Я не нахожусь в поиске чего то
Ничего не нашлось в поиске по сайту? Нет проблем
Представляю вашему вниманию перевод статьи под названием «Site Search: Strategies for No Results Found» от Linda Bustos. Перевели в компании UXDepot специально для пользователей Хабрахабра с одобрением компании Elastic Path.
Эта статья написана по мотивам книги Грега Ньюдельмана «Designing Search: UX Strategies for Ecommerce Success». Необычно видеть книгу на 300 страниц, посвященную одному единственному аспекту создания интернет-магазинов, но оптимизация поиска по сайту действительно заслуживает такого внимания!
Не бойтесь сказать «Я не знаю»
Если поиск не выдал подходящих продуктов, то не стесняйтесь сказать об этом прямо. Сайт Morningstar.com — это яркий пример того, как делать не следует.
Google поступает правильнее, четко показывая, что была совершена автозамена, и предлагая возможность искать по изначальному поисковому запросу.
Фокусируйтесь на предоставлении путей выхода
Каждая страница поиска, на которой ничего не нашлось, должна помогать пользователю найти желаемый товар. Меню “Уточните параметры поиска” на Endless.com бесполезны — нельзя отфильтровать ноль. Эта страница никак не помогает пользователю; он может только ввести новый запрос:
Интересно, что Endless.com принадлежит Amazon.com, который предоставляет изумительный выход из безрезультатного поиска, заменяя слова в поисковом запросе на более общие, и показывая, как именно автозамена изменила запрос.
А вот еще один пример: Ebay на странице результатов поиска показывает ссылки на схожие запросы и количество найденных результатов по каждому из них.
Создайте хороший механизм частичных совпадений
Рисунок выше показывает использование частичных совпадений. Согласно юзабилити-исследованию Ньюдельмана и некоторым полевым исследованиям, ввод слишком большого количества ключевых слов в поисковое поле является второй по распространенности причиной нулевого результата поиска (сразу после опечаток). Показывая пользователю релевантные результаты поиска, найденные по части его запроса, при этом показывая, какие слова были опущены, вы повышаете шансы того, что пользователь найдет то что искал, вместо того чтобы покинуть сайт.
«В большинстве исследований, которые я изучал, даже после того, как пользователи понимали, в какой части запроса они совершали ошибку, ни один человек не возвращался обратно на сайт, не предоставивший результатов по частичным совпадениям, которые могли бы каким-либо образом привести их к искомому продукту».
Ньюдельман утверждает, что немного сайтов справляются с частичными совпадениями лучше, чем Amazon.com. В примере ниже на одной странице показаны результаты по сразу двум частичным совпадениям:
Иногда поиск не дает результатов вследствие того, что пользователь ищет только внутри какой-то категории. Предоставление опции расширить область поиска до всех категорий — это еще одна тактика использования частичных совпадений. На сайте Ketera для этого используется текстовая ссылка (хотя мы не уверены, что она достаточно заметна).
Ньюдельман отмечает, что хотя этот подход работает, он заставляет пользователя совершить действие, не зная, найдутся ли результаты по этой ссылке. Лучшим путем было бы показывать все результаты из всех категорий сразу на той же странице, с подходящим заголовком вроде «Похожие товары».
Часто при поиске товаров на Ebay я выставляю Канаду в качестве региона поиска, так как для меня это лучший вариант в плане скорости и цены доставки. Однако поиск по товарам в Канаде часто оканчивается безрезультатно. Ниже на странице, Ebay показывает товары от продавцов в других странах, что часто бывает очень полезным.
Используйте сразу несколько стратегий дальнейшего поведения
Наряду с поиском по частичным совпадениям, мы советуем использовать несколько стратегий дальнейшего поведения в случае, когда поиск не дал результатов. В одном из примеров выше, на странице результатов поиска на сайте Ketera есть сразу несколько вариантов дальнейших действий для пользователя — ссылка, позволяющая вручную исследовать соответствующую категорию, ссылка на создание публичного запроса информации и ссылки на избранных поставщиков.
Сколько людей прокрутит дальше рекламы?
Мы часто забываем о пользователях, покидающих сайт из-за неудавшегося поиска, обращая все свое внимание на процесс покупки. Но удержание на сайте посетителей, использующих поиск, должно быть такой же важной целью. Возможно, у вас не выйдет быстро внедрить все описанные тактики (или вообще не выйдет в вашей текущей системе поиска). Но все-таки полезно знать, как можно решить проблему с отсутствием результатов поиска, чтобы иметь эти тактики ввиду и использовать во время внедрения улучшений в будущем.
.
PS от переводчиков: Надеюсь, вам понравилась статья. Мы будем рады, если вы укажете нам на ошибки в переводе, чтобы мы могли их оперативно исправить. Пишите мне в личку, пожалуйста 🙂
Найдётся всё, но не то, что ты ищешь
Доброго времени суток, друзья!
Мне 22 года, я студент магистратуры. Всю сознательную жизнь я пользовался поисковиком Яндекса. Но объём информации на стартовой странице поисковика достиг таких размеров, что я решил поменять внешний вид стартовой страницы. Я захотел оставить только строку поиска и больше ничего лишнего. Мне понадобилось достаточно много времени, чтобы разобраться в настройках поисковой страницы Яндекса. Разумеется, это меня возмутило и натолкнуло на мысль разобраться с тем, стартовая страница какой поисковой системы заточена помочь пользователю найти то, для чего он зашёл в интернет, а какая хочет максимально отвлечь внимание пользователя на сторонний информационный поток и собственные сервисы.
Начнём с лидера рунета Яндекса.
Стартовая страница Яндекса выглядит именно так для рядового пользователя рунета, который не пытался ничего менять.
Сразу бросается вкладка «настройки» в правом верхнем углу.
Если зайти в настройки блоков, то увидим следующие настройки:
Если все ползунки переместить влево, нажать сохранить и перезагрузить страницу, то, на первый взгляд, не изменилось ничего, кроме Яндекс.Дзена.
До недавних пор я знал только про Яндекс.Дзен. Я думал, что Яндекс.Дзен это бесконечная лента новостей, если скроллить вниз, а все остальные блоки это то, что так мешается мне на экране. Каково же было моё удивление, когда я обнаружил, что все блоки, которые перечислены на этой вкладке настроек, вставлены между блоками Яндекс.Дзена. Я более, чем уверен, что 85-90% пользователей возраста 18-30 лет, как и я, понятия не имеют об этих блоках и никогда ими не пользовались. И я далеко не сразу разобрался где же эти блоки, которые я отключил.
А вот что я заметил сразу после отключения этих блоков, так это то, что эти сервисы всё ещё отвлекают меня. Сначала я подумал, что не работает настройка блоков. Оказывается, это называется «уведомления» и настраивается отдельно.
У меня возникают сильные сомнения в том, что это для «удобства пользователя». Ощущение, что это для того, чтобы пользователю сложнее было отключить данные сервисы.
Ладно, всё-таки я хотел оставить себе только поисковую строку. Но блоки, около поисковой строки нельзя удалить на yandex.ru. Только свернуть их.
Это максимум, которого мне удалось добиться в день, когда я решил заняться этим вопросом. И это точно не тот результат, который я ожидал увидеть.
На следующий день я выдал этот же квест своей девушке. Через 8 минут получил результат:
Да, именно этого я и хотел. Но в настройках этого нет. Ни в настройках страницы yandex.ru, ни в настройках Яндекс.Браузера.
На вкладке сервисов Яндекса надо проскроллить в самый низ.
Это, оказывается, специальный поиск, который находится на другом домене (ya.ru). И команда, которая работала над стартовой страницей поиска и её настройками приложила максимум усилий, чтобы пользователь случайно не наткнулся на такой вид поисковой страницы. А если он захотел что-то подобное, то изрядно бы постарался.
Стоит отметить, что в Яндекс.Браузере даже если отключить автозагрузку yandex.ru и оставить только табло, нельзя отключить Яндекс.Дзен и рекламный баннер, который то и дело всплывает.
К сожалению, политика Яндекса направлена не на помощь в поиске того, что нужно пользователю, а на навязывание сторонней информации с помощью рекламы, новостей и собственных сервисов различного рода.
Бизнес, есть бизнес скажете вы, но давайте сравним стартовые страницы мировых и российских лидеров поисковых систем.
Google
Yahoo
Bing
DuckDuckGo
Mail.ru
Rambler.ru
Откровенно бросается в глаза катастрофическая перегруженность российских поисковых сервисов сторонней информацией. И сильно огорчает крайне агрессивное навязывание собственных сервисов.
Вечный поиск: почему только единицы находят призвание
«Выберите работу по душе, и вам не придется работать ни дня» — эта цитата Конфуция стала популярной в наши дни. Люди тратят годы на поиски дела жизни, которое будет приносить не только деньги, но и моральное удовлетворение. О том, как же найти призвание и почему лишь немногим удается угнаться за мечтой, рассказывает экзистенциальный коуч Рина Пушти.
Люди годами не могут найти свое призвание по тем же причинам, по которым не могут встретить вторую половину или решиться на переезд. «Здесь все сводится к понятию «сверхцель», — объясняет коуч Рина Пушти. — Человек изначально выбирает труднодостижимую задачу, прекрасно это осознает, но ставит на кон и счастье, и удовольствия. Например, люди говорят: «Вот дети закончат школу, тогда мы сможем позволить себе ездить в отпуск». Создается условие для счастья в будущем. Как правило, когда оно выполняется, находятся новые причины отсрочки. Из разряда: «Ах, если бы сбылась моя мечта, другая жизнь настала бы тогда».
Каждый человек делает выбор: разбираться с неудовлетворенностью или идти вслед за уходящим солнцем
Призвание — абстрактная и раздутая величина, каждый ее понимает по-своему. Обтекаемость темы позволяет свалить чувство неудовлетворенности на то, что «я не знаю своего призвания, поэтому нахожусь в вечном поиске».
«Конечно, здесь срабатывает первый закон Вселенной: закон сохранения энергии. Искать всегда проще, мечтать тоже проще, — говорит Рина. — Каждый человек делает выбор: разбираться с неудовлетворенностью или идти вслед за уходящим солнцем».
Позиция жертвы
Давайте разберемся, как выглядит портрет женщины, которая в вечном поиске. У нее низкая самооценка, часто собой недовольна, находится в позиции жертвы. Есть работа, которая тоже вызывает недовольство, но она не позволяет себе уволиться, так как других вариантов нет. Если в двух словах, это женщина, которая считает, что она уже сделала все, что могла, но именно ее случай такой уникальный, что ей ни один высококлассный специалист не в силах помочь.
«Для меня показателен интерес клиентки к консультации. Когда она спрашивает: «Вы мне точно поможете? Я уже прошла двадцать пять человек» — это жертва. Для нее главное — еще раз убедиться в своей правоте. Она готова обойти множество психологов, коучей, тренеров, астрологов».
Позиция жертвы выгодная и удобная. Причины, по которым человек ее выбирает, кроются в детстве. Когда ребенку не хватает внимания и любви, он старается беззащитностью привлечь тепло матери. Даже некоторые педиатры стали обращать на это внимание. Когда дети много болеют, они считают важным посмотреть на взаимоотношения родителя и ребенка. Если мать постоянно работает и мало времени уделяет ребенку, то он неосознанно с помощью болезни начинает «тянуть» ее к себе.
Как найти призвание?
Посмотрите на тех людей, которые не ищут призвания. Они страстно влюблены в то, что делают. У них нет вопросов, чем заняться. Несмотря на всю раздутость этой темы и эзотерический налет, найти призвание — делать то, что ты любишь, что тебя «зажигает». С чего начать поиски?
«Ошибка людей в том, что они сразу приступают к детальным поискам: чем заниматься, в каком городе, на какой улице, — объясняет эксперт. — Это неправильно. Вначале нужно научиться, чтобы «дзынькало» внутри от чашки чая, от одежды, которую носите. Нельзя найти то, что вам нравится, если вы не знаете себя и свои предпочтения. У нас вся жизнь строится на слове «надо». Призвание подразумевает пересмотр того, что вы считали само собой разумеющимся. По сути, нужно заложить заново фундамент жизни, разрешить себе любить себя. Иначе вы просто в дальнейшем все обесцените и вернетесь к тому, что «надо вот так», как сказал муж или общество. Вы не дадите себе разрешение на то, чтобы реализоваться».
Как реализовать призвание?
Как известно, найти призвание — двадцать процентов успеха, остальные восемьдесят — реализация. Как же воплотить мечту в жизнь? «Невозможно себя заставить, поэтому важно найти путь самому, — советует коуч. — Потому что мы всегда ценим то, во что инвестируем деньги, время, энергию. Если люди ищут ответы на стороне, то им сложно будет реализовать призвание. Когда человек вкладывает ресурсы, то вопрос становится таким ценным, что возникает мотивация. «Я потратил столько сил! Я не сдамся!» Это должно прийти изнутри. Поиск — активный процесс. На этом пути встречаются различные препятствия. Чем ты закаленней, тем проще пройдет этап реализации. Если взял ответ от астролога, то вероятность того, что сделаешь пару шагов, споткнешься и не захочешь вставать, — 99%».
О поиске себя
Предисловие
Наверное, как и многие, я не сразу нашел себе применение в этом мире. И в моем случае на поиск себя ушло много времени, и окружающие меня люди внесли в это большой вклад, за что им бесконечное спасибо.
Я считаю, у меня сейчас есть чувство, что я нашел то, что искал.
Наряду с этим, в моем круге общения есть люди, для которых этот вопрос все еще актуален. И, так как раньше я увлекался написанием статей, решил, что кому-нибудь может быть полезной моя история и выводы.
Сразу, конечно, хочу оговориться, что все нижеописанное не в полной мере история, но и не универсальное руководство. Это обобщения из того пути, который я прошел из военного ВУЗа до психологии, маркетинга, и в итоге пришел в IT сферу.
Пункт 1. С чего начать?
Первое, о чем стоит задуматься — «Что я могу производить (создавать/генерить часто, много и относительно легко делать)?».
Или несколько иначе это может звучать так: «Какую черту другие люди (или я сам) чаще всего во мне замечают, или с чем ко мне обращаются часто?»
Это самая фундаментальная точка, которая в итоге ведет, во-первых, к осознанности и, во-вторых, определяет вектор приложения усилий. А в конечном счете делит мир на тех, кто делает то, что любит, делает это хорошо и за хорошие деньги; и на тех, кто «страдает, но плетется», тех, что ходит на нелюбимую работу, делает ее плохо и, естественно, мало получает.
/* Здесь может быть несколько абзацев (или статей) про причины, кроющиеся в убеждениях о самом себе, о своих возможностях, о мире и о разрешениях. Но опустим или развернем в другой раз. */
Если говорить в целом, то это ядро, на котором строится «призвание» и это то, что так или иначе в человеке будет проявляться, либо конструктивно, либо деструктивно. Это либо будет везде выступать источником дополнительной «энергии», либо будет пытаться проявить себя и ломать то, что есть, потому что не получает иного выхода. То есть это может проявляться, как «энергия», которая движет нас к тому, что мы хотим, в противном случае — будет выталкивать нас из того, что мы не хотим.
Итак. Исходная точка: Что я могу производить много и легко?
1.1 — Знаю что
1.2 — Не знаю что
Сначала пункт 1.2. «Не знаю, что могу производить»
Если не известно что, или кажется, что я ничего не могу производить. Надо сказать, я почти уверен, что каждый человек к 20 годам, плюс-минус, имеет какую-то выраженную черту, а может и не одну. Имеется в виду некая деятельность, которая связана со своего рода состоянием вовлеченности, погруженности и концентрации внимания. Джон Гриндер и Джудит Делозье в книге «Черепахи до самого низа» называют это «демоническим состоянием», ну или это может быть еще не в полной мере сформировано, но со стороны видно.
Если все-таки такой черты нет или не видно. То вероятнее всего проблема:
«дефицит активности и опыта взаимодействия с разными людьми/объектами/ситуациями в разных контекстах».
Решение: (Как ни странно) Восполнить этот дефицит. Начать пробовать разную деятельность, изучить новые сферы, получить новую информацию. Особенно внимания заслуживает то, что менее всего известно или близко. Стоит попробовать посмотреть на это самым непредвзятым и открытым взглядом. И так пробовать до тех пор, пока закономерная черта не проявится.
Примечание: Это не значит «бросить все и искать вдохновение». Это про то, чтобы взять все свое свободное время, вытряхнуть из него все г**но — инстаграмы, вк, тупые сериалы, общение с глупыми людьми, плевание в потолок, игры в приставку и еще тысячу таймкиллеров.
Инвестируйте время в решение актуальной задачи. Тогда будете иметь дивиденды в виде удовольствия от жизни.
Пункт 1.1. «Знаю, что могу производить»
Тут снова развилка.
1.1.А — То, что могу — востребовано
1.1.Б — То, что могу — не востребовано (Увы, мир безжалостен)
Я к 20 годам явно заметил у себя закономерную черту, что я выслушиваю людей, вижу суть ситуации и могу дать какой-то ответ, который реорганизует исходную ситуацию и ситуация становится лучше.
К слову, я учился в военном ВУЗе, это никак не было связано с моей текущей деятельностью.
Предпосылки всего этого зародились намного раньше. Еще в 14 лет я сказал, что мне не интересна классическая и художественная литература (сейчас скажу, что не вся, но я всей и не знал тогда), потому что по сути описанные там ситуации не дают мне ничего полезного и ничего не меняют, это просто описание ситуаций и чаще всего описание чувств по этому поводу. Я хотел «больше смысла». И нашел такие книги сначала у Карлоса Кастанеды, потом в работах Ницше, Шопенгауэра и понеслось…
В итоге эта черта проявлялась во всем, что я делал и ее коротко можно описать как видение и визуализацию структуры + видение паттернов/закономерностей.
Пункт 1.1.А. «Знаю, что могу производить и это востребовано»
На самом деле тут тоже есть вилка, но скажу проще. Довольно нечасто бывает так, что у тебя есть ярко выраженная черта и она в чистом виде востребована. Но такое бывает.
Например, есть яркая черта делать красивый маникюр, как-то виртуозно и с большим удовольствием. Востребовано в чистом виде.
Чаще бывает так, что выраженная черта косвенно относится к той или иной деятельности.
Например, как думаете, что общего между ремонтом электродвигателей, психологическим консультированием и программированием?
Правильного ответа нет, но для себя я обнаружил, что когда я занимался каждым из этих видов деятельности, я в основе использовал одну и ту же черту. Умение абстрагироваться от непосредственного содержания, видеть структуру/паттерны и реорганизовывать ее/их таким образом, чтобы результат, производимый структурой, был лучше по большему количеству критериев.
Конечно, у этой черты в разных сферах разная обертка. И возвращаясь к теме, одна и та же черта, обернутая по разному, может относиться в одном случае к пункту 1.1.А (востребовано) и к пункту 1.1.Б (не востребовано).
Примечание: Когда вы сформулируете для себя свою выраженную черту, не пугайтесь) Это иногда звучит странно и не понятно, куда это и зачем. Это нормально. Напомню, что во многом дело в обертке. Но очень важно, что у вас «под оберткой» — то, что вы любите и что приносит вам удовольствие или «кучка негативных эмоций и убеждений».
Так вот. Если вы в той точке, когда вы нащупали в себе то, что вас зажигает и дает «энергию», то вы уже на верном пути. Наверное, пожелание только такое: «Ни Сы. Включай фантазию… проявляй себя еще больше… воспринимай происходящее, как игру… чаще закрывай глаза и представляй, что большего из этого может быть, представь, что нет никаких препятствий… двигайся увереннее и смелее…».
Плюс никогда не будет лишним что-то с чем-то смешать.
Очень многие успешные проекты/продукты образовались на стыке двух и более сфер, либо при помещении чего-то из одного контекста в другой. Беспилотные такси, 3D-принтеры, магазины самообслуживания, каршеринг, таймкафе, калиграфутуризм Покраса Лампаса, инстапринтеры, электросамокаты, серфинг на искусственной волне, роботизированная хирургия… Блин, да столько всего… И все это делают не кто-то с других планет, а такие же люди как вы и я.
Начинайте с малого, стремитесь к великому!
Книжки которые могут быть интересны для философии: Р. Дилтс и С. Гиллиген — «Путешествие героя»; В. Демчог — «Мифология многоликости»; Р. Гандапас — «Полная Ж».
Плюс, наверное, не помешает почитать что-то про маркетинг и про инструменты для бизнеса. Но тут уже кому как… Хотя все равно нужно продвигать себя или свои услуги, какими бы они ни были. Так что смело читайте Игоря Манна и слушайте Бизнес Молодость в свободное время.
Пункт 1.1.Б «Знаю, что могу, но это не востребовано»
Это более частое положение вещей. Но не потому что так много невостребованного, чаще вопрос относится к личным убеждениям. Например, у меня есть знакомый, он занимается программированием, которое не любит, и будем честны, оно у него не очень хорошо получается. Но при этом он в свое удовольствие хорошо рисует. И он убежден, что, цитирую, «да кому это нужно», это он про свои рисунки.
Человек заведомо убежден, что художественные навыки (не обернутые на текущий момент в какую-либо упаковку) коммерчески неперспективны. Из этого следует, что он не предпримет шагов к развитию навыка, так как не верит в него. Даже при том, что это доставляет ему удовольствие в отличие от того, чем он занимается сейчас. Это приводит к следующему негативному убеждению: «то, что приносит деньги, не доставляет удовольствие». А должно быть наоборот.
Возможные проблемы этой точки и возможные решения соответственно:
Что касается понимания «философии обертки», то мне поздновато попалась книжка, в которой очень много полезного для этого положения вещей. Дэвид Ньюман «Бери и делай! 77 максимально полезных инструментов маркетинга». Выравнивает картину мира.
Подробнее на данном этапе и в этой статье не скажу.
Во-вторых это чтение полезных (!) книг. Привожу список тех, которые я читал и которые считаю очень полезными в данном контексте.
Ричард Бендер — «Беседы» (не все, но есть интересные главы); Р. Бендер, Дж. Гриндер — «Структура магии»; Кен Уилбер — «Теория Всего», «Краткая история всего»; Тимур Гагин — «Пластилин мира»; Питер Макнаб — «Интегральное общение».
Пункт 2. «Перерасти новичка»
Как известно, «Practice makes perfect».
Когда ты знаешь, что из тебя естественным образом генерится, и это востребовано, может возникнуть ситуация, что таких как ты много. Пресловутая конкуренция. Это важный момент, который при поверхностном рассмотрении порождает одно неадекватное предположение: «таких как я полно, кому я нужен». Это верно только отчасти. Такое положение вещей относится только к начальному уровню владения тем или иным навыком. Другими словами, больше всего конкуренции из-за большого количества новичков и (грустная история) тех, кто давно занимается «не своим делом». Другими словами, это не в полной мере конкуренция, так как 50% конкурентов это те, кто только начинает и те, кто давно выдавливают из себя то, что у них не очень хорошо идет и у них низкое качество результатов, так как низкий уровень заинтересованности и мотивации, и как следствие низкий уровень финансовых результатов, и как следствие снова мотивации.
По сути половине из них нужно пойти на пункт 1 и начать сначала. Потому что они не смогут пройти пункт 2 именно потому, что у них нет самого основного — огромного источника интереса и вовлеченности, который является следствием того, что ты занимаешься тем, что (условно) само из тебя исходит. Другими словами, ответ на вопрос: «Что я могу производить много и легко» — это то, к чему у тебя есть базовый интерес и привязанность. Вполне можно назвать это «предназначением», «миссией» или «призванием». Уточняя тот момент, что «призвание» на самом деле это не какая-то конкретная деятельность, а та черта, благодаря которой та или иная деятельность получается хорошо, (условно) легко и с удовольствием.
Истории ради должен сказать, что я свою эту черту осознанно применил сначала в психологии, потом в продажах, потом в SEO, и только сейчас в разработке. И я трижды возвращался по сути к пункту 1.1.Б к проблеме неподходящей обертки. И надо сказать в каждой из этих видов деятельности мой навык давал свои неплохие результаты, но они были разные финансово и разные в плане удовольствия.
Так вот. Откинув убеждение о конкуренции, нужно проверить есть ли еще убеждения которые мешают легко и с удовольствием совершенствоваться?
Да и вообще стоит взять за привычку проводить эдакий «Check back»:
«В какой точке я нахожусь?»
«Двигаюсь ли я туда куда хочу?»
«Что мне мешает двигаться?»
«Что мне нужно чтобы двигаться дальше?»
«Что мне нужно сделать, чтобы появилось то, что мне нужно, чтобы двигаться дальше?»
Мешать может и страх/незнание что именно делать дальше. Мешать может неуверенность в собственных силах. Много всего может быть. Но суть не меняется. Надо поднять свой левел.
Если самим не очень понятно что надо улучшать, то вполне можно найти коллег которые получают больше и сравнить знания. Либо пройтись по эйчарам с вопросом: «Хочу зарабатывать столько-то, что мне для этого нужно».
Ну, а дальше собственно само совершенствование и оттачивание навыков. Чем ты компетентнее, тем больше ты можешь, тем больше твое влияние, тем больше ты нужен, тем больше ты получаешь прибыли, тем больше ты можешь, тем больше твое влияние… ну вы поняли.
Помимо этого есть еще один момент.
Пункт 2.1. Общие черты «не-новичка»
Суть в том, что в разных сферах требуются разные профессиональные навыки и об этом я сказать не могу. Но есть то, что в любой перспективной сфере будет положительным для специалиста, который хочет повысить свой «ранг».
Могу что-то упустить, но плюс-минус список такой:
В качестве расширения навыков вполне себе хорошо изучение серверных языков — NodeJS, PHP, Python, знание устройства баз данных и потыкать, например, MySQL/MongoDB, умение работать из консоли, Bash, устройство сетей, написание ботов/парсеров….и много другого.
Я пытаюсь обратить внимание на то, что в принципе, зная основное, я могу называть себя фронтенд-разработчиком. И это не оспаривается. Но только база никак не выделяет меня и, что самое главное, не углубляет мои знания, не расширяет мое видение и интуицию.
Можно писать и дальше про масштабирование, автоматизацию, лидерство мнения, наставничество и клонирование лидеров, но думаю, как только ты доходишь до «второй базы» (как двусмысленно шутят в американских комедиях), все дальше уже идет «как по маслу».
По мотивам юмора Владимира Маркони, «Ну все, теперь те, кто читал эту статью, вы точно станете круче остальных, кто читал эту статью. Можете переводить деньги мне на электронный кошелек…». А вообще, надеюсь, кому-нибудь эти мысли будут полезны.