Данила Козловский, Олег Меньшиков, Светлана Иванова, Владимир Меньшов, Александр Лобанов, Сергей Генкин, Роман Мадянов, Александр Яковлев, Алехандра Грепи, Борис Щербаков
Возраст:
Сюжет
Не выдуманная история о легендарном хоккеисте, который был знаком каждому советскому человеку, даже который далек от данного вида спорта. «Легенда 17» — картина о Валерии Харламове, о его сложном пути до вершины. Весь мир его знал, как «номер 17», но никто и не догадывался, через что ему пришлось пройти.
Воспитанник ЦСКА Валерий всегда стремился к лучшим результатам и играть за армейцев, но строгий и неподкупный Анатолий Тарасов, с его строгими и тяжелыми методами работы отправляет Харламова в Челябинск играть за местный клуб. После того, как «17-й» проходит испытание на прочность, он возвращается в Москву, где ему дают возможность выступать за любимой клуб и за сборную СССР.
Забив 2 шайбы в ворота канадцев, которые с полной уверенностью выходили разорвать советскую сборную, он моментально становится знаменит на весь мир, но после взлета бывают и падения, и Валерия ждала трагическая судьба.
Будущий хоккеист получил имя Валерий в честь знаменитого лётчика-испытателя Валерия Чкалова.
Профессиональная карьера Харламова началась только в 14 лет. Попыткам встать на коньки в более раннем возрасте помешала болезнь: врачи диагностировали у него порок сердца и запретили любые физические нагрузки. Официально ему не разрешались даже поездки в пионерлагерь, но уже через год после постановки диагноза будущий хоккеист стал тренироваться в секции летнего катка на Ленинградском проспекте, куда, тайком от матери, его отвел отец.
В детстве врачи диагностировали у Харламова порок сердца и запретили ему любые физические нагрузки.
На тот момент в секцию принимали только мальчиков 1949 года рождения, Валерий был на год старше, но благодаря небольшому росту смог попасть в группу. Обман, конечно, раскрылся, но расставаться с талантливым игроком тренеры не захотели: Валерий был переведен в группу начальника школы тренера Андрея Старовойтова. Юному хоккеисту приходилось регулярно посещать Морозовскую больницу, но спустя некоторое время врачи признали его абсолютно здоровым.
Харламов дважды становился чемпионом Олимпийских игр (в 1972-м и 1976-м), 8 раз – чемпионом мира, 7 раз – чемпионом Европы, 11 раз – чемпионом СССР.
Тренер Анатолий Тарасов
С 1968 года Харламов стал игроком основного состава ЦСКА. Еще раньше в клуб пришли два молодых хоккеиста Петров и Михайлов, которые дополняли друг друга на льду. Харламов стал третьим членом этой связки, которая много лет успешно выступала за команду армейцев и сборную СССР.
Валерий Харламов утверждал, что они понимали друг друга «с полубуквы», каждый игрок заранее предвидел, что хочет сделать другой. Эта связка создавалась усилиями Анатолия Тарасова и распалась в 1979 году когда главным тренером стал Виктор Тихонов.
Тройка игроков «Петров, Михайлов, Харламов»
Валерий Харламов дважды становился чемпионом Олимпийских игр (в 1972-м и 1976-м), 8 раз – чемпионом мира, 7 раз – чемпионом Европы, 11 раз – чемпионом СССР. за 15 лет спортивной карьеры он сыграл 438 матчей за ЦСКА (и забил 293 гола) и 123 матча за сборную (и забил 89 голов).
Ключевым моментом карьере Харламова была Суперсерия СССР – Канада 1972 года, которая перевернула мировые представления о хоккее. Перед ее началом мало кто сомневался, что уже в первом матче канадская сборная разгромит команду СССР. Но советские хоккеисты победили с оглушающим счетом 7:3, а Валерий Харламов был признан лучшим игроком встречи.
Спортивный обозреватель Дик Беддоуз был настолько уверен в победе канадцев, что пообещал съесть свою колонку с тарелкой борща, если сборная СССР выиграет хотя бы одну игру. После триумфа советских хоккеистов он сдержал слово и «пообедал» у входа в советское консульство.
По окончании Суперсерии Харламову предложили контракт в НХЛ. По слухам, речь шла о миллионе долларов. Нападающий отшутился, что никуда не пойдёт без Михайлова и Петрова, и тогда канадцы пообещали контракт всем троим, но о переходе знаменитой троицы в Национальную хоккейную лигу не могло быть и речи. Харламов, Михайлов и Петров продолжили свою карьеру в СССР. Однако на родине хоккея Харламова забыть так и не смогли, его портрет до сил пор весит в Музее хоккейной славы в Торонто.
Портрет Харламова до сих пор висит в Музее хоккейной славы в Торонто.
Несмотря на оглушительный успех и любовь болельщиков, в конце карьеры Валерий Харламов оказался в стороне от игры сборной СССР. Знаменитый хоккеист рассчитывал, что сможет выступить в составе сборной в борьбе за Кубок Канады и по окончанию сезона 1981/1982 хотел закончить карьеру. Однако главный тренер, Виктор Тихонов, решил оставить Харламова в Москве. Через несколько дней после отлёта команды хоккеист погиб в автокатастрофе. Узнав о трагедии, игроки сборной решили во чтобы то ни стало выиграть Кубок, и финальная встреча этой серии игр завершилась со счетом 8:1 в пользу СССР.
Номер, под которым выступал легендарный нападающий, закреплен за ним навечно. В память о Харламове ни один из игроков современной сборной не может надеть свитер с цифрой 17.
Главную роль в «Легенде №17» исполнил Данила Козловский, известный по фильму «Духless». По словам режиссёра Николая Лебедева («Волкодав», за три месяца подготовки к съёмкам актёр «сумел вылепить из себя настоящего спортсмена» и самостоятельно исполнил многие трюки на льду. Его персонажа отличает «особое сочетание мальчишеского задора и зрелости, самоиронии и азарта». Тренера Анатолия Тарасова сыграл Олег Меньшиков, который уже давно не появлялся на экранах. Лебедев рассказал, что в исполнении Меньшикова Тарасов предстанет «суровым, мрачным, жестким и очень сильным человеком, с фантастической внутренней харизмой». Также в фильме снялись Светлана Иванова, Владимир Меньшов, Нина Усатова и другие. В качестве генерального продюсера проекта выступил Никита Михалков.
Трейлер фильма «Легенда №17». В прокате с 18 апреля 2013 года
Неожиданно прямо посередине жаркого российского лета вновь начались споры относительно триумфально прошедшего некоторое время назад на экранах отечественных кинотеатров фильма «Легенда № 17», посвящённого великому советскому хоккеисту Валерию Харламову. Вот и известный комментатор Василий Уткин сегодня назвал картину «скотством». Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» решила напомнить читателям наш материал, посвящённый ошибкам и откровенным ляпам в фильме, ставшим настоящим хитом, судя по кассовым сборам.
Вместо эпиграфа:
— А вы на «Студебеккере»?- Можете считать нашу машину «Студебеккером», — сказал Остап злобно, — но до сих пор она называлась «Лорен-Дитрих». Вы удовлетворены? Но шофер-любитель удовлетворен не был.- Позвольте, — воскликнул он с юношеской назойливостью, — но ведь в пробеге нет никаких «Лорен-Дитрихов». Я читал в газете, что идут два «Паккарда», два «Фиата» и один «Студебеккер».- Идите к чертовой матери со своим «Студебеккером»! — заорал Остап. — Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер? Чего вы прилипли к человеку?! Русским языком ему говорят, что «Студебеккер» в последний момент заменен «Лорен-Дитрихом», а он морочит голову. «Студебеккер»! «Студебеккер»!Юношу уже давно оттеснили распорядители, а Остап долго еще взмахивал руками и бормотал: — Знатоки! Убивать надо таких знатоков! «Студебеккера» ему подавай!
«ПОЛНЫЙ АНШЛАГ»
«10 апреля при полном аншлаге прошла гала-премьера в кинотеатре „Октябрь“». Это цитата из статьи в Википедии, которая посвящена фильму. ПОЛНЫЙ АНШЛАГ — выделено мной. И что же они увидели?
РОССИЯ — РОДИНА СЛОНОВ (из анекдотов).
1. Как Валерий Харламов с партнерами по команде «Звезда» из Чебаркули громит «Сибирь» со счетом — 9:0.
На самом деле 22 октября 1967 года Харламов дебютировал в составе ЦСКА в Новосибирске в матче с «Сибирью». Армейцы легко выиграли 9:0. Валерий отличиться не смог.
Адвокаты всех фантазий фильма настаивают на том, что он художественный, а потому и имеет право на вымысел. Почему же пострадала безвинная «Сибирь»? Потерпеть разгромное поражение от ЦСКА — 0:9, как это и было на самом деле, не зазорно, армейцы в советские времена представляли из себя основу сборной страны. Но «Звезда» из Чебаркули стояла на несколько ступенек ниже, чем «Сибирь». И вымышленный разгром ею, увековеченный в фильме, позор для новосибирских болел. И почему именно этот матч, в котором реальный Харламов не забил ни одной шайбы, был выбран авторами фильма для описания?
2. В Чебаркуль Харламова «ссылает» главный тренер ЦСКА Анатолий Тарасов, якобы, не взяв его в Японию.
На самом деле в ноябре 1967 года Харламов был отправлен во вторую лигу, в местную «Звезду». Обычная практика аренды молодого хоккеиста в подведомственном («Звезда» была армейской командой) клубе.
3. В Чебаркуль Харламов едет с другом Александром Гуськовым.
На самом деле Гусевым — хоккеистом сборной СССР и ЦСКА. Здесь просто непонятно, почему все партнеры по сборной и ЦСКА указаны под своими фамилиями — Петров, Михайлов, Рагулин, Зимин, а Александр Гусев, с которым Харламов начинал свою хоккейную карьеру в ЦСКА, продолжил в Чебаркули, а потом возобновил в ЦСКА, проходит в фильме, как Гуськов. «Как Гуськов? Опять Гуськов? Почему Гуськов?» — возмутилась бы героиня Светланы Немоляевой из киношедевра (в отличие от «Легенды № 17), «Гараж».
4. По возвращению в ЦСКА, Харламова «расстреливают» в воротах партнеры по команде, по приказу того же Тарасова, который посылает Харламова на место вратаря по имени Слава.
На самом деле вратарей ЦСКА в сезоне 1967 года звали Виктор Толмачев и Николай Толстиков. В следующем сезоне ворота защищали Александр Пашков и Толмачев. И кто из них Слава?
5. На предсезонной тренировке Тарасов хвалит двух игроков ЦСКА Смирнова и Подберецкого.
На самом деле не было в ЦСКА игроков с такими фамилиями. Подберецкого никогда в жизни не было, а Смирновы случались, но не в то время.
6. Сюжет матча со «Спартаком», в котором Харламов на последней секунде матча забросил победную шайбу, высосан из пальца.
На самом деле в чемпионате СССР по хоккею сезона 1967/68 ЦСКА сыграл со «Спартаком» следующим образом — 1:3, 2:2, 3:1, 7:4.
Владимир Владимирович (имеется в виду Путин) любителям спорта, которые нашлись бы среди зрителей, не обязательно врать, чтобы они приходили в кинотеатры. Хотя, ваше мнение, конечно же, авторитетно. Еще бы вы совместили просмотр фильма с сообщением о разводе с Людмилой Александровной, представляете, какой бы ажиотаж это вызвало?!
КРОКОДИЛЫ ЛЕТАЮТ, НО ОЧЕНЬ НИЗЕНЬКО (из армейского юмора)
7. Эпизод фильма, в котором хоккеисты на Олимпиаде в Саппоро катаются вокруг Тарасова, который призывает резко останавливаться армейцев, спартаковцев, динамовцев, игроков «Крыльев Советов».
На самом деле на Олимпиаде в Саппоро-1972 не было ни одного представителя «Крыльев Советов». Зато главным тренером был динамовец Аркадий Чернышев, тогда, как Анатолий Тарасов исполнял роль второго тренера. Кто-то верит в то, что второй наставник мог бы устраивать выволочку игрокам сборной, а главный тренер «курил бы бамбук» в сторонке? Кстати, Чернышев в этом фильме не фигурирует никак. Перефразируя Бендера: — «Кто такой Чернышев? Это ваш родственник Чернышев? Папа ваш Чернышев?»
8. — «Я не знаю для чего эта игра? И кто ее придумал?» Это слова Анатолия Тарасова в исполнении Олега Меньшикова, касающиеся товарищеского матча сборных СССР и «Спартака» перед Суперсерией 1972 года. В фильме матч завершился скандальным уходом с площадки хоккеистов сборной, из-за несправедливого судейства.
На самом деле, не было никакого товарищеского матча сборной СССР и «Спартака», после которого Тарасов уводил бы свою команду со льда. Произошло это во время календарного матча чемпионата страны 11 мая 1969 года, когда арбитр не засчитал шайбу, заброшенную армейцами в ворота спартаковцев.
9. По сюжету фильма Тарасова сняли со сборной за этот матч.
Одна ложь порождает другую, нагромождаясь на нее. На самом деле, с Тарасова сняли звание заслуженного тренера СССР, которое потом вернули. Со сборной Анатолия Владимировича сняли весной 1972 года после очередной победы сборной СССР на Олимпиаде. После чего сборную возглавил Всеволод Бобров, который и выступал одним из инициаторов встреч со звездами НХЛ. Весной 1972 года во время чемпионата мира в Чехословакии были обговорены все условия предстоящей серии.
10. Персонаж Валентина Смирнитского произносит фразу о том, что Брежнев болеет за «Спартак».
На самом деле, такое даже диссиденты не могли представить в самых страшных своих снах. Всем, кто жил в то время, а я подозреваю, что режиссер и сценаристы жили, было прекрасно известно, что Брежнев был ярым ФАНАТОМ ЦСКА.
Аркадий Ратнер, трудившийся больше 40 лет в спортивной редакции Центрального телевидения: — Леонид Ильич был отчаянным хоккейным болельщиком, фанатично поддерживал ЦСКА. Посещал многие матчи. Он мог позвонить Лапину (руководителю советского телевидения, — авт.) и сказать: «Сегодня поехать на стадион не могу, но хочу посмотреть хоккей по телевизору».
Между прочим, просматривая многочисленные материалы, посвященные «№ 17», я прочитал интервью одной журналистки с Татьяной Тарасовой. Так вот, задавая вопрос Татьяне Анатольевне она начинает с утверждения, — «Известно, что Брежнев был болельщиком «Спартака». Нормально, да?! Бредятина из фильма потихоньку перерастает в факт, благодаря неосведомленным «акулам пера». Леонид Ильич, прости ее, ибо не ведает она, а бредит.
Кстати, в советские времена в ходу был анекдот о том, что маршал Жуков обращался к полковнику Брежневу за советами по поводу военных действий. Настолько бессовестными были «былинники речистые» тех лет, кинодеятели, писатели, певцы… Вам не кажется, что несметные полчища Михалковых и Бондарчуков повели нас по второму кругу, а Владимир Владимирович? И неужели именно это и необходимо для «тех, кто гордится достижениями нашей страны».
«ВЫ НЕ В ЦЕРКВИ, ВАС НЕ ОБМАНУТ!»
11. По сюжету фильма взбешенный Харламов, после несправедливого матча со «Спартаком», попадает в автомобильную аварию.
12. Представитель НХЛ предлагает Харламову миллион долларов за выступления в НХЛ.
На самом деле это произошло после первого матча суперсерии 1972 года. Как это описывает Владислав Третьяк, в книге «Хоккейная эпопея»:»…Мы освоились и выиграли со счетом 7:3, повергнув своих соперников в состояние шока… На следующее же утро Валерию Харламову предложили миллион долларов за то, чтобы он перешел в НХЛ».
13. «Михайлов — Петров — Харламов», — отправляет Всеволод Бобров знаменитую тройку на лед монреальского «Форума» в первом матче суперсерии.
На самом деле сочетания нападающих выглядели следующим образом: Владимир Викулов — Мальцев — Харламов, Михайлов — Петров — ЮрийБлинов. Тем самым, две голевые передачи Мальцева остались «за кадром». Чем провинился, вслед за Чернышевым, еще один великий динамовец тех лет перед авторами фильма? Спартаковцев-то они дважды «подставляли», голом и скандалом в не существовавших матчах.
14. По сюжету фильма Харламова в первом матче суперсерии серьезно травмирует кто-то из канадцев.
«ТАКОЙ ХОККЕЙ НАМ НЕ НУЖЕН!»
15. В «Легенде» именно после этого эпизода комментатор серии Николай Озеров произносит свою знаменитую фразу.
На самом деле, произошло это во время восьмого матча суперсерии… когда вспыхнула заваруха с участием руководителя канадской делегации Алана Иглсона. Его за дебош взяли под руки милиционеры, а Пит Маховлич отбил своего земляка, размахавшись клюшкой. И вот здесь Озеров произнес: «Такой хоккей нам не нужен!».
16. Последняя шайба в первом матче, якобы, была заброшена с передачи Харламова. После чего он с партнерами по сборной созвонился с Тарасовым.
На самом деле гол забил спартаковец Александр Якушев с передачи Владимира Шадрина. Что касается сеансов связи с Москвой, то матчи из Канады не транслировали в прямом эфире, а потому показанный в фильме телефонный звонок Тарасову «притянут за уши».
17. Вся любовная линия фильма высосана из пальца. Не было ни знакомства около автобуса, ни встречи в кафе, тем более, что будущая супруга возникла в жизни Харламова куда позднее матчей суперсерии. В 1972 году ей было всего15 лет.
На самом деле Харламов женился на 19-летней Ирине Смирновой 14 мая 1976 года, с которой познакомился годом ранее в ресторане «Россия».
Если отвечать на вопрос — «почем», то открытые источники говорят, что на фильм было затрачено 10 млн евро, которые сейчас «отбиваются» на просторах России и ближайшего зарубежья. Правда, в дальнее этот шедевр везти не стоит, в той же Канаде, мне кажется, стоит ожидать судебных исков. Хотя бы из-за карикатурности их лидеров.
Судьба № 17-го изначально была несчастливой. Идея создать этот фильм была озвучена сыном бывшего владельца хоккейного «Спартака» Гелани Товбулатова Муслимом Товбулатовым (сценический псевдоним Мел Борз) лет пять тому назад, Борз озвучивал желание снять фильм, бюджет которого планировал примерно пять с половиной миллионов долларов. Режиссером фильма видел Егора Кончаловского. Сам Борз собирался сниматься в роли № 17-го. Предполагалось, что ко-продюсером ленты выступит известный хоккеист Олег Твердовский, который должен был договариваться со спонсорами и помогать во всех хоккейных нюансах. Планировалось, что в прокат картина выйдет в апреле-мае 2008 года. В результате из этого проекта осуществилось только участие Борза в «Легенде» в качестве одного из продюсеров.
ВМЕСТО МОРАЛИ…
— …Да поймите же, барон Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал (на Луну. — авт.), а тем, что не врёт («Тот самый Мюнхгаузен»).
Харламов знаменит не тем, что забрасывал по семь шайб за Чебаркуль (на самом деле 34 гола за 40 матчей). Не тем, что забивал гол на последней секунде матча со «Спартаком». Не тем, что лазал на тросе под суровым небом Чебаркуля и перевоспитывал суровых местных хоккеистов. Не тем, что играл с НХЛовцами, после страшной автомобильной аварии. И не тем, что возвращался на лед, травмированный злобным канадцем. Это был великий хоккеист прошлого, которого можно только повторять периодическими подвигами на хоккейной площадке, но никак не превзойти. И сюжет суперсерии-1972, особенно ее первого матча, сам по себе настолько велик, что не надо было два часа нагромождать друг на друга нелепость за нелепостью. Хотя, если ВВП понравилось, и это … «хорошее кино, которое непременно найдёт своего зрителя и среди любителей спорта, и среди тех, кто гордится достижениями нашей страны», то тогда что же… Тогда, конечно… Тогда следует ожидать от «ТриТэ» новых фактов переосмысления недостаточно славных страничек советского прошлого. Например, ЮрияГагарина, который полетит на Луну в компании с Незнайкой, Белкой и Стрелкой. Причем, Белка будет белка, а Стрелка — письмоносица из «Волги-Волги» в исполнении Любови Орловой. Или разрешения Карибского кризиса при сотрудничестве героев русских народных сказок и американских антинародных комиксов. Или нелегкие трудовые будни наших олигархов на комсомольских стройках. Это какой же простор для творчества открывается, если подойти к делу с таким же энтузиазмом, как в «Легенде № 17».
18 апреля в российском кинопрокате стартует фильм Николая Лебедева «Легенда номер 17». Картине о судьбе выдающегося хоккеиста Валерия Харламова не оставит равнодушной как любителей хоккея, так и тех, кто далек от спорта.
В ходе серии игр с канадскими профессионалами из НХЛ в сентябре 1972 года Валерий Харламовполучил всеобщее признание в международном хоккее. Наиболее успешной для него стала «канадская» часть Суперсерии СССР-Канада. В первой игре Харламов забросил две шайбы, позволив команде вырваться вперед и закрепить лидерство. В итоге советские хоккеисты выиграли матч со счетом 7:3. Эта игра перевернула мировое представление о хоккее.
Главную роль в фильме исполнил Данила Козловский. Артист признался: когда ему позвонили и предложили сыграть в этой картине, он не ожидал, что именно ему дадут главную роль. «Мой первый вопрос был: кого мне предлагают играть? Я был уверен, что главную роль мне не предложат, а предложат сыграть друга Харламова или, например, помощника тренера. И вот агент мне отвечает: «Харламов!» По словам артиста, сценарий вызвал у него бурю эмоций: «Признаюсь, когда я читал материал, я рыдал, я не стесняюсь этого».
Режиссер Николай Лебедев, в свою очередь, отметил, что сначала тоже не рассматривал Козловского в качестве кандидата на главную роль. «Когда продюсеры предложили мне кандидатуру Данилы Козловского, я сказал: «Он, конечно, прекрасный актер, но он – совсем не то, что нам требуется. Аристократичный, утонченный, – совсем не спортсмен». Однако Леонид Верещагин убедил меня с ним встретиться. Данила начал читать монолог из сценария, и я увидел перед собой совершенно иного человека. Главного героя нашей истории. В нем сочетались мальчишеский задор и зрелость, самоирония и азарт. А еще – человеческое обаяние, столь необходимое для образа», – вспоминает режиссер.
Режиссер признался также, что сам он – не очень спортивный человек и не относит себя к числу хоккейных болельщиков. И, как ни странно, это обстоятельство только помогло ему в работе над картиной. «Я думал о том, чтобы фильм был интересен всем, а не только спортсменам, чтобы в основе его лежала универсальная человеческая история», – пояснил Лебедев.
В итоге, по мнению режиссера, получилась история, близкая каждому. «Легенда номер17″ – это история героя, который движется сквозь тернии к звездам. Вера, упорство и порядочность по отношению к любимому делу ведут его ввысь, – говорит Лебедев. – И, конечно, это фильм о любви в самом широком смысле слова: о любви к жизни, любви к своему таланту, любви к своему призванию, любви к близким, к своей девушке, любви к своему учителю».
Съемки «Легенды номер 17» начались в середине июня и длились до конца сентября 2011 года, а в феврале 2012 года были досняты зимние сцены. Снимали Москве, Электростали, Минске, Новополоцке, Бобруйске и даже в Испании. Хоккейную форму для актеров шили специально: художники провели огромную работу, собирая документальные свидетельства. Кроме того, для фильма было закуплено около 1500 клюшек старого образца. А все лезвия для коньков пришлось изготавливать специально, так как современные коньки сильно отличаются от тех, на которых катались хоккеисты 1960-1970-х годов.
Многие трюки в фильме выполняли сами актеры, которых около четырех месяцев обучали основам хоккейного катания и игры. Канадских хоккеистов играли в том числе и профессиональные канадские спортсмены, которые специализируются на работе в фильмах про хоккей. Небольшие роли в фильме исполнили и близкие Валерия Харламова – сын Александр и сестра Татьяна Борисовна.
Роли в фильме исполняют также Олег Меньшиков, Светлана Иванова, Владимир Меньшов, Роман Мадянов, Нина Усатова, Борис Щербаков. В качестве генерального продюсера выступил Никита Михалков.
Валерий Борисович Харламов
Нападающий хоккейной команды СССР, выигрывавшей олимпийские турниры 1972 и 1976 годов. Серебряный призер Олимпиады-80. Чемпион мира 1969-1971, 1973-1975, 1978, 1979, 1981 годов. Чемпион Европы 1969-1970, 1973-1975, 1978, 1979, 1981 годов. На чемпионате мира 1976 года признан лучшим нападающим. Многократный обладатель Кубка Европейских чемпионов. Многократный чемпион СССР.
Юный Валера Харламов относился к предупреждениям врачей, зубцам кардиограммы и угрозам отца с чисто детским легкомыслием. Он играл и в футбол, и в хоккей до изнеможения, выходя во двор, носился словно заведенный. Валерка не был ни самым быстрым среди дворовых футболистов, ни самым сильным среди хоккеистов. Однако все, кто сражался рядом с ним или против него, уже тогда не могли не заметить удивительную ловкость, реакцию, сноровку. Никто никогда в то время не учил его обводке в хоккее. Просто таков был его врожденный талант (или генетическое наследство, если угодно), таковы природные данные, ум, настойчивость.
Однако мать Валерия, не выдержав разлуки с родиной, вернулась назад в Испанию. Так мальчик оказался на чужбине. Четыре месяца он учился в испанской школе. Учился хорошо. Только на уроки закона Божьего старался опоздать или не ходил вообще. В конце концов, Бегония поняла, что ее место рядом с мужем, и мальчик смог продолжить занятия хоккеем.
Сразу после окончания школы в ЦСКА Харламова не взяли. Летом, за день до истечения срока, они с Вадимом Никоновым, другом юности, впоследствии известным футболистом и капитаном «Торпедо», подали документы в инфизкульт, успешно прошли все экзаменационные «рифы» и были приняты на первый курс.
Никонов говорил позднее: «Валера никогда не курил. Когда учились, не пил даже пива. А ведь после бани так хочется «Жигулевского». Он рубль «сдаст» и сидит с нами разговоры ведет. Поговорить любил. Но никогда не хвастался и лишнего не болтал. Ему можно было полностью довериться во всем. Товарищ мировой! Я знал, что всегда найду у него поддержку моральную, а понадобится, и материальную».
В небольшом городке Чебаркуль, что находится в живописном уголке Челябинской области, базировалась хоккейная команда Уральского военного округа «Звезда», которая играла тогда в третьей группе. Александр Гусев, впоследствии защитник мирового класса, которого канадские и американские специалисты теперь считают равным прославленному Бобби Орру, нарушил спортивный режим. На «перевоспитание» он был отправлен в Чебаркуль.
В Чебаркуле Валерий быстро обрел веру в себя и игровой опыт. В третьей группе мало было хоккеистов, которые могли бы сравниться с ним в скорости. Да и в обводке. И он забивал много: 34 шайбы за первый в своей жизни сезон в классе «А». Однажды в Калинин, где «Звезда» должна была играть в матче чемпионата страны с командой Московского военного округа, приехал Кулагин. Случилось так, что из-за травм выбыли из строя сразу два защитника, и в ЦСКА вспомнили о Гусеве. Посмотрев матч, Борис Павлович понял, что надо вызывать в Москву не одного Гусева, но и Харламова.
И артистизм, и интеллект Харламова накладывали яркий отпечаток на игру Валерия: ему всегда претила игра грубая, бездумная. Он всегда думал, как сыграть оригинальнее, неожиданнее для противника.
Мастерство Харламова всегда восхищало зрителей. Теперь он был лидером звена. Далеко позади осталось время, когда к Петрову и Михайлову подключили худенького парнишку, и они приглядывались к нему, думали: потянет этот черненький или нет? Они достигли удивительного взаимопонимания, когда не обязательно смотреть, чтобы знать, где сейчас или где будет через секунду партнер. Эта легендарная тройка постоянно показывала чудеса телепатии, тонкое и глубокое понимание игры.
Сила этой тройки состояла в том, что она являла собой не просто сумму качеств трех игроков. Каждый из них был как бы катализатором, способствовавшим проявлению сильных качеств партнера. Благодаря этому они стали лучшей тройкой нашего хоккея тех лет.
Но, к удивлению многих, на Олимпиаде в японском городе Саппоро в 1972 году Харламов выступал в звене с Владимиром Викуловым и Анатолием Фирсовым, а Михайлову и Петрову придали в партнеры дебютанта сборной Юрия Блинова. Тарасов, очевидно, счел необходимым укрепить тройку Фирсова. В сезоне 1971/72 года тридцатилетний Фирсов был на излете своей блестящей спортивной карьеры. И можно понять тренера, который стремился максимально ее продлить.
6 февраля 1972 года был зажжен олимпийский огонь. Праздничная атмосфера Олимпиады была по душе Валерию Харламову, и он играл вдохновенно. Уже где-то в середине олимпийского турнира он стал самым популярным хоккеистом, спортивные обозреватели всего мира буквально атаковали наших журналистов в пресс-центре, прося рассказать о нем поподробнее. А на табло снова и снова появлялась фамилия нашего форварда и забрасывавшего шайбы, и дававшего толевые пасы.
Два игрока промчались на огромной скорости, перепасовывая так, словно жонглировали шайбой, и забили гол. Все. А комбинация заслуживала того, чтобы войти в хоккейные учебники как пример высочайшего мастерства.
Первый олимпийский турнир завершился для Харламова блестяще: он стал олимпийским чемпионом в составе сборной. Серебряные медали завоевали американцы, бронзовые достались хоккеистам Чехословакии, которые спустя два месяца на чемпионате мира и Европы в Праге доказали, что они достойные соперники нашей сборной, завоевав звание чемпионов мира и Европы.
Много лет шли разговоры о встречах между советской сборной с канадскими профессионалами. И, наконец, договоренность была достигнута. Первый матч в Монреале канадцы начали с яростных атак. После второй шайбы, заброшенной Полом Хендерсоном, ликование охватило двадцать тысяч зрителей, заполнивших трибуны «Форума»: урок настоящего хоккея преподавался этим русским выскочкам. Все шло так, как должно было идти.
Искушенные в тонкостях хоккея канадские зрители видели много великих игроков. А теперь своим виртуозным мастерством их удивлял этот невысокий, не отличающийся мощью игрок. В тот памятный период Валерий Харламов забросил две шайбы в ворота сборной Канады.
Не будет преувеличением сказать, что канадский профессиональный хоккей испытал за эти двадцать минут чистого игрового времени такой шок, который вывел его из десятилетий спокойного самодовольства и заставил произвести мучительную переоценку ценностей. Матч, закончившийся со счетом 7:3, особенно его второй период, навсегда вошел в анналы советской и канадской хоккейной летописей.
Несколькими годами позже, анализируя эту игру, Харламов говорил: «Нет, бояться мы их не боялись. И не потому, конечно, что считали противников слабаками. Это было бы глупо. Во время предыдущей поездки в Канаду мы видели матчи профессионалов, знали, на что они способны. Однако мы верили в себя. Эта вера воспитывалась победами нескольких поколений наших хоккеистов. К тому же с нами находился Всеволод Михайлович Бобров, который в 1954 году был героем сенсационной победы над канадцами, когда также прочили советской команде поражение.»
Остановить его в честном состязании канадцы были не в силах. И тогда началась подлинная охота за нашим форвардом. В роли охотников выступали Эллис и Кларк. Кларк и Эллис могли сыграть грязно, подло, сломать клюшку о колено Харламова. Однако канадские и американские любители хоккея, как и все настоящие болельщики, ценят не победу любой ценой, а подлинное искусство, и имя «Кар-ла-моф» звучало везде так же уважительно и любовно, как, скажем, имя Владислава Третьяка или Уэйна Гретцки.
Весной 1976 года армейский клуб в очередной раз выиграл чемпионский титул. Ранее сборная СССР завоевала золотые медали на зимней Олимпиаде в Инсбруке. На чемпионате мира в Катовице, хотя он не был победным для нашей команды, Валерий Харламов был признан лучшим форвардом.
Валерию в это время было 28 лет. Он являлся любимцем публики, и где бы он ни вращался, обязательно его окружали поклонники. У него было много друзей, в хоккее и вне хоккея, поскольку характер у него незлобивый, потому что любил шутку, любил общение с людьми. С ним были любимая жена Ирина и маленький Сашка. Кончился сезон, отнявший так много сил, и наступил короткий отпуск, когда можно чуточку расслабиться, не смотреть на часы, посидеть с друзьями за столом, поболтать.
В 1979 году в Москве сборная СССР разгромила всех соперников, а сильнейшим вновь было звено Петрова. И в следующем году в олимпийском Лейк-Плэсиде преимущество нашей сборной не вызывало сомнений. Однако сенсационное поражение от сборной хозяев, незадолго до Олимпиады обыгранных 10:3, стоило сборной СССР первенства.
То поражение, вероятно, сыграло роковую роль в судьбе Валерия Харламова. Главный тренер сборной Виктор Васильевич Тихонов сделал свои выводы из досадного поражения. На следующем чемпионате мира советские хоккеисты, среди которых, как всегда в числе лидеров, был Харламов, в очередной раз доказали, что они сильнейшие в мире. Но Тихонов уже взял курс на обновление сборной. Потому-то, несмотря та то, что Харламова в финальном турнире Кубка Европейских чемпионов августа 1981 года признали лучшим нападающим, на Кубок Канады он не поехал.
А потом было дождливое унылое раннее утро двадцать седьмого августа 1981 года. Светло-серая «Волга», за рулем которой была жена Валерия, шла со скоростью около ста километров в час. Машину закрутило на мокром асфальте, и в нее врезался тяжелый грузовик. В этот раз Харламову спастись не удалось.