Я знаю то чего не знаешь ты mr freeman
Я знаю то, чего не знаешь ТЫ!
И это знание мне не даёт покоя
И вот осатанев от местной суеты
Я тяжким сном заснул. И мне привиделось такое.
Что описать, увы, не хватит слов
У всех философов всех видимых миров
Смотри в иллюминатор, видишь там:
Где некогда зиял горой смердящий хлам
Из грязи белых пятен, чёрных дыр
Вдали от склок людских и мыслей горделивых
Возник сверкающий чудесный новый мир
Архипелаг избранников счастливых
Я взор направил вниз: «О, фримен всемогущий
Никто кроме тебя не мог придумать лучше!»
В ультрамаринной мгле нейтральных вод
Для спутников с радарами невидим
Кочующий среди тропических широт
Плавучий город-сад расцвёл (как позже мы увидим)
Не сам собою, и не силой волшебства
По воле разума простого большинства!
Там всё, о чём так грезил ты в мечтах
Про что в фантастиках читал американских
Там, на левиафанах-поплавках
Под тенью супер-ветряков гигантских
Сама Гармония: сады, дворцы, аллеи
В садах плоды, на солнце – батареи!
На площадях счастливейший народ
Из всех, кто населял наш свет подлунный
Серьёзных дел вершит неспешный ход
По лицам видно, что народ здесь умный!
И сразу ясно: скоростной wi-fi
Был проведён бесплатно в этот рай!
И геликоптеров почти бесшумный рой
И цеппелины, что парят над головами
А вундервафли охраняют их покой
Врагу по полной, если что, влетит программе!
И рядом ферма, где подводных гадов многих
Разводит робот для питания двуногих
Я обомлел. Да что там, онемел!
Так кто не онемел бы от такого.
А супер-фримен на меня смотрел
Как я смотрю на хомячка любого!
Но в зенках хомячков я вижу только страх
А он любовь нашёл в моих очах.
Каких они в быту придерживались правил
Чтоб в этот райский уголок попасть?
Кто олигарх, что им поток финансовый направил?
Кто рулит тут, осуществляя власть?
Вопросов много, дай же мне ответы
План-схему дай, инструкции, советы!
Игра? Лото, блэкджек? Куда же ты, куда?
Прощай, забудь, проваливай.
Пора!
Я знаю то чего не знаешь ты mr freeman
— Здесь-то все понятно: ты пешка. И пешкой закончишь, если не сыграешь. Правила ясны: бери сколько дали, отдай сколько нужно, разницу себе. Вопрос в том, у кого какая разница.
— А ты всерьез намерен выиграть?
— А почему нет? Таких, как Я, много — мы и есть игроки. Потому что по одну сторону от нас реальное быдло, за которое думает телевизор, а по другую — та сила, которая нас самих считает говном и быдлом. В стойле хотят, чтобы мы о них заботились, но сами на себя давно уже болт забили и пальцем о палец не ударят. А у кого в руках реальная власть, давно стали богами, сидят настолько высоко, что не видят в нас ни серьезного врага, ни надежного друга. У них одна проблема — они не бессмертны. Остаемся только мы: где-то ты выгоден мне, где-то Я тебе. Каждый играет в свою игру.
— Ты думаешь, ты — игрок?
— Подражаю великим. Посмотри на власть. Они особо не церемонятся. Показывают народу несколько зажигательных спектаклей, раз в два месяца дают выпустить пар, выборы, поздравления с новым годом, построение нано-будущего, олимпийского царства и футбольного государства — пипл хавает и счастлив. Но когда у народа дыра в кармане и совсем жрать нечего, кто виноват? Тут уже не до водки с футболом, тут нужна жертва! И власть народу эту жертву, будь уверен, предоставит. Нас с тобой, понимаешь? Вот и получается такая игра: с одной стороны народ, которому насрать на себя, с другой власть, которой насрать на народ, а посередине мы с тобой, которые вроде как что-то должны, но кому и что — непонятно.
— Что ты мне тут сказки рассказываешь? Ты, может, выход знаешь, если такой умный?
— А вот выход, коллега, там же, где и вход: из игры пора валить! Ты посмотри: деньги у нас есть, а что толку? В стране этой делать нечего: здесь алкоголиков и дебилов больше, чем во всем мире людей. Экология ужасная, образования нет, нано-будущего — тоже. Тут без вариантов: валить и забыть, как страшный сон.
— Валить?! Да кто тебя отпустит?! Ты этот сон не забудешь, потому что он тебе никогда не даст проснуться. У нас есть деньги! Только чьи это деньги, подумай! Твои? Ха-ха! А ты можешь их потратить? Вывезти? Легализовать? Детям передать? Не обманывай себя, не будь народом. Ты в капкане, и он разожмет свою пасть только тогда, когда ты сдохнешь. Мы с тобой можем откупиться от уголовного дела, купить особнячок, машины, нанять детям дорогих репетиторов, но не больше. Ты будешь крутиться в колесе, век воли не видать, а система будет ехать. Давай теперь Я тебе сказочку расскажу, коллега. Жил-был один такой умный. Устроился на работу, обустроился и покатился себе тихонечко по жизни. Осмотрелся. Покатился побыстрее. Выделили бюджет — он его грамотно распределил, получил по правилам обратно. Ну, ты сам понимаешь: зачем строить забор за миллион, если можно гораздо дороже. Так он и крутился, по бумажкам все гладко выходило, где-то не вписывался, а где-то как по маслу. Раз поделился — от суда ушел. Два поделился — от проверки ушел. Так и пошло: где попадался — делился и уходил. И однажды решил: хватит. Я себе и детям заработал, рисковать не хочу, все меняется — выхожу из игры по-тихому. Надо деньги вывести и валить. «Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел, от гаишника, от прокурора, от налоговой ушел! От тебя, Лис, и подавно уйду!»
— Чё-чё? Отпустить его — чистый убыток для лиса. Он и остался. Лис прытких не любит. А тех, кто хочет выйти, — с ними не церемонится. Футболят из налоговой в прокуратуру, из Комитета в суд. Выпотрошат и закроют. Доигрался. колобок!
— А ты что молчишь? Алло, ты здесь вообще?
— Оставь его, он, кажется, спит.
— А что мне выступать? Вы вроде все по делу говорили. Я и не лез. Так вы чего хотите: выиграть или не проиграть?
— (одновременно) Выиграть! / Не проиграть!
— Неважно. Как можно выиграть или не проиграть в игре, правила которой постоянно меняются и меняются не вами? Я вам тоже одну историю напомню. Выросла репка большая-пребольшая. Начали ее дергать во все стороны, вытащить не могут. Репка трещит, но не вылезает. И тут один умник говорит: а давайте-ка вместе ее схватим и потянем в одну сторону. Схватились, тянут-потянут — вытащили репку! Сияет, как солнце, красивая и гладкая! Пока сидела репка — не доставалось никому, а как вытащили — всем хватило. Есть лишь один путь: договориться между собой и установить свои правила. Вот тогда и начнется НАША ИГРА!
Монолог о свободе. Mr. Freeman
Скажи, разве ты не чувствуешь, что вокруг все обычные, а ты – особенный? Помнишь, когда в детстве ты думал, что твои родители – ненастоящие родители, а ты – какой-то принц или прилетел из космоса? И тебя постоянно сопровождало ощущение, что вот-вот что-то случится и откроет правду? А правда в том, что ты – самое главное, что есть на Земле… И скоро к тебе начнут приходить люди, здороваться, протягивать руки, жадно ловить каждое слово, сказанное тобой… Тебе, конечно, все эти почести ни к чему… Но приятно, когда все вокруг знают кто ты такой на самом деле. Но время идёт… правда не открывается, и ты, инопланетный принц, живёшь в глубокой конспирации, но чувство, что ты – герой какого-то грандиозного фильма, где всё выстроено под тебя не покидает, правда? Оно и не покинет. Потому что это и есть – чувство реальности, такое, каким оно должно быть у адекватного человека. Куски чужих разговоров, картинки рекламы, заголовки в СМИ – всё складывается в какой-то единый паззл, в центре которого – ТЫ! И как тут не чувствовать себя избранным? Только кретин станет утверждать обратное!
И ВОТ ОН – Я, ЭТОТ КРЕТИН! И я говорю тебе: ты – Неизбранный! Ты – выдающееся «Ничего особенного», ярчайший представитель «Так себе», мистер «Everybody», СПОРИМ?! Подумай: что такого ты сделал, что навсегда изменило мир? Вот Эдисон придумал лампочку, кроманьонец – колесо, Будда – нирвану. На свете есть много людей, которые сделали вещи, которыми мы не просто пользуемся – это ключевые для цивилизации вещи. Убери их – и всё рухнет! Попробуй представить себе мир, в котором нет электрического света! Нет лампочек в подъездах, повсюду нассано, по улицам ходят люди с факелами; и фраза «город горел вечерними огнями» означает совсем не то, что сегодня. Нормально? А теперь представь, что наша цивилизация не додумалась до колеса! Что будет? Бензиновые санки с турбонадувом, лошади, гидросамолеты или человечество начнет расселяться не по поверхности планеты, а вглубь её. А лампочки то нет, только факелы. А под землей нефть и оттуда открытый огонь. Ну как, СКЛАДЫВАЕТСЯ картинка? Так что людей, которые сделали что-то действительно важное с большооой натяжкой ещё можно назвать избранными. Но тебя, прости. Ты-то вообще ЧТО здесь делаешь? Не сейчас а в целом – на земле? Какова твоя миссия, избранный? Да что там миссия. Что ты такого делаешь, чтобы хоть как-то оправдать своё присутствие на Земле? Давай поищем в твоей жизни следы великого. Вот ты проснулся. Вспомнил кто ты и что тебе сегодня надо делать, в тихом ужасе лежишь дальше… Смотришь на часы – ага, начал опаздывать. Встаёшь, в ванной делаешь свои большие дела, и, стараешься не особо встречаться с собой взглядом, потому что ты и так знаешь всё, что хочешь себе сказать. Скандалы с утра тебе не нужны. И всё. Время, которое принадлежит тебе, кончилось. Ты в офисе, человек разумный, венец природы, дитя богов и баловень судьбы. Смотри – как величественно ты скрепляешь степлером важные бумажки! Как осмысленно вбиваешь цифры и буквы в электронные таблицы. Но твоя божественная природа не умещается в тесные рамки унылого офиса. Ты избранный сидишь за какими-то нелепыми предложениями, отчётами, презентациями в то время как весь мир, затаив дыхание, уповает только на тебя! Ты чувствуешь весь жалкий абсурд того, что делаешь, и скоро недовольство вырастает в экзистенциальный бунт, бунт, бунт! БУ-У-УНТ. Ты прекращаешь работу и встаёшь из-за стола – довольно жалких булавок и цифр! ВЕДЬ ТЫ – БОГ. Ты решительно идёшь к кофеварке и наливаешь себе кофе, ты – Бог, всё – к чёрту! Кофе струйкой наливается в бумажный стаканчик, приятно обжигая руку теплом, а нос ароматом. Ты задумчиво встаёшь возле кофейного аппарата и напрягаешь все свои кривые мозговые кишки *пьёт кофе* глоток, ещё один… всё нормализуется… бунт постепенно утихает… И вот с последним глотком кофе, чары уже развеиваются… и ты семенишь к своему трону… Вперёд – за буковки и цифры. Весь мир ждал от тебя именно этого. А что ещё с тебя взять. Вечером ты еле живой вползаешь в свою нору, поешь, покакай, подрочи и ложись спать с чувством выполненного долга на сегодня. Красиво, нет? Ты задал жару! Так им! Ты ВСЕМ сегодня показал!
А во сне ты тихо умираешь. Потому что жив ты или мёртв – для мира не играет никакой роли. Ты даже не винтик системы, ты просто севшая на облицовку механизма пылинка, самое большое счастье которой длится с 8.15 до 8.17 вечера, когда попадает в тёплый солнечный луч света, расплавленного золотом. Ты умираешь… А завтра встаёшь снова и идёшь на работу. Потому что мёртвые – тоже избранные и тоже видят сны во сне… Ты умираешь, на твоё место кладут другого, кому вживляют твои воспоминания – это стандартные воспоминания стандартного человека, он – не ты, но считает себя тобой. Да и ты – не ты. Тебе только кажется, что ты – кто-то, кого на самом деле давно нет. А может быть, и никогда и не было. Просто это прикольно – смотреть сверху, как бессмысленный кусок мяса мается от того какой он феерически избранный! Аминь.
И знаешь что? Ведь даже сейчас – угадывая каждое слово и узнавая каждую деталь ДАЖЕ СЕЙЧАС ты считаешь, что я говорю о ком-то другом. Уж кто-кто, а ты-то не пальцем делан, и всё, что тут рассказывает мистер Фримэн – во многом верно, местами круто, но уж точно не про тебя! Неееет, я-то – совсем другой, даа… Я как бы… это… особенный! Я в натуре избранный! Йоу! А знаешь, ведь есть средство показать тебе твою обычность. Оно не совсем честное, немножко грязное, и ты точно этого не ожидал. И, вообще-то говоря, ты заплатил за это шоу деньги, а значит мистер Фримен уже должен тебе ведёрко попкорна, кусок удовольствия и упаковку впечатлений! А мне вообще-то безразлично, что считаешь ты. Я, выражаясь предметно, вообще тебя не вижу, и не слышу, и не знаю есть ты здесь, или покурить вышел. Мне всё равно, что ты обо мне думаешь, сколько тебе лет, сколько ты стоишь, о чём мечтаешь уже десяток лет, так и не решаясь сделать первый шаг к мечте. Ты для меня вообще нииикто. Тебя уже нет. И поэтому эксперимент, который я тебе предлагаю, меня устраивает. Он может не понравиться ТЕБЕ, но скажи – разве твоё мнение по-настоящему волнует хоть кого-то на этой Земле? А?
От абсолютной свободы отделяет только одно – твоя ИЗБРАННОСТЬ. А для абсолютной свободы необходимо потерять абсолютно всё. Свобода гораздо круче избранности. Хоть и во много раз страшнее. И чтобы стать свободными…
Вам придётся вкусить свою НЕ-избранность во всей её неприглядной красоте…
Зеркальный куб и ты внутри с фонариком. Есть свет, но он поглощается тобой. Есть кто-то вокруг, но этот кто-то – ты. Есть чувство – что сейчас вот-вот что-то произойдёт, но не хватает сил… для фазового перехода. И тогда ты… сдаёшься… Ты падаешь на самое дно своего духа. Ты лежишь, и нет сил даже привстать немного, чтобы осмотреться. Вокруг тебя абсолютная тишина… Всё, что раньше тревожило и волновало тебя — не важно… *стук сердца* Ты понимаешь – это конец. *стук сердца стихает* И именно в этот момент, когда истрачены все жизненные силы и выпиты все жизненные соки, смысл начинает приходить изнутри. Ответы на все твои вопросы вдруг, сами, словно пот, начинают проступать медленно и обильно. Их невозможно остановить. Их невозможно забыть. Их нельзя понять… нельзя передать словами….
И вот тогда ты становишься свободным. Ты уже не думаешь о завтрашнем дне… Живёшь внутренней Вечностью. Ты живёшь. Живёшь будто нет ни сейчас, ни вчера, ни завтра, ни потом, ни когда-либо. Есть только Всегда. И что бы ты ни делал, ты всегда всё будешь делать правильно. Потому, что это твой, персональный, особенный путь к просветлению. И как бы ты ни шёл, ты никогда не оступишься, потому, что это – твой путь. И каждый шаг – верный. Потому что сначала шаг, а потом – дорога. Только так и никогда – иначе. Все твои вопросы всегда получат верный ответ. Потому, что там, где говорит твоё вечное Я, начинается твоя уникальная свобода. И этот непостижимый, прекрасный путь, на котором ты становишься единственно возможной частью этого великого мира. Путь неизбежный? Сколько бы ты ни искал его, ты всегда на нём. Потому, что ничего другого у тебя нет. _Я_ — это твоя свобода. _Я_ — это твоя избранность. _Я_ — это твоё чудо и спасение.
А теперь уходи. И, выходя, посмотри на небо. Забудь всё, о чём я тебе говорил.
Пролетают за окном очередные сутки,
Я не сплю, я залип в какой-то странной мутке,
Сижу дома, никуда не выхожу и снова
Вживаюсь в роль интернет-рулевого.
Бороздя просторы всемирной паутины,
Я не признаю, что мой мозг вязнет в тине,
Как прав был Баста про иллюзорность страниц,
Про то, как грузим аватары из красивых лиц.
Однажды поздней ночью я смотрел Mr. Freeman-а,
И так увлекся, что внутри вдруг что-то переклинило,
Я отвожу взгляд на дверь, и вижу на пороге
Стоит Mr. Freeman, и вытирает ноги.
«Тук-тук, привет, парнишка! Как дела? Как поживаешь?
Скажи мне, все ли ты от этой жизни получаешь?», –
Спросил он вдруг, и подошел ко мне чуть-чуть поближе,
И произнес: «В твоих глазах я ничего не вижу. «.
«Скажи кто ты? Кто ты есть?
Скажи кто ты? Кто ты есть?
Если не хочешь найти ответ, продолжай, исчезай, и тебя не заметить.
Скажи зачем ты здесь?
Скажи зачем ты здесь?
Я не знаю, что нужно тебе, чтоб на эти вопросы ответить.»
«Может куча бабла, может слава,
Может телок побольше и тачек немало,
Дай подумать. может даже,
Чтобы твоя песня была в продаже,
Или просто работать на дядю и не париться,
Может это все, с чем ты можешь справиться,
Я не знаю, смотри сам, это жизнь твоя,
Я просто говорю с экрана, настоящий лишь я!».
«Скажи кто ты? Кто ты есть?
Скажи кто ты? Кто ты есть?
Если не хочешь найти ответ, продолжай, исчезай, и тебя не заметить.
Скажи зачем ты здесь?
Скажи зачем ты здесь?
Я не знаю, что нужно тебе, чтоб на эти вопросы ответить.»
И Mr. Freeman снова продолжает рассуждать:
«Ты знаешь, я хочу всего лишь тебя понять,
О да, конечно, у нас у всех свои проблемы,
Кто-то бухает день за днем, забыв про свои цели,
А кто-то год от года, завезавшись в крепкий узел,
Сам от себя бежит в пластмассовый мирок иллюзий,
Пойми, мой друг, я лишь хочу, чтоб ты нашел,
Свободы ключ, который к тебе подошел бы.
И ты б открыл в себе, все то, что было скрыто вовсе,
Той серой пылью неуверенности, страха, злости,
Ты понял бы тогда, что mind твой намного шире,
Твои идеи не дохли бы в твоей квартире.
Ты бы очнулся от спячки от пустых снов,
И снял бы маску правды, под которой лживость слов,
Наверх бы шел, а не катился камнем под откос,
И ты бы с легкостью нашел ответ на мой вопрос!»
«Скажи кто ты? Кто ты есть?
Скажи кто ты? Кто ты есть?
Если не хочешь найти ответ, продолжай, исчезай, и тебя не заметить.
Скажи зачем ты здесь?
Скажи зачем ты здесь?
Я не знаю, что нужно тебе, чтоб на эти вопросы ответить.
Опасная правда Зачем воскрес Mr. Freeman, заставивший многих задуматься о смысле жизни
Кадр: видео YouTube
В четверг, 18 мая, легенда Рунета Mr. Freeman неожиданно выпустил первый за несколько лет анимационный ролик. В свое время проект наделал немало шума, заставив многих задуматься о смысле жизни и породив много конспирологических теорий. «Лента.ру» вспомнила историю персонажа, пообщалась с его создателями и выяснила, зачем он вернулся.
«Мне всегда есть, что сказать»
В день, когда верившие в пророчество Майя ожидали конца света и пытались притащить побольше еды в бункеры, в эфире «Контр-ТВ» продюсер Павел Мунтян, режиссеры Владимир Пономарев и Анатолий Доброжан, а также голос персонажа, актер Вадим Демчог официально признали, что именно они делают философский анимационный проект Mr. Freeman. К тому моменту персонаж был одним из самых популярных анимационных героев Рунета: 35 миллионов просмотров, уступал разве что «Маше и медведю». Вполне ожидаемо, ведь нет аудитории благодарнее двухлетних детей. Монологи Фримана же были рассчитаны на несколько другого зрителя.
«Контр-ТВ» просуществовал меньше года и закрылся, Мунтян перевез выпускавшую ролики студию Toonbox из Москвы на Кипр. Закончился даже казавшийся вечным сериал ТНТ «Интерны», где Вадим Демчог играл одну из главных ролей. После интервью, где авторы проекта рассказали о планах на второй сезон с обновленной концепцией, вышла только одна полноценная серия (3 июня 2014 года — «Part 60»). Mr.Freeman замолчал. Казалось, навсегда.
Кадр: видео YouTube
Поклонники еще долго строили конспирологические теории и гадали, то ли Mr. Freeman слишком много болтал, то ли просто сказал все, что хотел. Оппозиционность ряда эпизодов даже породила слухи о том, что Фримана закрыли по указанию сверху. Со временем шум вокруг героя-правдоруба поутих. Студия занималась развитием других проектов. Фанаты, немного погрустив, переключились на обсуждение более актуальных проблем.
И вот 18 мая 2017 года Mr. Freeman воскрес. В первых кадрах новой четырехминутной серии черно-белый человечек с зашитым ртом оживает и, обращаясь ко всем, произносит: «Вы заметили, что происходит со словами?»
«Ваша жизнь — сплошное вранье»
Он появился на свет в 2009 году и сразу вызвал множество споров. Его обожали, его ненавидели. Чтобы привлечь аудиторию, авторы проекта воспользовались нехитрым приемом: герой часто оскорблял зрителей, облекая свою позицию в форму «неприятной правды». Сегодня бесконечные разговоры о «выходе из зоны комфорта» кажутся пережитком прошлого, но восемь лет назад многие считали, что в речах Фримана скрыто некое откровение.
Интерес подогревало и то, что было непонятно, кто стоит за этим проектом. Вадим Демчог и Павел Мунтян, чьи имена всплывали еще в 2010 году, утверждали, что участвовали только в создании первых трех эпизодов, а затем были отстранены. Руководитель «Студии трейлеров» Иннокентий Скирневский в вышедшем в мае 2010 года подкасте «Рунетологии» подтверждал их версию и намекал на «неизвестного заказчика», который якобы заинтересован в создании сериала.
Но у виральности персонажа была и другая причина: проект сильно напоминал АРГ (игру в альтернативной реальности). Каждая серия, казалось, содержала 25-й кадр — подсказку или кусочек головоломки. Повторялись цифры, знаки, символы, и, что еще важнее, происходящее на экране создавало ощущение интерактивности: герой словно отвечал на комментарии и споры зрителей. В результате поклонники искали логику даже в авторской нумерации роликов.
Кадр: видео YouTube
Сериал, действительно был буквально переполнен аллюзиями: от простых визуальных ссылок на «Маленького принца» до прямого и опосредованного цитирования Ницше, Евангелия, Корана, артхаусных фильмов и современной музыки. Цифры Майя, Каббала, Густав Климт, пластилиновая компьютерная игра «Небывальщина», намеки на буддизм, бренды, «Матрица», «Алиса в стране чудес» — каждую серию можно было препарировать до бесконечности.
Фриман цитировал все подряд, не гнушался самоцитирования и запутывал поклонников все больше и больше. Объединял все эти загадки и философские высказывания сам персонаж — его характер, речевое поведение.
«Манера общения Фримана строится на очень простом принципе: любой человек должен видеть и понимать эти монологи на своем уровне. Но каждому должно быть что-то близко и понятно, то есть разговор на равных, будь ты быдло или профессор, будь ты мент или оппозиционер», — в беседе с «Лентой.ру» рассказывает Павел Мунтян.
«Я и есть само событие»
Автор искусно создавали ощущение, что проект живет своей жизнью. В роликах не было ни рекламы, ни агитации. И хотя намеки на политическую позицию «Свободного человека» можно было разглядеть почти сразу, основной политический манифест нарисованный герой произнес лишь спустя два года после запуcка. Эпизод, обозначенный как «Part-001», был опубликован 11 октября 2011 за несколько месяцев до начала протестов на Болотной площади.
Фриман впервые обратился не к зрителю, а к публичной фигуре — действующему президенту Медведеву. Через месяц последовало продолжение, на этот раз куда более абстрактное. Измененный голос, обычно интерпретируемый как «глас народа», предлагал всем договориться, чтобы изменить правила игры. Как и во всех остальных «месседжах» Фримана, о чем конкретно шла речь, можно было лишь догадываться.
Кадр: видео YouTube
«Фриман вообще не про политику. Совсем. Но если человек в монологе «Совесть» видит только политические образы, значит, он уже болен этой темой и дальше нее просто не видит», — отмечает Павел Мунтян.
«Деньги — это бог»
Разговоры о том, кто платит за «месседжи» Фримана, велись с его первого монолога. В одном из интервью Мунтян обмолвился, что секунда видео стоит около 100 долларов. Деньги всегда порождают пересуды, а флер таинственности, окутывающий персонажа, усилили их в десятки раз. Заказчиками проекта считали то «башни Кремля», то всесильного в те годы «серого кардинала» Владислава Суркова (в качестве аргумента, например, упоминалось то, что дни рождения Фримана и Суркова совпадают), то оппозицию, то бизнес, то влиятельные иностранные круги. Разоблачители не упоминали разве что Ходорковского и то потому, что в те времена он находился в тюрьме.
А реальная зацепка была всего одна: 31 марта 2011 года в 18:30 на сайте проекта появилось видео Walking on by. Огромный Фриман тяжелыми шагами шел по Москве, а затем вырвал из здания Mirax Plaza сердце и вставил его себе. И тогда же погасло десятиметровое сердце — символ рекламной компании Mirax «Сердце города», которое «билось» в этом здании два года.
На сайте видео помечено как «Фан-арт», однако позже авторы проекта признали, что ролик сделали именно они.
«История с Сергеем Полонским — это не уникальная ситуация, она повторялась и с другими людьми. Если к нам приходят меценаты, мы рады любой помощи. С другой стороны, работа с Полонским была просто фантастическим опытом! Это потрясающий человек, который ради созидательной идеи готов на многое. Но и он никогда не ставил нам задачи делать что-либо конкретно для него, мы всегда все делали на свое усмотрение. Ролик, где Фриман забирает «сердце бизнеса» из небоскреба Mirax был нашей идеей, а вот остановить биение во время презентации Сергей придумал уже после того, как ролик был готов.
Кадр: видео YouTube
«Фримана не покупают как бренд, боятся. Бизнес весь запуган. Поэтому это некоммерческий проект. Но он никогда и не делался для денег. Это чисто идеологическая история, про смыслы, про потребность делиться знаниями, про желание созидать, про поиск единомышленников. Это будет неправда, если сказать, что Фриман — сплошной убыток. Нет. Его поддерживают деньгами друзья проекта, те же меценаты. Компания «Просто Тойз» выпустила виниловые скульптуры, издательство «Весь» — карты антитаро и «Книгу Живых». К тому же Фриман дал нам много людей, с которыми мы синхронизированы и которые нам близки по духу», — считает Павел Мунтян.
«И не стоит бояться этого светлого будущего»
На сегодня у канала Mr. Freeman в YouTube 73 миллиона просмотров и 638 тысяч подписчиков. По словам Мунтяна, всего в первой части планируется 65 видеообращений, пока вышло двадцать одно. Но о регулярности и перспективах говорить сложно.
«Фриман сам, по сути, определяет, когда сериям выходить. Мы часто хотим одного, а по факту случается совсем иначе, не так как ожидали. Но никогда не было такого, чтобы эпизод появился не в свое время. И вообще, этот персонаж живет совершенно самостоятельной жизнью. Нам кажется, что мы вкладываем одни смыслы, а потом сами же видим, что смыслы другие, и Фриман вскрывает слои, которые глубже тех, которые хотелось затронуть. Я человек, не склонный к мистике, но тут работают такие энергии, которые рациональный мозг может назвать лишь чередой случайных совпадений. При этом перечень этих совпадений огромен», — рассказывает создатель проекта.
Опасения многих, что в изменившемся за несколько лет молчания Фримана обществе риторика героя окажется слишком неуместной, Мунтян не разделяет.
«Общество на самом деле не изменилось. В России люди просто запуганы силовиками. Страшно стало выражать свою позицию, быть более ярким или более активным, чем другие, чем масса. Даже, вон, в светском якобы государстве судят за то, что человек отрицает бога. Судят за все подряд уже. Ничего нельзя, даже в метро требуют разрешение на ношение наклейки на сумке. Это все страшные признаки. Говорить, что общество успокоилось, что ему требуется тишина и деликатное общение полунамеками, нельзя. Оно запугано, и ему нужна поддержка», — отмечает он.
«Пост, лайк, коммент»
В интервью «Контр-ТВ» Вадим Демчог говорил, что персонаж — уже «существо вневременное». Сам же герой, в одной из серий назвал себя «самым известным долгожителем из всех вирусных реклам». И это действительно так. За два дня новое видео собрало 1,7 миллиона просмотров, так что интерес к проекту точно не угасает.
В последнем эпизоде «Совесть» Фриман призывает зрителей помолчать и небезосновательно обвиняет людей в том, что вся их жизнь — круг «пост, лайк, коммент». Но именно современный мир, технологии и те самые посты и лайки поддерживают жизнь в нарисованном человечке. Без них он просто не смог бы существовать.
Кадр: видео YouTube
Несомненно одно: так или иначе Фриман заставляет задуматься, пытаться считывать «послания» и расширять кругозор. С его позицией можно спорить, но этому черно-белому человечку не откажешь в последовательности. В мире, где люди через день меняют идеалы, такой герой выглядит островком стабильности. Тем не менее, по словам создателей, сам персонаж готов меняться.
Если кто-то из зрителей Фримана открывает глаза и сердце после его монологов, а я знаю, что такие есть, значит, персонаж свою задачу выполнил. Чтобы начать лечиться, нужно понять, что ты болен. Глобально общество нездорово. Все, что происходит вокруг, лишь подтверждает сказанное, но тренд замалчивать проблемы — это плохой признак. Похоже на то, как смертельно больному говорят, что все будет хорошо и он скоро поедет на море отдыхать, но даже не начинают лечить, а он во всю эту лапшу верит и не может понять, почему ему так хреново, ведь кругом же шарики, веселая музыка и салат с крабовыми палочками. », — подытоживает Мунтян.