Я знал что после отбоя обычно проводятся вожатская планерка
ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЧАС
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Для первых трех-четырех дней смены придумано название «организационный период». По отношению к нему существует педагогическое поверье: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена.»
Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием. Понапрасну люди говорить не будут. Поэтому об oргпериоде мы поговорим отдельно и очень подробно.
Как в любых человеческих отношениях, так и в ваших отношениях с детьми, многое зависит от первого впечатления. Поэтому к первой встрече с детьми необходимо подготовиться заранее.
МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР
Хорошо, если у вожатых вашего лагеря есть своя форма или хотя бы какие-то ее элементы. Можно заранее сделать себе красиво оформленные визитные карточки с вашими именами, чтобы дети не переспрашивали: «Как, как вас зовут?»
Чтобы избежать вопросов родителей, что взять с собой, сделайте заранее яркую табличку, с которой родители смогут списать эту информацию. Несколько смен белья, банные принадлежности, одежда для разной погоды и для дома. Если вы собираетесь научить детям делать какие-либо сувениры, если вы владеете искусством оригами, умеете вышивать или вязать, напишите, что для этого нужно взять с собой (ножницы, нитки, клей, цветную бумагу, фломастеры, краски, кисточки и т.д.). И если родители серьезно отнесутся к этой информации, то это поможет вам разнообразить жизнь ребят на смене. Также можно написать на отдельной табличке, где и когда вы собираетесь для отъезда в лагерь, чтобы не говорить об этом каждому В-отдельности. Адрес вашего лагеря необходим родителям, чтобы писать своим детям письма. Наверняка их заинтересует, как и когда можно будет приехать в лагерь, навестить детей. Постарайтесь уверенно и терпеливо отвечать на все вопросы родителей, ведь они очень беспокоятся, отправляя ребенка в лагерь. И если им перестанет казаться, что их ребенок будет бегать целый месяц без присмотра, не-умытый и голодный, значит, вы правильно себя вели.
ДОРОГА В ЛАГЕРЬ
Итак, детей вы уже видели на медосмотре. И, может быть, даже кого-то из них сможете узнать. И теперь со своей сумкой и яркой табличкой с номером отряда вы стоите у автобуса или у электрички и ждете прихода детей. Вы правильно сделали, что пришли раньше назначенного времени. Те, кто больше всех боялись опоздать, уже здесь. Вы приветливо встречаете детей, отмечаете их в своем списке, отвечаете на последние вопросы родителей. После команды на посадку ваш отряд во главе с вами организованно занимает свои места, расположив сумки и чемоданы так, чтобы они не мешали. И об этом, и о том, чтобы провожающие случайно не уехали с вами, примется позаботиться вам. Если вы едете в автобусе, не забудьте выяснить у ребят, кто из них плохо переносит этот вид транспорта. И в дороге не упускайте этих ребят из виду.
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой,
Шишечка с дырочкой,
В дырочку пар идет,
Пар идет в дырочку,
Дырочка в шишечке,
Шишечка в крышечке,
Крышечка в чайничке:
ЗАДАЧИ ОРГПЕРИОДА
ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГПЕРИОДА
— Сейчас мы с в ами отправимся в космос. У нас есть 5 космических кораблей. Каждый из вас вытянет билет на один и з них. (Все вытягивают заранее заготовленные «билеты» пяти разных цветов). А теперь займите свои места, сядьте по цветам. Мы летим на другую планету.
В ходе этого полета эк и пажи кораблей выполняют различные задания. После объявления очередного з адания не забудьте сказать, сколько времени в ы о тпускаете для его выполнения. Можно выбрать жюри и в конце игры объявить победителей и вручить призы.
Задания могут быть такими:
или метеорит (7-8 мин).
Не забудьте о том, что в первы й день ребятам наверняка понадоб и тся чуть больше времени на подготовку ко сну. Да и в обычные дни отводите на это не меньше получаса. Если вы задержите подготовку ка сну. наверняка задержится и отбой, и тогда вам очень трудно будет сделать его организованным.
Каждый день, проведенный ребенком в лагере, должен быть непохожим на другие. Вы должны постоянно придумывать что-то новое, н е давать им скучать. Пусть он и с первых же дней поймут, что им п р осто придется жить интересно. Если вы мужественно выдержите эти три дня, не надорвете г о лос, не упадете от недосыпания в обмор о к и успеете хотя бы по 3 минуты побеседовать с каждым ребенком, дальше у вас все пойдет, как по маслу.
Подъем. Зарядка. Завтрак.
Походы в столовую
Подготовка ко сну. Отбой
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА ПЕРВЫЙ ДЕНЬ СМЕНЫ
ДЕНЬ ЗАЕЗДА
9.00 Встреча вожатыху памятника Ленину (Финляндский вокзал). Подойти к администратору, получить табличку и информацию о рассадке по вагонам.
9 45 Встреча детей. Один вожатый держит табличку с номером отряда (позже это можно перепоручить ребенку). Второй вожатый по списку отмечает прибывших детей. Общается с родителями и детьми. Напоминает о бирках на сумках. Рассказывает правила поведения в дизеле. Предупреждает о том, что в дизеле нет туалета. Объясняет, что вещи до дизеля нужно донести самим, а от платформы лагеря вещи довезет машина. Сдает данные о количестве детей руководителю отъезда.
Во время поездки(можно и нужно): сверить детей по списку; поиграть в игры на знакомство; придумать кричалки; попеть песни; рассказать о лагере; провести анкетирование; познакомить с традициями и законами лагеря. А так же смотреть, чтобы дети не высовывались из форточек, не бегали по вагону, не выходили в тамбур, не мусорили (подготовить для этого заранее мешок для мусора). Для того, чтобы получить информацию о проживании необходимо сдать данные о количестве детей, а после сверить ее с количеством девочек и мальчиков. Так же, необходимо узнать о том, где будет находиться ваше отрядное место.
При подъезде к платформе: не выпускать детей раньше времени в тамбур; смотреть, чтобы они не вскакивали со своих мест; проверить, не забыли ли в вагоне вещи; собрать мусор.
Перед воротами нужно рассказать детям о первой традиции приветствовать лагерь. Хором, стоя под воротами, всем отрядом: ‘Здравствуй, Зеркальный!’ По поверью, насколько громко и дружно это скажет отряд, так пройдет у этого отряда и вся смена.
13.30 Первый оргхозсбор (см. памятку).
Расселение. Один вожатый подходит к комнате, называет ее номер, количество мест. Второй вожатый отбирает группу желающих и направляет в комнату. Дети берут сумки и заходят в комнату, оставляют сумки в комнатах и возвращаются на отрядное место. (Лучше всего, если о расселении вы подумаете и договоритесь с детьми еще в дизеле).
После расселениянеобходимо рассказать о правилах хранения вещей и продуктов, о требованиях санобхода, о рассадке и правилах поведения в столовой (кричалки и ‘зеркалятский стол’); напомнить о традициях, законах и правилах проживания в ‘Зеркальном’; выбрать дежкомов. Второй вожатый узнает в столовой о рассадке своего отряда; вместе с дежкомом проверяет то, как накрыты столы в столовой (пересчитает порции).
14.00 После обеда нужно дать время детям на распаковывание вещей. После этого один из вожатых вместе с детьми уносит пустые сумки на хранение в ‘чемоданную’. Другой вожатый помогает детям разложить вещи и проверяет порядок в комнатах. В этот же период у детей нужно собрать ценные вещи, справки СЭС, недостающие сведения, и, если дети привезли, свечки, фотографии, канцелярию и т.п.
‘Чемоданная’: Чтобы вещи не потерялись, бирки с фамилиями на них лучше не снимать, а все сумки положить строго на определенные полки, помня о том, что еще, по крайней мере, около восьми отрядов захотят расположить свои сумки в ‘чемоданной’.
14.30 (примерно) Обед.
Рассадка в столовой.После того, как прозвучало пожелание приятного аппетита, один вожатый становится в столовой около столов своего отряда и говорит, сколько человек нужно пригласить к этому столу. Другой вожатый вместе с отрядом находится у дверей столовой, отсчитывает нужное количество детей и отправляет их к первому вожатому. (Детям необходимо объяснить то, что за там, где они заняли место в первый раз, за тем столом они и будут сидеть всю смену на других приемах пищи).
Детям необходимо показать тележки и еще раз объяснить, куда ставить грязную посуду и о ‘самообслуживании’.
Во время обеда: один вожатый присматривает за детьми, выдает чеснок и другие порционные продукты и, если надо, помогает разливать суп по тарелкам. Второй вожатый готовит себе и напарнику место за вожатским столом: берет порции, приборы, кушает сам, а затем меняет напарника на посту. После обеда целесообразно провести сбор на отрядном месте в том числе и для того, чтобы рассказать о дальнейших планах.
15.00 Экскурсия.Перед уходом на экскурсию необходимо пересчитать детей. Один вожатый проводит экскурсию по лагерю для детей рассказывает о: главном и административном корпусе, медпункте, школе, танцплощадке, стадионе, линейке, теннисных кортах, летней базе, хоздомиках, домике моряка, роднике, летнюю столовую и т.д.
Другой вожатый в это время занимается оформлением документации (заполняет списки). Получает белье.
16.00 (примерно) Получение белья. Перед получением белья нужно рассказать, как заправляется белье. Объяснить детям, что белье выдается каждому лично в руки, под запись. Малышам помочь заправить кровати и проверить у всего отряда.
17.00 Игры на знакомство. Лучше, если все вожатые примут в них участие, так как это одна из первых встреч и первое знакомство со всем отрядом.
Ввод в смену. Рассказать о тематике смены, выбрать командира, название, девиз, эмблему отряда, придумать всевозможные ‘кричалки’. В это время можно провести КТД оргпериода.
18.30 Личное Время Человека (ЛВЧ).
19.00 Ужин.
19.30 Подготовка к огоньку. Возможный вариант: Один вожатый рассказывает о традициях огонька (не на о/м), в это время второй вожатый оформляет отрядное место (расставляет стулья, готовит свечи и пр.).
20.00 Огонек знакомства— стоит подготовить заранее. (Виды ‘огоньков’ можно посмотреть в методическом кабинете). В начале или в конце огонька обязательно проводится анализ дня: оценивается дежком и выбирается новый дежком; оценивается и комментируется день, рассказывается о традициях отбоя, о Светлане, происходит традиционное прощание.
22.00 Подготовка ко сну и Личное Время Гигиены (ЛВГ). Обязательно проверить, чтобы дети почистили зубы, вымыли ноги, компактно сложили одежду.
22.30 Колыбельная Светланы.
Один вожатый остается на отбое: следит за тишиной и дисциплиной, по мере засыпания закрывает двери в комнаты. Чтобы дети скорее засыпали можно тихо спеть песни под гитару, почитать легенды, сказки.
Второй вожатый идет на педсоветв ККЗ (с блокнотом и ручкой), записывает все, о чем будет идти речь. Нужно точно знать, сколько детей у него в отряде, сколько и когда еще приедет.
После педсовета напарники совместно пишут план на день, договариваются о режимных моментах. И:всем быстро и крепко спать! (но: после живительного душа и небольшого перекуса).
ПЕРВЫЙ ОРГХОЗСБОР (о чем не забыть сказать)
· Сменная обувь (место хранения в комнате).
· Что такое отрядное место.
· Где туалеты, умывальные комнаты.
· Три этажа, красная и синяя лестницы.
· Техника безопасности. Клещи.
· Ценные вещи, деньги.
· Питание и столовая.
· Комнаты, уборка, что где хранить.
· Как хранить продукты.
· Визитки на комнаты.
· Вешать плакаты только на дверь.
· Общий сбор на 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1.
· Аплодисменты тем, кто приходит на отрядное место.
· План на день (на сегодня, где будет висеть).
· Мы всегда должны знать, где дети.
· Где сушить вещи, полотенца.
· Как заправлять кровати.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА ВТОРОЙ ДЕНЬ
8.00 Подъем. Нужно проследить за тем, чтобы все дети проснулись и встали, надели спортивную одежду для выхода на улицу на зарядку.
8.15 Зарядка. Проводят физруки и вожатые.
8.30 Время Личной Гигиены, операция ‘Уют’— дети заправляют кровати, умываются, убирают комнаты, готовятся к выходу на завтрак; вожатые и дежкомы проверяют чистоту в комнатах.
9.00 Завтрак.
10.00 Начинается утренний санобход.
10.00 Работа по отрядным планам: прогулки, игры, знакомство с лагерем, спортивные игры, репетиции к вечернему выступлению. оформление отрядного места, КТД оргпериода и т.п.
До обеда нужно сдать документацию.
13.30 Обед.
14.00 ТВС (Тихое Время Суток).
15.00 Начинаются репетиции на сцене в ККЗ (по графику).
16.15 Полдник.
16.30 Вечерний санобход.
19.00 Ужин.
19.30 Подготовка к дружинному делу.
20.00 ‘Здравствуй, Зеркальный!’.
21.30 ВИСО (анализ дня, выборы дежкомов).
22.00 Подготовка ко сну.
22.30 Отбой.
Обычно в этот день проходят Линейка Открытия Смены, первый дружинный сбор ‘Здравствуй, Зеркальный!’.
Построение для выхода на линейку: вдоль главного корпуса со стороны озера, по нумерации отрядов, друг за другом, в колонну по 4 человека.
РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ
Подъем.Подъем в летнее время в 8.00. Необходимо придти на отряд за 5-10 минут до подъема, а тем, кто живет вместе с детьми, до подъема успеть привести себя в порядок. В первую очередь надо разбудить дежурных командиров (примерно за 5 минут до подъема), которые вместе с вами станут будить всех остальных детей. Будить детей надо ласково и нежно, без криков и громкой музыки. Не забудьте включить трансляцию. Полностью полагаться на дежкома не стоит, зайдите сами в каждую комнату, убедитесь, что все дети встали. Минут через пять пройдите снова по всем комнатам и, если кто-то еще не встал, настойчиво потребуйте, чтобы все поднялись. Так как в 8.15 уже начинается зарядка, а для этого надо одеться и выйти на улицу (перед главным корпусом или на стадион).
Ошибки:
Ошибки:
‘Бумеранг’- дети, выйдя из спальни, возвращаются туда за вещами после уборки и тем сводят её результаты к нулю.
Питание. На любой прием пищи дети идут, вымыв руки (и вожатый должен это проконтролировать и сам не забыть это сделать). Они строятся перед специальной чертой и ждут команды вожатого. Ни в коем случае не штурмуют столовую без него, не заходят с дежкомом, без команды вожатого. Дежурный командир за 5 минут пересчитывает порции, проверяет, хватает ли ложек, вилок, стаканов, хлеба или булки, стульев, чистые ли сами столы. Если чего-то не хватает, надо доставить на столы. Отряд заходит в столовую только в полном составе, все вместе, а не по частям. С первого же дня надо показать, что у нас недопустимо заходить в столовую по одному. И объяснить, что одна из главных причин та, что у нас выставляются порции по конкретному количеству человек, и не больше. Вожатый отвечает за то, что их количество совпадает с количеством детей в отряде. Если из каждого отряда дети будут забегать по одному, никто не знает, сколько порций можно не досчитаться. Не забудьте, что есть дети, которым может быть что-то противопоказано, что некоторые дети могут медленно есть. Обращайте внимание на качество еды! И от вас зависит нормальное состояние детских желудков. Следите, чтобы дети не выходили из-за стола, ничего не поев. Чтобы до еды они не отоваривались в ларьке. Не забудьте о традиции ‘чистого зеркалятского стола’. Немедленно пресекайте любые попытки кидаться едой, чем бы то ни было. Не забывайте напоминать детям, что с набитым ртом стараются не разговаривать. И в нашей столовой не кричат и не аплодируют.
Ошибки:
Завтрак. На завтрак обычно дают кашу и порционные блюда: сыр, колбасу, творожки, сырки и т.п. Ее получает вожатый на раздаче, обязательно пересчитывает, не отходя в зал, если не хватает, просит добавить порцию (необходимо помнить, что медпункт забирает порции для тех, кто в изоляторе). Если это порезанные сыр, колбаса и т.п., то надо взять вилку, которой вы будете раздавать продукты (а не руками).
Исповедь вожатого: тёмные стороны детского отдыха
Алкоголь
Но и вожатые, утверждающие что не позволяют себе ни капли, чаще всего кривят душой. Как-то я работал на одной смене с вожатыми из Томска, у которых было строгое правило: никакого алкоголя на работе. Их было 16 человек и ещё четверо нас, из Кузбасса. Так вот, мы вчетвером решили выпить пива (ночью, за территорией лагеря). Днём к нам подошёл один из томичей и шёпотом попросил разрешения составить нам компанию, «только другим нашим не говорите». Ещё через неделю мы неформально общались в компании трёх девушек из «непорочного» педотряда. И тоже «не дай бог наши узнают». Но на следующий день все вовремя вставали и спокойно работали. Но и тех, кто не пьёт вообще, тоже немало, не сомневайтесь.
Выпивающих воспитанников (если поймали) почти всегда вывозят из лагеря и сдают родителям за грубейшее нарушение режима. Но если у ребят просто находят алкоголь, то его изымают. В конце смены изъятое полагается вернуть. Но ведь заранее известно, что назад не возьмёт – вдруг родители узнают. Так что конфискат, как правило, достаётся вожатым в качестве бонуса. Пригождается для того, чтобы отметить окончание смены.
Курение
До того, как Минздрав окончательно «закрутил гайки», в некоторых лагерях были специальные «курилки» для детей. Кого-то это, наверное, шокирует, но я считаю, что всё было правильно. И никто меня не переубедит. Посудите сами: курить старшеклассники не бросили и сигареты в лагерь привезли (обыскивать сумки мы не имеем права). Но теперь они с этими сигаретами прячутся в самую чащу, иногда за территорией лагеря. Курить стало только интереснее – теперь это ещё и выражение протеста, и прятки в одном флаконе. А вожатый, не зная, где его подопечные, носится по лагерю и думает: поднимать уже тревогу или ещё поискать? Бороться с курением среди молодёжи, конечно, нужно. Но Минздрав, как всегда, сражается не с причиной, а со следствием.
Что касается вожатых, ничего не поменялось ещё с советских времён. Ребёнок не должен видеть тебя с сигаретой – это непреложное правило. Так что курильщики оборудуют себе укромное место за территорией лагеря. И ещё одно правило: если в вожатской паре оба курят, то «курилку» посещают по одному – бросать отряд нельзя.
Личная жизнь
Романы между вожатыми – это проблема. Ладно, если влюблённые готовы дотерпеть до ночи. Но некоторым любовь и страсть очень мешают работать. Будучи старшим вожатым, я всерьёз оценил размеры бедствия. Отряд предоставлен сам себе, оба вожатых с кем-то уединились (чаще всего это означает, что из работы выпали ещё два вожатых). И вот ты разыскиваешь их, рушишь романтику и проводишь репрессии. Работа в это время стоит, дети предоставлены сами себе.
Ну и наконец — романы «ребёнок-вожатый». Здесь всё просто: более страшного педагогического проступка не существует. Сталкивался с таким только один раз. Тогда мы тихо вывезли со смены девушку-вожатую, но было поздно – многие ребята уже рассказали эту историю своим родителям и нам задавали неприятные вопросы. Было очень стыдно.
Насилие
Ударить несовершеннолетнего – преступление. И современные дети об этом прекрасно знают. Так что повторять стартап Макаренко никому не советую. А для вожатого — преступление не только перед законом, но и перед профессией. Таким образом ты расписываешься в собственном педагогическом бессилии. Даже если наглый щенок откровенно и регулярно хамит, о насилии нельзя даже помышлять, нужно ставить на место словами. Лучше всего сразу попытаться найти общий язык – это возможно почти всегда. Не буду скрывать, сам я один раз всё же не удержался. Воспитанник, по простоте душевной, швырнул в отрядный костёр баллончик с остатками дезодоранта. Громыхнуло знатно, костёр подбросило. Я, не задумываясь, отвесил подростку нехилую затрещину. Потом, когда выяснилось, что никого не задело, стало очень стыдно. Перед отбоем мы пообщались с глазу на глаз и друг перед другом извинились. Родителей парень подключать не стал.
Драки среди воспитанников нужно пресекать быстро и жёстко. Любой синяк, любая ссадина должны быть расследованы до мелочей. В лагере редко сходятся равные бойцы, чаще всего это не поединок, а избиение. А у того, кто слабее, ближе тебя в этот момент никого нет. А если не заметить или затянуть с разбирательствами, ребёнок может получить уже моральную травму. Нельзя успокаиваться, если он говорит «сам ударился» — правду нужно узнать обязательно. Если избили сильно – необходимо настаивать на вывозе виновников из лагеря. Если бьют регулярно – то же самое. Это законно и стоимость путёвки лагерю возмещать не придётся. Пусть родители сами решают, что с ними делать, раз уж не научили культурному общению.
Ответственность и безопасность
Объём ответственности у вожатого просто огромный! Судите сами – в отряде от 20 до 30 детей и вы отвечаете за них круглые сутки. Что бы с ними ни случилось, виноваты будете только вы и никто другой. А случиться может многое. Даже самый современный лагерь – это сплошные опасности. Самое простое — деревья, окна и балконы, откуда можно упасть, или древесные корни, о которые можно споткнуться. Результат непредсказуем – от лёгких ушибов и царапин до того, о чём не хочется даже думать. И в случае любой травмы родители имеют полное право подать в суд лично на вас.
В моей работе, к счастью, обходилось без особо страшных происшествий. Но было два случая, когда дети ломали руки. В первый раз это был 14-тилетний парень – упал с дерева. Родители приехали и смешали меня с землёй. Это было первое моё вожатское лето и я наивно пытался оправдываться – дескать, я один, а их много. Но это только добавило масла в огонь. Такие слова в свой адрес услышал… И всё по делу – я ведь не уследил. Какого чёрта ребёнок делал на дереве? В общем, родители собирались в суд. И выиграли бы его. Хорошо, что за дело взялся начальник лагеря. Как он договорился с ними – не знаю. Но дело утихло, а парня увезли домой. Через три года одна моя подопечная, играя в волейбол, сломала руку. Мама приехала через пару часов, но реакция была совсем иная: «Она у меня вечно так – скачет, а падать правильно не научилась. Ну что, горе моё, из больницы домой поедешь или снова сюда?». «Горе» выбрало второй вариант, девушку свозили в травмпункт и вернули в лагерь. В конце смены мы всем отрядом разрисовали ей гипс «на память». Короче, легко отделался.
Самое страшное – многие вожатые об ответственности и безопасности вообще не задумываются. Был случай, когда у двух подающих большие надежды вожатых сбежал из лагеря мальчик 11 лет от роду. Причём, это выяснилось только через несколько часов после побега. Ребёнка в итоге нашли: он хотел уехать домой, но все автобусы, на их счастье, уже ушли. И только потом выяснилось, что вожатые даже не слышали об уголовной ответственности за жизнь и здоровье детей. Зато энтузиазмом они горели и планов было громадьё. Это не плохо, но у такого вожатого в голове – сплошной позитив и розовые пони. Планируя, к примеру, поход, подобные организаторы не думают о безопасности маршрута – им важнее спеть песню всем отрядом над живописным обрывом. Они искренне хотят доставить радость детям, но их беспечность порой поражает. А беспечность вожатого – это очень страшно. Она чаще всего становится причиной трагедий, вроде той, что недавно случилась в Карелии. И тогда это называется уже не «беспечность», а «преступная халатность». Старший вожатый и начальник смены должны от заезда до закрытия стоять у такого вожатого над душой и усердно вколачивать в светлые головы мысли об ответственности и безопасности. Иначе быть беде.
Субординация
Авторитет у воспитанников – ключевой фактор в работе. И если он не завоёван в первые 3 дня, вожатого можно вывозить из лагеря и искать ему замену – толку с него уже не будет. Фактически, его отрядом будут управлять дети–лидеры. А в таких коллективах могут случаться очень нехорошие вещи вроде травли слабых или коллективного убегания за территорию лагеря. Некоторые «коллеги» пытаются выехать на дешёвом авторитете — изображают «своего парня», который многое разрешает. Их обычный приём – обсуждать с детьми начальство и других вожатых. «Я же вам не эта овца из 7 отряда, я бы разрешил, да директор, сволочь, «спалит», — примерно так общается с детьми «вожатый». Вначале ему легко работать, но дети быстро понимают, что перед ними просто заискивают. Заискивает – значит слабый. А исправить ситуацию уже невозможно – он сам опустил себя до уровня воспитанников. Совет родителям: если ваш ребёнок по телефону описывает похожую ситуацию – скандальте и требуйте у руководства лагеря замены вожатого. А если откажутся — увозите чадо домой. И бог с ней, с оплаченной путёвкой – после такой смены он на всю жизнь может возненавидеть лагеря и вообще коллективы.
А вожатый, которого уважают – это старший брат/сестра, как бы банально это ни звучало. С ним можно посмеяться и подурачиться, но если он сказал «нельзя», то любые споры невозможны. Может, мне просто повезло, но по своему опыту могу сказать: таких, к счастью, большинство.
Рабочий график
Единственный способ свести к минимуму вероятность происшествий – максимально занять воспитанников. Чем меньше у них свободного времени, тем меньше дурных идей придёт в голову. Вот чем хороши профильные смены и школы актива — здесь каждый день расписан по минутам. Если есть возможность, отправляйте своих детей только в такие лагеря. Каждый день состоит из учебных занятий, подготовки к мероприятиям (концертам, соревнованиям и т.д.) и самих мероприятий. Но для вожатого это предполагает совершенно невыносимый график. От подъёма в 07.30 до отбоя в 23.00 – постоянный и неусыпный контроль. Ты не только следишь за безопасностью, но параллельно организуешь творческий процесс и гасишь неизбежные конфликты в отряде. В 22.00 – обязательный анализ прожитого дня всем отрядом (в большинстве лагерей это называется вечерний «огонёк»). А после отбоя – обязательная планёрка, которая иной раз затягивается до 3 часов ночи.
Бывают и те, кто не выдерживает. Мне как-то довелось работать в паре с вегетарианкой-сыроедом. Почти ничего из нашего обычного рациона она не ела и своих овощей-фруктов у неё не было. Пару раз у нас получилось заказать кое-что из города, но о регулярных поставках речи не шло. Так вот, к середине смены девушка настолько обессилела, что засыпала, едва приняв статичное положение. Сидя или стоя, в столовой или во время огонька, словом – везде. Ребята из нашего отряда понимающие переглядывались и хихикали, из других отрядов – откровенно ржали, а коллеги-вожатые с ужасом наблюдали, во что превращается наша весёлая умница. Другими словами, вожатого мы фактически потеряли. Дело, конечно, не только в еде. К смене вообще нужно готовиться как к марафону: вожатый, который валится с ног от усталости не способен обеспечить детям досуг, обучение или безопасность.
Зарплата
Если хотите неплохо заработать за лето, забудьте про профессию вожатого. Отправляйтесь лучше в стройотряд. Или в асфальтоукладчики, если здоровья хватает. Работа вожатого – исключительно для души. Ребята, которым удаётся попасть на областную смену «Республика Беспокойных Сердец» вообще про зарплату вспоминают только в момент получения – для них важен сам факт попадания на знаменитый «РБС». В настоящее время кузбасские вожатые зарабатывают от 7 до 15 тысяч рублей за смену (21 календарный день). Чаще всего – не больше «десятки». Такие маленькие зарплаты при 17-тичасовом рабочем дне легко объяснить. Просто вожатый – это неквалифицированный работник, подёнщик. Такой вот парадокс российской молодёжной политики: люди доверяют нам жизнь и здоровье своих детей, а с точки зрения трудового законодательства мы мало отличаемся от уборщиков или грузчиков.
Как стать вожатым?
Проще простого. Находите вакансию в интернете, звоните и говорите: хочу быть вожатым на такой-то смене в таком-то лагере. Вероятность того, что вас примут, очень велика, особенно если вы парень. Так уж сложилось, что молодых людей среди вожатых всегда не хватает. Потом вам придётся пройти обучение. Уважающие себя лагеря или профильные школы подходят к этому вопросу очень серьёзно. У них всегда есть собственный педагогический отряд, ядро, к которому каждый год присоединяются новички. Готовить кадры такие организации начинают, как минимум, с апреля, а иногда и раньше. А потом будущего вожатого ждёт довольно трудный экзамен. Беда в том, что мало кто так работает.
В большинстве же случаев вас ждут скучные, но непродолжительные лекции и инструктаж по технике безопасности. Послушали, расписались и забыли. Я не шучу – приходилось работать с вожатыми, которые только после начала смены узнавали, что несут уголовную ответственность за безопасность детей. Вот вам польза от таких «инструктажей». Но бывают и исключения. Если руководитель смены либо старший вожатый – энтузиаст и профессионал, как говорят «вожатый от бога», то он и для самого бедного лагеря в глухом захолустье может такой педагогический коллектив подготовить – хоть сейчас в «Артек».