Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения

«Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича»

Исторический экскурс

Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть картинку Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Картинка про Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения

История создания, легендарное исполнение в Ленинграде, воспоминания современников.

Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть картинку Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Картинка про Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения

Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть картинку Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Картинка про Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения

Дмитрий Шостакович за работой над своей Седьмой симфонией.

В 1935 году Дмитрий Шостакович начал работу над вариациями в жанре пассакалья, распространенном в Испании. Жанр имеет торжественно-трагический характер. Достаточно простая тема развивается на фоне сухого стука барабана, динамика нарастает и доходит до огромной мощи, олицетворяя страх и ужас. Свои наброски композитор даже показывал студентам, но работу над произведением отложил.

В 1941 году жизнь Шостаковича, как и всех людей страны, резко изменилась. Началась война. Первые месяцы композитор жил в Ленинграде. События побудили его вернуться к ранее начатой пассакалье. Так началась работа над Седьмой симфонией.

Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть картинку Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Картинка про Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения

«Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».

Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть картинку Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Картинка про Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения

До эвакуации Шостаковича в октябре были написаны первые три части симфонии. Финал дался композитору сложнее всего. Влияла, конечно, война и её последствия. Мама и сестра Дмитрия Дмитриевича не были эвакуированы из города, и он очень переживал за них.

Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть картинку Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Картинка про Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения

Четвертая часть симфонии была завершена уже в Куйбышеве (нынешняя Самара). И там же она прозвучала впервые. 5 марта 1942 года её исполнил оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда.

Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть картинку Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Картинка про Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения

На премьеру приехали корреспонденты из разных стран.

Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть картинку Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Картинка про Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения

Симфонию захотели исполнить в известнейших филармониях мира. Из статьи газеты «Известия» стало понятно чего хочет Шостакович больше всего: «Моя мечта, чтобы Седьмая симфония в недалеком будущем была исполнена в Ленинграде, в родном моем городе, который вдохновил меня на ее создание».

Его мечта сбылась 9 августа 1942 года. В день, который немецкое командование объявило датой вступления в Ленинград.

Симфонию исполнил Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета (нынешний Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии) под управлением Карла Элиасберга.

Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть картинку Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Картинка про Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения

Нам трудно представить, как жили люди в блокаду. И мы можем лишь догадываться, чем был для блокадников этот концерт. Им важно было даже в осажденном голодающем городе вести нормальную жизнь. Именно поэтому ленинградцы выходили на уборку улиц. Именно поэтому они так рады были, что в их городе наперекор врагу звучит музыка. Весь оркестр искал по Ленинграду одну картофелину, но не для того, чтобы съесть, а с тем, чтобы накрахмалить манишку дирижера Элиасберга. Все должно было быть по-настоящему, без скидок на войну и блокаду.

К коллективу присоединились фронтовые музыканты, так как требовался расширенный состав.

«Перед концертом… наверху установили прожекторы, чтобы согреть сцену, чтоб воздух был потеплее. Когда же мы вышли к своим пультам, прожекторы погасили. Едва показался Карл Ильич, раздались оглушительные аплодисменты, весь зал встал, чтобы его приветствовать… И когда мы отыграли, нам аплодировали тоже стоя… Откуда-то вдруг появилась девочка с букетиком живых цветов. Это было настолько удивительно. За кулисами все бросились обниматься друг с другом, целоваться. Это был великий праздник. Все-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли», – из воспоминаний участницы премьеры Ксении Матус.

Симфония звучала во всём городе. Велась трансляция по радио и через уличные громкоговорители. Многие не скрывали слёз от чувства гордости за свою страну! О дне блокадной премьеры также написал создатель музея Седьмой симфонии Еагений Линд:

Седьмая симфония Шостаковича, или «знаменитая ленинградская» как назвала её Анна Ахматова, — это великое произведение. Оно отражает необъятную силу духа всего русского народа. Оно подарило надежду и веру как блокадникам, так и всему Советскому народу.

Если из осажденного города не уехали великие художники и композиторы, значит, город живет. И не только трудится на заводах, в больницах и школах, есть еще силы и на культурный отдых. Седьмую симфонию в Ленинграде ждали особенно и дождались.

Слушали, затаив дыхание, после концерта долго не расходились, приятно было почувствовать себя, как до войны – теплый вечер и никаких обстрелов.

Алексей Толстой писал:

«Седьмая симфония посвящена тор­жеству человеческого в человеке. Постараемся (хотя бы отчасти) проникнуть в путь музыкального мышления Шостаковича — в грозные темные ночи Ленинграда, под грохот разрывов, в зареве пожаров, оно привело его к написанию этого откровенного произведения».

Источник

«Ленинградская симфония» Шостаковича: история создания, легендарное исполнение в Ленинграде, воспоминания современников

Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть картинку Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Картинка про Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения

В 1935 году Дмитрий Шостакович начал работу над вариациями в жанре пассакалья, распространенном в Испании. Жанр имеет торжественно-трагический характер. Достаточно простая тема развивается на фоне сухого стука барабана, динамика нарастает и доходит до огромной мощи, олицетворяя страх и ужас. Свои наброски композитор даже показывал студентам, но работу над произведением отложил.

В 1941 году жизнь Шостаковича, как и всех людей страны, резко изменилась. Началась война. Первые месяцы композитор жил в Ленинграде. События побудили его вернуться к ранее начатой пассакалье. Так началась работа над Седьмой симфонией.

«Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».

Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть картинку Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Картинка про Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения

До эвакуации Шостаковича в октябре были написаны первые три части симфонии. Финал дался композитору сложнее всего. Влияла, конечно, война и её последствия. Мама и сестра Дмитрия Дмитриевича не были эвакуированы из города, и он очень переживал за них.

Четвертая часть симфонии была завершена уже в Куйбышеве (нынешняя Самара). И там же она прозвучала впервые. 5 марта 1942 года её исполнил оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда.

Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть картинку Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Картинка про Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения

На премьеру приехали корреспонденты из разных стран, симфонию захотели исполнить в известнейших филармониях мира. Из статьи газеты «Известия» стало понятно чего хочет Шостакович больше всего: «Моя мечта, чтобы Седьмая симфония в недалеком будущем была исполнена в Ленинграде, в родном моем городе, который вдохновил меня на ее создание».

Его мечта сбылась 9 августа 1942 года. В день, который немецкое командование объявило датой вступления в Ленинград. Симфонию исполнил Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета (нынешний Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии) под управлением Карла Элиасберга. К коллективу присоединились фронтовые музыканты, так как требовался расширенный состав.

Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть картинку Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Картинка про Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения

«Перед концертом… наверху установили прожекторы, чтобы согреть сцену, чтоб воздух был потеплее. Когда же мы вышли к своим пультам, прожекторы погасили. Едва показался Карл Ильич, раздались оглушительные аплодисменты, весь зал встал, чтобы его приветствовать… И когда мы отыграли, нам аплодировали тоже стоя… Откуда-то вдруг появилась девочка с букетиком живых цветов. Это было настолько удивительно. За кулисами все бросились обниматься друг с другом, целоваться. Это был великий праздник. Все-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли», – из воспоминаний участницы премьеры Ксении Матус.

Симфония звучала во всём городе. Велась трансляция по радио и через уличные громкоговорители. Многие не скрывали слёз от чувства гордости за свою страну! О дне блокадной премьеры также написал создатель музея Седьмой симфонии Еагений Линд:

Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть картинку Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Картинка про Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения

Седьмая симфония Шостаковича, или «знаменитая ленинградская» как назвала её Анна Ахматова, — это великое произведение. Оно отражает необъятную силу духа всего русского народа. Оно подарило надежду и веру как блокадникам, так и всему Советскому народу.

Алексей Толстой писал:

«Седьмая симфония посвящена тор­жеству человеческого в человеке. Постараемся (хотя бы отчасти) проникнуть в путь музыкального мышления Шостаковича — в грозные темные ночи Ленинграда, под грохот разрывов, в зареве пожаров, оно привело его к написанию этого откровенного произведения».

Источник

Седьмая «Ленинградская» симфония. Д.Д. Шостакович.

В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад B общее дело борьбы с врагом.

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал B короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды оконный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады.

Участник Великой Отечественной войны писатель Юрий Яковлев пишет:

«Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Мы сидим на нарах, мерцает скупой огонек коптилки, потрескивают в печурке дрова, а на столе — патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная и так крепко слитая с драматическими днями войны. «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч.

В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова:

«Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!»

Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок.

Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, B каждую землянку, в каждый окоп. Вместе с другими песнями, рожденными в это тяжкое время, воевал с врагом и «Синий платочек», записанный на граммофонную пластинку в ноябре 1942 года.

История создания «Ленинградской симфонии»

Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть картинку Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Картинка про Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведенияДмитрий Шостакович всегда был очень чувствительным человеком, он как будто предвосхитил начало сложного исторического события. Так еще в 1935 году композитор начинает сочинять вариации в жанре пассакалья. Стоит отметить, что данный жанр представляет собой траурное шествие, распространенное на территории Испании. По замыслу сочинение должно было повторить принцип варьирования, используемый Морисом Равелем в «Болеро». Наброски даже были показаны студентам консерватории, в которой преподавал гениальный музыкант. Тема пассакальи была достаточно простой, но ее развитие создавалось благодаря сухому барабанному стуку. Постепенно динамика нарастала до огромной мощи, что демонстрировало символ страха и ужаса. Композитор был утомлен работой над произведением и отложил его.

Война пробудила в Шостаковича желание закончить произведение и привести его к торжествующему и победному финалу. Композитор решил использовать ранее начатую пассакалью в симфонии, она стала большим эпизодом, который строился на вариациях, и заменял разработку. Летом 1941 года первая часть была полностью готова. Тогда композитор начал работу над средними частями, которые были закончены композитором еще до эвакуации из Ленинграда.

Автор вспоминал о собственной работе над произведением:

«Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».

Четвертая часть давалась сложнее всего, так как должна была являться торжеством добра над злом. Композитор ощущал тревогу, война очень серьезно повлияла на его моральное состояние. Его мать и сестра не были эвакуированы из города, и Шостакович очень переживал за них. Боль терзала его душу, он не мог ни о чем думать, Рядом не было никого, кто мог бы вдохновлять его на героический финал произведения, но, тем не менее, композитор собрался духом и завершил произведение в самом оптимистичном духе. За несколько дней до наступления 1942 года, произведение было полностью сочинено.

Исполнение симфонии №7

Впервые произведение было исполнено в Куйбышеве весной 1942. Дирижировал премьерой Самуил Самосуд Примечательно, что на исполнение B небольшой город приехали корреспонденты из разных стран. Оценка слушателей была дана более чем высокая, сразу несколько стран захотели исполнить симфонию в известнейших филармониях мира, стали поступать просьбы об отправке партитуры. Право первым исполнить сочинение за пределами страны, было поручено знаменитому дирижеру Тосканини. Летом 1942 года произведение было исполнено в Нью-Йорке и имело огромный успех. Музыка разлетелась по всему миру.

Но ни одно исполнение на западных сценах не могло сравниться с масштабами премьеры в блокадном Ленинграде. 9 августа 1942 года, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады, прозвучала музыка Шостаковича. Все четыре части были проиграны в исполнении дирижера Карла Элиасберга. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители. Немцы были в изумлении — это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа.

Интересные факты о симфонии №7 Шостаковича

Название «Ленинградская» произведение получило от знаменитой поэтессы Анны Ахматовой.

Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть картинку Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Картинка про Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведенияС момента написания Симфония №7 Шостаковича стала одним из самых политизированных произведений за всю историю классической музыки. Так, дата премьеры симфонического произведения B Ленинграде была выбрана не случайно. Полная расправа над городом, построенным Петром Великим, была по плану немцев назначена именно на Девятое августа. Главнокомандующим раздавались специальные пригласительные билеты в популярный в то время ресторан «Астория». Они хотели праздновать победу над осажденными в городе. Билеты на премьеру симфонии раздавались блокадникам бесплатно. Немцы обо всем знали и стали невольными слушателями произведения. В день премьеры стало понятно, кто победит в битве за город.

В день премьеры весь город наполнялся музыкой Шостаковича. Симфония транслировалась по радио, а также из городских уличных громкоговорителей. Люди слушали и не могли скрыть собственные эмоции. Многие плакали от переполнения чувством гордости за страну.

Музыка первой части симфонии стала основой балета под названием «Ленинградская симфония».

Знаменитый писатель Алексей Толстой написал статью о «Ленинградской» симфонии, в которой не только обозначил сочинение, как торжество мысли о человеческом в человеке, но и разобрал произведение 0 музыкальной точки зрения.

Большинство музыкантов вывезли из города еще вначале блокады, позтому возникли сложности в том, чтобы собрать целый оркестр. Но все—таки он был собран, и произведение разучено буквально за несколько недель. Дирижировал ленинградской премьерой известный дирижер немецкого происхождения Элиасберг. Таким образом, подчеркивалось, что вне зависимости от национальной принадлежности ка>кдый человек стремится к миру.

Симфонию можно услышать в знаменитой компьютерной игре под названием «Антанта».

В 2015 году произведение было исполнено в филармонии города Донецк. Премьера состоялась в рамках специального проекта.

Поэт и друг Александр Петрович Межиров посвятил данному произведению стихи.

Во время исполнения симфонии была успешно проведена секретная операция «Шквал». Позже участник данной операции напишет стихотворение, посвященное Шостаковичу и самой операции.

Сохранилась рецензия журналиста из английского журнала «Time», которого специально отправили в СССР на премьеру в Куйбышеве. Корреспондент тогда написал, что произведение наполнено необычайной нервозностью, он отметил яркость H выразительность мел0дий. По его мнению, симфония обязательно должна была прозвучать в Великобритании и по всему миру.

Музыка связана с еще одним военным событием, которое произошло уже в наши дни. 21 августа 2008 года произведение было исполнено в Цхинвале. Дирижировал симфонией один из лучших дирижеров современности Валерий Гергиев. Исполнение транслировалось на ведущих каналах России, трансляция также была проведена на радиостанциях.

На здании Санкт-Петербургской филармонии можно увидеть мемориальную доску, посвященную премьере симфонии.

После подписания капитуляции в одном из новостных выпусков в Европе репортер сказал: «Разве можно победить страну, в которой во время столь ужасных военных действий, блокад H смерти, разрушений и голода люди умудряются написать столь сильное произведение и исполнить его в блокадном городе? Мне, думается, что нет. Это неповторимый подвиг».

На сегодняшний день «Ленинградская симфония» достаточно редко используется в кинематографе, но этот факт не уменьшает исторической значимости произведения. Ниже приведены фильмы и сериалы, в которых можно услышать фрагменты знаменитейшего сочинения ХХ века: «1871» (1990); «В оенно-полевой роман» (198 3); «Ленинградская симфония» (195 8).

Содержание «Ленинградской симфонии»

Седьмая симфония представляет собой одно из произведений, написанных на исторической основе. Великая Отечественная война пробудила B Шостаковиче желание создать, помогающее человеку обрести веру в победу и обретение мирной жизни. Героическое содержание, торжество справедливости, борьба света с тьмой — вот, что отражается B сочинении.

Симфония имеет классическую 4—х частную структуру. Каждая часть имеет собственную роль в плане развития драматургии:

I часть симфонии

Это начинается «эпизод нашествия» (таким образом, форма первой части сонатная с эпизодом вместо разработки). Поначалу звучание кажется безобидным. Однако тема повторяется одиннадцать раз, все более усиливаясь. Она не изменяется мелодически, только уплотняется фактура, присоединяются все новые инструменты, потом тема излагается не одноголосно, а аккордовыми комплексами. И в результате она вырастает в колоссальное чудовище _ скрежещущую машину уничтожения, которая кажется, сотрет все живое. Но начинается противодействие. После мощной кульминации реприза наступает омраченной, в сгущенно минорных красках.

II часть симфонии представляет собой скерцо. Музыка содержит в себе образы Ленинграда B мирное время с нотками сожаления о былом спокойствии. Первая тема, излагаемая струнными, соединяет в себе светлую печаль и улыбку, чуть приметный юмор и самоуглубленность. Гобой выразительно исполняет вторую тему — романсовую, протяженную. Затем вступают другие духовые инструменты. Темы чередуются в сложной трехчастности, создавая образ привлекательный и светлый, B котором многие критики усматривают музыкальную картину Ленинграда прозрачными белыми ночами. Лишь в среднем разделе скерцо появляются иные, жесткие черты, рождается карикатурный, искаженный образ, исполненный лихорадочного возбуждения. Реприза скерцо звучит приглушенно и печально.

III часть симфонии является адажио, написанное B жанре реквиема по погибшим людям. Война унесла их навсегда, музыка трагична и печальна. Величавое и проникновенное адажио открывается хоральным вступлением, звучащим словно реквием по погибшим. За ним следует патетическое высказывание скрипок. Вторая тема близка скрипичной, но тембр флейты и более песенный характер передают, по словам самого композитора, «упоение жизнью, преклонение перед природой». Средний эпизод части отличается бурным драматизмом, романтической напряженностью. Его можно воспринимать как воспоминание о прошедшем, реакцию на трагические события первой части, обостренные впечатлением непреходящей красоты во второй. Реприза начинается речитативом скрипок, еще раз звучит хорал, и все истаивает в таинственно рокочущих ударах тамтама, шелестящем тремоло литавр. Начинается переход к последней части.

Финал симфонии

Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть картинку Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Картинка про Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведенияВ начале финала _ то же еле слышное тремоло литавр, тихое звучание скрипок с сурдинами, приглушенные сигналы. Происходит постепенное, медленное собирание сил. В сумеречной мгле зарождается главная тема, полная неукротимой энергии. Ее развертывание колоссально по масштабам. Это образ борьбы, народного гнева. Его сменяет эпизод в ритме сарабанды … печальный и величественный, как память о павших. А затем начинается неуклонное восхождение к торжеству заключения симфонии, где главная тема первой части, как символ мира и грядущей победы, звучит ослепительно у труб и тромбоновлродолжает борьбу света со тьмой, главная партия набирается энергии сил и побеждает «эпизод нашествия». Тема сарабанды воспевает всех, кто погиб в борьбе за мир, а затем происходит утверждение главной партии. Музыка звучит как настоящий символ светлого будущего.

Тональность до мажор выбрана не случайно. Дело в том, что данная тональность является символом чистого листа, на котором пишется история, и куда она повернет решает только человек. Также до мажор предоставляет множество возможностей для дальнейших модуляций, как в бемольном, так и диезном направлении.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

75 ЛЕТ СИМФОНИИ МУЖЕСТВА

Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть картинку Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Картинка про Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведенияliudmila_leto все записи автора 75 ЛЕТ НАЗАД,
9 августа 1942-го,
в осажденном Ленинграде прозвучала
Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича

Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть картинку Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Картинка про Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения

«Музыку давали
не по карточкам,
Нас не Сталин –
Шостакович спас.»
Е. Евтушенко

Седьмая симфония Шостаковича (Ленинградская) – это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу.

Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть картинку Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Картинка про Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведенияДмитрий Дмитриевич Шостакович (25.09.1906-09.08.1975)всегда был очень чувствительным человеком, он как будто предвосхитил начало сложного исторического события. Так еще в 1935 году композитор начинает сочинять вариации в жанре пассакалья. Стоит отметить, что данный жанр представляет собой траурное шествие, распространенное на территории Испании. По замыслу сочинение должно было повторить принцип варьирования, используемый Морисом Равелем в «Болеро». Наброски даже были показаны студентам консерватории, в которой преподавал гениальный музыкант. Тема пассакальи была достаточно простой, но ее развитие создавалось благодаря сухому барабанному стуку. Постепенно динамика нарастала до огромной мощи, что демонстрировало символ страха и ужаса. Композитор был утомлен работой над произведением и отложил его.
Д.Д.Шостакович исполняет фрагмент 7-й симфонии

Война пробудила в Шостаковиче желание закончить произведение и привести его к торжествующему и победному финалу. Композитор решил использовать в симфонии ранее начатую пассакалью, она стала большим эпизодом, который строился на вариациях, и заменял разработку. Летом 1941 года первая часть была полностью готова. Тогда композитор начал работу над средними частями, которые были закончены композитором еще до эвакуации из Ленинграда.
Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть картинку Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Картинка про Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения
Автор вспоминал о собственной работе над произведением: « Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».
Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть картинку Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Картинка про Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения
Композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович — боец добровольной пожарной команды профессорско-преподавательского состава Ленинградской Консерватории во время дежурства. Фотография сделана на крыше здания Консерватории.

Четвертая часть давалась сложнее всего, так как должна была являться торжеством добра над злом. Композитор ощущал тревогу, война очень серьезно повлияла на его моральное состояние. Его мать и сестра не были эвакуированы из города, и Шостакович очень переживал за них. Боль терзала его душу, он не мог ни о чем думать. Рядом не было никого, кто мог бы вдохновлять его на героический финал произведения, но, тем не менее, композитор собрался духом и завершил произведение в самом оптимистичном духе. За несколько дней до наступления 1942 года, произведение было полностью сочинено.

Впервые произведение было исполнено в Куйбышеве весной 1942. Дирижировал премьерой Самуил Самосуд. Примечательно, что на исполнение в небольшой город приехали корреспонденты из разных стран. Оценка слушателей была дана более чем высокая, сразу несколько стран захотели исполнить симфонию в известнейших филармониях мира, стали поступать просьбы об отправке партитуры. Право первым исполнить сочинение за пределами страны, было поручено знаменитому дирижеру Тосканини. Летом 1942 года произведение было исполнено в Нью-Йорке и имело огромный успех. Музыка разлетелась по всему миру.
Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть картинку Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Картинка про Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения
Но ни одно исполнение не могло сравниться с масштабами премьеры в блокадном Ленинграде.

Все четыре части были проиграны в исполнении дирижера К.И.Элиасберга.
Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть картинку Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Картинка про Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения

Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители. Немцы были в изумлении – это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа.

Название «Ленинградская» произведение получило от знаменитой поэтессы Анны Ахматовой.

С момента написания Симфония №7 Шостаковича стала одним из самых политизированных произведений за всю историю классической музыки. Так, дата премьеры симфонического произведения в Ленинграде была выбрана не случайно. Полная расправа над городом, построенным Петром Великим, была по плану немцев назначена именно на девятое августа.Главнокомандующим раздавались специальные пригласительные билеты в популярный в то время ресторан «Астория». Они хотели праздновать победу над осажденными в городе. Билеты на премьеру симфонии раздавались блокадникам бесплатно. Немцы обо всем знали и стали невольными слушателями произведения. В день премьеры стало понятно, кто победит в битве за город.

Героическое содержание, торжество справедливости, борьба света с тьмой – вот, что отражается в сочинении.

Симфония имеет классическую 4-х частную структуру.
Каждая часть имеет собственную роль в плане развития драматургии:

I часть (Allegretto)написана в сонатной форме без разработки.

II часть (Moderato)представляет собой скерцо.

Музыка содержит в себе образы Ленинграда в мирное время с нотками сожаления о былом спокойствии.

III часть (Adagio)является адажио, написанное в жанре реквиема по погибшим людям.

Война унесла их навсегда, музыка трагична и печальна.

Финал (Allegro non troppo)продолжает борьбу света со тьмой, главная партия набирается энергии сил и побеждает «эпизод нашествия».

Тема сарабанды воспевает всех, кто погиб в борьбе за мир, а затем происходит утверждение главной партии. Музыка звучит как настоящий символ светлого будущего.

Исполнители: Мстислав Ростропович, National Symphony Orchestra

В день премьеры весь город наполнялся музыкой Шостаковича. Симфония транслировалась по радио, а также из городских уличных громкоговорителей. Люди слушали и не могли скрыть собственные эмоции. Многие плакали от переполнения чувством гордости за страну.

Во время исполнения симфонии была успешно проведена секретная операция «Шквал». Позже участник данной операции напишет стихотворение, посвященное Шостаковичу и самой операции.

Большинство музыкантов вывезли из города еще вначале блокады, поэтому возникли сложности в том, чтобы собрать целый оркестр. Но все-таки он был собран, и произведение разучено буквально за несколько недель. Дирижировал ленинградской премьерой известный дирижер немецкого происхождения К.И.Элиасберг. Таким образом, подчеркивалось, что вне зависимости от национальной принадлежности каждый человек стремится к миру.

Бывшие офицеры Вермахта вспоминали: ” Мы слушали симфонию в тот день. Именно тогда, 9 августа 1942 года стало ясно, что война нами проиграна. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх, даже смерть”.

Сам Шостакович хотел, чтобы симфония в Ленинграде была исполнена его любимым оркестром Ленинградской филармонии, которым управлял гениальный Мравинский. Но подобного не могло произойти, так как оркестр находился в Новосибирске, перевоз музыкантов стал бы слишком затруднителен и мог привести к трагедии, так как город находился в блокаде, поэтому оркестр пришлось сформировать из людей, находившихся в городе. Многие были музыкантами военных оркестров, многие были приглашены из соседних городов, но в итоге оркестр был собран и исполнил произведение.

Шостакович был награжден Сталинской премией первой степени за Седьмую «Ленинградскую» симфонию.

На здании Санкт-Петербургской филармонии можно увидеть мемориальную доску, посвященную премьере симфонии.

После подписания капитуляции в одном из новостных выпусков в Европе репортер сказал: «Разве можно победить страну, в которой во время столь ужасных военных действий, блокад и смерти, разрушений и голода люди умудряются написать столь сильное произведение и исполнить его в блокадном городе? Мне, думается, что нет. Это неповторимый подвиг».

«Ленинградская» симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича является грандиозным произведением, воспевающим силу и непобедимость русского народа. Это не просто сочинение, это история, рассказывающая о подвиге, о победе добра над злом. И пока торжественно звучит седьмая симфония Шостаковича, весь мир будет помнить о победе над фашизмом, и о том, сколько людей положили собственные жизни, чтобы мы сегодня имели светлое небо над головой.

Через много лет после войны поэт Александр Межиров (в 1942-м он сражался на Ленинградском фронте) напишет:

Какая музыка была!
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала.

Какая музыка во всем,
Всем и для всех – не по ранжиру.
Осилим… Выстоим… Спасем…
Ах, не до жиру – быть бы живу…

Солдатам голову кружа,
Трехрядка под накатом бревен
Была нужней для блиндажа,
Чем для Германии Бетховен.

И через всю страну струна
Натянутая трепетала,
Когда проклятая война
И души и тела топтала.

Стенали яростно, навзрыд,
Одной-единой страсти ради
На полустанке – инвалид,
И Шостакович – в Ленинграде

Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть картинку Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Картинка про Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения

Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Смотреть картинку Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Картинка про Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения. Фото Я писал ее быстрее чем предыдущие произведения
Дмитрий Шостакович умер . 9 августа1975 года.

Рубрики:актуальное/живая память народа
По России/Петербург-Петроград-Ленинград
Музыка/Классическая музыка
Литература/Поэзия

Метки: Шостакович Д.Д. симфония №7 стихи и музыка

Процитировано 8 раз
Понравилось: 15 пользователям

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *