Юсуповский дворец чем знаменит
Легенды и тайны Юсуповского дворца на Мойке
Санкт-Петербург богат на достопримечательности. Дворцы и музеи не только полны настоящими сокровищами, произведениями искусства и историческими артефактами, но и хранят многочисленные тайны и загадки. Они будоражат воображение и создают особую мистическую, волшебную атмосферу, погружение в которую оставляет незабываемые впечатления.
Дворец старинного княжеского рода Юсуповых, расположенный на набережной Мойки, поражает не только роскошью интерьеров и богатством собранных здесь вещей, но тем, что является знаковым местом в русской истории.
История дворца
Территория на берегу Мойки, где сейчас располагается один из самых знаменитых дворцов рода Юсуповых, в начале XVIII века принадлежала племяннице Петра I Прасковье Ивановне. Потом поместье переходит к Семеновскому полку, а позже к графу Петру Шувалову, построившему здесь особняк в стиле барокко.
Сменив несколько владельцев, усадьба в 1830 году становится собственностью Николая Юсупова, происходящего из старинного княжеского рода потомков султана Ногайской орды. Род этот славился своим богатством, и князь мог позволить себе потратить огромные средства на перестройку дворца, над интерьерами которого работали лучшие итальянские мастера.
При Юсуповых дворец стал не просто роскошным особняком и своеобразным эталоном модных в XIX веке интерьеров. Здесь располагались картинные галереи, домашний театр, вмещавший до 180 зрителей, и оранжереи с редкими растениями.
После революции дворец стал музеем, хоть и утратил часть своих коллекций, экспонаты которых были переданы в Эрмитаж. В настоящее время можно посетить это удивительное здание и почувствовать атмосферу аристократических салонов позапрошлого века.
Сокровища рода Юсуповых
Род Юсуповых всегда отличался не только богатством, но и страстью к коллекционированию, предметом которого были редкие и часто баснословно дорогие картины, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства.
Современники вспоминают бесконечные анфилады комнат, буквально заваленных сокровищами. На инкрустированных перламутром и слоновой костью столах, каминных полках, секретерах, горках стояли бесценные статуэтки, табакерки, зеркала, нефритовые и малахитовые шкатулки с драгоценностями. Чего только стоят описанные гостями дворца статуэтка Венеры, выточенная из цельного сапфира, и рубиновый Будда.
Не меньшее впечатление производили и картины известных художников: Буше, Ватто, Рембрандта и других. Недаром последний владелец дворца Князь Феликс Феликсович Юсупов говорил, что его дом похож на музей.
В 1917 году семья Юсуповых уезжает из Санкт-Петербурга в Крым, но, рассчитывая в скором времени вернуться, забирает с собой лишь сравнительно незначительную сумму денег. А сокровища были тщательно упакованы и спрятаны в нескольких специально оборудованных тайниках.
Часть из них была найдена, например, 70 сундуков столового серебра, коллекция старинных музыкальных инструментов, собрание рукописей знаменитых людей. Но, конечно, это далеко не все.
В 1918 году во дворце на Мойке работала Чрезвычайная комиссия, занимавшаяся поисками сокровищ, однако наиболее ценные из них найти так и не удалось. Например, до сих пор неизвестна судьба уникальной жемчужины «Перегрина», которая оценивалась более чем в миллион долларов.
Тайны подвалов Юсуповского дворца
Дворец на Мойке хранит не только великолепные сокровища и уникальные произведения искусства, но и мрачную тайну о событии, возможно, сыгравшем важную роль в истории Российской империи.
В подвалах особняка произошло одно из самых странных и страшных убийств начала XX века. 17 декабря 1916 года здесь нашел свой конец Григорий Распутин – личность незаурядная и мистическая. Простой сибирский мужик, грубый и неотесанный, он не только сумел стать фаворитом и незаменимым советником императорской семьи, но и активно вмешивался в политические решения государя.
Недовольных возвышением «божьего старца» и его влиянием на императора было много. И в 1916 году несколько влиятельных людей империи, в число которых входил и князь Феликс Юсупов, подготовили убийство Распутина.
Григорий смог выбить даже запертую дверь, и почти скрылся со двора. Его не остановили три выстрела в спину, и только четвертая пуля, попавшая в шею, сбила старца с ног. После еще одного выстрела в голову Распутин еще дышал, и заговорщики, загрузив тело в автомобиль, отвезли его к Малой Невке и сбросили в прорубь.
В настоящее время в подвале Юсуповского дворца создана экспозиция с восковыми фигурами, позволяющая представить детали того страшного и во многом непонятного убийства.
Юсуповский дворец чем знаменит
Абонементы для родителей
с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Вход в Юсуповский дворец и кассы
для индивидуальных посетителей с ул. Декабристов, 21
«ЖЕНСКИЕ СЕКРЕТЫ ПРОШЛЫХ СТОЛЕТИЙ »
«КУХОННЫЕ ПОСИДЕЛКИ ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ»
Юсуповский дворец – уникальный архитектурный ансамбль XVIII-XX в.в., памятник истории и культуры федерального значения, снискавший славу «энциклопедии» петербургского аристократического интерьера.
Биография Дворца и окружающей усадьбы восходит к петровской эпохе, к периоду зарождения молодой Северной столицы. Дворцово-усадебный комплекс создавался на протяжении почти двух столетий. Здесь работали выдающиеся русские и иноземные архитекторы Ж.-Б. Валлен-Деламот, А.А. Михайлов-второй, Б. Симон, И. Монигетти, В. Кеннель, А. Степанов, А. Вайтенс, А. Белобородов.
С 1830 по 1919 г. владельцами дворца и усадьбы были пять поколений знатного дворянского рода князей Юсуповых. Многие яркие страницы российской и петербургской истории связаны с фамильной резиденцией на Мойке.
Дворец вошел в отечественную историю и как место убийства Григория Распутина – сибирского крестьянина, ставшего в начале XX века духовным наставником и другом семьи императора Николая II. Трагедия разыгралась в ночь на 17 декабря 1916 года на жилой половине молодого князя Феликса Юсупова. Сейчас в этих комнатах создана историко-документальная экспозиция.
С началом блокады во дворце разместился эвакогоспиталь: в парадных залах и гостиных были установлены больничные койки и печки-буржуйки, копоть от которых оседала на стенах и полах, а медперсоналу приходилось работать в условиях постоянных бомбежек и артиллерийских обстрелов.
Возрождение Дворца началось уже в 1943 году: были проведены архитектурные обмеры и консервирование повреждённых объектов, а благодаря героическим усилиям сотрудников дворца восстанавливалось его освещение и отопление, вставлялись окна и отмывались от гари и копоти стены.
В 1946 году началась масштабная реставрация Юсуповского дворца, которую возглавляла Ирина Николаевна Бенуа. В этот год было положено начало работам по воссозданию и сохранению этого уникального историко-культурного памятника.
Юсуповский дворец чем знаменит
Абонементы для родителей
с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Вход в Юсуповский дворец и кассы
для индивидуальных посетителей с ул. Декабристов, 21
«ЖЕНСКИЕ СЕКРЕТЫ ПРОШЛЫХ СТОЛЕТИЙ »
«КУХОННЫЕ ПОСИДЕЛКИ ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ»
Фасад Юсуповского дворца на Мойке, по мнению современников, один из самых элегантных в Петербурге, словно театральный занавес, скрывает за собой старинную городскую усадьбу, простирающуюся до улицы Офицерской. Построенный в 70-е гг. XVIII в. архитектором Ж.-Б. Валлен Деламотом для графа А.П. Шувалова, дворец был гораздо меньше своих сегодняшних размеров. Центральную часть фасада прорезала арка, через которую кареты попадали на территорию усадьбы. Слева и справа были выстроены два служебных корпуса с хозяйственными дворами. Почти без изменений дошли до нашего времени парадный двор с колоннадой и тремя воротами, да еще, пожалуй, расположенный в глубине участка Садовый павильон, который по праву считается одной из самых старых построек на территории усадьбы.
После смерти графа А.П. Шувалова дворец был куплен у его наследников императрицей Екатериной II для своей статс-дамы А.В. Браницкой и подарен ей в 1795 г. в вечное и потомственное владение. В 1830 г. Александра Васильевна Браницкая продала этот дом князьям Юсуповым со всей обстановкой за двести пятьдесят тысяч рублей. Татьяна Васильевна Юсупова была родной сестрой Браницкой, и купчую подписали на имя Бориса Николаевича, единственного сына Татьяны Васильевны от брака Н.Б. Юсуповым – знаменитым вельможей екатерининской эпохи, меценатом и коллекционером. После смерти отца в 1831 г. князь Борис Николаевич с матерью и женой обосновался в новом дворце на Мойке.
С 1832 г. над восточным корпусом, который в это время уже простирался до Офицерской улицы был надстроен второй этаж. В его богато украшенных выставочных залах была помещена перевезенная из Архангельского коллекция. На первом этаже находись кухни, сарай для парадных экипажей и несколько сараев для экипажей обыкновенных, конюшни с сеновалом. Напротив экипажныхсараев был построен одноэтажный флигель, в котором также располагались конюшни с помещением для конюхов. Однако вскоре конюхов перевели в восточный флигель, где для прислуги дворца устроили квартиры, а в части флигеля была оборудована прачечная с гладильней.
Весь гужевой транспорт попадал на хозяйственный двор через ворота из Глухого переулка. При въезде находиласьдворницкая, а по соседству княжеская гладильня.
Направо заезжали телеги, привозившие продукты. В этой части восточного корпуса располагались кухонные помещения. Кухонь во дворце было несколько: кухни для прислуги, небольшая кухня в главном здании дворца и, наконец, Большая кухня. Так называли главное помещение, в котором готовилась еда во время пребывания семьи во дворце, а также для парадных обедов. По соседству находились помещения кондитерской, моечная и кладовая с небольшим ледником для хранения продуктов.
Основной же ледник располагался сразу слева от главных ворот и представлял собой деревянное строение. Около него был построен еще один, подземный, ледник и деревянный сарай для дров.
Все эти служебные корпуса, или хозяйственный двор, были отделены от сада чугунной решеткой на каменном цоколе. Такая же решетка окружала по периметру весь участок. И только позднее, в середине XIX в., между соседним зданием Общества военных кантонистов и Юсуповской усадьбой был построен каменный забор.
Пеший проход на территорию усадьбы находилсясо стороны Офицерской улицы, где рядом с квартирами для кучеров существовала вторая дворницкая. Калитку отпирали в 7 часов утра и обязательно запирали в 7 часов вечера.
Но самым райским уголком этой огромной усадьбы был старинный сад, который начинался сразу за дворцом и простирался до Офицерской улицы.
Юсуповский Дворец на Мойке
Юсуповский дворец на Мойке – исторический и культурный памятник федерального значения и мировой известности, музей и одновременно ДК работников просвещения. Шедевр русской архитектуры и одно из самых мистических мест Санкт-Петербурга, овеянное зловещей тайной преступления, возможно изменившего ход российской истории…
Содержание:
Историческая справка
Достопримечательности
Экскурсии и мероприятия
Интерактивный тур
Где находится и как добраться
Юсуповский дворец на Мойке: историческая справка
Строительство здания началось в 1770 году, по проекту профессора Академии художеств Санкт-Петербурга, французского архитектора Жана-Батиста Валлен-Деламота. Раньше на этом месте стояла деревянная усадьба племянницы Петра I царевны Прасковьи Ивановны, которую она подарила Семеновскому полку. Затем недвижимость перешла к графу П. И. Шувалову, сын которого и затеял постройку дома. Позднее, в 1795 году, здание было выкуплено императрицей Екатериной II и вернулось в казну. Немногие сооружения со стороны улицы Декабристов: триумфальные ворота, арка, ограда с колоннадой, — дошли до наших дней в неизменном виде.
В 1830 году дворец приобретает князь Б. Н. Юсупов у своей тетки Александры Браницкой, фрейлины Екатерины II, получившей владение в подарок от императрицы, и начинает перестройку, чтобы перевезти сюда коллекцию произведений искусства из родового поместья «Архангельское» в Подмосковье. Автором проекта приглашен Андрей Алексеевич Михайлов, бывший в то время ректором Императорской академии художеств, — русский архитектор, которому обе столицы обязаны застройкой в стиле классицизма. И уже 26 февраля 1837 года в честь завершения преобразований дан бал, где присутствовал император и блистал весь высший свет.
Так начинается летопись любимой резиденции знатного и богатого дворянского рода, потомков беев Ногайской Орды, принявших православие. Юсуповым принадлежало более 50 дворцов по всей России, Дворец на Мойке – один из 4 княжеских особняков в Санкт-Петербурге. Пять поколений семьи владели дворцом, который стал свидетелем многих ярких событий, оставивших след в истории и культуре страны.
Рассказывая о Юсуповском дворце, нельзя не упомянуть и мрачные эпизоды из его истории. Здесь было подготовлено и 16 декабря 1916 года совершено убийство Григория Распутина – сибирского крестьянина, духовного наставника и друга семьи императора Николая II, после чего молодой князь Феликс Юсупов, обвиненный в преступлении, был отправлен в ссылку, а позднее покинул Россию, эмигрировав сначала в Лондон, затем в Париж, где и прожил с супругой остаток жизни.
В советский период в здании открыли музей дворянского быта, а затем Областной Дом учителя. В годы Великой Отечественной войны здесь находился госпиталь. Юсуповский дворец разделил трудности осажденного Ленинграда, значительный урон нанесли зданию бомбежка, артобстрел, холодные зимы и пожары. Благодаря таланту и труду реставраторов прежний облик Юсуповского дворца восстановлен по чертежам архитекторов, которые в разное время перестраивали его, а так же по фотографиям его залов.
Достопримечательности Юсуповского дворца
За строгим фасадом дворца скрывается царская роскошь внутреннего убранства, созданного лучшими декораторами прошлого, итальянскими и русскими мастерами.
Экспозиционное пространство включает в себя 28 залов. Представлены парадные покои, жилые помещения, картинная галерея, Домашний театр и домовая церковь, сохранившиеся или восстановленные так, как они выглядели в самом начале прошлого века, когда заслужили звание «энциклопедии петербургского аристократического интерьера». «Читать» ее страницы в наши дни позволяют неустанные реставрационные работы.
Крупнейшие землевладельцы князья Юсуповы к концу XIX века становятся преуспевающими промышленниками. Неограниченные финансовые возможности, безупречный вкус, умение доводить до конца задуманное, невзирая на трудности, — помогают превратить усадьбу на Мойке в центр притяжения светской и культурной жизни столичного общества.
Характерным примером является история лестницы, ведущей в партер домашнего театра. Это мраморное чудо, украшавшее итальянскую виллу, потрясло воображение Николая Борисовича во время путешествия по Европе. Чтобы завладеть им, он приобретает эту самую виллу в Италии, организует демонтаж лестницы и доставку ее в Санкт-Петербург, и, наконец, в 1863 году желаемый предмет интерьера устанавливают во дворце.
Созданный по проекту А. Михайлова, в дальнейшем перестроенный А. Степановым, Домашний театр стал жемчужиной интерьера и изюминкой приемов самых высокопоставленных гостей в Юсуповском дворце. Миниатюрный зал театра оформлен в стиле барокко с золотой лепниной, рассчитан на 180 человек. Плафон кисти художника Э. К. Липгарта «Утро прогоняет ночь» и занавес — подлинные.
1 февраля 1836 года ознаменовалось значительным событием в культурной жизни Санкт-Петербурга. В Домашнем театре Юсуповского дворца состоялась предпремьера первой русской национальной оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин или жизнь за царя».
Сцена, где звучали голоса Полины Виардо, Федора Шаляпина, Леонида Собинова, овации блестящей русской балерине Анне Павловой, продолжает оставаться островком классической музыки. В наши дни здесь также можно насладиться опереттой или побывать на спектаклях популярных питерских коллективов.
Все значимые события семейства Юсуповых, такие как церемонии крещения и венчания, — проходили в домовой церкви Покрова Пресвятой Богородицы, для проектирования которой в 1878 году был привлечен архитектор В. А. Кенель.
Восстановление этого объекта продолжалось без малого 10 лет. Отсутствие архивных материалов осложняло реставрацию, росписи стен в византийском стиле выполнялась на основе малых фрагментов, обнаруженных при расчистках, которые дорабатывались в соответствии с церковными канонами.
Домовой храм освящен, здесь проходят богослужения каждую среду для всех желающих. Церковь открыта для проведения таинств венчания и крещения.
Настоящей украшением дворца является Мавританская гостиная. Оформленное в восточном стиле помещение напоминает нам о мусульманских корнях рода Юсуповых. Можно представить какое впечатление гостиная производила на гостей, не привыкших к такой сказочной обстановке: стены покрыты сусальным золотом и расписаны лаковыми красками, в самом центре расположен фонтан, на полу лежали дорогие персидские ковры, стояла восточная мебель, в нишах на стенах, покрытых резным орнаментом и сурами из корана, расположены сосуды с ароматическими маслами, через открытые окна и отдельную дверь открывается вид на сад. И в наши дни Мавританская гостиная изумляет посетителей со всего света.
Бывшая усадьба князей Юсуповых восстановлена в исторических границах, помимо дворца она объединяет Конюшенный флигель и парк.
Конюшня для породистых княжеских лошадей располагалась справа от входа с улицы Декабристов. Теперь это сооружение модернизировано в стиле лофт – с обилием открытого пространства, оформлено в духе минимализма с вкраплением элементов исторического интерьера. Оно идеально подходит для джазовых концертов, художественных выставок, авангардных спектаклей, которые проходят здесь с неизменным успехом. Это место предлагается для проведения конференций, танцевальных мастер-классов, корпоративных вечеринок, юбилейных и свадебных торжеств.
При первой же перестройке дворца по проекту А. Михайлова, на его территории был разбит сад, построены оранжерея с редкими цветочными растениями и садовый павильон. Парк простирается до улицы Декабристов.
Юсуповский дворец: экскурсии и мероприятия
Как и 150 лет назад Юсуповский дворец гостеприимно раскрывает двери и готов оказать достойный прием на самом высоком уровне. Среди его гостей — главы государств, представители дипломатических миссий, потомки князей Юсуповых.
Посетить дворец можно всем желающим ежедневно — как в составе экскурсии, так и индивидуально с аудиогидом.
Тематические экскурсии посвящены отдельным направлениям и проходят только в тех залах, которые иллюстрируют повествование экскурсовода. Особым вниманием посетителей пользуется экспозиция «Убийство Григория Распутина». Мрачные своды подвалов, восковые фигуры участников заговора и жертвы, предметы интерьера воссоздают атмосферу трагедии. Экскурсовод или аудиогид познакомят с версией исторической драмы. Помимо данной темы посетителям доступны следующие экскурсии: «Последние владельцы Дворца», «Жилые покои», «Парадные залы дворца», а так же музыкальные тематические экскурсии: «Открывая занавес…» и «Экскурсия с музыкальной миниатюрой».
Ознакомиться со всеми залами, получить общее представление о дворце можно в составе комплексной экскурсии в сопровождении опытного экскурсовода. Самостоятельный осмотр с аудиогидом занимает больше времени и стоит немного дороже, однако позволяет без спешки увидеть все помещения, внимательно рассмотреть экспонаты и сделать фото.
Для групп школьников сотрудники музея проводят отдельные познавательные экскурсии.
Во дворце регулярно бывают костюмированные балы в честь празднования Пасхи, Рождества и Масленицы. Здесь можно устроить свадебное торжество, фотосессию и выездную регистрацию.
Интерактивный тур по Юсуповскому дворцу на Мойке
Как пользоваться окном интерактивного тура:
нажав и удерживая нажатой левую кнопку — покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.
1. Парадная лестница.
Юсуповский дворец: где находится и как добраться
Дворец Юсуповых расположен в центральной части города по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 94.
Доехать можно от станций метро:
«Невский проспект», «Адмиралтейская» на автобусах 3, 22, 27, троллейбусах 5, 22 до остановки «Площадь Труда»;
«Гостиный Двор» на троллейбусах 5, 22;
«Сенная», «Спасская» на маршрутном такси К 124, К 186, К 350 до остановки «угол ул. Глинки и наб. Мойки».
«Садовая» — ближайшая, от нее можно добраться пешком.
Юсуповский дворец – украшение и важная часть истории Санкт-Петербурга
Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге
Юсуповский дворец на Мойке – архитектурный шедевр Петербурга, красивейшее здание Северной столицы. Роскошь, великолепие и изящество дворца соперничают с его скандальной славой. В подвале здания произошло убийство Григория Распутина, фаворита царя Николая II, которое обросло мистическими и загадочными подробностями.
Князья Юсуповы – старинные владельцы дворца
В старой части Петербурга на набережной реки Мойки стоит величественный дом, история которого начинается в XVIII веке. Это Юсуповский дворец – частный особняк, в котором жило 5 поколений аристократического рода князей Юсуповых с 1830 по 1917 годы.
Владельцы 57 дворцов, они превратили здание на Мойке в место, которое по великолепию можно сравнить только с императорской резиденцией.
Потомки правителей Орды, перешедшие на службу русскому престолу при царе Иоанне Грозном, обладали несметным богатством и принадлежали к элите России. Хозяева дома-дворца были образованными людьми, любящими Россию.
Они собирали живопись и скульптуру, музыкальные инструменты, драгоценные камни и книги, художественные редкости. Князья Юсуповы всегда находились в центре столичной жизни. Их особняк показывает вкусы, пристрастия, фантазию владельцев, рассказывает о дворянской бытовой культуре.
Экскурс в прошлое дворца
Первоначально на месте Юсуповского дворца была построена деревянная усадьба Царевны Прасковьи Ивановны, племянницы Петра I. В 1830 году ее купил князь Борис Николаевич Юсупов. После убийства в декабре 1916 года Г. Распутина дворец превратили в немецкое консульство. В 1925 году его передали ленинградскому отделу просветительской работы. Это уберегло дворец от разорения в годы Гражданской войны.
В годы Великой Отечественной войны в залах размещался госпиталь. Здание пострадало от бомбежек и обстрелов. Глобальная реконструкция началась в 1943. После войны строение признали объектом государственного значения.
В 1960 году дворец получил статус памятника культуры Федерального значения. В 2000-е здание отреставрировали и превратили в культурный центр. Он соединяет просветительскую, экскурсионную, выставочную и концертную работу.
Создание архитектурного ансамбля
Создание дворцового ансамбля тянулось 200 лет. Князь Борис Юсупов в короткий срок превратил аварийное здание, приобретенное им в 1830 году, в роскошное место в Петербурге.
Царский размах реставрации
Реставрация проходила с царским размахом. Строители с помощью архитектора Михайлова заново переделали протяженный фасад. Парадный вход выделен колоннами с лепным гербом князей Юсуповых. Дому прибавили этажности и пристроили дополнительный трехэтажный корпус в восточную часть усадьбы.
Фасадом дворец Юсуповых выходит на набережную реки Мойки, во дворе – площадь, за которой лежит собственный сад, оформленный подстриженными деревьями, газонами, цветником.
Уюта добавляют фигурные пруды и каналы. Овальный двор обнесен стеной с воротами и колоннами. На месте сквозного проезда архитектор создал вестибюль с мраморной лестницей, которая выходила к реке на собственную набережную.
Зодчий превратил дом в роскошный дворец с парадными апартаментами, домашним театром на 180 мест и собственным музеем. В выставочных залах – художественная коллекция. На сцене домашнего театра Юсуповых выступали П. Виардо, М. Глинка, А. Даргомыжский, Ф. Лист, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Ф. Шопен.
Новые преобразования
После смерти князя Бориса Николаевича Юсупова новые владельцы дворца неоднократно его перестраивали. Архитектор Александр Степанов в 1890 году переоборудовал здание технически: электрифицировал, провел водяное отопление, водопровод и канализацию.
В 1881 году во дворце построена Покровская церковь. Новые хозяева украсили театр золоченой лепниной, расписанными плафонами. Вдоль главного фасада дворца протянулась анфилада из шести парадных залов и гостиных.
Отделывали помещения художники-декораторы, трудившиеся в Европе. По их замыслу, при оформлении дворца воплощены разные архитектурные стили. Изысканная простота залов контрастирует с пышностью убранства гостиных.
Мрамор везли из Италии, мебель, люстры, фарфор и ткани – из Франции. Жилые покои реконструированы в стиле рококо – утонченность и изысканность убранства восхищает. Отдельные комнаты оформлены в стиле русского классицизма, строгость и четкость во всем.
Интерьеры дворца
Во дворце 28 залов, оформленных в стилях русского ампира, неоклассицизма, неорококо. Лаконизм и монументальность, даже помпезность стиля ампир соседствует с игривостью и легкостью неорококо, придавая каждому залу неповторимость и изящество. Мода менялась быстро, и все веяния отразились в интерьерах.
Великолепная роспись, тонкая резьба, изящная лепнина – элементы разных стилей. Анфилада парадных гостиных – ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений. Ощущение простора и бесконечности создает то, что двери расположены на одной оси.
Убранство залов дополняет мебель, дорогие шелка, венецианские зеркала с деревянной резьбой и позолоченные люстры. Скульптуры, живописные полотна, предметы прикладного искусства, фарфор непринужденно вписываются в интерьер дворцовых залов.
Залы Юсуповского дворца
Внутренне убранство дворца поражает красотой и богатством, рассчитано на прием великосветских гостей, виртуозно оформлено с учетом модных тенденций архитектуры.
«Образчиком барской жизни в ее почти царском великолепии» назвал ансамбль дворца историк искусств Александр Бенуа. Юсуповский дворец – дом, в котором сохранились не только парадные апартаменты, но и роскошные покои семьи, хранящие тепло и обаяние владельцев.
Григорий Распутин – тайна
Юсуповский дворец хранит мрачную тайну – здесь зверски убит фаворит царя Григорий Распутин.
Выходец из крестьян, Григорий Ефимович Распутин приехал в Петербург в 1903 году и сразу же был представлен императорской чете, он стал другом и наставником императора. Человек, владеющий даром целительства, Распутин лечил больного гемофилией цесаревича Алексея. Старец влиял на царя и его супругу, пользовался безграничной властью при дворе.
Группа заговорщиков – князь Дмитрий Павлович, монархист Пуришкевич, офицер Сухотин, врач Лазоверт – во главе с хозяином дома Феликсом Юсуповым пригласили ничего не подозревающего Распутина в гости. Прием устроили в подвальном помещении. Угощали вином и пирожными с цианистым калием.
Здесь его подстрелили и еще живого бросили с Петровского моста под лед Невы. Распутина лишили жизни в ночь на 17 декабря 1916 года, за 2 месяца до отречения Николая II от власти.
Дворец-музей и современность
В здании размещены экспозиции быта аристократической семьи. Здесь проводятся:
Во дворце традиционно проводятся массовые мероприятия:
В доме Юсуповых по-прежнему работает театр, где ставят классические и современные пьесы, проходят концерты. Театральная труппа представляет интерактивные экспозиции. Популярна во дворце выставка «Убийство Распутина».
Туристы спускаются в подвал, где был убит фаворит императора. В тесном помещении с низкими сводами они видят восковые фигуры. Сидящий за столом с отравленным угощением Григорий Распутин и его убийца Феликс Юсупов создают эффект присутствия. Кажется, вот-вот Юсупов выстрелит в Распутина.
Юсуповский дворец в Петербурге на Мойке – уникальный архитектурный памятник XVIII – XX веков.