Я не знаю что делать нужна запятая или нет
«Не знаю(,) что и делать» — нужна ли запятая?
Ну а с этими шмотками не знаю(,) что и делать.
Понятно, что без И естественно поставить запятую. А так уж очень интонационно хочется без неё.
3 ответа 3
Ну а с этими шмотками не знаю что и делать.
Конечно, практически во всех случаях запятая ставится (по крайней мере, в письменных текстах): не знАю, что и дЕлать. Ударением выделяется и глагол, и оборот.
Например: Может, ты в армии станешь на человека похож. А то совсем не знаю, что и делать. [Сергей Довлатов. (1965)]
Но у нас особый случай.
Сравним: Не знаю, что и делать с этими шмотками. А теперь используем инверсию: С этими шмотками не знаю что и делать.
Если поставить запятую, то дополнение будет отделено от управляющего глагола, а это не есть хорошо. Именно инверсия переводит предложение в «неразложимую конструкцию».
Сравнить с примерами из Розенталя (влияние инверсии): Уже месяц, как он вернулся с юга. Он уже месяц как вернулся с юга.
Пример из литературы: Относительно контракта я не знаю что и делать. [В. М. Гаршин. Письма Е.С. Гаршиной (1875)]
В современных текстах тоже встречается такой вариант, когда в начале предложения стоит дополнение, относящееся ко второй части предложения. Что-то вроде такого предложения: А с Тамарой я не знаю что и делать. Запятую здесь никак не получается поставить.
И у современных авторитетных классиков надо найти предложение именно такой структуры (с дополнением в начале предложения), чтобы понять, ставили они запятую или нет.
Поиск ответа
Вопрос № 304271 |
Объясните, пожалуйста, как правильно писать предложение «Мне не( )ясен смысл этого слова». Из того, что прочитал, получается, что если я отрицаю ясность, то пишу раздельно, а если утверждаю неясность, то слитно. А я не знаю что я делаю, отрицаю или утверждаю, если просто в книге столкнулся со словом, но не знаю его значения, и хочу спросить об этом у учителя.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Верно: Как есть, чтобы жить? Чего тебе не хватает? Я знаю чего. Я знаю зачем.
Добрый день, как лучше написать: в икее в ИКЕЕ Речь идет о магазине ИКЕА, знаю что лучше не склонять, но к сожалению мне это нужно, но не уверен какой вариант лучше.
Ответ справочной службы русского языка
Нужна ли запятая перед «что» в предложении «Я знаю что я такое, а ты?»? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте. Подскажите, нужна ли запятая в предложении «я знаю что такое «интернет»»?
Ответ справочной службы русского языка
Подскажите, пожалуйста, пунктуацию в данном предложении: «Я знаю что это такое не понаслышке».
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: Я знаю, что это такое, не понаслышке.
Здравствуйте!
Нужна ли перед «что» запятая? «Я сама не знаю что несу.»
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Верно: Даже не знаю, что и думать об этом сыре.
Подскажите, пожалуйста, в случае «полгода-год» между этими словами должно стоять тире с пробелами или без? Я знаю что при числах «два-три» пробелы не нужны. А как в этом случае?
Ответ справочной службы русского языка
При обозначении примерного интервала (как в Вашем случае) используется дефис без пробелов.
Насколько я знаю что после точки ставиться пробел. А вот нужен ли пробел в нумерованном списке вот такого вида:
1.
1.1
1.2
2.
или же вот так должно быть:
1.
1. 1
1. 2
2.
Ответ справочной службы русского языка
Пробел не ставится, а вот точка ставится после каждой цифры. Правильно так:
на какой слог правильно ставить ударение в фамилии Корепанов? знаю что в разных регионах произносят по разному
Ответ справочной службы русского языка
Правил постановки ударения в фамилиях не существует. Место ударения определяет носитель фамилии.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Это слово не следует разбивать для переноса.
как правильно «надеть юбку» или «одеть юбку». Знаю что все классики (Ожегов, Даль, Розенталь) придерживаются мнения что надеть вещь и одеть кого-то, но наткнулась на такую трактовку: http://odel-nadel.narod.ru/ и что-то засомневалась
Ответ справочной службы русского языка
Нужна ли запятая: «Не знаю что и сказать!»
Ответ справочной службы русского языка
Запятая нужна: Не знаю, что и сказать.
Поиск ответа
Вопрос № 308647 |
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Все запятые поставлены правильно.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Знаки препинания расставлены верно. Правило таково: если главная часть сложноподчиненного предложения находится внутри придаточной (в разговорном стиле речи), то запятая обычно ставится только после главной части (а перед ней не ставится).
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Краткие формы мужского рода прилагательных пишутся с одним Н, даже если в полной форме или форме женского рода два Н: взволнован, рассеян.
Подскажите, пожалуйста, как правильно: «Количество товара ограниче(НН)о». Дополнений в предложении нет.
Ответ справочной службы русского языка
Вы задали вопрос, на который не так просто ответить, потому что прописанная в руководствах по орфографии рекомендация основана на смысловом критерии, допускающем разные трактовки и приводящем к разным орфографическим решениям. Попробуем сформулировать точки зрения лингвистов коротко.
1. Правильно написание Количество товаров ограничено. В этой фразе отглагольное образование является причастием. Ограничено – это форма глагола ограничить, обладающая глагольным значением ‘поставить в какие-либо границы, рамки; стеснить какими-либо условиями’. Признак ограниченности процессуальный, временный: он существует столько, сколько длится акция. В ситуации, описываемой фразой Количество товаров ограничено, обязательно присутствует какой-то субъект (например, руководитель компании), который ограничил количество товаров.
2. Правильно написание Количество товаров ограниченно. Отглагольное признаковое слово можно считать формой прилагательного ограниченный. В толковых словарях это прилагательное толкуется так: ‘небольшой, незначительный’ (Ограниченные средства. Соль следует употреблять в ограниченном количестве. Ограниченный обзор. Ограниченный круг знакомых. Человек ограниченных способностей) и ‘c недостаточными знаниями, с узким кругозором’ (Очень ограниченный и самоуверенный человек. Ограниченные люди редко сомневаются в своих способностях). В разбираемой фразе реализуется первое значение прилагательного: количество товаров ограниченно означает, что товаров немного, незначительно, мало. И это вполне может быть связано не с волей некоего субъекта, а с тем, что товар просто заканчивается. Соответствует этому рассуждению пример из «Русского орфографического словаря»: наши возможности ограниченны.
3. Есть и еще одна – отчасти примиряющая – позиция. Во фразе возможны оба смысла, они нейтрализуются, то есть не различаются. Пишущий не обязан знать обо всех нюансах ситуации, к тому же они могут быть скрыты (не всегда компания, сообщающая об ограничении товаров, готова обнародовать истинные причины своих действий). Далее рассуждения переносятся с одного частного случая на весь корпус кратких отглагольных образований. При нейтрализации возможны две стратегии нормирования: 1) признать допустимой вариативность написаний, 2) утвердить один вариант – с н или нн. Первая стратегия отражает лингвистическую сущность явления, но она приведет к разнонаписаниям. А это представляется плохим решением и для орфографии, и для пишущих. Вся многовековая эволюция русского письма подчинена движению к унификации, отказу от вариативности, даже лингвистически обоснованной. Например, вполне возможно вариативное написание многих наречий и ученые не раз предлагали узаконить его. Однако всякий раз дискуссия приходила к тому, что орфографическая вариативность неудобна: пишущему все равно придется выбирать между двумя вариантами и двоякие написания будут мешать формированию зрительного облика слова, очень важного для приобретения навыка беглого чтения.
Из сказанного вытекает предложение, сейчас осторожно высказываемое некоторыми лингвистами при обсуждении этой болезненной темы. Можно было бы установить единое написание, не требующее различения кратких причастий и прилагательных. Если такой выбор делать, то закреплять нужно написание с одним н, так как именно варианты с одним н абсолютно преобладают в практике письма. В пользу такого решения говорит и то, что в устной речи мы не используем для подобных слов никаких сигналов «причастности» или «прилагательности» и это никак не мешает взаимопониманию.
Ответ справочной службы русского языка
Пунктуационное оформление предложения корректно.
Ответ справочной службы русского языка
Такое пунктуационное оформление возможно.
Ответ справочной службы русского языка
В авторитетных справочниках и пособиях по орфографии встречаются различные рекомендации по написанию частицы не с существительными, называющими лиц: медики и (не)медики, учителя и (не)учителя. В последнем академическом своде правил (Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006) дается указание писать такие существительные слитно.
Ответ справочной службы русского языка
Слово дитя в единственном числе в косвенных падежах имеет формы дитяти и дитятей. Это современная литературная норма, других вариантов нет.
Ответ справочной службы русского языка
Поиск ответа
Вопрос № 292194 |
Здравствуйте. Прошу прощения, некоторое время я разбирался сам, но никак не могу прийти к окончательному решению. Знаешь что сказал бы твой дед, услышав его слова? Тут «знаешь» в роли сказуемого, но перед самим «что» нужна ли запятая? Тут «что» является частью сказуемого? P. S. Еще раз прошу прощения.
Ответ справочной службы русского языка
Знаешь — сказуемое в главном предложении, что — дополнение в придаточном предложении. Запятая перед что нужна.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
«А она знаешь, что ему ответила?»
Нужен ли здесь какой-либо знак препинания перед «знаешь»?
Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
В этом предложении не нужны запятые: А она знаешь что ему ответила?
Нужна ли запятая в предложении ‘Не знаешь что подарить’? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Нужна ли запятая в предложении ‘Не знаешь что подарить?’. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Запятая нужна: Не знаешь, что подарить?
Поиск ответа
Вопрос № 308934 |
Вопрос «Грамоте» Здравствуйте. Очень надеюсь на ваш ответ. Не знаю как это можно найти в поиске. Иногда говорят фразы по типу «Это был хороший день. Ну как хороший. неплохой» Какая во втором предложении должна быть пунктуация? Запятые «Ну, как хороший», «Ну как, хороший» или вообще ничего не нужно?
Ответ справочной службы русского языка
Запятые не требуются: Это был хороший день. Ну как хороший. неплохой. Можно поставить тире вместо многоточия: Это был хороший день. Ну как хороший — неплохой.
Ответ справочной службы русского языка
При наличии в составе подлежащего слов много, мало, немного, немало, сколько, столько сказуемое обычно ставится в форме единственного числа.
«Я не знаю как это делать.» Нужна ли запятая перед как? Почему?
Ответ справочной службы русского языка
Запятая перед как нужна: она ставится между частями сложноподчиненного предложения.
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, верно ли расставлены запятые? Шевцов, если тебя с твоей новой, не знаю как ой по счёту, камерой держат в заложниках — засвети свой безымянный палец на фотографии.
Ответ справочной службы русского языка
Есть лишняя запятая. Корректно: Шевцов, если тебя с твоей новой, не знаю как ой по счету камерой держат в заложниках — засвети свой безымянный палец на фотографии.
Здравствуйте 🙂 Допустимо ли в деловой (и не только) переписке в ответ на сообщение об отправлении денежных средств отвечать «пришли» («да, пришли», «1000 пришли» и т.п.)? Мне давно режет слух, когда слово «пришли» используют в значении «получено». Но объяснить, где тут собака зарыта, не знаю как =) Помогите разобраться, пожалуйста.
Ответ справочной службы русского языка
Полагаем, такое употребление нетерминологично, хотя и не ошибочно с точки зрения норм русского литературного языка. Лучше сказать: средства зачислены на счет, деньги получены и т.д.
Добрый день, уважаемые эксперты. Я патрулирующий русской Википедии. В своей работе нередко сталкиваюсь с числительными, а именно с денежными наименованиями. Постоянно возникают трудности с десятичными дробями. Не знаю как склонять существительные рядом с ними. Например, 2,89 миллиардА или миллиардОВ доллара(-ов). Обычно проверяю себя, проговаривая дробное число: «Две целых восемьдесят девять сотЫХ миллиардОВ долларОВ», но не знаю, правильно ли это. Можете, пожалуйста, объяснить и просклонять данное число и, например одна целая тридцать одна сотая. Благодарю.
Ответ справочной службы русского языка
Правило простое: при дробных числительных существительное употребляется в форме единственного числа родительного падежа: 4,3 рубля, 67,84 километра, 2,89 миллиарда. Слово доллар уже не зависит напрямую от числительного, поэтому ставится во множественном числе: 2,89 миллиарда (чего?) долларов.
Поэтому верно: Две целых восемьдесят девять сотых миллиарда долларов; одна целая тридцать одна сотая миллиарда долларов.
Ответ справочной службы русского языка
Верно: Как понять, что у вас воруют электроэнергию? Если есть признаки, что вашу электроэнергию воруют, — звоните энергетикам.
Здравствуйте, у меня вопрос про выделение остатков от придаточных предложений в случаях вроде «не знаю(?) как», «не помню(?) когда». Нужно ли выделять и какие есть исключения/особые ситуации?
Ответ справочной службы русского языка
не знаю как сказать Нужна ли запятая после «не знаю»?
Ответ справочной службы русского языка
Не знаю как вы, но я воспринимаю эти стихи буквально. Нужна ли запятая перед «как вы»? Я считаю, что запятая не нужна.
Ответ справочной службы русского языка
Запятая ставится (разделяет части сложного предложения).
Здравствуйте! Поспорила с директором, не могу найти правило,чтобы ему доказать,может вы поможете?) Вот предложение:
Нужно ли ставить тире после «поэтому если Вы-владелец домена»? я говорю,что нужно. вот только не знаю как объяснить)
Надеюсь на вашу помощь)
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте. Вот есть такое предложение: «А еще за домом растут красные ягоды, которые не знаю (,) как называются». Во-первых, скажите, пожалуйста, нужна ли перед «как» запятая, а во-вторых, объясните, можно ли считать «не знаю» главной частью внутри придаточной?
Ответ справочной службы русского языка
Помогите пожалуйста правильно исправить предложение.
«Мы не устаем изучать и восхищаться искусством древних живописцев, создавших прекрасные полотна».
Я понимаю что «изучать и восхищаться искусством» написано не правильно, но не знаю как грамматически правильно нужно склонять в этом случае.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Пунктуация верна, но грамматический строй предложения «хромает».
Здравствуйте, не знаю как правильно пишется (говорится) словосочетание ПОЛТОРА ТЫСЯЧИ РУБЛЕЙ или ПОЛТОРЫ? Простите, если этот ответ есть на вашем сайте, я не нашла. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: полторы тысячи рублей.