда бы не было претензий насчет того, почему на Левобережье нет ни одного магистрального маршрута, а таковым стал не очень популярный 15-й маршрут, являющийся подвозящим.
Спорен и выбор подвижного состава, которым комплектуют «магистральные» маршруты. Если о результатах работы «Волгабасов» еще говорить рано, то уже очевидно, что троллейбусы «Адмирал» оказались не столь уж идеальными, раз они ломаются по 2–3 раза в неделю. Тем не менее уже хорошо, что в Омске проведено масштабное обновление подвижного состава, которого не было несколько десятилетий. Даже не совсем хороший новый троллейбус все равно лучше старого.
Тоска по омской сгущенке: «поуехавшие» в США рассказали, что им присылают из дома |
» По словам кондуктора, за 3 месяца работы ее троллейбус ломался лишь однажды – полетел монитор в салоне.
– Пока ремонтировали монитор, мы ездили на старом троллейбусе. «
— а что, чтобы отремонтировать МОНИТОР надо снимать с линии ТРОЛЛЕЙБУС.
ООО «Омские СМИ”
644024, г. Омск, Маршала Жукова, 21
Телефон: (3812) 53-44-46
Телефон: (3812) 53-99-54, 53-08-95
Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ИА № ФС77-76034 от 24 июня 2019 года.
Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов.