Я представлял что несметное войско
Я представлял что несметное войско
Школьный вальс, или Энергия стыда
Я пошел в школу на год раньше, чем это было положено мне по возрасту, и дней на двадцать позже, чем это было положено по учебному календарю. Думаю, что в том и другом сказалось раненое честолюбие нашего семейства, требовавшее скорейшего возмездия за все неудачи нашей жизни.
Простейшей формой фамильного невезения была учеба моего старшего брата. Мой старший брат, обладая многими более скрытыми достоинствами, имел один откровенный недостаток – он плохо учился. Но сказать, что он плохо учился, – почти ничего не сказать. Он как-то сказочно, феерически плохо учился. Он попадал в каждую историю, которая случалась в школе и ее ближайших окрестностях.
С учителем немецкого языка, антифашистом, в свое время бежавшим из Германии, он (разумеется, не один) проделывал такие штучки, что тот иногда в ближайшем окружении признавался, что хочет бросить все и вернуться на родину, хотя целиком и полностью одобряет политику Советского Союза.
Примерно раз в неделю учителя с выражением суховатой скорби горевестников на лице входили в наш двор. И хотя в те времена с полдюжины ребят возраста моего брата учились в той же школе, завидев учителя, соседи по дому, а иногда даже и по улице с каким-то тайным сладострастием спешили окликнуть маму: – Опять к тебе!
Учитель проходит в дом, а соседи, притихшие было с тем, чтобы послушать, о чем будет говорить учитель, снова берутся за свои дела. Они всегда надеялись, что она как-нибудь забудется и начнет разговаривать с учителем во дворе. Но мама никогда не забывалась и никогда не доставляла им этого удовольствия. Зато в тех редких случаях, когда они ошибались, то есть окликали маму, а учителя просто проходили мимо нашего дома или входили во двор, но шли к родителям другого ученика, мама, обрушиваясь на их скоропалительные выводы, частично утоляла свою душу, жаждущую возмездия.
Один из моих дядей, а именно дядя Самад, опустившийся юрист, который на базаре из столика в кофейне устроил себе конторку для писания прошений крестьянам, и получавший за это свой гонорар в виде непосредственной выпивки, обычно к вечеру возвращался домой, пошатываясь.
Если он задерживался, бабушка посылала меня за угол, квартала за два от нашего дома. Там проходила улица, ведущая с базара, и дядя Самад обычно по ней возвращался домой. Бабушка меня посылала туда подежурить с тем, чтобы он не попал под машину или вовремя перехватить его, если другие пьянчуги попытаются его куда-нибудь увлечь.
Кроме того, а может быть, главным образом потому, ей казалось приличней перед соседями, если дядюшка будет идти по нашей улице не один, а с племянником, что, вероятно, как-то скрадывало не столько его пьяное состояние, сколько облик одинокого, опустившегося человека.
В свое время бабушка изгоняла нескольких женщин, которых он приводил домой в качестве жен, по-видимому, находя их в обозримых из кофейни окрестностях базара. Может быть, в глубине души она чувствовала некоторую вину за суровую расправу с этими женщинами, хотя вслух никогда в этом не признавалась.
Должен сказать, что я с удовольствием шел встречать дядюшку, потому что он приносил мне в кармане горсть конфет, а то и просто деньги дарил, жалкие остатки своего дневного заработка. Разумеется, тогда они мне не казались жалкими.
Обычно, отдавая мне остатки своего дневного заработка, он говорил: – Тот, кто был богатым и обнищал, еще тридцать лет чувствует себя богатым. Тот, кто был нищим и разбогател, еще тридцать лет чувствует себя нищим.
Правда, иногда он меня раздражал совершенно непонятным, бессмысленным бормотаньем, в котором я пытался уловить смысл и никак не мог. Может, именно в те годы я неосознанно полюбил ясность и четкость образа мыслей, то дополнительное удовольствие, которое они доставляют сами по себе, независимо от своего содержания, более того, придают ей, мысли, накую-то аппетитность, как бы она ни была мала, облагораживают ее отсветом божественной гармонии и в конце концов делают ее частью всеобщего стремления человечества к ясности как единственной в конечном итоге задаче разума. Люди, не стремящиеся к ясности мышления, разумеется, в данных им скромных пределах или тем более стремящиеся к туманностям, могут рассматриваться как генетически поврежденные, увеличивающие мировой хаос вместо того, чтобы уменьшать его, что является прямой обязанностью каждого человека.
…И вот, значит, я шел встречать дядюшку в конце второго квартала от нашего дома. Как раз в этом месте находилась наша школа. Иногда я заставал своего дядюшку, стоящего перед школой, к счастью, в это время пустующей. Он стоял перед зданием школы и произносил небольшой реваншистский монолог, который ему казался диалогом со всем школьным начальством, а может быть, и с самой судьбой.
– Посмотрим, – говорил он, глядя в разинутые окна пустой школы, – что вы скажете, когда следующего пришлем… Живы будем, посмотрим…
– А-а, вот он, – добавлял он, увидев меня, – скажи, как называется французская крепость, оказавшая немцам героическое сопротивление в первую мировую войну.
– Верден! – говорил я и добавлял: – Дядя, пойдем, бабушка ждет!
– Верден! – повторял дядя и бросал грозный взгляд на школу. – А теперь что скажете?
– Бабушка ждет, – повторял я и тянул его за руку.
– А как называется вторая французская крепость, оказавшая немцам героическое сопротивление? – спрашивал он у меня.
– Дуомон! – говорил я, потому что читал книгу под названием «Рассказы о мировой войне» и мог ее в то время пересказать довольно близко к тексту.
– Дуомон! – повторял дядюшка и пальцем грозил школе, как бы обещая повернуть против нее все пушки Вердена и Дуомона.
Его легкая фигура, его удлиненное лицо с артистической копной редких волос почему-то напоминали, особенно сейчас, облик Суворова.
Иногда, прежде чем уйти домой, он заставлял меня ответить еще на несколько вопросов или прочесть стихи Пушкина, или басни Крылова. Среди вопросов, на которые я давал четкие ответы, почему-то чаще всего повторялись два: «На какой остров сослали Наполеона?» и «Какой главный город в Абиссинии?»
Обычно после этого он успокаивался и мы шли домой. Иногда он слегка на меня опирался, и я чувствовал высушенную алкоголем легкую тяжесть его тела. Если я успевал перехватить его еще до того, как он вышел к школе, я его протаскивал мимо нее, не останавливаясь, и он только успевал ей бросить через плечо:
Реваншистские надежды моего дядюшки основывались на двух фактах: во-первых, я уже довольно свободно читал, а во-вторых, я однажды ответил на задачу, которую задавал ребятам нашего двора шапошник Самуил, в то время проявлявший неукротимое стремление к самообразованию и просветительским парадоксам.
Однажды, собрав ребят нашего двора, тех, что были постарше, он задал им один из своих вопросов-ловушек:
– А теперь, ребята, повесьте уши на гвоздь внимания. Сколько будет, если от тысячи отнять девятьсот девяносто девять?
Воцарилась тишина, терпеливо ждущая явление нового Архимеда. Нас, самых маленьких, никто не принимал всерьез, и тем сладостней я, во всяком случае, старался найти ответ на его хитроумный вопрос.
Я представил себе обе цифры в виде войска. Я представил, что на несметное войско в тысячу человек наняло другое войско числом в девятьсот девяносто девять человек, и хотя нападающих было несколько меньше, но они оказались более храбрыми. Кстати, поэтому-то они и напали.
ГДЗ Русский язык 11 класс Греков В. Ф. §78 Вопрос 426 Спишите, расставляя знаки препинания.
Хай! Ох уж эти вопросы по русскому языку, хоть вешайся( решить не поможете?)
Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте в каж-
дом предложении его грамматическую основу.
1) Из города уже выступало (не)приятельское войско
выгремливая в литавры и трубы и подбоченившись выез-
жали паны окружё..ые (не)сметными слугами. (Г.) 2) Ве-
ретьев с..дел накл..нившись и похлопывая веткой по траве.
(Т.) 3) Он [Долохов] ухв..тил медведя и обняв и подняв его
стал кружит(?)ся с ним по комнате. (Л. Т.) 4) Бумага
дог..рела и последний красный ярлыч..к подразнив
(не)много угас на полу. (Булг.) 5) На ресницах у Маши вы-
ступили слёзы она (не)спеша выт..рала и подп..рала щёку.
(А. Н. Т.) 6) Наташа пр..тихнув выглядывала из своей за-
сады ожидая что он будет делать. (Л. Т.) 7) Ваня летом (не)покладая рук работал во дворе ездил на мельницу возил
хлеб. (Сераф.) 8) Сделав (не)сколько кругов он [князь]
снял ногу с педали ст..нка обтёр стамеску кинул её в ко-
жа..ый карман придела..ый к станку и подойдя к столу по-
дозвал дочь. (Л. Т.) 9) Князь Андрей видя настоятельность
требования отца (с)начал.. (не)охотно но потом всё более
ож..вляясь и (не)вольно посреди рассказа, по привычке,
перейдя с русского языка на французский язык начал
изл..гать операцио..ый план предпол..гаемой к..мпании.
(Л. Т.)
Раздел 5. Стили русского литературного языка. Ответы к упражнениям 75-98
Упражнение 75
а) публицистический стиль (идеология, политика);
б) официально-деловой стиль (право);
в) научный стиль (наука);
г) разговорный стиль (бытовая сфера);
д) художественный стиль (словесное искусство).
Упражнение 76
а) Бессмысленный, глупый, дурацкий (обих.-разг., пренебр.), идиотский (обих.-разг., презр.); б) печалиться, кручиниться (нар.-поэт.); в) болтун, балаболка (обих.-разг.), пустобрёх (груб.-прост., презр.), трепач (груб.-прост., презр.), трепло (груб.-прост., презр.); г) дорога, путь, стезя (высок.); д) думать, мыслить (высок.), мозговать (обих.-разг.), кумекать (прост.); е)местный, здешний (разг.), тутошний (прост.); ж) свергнуть, низвергнуть (приподн.), низложить (приподн.), свалить (разг.), сбросить (разг.); з) сильный, мощный, могучий, могутный (нар.-поэт. и диал.), дюжий (прост.); и) лоб, чело (нар.-поэт.); к) губы, уста (высок. и трад.-поэт.); л) палец, перст (трад.-поэт.).
Упражнение 77
Сад, берег, разгильдяй (разг., презр.), головушка (разг., ласк.), дом, стол, день, работяга (прост.), трава, носатый (разг.), ручища (разг., фамил.), говорить, умничать (разг., неодобр.), старикашка (разг., пренебр., унич.), воздух, стена, стезя (высок.), повествовать (книж.), негативный (книж.), чинуша (презр.), держава (высок.), чаяния (высок.), белый, огонь, языкастый (разг.), человечишка (уничиж.), книга, тетрадь, роща, крепыш (разг.), разиня (разг., пренебр.), сумерки, туман, ручей, рассвет, хапуга (прост.), злюка (разг.), верзила (разг.), разглагольствовать (разг., пренебр.), рифмач (разг., пренебр.), виртуоз, стяг (высок.), зодчий (высок.), повергать (высок.), военщина (неодобр.), вечерком (разг.), балбес (прост., презр.), реять (высок.), отчий, голубить (нар.-поэт.).
Упражнение 78
Данный текст принадлежит к научному стилю, поскольку его основная функция – передача логической информации и доказательство её истинности (при полном отсутствии выражения эмоций). Доминанта научного стиля – понятийная точность, подчёркнутая логичность речи. Слово в тексте называет не конкретный, индивидуально неповторимый предмет, а целый класс однородных предметов, явлений, то есть выражает не частное, не индивидуальное, а общее научное понятие.
Лексика:
Морфология:
Синтаксис:
Упражнение 80
Данные тексты относятся к официально-деловому стилю, который обслуживает сугубо официальные человеческие взаимоотношения: отношения между государственной властью и населением, между странами, между предприятиями, организациями, учреждением, между личностью и обществом, между человеком и различными организациями. Их доминантой является предельная точность, не допускающая инотолкований. Это определяют такие признаки текста, как строгая тональность, стандартность средств выражения. Каждому из текстов присущи стилистическая однородность и строгость, объективность и отчасти безличность изложения. Данные свойства проявляются в используемых языковых средствах.
а) Лексика:
Морфология:
Синтаксис:
б) Лексика:
Морфология:
Синтаксис:
в) Лексика:
Морфология:
Синтаксис:
Упражнение 83
1. Плыл (метафора) туман, как фимиамы тысячи кадил (сравнение, гипербола). Спутник песенкою странной сердце бередил (метафора). 2. Уснули, спят (метафора, олицетворение) стихи. Сильных, слабых (метафора) найти нельзя. Порок, тоска, грехи, равно тихи (метафора), лежат в своих силлабах (метафора, олицетворение). И каждый стих с другим как близкий брат (сравнение, олицетворение), хоть шепчет (метафора, олицетворение) другу друг: чуть-чуть подвинься (метафора, олицетворение). 3. О, это был прохладный день в чудесном (эпитет) городе Петровом (перифраза)! Лежал (метафора) закат костром багровым (сравнение, эпитет), и медленно густела (метафора) тень. 4. Заплаканная осень, как вдова в одеждах чёрных (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, аллегория), все сердца туманит (метафора). 5. Эй, борода (синекдоха), а как проехать отсюда к Плюшкину? 6. Прощай, свободная стихия (эпитет, перифраза)! Последний раз передо мной ты катишь волны голубые (эпитет) и блещешь (метафора) гордою (эпитет) красой (аллегория)! 7. Люблю тебя, Петра творенье (перифраза)! 8. Природа постановила (олицетворение), чтобы человек (синекдоха) в известный период жизни любил. Настал этот период, ну и люби во все лопатки (изменённый фразеологизм; гипербола). 9. Перо (синекдоха, метонимия) его местию дышит (метафора, олицетворение). 10. Не то на серебре – на золоте (метонимия) едал. 11. Пуще всего береги копейку (синекдоха; литота). 12. И слышно было до рассвета, как ликовал француз (синекдоха). 13. В сто сорок тонн (гипербола) закат пылал (метафора). 14. Туч вечерних червонный (эпитет) ковёр (метафора) самоцветными (эпитет) нёсся (метафора) шелками (сравнение). 15. Прикручен шар земной ко мне. Я, как усталая японка, весь мир таскаю, как ребёнка, рыдающего на спине (развёрнутая метафора, сравнение, аллегория). 16. Контрабас (синекдоха) пил чай вприкуску, а флейта (синекдоха) внакладку. 17. И руки обессиленно повисли (аллегория). Сломала зубы молодость (аллегория; изменённый фразеологизм), и вот рассудочность сомнительные мысли пластмассовою челюстью жуёт (аллегория, олицетворение, метафора, эпитеты). 18. Эх, и заведу я себе тихоокеанские голифища (эпитет, гипербола), чтоб из штанов выглядывать как коралловый риф (сравнение)! 19. Ваш шпиц, прелестный (эпитет) шпиц, не более напёрстка (литота)!
Упражнение 84
1. Кабул бомбили – нам объявили. Так началась война (изменённые крылатые слова – текст песни). 2. При ближайшем рассмотрении «неизвестная женщина» оказалась знаменитой (эпитет) Мариной Францевой, одним из организаторов и руководителей многомиллиардной (эпитет, гипербола) пирамиды (метафора), рухнувшей на головы восьмидесяти миллионов вкладчиков (аллегория). 3. Все поколения – белки в колесе исторических предвзятостей и догм (изменённый фразеологизм). 4. Канал РТР разбух (метонимия, метафора), как старая советская контора (сравнение), в которой две трети женщин вязали, разговаривали по телефону и ходили по магазинам, две трети мужчин пили пиво и обсуждали футбол (аллегория), а остальные тянули воз (фразеологизм). 5. Не нужен нам заграничный ручной (эпитет) царёк (метафора), которого вы нам намылились (жаргонизм) дёргать за ниточки (фразеологизм), как марионетку (сравнение). 6. Лавина войны (метафора, гипербола), которая сошла с горы наших страданий, набирая объём и скорость, несётся, и нет той силы, которая могла бы остановить эту лавину (развёрнутая метафора, аллегория). 7. Рубль (синекдоха, метонимия) по отношению к доллару (синекдоха, метонимия) заскакал, запрыгал (метафора, олицетворение). 8. Чистое сердце (эпитет, метафора, аллегория) – это наше богатство, наша слава, наша красота. 9. Министру и юристу, губернатору и артисту, банкиру и пенсионеру, директору и милиционеру (синекдоха) – всем нужна «Российская газета»! 10. И вновь, и вновь вселенная на кончике пера (гипербола, литота, метонимия, синекдоха). 11. Очки по осени сшибают (изменённая поговорка). Россиянин Е. Кафельников получил пятый номер (метонимия) на стартовавшем турнире серии «Мастерс» в немецком Штутгарте. 12. Врагу не сдаётся наш гордый «Спартак» (изменённая крылатая фраза – цитата из песни). 13. Батареи (синекдоха) просят тепла (олицетворение, изменённая крылатая фраза). Власти (синекдоха) дали «добро» (фразеологизм) на начало отопительного сезона. 14. Певец Розенбаум разменял второй «полтинник» (метафора). 15. Коммунисты вынесут Кремлю благодарность (изменённый фразеологизм). 16. «Серебро» (метонимия) русского богатыря Карелина золотого стоит (фразеологизм). 17. Новый русский (синекдоха) любит быструю езду (изменённая крылатая фраза)! 18. Белые мухи (перифраза, метафора) долетели до Москвы, но уже через день вновь ожидается потепление. 19. В морозном (эпитет) обличье, как полагается, набросив на плечи елей пышные (эпитет) шапки, пришёл Новый год (аллегория, олицетворение, метонимия, синекдоха). 20. Телефонный звонок показался взрывом многотонной бомбы (сравнение, гипербола). 21. Актёрам Таганки (метонимия, синекдоха) не привыкать к жарким (эпитет, метафора) сражениям (метафора). 22. Россия и Европа (синекдоха) – братья навек (олицетворение, гипербола, изменённая крылатая фраза)? 23. Телефон, измученный (олицетворение) сотнями звонков (гипербола), похрипел, похрипел – и умер (метафора, олицетворение). 24. Теперь до Марса – рукой подать (изменённый фразеологизм, литота)! 25. Денег в казне (метонимия) – кот наплакал (фразеологизм, литота). 26. Страна восходящего cолнца (перифраза) пока не стремится дружить (олицетворение) с нами. Сроки заключения мирного договора опять не названы. 27. Я приехала в Суйду поклониться праху африканского предка «солнца русской поэзии!» (перифраза, метафора). Но могилу Ганнибала найти было не так просто. 28. Многие привычные представления о состоянии российской авиации под Парижем (синекдоха) перевернулись вверх тормашками (метафора, фразеологизм). Главное же – в тени (метафора) скандалов вокруг дурацкой (эпитет) выходки швейцарской компании «Нога» остались как-то незамеченными главные итоги работы знаменитого (эпитет) авиасалона.
Упражнение 85
1. Скучно мне оберегать от себя людей, скучно кликать благодать на чужих друзей (параллелизм, анафора). 2. Где стол был яств, там гроб стоит (антитеза, инверсия). 3. Швед, русский колет, рубит, режет (градация, бессоюзие). 4. Оттого и оснеженная даль за окнами тепла, оттого и я, бессонная, как причастница спала (параллелизм, анафора, антитеза). 5. Тебе – белый свет, пути вольные, тебе зорюшки колокольные. А мне ватничек и ушаночку. Не жалей меня, каторжаночку (эллипсис, антитеза, параллелизм). 6. Так любовь уходит прочь. Навсегда. В чужую ночь. Прерывая крик, слова. Став незримой, хоть жива (присоединительные конструкции). 7. Жить – так на воле, умирать – так дома (эллипсис, антитеза, параллелизм). 8. Чёрный вечер. Белый снег (антитеза, бессоюзие). Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – на всём божьем свете (анафора, эллипсис)! 9. Не жалею, не зову, не плачу (градация, параллелизм). Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. 10. И какие-то печали издали, и туманные скрижали от земли. И покинутые в дали корабли. И какие-то за мысом паруса. И какие-то над морем голоса (многосоюзие, параллелизм, анафора). 11. Я пью за разорённый дом, за злую жизнь мою, за одиночество вдвоем, – и за тебя я пью, – за ложь меня предавших губ, за мёртвый холод глаз, за то, что мир жесток и груб, за то, что Бог не спас (параллелизм, эпифора, градация). 12. Что счастие? Вечерние прохлады в темнеющем саду, в лесной глуши? Иль мрачные, порочные услады вина, страстей, погибели души. Когда ж конец (риторические вопросы)? Назойливому звуку не станет сил без отдыха внимать (инверсия). Как страшно всё! Как дико (параллелизм, анафора)! – Дай мне руку, товарищ, друг! Забудемся опять (смещение синтаксических конструкций). 13. О тебе вспоминаю я редко, и твоей не пленюсь я судьбой (параллелизм, анафора, инверсия). 14. Ты, Азия (риторическое обращение), – родина родин! Вместилище гор и пустынь (присоединительные конструкция, именительный представления). Ни с чем предыдущим не сходен твой воздух – он огнен и синь (смещение синтаксических конструкций, инверсия). 15. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник (риторические вопросы)?
Упражнение 86
Упражнение 87
Данный текст относится к газетно-публицистическому стилю, доминантой которого является социальная оценочность. Тексту присуще чередование экспрессии и стандарта.
Экспрессивно-воздействующие средства:
Упражнение 88
Данный текст относится к газетно-публицистическому стилю, доминантой которого является социальная оценочность. Тексту присуще чередование экспрессии и стандарта.
Экспрессивно-воздействующие средства:
Упражнение 89
Данный текст относится к разговорному стилю: спонтанный диалог на бытовую тему. Доминантой стиля является минимум заботы о форме выражения мыслей.
Языковые приметы разговорного стиля:
Упражнение 90
Данный текст относится к разговорному стилю: спонтанный диалог на бытовую тему. Доминантой стиля является сведение до минимума заботы о форме выражения мыслей.
Языковые приметы разговорного стиля:
Изложение текста с использованием норм письменной речи:
Я что-то такое помню. На том месте, где сейчас расположен наш дом и новое здание Верховного Суда Российской Федерации, был угол Поварской и Ржевской улиц. Улица Поварская раньше называлась иначе. Ей вернули прежнее, дореволюционное название. На этом углу раньше стояла церковь, а большого здания не было. Стояло небольшое здание около церкви.
Упражнение 92
Упражнение 93
Автобиография жизни, большой контраст, ввести новое понятие, ввести в строй действующих, ведущий лидер, внутренний интерьер, возвратиться назад, временной цейтнот, главная суть, громкие рыдания, громко воскликнуть, движущий лейтмотив, демобилизация из армии, жестикулировать руками, колер синего цвета, коллега по профессии, ландшафт местности, мемориал памяти, местные аборигены, мизерные мелочи, народный фольклор, необычный феномен, огромная махина, ответная контратака, патриот своей родины, первое боевое крещение, передовой авангард, период времени, постоянные еженедельные обзоры, прогрессировать вперёд, свободная вакансия, странный парадокс, хронометраж времени, повседневная обыденность, бесполезно пропадать, простаивать без дела, предчувствовать заранее, ценные сокровища, тёмный мрак, вернуться вспять.
Упражнение 94
1. Знаменитый режиссёр поделился со зрителями своими планами на будущее (плеоназм). 2. Толпа людей (плеоназм) ворвалась на территорию предприятия. 3. Цена (плеоназм) пребывания в этой больнице не финансируется государством. 4. Минувшей осенью прошлого года (плеоназм) никому неизвестный пловец из Голландии завоевал первенство, победив сильнейших (плеоназм) асов водной дорожки. 5. До отхода поезда остался всего час времени (плеоназм). 6. Юные спортсменки выглядели как настоящие изящные (плеоназм) грации и, конечно, переживали и волновались (плеоназм), ведь уже через день – их первое (плеоназм) боевое крещение. 7. Если не принять срочных мер, то все усилия хлеборобов пропадут напрасно (плеоназм) и весь урожай будет погублен зря (плеоназм). 8. Демобилизовавшись из армии (плеоназм), Сергей Лунёв решил вернуться на завод. 9. Понадеявшись на русский авось, штукатур не закрепил как следует люльку и упал вниз с высоты (плеоназм) третьего этажа. 10. О новых маршрутах движения (плеоназм) автобусов и будущих (плеоназм) перспективах автопарка города в целом расскажет наш сегодняшний гость, директор СПАТП-4. 11. Более 50% комбайнов простаивают без дела (плеоназм) из-за отсутствия денег на бензин. В кассе совхоза – не более тысячи рублей денег (плеоназм). 12. Я пока так и не решил, как соединить между собой (плеоназм) любовь к музыке и увлечение компьютером. 13. Гениальный актёр не любил броских (плеоназм) эффектов ни на сцене, ни в жизни. 14. До сих пор нет единого прейскуранта цен (плеоназм) на энергоресурсы. 15. Огромный ущерб заводу наносят брак продукции (плеоназм) и непроизводительные расходы. 16. Промышленная (плеоназм) индустрия начала развиваться в регионе уже в ХVIII веке. 17. Продолжительность процесса (плеоназм) плавки длится более трёх часов времени (плеоназм). 18. В центре города сохранится существующая (плеоназм) сосновая роща. 19. Заброшенный парк превратился постепенно в пастбище для скота (плеоназм). 20. Поскольку ответственный редактор сборника умер, необходимо ввести в состав редколлегии нового редактора из ныне живущих (плеоназм). 21. Правительство в это трудное и нелёгкое (плеоназм) время должно представлять собой единый (плеоназм) монолит. 22. Толпа быстро (плеоназм) кинулась на Шабашкина. 23. Ещё юным (плеоназм) подростком он совершил смелый (данное слово не является лишним) поступок. 24. У него в Михайловском была целая библиотека книг (плеоназм). 25. Осенний парк кажется грустным и печальным (тавтология).
Упражнение 95
1. Сегодня у нас в студии гость из солнечной Грузии. 2. Наши действия не должны подрывать доверия избирателей к государственным учреждениям. 3. На совещании обсуждались вопросы, связанные с началом отопительного сезона. Чтобы включить отопление, предстоит ликвидировать многочисленные дефекты. Когда будет закончен ремонт, никто не знает. 4. Резервы у коллектива есть. Только надо рационально использовать автопарк и выделенные средства. 5. Мы не проводим всенародных соревнований на шофёра-аса. 6. Надо использовать передовой опыт. 7. Вернисаж состоится в конце сентября. 8. Стихийные забастовки, всколыхнувшие Приморский край, могут обернуться серьёзными экономическими потерями. 9. В области есть трудности с водоснабжением населения. 10. Обилие природных ресурсов расхолаживает многих региональных чиновников. 11. Всем участникам семинара организаторы подарили сувениры. 12. В текущем году цвести будут эти побеги. 13. Когда люди вместе работают, они должны уважать друг друга, быть внимательными друг к другу. 14. Пассажиры с проездным билетам оплачивают багаж на общих основаниях. 15. Непогашенная сигарета стала источником пожара. 16. При прежнем директоре завод простаивал, рабочих увольняли, а сейчас производство растёт, и уже появились вакансии. 17. Чётко работают все бригады, в срок ремонтируя видеотехнику. 18. Загрязнение атмосферы – актуальная проблема нашего века. 19. На словах все поддерживают ветеранов, а на деле – хотят лишить их последних льгот. 20. Он, как муж и отец, не мог оставаться в стороне от семейных конфликтов. 21. Граждане! Переходите улицу только по пешеходным дорожкам! 22. Машинный парк обновился. 23. Человек был уже мёртв. 24. Истец слабо аргументирует свои претензии к ответчику. 25. Разрешите задать вопрос моему уважаемому оппоненту: «Почему растёт уровень преступности в районе? Может быть, следует умножить усилия?» 26. Командир облокотился на стол.
Упражнение 96
1. В нашей группе есть ещё такие студенты, которые запросто (неоправданное использование сниженной разговорной лексики) могут пропустить не только лекции, но и практические занятия, ссылаясь на свою перегруженность. Конечно, сейчас всем приходится крутиться (неоправданное использование сниженной разговорной лексики), подрабатывать. Но это не освобождает нас от необходимости вовремя сдавать зачёты, получать удовлетворительные и хорошие оценки на экзаменах. В свете вышеуказанного (неоправданное использование канцелярита) посмотрите вовнутрь (неоправданное использование просторечной лексики) себя, и вы поймёте, что я затронул нашу насущную проблему. 2. Я очень люблю наблюдать, как безмятежно спит мой котёнок под лучами тёплого солнышка, свернувшись малюсеньким клубочком на подоконнике (неоправданное использование экспрессивных средств). И я решила наречь (неоправданное использование устаревшей книжной лексики) его Солнышком. 3. Совсем молодым человеком я испытал потрясение, прочитав стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом. ». Это было в 1946 году. Позади война, огонь и пепел, гибель друзей и товарищей (тавтология). А живые строки эти звучат и поныне, звучат в моей памяти, как завещание неизвестного солдата, к чьей могиле у Кремлёвской стены мы несём цветы, и куда идут юные пары в день бракосочетания (неоправданное использование лексики официально-делового стиля), чтобы почтить память отцов и дедов своих, сложивших головы за Отечество. 4. Павел решил разыскать тех, кто в пламенные годы войны вместе с оккупантами творил свои грязные дела на территории Украины (неуместное использование экспрессивной лексики публицистического стиля). 5. Словно сговорились молодые поэты бухаться на колени (оправданное использование сниженной разговорной лексики для создания иронии) перед родниками и речками своего детства, иначе говоря, припадать к истокам (оправданное использование поэтизмов для создания иронии). Так и видишь здоровых молодых людей, которые вдруг хлопаются на землю (оправданное использование сниженной разговорной лексики для создания иронии) и начинают наперебой хвастать своей облегчённой любовью к родным купелям (оправданное использование поэтизма для создания иронии), криницам, сажалкам, бочагам, старицам (оправданное использование диалектизмов для создания иронии). 6. Меня возмущает повсеместная грубость наших пассажиров. Многие запросто могут толкнуть убелённого сединами пенсионера (неуместное сочетание просторечной и книжной лексики). А можно вежливо спросить: «Вы не вылазите (неуместное использования просторечной лексики) на следующей остановке?» 7. На одном из Канарских островов я чаял лицезреть (неоправданное использование книжной устаревшей лексики) аборигенов, от которых пошло великое разнообразие ныне существующих (неоправданное использование книжной лексики, многословие) канареек. 8. Серёжка возомнил себя самым умным и дружит теперь только со всякой шпаной (неуместное сочетание книжной и просторечной лексики). 9. Давно уже пора организовать учёт средств в ЖСК по науке, а не как Бог на душу положит (неуместное использование сниженных разговорных элементов). 10. Нашей команде не впервой нагонять упущенное. Хотя при такой игре на это навряд ли стоит надеяться. Опять же защита у нас хромает. Пора по-серьёзному отнестись к физической подготовке каждого члена команды (неуместное использование сниженных разговорных и просторечных слов).
Упражнение 97
1. Природа с восторгом восприняла известие (неуместное использование экспрессивной публицистической лексики), что князь Игорь бежал из плена. 2. Если погрузиться вовнутрь (неуместное использование просторечного слова) текста, то сразу проникаешься теми же чувствами, что и поэт. 3. Болконский храбро сражался на войне, согласно желанию отца (неуместное использование канцелярита). 4. Мы счастливы, что можем свободно петь, веселиться, писать, считать (данные слова выпадают из ряда однородных членов по значению: нельзя писать и считать свободно или несвободно). 5. В. Маяковский в своих произведениях говорит о тружениках, своим трудом (тавтология) преобразующих планету. 6. Каждый человек хочет быть бесстрашным гражданином своей Отчизны (плеоназм). 7. Пусть всегда зеленеют поля и леса и никогда не зеленеют мундиры фашистских захватчиков (неоправданное обыгрывание повтора одного слова в разных значениях). 8. Народ, движение масс (тавтология) – вот локомотив истории, и лучше встать на подножку этого локомотива (немотивированный повтор), чем соваться под колёса. 9. Софья своими опустошительными войнами совсем опустошила свою страну (неоправданная тавтология). 10. Тысячи комсомольцев, работая в далекой Сибири на строительстве Байкало-Амурской магистрали, успешно закончат начатое Павлом строительство узкоколейки (немотивированный повтор). 11. Жадность, накопительство (неоправданная тавтология) настолько разложили Плюшкина, что хочется вымыть руки (использование излишне экспрессивного фразеологизма) после того, как прочитал о нём. 12. А.М. Горький написал свой (плеоназм) роман Горького (немотивированный повтор) «Мать». 13. Герой романа знал, что ценой своей жизни спасает жизнь своим (повтор и плеоназм) сослуживцам. 14. Отец попытался выбиться из нужды, даже заимел (неуместное использование просторечного слова) киоск, но вскоре его продал. 15. Не только в те годы, но и сейчас «Как закалялась сталь» Н. Островского пользуется большим спросом (фразеологизм принадлежит к официально-деловому стилю и имеет несколько иной смысл: «хорошо распространяется в розничной торговле») у населения (неоправданное использование официально-деловой лексики). 16. В 1812 году партизанами руководили Денисов, Долохов и другие товарищи (неоправданное использование лексики советского периода). 17. Будут у нас и новые дороги, и новый клуб (неоправданный повтор), и дома большие, чистые, и вода горячая, и другие удобства (неоправданное использование канцелярита). 18. А.П. Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» показал не только людей двух разных (плеоназм) классов, но и новых, посредством которых (неоправданное использование канцелярита) писатель обличал существующий строй. 19. В романе с большой обличительной силой раскрыторастлевающее влияние (многословие, употребление экспрессивных штампов из публицистического стиля) на человека крепостничества. 20. Мать решила презентовать (неоправданное использование книжного слова) сыну старый отцовский пиджак. 21. Печорин, бросившись догонять Веру, загоняет (повтор однокоренных слов) лошадь. 22. Павел ещё пуще (неоправданное использование просторечной лексики) сплачивает друзей. 23. Шабашкина не мучила своя собственная (плеоназм) совесть. 24. Все помещики – «мёртвые души», поэтому за них начинают говорить неодушевлённые предметы – лицо (лицо некорректно относить в неодушевлённым предметам), внутренний (плеоназм) интерьер, усадьба. 25. Герой целеустремлённо (плеоназм) стремится к своей (плеоназм) намеченной цели (повторы однокоренных слов). 26. В ледяной (плеоназм) холод и стужу (неоправданная тавтология) Павел работает на этой (плеоназм) стройке (немотивированное использование паронима строительстве) узкоколейки. 27. Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной (тавтология) жизнью (повтор однокоренных слов). Катерина заранее (плеоназм) предчувствует свою гибель. Она не может возвратиться обратно (плеоназм) в дом Кабановых и лучше (плеоназм) предпочитает гибель повседневной (плеоназм) обыденности безрадостной и тоскливой (тавтология) жизни, в которой бесполезно (плеоназм) пропадают все благородные порывы её возвышенной души (плеоназм, многословие, употребление экспрессивных штампов). 28. Наружная (плеоназм) внешность героини достаточно привлекательна. 29. Мама попросила купить булку хлеба (плеоназм) и молока, а я все деньги потратил на пирожные.
Упражнение 98
1. В этом году театр намерен показать три новые (плеоназм) премьеры. 2. Любителей природы всегда восхищали птичьи трели в наших лесах. Но достаточно ли мы печёмся о пернатых наших (неправильный порядок слов) друзьях? В мероприятиях по дичеразведению важное значение имеют работы по охране птиц в период их размножения (многословие: использование универсальных слов; неоправданное употребление канцелярита). Поэтому общество охотников проводит работу по истреблению (неоправданное употребление канцелярита) хищных птиц и зверей. 3. Наконец наступила долгожданная весна, звенят ручьи, на улицах проводятся весенние работы, повсюду произведена подрезка зелёных насаждений (многословие: использование универсальных слов, неоправданное употребление канцелярита). 4.В дивизии давно слышали о новых снайперских винтовках, но так и не смогли их заполучить (неоправданное использование просторечной лексики). 5. С августа месяца (плеоназм) по сентябрь месяц (плеоназм, повтор) нашим управлением проложено пятьдесят километров газопровода. 6. Мы предлагаем внести в проект некоторые коррективы и поправки (тавтология). 7. Обо всех своих репрессированных родственниках я прямо рассказал в своей (плеоназм) автобиографии. 8. Это первый (плеоназм) дебют молодой актрисы на сцене прославленного театра. 9. Красив рабочий, управляющий станком, строитель, орудующий (неоправданное использование разговорной лексики) краном, тракторист, поднимающий жирные пласты земли (неоправданное использование экспрессивных штампов). 10. На объекте работали укрупнённые бригады. Так был обретён новый (плеоназм) опыт работы (повтор однокоренных слов) крупных (повтор однокоренных слов) коллективов. 11. Вот и сейчас, в морозные, студёные (тавтология) дни, фермеры вершат своё благородное дело (неоправданное использование экспрессивных штампов). 12. Это достаточно надёжный плацдарм для движения к глубинным резервам экономики России (многословие, неоправданное использование экспрессивных штампов). 13. Проводится огораживание посадок (многословие, неоправданное использование канцелярита) до того времени, когда верхушки деревьев выходят за пределы досягаемости (многословие, неоправданное использование канцелярита) мордой зверя (плеоназм, неудачное слово: зверь именует только диких животных). 14. Почти на каждой остановке водитель предупреждает: «Во избежание падения при резком торможении просьба держаться за поручни» (многословие, канцелярит). 15. Деревья, кусты, цветники и газоны не только украшают нашу жизнь, но и делают огромную полезную работу (многословие, неоправданное использование канцелярита): фильтруют воздух, собирая на листьях пыль, выделяют фитонциды, убивающие вредных микробов, смягчают температурный режим (неуместное использование элементов научного стиля). 16. Новое здание университета окрашено в колер (плеоназм) жёлтого цвета. 17. До школы нас проводили вездесущие местные (плеоназм) аборигены – сельские мальчишки. 18. Из детских садиков (неоправданное использование разговорной лексики), расположенных на улице Раунас в домах №35 и 37, стали поступать сигналы (канцелярит) о том, что эти очаги воспитания подрастающего поколения подвергаются набегам со стороны любителей спиртного (употребление экспрессивных штампов, многословие). 19. Мюнхен не ходит на теннис, а балдеет (неоправданное использование жаргонизма) от футбола. 20. Над жителями Камчатки постоянно висит дамоклов меч устрашения в ожидании (плеоназм) землетрясения. 21. Предполагаемый район лесозаготовок изобиловал болотами, несметным (неоправданное использование книжной экспрессивной лексики) количеством комаров. 22. Молодой корреспондент сумел нарыть некий компромат на верхушку (неоправданное использование жаргонной и разговорной лексики) министерства. Коллеги считают, что он поплатился именно за это. 23. В прошедшие дни прошли (повтор однокоренных слов) снегопады, и погодные условия при нынешней гонке создали дополнительные трудности при проведении нынешней гонки (многословие; повтор словосочетания). 24. Пока не ясно, кто из соперников станет нашим основным конкурентом (тавтология).