Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков

Тест №3 по курсу «Новая история», тема: «Реформация», 7 класс

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тест по курсу «Новая история» 7 класс, тема: «Реформация». Вариант 1

1. Какие из перечисленных ниже положений явились причинами, которые привели к переустройству Церкви?

Потребность верующих в духовном обновлении, в понятном и более демократичном религиозном учении;

Запрет со стороны Церкви на строительство мануфактур;

Сбор десятины и торговля индульгенциями;

Вмешательство духовенства в вопросы светской власти.

2.В каком году для борьбы с Реформацией Папа Римский утвердил «Общество Иисуса» (иезуитов)

3.Кому из европейских королей принадлежат слова: «Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков»?

Генриху VIII Тюдор;

4.Какие из перечисленных ниже положений выражают основные положения учения Мартина Лютера? (найдите ТРИ верных ответа)

Человек спасается только верой;

Человек спасается своим трудом;

Вера обретается человеком через познание окружающей действительности;

Вера обретается только через милость Бога и не зависит ни от каких заслуг человека;

Только Священное писание, слово Божье, является авторитетом в делах веры;

Власть должна находиться в руках простого народа.

5.Как назывались протестанты во Франции?

6.Кто из Французских королей заслужил почетную характеристику: «Король, спасший Францию»?

В1.Установите хронологическую последовательность.

Разгром Непобедимой армады;

Нантский эдикт Генриха IV ;

Начало Реформации в Англии;

В2. Установите соответствие между событиями внутренней и внешней политики и королями европейских государств.

А) разгром «Непобедимой армады»;

Б) борьба с протестантами у себя в стране и помощь в борьбе с ними в Англии и других странах;

В) Варфоломеевская ночь;

Г) начало Реформации в Англии.

1) Генрих VIII Тюдор;

В3. Прочтите извлечение из речи королевы Елизаветы в Тилбери, обращенной к английским солдатам (1588), и напишите, какое событие послужило причиной этого обращения.

«Мой добрый народ, те, кто печется о нашей безопасности, убеждали нас, что следует проявлять осторожность, когда мы предстанем перед множеством вооруженных людей. Но уверяю вас, что я не хотела бы жить, не доверяя моему верному и любящему народу. Пусть боятся тираны. Я всегда жила так, что после Господа главной своей опорой и защитой считала верные сердца и доброе расположение моих подданных. И посему, как вы видите, я сейчас среди вас, не для развлечения или забавы, но полная решимости в самой гуще и в пылу сражения остаться жить или умереть среди вас…».

В4. Дайте определение понятию «Контрреформация».

Тест по курсу «Новая история» 7 класс, тема: «Реформация». Вариант 2

1. В каком году монах-августинец, профессор богословия в университете г.Виттенберга (Германия) Мартин Лютер прикрепил к дверям храма несколько листков бумаги – знаменитые «95 тезисов» и началась Реформация?

2.Кто из глав государств принимал участие в заключении Аугсбургского религиозного мира?

Елизавета I Тюдор; 3. Генрих IV Бурбон;

3. Кто явился основателем «Общества Иисуса?

Филипп II ; 3. Мария Тюдор (Кровавая);

Игнатий Лайола; 4. Карл IX Валуа.

4.Какие из перечисленных ниже положений выражают основные положения учения Ж.Кальвина? (найдите ТРИ верных ответа)

В мире властвует абсолютное божественное предопределение, но никто из верующих его не может знать;

Учение призывало к установлению «Царства Божиего на земле»;

Судьба каждого человека определена заранее: едва родившись, человек уже приговорен либо к вечному спасению, либо к вечной погибели;

«Царство Божие» можно приблизить – установить его силой;

Чтобы обрести спасение каждый человек должен терпеливо и безропотно работать всю свою земную жизнь;

Власть должна находиться в руках простого народа.

5.Как называлась протестантская церковь в Англии?

Англиканская; 3. Пресвитерианская;

Английская; 4. Елизаветинская.

6. Кому из европейских политических деятелей принадлежат слова: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было величие государства»?

В1. Установите хронологическую последовательность.

Начало Тридентского собора;

Начало Реформации в Германии;

Аугсбургский религиозный мир;

Образование ордена иезуитов.

В2.Установите соответствие между событиями и их результатом.

А) В 1598 г. был издан документ, регулирующий политические и религиозные права протестантов, хотя государственной религией оставалось католичество, но в стране провозглашалась веротерпимость (Франция);

Б) В 1570 г. был заключен мир, разрешалось протестантское богослужение, во владении протестантов было четыре крепости (Франция);

В) В 1555 г. был заключен мир, по которому устанавливалось равноправие католиков и протестантов, князья получили право определять религию своих подданных (Германия);

Г) В 1545 г. открылся собор, на котором духовенство хотело решить спорные вопросы в связи с распространением Реформации. Результатом стал запрет на продажу индульгенций и открытие семинарий для католических священников (Рим).

1) Аугсбургский религиозный мир;

2) Тридентский собор;

4) Сен-Жерменский эдикт.

В3.Известный русский историк Нового времени Николай Иванович Кареев (1850 – 1931), автор труда «История Европы в Новое время», дал высокую оценку известному государственному деятелю Франции. Напишите фамилию этого человека.

«Прежде всего это был великий «государственник», человек, ставивший выше всего государство, все ему подчинявший, стремившийся устранить из жизни все, что противоречило интересам государства, воплощенного в абсолютизме центральной власти… он создал целую школу, из которой вышло немало крупных деятелей абсолютизма».

В4.Дайте определение понятию «Реформация».

Источник

Вопросы и ответы к аттестации учителей 2019. Всеобщая история

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Всеобщая история

Выберите правильный вариант ответа

Идеи деления истории на эпохи дикости (период собирательства, охоты), варварства и цивилизации предложил:

Выберите правильный вариант ответа

Определенную роль в централизации европейских земель периода средневековья сыграла

Голод в средневековых городах

Кризис ремесленного производства

Выберите правильный вариант ответа

Обострению торговой конкуренции между Венецией и Генуей

Ослаблению османского влияния в бассейне Средиземного моря

Созданию крупных торговых компаний

Появлению в Европе первых банков

С именем Генриха Мореплавателя, принца Энрике, младшего сына португальского короля связана (о)..

открытие ближней Атлантики

открытие Тихого океана

Кому из европейских королей принадлежат слова: «Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков»

Генриху VIII Тюдор

Выберите правильный вариант ответа Закон США о ленд-лизе был принят сенатом в

Выберите правильный вариант ответа

Последней религиозной и первой общеевропейской войной, изменившей карту Европы в XVII веке, считают:

Войну за испанское наследство

Выберите правильный вариант ответа

В XX веке человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит его выживание и судьба. Эти проблемы получили название:

Выберите правильный вариант ответа

Человеку Запада в эпоху Нового времени НЕ было присуще:

уважение к частной собственности

убеждение в том, что счастье и благополучие зависят от самого человека

трепетное отношение к природе, единение человека с природой

Выберите правильный вариант ответа

«Временным режимом» во Франции называют:

Режим правительства во главе с Ш. де Голлем, установленный после освобождения Франции во время второй мировой войны

Режим во главе с Ф. Петеном, установленный после оккупации Франции Германией

Режим, установленный во французской колонии Алжир, военными мятежниками

Режим, возникший во время отставки Ш. де Голля с поста президента во время массовых волнений в Париже

Выберите правильный вариант ответа

Глава правительства, который в 1880-х гг. приступил к реализации плана социального страхования:

Выберите правильный вариант ответа

Принцип, положенный в основу деятельности Совета Безопасности ООН:

принцип большинства голосов членов СБ при принятии важнейших решений

принцип единогласия СССР США при принятии важнейших решений

принцип единогласия всех (постоянных и непостоянных) членов СБ при принятии важнейших решений

принцип единогласия пяти постоянных членов СБ при принятии важнейших решений

Выберите правильный вариант ответа

Страна, отказавшаяся в 1962 году от участия в ОВД

Выберите правильный вариант ответа

Программа «Партнерство во имя мира» была инициирована в 1994 году.

Впишите правильный ответ

Плата за занятие государственных должностей а Афинах была введена при архонте ПЕРИКЛЕ

Впишите правильный ответ

Англия начала колонизацию Атлантического побережья Северной Америки в районе 40 параллели. Первая партия переселенцев высадилась в области названной… ВИРГИНИЯ

Установите соответствие между датами и событиями

Пассажирский корабль, затопленный в результате атаки германских подводных лодок

Боевые машины, получившие прозвище «наземные корабли»

Германские морские корабли, способные вести самостоятельные морские сражения, на морских и океанических коммуникациях

Установите соответствие между событиями и датами

Заключение конкордата между Наполеоном I и папой римским

Создание Директории во Франции

Провозглашение Наполеона I императором

Переворот 18 брюмера

Определите правильную последовательность событий

Правление императора Траяна

Определите правильную последовательность событий

Вторжение французских войск в Рурскую область

Локарнский пакт о гарантиях западных границ Германии

Начало Великого кризиса в США

Победа на выборах в США кандидата демократов Ф.Д. Рузвельта

Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Смотреть фото Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Смотреть картинку Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Картинка про Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Фото Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Смотреть фото Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Смотреть картинку Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Картинка про Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Фото Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Смотреть фото Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Смотреть картинку Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Картинка про Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Фото Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Смотреть фото Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Смотреть картинку Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Картинка про Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Фото Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков

Номер материала: ДБ-489479

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Смотреть фото Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Смотреть картинку Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Картинка про Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Фото Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Смотреть фото Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Смотреть картинку Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Картинка про Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Фото Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Смотреть фото Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Смотреть картинку Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Картинка про Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Фото Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Смотреть фото Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Смотреть картинку Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Картинка про Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Фото Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков

В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января

Время чтения: 1 минута

Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Смотреть фото Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Смотреть картинку Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Картинка про Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Фото Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков

В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей

Время чтения: 0 минут

Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Смотреть фото Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Смотреть картинку Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Картинка про Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Фото Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков

Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов

Время чтения: 1 минута

Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Смотреть фото Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Смотреть картинку Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Картинка про Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков. Фото Я предпочту совсем не иметь подданных чем иметь таковыми еретиков

ОНФ планирует решить проблему с низкими зарплатами водителей школьных автобусов в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тест №3 по курсу «Новая история», тема: «Реформация», 7 класс

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тест по курсу «Новая история» 7 класс, тема: «Реформация». Вариант 1

1. Какие из перечисленных ниже положений явились причинами, которые привели к переустройству Церкви?

Потребность верующих в духовном обновлении, в понятном и более демократичном религиозном учении;

Запрет со стороны Церкви на строительство мануфактур;

Сбор десятины и торговля индульгенциями;

Вмешательство духовенства в вопросы светской власти.

2.В каком году для борьбы с Реформацией Папа Римский утвердил «Общество Иисуса» (иезуитов)

3.Кому из европейских королей принадлежат слова: «Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков»?

Генриху VIII Тюдор;

4.Какие из перечисленных ниже положений выражают основные положения учения Мартина Лютера? (найдите ТРИ верных ответа)

Человек спасается только верой;

Человек спасается своим трудом;

Вера обретается человеком через познание окружающей действительности;

Вера обретается только через милость Бога и не зависит ни от каких заслуг человека;

Только Священное писание, слово Божье, является авторитетом в делах веры;

Власть должна находиться в руках простого народа.

5.Как назывались протестанты во Франции?

6.Кто из Французских королей заслужил почетную характеристику: «Король, спасший Францию»?

В1.Установите хронологическую последовательность.

Разгром Непобедимой армады;

Нантский эдикт Генриха IV ;

Начало Реформации в Англии;

В2. Установите соответствие между событиями внутренней и внешней политики и королями европейских государств.

А) разгром «Непобедимой армады»;

Б) борьба с протестантами у себя в стране и помощь в борьбе с ними в Англии и других странах;

В) Варфоломеевская ночь;

Г) начало Реформации в Англии.

1) Генрих VIII Тюдор;

В3. Прочтите извлечение из речи королевы Елизаветы в Тилбери, обращенной к английским солдатам (1588), и напишите, какое событие послужило причиной этого обращения.

«Мой добрый народ, те, кто печется о нашей безопасности, убеждали нас, что следует проявлять осторожность, когда мы предстанем перед множеством вооруженных людей. Но уверяю вас, что я не хотела бы жить, не доверяя моему верному и любящему народу. Пусть боятся тираны. Я всегда жила так, что после Господа главной своей опорой и защитой считала верные сердца и доброе расположение моих подданных. И посему, как вы видите, я сейчас среди вас, не для развлечения или забавы, но полная решимости в самой гуще и в пылу сражения остаться жить или умереть среди вас…».

В4. Дайте определение понятию «Контрреформация».

Тест по курсу «Новая история» 7 класс, тема: «Реформация». Вариант 2

1. В каком году монах-августинец, профессор богословия в университете г.Виттенберга (Германия) Мартин Лютер прикрепил к дверям храма несколько листков бумаги – знаменитые «95 тезисов» и началась Реформация?

2.Кто из глав государств принимал участие в заключении Аугсбургского религиозного мира?

Елизавета I Тюдор; 3. Генрих IV Бурбон;

3. Кто явился основателем «Общества Иисуса?

Филипп II ; 3. Мария Тюдор (Кровавая);

Игнатий Лайола; 4. Карл IX Валуа.

4.Какие из перечисленных ниже положений выражают основные положения учения Ж.Кальвина? (найдите ТРИ верных ответа)

В мире властвует абсолютное божественное предопределение, но никто из верующих его не может знать;

Учение призывало к установлению «Царства Божиего на земле»;

Судьба каждого человека определена заранее: едва родившись, человек уже приговорен либо к вечному спасению, либо к вечной погибели;

«Царство Божие» можно приблизить – установить его силой;

Чтобы обрести спасение каждый человек должен терпеливо и безропотно работать всю свою земную жизнь;

Власть должна находиться в руках простого народа.

5.Как называлась протестантская церковь в Англии?

Англиканская; 3. Пресвитерианская;

Английская; 4. Елизаветинская.

6. Кому из европейских политических деятелей принадлежат слова: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было величие государства»?

В1. Установите хронологическую последовательность.

Начало Тридентского собора;

Начало Реформации в Германии;

Аугсбургский религиозный мир;

Образование ордена иезуитов.

В2.Установите соответствие между событиями и их результатом.

А) В 1598 г. был издан документ, регулирующий политические и религиозные права протестантов, хотя государственной религией оставалось католичество, но в стране провозглашалась веротерпимость (Франция);

Б) В 1570 г. был заключен мир, разрешалось протестантское богослужение, во владении протестантов было четыре крепости (Франция);

В) В 1555 г. был заключен мир, по которому устанавливалось равноправие католиков и протестантов, князья получили право определять религию своих подданных (Германия);

Г) В 1545 г. открылся собор, на котором духовенство хотело решить спорные вопросы в связи с распространением Реформации. Результатом стал запрет на продажу индульгенций и открытие семинарий для католических священников (Рим).

1) Аугсбургский религиозный мир;

2) Тридентский собор;

4) Сен-Жерменский эдикт.

В3.Известный русский историк Нового времени Николай Иванович Кареев (1850 – 1931), автор труда «История Европы в Новое время», дал высокую оценку известному государственному деятелю Франции. Напишите фамилию этого человека.

«Прежде всего это был великий «государственник», человек, ставивший выше всего государство, все ему подчинявший, стремившийся устранить из жизни все, что противоречило интересам государства, воплощенного в абсолютизме центральной власти… он создал целую школу, из которой вышло немало крупных деятелей абсолютизма».

В4.Дайте определение понятию «Реформация».

Источник

Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс (18 стр.)

Герб Фернандо и Изабеллы

Затем наступил черед мусульман. Вероломно нарушая условия капитуляции Гранады, власти силой добивались крещения побежденных. Более того, преследованиям подвергались язык, культура, обычаи даже и обращенных в христианство арабов, которых в Испании называли морисками (позже, в XVII в., их вообще изгнали из страны). Богатейшее культурное наследие мусульманской Испании варварски уничтожалось.

Фернандо Арагонский и Изабелла Кастильская

Стремление быстро достичь религиозного единства и искоренить ересь дорого обошлось Испании. Изгнание евреев и морисков лишило ее сотен тысяч трудолюбивых земледельцев и ремесленников. В стране утвердилась обстановка нетерпимости и фанатизма, и не случайно именно Испания стала ударной силой Контрреформации.

Держава Карла V и ее раздел

Карлу Габсбургу досталось редкостное наследство. По материнской линии, от Фернандо и Изабеллы, он получил Испанию, ее владения в Италии и в Новом Свете, а по отцовской линии – Австрию, Нидерланды и некоторые другие земли. В 1519 г. он добился своего избрания на престол Священной Римской империи и стал императором под именем Карла V (в Испании он считался Карлом I). Современники не без основания говорили, что в его владениях «никогда не заходит солнце».

Карл V. Художник Тициан

Управлять такой империей оказалось крайне сложно. Интересы земель, входивших в ее состав, часто противоречили друг другу. Сложно было защищать растянутые границы империи от многочисленных врагов. Главным из них являлась Франция, претендовавшая на преобладание в Европе. Владения Габсбургов окружали ее почти со всех сторон. Поэтому Франция стремилась прорвать это окружение. Странам Центральной и Западной Европы, в том числе и владениям самого Карла V, постоянно угрожали турки, и кто, как не император – признанный светский глава всего христианского мира, – должен был встать во главе борьбы против них? Наконец, Карл V стал императором как раз тогда, когда в Германии началась Реформация. После недолгих колебаний он принял сторону Рима и до конца жизни боролся против протестантов.

В войнах с этими тремя врагами и прошло долгое правление Карла V. Хотя он не раз добивался военных и дипломатических успехов, его конечная цель – создание мировой католической империи – противоречила ходу истории и оставалась недостижимой. Непрерывные войны и связанный с ними резкий рост налогов подорвали силы империи.

Так и не добившись победы над врагами, разочарованный монарх решил отречься от власти. На наследство претендовали его сын Филипп и младший брат Фердинанд.

Когда в 1526 г. войско короля Чехии и Венгрии Людовика было разбито турками при Мохаче, а сам король пал в битве, Фердинанд, женатый на сестре погибшего монарха, унаследовал его владения (кроме части Венгрии, захваченной турками). Получив в управление от Карла V также и Австрию, Фердинанд приобрел огромное влияние в Центральной Европе. В 1556 г. он и стал новым императором, сохранив при этом и прочие свои титулы. Его прямые потомки пользовались ими еще несколько столетий. Филипп унаследовал Испанию (где он стал Филиппом II) с ее владениями в Италии и в Америке, а также Нидерланды и некоторые другие земли.

Держава Карла V и ее раздел

Найдите на карте территории, входившие в державу Карла V. Вспомните, как сформировалась эта держава. Найдите владения австрийских и испанских Габсбургов.

Таким образом, в родовом древе Габсбургов появились две ветви: австрийская и испанская. Австрийские Габсбурги имели обширные владения в Центральной Европе (Австрия, Чехия, не захваченная турками часть Венгрии и другие территории), но их власть над германскими землями в качестве императоров была весьма зыбкой. Владения испанских Габсбургов располагались в Западной Европе и на других континентах. Перед двумя державами стояли разные задачи, однако агрессивный католицизм обеих линий Габсбургов и наличие общих врагов (прежде всего – Франции) определили длительные союзнические отношения родственных династий.

Почему Карл V, несмотря на огромные ресурсы, имевшиеся в его распоряжении, не смог добиться своих целей?

Победы и поражения Филиппа II

Филипп II унаследовал самую могущественную державу в тогдашней Западной Европе. Никто из монархов не имел столь обширных владений, огромных доходов, сильных армий. И все же на его счету оказалось больше поражений, чем побед. Изрядная доля ответственности за это лежит на самом короле.

Осада Вены турками в 1529 г.

Филипп II не любил больших городов и столицей своей державы сделал маленький Мадрид в самом центре Испании. Но и там ему показалось слишком людно. По приказу короля в горах недалеко от Мадрида возвели светлый и строгий Эскориал – одновременно дворец, усыпальницу и монастырь, грандиозное воплощение духа католицизма и Контрреформации, которое называли иногда «восьмым чудом света». Здесь монарх затворился в своих покоях, редко покидая их. Филипп II не перекладывал бремя власти на министров. Он лично вникал во все дела и успевал поставить свою подпись или резолюцию на тысячах деловых бумаг. Он усовершенствовал управление страной, упорядочил законы, обуздал склонную к мятежам аристократию. Он был и одним из самых видных меценатов своего времени. Однако в важных решениях он часто запаздывал и нередко ошибался. Не доверяя ярким личностям, король поручал дела людям исполнительным, но недалеким. Это стоило ему многих утраченных возможностей, а в случае с назначением герцога Медины Сидонии командующим «Непобедимой армадой» обернулось национальной катастрофой.

В отличие от самых значительных политиков своего времени – Генриха Наваррского, Елизаветы Английской, Филипп II был фанатичным католиком и подчинял интересы государства своим религиозным убеждениям. «Я предпочитаю вовсе не иметь подданных, чем иметь в качестве таковых еретиков», – заметил король однажды. Но если в Испании инквизиции удавалось душить все проявления свободомыслия, то в Нидерландах упрямое нежелание Филиппа II пойти на уступки привело к восстанию. Безуспешной оказалась его борьба с протестантской Англией. И только в войне с Османской империей Испания добилась крупного успеха: блестящая победа объединенного флота Испании, Венеции и папства над турками у мыса Лепанто в 1571 г. позволила приостановить натиск турок в Средиземноморье.

Расцвет и упадок Испании

В отличие от Карла V, пытавшегося учитывать интересы различных частей своей державы, Филипп II являлся прежде всего королем Испании. К началу XVI в. эта большая страна была грозной военной силой, но не относилась к числу самых богатых и развитых в Европе. Последствия Великих географических открытий были очень благоприятны для испанского государства. Перед страной открылись новые возможности. Америка предоставляла Испании и рынки сбыта, и сырье, и драгоценные металлы. В стране наметился экономический подъем: развивалось сельское хозяйство, росли города, появлялись мануфактуры. Процветала колониальная торговля, а ее центр – Севилья – стал одним из самых больших городов Европы. Однако подъем уже через несколько десятилетий сменился упадком. Закрывались мануфактуры и мастерские, сокращались посевы, пустели деревни. Испанская экономика становилась все более зависимой от других стран.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *