Я не прошла испытательный срок что говорить на собеседовании
Как унять страх перед испытательным сроком
Ура, вы получили заветное предложение о работе! Казалось бы, можно выдохнуть, но нет — начинаются новые переживания. На этот раз — из-за страха перед испытательным сроком. «А вдруг не пройду? Вдруг не справлюсь — и уволят?» — такие мысли мучают на новом месте даже очень опытных профессионалов. Вот семь аргументов, которые помогут снять страхи.
1. Это не экзамен
Испытательный срок — это период притирки. Причем взаимной. Не только вас оценивают, но и вы оцениваете, нравится ли вам тут работать, соответствует ли ваша работа ожиданиям, которые у вас были, устраивают ли вас атмосфера и коллектив, нет ли неустранимых противоречий. Точно так же, как вы боитесь, что ваша работа не устроит работодателя, работодатель опасается того, что вам не понравится работать здесь и вы быстро уйдете.
2. Вас не хотят потерять
3. От вас не ждут рекордов
Испытательный срок — это период привыкания, погружения в процессы, знакомства. У HR-специалистов этот период называется не только испытательным, но и адаптационным. Серьезные компании разрабатывают целые программы по адаптации новых сотрудников, назначают им кураторов-помощников, стараются всячески облегчить процесс погружения.
Даже если такой практики в вашей компании нет, работодатель понимает, что вы новичок и вам нужно время на то, чтобы во всём разобраться, со всеми познакомиться, привыкнуть к общей атмосфере, справиться со стрессом, который всегда бывает первое время на новом месте. Поэтому в качестве рабочих задач на испытательный срок обычно ставят вполне посильные и далеко не рекордные, а главная ваша цель — просто привыкнуть, влиться в рабочие процессы, разобраться в потоке новой информации.
Совет: сразу при получении предложения о работе спросите, какие задачи будут стоять перед вами на испытательный срок, попросите их максимально конкретизировать и записать вам письменно (в крупных солидных компаниях это и так обычная практика). Благодаря этому критерии оценки успешности или неуспешности работы на испытательном сроке будут для вас прозрачными и понятными, вы будете чувствовать себя спокойнее.
4. У вас есть право на ошибки
Например, если вы бухгалтер и пропустили срок сдачи налоговой отчетности, это профессиональная ошибка и ее вряд ли простят (хотя тоже бывают нюансы). Но, если вы по незнанию или с непривычки пропустили срок сдачи внутреннего отчета о проделанной работе своему начальнику, не стоит из-за этого паниковать. Просто скажите, что учтете на будущее, и постарайтесь не забыть в следующий раз.
5. У вас есть право на глупые вопросы
Кроме того, вопросы с вашей стороны — это свидетельство вашего желания получше во всё вникнуть, признак вашей вовлеченности в работу. Словом, с точки зрения работодателя, это хорошо. Не стесняйтесь спрашивать всё, что кажется непонятным или странным.
Только заведите себе специальный файл или бумажный блокнот (как удобнее) и возьмите за правило сразу записывать туда ответы — чтобы не задавать один и тот же вопрос по сто раз. Так вы будете выглядеть человеком, который всё схватывает на лету.
6. У вас есть право на просьбу о помощи
По этим же причинам в серьезных компаниях назначают регулярные встречи новичка с кураторами, руководителем и HR-менеджером — чтобы интересоваться у него, как идут дела и нужна ли помощь. Не стоит подозревать тут подвох («Они, что, хотят поймать меня на бестолковости и непрофессионализме?»).
Не надо притворяться, что вам всё легко, и отказываться от помощи, если на самом деле она вам нужна. Смело пользуйтесь своим правом: чем больше помощи вы получите на первых порах, тем быстрее станете самостоятельным и покажете коллегам классные результаты.
Кстати, честная обратная связь от новых членов команды, как и вопросы, тоже часто помогает увидеть системные проблемы в работе. Каждый может вспомнить историю о том, как вместо одного уволившегося сотрудника сформировали целый отдел.
7. Вы здесь нужны
НДС – 2022
Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На курсе повышения квалификации осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>
Как унять страх перед испытательным сроком
1. Это не экзамен
А начальник не злой преподаватель, цель которого — «засыпать» вас и «отчислить». Экзамен вы уже прошли — это была стадия отбора (собеседования и тестовые задания). Если вас пригласили на работу, значит, сочли подходящим специалистом. Причем не просто подходящим, а лучшим из всех остальных кандидатов.
Испытательный срок — это период притирки. Причем взаимной. Не только вас оценивают, но и вы оцениваете, нравится ли вам тут работать, соответствует ли ваша работа ожиданиям, которые у вас были, устраивают ли вас атмосфера и коллектив, нет ли неустранимых противоречий. Точно так же, как вы боитесь, что ваша работа не устроит работодателя, работодатель опасается того, что вам не понравится работать здесь и вы быстро уйдете.
2. Вас не хотят потерять
Работодатель не заинтересован в быстром расставании с вами. Увольнение сотрудника на испытательном сроке или по его итогам работодателю невыгодно, потому что:
По этим причинам в большинстве случаев проще поднатаскать на рабочие процессы нового сотрудника, которого уже взяли, даже если он поначалу немного растерялся, чем снова начинать искать кого-то на его место.
3. От вас не ждут рекордов
Типичная ошибка — думать, что на испытательном сроке нужно из кожи вон вылезти и поставить рекорды, чтобы не быть уволенным. Нет, от вас не ждут немедленных результатов. Конечно, если вы их сразу покажете, вы звезда и претендент на блестящую карьеру. Но если нет — некритично.
Испытательный срок — это период привыкания, погружения в процессы, знакомства. У HR-специалистов этот период называется не только испытательным, но и адаптационным. Серьезные компании разрабатывают целые программы по адаптации новых сотрудников, назначают им кураторов-помощников, стараются всячески облегчить процесс погружения.
Даже если такой практики в вашей компании нет, работодатель понимает, что вы новичок и вам нужно время на то, чтобы во всём разобраться, со всеми познакомиться, привыкнуть к общей атмосфере, справиться со стрессом, который всегда бывает первое время на новом месте. Поэтому в качестве рабочих задач на испытательный срок обычно ставят вполне посильные и далеко не рекордные, а главная ваша цель — просто привыкнуть, влиться в рабочие процессы, разобраться в потоке новой информации.
Руководитель ведет себя так, будто и правда ждет от вас немедленных рекордов? Это говорит о его неопытности или некомпетентности. Поговорите с HR-менеджером — в его лице вы, скорее всего, найдете союзника. Ведь это ему в первую очередь невыгодно ваше увольнение. Он постарается аккуратно перенастроить ожидания руководителя.
Совет: сразу при получении предложения о работе спросите, какие задачи будут стоять перед вами на испытательный срок, попросите их максимально конкретизировать и записать вам письменно (в крупных солидных компаниях это и так обычная практика). Благодаря этому критерии оценки успешности или неуспешности работы на испытательном сроке будут для вас прозрачными и понятными, вы будете чувствовать себя спокойнее.
Кстати, не бойтесь и не стесняйтесь честно сказать, если объем задач кажется вам неподъемным для первых месяцев в новой обстановке. Это повод для переговоров и корректировки задач. Особенно если ваша функция в компании новая (вы первый специалист на новой должности). Вы профессионал и понимаете, сколько времени вам нужно на рабочие задачи. А работодатель, возможно, этого не знает и оценивает на глазок.
4. У вас есть право на ошибки
Именно потому, что вы новичок и пока только вникаете в детали работы, вам простительны ошибки, вызванные незнанием или непониманием некоторых деталей организационных процессов. Конечно, это не касается грубых ошибок в чисто профессиональных навыках, которые одинаковы в любом месте работы.
Например, если вы бухгалтер и пропустили срок сдачи налоговой отчетности, это профессиональная ошибка и ее вряд ли простят (хотя тоже бывают нюансы). Но, если вы по незнанию или с непривычки пропустили срок сдачи внутреннего отчета о проделанной работе своему начальнику, не стоит из-за этого паниковать. Просто скажите, что учтете на будущее, и постарайтесь не забыть в следующий раз.
5. У вас есть право на глупые вопросы
Более того, они даже приветствуются. Опять же, потому что вы новичок и еще только разбираетесь в процессах. Все понимают, что чем больше вопросов вы будете задавать, тем быстрее во всем разберетесь.
Кроме того, вопросы с вашей стороны — это свидетельство вашего желания получше во всё вникнуть, признак вашей вовлеченности в работу. Словом, с точки зрения работодателя, это хорошо. Не стесняйтесь спрашивать всё, что кажется непонятным или странным.
Только заведите себе специальный файл или бумажный блокнот (как удобнее) и возьмите за правило сразу записывать туда ответы — чтобы не задавать один и тот же вопрос по сто раз. Так вы будете выглядеть человеком, который всё схватывает на лету.
6. У вас есть право на просьбу о помощи
Тут такой же принцип, как и с вопросами: новичкам всегда нужна помощь и поддержка, это абсолютно нормально и не стыдно. Не просто так в крупных компаниях новым сотрудникам назначают кураторов из числа коллег, их задача — подсказывать, показывать и даже водить «за ручку», если нужно.
По этим же причинам в серьезных компаниях назначают регулярные встречи новичка с кураторами, руководителем и HR-менеджером — чтобы интересоваться у него, как идут дела и нужна ли помощь. Не стоит подозревать тут подвох («Они, что, хотят поймать меня на бестолковости и непрофессионализме?»). Не надо притворяться, что вам всё легко, и отказываться от помощи, если на самом деле она вам нужна. Смело пользуйтесь своим правом: чем больше помощи вы получите на первых порах, тем быстрее станете самостоятельным и покажете коллегам классные результаты.
Кстати, честная обратная связь от новых членов команды, как и вопросы, тоже часто помогает увидеть системные проблемы в работе. Каждый может вспомнить историю о том, как вместо одного уволившегося сотрудника сформировали целый отдел. Спрашивается, почему же не сделали этого тогда, когда здесь работал прежний сотрудник? Всё просто: потому что все привыкли, что он годами как-то справлялся один. Возможно, даже считали его работу недостаточно качественной. И только новичок помог осознать, что объем работ в этой функции давно перерос пределы, доступные одному человеку, и для хороших результатов надо расширять команду.
7. Вы здесь нужны
Это самое главное, о чем нужно помнить. Вас сюда пригласили, потому что нуждаются в ваших опыте, навыках и способностях. Вас искали и выбрали из десятков или даже сотен других претендентов — значит, у вас точно есть то, что нужно для этой работы. Настройтесь на позитив, осматривайтесь, осваивайтесь, знакомьтесь, вникайте, делайте свое дело — смелее! И всё будет хорошо!
Как понять, успешно ли проходит испытательный срок?
Поздравляем, вы нашли работу, пройдя собеседование и опередив всех конкурентов. Однако впереди вас ждет не менее стрессовая ситуация – испытательный срок. Даже самые опытные профессионалы, уверенные в своей компетенции, иногда сомневаются, справятся ли они со своими непосредственными обязанностями. За довольно небольшое время нужно проявить себя в полной мере и адаптироваться в коллективе.
Что такое испытательный срок и для чего он нужен?
Под испытательным сроком (ИС) понимается определенный промежуток времени, в течение которого работодатель оценивает нового сотрудника и его пригодность к решению рабочих задач. Простыми словами, ИС нужен для проверки профессиональных качеств специалиста. Установление этого срока – право работодателя, но не обязательное условие при зачислении в штат: если руководство компании считает, что «новичок» отлично справляется с обязанностями в первые же дни (недели), то возможно его примут в организацию без прохождения испытательного срока.
Зачем нужен испытательный срок?
Обязанность работодателя – заключить с работником трудовой договор на время испытательного срока. В документе необходимо прописать данный момент, а также зафиксировать размер заработной платы. К сотруднику, находящемуся на ИС, применяются все нормативные акты организации и нормы действующего трудового законодательства. Другими словами, он наделяется всеми трудовыми правами и должен исправно исполнять трудовые обязанности. Кроме этого, нового сотрудника на испытательном сроке могут привлечь к ответственности, если он нарушит нормы Трудового кодекса Российской Федерации.
Сколько длится испытательный срок?
В ТК РФ прописано, что ИС не может длиться более 3-х месяцев. В отношении руководителя предприятия, его филиала, структурного подразделения или представительства, а также для заместителей руководителей и главных бухгалтеров продолжительность испытательного срока составляет 6 месяцев.
Результаты прохождения ИС
Если сотрудник успешно прошел испытательный срок, то он официально принимается на работу, и с ним заключается новый трудовой договор с теми же условиями, которые были прописаны в первом соглашении. Иногда бывает, что работодателя не устраивают результаты работы специалиста. В этом случае он может расторгнуть трудовое соглашение еще до окончания ИС, предупредив сотрудника об этом как минимум за 3 дня до увольнения. В уведомлении необходимо обязательно указать причины.
Можно ли подготовиться к испытательному сроку?
Можно и даже нужно. Страх перед новой работой вполне естественен, и это состояние не зависит от возраста, профессионализма и опыта работы. Начинать все с начала, вливаться в коллектив, находить общий язык с начальством сложно, но не так уж и страшно. Как себя вести при выходе на новую работу? Вам помогут несколько простых советов:
Еще один совет: перед выходом на работу постарайтесь собрать максимум информации о компании, ее директоре и топ-менеджерах, традициях и стиле управления. Обязательно продумайте маршрут, чтобы исключить опоздания. Будьте готовы к тому, что на ИС вашу работу будут пристально отслеживать и оценивать, но даже в этом ищите положительные стороны и воспринимайте контроль как наставничество. Вы не будете застрахованы от ошибок, но к собственным промахам нужно относиться объективно: сохраняйте спокойствие, не замалчивайте, не отрицайте и не перекладывайте вину на других. У вас есть силы, чтобы справиться с такими трудностями!
Полет нормальный? Как понять, успешно ли вы проходите испытательный срок
Есть компании, в которых очень серьезно и детально подходят к процессу онбординга — так называют прием и адаптацию в команде нового сотрудника. Новичку назначают наставника, который помогает войти в курс дела, выстраивают продуманную программу постепенного погружения во внутренние процессы, рабочие задачи и знакомства с коллегами (чтобы человека не «разорвало» от количества новой информации), регулярно проводят специальные встречи с руководителем и HR-специалистом, чтобы отслеживать, как новый сотрудник чувствует себя в команде, какие есть проблемы, в чем нужна помощь.
Не будем лукавить: таких компаний пока немного. Чаще работает принцип «бросили в воду — плыви» или бывает, что система онбординга вроде бы формально есть, но по факту придерживаться ее некогда, «наставнику» не до новичка, накопившиеся за то время, пока место было вакантным, рабочие задачи взваливают на нового коллегу сразу горой, без всяких сантиментов, знакомиться с людьми тоже приходится на бегу. В такой ситуации даже блестящий профессионал рискует не справиться — хотя бы потому, что четких задач никто не поставил и некогда было толком разобраться, «как тут всё устроено».
Как вовремя понять, что ваш испытательный срок проходит не очень удачно? Плохо, когда это становится неприятным сюрпризом через два-три месяца. А вот если вы к такому повороту морально готовы, есть возможность встретить его во всеоружии (уже в процессе поиска другой работы) или вовсе не дожидаться решения работодателя и уйти по своей инициативе.
Три истории про неудачный испытательный срок
История 1: про темп работы
Людмила вышла на позицию бухгалтера в компанию после 6-летнего отпуска по уходу за детьми. За это время компания, в которой она работала, закрылась, и, решив выйти на работу, Людмила нашла новое место. Там многое оказалось непривычным — в отделе царила очень активная деловая обстановка, никаких разговоров за чаем, шуток и отвлечений. Пришлось осваивать много нового — не только последнюю версию бухгалтерской программы (Людмила пообещала на собеседовании, что быстро в ней разберется), но и совершенно незнакомую систему электронных согласований и документооборота. Спустя пару недель работы Людмилу вызвал на разговор руководитель. Он отметил ее старательность, но посоветовал стараться еще больше. Оказалось, что она очень медленно работает. Руководитель сказал, что у нее есть две недели, чтобы набрать нужный темп. Спустя неделю Людмила сама принесла заявление об увольнении — она поняла, что быстрее работать у нее не получается либо придется постоянно задерживаться допоздна, а этого она не могла себе позволить из-за детей.
История 2: про стиль работы
Для Олега, финансиста из банковского сектора, работа в команде перспективного стартапа стала настоящим вызовом. Он привык к структурированным процессам, регламентам и совещаниям, по итогам которых составляется протокол. А на новом месте царила непринужденная атмосфера: задачи могли корректироваться прямо на ходу, новые возникали внезапно — вроде бы вот только-только обсудили задачу на пальцах, и вот она уже занесена в специальный веб-сервис. Еженедельные встречи мало походили на совещания, к тому же все обращались друг к другу на ты вне зависимости от статуса и возраста. Олега от этого коробило. А еще здесь слишком просто относились к рискам — его это возмущало.
Он привык к тому, что вопросы нужно решать строго поэтапно, если что-то непонятно — эскалировать на руководителя, и к тому, что территорию финансов нужно ожесточенно защищать от других отделов. Все чаще Олег слышал от коллег: «Расслабься, ты не в банке», «Отнесись к согласованию проще — нам важно быстро запустить процесс, с остальным потом разберемся» и так далее.
Пару раз Олега отрывала от серьезных рабочих задач HR-менеджер, приглашая на встречи, на которых рассказывала ему про правила взаимодействия и открытую культуру. Это раздражало.
Олегу оказалось очень сложно перестроиться на такой формат работы. Через полтора месяца руководитель сообщил, что советует Олегу вернуться к поискам работы, так как он, к сожалению, не вписывается в корпоративную культуру и его авторитарный подход задерживает и осложняет ключевые процессы компании.
История 3: про отношение к работе
Ксения устроилась оператором службы поддержки клиентов и очень быстро влилась в команду. До этого она уже работала с похожим продуктом, поэтому легко прошла тренинг, а гайдбук о продукте просмотрела по диагонали. Ей казалось, что она легко разберется во всем на ходу, но в первую же неделю работы получила от нескольких клиентов низкие оценки за обслуживание, так как не смогла четко ответить на вопросы. «Давайте я пришлю вам всё на электронную почту», — раньше эта фраза всегда выручала ее в сложных случаях, но тут и клиенты оказались более взыскательными, и правила строже.
Руководитель отдела сделал Ксении предупреждение и дал тест на проверку знаний. Она неожиданно для себя показала низкие результаты. Близились выходные. Начальник предупредил, что в понедельник будет повторный тест и посоветовал посвятить два дня тщательной подготовке. Ксения честно открыла гайдбук в метро по дороге с работы, но, вообще-то, на эти выходные у нее было много активных планов с друзьями — не отменять же их ради зубрежки скучных терминов. К тому же она была уверена, что так просто с ней не расстанутся, ведь все помнят, что она была самой перспективной на вводном тренинге. Да и начальник — человек хороший, даст еще шанс.
В результате тест был провален, а с Ксенией расстались без всяких сожалений.
Что лучше сделать заранее
У трех описанных выше историй есть нечто общее — несовпадение ожиданий со стороны компании и сотрудника.
И вот какие рекомендации мы получили от Екатерины Быковой, HR-бизнес-партнера ГК Рубеж:
«По моему опыту, руководители и HR-менеджеры принимают решения о прохождении новичком испытательного срока по трем основным критериям, — говорит Екатерина. — Во-первых, это, конечно, результаты работы, во-вторых, соответствие корпоративным компетенциям и ценностям. В-третьих, наличие всех необходимых знаний или достаточно быстрое освоение тех, которых не хватает. Например, если в первые месяцы предстоит изучать продукт и этот процесс завершается тестом или аттестацией».
По словам Екатерины, как правило, результаты работы имеют наибольший вес при принятии решения. Поэтому стоит еще в первые дни работы задать непосредственному руководителю вопросы:
А еще лучше — на этапе собеседований спросить у HR-менеджера:
Как понять, всё ли в порядке
По каким признакам можно понять, что вы серьезно рискуете не пройти испытательный срок? Можно выделить три главных:
Что делать, чтобы быть уверенным в том, что вы проходите испытательный срок, или, наоборот, что пора волноваться? Если вы оказались в компании, в которой с новичками, похоже, не нянчатся, а внятных целей и критериев работы на испытательный срок вам не назвали, значит, надо брать контроль над ситуацией в свои руки.
«Простите, я ошибся дверью»: уйти во время испытательного срока — пятно на карьере?
Представьте: вы выходите на новое место работы, предвкушаете классные задачи, мечтаете познакомиться с новыми коллегами. Но уже в первые часы появляется тревожное чувство: «А что, если я ошибся с выбором?»
Еще повезло, если разобраться в том, что всё не так, как казалось на собеседовании, вам удалось в первый же день до того, как вам сделали запись в трудовой книжке. Можно просто уйти и не вспоминать про этот опыт, жалея только о потраченном времени. Но что, если сильные сомнения в правильности выбора работы появляются позже — в первую неделю или первые месяцы, когда вы вникаете во «внутреннюю кухню»? Уйти на этом этапе психологически труднее.
Почему трудно «просто так взять и уйти»?
К моменту выхода на работу вы, скорее всего, уже устали от процесса ее поиска, возможно, прошли несколько собеседований в разных компаниях. Поиск работы — энергозатратная задача. Представить, что его надо начинать заново, обычно тяжело. Да и энтузиазм иссякает, появляются мысли «А вдруг нигде не будет лучше?».
Если вы ради этой работы уволились с другой, рассказав бывшим коллегам, какое замечательное предложение получили, то сразу уйти с нового места тем более трудно. Да и разобраться, насколько обоснованны тревоги, не всегда получается. Если не понравились коллектив, руководитель, внутренние порядки, нагрузка оказалась больше, чем вы предполагали, может быть, это с непривычки, а дальше «стерпится — слюбится», втянетесь и станет легче?
По мнению многих психологов, социологов и HR-специалистов, в среднем адаптация на новом месте работы и привыкание к культуре компании длится полгода. В первый месяц сложно оценить свои впечатления объективно, потому что в первый месяц сложно буквально всё.
Разумеется, такие вещи, как грубый обман, нарушение прав, оскорбления, переход личных границ, не стоит терпеть ни дня. В описанных выше ситуациях это примеры 2 и 3. В примере 4 тоже, похоже, есть признаки введения в заблуждение, хотя не исключено, что Антон сам не до конца разобрался на стадии собеседований, в какие условия его зовут. В компании есть признаки неблагополучия (частая смена команды), но, возможно, есть и поле для роста.
Но и молчать о менее вопиющих причинах для дискомфорта не стоит, равно как и о том, что ваши ожидания, которые сложились в процессе договоренностей, разошлись с реальностью. Первые месяцы вашей работы в компании — адаптационные. В серьезных компаниях руководители и HR-специалисты это понимают. Расскажите им о своем дискомфорте, сомнениях, подозрениях. В компаниях с сильной корпоративной культурой вам окажут поддержку. А если в ответ вы получите негативную реакцию — это станет дополнительным основанием для выводов.
Как понять, стоит ли уходить
Алина Мудрая, операционный директор кадрового агентства Values Value, рекомендует прежде всего признать, что вы, как любой человек, имеете право на ошибку.
Для себя Алина определила два важных индикатора самоощущения, на которые стоит ориентироваться при принятии решения, уходить или остаться в надежде адаптироваться.
Внутренние индикаторы
Вспомните своих знакомых и друзей, которые работают там, где вы не смогли бы провести ни дня. Ваши впечатления могут кардинально отличаться от впечатлений вашего друга, притом что компания может быть одна и та же и условия работы не меняются. Следите за тем, что происходит с вами.
Эксперт рекомендует отслеживать, как меняются ваши эмоции, мысли и ощущения в первые дни, первые недели и месяцы на новом месте:
Но прежде чем покинуть компанию, подумайте, почему вам так важно было найти причины уйти или остаться? Если бы причина для недовольства была абсолютно неприемлемой для вас, вы, вероятно, ушли бы сразу? Если сложности преодолимые, то Алина Мудрая рекомендует вспомнить поговорку «Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины».
Внешние индикаторы
Постарайтесь объективно сравнить условия, которые вам не понравились в компании, с тем, что у других работодателей. Расспросите знакомых из вашего профессионального круга, как у них, почитайте, что происходит на рынке труда в вашей сфере, какие есть тенденции.
Наблюдайте за коллегами и своим окружением в целом. Какие у вас складываются отношения с ними? Как они (в большинстве) относятся к условиям в компании?
Попросите обратную связь у новых коллег и руководства — какое у них сложилось впечатление о вас и ваших способностях, потенциале? Также помните о том, что вы имеете полное право прояснять все сомнения и неточности в договоренностях, а когда договоренности нарушены, обязательно сигнализировать об этом!
Когда точно не стоит задерживаться
Наталья Дубинникова, карьерный консультант, советует не тянуть с решением в следующих случаях:
Невыполнение договоренностей работодателем. Чаще всего это касается заработной платы и оформления. «Поработайте у нас пару месяцев, если увидим, что вы подходите, тогда и оформим официально, увеличим оклад, назначим премию», — если работодатель ведет такие разговоры, Наталья советует смело прощаться и уходить. Это бесперспективная история. А вот если всё оказалось не совсем так, как вы себе представляли, хотя другого вам никто и не обещал (например, вы думали, что нагрузка меньше, а функционал интереснее), то тут нужно исходить из того, насколько принципиально важно вам то, на что вы настраивались.
Не можете наладить связь с коллективом и руководителем. На работе мы проводим большую часть жизни, поэтому очень важно, чтобы отношения с людьми и атмосфера внутри были комфортными. Вас как новичка встретили подчеркнуто недружелюбно? Вы видите, что в коллективе тяжелая конфликтная ситуация, от которой невозможно абстрагироваться? У руководителя крайне тяжелый характер? И всё это для вас большой стресс? Вряд ли к такой нездоровой обстановке получится привыкнуть, да и не стоит этого делать.
Корпоративная культура вызывает у вас отторжение. «Это то, что можно ощутить сразу, — объясняет Наталья Дубинникова. — В моей практике были случаи, когда каждое рабочее утро начиналось с построения. Надо было всем сотрудникам выстраиваться в шеренгу в определенное время и ждать прихода руководителя (эт была корейская компания). Не каждый к этому готов».
Не помешает ли эта история следующему трудоустройству?
Иногда в ситуации, когда нет ни малейших сомнений, что в выборе работы вы ошиблись, быстро уйти мешает страх прослыть «летуном», который сам не знает, чего хочет, или провалившим испытательный срок. Ведь не секрет, что работодатели с подозрением относятся к кандидатам с коротким периодом работы. Как с таким «пятном» искать новую работу, если на прежнюю вернуться уже нельзя?
Уйти с испытательного срока — не катастрофа. Карьерный консультант Екатерина Троицкая в ответ на такие опасения рекомендует вспомнить: само понятие испытательного срока подразумевает, что не только работодатель вас оценивает, но и вы его.
Согласно Трудовому кодексу в случае увольнения во время испытательного срока вам достаточно предупредить работодателя за три дня, а не за две недели, как обычно. И это правило появилось не просто так.
«К сожалению, далеко не всё о работе и особенностях компании можно сформулировать в описании вакансии и рассказать на собеседовании. Есть информация, которую просто нецелесообразно выносить наружу, а есть вещи, которые не проговаривают, потому что считают незначительными, хотя для кого-то из соискателей они важны, влияют на рабочий процесс и личный результат, — говорит Наталья. — Даже если будущий работодатель не обманывает и не искажает информацию намеренно, у соискателей все равно остается довольно большое «серое» поле. Внутри него могут скрываться факторы, критичные для решения, стоит ли работать в этой компании. Испытательный срок существует в том числе для того, чтобы осмотреться на этом поле. Чем раньше вы поняли, что это место вам не подходит, тем лучше. От продолжительного нахождения здесь ваша карьера не выиграет».
Это не пятно на карьере. Не стоит сильно переживать из-за истории неудачного трудоустройства. Каждый адекватный работодатель понимает, что в ситуации, когда ожидания расходятся с реальностью, может оказаться любой, даже самый лучший сотрудник. Это не повод считать вашу профессиональную репутацию подмоченной.
«Не надо смущаться короткого периода работы в компании, — согласна с коллегой Наталья Дубинникова. — Если честно, то я даже не стала бы его указывать в резюме. Потенциального работодателя интересуют ваши результаты, а не формальный список мест работы, но о результатах за 1–2 месяца вряд ли можно говорить. Если же вам зададут вопрос на собеседовании об этом промежутке времени, то отвечайте честно, но аккуратно. Поверьте, следующему работодателю гораздо более странным показалось бы, что вы год терпели ненавистную работу только ради строчки в резюме и не приносили никаких результатов».
Что говорить, если вас спросили про тот опыт. «Конечно, нужно отталкиваться от каждого конкретного случая и универсального совета нет, — говорит Екатерина Троицкая. — Но есть два принципа, важных для любого интервью: быть честным, но и не говорить лишнего. Если вы озвучите действительную причину своего ухода, то это послужит своеобразной страховкой от того, что в следующем месте ситуация не повторится. Новому работодателю эта история сразу показывает, чего именно вы терпеть точно не станете».
Лишней информацией в таком случае Екатерина называет любые оценочные суждения о прошлом нанимателе, переход на личности, а также попытки назначить кого бы то ни было в виноватые. Неуместным будет и самобичевание. «Даже если вы считаете, что сами в тот раз ошиблись, — хорошо, сделайте выводы и не повторяйте ошибок. Да, на собеседовании важно говорить правду и быть открытым, но не стоит путать его с исповедью», — резюмирует Екатерина.
Смотрите на эту историю как на опыт — теперь вы еще лучше знаете, что вас устраивает в рабочих процессах, а что нет. Успешного поиска!