Я по натуре не толстовец что это значит

Значение слова «толстовец»

Я по натуре не толстовец что это значит. Смотреть фото Я по натуре не толстовец что это значит. Смотреть картинку Я по натуре не толстовец что это значит. Картинка про Я по натуре не толстовец что это значит. Фото Я по натуре не толстовец что это значит

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ТОЛСТО’ВЕЦ, вца, м. Последователь толстовства.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

толсто́вец

Делаем Карту слов лучше вместе

Я по натуре не толстовец что это значит. Смотреть фото Я по натуре не толстовец что это значит. Смотреть картинку Я по натуре не толстовец что это значит. Картинка про Я по натуре не толстовец что это значит. Фото Я по натуре не толстовец что это значитПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: заповедать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «толстовец&raquo

Предложения со словом «толстовец&raquo

Цитаты из русской классики со словом «толстовец»

Понятия, связанные со словом «толстовец»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «толстовец&raquo

Оставьте это вегетарианское ханжество тупоголовым толстовцам, не желающим видеть далее своего носа.

Вигдорчик включает в свои письма различные документы, касающиеся толстовского движения, описывает, что делается для помощи толстовцам, а также канадским духоборцам.

Так появилась карикатура на народников: либеральная молодёжь рядилась в крестьянскую одежду, становилась толстовцами, участвовала в благотворительных программах, направленных на борьбу с голодом, неграмотностью и т. д.

Источник

Толстовство как субкультура: пацифизм, минимализм и саморазвитие

Накануне фестиваля «Толстой» в Ясной Поляне BURO. решило не только примерить на себя толстовку, но и рассмотреть последователей писателя через призму несколько вульгарной социологии — как вид субкультуры

Субкультура находится в оппозиции к культурному мейнстриму и чаще всего ассоциируется с отрочеством и юностью. Но не все толстовцы были молодыми — среди последователей Льва Николаевича были и зрелые люди, которые, как и он, пережили внутренний кризис. Тут важен не возраст, а причина обращения к идеям писателя: его взгляды разделяли те, кто стремился найти смысл жизни. Сам он в юности говорил:

Я бы был несчастливейший из людей, ежели бы я не нашел цели для моей жизни — цели общей и полезной, полезной потому, что бессмертная душа, развившись, естественно перейдет в существо высшее и соответствующее ей».

Толстовцы отрицали институт церкви и государства, они верили, что сознание определяет бытие, а не наоборот, и что совесть — единственно верный способ самоорганизации человека.

Как появилось толстовство

В 1884 году в свет вышла «Исповедь» — произведение, в котором Толстой описал историю своих духовных исканий: от юношеского нигилизма до поздних разочарований. В нем он впервые выразил свои воззрения напрямую, а не через монологи героев. Позднее вышло еще несколько статей и трактатов, которые были запрещены цензурой за критику государства и антиклерикальные идеи, но тем не менее люди знакомились с ними по отрывкам в журналах и записывали себя в последователи Льва Николаевича.

В 1898 г. я достал книгу «В чем моя вера», тогда еще запрещенную в России, и стал ее читать. По прочтении этой книги я почувствовал себя очень одиноким среди того круга людей, в котором я жил. Мне хотелось пойти жить в среду людей, которых так же, как и меня в то время, волновали бы вопросы веры и смысла жизни. И я решил, что пойду к Толстому. Человек, который написал «В чем моя вера», не может не принять меня и не отнестись сочувственно к вопросам моей души; он также, наверно, знает таких людей, которых я ищу».

Из книги «Двенадцать лет около Толстого» — воспоминаний Хрисанфа Абрикосова, последователя и секретаря Толстого.

К Толстому стали обращаться самые разные люди со своими вопросами и проблемами, и тот счел своим долгом отвечать всем. Нет конкретной статистики, скольким он ответил или помог, но за свою жизнь он получил более 50 тысяч писем, а сам отправил более 10 тысяч.

При этом отношение Толстого к тем, кто называл себя его единомышленниками, было сложным — он не считал себя лидером этого движения: «Говорить о толстовстве, искать моего руководительства, спрашивать моего решения вопросов — большая и грубая ошибка». Он не приемлел пропаганды и был против всякой организации, к объединению относился с иронией: «Я Толстой, но не толстовец», — говорил он. Постоянно подчеркивал свою личную непричастность к какой бы то ни было системе взглядов: «Никакого моего учения не было и нет, — писал он, — есть одно вечное, всеобщее, всемирное, истинное для меня, для нас, особенно ясно выраженное в Евангелиях. Учение это призывает человека к признанию своей сыновности к Богу ».

Источник

Толстовство

Эта статья входит в тематический блок
Толстовство
Российские сподвижники
П. Бирюков · Бодянский · В. Булгаков · Горбунов-Посадов · Гусев · Наживин · П. Николаев · Сулержицкий · Трегубов · Хилков · Хирьяков · Чертков
Зарубежные последователи
Арисима · Ганди · Ярнефельт · Кросби · Кониси · Мод · Токутоми
Библиография
Воскресение · Исповедь · В чём моя вера · Царство Божие внутри вас
Разное
Зелёная палочка · Определение Синода · Духоборы · Крестьяне-толстовцы

Содержание

История

Толстовство возникло в России в 1880-е годы на основе учения Л. Н. Толстого. Основы толстовства он изложил в «Исповеди», «В чём моя вера?», «Крейцеровой сонате» и др. Тогда же начали возникать колонии толстовцев в Тверской, Симбирской, Харьковской губерниях и в Закавказье. Эти колонии получили название «культурных скитов». Толстовство нашло последователей в Западной Европе, Японии, Индии. Сторонником толстовства был, в частности, Махатма Ганди. В 1880—1900-х годах создавались толстовские колонии в Англии и Южной Африке.

Вегетарианство в науке того времени считалось глубоко нездоровым (вслед за немецкой диетологией того времени).

Я по натуре не толстовец что это значит. Смотреть фото Я по натуре не толстовец что это значит. Смотреть картинку Я по натуре не толстовец что это значит. Картинка про Я по натуре не толстовец что это значит. Фото Я по натуре не толстовец что это значит

Я по натуре не толстовец что это значит. Смотреть фото Я по натуре не толстовец что это значит. Смотреть картинку Я по натуре не толстовец что это значит. Картинка про Я по натуре не толстовец что это значит. Фото Я по натуре не толстовец что это значит

Толстовцы активно занимались пропагандой. Толстовцы В. Г. Чертков и П. И. Бирюков основали издательство «Посредник», которое издавало массовыми тиражами книги для народа: произведения Л. Н. Толстого, Г. И. Успенского, А. П. Чехова и других писателей, пособия по агрономии, ветеринарии, гигиене. В 1901—1905 в Лондоне толстовцы издавали газету «Свободное слово».

В период расцвета толстовства численность толстовцев достигала 30 тыс. человек. [источник не указан 1296 дней]

Сейчас последователи толстовства сохранились в Западной Европе, Северной Америке, Японии, Индии, Болгарии и других странах. В России официально зарегистрирована религиозная организация «Толстовцы», члены которой являются представителями новотолстовства — движения, возникшего сравнительно недавно и существенно отличающегося от изначального толстовства. Их численность около 500 человек.

Важным источником по истории толстовства являются воспоминания толстовцев о Л. Толстом.

Состав движения

Я по натуре не толстовец что это значит. Смотреть фото Я по натуре не толстовец что это значит. Смотреть картинку Я по натуре не толстовец что это значит. Картинка про Я по натуре не толстовец что это значит. Фото Я по натуре не толстовец что это значит

Я по натуре не толстовец что это значит. Смотреть фото Я по натуре не толстовец что это значит. Смотреть картинку Я по натуре не толстовец что это значит. Картинка про Я по натуре не толстовец что это значит. Фото Я по натуре не толстовец что это значит

Уже при жизни Толстого это движение выделялось не отрицанием, а свободой от сословных и религиозных рамок и других формальных признаков. Князья являлись к Льву Толстому в одной компании с крестьянами, а супруга Толстого исправно водила детей в церковь в дни самых жестоких конфликтов между Львом Толстым и Синодом. Толстой лично или через свои произведения повлиял на целый ряд своих современников, которые не описываются как толстовцы, но немыслимы без влияния Толстого, его произведений и его окружения.

Отношение к религии

Я по натуре не толстовец что это значит. Смотреть фото Я по натуре не толстовец что это значит. Смотреть картинку Я по натуре не толстовец что это значит. Картинка про Я по натуре не толстовец что это значит. Фото Я по натуре не толстовец что это значит

Большой популярностью пользовались книги Л. Н. Толстого «В чём моя вера», «Исповедь» и др.

Морально-этическая и социальная идеология

Осуществление этих принципов предполагает возможность нравственного преобразования общества (то есть толстовство включает в себя идею достижимости утопической перспективы). Предполагалось создать на месте существующего общества и государства общежитие свободных и равноправных крестьян.

Будучи по своим убеждениям последовательными пацифистами, толстовцы отказывались от несения военной службы.

В ранний период у толстовства было много общего с анархизмом, так как оба движения отрицали необходимость военно-государственной машины и апеллировали взамен к разуму личности, естественному стремлению к взаимопомощи и трудовому братству. Однако после положительной реакции князя Кропоткина на начало I мировой войны контакты между движениями прервались.

Пищевые запреты

Я по натуре не толстовец что это значит. Смотреть фото Я по натуре не толстовец что это значит. Смотреть картинку Я по натуре не толстовец что это значит. Картинка про Я по натуре не толстовец что это значит. Фото Я по натуре не толстовец что это значит

Я по натуре не толстовец что это значит. Смотреть фото Я по натуре не толстовец что это значит. Смотреть картинку Я по натуре не толстовец что это значит. Картинка про Я по натуре не толстовец что это значит. Фото Я по натуре не толстовец что это значит

Толстовцы, как правило, придерживаются вегетарианства (но употребляют молочные продукты), не употребляют алкоголя и табака. Эти запреты не являются абсолютными: так, будучи арестован СС в Праге, Валентин Булгаков первые недели заключения отдавал мясо своего скудного пайка сокамерникам, но затем, заметив, что стремительно теряет силы, был вынужден отказаться от вегетарианства. При увлечённости толстовцев сельским хозяйством они стремились исключить по возможности сельскохозяйственную эксплуатацию животных.

Критика идей Толстого со стороны Православной церкви

Официозное (неофициальное) общественно-церковное издание «Миссионерское обозрение» в 1906 году, после состоявшегося в 1901 году Определения Святейшего Синода об «отпадении» графа Толстого от Церкви, печатало в статье, подписанной священником Е. Зубаревым, пространные извлечения из новоизданного полного собрания религиозно-философских сочинений Льва Толстого, заключая: «Под доказательствами Л. Н. Толстого от Евангелия вполне можно бы подписаться, если бы он разумел под ним подлинное, а не своё евангелие.» [10]

См. также

Известные толстовцы

Расширенный вариант списка см. Википедия:К созданию/Список толстовцев

Составные элементы толстовства

Испытавшие влияние толстовства движения

Шаблоны

Примечания

Литература

Ссылки

Я по натуре не толстовец что это значит. Смотреть фото Я по натуре не толстовец что это значит. Смотреть картинку Я по натуре не толстовец что это значит. Картинка про Я по натуре не толстовец что это значит. Фото Я по натуре не толстовец что это значит

Полезное

Смотреть что такое «Толстовство» в других словарях:

ТОЛСТОВСТВО — религ. утопич. направление в обществ. мысли и обществ. движении России кон. 19 нач. 20 вв., сложившееся на основе учения Л. Н. Толстого. Основы Т. изложены Толстым в «Исповеди», «В чём моя вера?», «Крейцеровой сонате» и др. Толстой с… … Философская энциклопедия

толстовство — непротивленчество, толстовщина, всепрощение, непротивленство, непротивление Словарь русских синонимов. толстовство см. непротивленчество Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М … Словарь синонимов

ТОЛСТОВСТВО — ТОЛСТОВСТВО, а, ср. В России в конце 19 нач. 20 в.: религиозно нравственное течение, возникшее под влиянием взглядов Л. Н. Толстого и развивающее идеи преобразования общества путём религиозного и нравственного совершенствования человека, всеобщей … Толковый словарь Ожегова

ТОЛСТОВСТВО — англ. Tolstoyism; нем. Tolstoiverehrung. Религиозно общественное движение в России конца XIX в., сложившееся на основе учения Л. Н. Толстого. Т. характеризуется идеями соц. пассивности, аскетизмом, безропотным подчинением воле Бога, идеализацией… … Энциклопедия социологии

Толстовство — религиозное учение, основанное на идеях смирения, «непротивления злу насилием», признания высшим долгом человека нравственное самоусовершенствование и жизни «трудами рук своих». Толстовство трактует христианскую веру как знание о том, что такое… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ТОЛСТОВСТВО — религ. утопич. общественное движение, возникшее в 80 х гг. 19 в. в России на основе религ. философ, учения Л. Н. Толстого. Арест, наложенный духовной цензурой в 1882 на No 5 жури. Русская мысль за опубликование Исповеди Толстого, послужил началом … Советская историческая энциклопедия

Толстовство — религиозно утопическое общественное течение в России конца 19 начала 20 вв. Возникло в период политической реакции 1880‑х гг. под влиянием религиозно философского учения Л. Н. Толстого (См. Толстой). Основы Т. изложены Толстым в… … Большая советская энциклопедия

Толстовство — ср. Религиозно утопическое общественное течение, возникшее под влиянием религиозно этического учения Л.Н. Толстого, основывающегося на христианских идеях, которые способны преобразовать общество путём религиозно нравственного совершенствования (в … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

Толстовец, не читавший Толстого

Студенты магистратуры «Литературное мастерство» НИУ ВШЭ выпустили книгу-травелог

Фото: фрагмент обложки книги

Фрагмент книги предоставлен авторами

Что для вас Куликово поле и Ясная Поляна? Слова из учебников истории и литературы?

Приводим фрагмент из книги «Хранители времени. По следам студенческой экспедиции».

КАК МЫ ВСТРЕТИЛИ НАСТОЯЩЕГО ТОЛСТОВЦА, КОТОРЫЙ ПОЧТИ НЕ ЧИТАЛ ТОЛСТОГО

Авторы: Сергей Лебеденко, Анастасия Пономарева

В истории литературы случались удивительные эпизоды. Скажем, набредает писатель на обрывок объявления в газете, а потом пишет «Красное и черное» или «Преступление и наказание». Видит кошмарный сон — и пишет «Франкенштейна». Встречает странного человека на улице — и создает пугающую повесть «Доктор Джекил и мистер Хайд».

Мы, конечно, не Стендаль и не Мэри Шелли. Но своя порция писательской удачи досталась и нам. На второй день нашего пребывания в Ясной Поляне мы повстречали Олега Рыгалова.

ЧЕЛОВЕК ИЗ ЛУЖИ

Было около полудня, мы шли по дороге мимо усадебной ограды и размышляли, где нам искать очередного героя для нашей книги, как вдруг увидели коренастого крепкого мужчину с пышными усами — издалека он здорово смахивал на Буденного, — который стоял по щиколотку в густой луже и, склонившись над потоком, набирал воду в большие пластиковые бутыли.

При ближайшем рассмотрении лужа, в которой стоит герой нашего очерка, оказалась частью ручья, который впадает в реку Воронку, на правом берегу которой и расположена усадьба.

Река Воронка, ранее именовавшаяся Вороньей, всегда была любимым местом купания Толстого, ведущая к ней дорога так и называлась — «Купальной». Лев Николаевич принимал здесь водные процедуры почти ежедневно, часто в компании сыновей и гостей Ясной Поляны.

«Едем купаться на Воронку. Едем не дорогой, а лесной тропинкой. Мокрые от утренней росы ветки поминутно хлещут по лицу, — пишет Илья Львович Толстой в своих мемуарах „Мои воспоминания“. — Придерживаешь рукой шляпу и нагибаешься к челке лошади. У купальни привязываем лошадей к березкам, рысью бежим по мосткам и скорей, скорей раздеваемся. В купальне два отделения: один ящик маленький и мелкий для детей и большая купальня для взрослых. Прыгаешь прежде в ящик и окунаешься. Вода пахнет тем особенным речным запахом, которым пахнут реки только в России. »

Мы переглянулись: герой нашел нас сам, хотя еще не подозревал об этом. И все же наверняка хотел, чтобы нашли: когда мы спустились с дороги к луже, он задумчиво пробормотал:

— Карьера журналиста, военного и спортсмена у меня не прошла. Ну, слава Богу, до пенсии доработал. — Затем он поднял голову и приветливо улыбнулся: — Рыгалов Олег Геннадьевич, запишите, может, встретимся.

Оказалось, что Рыгалов — позже вместе с однокурсниками мы в шутку окрестили его «Человеком из лужи» — оказался в «Ясной» проездом. Необычный маршрут: посетить места, в которых жили и работали классики.

— Мысль мелькнула, а почему бы мне не путешествия? Я же читатель и даже корреспондентом работал маленько в газете, почему мне писатели не попадаются? В Вешенскую станицу съездил (здесь жил Михаил Шолохов. — Прим. авт.), потом побывал в музее-усадьбе Тургенева (Спасское-Лутовиново под Мценском).

Выяснилось, что Рыгалов путешествует по России уже очень давно. Путешествие для него скорее способ существования. Он стал вспоминать города, в которые хотел бы направиться дальше: Калуга, Вязьма, Ржев. Цели путешествия мало связаны с литературой, скорее, вообще с чем-то, что нашего собеседника интересовало. К примеру, подо Ржевом дед Рыгалова потерял ногу и попал в плен, а в Мценске жил не только Тургенев, но и Фет, с которым Рыгалов чувствует особую духовную связь.

— Да нет, если западает место в душу, я там останавливаюсь на какое-то время. Я вообще чувствительный к красоте, — сказал Олег Геннадьевич и вдруг продекламировал хорошо поставленным голосом: — Шепот, робкое дыханье, трели соловья, — после чего заметил: — Быстренько там получилось, в Мценске. Очень хорошо там экскурсовод Марина рассказала о лучших людях Мценского уезда. Там и революция, и история, и современность.

Приехать, узнать город, место, людей — и двинуться дальше. Так у нашего собеседника проходили последние годы. С собой у Рыгалова были только дорожная куртка, рюкзак да коляска со сломанным колесиком.

— От лишнего надо отказываться. А то, что необходимое, ну, сколько можно, я, конечно, с собой, — сказал Рыгалов, показав на свое скромное имущество. — Господь послал мне в Санкт-Петербурге возле церкви Святого Феодора колясочку детскую. Колесо было сломано. Я его привязал веревкой, обивку снял, и вот у меня самоходная тележка. Сюда и еду можно с собой, ведерко помыть, все необходимое. Лишнего-то не надо. Зимняя одежда теплая у меня в этом. На вокзале когда ночуешь, на вокзалах бывает прохладно. Там свитер, брюки, куртку — все это с собой. Ну, вот как сказал Ельцин-то? «Берите суверенитета, сколько унесете». Вот сколько унесли, столько. — засмеялся Рыгалов.

АНАБАЗИС ОЛЕГА РЫГАЛОВА

Оказалось, что нынешнее путешествие Рыгалова длится уже три года почти без остановок.

— Я работал сторожем в садоводстве в Комсомольске-на-Амуре. Потом нас сократили, сделали ЧОП. А у меня уже пенсия на носу, ну, что я буду? Я поехал, типа работу искал, а на самом деле она мне уже и не нужна.

На остатки денег наш собеседник из Комсомольска поехал в Благовещенск. Без прописки на работу не брали, и Рыгалов отправился дальше: от Благовещенска до Хабаровска.

Ночевать пришлось на вокзале. Есть было нечего — кто-то посоветовал Рыгалову сходить в церковь: «Церковь прокормит».

— Я зашел, меня покормили, попросили маленечко подмести двор. И на другой день пришел тоже опять также. Батюшка обещал подыскать работу, но работу я самостоятельно нашел уже на железной дороге. Там проработал полтора месяца, потом в Москву поехал. И вот там мне крестик дали, все это. Как-то у меня воцерковление, ну, я вижу, в общем, христиане — это очень дружный народ. Верующий всегда поможет, последнее отдаст.

С верой у Рыгалова отношения особые. По его словам, к вере он шел всю жизнь, но «плавно».

— Воспитан на уважении к чувствам верующих, не только православных, но и других конфессий. Родители у меня были такие деревенские. У отца 10 классов, он умудрился закончить, ходил в райцентр. Это в Чувашии. У матери четыре класса, но она три языка знала: русский, чувашский и татарский. Она выросла в чувашской деревне в Татарии.

Родители Олега Рыгалова не были истыми христианами, скорее наоборот — они были материалистами и вдохновленными последователями идей Маркса и Ленина. Но при этом, в отличие от господствовавшей партийной доктрины, к верующим относились с уважением.

— И к священникам относились хорошо, и к коммунистам. Все же от человека зависит. То есть у меня в одной руке томик «Капитала», а в другой — «Новый Завет Иисуса Христа».

Здесь наступил момент, когда понимаешь, что твой собеседник пережил не только интереснейшее путешествие по дорогам России, но и не менее интересное путешествие духовное. Медленно мы стали разворачивать и эту карту.

Олег Геннадьевич направлялся в усадебный яснополянский храм — Храм Святителя Николая Чудотворца. Он расположен в значительном удалении от музея, в селе Кочаки.

Это один из старейших храмов Тульской епархии: он был построен на рубеже XVII—XVIII вв. — по одной из версий, его происхождение связано с тем, что местные жители нашли здесь икону Святителя Николая Чудотворца, стоящую на кочке.

При храме находится кладбище, где расположены могилы дворян Карцевых, потомки Волконских и Толстых.

«КОММУНИСТЫ СЛИШКОМ ПОГРЯЗЛИ В МАТЕРИАЛИЗМЕ»

В Сети обычно смеются над группами верующих, которые называют себя «православными коммунистами», и у нас тоже возник определенный скепсис, когда наш собеседник, закатав рукава, стал объяснять принципы социалистической экономики будущего, но у Рыгалова марксизм и христианская вера сплелись в причудливо стройную систему. По мнению Рыгалова, именно справедливый экономический уклад создает основу для духовного роста. А справедливый уклад может быть только один — плановая экономика и полная ликвидация торговли.

— Я себя всю жизнь, ну, в общем, я, как плоть от плоти рабочего класса все-таки, думаю о плановой экономике. Там нам было хорошо. Плановая экономика XXI века — это так: все будут заряжаться, как компьютеры, от общей сети.

Рыгалов не думал о подробностях экономического уклада, который бы устраивал его как христианина и как коммуниста. Главное — необходим полный отказ от торговли как способа взаимодействия между людьми, только кооперация. Объясняя методы и способы кооперации, Олег Геннадьевич по-прежнему стоял по щиколотку в луже и не обращал на это ровным счетом никакого внимания, а в ответ на наши увещевания только подкручивал ус и продолжал излагать свою экономическую программу:

— Торговли не должно быть, по большому счету. Снабжение всех категорий населения через профсоюзы, через кооперацию. То есть просто, скажем, я работаю в строительном управлении, рабочий, да? Захожу в свою контору, а там сидит Иван Иванович, инженер по снабжению. Я: «Так и так, Иван Иванович, хочу то-то, то-то, то-то». По образцам посмотрю, по этому, все, что мне надо. Все доставляют тебе на работу или домой.

А торговля — это обманная структура. Раньше было восемнадцать способов обмана. Недовес, например. Знаете? На каждом развесе продавец обязан обмануть покупателя на 10—15 граммов. Стрелка никогда не останавливается в пользу покупателя. И если специально ждать, она остановится только в пользу продавца. И плюс увлажнение продуктов, подпиливание гирек, магнитики. Восемнадцать способов обмана. Я даже вырезку из газеты долго возил с собой.

Однако ни социалистический взгляд на экономику, ни искренняя вера не мешают Рыгалову критиковать и нынешних коммунистов, и церковь. Коммунисты, по его мнению, «погрязли в материализме» и антиклерикальной пропаганде, а церковь слишком много потратила времени в слиянии с государством. Но сейчас дело налаживается.

— Они (христианство и коммунизм) у меня не ругаются между собой, потому что раньше, когда православная церковь была опорой антинародного режима, конечно, много против нее накопилось нехорошего. А сейчас она, поскольку отделена от государства, церковь, то есть она может духовностью заниматься. Конечно, типа у священников там и джипы, и толстые животы, и прочее, но я туда не лезу. Я в церковь прихожу к Богу. А священник, он такой же грешник, как и все. И Господь ему судья. Он же рукоположен, священник, он же несет ответственность перед Иисусом, не перед людьми, так что лучше в критику такую мирскую не надо ударяться. Это уже личные отношения с Господом Богом.

В этот момент мы переглянулись — параллели с хозяином «Ясной» становились слишком уж очевидны. Взгляды и идеи Рыгалова, рожденные незаурядным умом и богатым жизненным опытом, отдавали толстовством, но толстовством очень живым, органичным.

— Идет поиск истины в экономике. Как, к чему мы идем? Что нам надо? Тупиковая ситуация: первый этап социализма прожили. Рабочий класс хорошо жил. Кто работал, не пьянствовал, не опаздывал, не прогуливал, кто соблюдал дисциплину производства, — жил хорошо. Плохо жили разные, которым слишком много надо. Хотели все и сразу. И всякие лентяи, проходимцы, те — да, были недовольны советской властью. А кто нормально работал, дисциплинированно, стремился повысить квалификацию, те жили хорошо.

ПРАВИЛА ПАЛОМНИКА

Главное правило Рыгалова: живи по чести, работай и все сбудется. Эту простую истину и несет он в мир. Показывает нам свой походный рюкзак, а там — теплая одежда и книги: учебники по гражданскому праву, исследования частной собственности, заложенные заламинированными молитвами. Его вера не лицемерная — живая, через церковь он идет не к людям, но к Богу, а потому молитвы просты: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», потом «Пресвятая Богородица, спаси нас», обойти против часовой стрелки храм. К иконам приложиться. Поразительным образом его взгляд на мир не ограничен шорами православной морали, этот человек открыт миру и другим религиям:

— Все, естественно, должно быть. Уважение к православной церкви должно быть как к части российской истории. В католические церкви я тоже заходил, даже в мечеть один раз зашел. Взял газеты и потом отдал узбекам, которые строили на БАМе православную церковь. Кстати, православные церкви возводятся многие руками мусульманского происхождения, ничего в этом. А в городе Февральске дали участок большой батюшке. Тоже Олег его зовут. И вот у него там три узбека работают. Я им и отдал эти газеты, которые в Комсомольске-на-Амуре взял.

Газеты (православного, правда, толка) Олег Геннадьевич предложил и нам — просветительская миссия остро ощущается в его речи. Очень по-отечески, наставнически расспрашивал он нас о духовном пути, профессиональной деятельности, семье и. спорте. Да-да, спорте. Физические упражнения — очень важная часть его жизни.

— Я в 30 лет занялся бегом. Все отодвинул в сторону, вот такой фанатик. Три года тренировался, сам себе удивляюсь. Обычно во время тренировки мертвая точка наступает, и все проклинаешь. Ноги, как чугун, печень колом становится. Масса неприятных ощущений. А потом проходит. Но в то же время внутри другой человек говорит: «А, парень, назвался груздем, так полезай в кузов». Нельзя! Хочется остановиться, все бросить, но, если есть дисциплина, — все. Как же я себя презирать начну, если мертвую точку не преодолею. Это для меня еще страшнее.

Сейчас тренировок в его жизни гораздо меньше. После Нового года, рассказывает, тренировался возле Князь-Владимирского собора. А еще в Воронеже. Много сил уходит на пешую ходьбу, ведь почти все свои путешествия Олег Рыгалов осуществляет своим ходом, еще больше выматывает поиск средств на железнодорожные переезды.

Чем больше мы говорили, тем более глубинной, почти мистической, казалась нам связь Олега Геннадьевича Рыгалова, разнорабочего в прошлом и паломника сейчас, с русским классиком Львом Николаевичем Толстым. Кажется, Олег Геннадьевич сам ее понимал не до конца. На вопрос о том, что читает и любит у Толстого, он ответил очень пространно: не то «Хаджи Мурат» ему по душе, не то «Севастопольские рассказы». Сказал он уверенно лишь об «Анне Карениной» и «Войне и мире»: в конце концов, как человеку, пережившему столько событий, не ценить романы-эпопеи?

Путешественник, коммунист, православный, критик государства и церкви — случайно по дороге в Ясную Поляну нам встретился настоящий, патентованный толстовец, который не осознавал, что он толстовец.

Говорили мы еще долго, а потом Олег Геннадьевич попрощался с нами, снял пластиковые сланцы и босиком направился в сторону усадьбы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *