Я знаю что ничего не знаю принцип педагогической техники
Принципы педагогической техники.
— Видишь – вот нить. Незатейливая вещь, не так ли? – Так. – А вот обычный узел. Ты ведь уже видел такие? – Да. А теперь мы с тобой перевяжем нить узлами – вот так. И получилась сеть. С ней мы можем ловить рыбу или сделать заграду, изготовить гамак или придумать что-нибудь ещё. Видишь какая польза только от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе? – Да.
Приёмы педагогической техники – сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.
А теперь познакомимся с основными принципами педтехники. Их всего пять. Это немного, но на то они и принципы. Это каждый из них реализуется с помощью гаммы конкретных приёмов.
ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА
Формулировка: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!
Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Вот только некоторые примеры свободного выбора: «В.Ф. Шаталов задаёт ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у С.Н. Лысенковой дети выбирают, какие трудные слова учительница должна написать на доске; И.П. Волков даёт ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить из этого материала.»
Конечно, перечень приемов можно значительно расширить. В этом мы ещё убедимся.
Формулировка 1: не только давать знания – но ещё и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
Нет, не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов – главное достояние школьника! Единственно оправданный и симпатичный вид жадности – жадность к познанию и саморазвитию. Вот его настоящее достояние! Ибо «образование не достигает точки насыщения».
И ещё момент. Какие задачи решают в школе? Так называемые «закрытые» задачи, то есть точное условие (из пункта А в пункт Б…), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (как найти себе работу? спутника жизни? как увеличить прибыль предприятия? уменьшить вероятность аварии?…), разные пути решения, набор вероятных ответов. В этот зазор – между задачами школярски закрытыми и жизненными, открытыми – зачастую проваливаются интерес учеников, и, соответственно, наши образовательные усилия.
Формулировка 2: использовать открытые задачи
(см. приложение 2 «В творческих задачах, с. 77)
Благо, как показывает наш опыт и эта книга, такие задачи могут быть найдены, подобраны, разработаны в любых учебных предметах (см. приложение 2 разделы «Россыпь задач» и «Проект: новые задачи», с.80-83).
ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Доказательства? Да вспомним хотя бы выпускника педвуза, впервые пришедшего в класс. Его знания по дидактике, методике не были пропущены через деятельность, отлиты в рабочие приёмы педтехники. И результат такой подготовки известен.
Формулировка: организовывать освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов преимущественно в форме деятельности.
Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного сырья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, школа работает процентов на девяносто в холостом режиме.
Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применяемости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах…
ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
` Формулировка: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше в ней механизмов обратной связи. Летчик в полёте отслеживает приборами ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет непредставим. Успешный урок тоже. Только учитель в уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания… Учитель не имеет «термометра настроения» или «высотомера понимания», но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.
ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ
& Идеальность – одно из ключевых понятий теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Психоаналитикам знаком принцип удовольствия, экономистам – принцип рентабельности, инженерам – принцип повышения коэффициента полезного действия (КПД). Суть всех этих принципов едина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами – затратами сил, нервов, времени, денег… Идеальность действия (или, если хотите, его КПД) тем выше, чем больше польза и чем меньше затраты. В применении к педагогической технике это означает, что некоторые приемы и технологии были отброшены, несмотря на их полезность. Отброшены из-за низкой идеальности, то есть либо слишком много сил учителя они требовали для своего воплощения, либо слишком редких качеств. Наш идеал – чтобы учитель не уставал, не вырабатывал эффективности своего труда! Наверное наш идеал, как и всякий другой идеал недостижим. Но стремится к нему полезно.
Формулировка: максимально использовать возможности знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
Чем больше активность самоорганизации учеников, тем выше идеальность обучающего и управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ узнать что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят её подкрепить. А ещё принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они САМИ обучают друг друга.
И последнее. Однажды Джейн Поли, ведущая программы новостей одного из телеканалов США, сказала: «Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете выделывать высоко на проволоке более сложные трюки» Сетка, сеть – образ, с которого мы начали. Приемы педагогической техники – сеть. А результат – хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.
Слово педагога
Автор: Овчаренко Елена Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ «СОШ №23»
Населённый пункт: п.Айхал,Мирнинский район,РС(Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: «Принципы педагогической техники»
Раздел: среднее образование
Принципы педагогической техники
Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть много хороших
профессионалов, которые пользуются своими приемами, секретами, хитростями…
Приемы педагогической техники – своеобразная сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь
в нечто целое, в систему. И вся эта гамма конкретных приемов основывается на пяти основных
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
1. Принцип свободы выбора
Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Но среди них есть одна безоговорочная
для каждого человека – свобода! Никто из нас не любит навязанные действия, чужие решения,
отсутствие выбора. Особенно этого не любят дети.
Вывод: в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора. Но
с одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной
ответственностью за свой выбор.
Пример: 1) ученикам задается много заданий (массив), они сами выбирают для решения любые из
них; 2) дети сами выбирают, какие трудные слова и термины учитель выписывает на доске для
объяснения; 3) при повторении пройденного материала дети сами выбирают разделы тем, блоки
2. Принцип открытости
учиться нужно на протяжении всей жизни.
Вывод: не только давать знания, но и показывать их “границы”, сталкивать ученика с проблемами,
решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Единственно оправданный и
симпатичный вид жадности – жадность к познанию и саморазвитию. Вот его настоящее
достояние! Ибо “образование не достигает точки насыщения”.
Пример: 1) сделать уроки проблемными, с помощью “приемов удивления” вызвать неподдельный
интерес учащихся и … оставить вопрос открытым; 2) учебные задачи подбирать открытые,
имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условия, разные пути решения, набор
вероятных ответов – использовать открытые задачи.
3. Принцип деятельности
“Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную
Вывод: действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного
старья, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ,
пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания. Что значит работать со
знаниями? Говоря общими словами, это означает его применять, расширять и дополнять,
находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.
Пример: на каждом уроке ученик должен заниматься конкретной деятельностью, получать
реальный результат своей деятельности, потому что только через осознанную деятельность
человек учится чему-либо.
4. Принцип обратной связи
Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем
больше механизмов обратной связи в ней. Успешный урок тоже. Только учитель в ходе урока
отслеживает настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания… учитель
не имеет инструмента для замера настроения или уровня понимания, но зато у него есть набор
приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.
Вывод: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов
Пример: использовать на уроке все возможные приемы педагогической техники для
максимальной реализации принципа обратной связи.
5. Принцип идеальности (высокого КПД)
Идеальность – одно из ключевых понятий теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Существуют понятия – принцип удовольствия, принцип рентабельности, принцип повышения КПД.
Суть всех принципов едина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него
пользой, но и затратами – затратами сил, нервов, времени, денег… идеальность действия (или
КПД) тем выше, чем меньше затраты. В педагогике наш идеал – чтобы учитель не уставал, не
вырабатывался при самой высокой эффективности своего труда. Наверное, наш идеал, как и
всякий другой идеал недостижим. Но стремиться к нему полезно самому учителю.
Вывод: максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью
повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
Пример: чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего
и управляющего действия. Если грамотно согласовать содержание и формы обучения с
интересами школьников, то они тогда сами будут стремиться узнать, а что же дальше? Если
согласовать темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – они почувствуют
успешность и сами захотят ее закрепить. А если принцип предполагает активное вовлечение
учеников в управление коллективом, тогда они сами обучают друг друга.
Приемы педагогической техники – сеть. А результат – хорошо организованный труд учителя,
хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.
Способы повышения интереса к учебному материалу
1. Привлекательная цель (прием входа в урок, подачи новой темы и т.д.)
Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую
он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
Вывод: нельзя заинтересовать детей абстрактными для них понятиями. Ищите привлекательную
цель в сфере их непосредственных интересов, окружающей их жизни.
2. Удивляй! (Прием “Яркое пятно”)
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как
удивительное. Как его создавать?
Вывод: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится
удивительным. Учитель одновременно предъявляет противоречивые факты, теории, мнения,
чтобы вызвать недоумение ученика. Можно использовать загадки, сказки, анекдоты – любой
интригующий материал, связанный с темой урока (прием называется “яркое пятно”).
Пример: 1) при изучении романа “Обломов”: почему главный герой все время лежит, разве он
больной, старый? Это нормально, когда мужчина в расцвете лет все время лежит на диване?
Вопрос – имя – “обломовщина”. 2) Старушка волновалась о сестре, дочери. О сестре – сущ. ж.р.,
окончания разные? – Сегодня мы ответим на этот вопрос. Тема нашего урока…
3. Отсроченная отгадка
В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для
понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Загадку (удивительный
факт) можно дать в конце урока, чтобы с нее начать следующее занятие.
Вывод: яркие интригующие факты к конкретному уроку нужно собирать – вести картотеку учителя.
Можно использовать игру “Да-нетка”.
Пример: чем отличается молитва от покаяния? (Урок литературы)
4. Фантастическая добавка
Хочется удивить, да нечем… Вы можете перенести учебную ситуацию на фантастический лад:
перенести реального или литературного героя во времени, рассмотреть изучаемую ситуацию с
необычной точки зрения, придумать фантастический предмет, животное и т.д.
Вывод: чтобы сделать прием инструментальным, технологичным, желательно собрать картотеку
примеров его применения в различных учебных ситуациях.
Пример: представьте себе, что вы можете встретиться с Онегиным и Ленским за день до дуэли.
Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Разыграйте
Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее
предупреждаются об этом, иногда даже можно подсказать “опасные места” жестом, мимикой.
Научите детей мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно
Вывод: Приучаем учащихся мгновенно реагировать на ошибки. Поощряйте внимание и готовность
вмешаться. Когда ученик нашел ошибку, не спешите сразу ее исправить, пусть прозвучит
доказательство правоты. Планируя ошибку – планируйте и ее убедительность. Учитель добивается
этим приемом понимания учащимися “ошибкоопасного” места, а не механического запоминания.
Пример: 1) Тексты с ошибками могут быть приготовлены учениками старших классов; 2) учитель
доказывает заведомо ложную гипотезу, ученики находят контраргументы; 3) ученик может
6. Практичность теории (практикоориентированность)
Введение в проект урока практических учебных задач, подтверждающих, закрепляющих
изучаемый теоретический материал.
Вывод: если ребенок не решает какую-то личную проблему, то никакой практической мотивации
не будет. Дело учителя – подсказать, какую личную проблему практически сможет решить
Пример: написать письмо, сочинить стихотворение, сделать рисунок, спроектировать что-то и т.д.
Методика обучения искусству слушать и задавать вопросы реализовывается на пресс-
конференции (можно проводить интегрированные).
Вывод: учитель намеренно неполно раскрывает тему конференции, предложив ученикам задать
дораскрывающие ее вопросы. Заранее предупредить учащихся, что вопросы могут быть
репродуктивными, расширяющими и развивающими.
Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известного.
Расширяющие вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не
претендуют на значительное усложнение знания.
Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.
Дополнительно можно провести конкурс на самый интересный, самый сложный (проблемный),
самый оригинальный, самый важный вопрос.
Хороший учитель не только дает прочные знания, но и показывает их границы.
Вывод: пусть на ваших уроках найдется место открытым проблемам: это мы изучили, а вот это, это
и это осталось за пределами нашей программы, вот этого я сама не знаю, а вот этого пока не знает
никто… Природная любознательность выживает только на открытом пространстве знаний.
Принципы педагогической техники
Проверено лично. Представляем книгу Анатолия Гина.
Школу делает школой учитель.
Учителя разные — ведь они вырастают из учеников.
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы — только это педагогические краски, этюды, приемы.
Вот учитель—мастер, виртуоз. Как по нотам играет он свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока.
Мастерство — это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немало настоящих профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы. Сильных педагогических приемов не так уж много — часто хороший профессионал активно пользуется всего двумя-тремя “секретами”.
Эта книга — сборник педагогических приемов. В нее вошли только те из них, которые технологичны и применимы в условиях обычной современной школы.
Книга-методика «Приёмы педагогической техники» Анатолия Гина адресована учителям-практикам и методистам независимо от предметной специализации. В ней содержатся апробированные и четко сформулированные приемы управления классом, поддержания дисциплины и внимания; технология организации традиционных и нетрадиционных форм работы на уроке, взаимопомощи учеников; приемы обеспечения эффективной проверки знаний и т. п., а также дидактические приемы: как заинтересовать учеников лекцией, нескучно повторить основной материал темы, поддержать интерес к учебной проблеме, научить грамотно строить свою речь при ответе и др. Кроме того, в ней раскрыты приемы организации труда учителя.
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
— Видишь — вот нить. Незатейливая вещь, не так ли? — Так.
— А вот обычный узел. Ты ведь уже видел такие? — Да. — А теперь
мы с тобой перевяжем нити узлами — вот так. И получилась сеть.
С ней мы можем ловить рыбу или сделать заграду, изготовить гамак
или придумать что-нибудь еще. Видишь, какая польза только от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе? — Да. Приемы педагогической техники — сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.
А теперь познакомимся с основными принципами педтехники.
Их всего пять. Это немного, но на то они и принципы. Зато каждый
из них реализуется с помощью гаммы конкретных приемов.
ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА
Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвертые. Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, — свобода! Никто из нас не любит навязанных действий, чуждых решений, отсутствия выбора.
И особенно не любят этого дети. Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Вот только некоторые примеры свободного выбора: “В. Ф. Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у С. Н. Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова
учительница должна написать на доске; И. П. Волков дает ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить и из какого материала” Конечно, перечень примеров можно значительно расширить. В этом мы еще убедимся.
ФОРМУЛИРОВКА: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием — право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!
ФОРМУЛИРОВКА 1: не только давать знания — но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
И еще один момент. Какие задачи решают в школе? Так называемые “закрытые” задачи, то есть имеющие точное условие (из пункта А в пункт Б. ), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (как найти себе работу? спутника жизни? как увеличить прибыль предприятия? уменьшить вероятность аварии. ), разные пути решения, набор вероятных ответов. В этот зазор — между задачами школярски-закрытыми и жизненными, открытыми — зачастую проваливаются интерес учеников и, соответственно, наши образовательные усилия.
ФОРМУЛИРОВКА 2: использовать в обучении открытые задачи. Благо, как показывают наш опыт и эта книга, такие задачи могут быть найдены, подобраны, разработаны в любых учебных предметах.
ФОРМУЛИРОВКА: освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.
Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, школа работает процентов на девяносто в холостом режиме. Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.
ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
ФОРМУЛИРОВКА: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Чем более развита система — техническая, экономическая, социальная или педагогическая, — тем больше в ней механизмов обратной связи. Летчик в полете отслеживает по приборам ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет немыслим. Успешный урок тоже. Только учитель на уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания. Учитель не имеет “термометра настроения” или “высотомера понимания”, но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.
ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ (высокого КПД)
ФОРМУЛИРОВКА: максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников — и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят ее подкрепить.
А еще принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они САМИ обучают друг друга.
И последнее. Однажды Джейн Поли, ведущая программы новостей одного из телеканалов США, сказала: “Хорошо организованная жизнь — это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете выделывать высоко на проволоке более сложные трюки” 1. Сетка, сеть — образ, с которого мы начали. Приемы педагогической техники — сеть. А результат — хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.
Принципы педагогической техники
Принципы педагогической техники – Видите – вот нить. Незатейливая вещь, не так ли? – Так. – А вот обычный узел. Вы ведь уже видели такие? – Да. – А теперь мы с вами перевяжем нити узлами – вот так. И получилась сеть. С ней мы можем ловить рыбу или сделать заграду, изготовить гамак или сделать что-нибудь еще. Видите, какая польза от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе? – Да.
Приемы педагогической техники – сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.
А теперь познакомимся с основными принципами педтехники. Их всего пять. Это немного, но на то они и принципы. Зато каждый из них реализуется с помощью гаммы конкретных приемов.
ПРИНЦИПЫ СВОБОДЫ ВЫБОРА.
Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, – свобода! Никто из нас не любит навязанных действий, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети.
ФОРМУЛИРОВКА: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!
Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Например: «В. Ф. Шаталов задает ученикам много
задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у С. Н. Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова учительница должна написать на доске; И. П. Волков дает ученикам только тему, а
учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить и из какого материала».
ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ
«Я знаю, что я ничего не знаю», – говорил мудрый грек. «Я хорошо знаю химию, литературу и историю», – звучит из уст благополучного выпускника школы. Печально. Печально то, что этот выпускник не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет сегодня школьник (и даже студент) границы своей информированности и уж совсем в тумане – границы познания наук. Откуда ж тогда взять любознательности, без которой всякое обучение – лишь воспитание исполнителей!
ФОРМУЛИРОВКА 1: не только давать знания – но и еще показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
Нет, не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов – главное достояние школьника! Единственный оправданный и симпатичный вид жадности – жадность к познанию и саморазвитию. Вот его настоящее достояние! Ибо «образование не достигает точки насыщения».
ФОРМУЛИРОВКА 2: использовать в обучении открытые задачи.
ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», – говорил академик Александр Львович Минц. А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность».
Доказательства? Да вспомним хотя бы выпускника педвуза, впервые пришедшего в класс. Его знания по дидактике, методике не были пропущены через деятельность, отлитые в рабочие приемы педтехники. И результат такой подготовки известен.
ФОРМУЛИРОВКА: освоения учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.
Действительно, чтобы знания становились инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с
Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, школа работает процентов на девяносто в холостом режиме.
Что значит работать со знаниями? Это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.
ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
ФОРМУЛИРОВКА: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, – тем больше в ней механизмов обратной связи. Летчик в полете отслеживает по приборам ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баке. Без этого успешный полет немыслим. Успешный урок тоже. Только учитель на уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания… Учитель не имеет «термометра настроения» или «высотомера понимания», но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.
ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ (высокого КПД)
Идеальность – одно из ключевых понятий теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Психоаналитикам знаком принцип удовольствия, экономистам – принцип рентабельности, инженерам – принцип повышения коэффициента полезного действия (КПД). Суть всех этих принципов едина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами – затратами сил, нервов, времени, денег… Идеальность действия (или, если хотите, его
КПД) тем выше, чем больше польза и чем меньше затраты. В применении к педагогической технике это означает, что некоторые приемы и технологии были отброшены, несмотря на их полезность. Наш идеал – чтобы учитель не уставал, не вырабатывался при самой высокой эффективности своего труда! Наверное, наш идеал, как и всякий другой идеал, недостижим. Но стремиться к нему полезно.
ФОРМУЛИРОВКА: максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования
Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнать: а что же дальше?
Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят ее подкрепить. А еще принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они САМИ обучают друг друга.
И последнее. Однажды Джейн Поли, ведущая программы новостей одного из телеканалов США, сказала: «Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете выделывать высоко на проволоке более сложные трюки» Сетка, сеть – образ, с которого мы начали. Приемы педагогической техники – сеть. А результат – хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.
На одном из методических фестивалей педагоги Москаленского лицея поделились приёмами педагогической техники.
Шелленберг Надежда Васильевна, учитель начальных классов, познакомила присутствующих с авторской программой по развитию речи в начальных классах, которую уже используют многие педагоги района.
Серых Анна Ивановна, учитель русского языка и литературы, продемонстрировала интересный методический приём «Лови ошибку».
Курдюмова Елена Васильевна, учитель истории, рассказала о приёмах, формах и методах работы, используемых на уроках с целью воспитания интереса к культуре и истории родного края, понимания необходимости сохранить культурные и исторические памятники.
Артамонова Лариса Владимировна, учитель математики, в своём выступлении: «Виртуальная школа: что это и зачем?» доказала присутствующим, что электронные издания стимулируют творческую деятельность учащихся, воспитывают навыки самоконтроля, изменяют роль ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.
Долинная Вера Павловна, учитель биологии, рассказала как она развивает мышление ребят на своих уроках.
Убедила в необходимости применения на уроках математики тестовых технологий Бадюк Ольга Ярославна.
О повышении интереса к изучению музыки и иностранного языка поведали Баранова Татьяна Александровна и Благодарная Елена Юрьевна.
Всегда активное участие в методических фестивалях принимают учителя начальных классов. И на этот раз
об уровнях и видах домашнего задания рассказала Суховая Людмила Борисовна.
Покорила всех присутствующих Каримова Алия Абаевна, учитель изобразительного искусства, выступив по теме: «Путь познания самого себя через изобразительное искусство». Ей был вручён приз зрительских симпатий.
Вот так в нашем лицее проходят методические фестивали.