Я музыкант что делать первые шаги в музыкальной индустрии
Я музыкант что делать первые шаги в музыкальной индустрии
ИМИ запись закреплена
Мы подготовили масштабный спецпроект — инструкцию «Я музыкант. Что делать? Первые шаги в музыкальной индустрии». Она адресована всем, кто хочет выступать, записываться, продвигать свою музыку в соцсетях и разобраться в том, как артистам могут помочь лейблы и дистрибьюторы.
Из четырех глав инструкции вы узнаете, как самостоятельно организовать клубный концерт, вести и оформлять соцсети, размещать музыку в стриминговых сервисах, а также сможете получить базовые знания в сфере авторского права.
Авторы глав и рецензенты — признанные профессиональным сообществом эксперты с многолетним опытом, которые работали в клубах, компаниях-дистрибьюторах, на рекорд-лейблах, вели PR- и SMM-кампании концертов и фестивалей, а также занимались менеджментом артистов.
Благодарим компанию Harman за поддержку проекта. Обратите внимание на главу в инструкции про оборудование для начинающих музыкантов.
Составитель: Илья Зинин (редактор «ИМИ.Журнала»)
Редактор: Лев Ганкин (музыкальный журналист, ведущий программы «Хождение по звукам» на радио «Серебряный дождь» и подкастов Arzamas)
Тексты: Антон Выборнов (глава отдела маркетинга лейбла Respect Production), Алексей Галяткин (советник по юридическим вопросам Universal Music Group), Кирилл Марковский (юрист ГБУК г. Москвы «Московский продюсерский центр»), Илья Зинин
Рецензенты: Александр Горбачев (сценарист креативной студии Lorem Ipsum, редакционный советник ИМИ, музыкальный журналист), Ксения Карло (арт-менеджер клуба Powerhouse Moscow), Алексей Аляев (генеральный директор лейбла Soyuz Music), Андрей Бегтин (специалист отдела маркетинга музыкальной компании ONErpm), Максим Динкевич (шеф-редактор «ИМИ.Журнала»).
«Хочу музыки, а вот этого всего не хочу»: как начать работать в музыкальной индустрии
Как правило, естественное желание «сделать пирсинг и играть рок» возникает у подростков. Но зачастую, бывают ситуации, когда взрослые и состоявшиеся люди приходят к выводу о том, что работа в офисе — это не для них.
На работе что-то не складывается или не приносит удовольствия, «белые воротнички» задумываются о романтике концертных туров или о смене рутинного ритма клавиш на вращение пластинок, а кто-то видит себя в студии у микрофона. Менять свою жизнь никогда не поздно, но некоторые нюансы лучше знать заранее, чтобы быть готовыми ко всему.
Мы решили начать цикл материалов по этой теме с рассказа о том, как устроиться на радио.
Демка (демо, демо-запись) — самый важный и самый первый этап, с которого нужно начинать готовиться к новой работе. Демка — это визитная карточка, не менее важная, чем резюме: это 30-секундный пробный выход в эфир, который даёт возможность будущему начальству оценить вашу речь, голос и способности. Абсолютно все описания вакансий на позиции радиоведущих содержат строчку «резюме без демо не рассматриваем».
Нет необходимости отправлять часовую запись программы, которую вы вели на школьном радио или диктофонную запись с вашим чтением Есенина.
1. Запишите хорошую демку
Самый правильный вариант — посетить любую звукозаписывающую студию и объяснить звукорежиссёру, что вам нужна 30-секундная демо-запись для радио. С собой можно взять готовый текст, чтобы всё получилось идеально. В тексте — должен быть ваш «выход в эфир». Если работодателя всё устроит, он сможет более внимательно ознакомиться со способностями соискателя уже на своей аппаратуре.
Не нужно тривиальных рассказов о хорошей погоде за окном или «самой лучшей музыке на волнах нашей станции».
Многие диджеи так делают, но лучше за полминуты рассказать, что далее в эфире такая-то композиция, которая, между прочим, в таком-то году заняла первое место в индонезийском чарте, а сегодня «рвёт» хит-парады Китая.
Подойдёт любая интересная и короткая история. Важно понимать, что вы готовите маленький спектакаль одного актёра. Фоном на вашей речи будет играть музыка. Это — так называемая «подложка». Сейчас чаще всего в качестве «подложки» используется вступление к песне (здесь мы рассказывали об этом подробнее).
2. К каждому собеседованию надо готовиться
Этот, казалось бы, очевидный совет часто игнорируют новички. Есть мнение, что если при устройстве на радио вызвали на собеседование, то вас точно возьмут на работу. Это действительно так: если вами заинтересовались, то большая часть отбора позади, но очень важно на этапе собеседования закрепить результат.
Если вы метите на позицию ведущего новостей, покажите, что ориентируйтесь в повестке: выучите ключевых ньюсмейкеров, имена самых важных политических деятелей и ознакомьтесь с тем, как подаёт новости радиостанция, на которую вы устраиваетесь. На собеседовании, как правило, первым вопросом будет такой: «Какие, на ваш взгляд, самые важные новости этой недели» — сразу называйте то, что есть в повестке дня и обоснуйте, почему считаете именно эти новости важными. Мнение может не совпадать с мнением руководства, но уверенная «защита» своей точки зрения будет даже плюсом.
Если вы хотели бы стать ведущим эфира, определённо учите плейлист станции, горячие хиты, которые ротирует ваше будущее руководство. Желательно запомнить, как располагаются песни в хит-параде станции. И самое главное — сносный английский, чтобы названия песен в эфире звучали правильно, потому что если Jamiroquai внезапно становится «йамирокиаем» — это провал.
3. «Знай, куда идешь»
Как и при любом собеседовании, хорошенько изучите будущее место работы: на радио работают тщеславные люди, и они с гораздо большим удовольствием сработаются с тем человеком, которому нравится то, что они делают.
Фото Alan Levine PD
4. «Учить» будут все
Когда вас примут на работу, будьте готовы к постоянному обучению. В работе каждой радиостанции есть миллион нюансов, которые надо очень быстро запомнить.
Самый ценный сотрудник — тот, кто быстро вникает. В сфере радиовещания это важно вдвойне. «Медленных» людей могут запросто убрать и тут же заменить новыми.
«Учить» будут старшие коллеги, редакторы, менеджеры по рекламе, даже офис-менеджеры и бухгалтеры. Внутренний распорядок, эфирные тонкости, корпоративный кодекс — всё это обрушивается на нового сотрудника. На этом этапе важно внимательно всех слушать и не огрызаться, даже если вы «все уже знаете».
На радио часто можно встретить нарциссов и снобов, которые, при обучении могут смотреть слегка свысока: например сказать, что «такой выход в эфир я делал лет пятнадцать назад, когда только начинал работать».
Конечно, это обидно, но ругаться с коллегами не стоит. На радио коллеги — это семья, от них зависит и ваш отпуск, и ваши отгулы, и ваше свободное время.
На радио не бывает так, что в «офисе» никого нет. Если вам нужен выходной, то в эфире вас должен заменить ваш коллега, которого придётся об этом просить.
Впитывайте новое, быстро обучайтесь и не конфликтуйте — тогда работа пойдёт.
5. «Ставить свою» музыку не получится
Если вы идёте на радиостанцию с мыслью о том, как вы «сейчас научите этих доходяг рок-н-ролл любить», забудьте.
Есть плейлист, есть формат, есть программный директор (ранее мы как раз писали о том, как формируют плейлисты на радио). Шаг вправо или шаг влево от плейлиста — это попытка саботажа эфира, штраф или увольнение.
В редких случаях, когда у сотрудника есть имя и отменный музыкальный вкус, ему дают музыкальный карт-бланш в рамках формата, но и спрос с него будет двойной.
6. Самосовершенствоваться придётся всегда
Это значит, что даже спустя 20 лет работы надо:
7. Бонусный совет
Ходите на корпоративы своей радиостанции. Во-первых, это лучший способ подружиться с коллегами. Во-вторых, работники радиостанций вне эфира всегда «творят рок-н-ролл».
В-третьих, никогда не знаешь, чем кончится такой корпоратив. Стартовать он может в восемь вечера во дворике радиостанции, а закончиться в шесть утра в караоке в Химках.
P.S. Чем еще мы делились с вами на GT на этой неделе:
«Я музыкант. Что делать?». Инструкция о первых шагах в музыкальной индустрии
Институт музыкальных инициатив (ИМИ) подготовил большое и подробное руководство для молодых артистов. Как организовать концерт, чем отличается продвижение в разных социальных сетях, какой процент с продажи билетов берут клубы и зачем нужны лейблы, когда свое творчество можно продавать через стриминговые сервисы? Об этом рассказали профессионалы музыкальной индустрии.
Организация клубного концерта
Инструкция разделена на четыре главы. В первой рассказывается о том, зачем музыкантам промопакет и райдер, как выбрать концертную площадку и как организовать информационную поддержку выступления.
Промопакет — это портфолио музыканта, его лицо. В нем обязательно должен быть пресс-релиз — документ с основной информацией о проекте. Материалы из него будут использовать паблики, которым вы будет предлагать свое творчество, СМИ и организаторы концертов. Составлен он должен быть так, чтобы сторонний читатель понял, о чем ваш проект. Так, например, выглядел самый первый пресс-релиз группы «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки». «Невыстроенный и наивный, этот текст тем не менее привлекал внимание к группе».
Понадобятся также фото, демо-записи песен и видео концертов. Фотографии должны быть профессиональными и разных форматов. Для афиш, например, больше подходят вертикальные фото, а для постов в соцсетях — горизонтальные. Демо, если у вас еще нет релизов, — ваша визитная карточка, которая поможет добиться организации первых выступлений. Вот, например, демо-запись инди-музыканта Сергея Сироткина пятилетней давности. ИМИ рекомендует записать хотя бы три трека — сделать это можно, например, на репетиционных точках, где есть услуга поканальной записи репетиции. Не менее важны и видео выступлений: по ним организаторы понимают, насколько хорошо артисты звучат и выглядят живьем.
Площадку нужно выбирать подходящего формата и вместимости. Изучите расписание клуба: если в нем играют близкие вам по духу команды, это хороший знак. За площадкой скорее всего следит ваша потенциальная аудитория, или как минимум руководство клуба лояльно к подобной музыке. Чем больше клуб, тем важнее для организаторов роль билетной выручки.
Обязательно прописывайте в райдере все детали. Частая ситуация: музыканты предполагают, что на площадке будет сольный барабан и приезжают без него. Поскольку чаще барабанщики используют собственный «сольник», может оказаться, что в клубе этого барабана не будет — выступление окажется под угрозой срыва.
Продвижение артиста в социальных сетях
Важная составляющая музыкальной карьеры — продвижение творчества. Этому аспекту посвящена вторая глава инструкции. Эксперты ИМИ рассказывают, например, чем реклама во «ВКонтакте» отличается от промоутинга в Facebook, Instagram и YouTube. «ВКонтакте» — самая популярная для продвижения музыки социальная сеть в России, так что владеть ее рекламным кабинетом — необходимость для музыкантов, занимающихся промоушном самостоятельно. Артистам, нацеленным на Запад, стоит больше сосредоточиться на фейсбуке. Инстаграм лучше подойдет артистам с ярким визуальным стилем или интересным lifestyle-блогом. А YouTube рассчитан на тех, кто готов выкладывать видеоконтент на регулярной основе: нишевая музыка сама по себе не попадет в тренды платформы, поэтому придется вкладываться в продвижение.
Основные положения авторского права
Третья часть рассказывает о юридической стороне музыкальной жизни. Кто такие автор и соавторы, что такое исключительное право и что означает его передача? Что такое смежные права и лицензионный договор? Как доказать наличие у вас авторских прав и что делать, если ваши права нарушили?
Дистрибуция музыки: стриминги, лейблы и агрегаторы
В последней части профессионалы индустрии рассказывают о том, как распространять свою музыку в сети и отвечают на важнейший для независимых музыкантов вопрос: стоит ли идти на лейбл?
В эпоху, когда кто угодно может сам продавать свою музыку через стриминговые сервисы, изменилась роль лейблов. Как и раньше, они выступают в качестве фильтра — выделяют из моря артистов тех, в чей успех верят. Однако сегодня артистам вовсе необязательно подписывать с лейблом контракт на пять альбомов. Лейблы не вмешиваются в творчество, но могут помогать продвигать музыку на стримингах, организовывать концерты и интервью, заниматься промо и маркетингом релизов. Подробнее об этом можно почитать в главе «Что рекорд-лейбл может дать артисту сегодня».
Все самое интересное в пределах вашей ленты — на страницах «Цеха» в Facebook и Instagram
Как начинающему артисту продвигать свою музыку: интервью с менеджером Pompeya и Loc-Dog
О чем необходимо позаботиться музыкантам до того, как выходить на цифровые площадки? Что такое цепочка документов и почему она важна? Что выбрать — лейбл, управляющую компанию или агрегатор? Зачем музыканту команда? Помогают ли шоукейсы молодым артистам? Как правильно организовать первый тур?
Мы посмотрели крайне полезное интервью с менеджером Pompeya и Loc-Dog Гарри Гореловым, в котором есть ответы на все эти вопросы. Основные тезисы — ниже, но мы рекомендуем изучить видео целиком.
Также много важных советов для тех, кто делает первые шаги в музыкальной индустрии, — в нашей инструкции.
С чего начать
Перед тем как выходить на цифровые площадки, Гарри рекомендует заключить договор между всеми участниками группы или соавторами. Все нюансы он советует обговорить с юристом. Следует обращаться именно к специалистам по авторскому праву.
Об отчетности от площадки
Важно иметь доступ к личному кабинету, чтобы отслеживать аналитику прослушиваний и понимать, в верном ли направлении вы двигаетесь.
О значении менеджмента
Самое сложное и ценное для артиста — найти команду. Людей, которые качественно занимаются продвижением музыкантов, в России очень мало. По мнению Гарри, в стране нет института музыкального менеджмента. Гарри рекомендует обращать внимание на тех, с кем вы уже общаетесь: вероятно, они могут станут теми, кто начнет с вами работать.
О стримингах
Стриминговые сервисы, как правило, не дают промо совсем начинающим артистам. Площадки не хотят тратить свои ресурсы на музыкантов, которые записали одну песню и после этого завершили карьеру. Как правило, площадки берут музыку артистов в плейлисты только после третьего выпущенного трека.
По мнению Гарри, баннеры на площадках не помогают в генерации стримов, но, безусловно, важны для артиста и его команды как символ признания.
О продвижении
Лучше всего для продвижения по-прежнему работает сарафанное радио. Поэтому артисту нужно много тусоваться и предлагать всем свою музыку.
О планировании
У артиста должен быть план на три месяца, полгода и год. В это плане нужно прописать даты выхода релизов и клипов, а также обозначить даты концертов и туров.
Важно нарисовать дорожную карту. Если ничего не получается, значит, вы делаете что-то не то, либо то, что вы делаете, обречено на провал.
О шоукейсах
К шоукейсам следует готовиться. Гарри рекомендует еще до начала события договариваться с нужными экспертами, чтобы они пришли посмотреть ваше выступление. Обычно специалистам нужно всего пять минут, чтобы оценить потенциал.
Другие советы по успешному выступлению на шоукейсах — тут.
О турах
Гарри не видит смысла делать длинные туры: они очень выматывают и отнимают много времени.
По мнению Гарри, если артист собрал в Москве 100 человек, вряд ли он соберет больше 20 зрителей в другом городе.
О том, как организовать тур, читайте в нашей инструкции.
О трендах
Сейчас есть тренд на упрощение и укорачивание всего. Эпоха альбомов заканчивается. Делать хайповые треки для денег и не оставлять музыкальное наследие — нормально.
Смотреть первую часть интервью
Смотреть вторую часть интервью
Я музыкант что делать первые шаги в музыкальной индустрии
Я музыкант. Что делать? Первые шаги в музыкальной индустрии. Инструкция
Институт музыкальных инициатив (ИМИ) – независимая некоммерческая организация, развивающая музыкальную индустрию в России. Мы работаем как с профессионалами индустрии, так с молодыми музыкантами, которые стремятся ими стать.
Среди проектов ИМИ для начинающих музыкантов:
● Еженедельные вебинары от ключевых экспертов в индустрии на нашем ютьюб-канале.
● Возможность найти работу или партнера по проекту в разделах «Вакансии» и «Специалисты».
● Узнать больше о том, как работать и добиваться успеха в индустрии благодаря отобранным сайтам, книгам, телеграм- и ютьюб-каналам, в разделе «Источники».
Обо всем этом можно узнать на нашем сайте, в паблике «ВК» или телеграм-канале!
Мы подготовили инструкцию, которая поможет сделать первые шаги в музыкальной индустрии. Наше пособие адресовано молодым музыкантам и менеджерам – тем, чьи проекты только начинают выступать, записываться и продвигать свою музыку.
Мы убеждены, что сейчас любой музыкант на начальном этапе может развивать свой проект самостоятельно: в эпоху стримингов и социальных сетей появилось много удобных и доступных инструментов для организации концертов, продвижения и дистрибуции музыки.
Сегодня вы можете сами вести аккаунты группы в соцсетях и запускать рекламные кампании, а также загружать треки на цифровые площадки и продвигать свои записи.
Безусловно, все это потребует значительных усилий, но именно первые правильно сделанные шаги могут стать фундаментом будущей карьеры в музыкальной индустрии.
В нашей инструкции профессионалы делятся знаниями и ноу-хау, дают советы по организации концерта и тура, проведению pr- и smm-кампаний, а также рассказывают о том, как взаимодействовать с лейблами и дистрибьюторами.
Авторы и рецензенты инструкции организовали множество концертов и фестивалей, занимались менеджментом музыкантов, выпускали и продвигали альбомы, а также оказывали артистам юридическую поддержку. Наши эксперты сотрудничают как со звездами, так и с новичками.
Важная часть инструкции «Я музыкант. Что делать?» – ликбез по авторскому праву. Как показывает наш опыт, молодые артисты часто не думают о юридических аспектах работы с музыкой, из‐за чего порой оказываются в сложных ситуациях – например, теряют права на собственные треки. Мы призываем думать о правовых вопросах заранее, чтобы избежать возможных судов, сохранить свободу творчества и права на ваши песни.
Верим, что наши советы помогут вам найти и завоевать первую аудиторию.
Актуальную версию нашего проекта вы всегда можете найти на сайте ИМИ в разделе «Инструкция».
Организация клубного концерта
Выступления – это первые шаги в музыкальной индустрии для абсолютного большинства музыкантов. Вы можете начать давать концерты, даже не имея официальных релизов. Именно на клубных выступлениях музыканты учатся взаимодействовать между собой, понимают, как вести себя на сцене и удерживать внимание аудитории. Благодаря концертам артисты получают и первые навыки работы в музыкальной индустрии, занимаясь менеджментом, продвижением и коммуникацией с концертными отделами клубов. Именно поэтому начать нашу инструкцию мы решили с подробного гида по организации клубного концерта.
Шаг 1. Подготовка промопакета
Из чего состоит промопакет
Первое, что вам потребуется для проведения любого выступления, – подготовить ряд промоматериалов, своеобразное портфолио артиста. Оно пригодится вам как на стадии переговоров с клубом, так и на всех дальнейших этапах продвижения: эти материалы будут использоваться в ваших социальных сетях и в публикациях в СМИ.
Промопакет состоит из:
• демозаписей или ссылок на лучшие треки ваших официальных релизов.
Помните, что арт-директорам клубов приходит очень много писем с предложениями о концертах. Наличие у музыканта промопакета – дополнительный аргумент в пользу того, чтобы он обратил внимание на ваше письмо.
Как подготовить пресс-релиз
Пресс-релиз – текст с базовой информацией о проекте. В нем могут содержаться общие сведения, но он может быть и привязан к конкретному событию – выходу альбома, клипа или началу тура. Многие музыканты сегодня сконцентрированы на новых форматах интернет-продвижения и недооценивают важность пресс-релиза, считая подготовку текста о группе атавизмом. Но это совсем не так. Пресс-релиз понадобится для описания группы в соцсетях, материалы из него будут использоваться в анонсах концертов на сайтах клубов, а еще этот текст станет основным источником сведений о вашем проекте для журналистов.
При составлении пресс-релиза имеет смысл идти «от противного»: все время напоминать себе, чего в нем не должно быть и как он не должен выглядеть. Главная ошибка, которую совершают молодые музыканты, – попытка сделать все «как у больших». Начинающие артисты открывают страницу любимой группы в «Википедии» и пишут собственную биографию по образу и подобию звездной. Помните: подробности вашей жизни из разряда «Пошел после школы в армию, там начал играть на гитаре» в пресс-релизе не нужны. Читать длинный текст про малоизвестного артиста никто не станет.
Кроме того, доверия к тексту никогда не прибавляют штампы. Фразы вроде «Стильные гитары, харизматичный вокал и проникновенная лирика не оставят равнодушными ни единого зрителя» не сообщают о вас решительно ничего.
И наконец, не пишите тексты по принципу «Сам себя не похвалишь – никто не похвалит». Пресс-релиз, несомненно, рекламный материал, он должен подсвечивать все ваши сильные стороны. Но когда в анонсе концерта команды, выступающей в клубе на 50 человек, видишь фразы «Артист, которого ждали» и «Не пропустите главное музыкальное событие этого сезона», это вызывает лишь скепсис и не работает на привлечение публики. Напротив, если у вас есть реальные достижения (участие в крупных фестивалях, отзывы музыкальных критиков, высокая посещаемость концертов, большое количество подписчиков в социальных сетях), смело включайте их в текст.
Универсального рецепта хорошего пресс-релиза не существует. Текст может быть как экспрессивным по подаче, так и сухим, в формате новости в ленте информагентства. Он может занимать два абзаца, а может – целую страницу. Самое главное – пресс-релиз призван рассказывать именно о вашем проекте. Сторонний читатель должен хотя бы примерно понять из него, о какой музыке идет речь.
Далеко не все музыканты владеют навыками копирайтинга. В этом случае не стесняйтесь обращаться к профессионалам: наверняка в вашем окружении есть сотрудники рекламных агентств, журналисты или промоутеры, имеющие опыт написания пресс-релизов. За несколько тысяч рублей вы получите универсальный текст, который сможете использовать как на ваших, так и на сторонних ресурсах.