Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В жанровом и родовом отношении пьеса М. Горького является ……………, в основе которой лежит острый социальный ………., в ходе действия вырастающий в философский.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1−4, 5.1 или 5.2 (на выбор) и задание 6.
С а т и н. Люблю непонятные, редкие слова. Когда я был мальчишкой. служил на телеграфе. я много читал книг.
Б у б н о в. А ты был и телеграфистом?
С а т и н. Был. (Усмехаясь.) Есть очень хорошие книги. и множество любопытных слов. Я был образованным человеком. знаешь?
Б у б н о в. Слыхал. сто раз! Ну и был. эка важность. Я вот – скорняк был. своё заведение имел. Руки у меня были такие жёлтые – от краски: меха подкрашивал я, — такие, брат, руки были жёлтые — по локоть! Я уж думал, что до самой смерти не отмою. так с жёлтыми руками и помру. А теперь вот они, руки. просто грязные. да!
С а т и н. Ну и что же?
Б у б н о в. И больше ничего.
С а т и н. Ты это к чему?
Б у б н о в. Так. для соображения. Выходит — снаружи как себя ни раскрашивай, всё сотрётся. всё сотрётся, да!
С а т и н. А. кости у меня болят!
А к т е р (сидит, обняв руками колени). Образование — чепуха, главное — талант. Я знал артиста. он читал роли по складам, но мог играть героев так, что. театр трещал и шатался от восторга публики.
С а т и н. Бубнов, дай пятачок!
Б у б н о в. У меня всего две копейки.
А к т е р. Я говорю — талант, вот что нужно герою. А талант — это вера в себя, в свою силу.
К л е щ. Пошёл к чёрту! Много вас тут.
С а т и н. Чего ты ругаешься? Ведь у тебя нет ни гроша, я знаю.
А н н а. Андрей Митрич. Душно мне. трудно.
К л е щ. Что же я сделаю?
Б у б н о в. Дверь в сени отвори.
К л е щ. Ладно! Ты сидишь на нарах, а я — на полу. пусти меня на своё место, да и отворяй. а я и без того простужен.
Герои пьесы беседуют, обмениваясь репликами. Каким термином обозначается данная форма общения между персонажами?
Данная форма общения между персонажами называется диалогом|полилогом.
Ответ: диалог ИЛИ полилог.
Как называются авторские пояснения в тексте пьесы («Усмехаясь», «сидит, обняв руками колени»)?
Ремарка — авторское пояснение в пьесе.
Ответ: ремарки ИЛИ ремарка.
Установите соответствие между персонажами «На дне» и их высказываниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ
ВЫСКАЗЫВАНИЯ
1) «Всё люди на земле — лишние»
2) «Не всегда правдой душу вылечишь»
3) «Без имени — нет человека»
4) «Чело-век! Это — великолепно!»
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
А)Сатин — 4) «Чело-век! Это — великолепно!»
Б) Актер — 3) «Без имени — нет человека»
В)Бубнов — 1) «Всё люди на земле — лишние»
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Почему ночлежники, беседуя, не стремятся услышать друг друга?
5.2. В чём смысл спора, в который неявно вступают Бубнов, Сатин и Актер?
5.1. Все обитатели ночлежки — люди, по разным причинам оказавшиеся «на дне» жизни, но самое страшное то, что в ночлежке они теряют свой человеческий облик. Приведённый фрагмент это подтверждает. Каждый из героев пьесы М. Горького «На дне» сосредоточен только на своих проблемах и живёт в своём мирке. Все они находятся на самом «дне» жизни, практически потеряли интерес ко всему, что их окружает, потому что им не на что надеяться, не о чем мечтать. Они все одинаково несчастны, одинаково раздавлены, одинаково бесперспективны. Вот почему ночлежникам чуждо чувство жалости друг к другу. Вот почему, беседуя, каждый из них говорит о своём, даже не пытаясь вникнуть в смысл сказанного другим.
Установите соответствие между персонажами «На дне» и их высказываниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ
ВЫСКАЗЫВАНИЯ
1) «Всё люди на земле — лишние»
2) «Не всегда правдой душу вылечишь»
3) «Без имени — нет человека»
4) «Чело-век! Это — великолепно!»
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1−4, 5.1 или 5.2 (на выбор) и задание 6.
С а т и н. Люблю непонятные, редкие слова. Когда я был мальчишкой. служил на телеграфе. я много читал книг.
Б у б н о в. А ты был и телеграфистом?
С а т и н. Был. (Усмехаясь.) Есть очень хорошие книги. и множество любопытных слов. Я был образованным человеком. знаешь?
Б у б н о в. Слыхал. сто раз! Ну и был. эка важность. Я вот – скорняк был. своё заведение имел. Руки у меня были такие жёлтые – от краски: меха подкрашивал я, — такие, брат, руки были жёлтые — по локоть! Я уж думал, что до самой смерти не отмою. так с жёлтыми руками и помру. А теперь вот они, руки. просто грязные. да!
С а т и н. Ну и что же?
Б у б н о в. И больше ничего.
С а т и н. Ты это к чему?
Б у б н о в. Так. для соображения. Выходит — снаружи как себя ни раскрашивай, всё сотрётся. всё сотрётся, да!
С а т и н. А. кости у меня болят!
А к т е р (сидит, обняв руками колени). Образование — чепуха, главное — талант. Я знал артиста. он читал роли по складам, но мог играть героев так, что. театр трещал и шатался от восторга публики.
С а т и н. Бубнов, дай пятачок!
Б у б н о в. У меня всего две копейки.
А к т е р. Я говорю — талант, вот что нужно герою. А талант — это вера в себя, в свою силу.
К л е щ. Пошёл к чёрту! Много вас тут.
С а т и н. Чего ты ругаешься? Ведь у тебя нет ни гроша, я знаю.
А н н а. Андрей Митрич. Душно мне. трудно.
К л е щ. Что же я сделаю?
Б у б н о в. Дверь в сени отвори.
К л е щ. Ладно! Ты сидишь на нарах, а я — на полу. пусти меня на своё место, да и отворяй. а я и без того простужен.
Герои пьесы беседуют, обмениваясь репликами. Каким термином обозначается данная форма общения между персонажами?
Данная форма общения между персонажами называется диалогом|полилогом.
Ответ: диалог ИЛИ полилог.
Как называются авторские пояснения в тексте пьесы («Усмехаясь», «сидит, обняв руками колени»)?
Ремарка — авторское пояснение в пьесе.
Ответ: ремарки ИЛИ ремарка.
Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В жанровом и родовом отношении пьеса М. Горького является ……………, в основе которой лежит острый социальный ………., в ходе действия вырастающий в философский.
В жанровом и родовом отношении пьеса М. Горького является драмой, в основе которой лежит острый социальный конфликт, в ходе действия вырастающий в философский.
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Почему ночлежники, беседуя, не стремятся услышать друг друга?
5.2. В чём смысл спора, в который неявно вступают Бубнов, Сатин и Актер?
5.1. Все обитатели ночлежки — люди, по разным причинам оказавшиеся «на дне» жизни, но самое страшное то, что в ночлежке они теряют свой человеческий облик. Приведённый фрагмент это подтверждает. Каждый из героев пьесы М. Горького «На дне» сосредоточен только на своих проблемах и живёт в своём мирке. Все они находятся на самом «дне» жизни, практически потеряли интерес ко всему, что их окружает, потому что им не на что надеяться, не о чем мечтать. Они все одинаково несчастны, одинаково раздавлены, одинаково бесперспективны. Вот почему ночлежникам чуждо чувство жалости друг к другу. Вот почему, беседуя, каждый из них говорит о своём, даже не пытаясь вникнуть в смысл сказанного другим.
Как называются авторские пояснения в тексте пьесы («Усмехаясь», «сидит, обняв руками колени»)?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1−4, 5.1 или 5.2 (на выбор) и задание 6.
С а т и н. Люблю непонятные, редкие слова. Когда я был мальчишкой. служил на телеграфе. я много читал книг.
Б у б н о в. А ты был и телеграфистом?
С а т и н. Был. (Усмехаясь.) Есть очень хорошие книги. и множество любопытных слов. Я был образованным человеком. знаешь?
Б у б н о в. Слыхал. сто раз! Ну и был. эка важность. Я вот – скорняк был. своё заведение имел. Руки у меня были такие жёлтые – от краски: меха подкрашивал я, — такие, брат, руки были жёлтые — по локоть! Я уж думал, что до самой смерти не отмою. так с жёлтыми руками и помру. А теперь вот они, руки. просто грязные. да!
С а т и н. Ну и что же?
Б у б н о в. И больше ничего.
С а т и н. Ты это к чему?
Б у б н о в. Так. для соображения. Выходит — снаружи как себя ни раскрашивай, всё сотрётся. всё сотрётся, да!
С а т и н. А. кости у меня болят!
А к т е р (сидит, обняв руками колени). Образование — чепуха, главное — талант. Я знал артиста. он читал роли по складам, но мог играть героев так, что. театр трещал и шатался от восторга публики.
С а т и н. Бубнов, дай пятачок!
Б у б н о в. У меня всего две копейки.
А к т е р. Я говорю — талант, вот что нужно герою. А талант — это вера в себя, в свою силу.
К л е щ. Пошёл к чёрту! Много вас тут.
С а т и н. Чего ты ругаешься? Ведь у тебя нет ни гроша, я знаю.
А н н а. Андрей Митрич. Душно мне. трудно.
К л е щ. Что же я сделаю?
Б у б н о в. Дверь в сени отвори.
К л е щ. Ладно! Ты сидишь на нарах, а я — на полу. пусти меня на своё место, да и отворяй. а я и без того простужен.
Герои пьесы беседуют, обмениваясь репликами. Каким термином обозначается данная форма общения между персонажами?
Данная форма общения между персонажами называется диалогом|полилогом.
Ответ: диалог ИЛИ полилог.
Установите соответствие между персонажами «На дне» и их высказываниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ
ВЫСКАЗЫВАНИЯ
1) «Всё люди на земле — лишние»
2) «Не всегда правдой душу вылечишь»
3) «Без имени — нет человека»
4) «Чело-век! Это — великолепно!»
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
А)Сатин — 4) «Чело-век! Это — великолепно!»
Б) Актер — 3) «Без имени — нет человека»
В)Бубнов — 1) «Всё люди на земле — лишние»
Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В жанровом и родовом отношении пьеса М. Горького является ……………, в основе которой лежит острый социальный ………., в ходе действия вырастающий в философский.
В жанровом и родовом отношении пьеса М. Горького является драмой, в основе которой лежит острый социальный конфликт, в ходе действия вырастающий в философский.
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Почему ночлежники, беседуя, не стремятся услышать друг друга?
5.2. В чём смысл спора, в который неявно вступают Бубнов, Сатин и Актер?
5.1. Все обитатели ночлежки — люди, по разным причинам оказавшиеся «на дне» жизни, но самое страшное то, что в ночлежке они теряют свой человеческий облик. Приведённый фрагмент это подтверждает. Каждый из героев пьесы М. Горького «На дне» сосредоточен только на своих проблемах и живёт в своём мирке. Все они находятся на самом «дне» жизни, практически потеряли интерес ко всему, что их окружает, потому что им не на что надеяться, не о чем мечтать. Они все одинаково несчастны, одинаково раздавлены, одинаково бесперспективны. Вот почему ночлежникам чуждо чувство жалости друг к другу. Вот почему, беседуя, каждый из них говорит о своём, даже не пытаясь вникнуть в смысл сказанного другим.
Он по-разному подписывал свои произведения. Антином исходящий и Дон-Кихот, Нектои Пьеро, Иегудиил Хламидаи Самокритик Словотеков, Один из теперешних, А-а! Unicus…Но всему миру Алексей Максимович Пешков — таково было данное при рождении имя — известен как Максим Горький, или даже короче, М. Горький, Горький.
Многими признано, что настоящий писатель всю жизнь пишет одну книгу. Перу Горького принадлежат романы, пьесы, десятки повестей и рассказов, очерков, стихотворений, фельетонов, литературно-критических и публицистических статей. Он создал литературные портреты многих писателей и политических деятелей, оставил воспоминания о своем времени и его людях. Горький и в тысячах его писем.
Но эта грандиозная Книга Горького — не единственное, оставленное им человечеству. Максим Горький был не только писателем. Он был крупнейшим общественным деятелем, считавшим, что его время «включает в область поэзии совершенно новые темы» и, прежде всего, «борьбу коллективного организованного разума против стихийных сил природы и вообще против „стихийности“ воспитания не классового, а всемирного Человека Человечества, творца „второй природы“, создаваемой энергией его воли, разума, воображения». Горький и стал строителем (а очень часто и создателем) новых форм человеческих отношений, новых форм литературы. С его именем связаны сотни больших и малых начинаний, событий, дел, память о нем навсегда стала частью — светлой или подпаленной — отечественной истории.
Хорошо понимая, что «старый тип литературы и старые приемы изложения» исчерпаны, Горький оставался уверен: «Материал литератора — такой же человек, каков сам литератор». Лучшее подтверждение этому — его творческая практика, автобиографизм его творчества. Однако автобиографизм особого рода.
Хотя, читая Горького, мы узнаем о нем очень много как о человеке времени, нельзя забывать, что это было время великих иллюзий и великих мифов. Время, когда не только расчисливалось будущее, но и переписывалось прошлое. Время, когда пересочинялись биографии, когда белое становилось черным, а затем заливалось красным. Горький предсказывал: «Вероятно, лет эдак через пятьдесят, когда жизнь несколько остынет… людям конца XX столетия первая половина его покажется великолепной трагедией, эпосом пролетариата». Сегодня все, кто не слеп,осознали, что «эпос пролетариата» оказался самой страшной сказкой нашего века, а Горький — главным рассказчиком-хроникером этой сказки. Его без преувеличения горькая судьба с божественной ясностью показывает, что бывает с писателем, пренебрегающим главным литературным заветом: лирой пробуждать чувства добрые.
Горький, к сожалению, прославился другими афоризмами, порожденными мутацией его юношеского ницшеанства под воздействием коммунистических идей. Хотя и расплатился за измену идеалам литературного гуманизма. И своей жизнью почетного заключенного в 1930-е годы, и безвременной смертью, и посмертной судьбой. Объявленный главным большевицким писателем и удостоенный полного академического собрания сочинений, он в этом собрании до сих пор так и не воплотился: оно застыло на половине — слишком многое из написанного Горьким не влезало в клетку, сооруженную партийными идеологами для вроде бы прикормленного Буревестника Революции.Публицистика Горького и его письма так полностью и не изданы.
Но — парадокс! — в этом залог самоспасения Горького от забвения. Критические стрелы, полетевшие в его монумент с началом перестройки, стрелы, напоенные лечебным ядом и праведным гневом, сегодня иссякли. Литературный вождь низвергнут. Остался только писатель. Сделанное Горьким водружено на весы вечности. Мы начинаем читать его по-новому: и общеизвестные, нередко насильно-хрестоматийные вещи, и запрещенные советской цензурой. И соглашаемся с тем, что признавали и его недруги: писать он умел.
В этой книге собраны произведения Горького, которые, возможно, хоть и качаясь на этих весах вечности, все же в реку забвенья не канут.
Эта статья великого русского писателя впервые была напечатана в парижском еженедельнике «Иллюстрированная Россия» (1936. 4 июля. № 28), вскоре после кончины А.М. Пешкова (Горького). Печатается по изд.: Бунин И.А. Публицистика 1918–1953 годов. М., 1998. С. 410–416.
Начало той странной дружбы, что соединяла нас с Горьким, — странной потому, что чуть не два десятилетия считались мы с ним большими друзьями, а в действительности ими не были, — начало это относится к 1899 году. А конец — к 1917. Тут случилось нечто еще более странное: человек, с которым у меня за целых двадцать лет не было для вражды ни единого личного повода, оказался для меня врагом, долго вызывавшим во мне приступы ужаса, негодования. С течением времени чувства эти перегорели, он стал для меня как бы несуществующим. Но вот громкий, безразличный голос из радио:
— L’ecrivain Maxime Gorki est decede… Alexis Pechkoff, connu en litterature sous le nom Maxime Gorki, etait ne en 1868 a Nijni-Novgorod d’une famille de Cosaques… [1]
«Decede…» Очень сложные чувства.
В первый раз в жизни слышу о его казацком происхождении. Может быть, он и правда был казак? Я уже это писал: о нем, как это ни удивительно, до сих пор никто не имеет точного представления. Кто знает его биографию достоверную? Молва все еще твердит: «Босяк, поднялся со дна моря народного…» В словаре Брокгауза читаешь другое: «Горький-Пешков, Алексей Максимович. Родился в 1868 году, в среде вполне буржуазной: отец — управляющий большой пароходной конторой, мать — дочь богатого купца красильщика…» Дальнейшее основано только на автобиографии Горького… Был в мальчишеские годы поваренком на волжском пароходе, потом где-то садовником… торговал яблоками… Был письмоводителем у нижегородского адвоката Ланина; уйдя от него, «бродил по югу России»…
В 92-м году он напечатал в газете «Кавказ» свой первый очерк — «Макар Чудра». Через три года после того появился знаменитый «Челкаш». К этой поре и относятся мои первые сведения о нем. Я жил тогда в Малороссии, в Полтаве, и вот прошел по Полтаве слух: «Под Кобеляками поселился молодой писатель Горький. Фигура удивительно красочная. Ражий детина в широчайшей крылатке, в шляпе вот с этакими полями и с суковатой дубинкой в руке…» А познакомились мы весной 99-го года. Приезжаю в Крым, в Ялту, иду как-то по набережной и вижу: навстречу идет Чехов, а рядом с ним кто-то громко говорящий басом и все время высоко взмахивающий руками из крылатки. Здороваюсь с Чеховым, он говорит: «Познакомьтесь — Бунин — Горький». Знакомлюсь и убеждаюсь, что в Полтаве описывали его отчасти правильно: и крылатка, и вот этакая шляпа, в руках толстая палка. Под крылаткой ярко-желтая шелковая рубаха, подпоясанная толстым и длинным шелковым жгутом кремового цвета, вышитая разноцветными шелками по подолу и вороту. Только не детина и не ражий, а просто высокий и сутулый красно-рыжий мастеровой с зеленоватыми небольшими глазами, быстрыми и уклончивыми, с широкими ноздрями седловатого носа, веснушчатый, с желтыми моржовыми усами, которые он, покашливая, все поглаживает пальцами: немножко поплюет на них и погладит…
Чуть не в тот же день между нами возникло что-то вроде дружеского сближения, с его стороны несколько даже сентиментального, с каким-то застенчивым восхищением мною:
— Вы же последний писатель от дворянства, той культуры, которая дала миру Пушкина и Толстого!
В тот же день, как только Чехов взял извозчика и поехал к себе в Аутку, Горький позвал меня зайти к нему на Виноградную улицу, где он снимал у кого-то комнату, показал мне, морща нос, неловко улыбаясь счастливой, комически-глупой улыбкой, карточку своей жены с толстым, живоглазым ребенком на руках, потом кусок шелка голубенького цвета и сказал с этими гримасами:
Скончался писатель Максим Горький… Алексей Пешков, известный в литературе под именем Максим Горький, родился в 1868 году в Нижнем Новгороде в казацкой семье… ( фр.)
Михаил Иванов Костылев, 54 года, содержатель ночлежки.
Василиса Карповна, его жена, 26 лет.
Наташа, ее сестра, 20 лет.
Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет.
Васька Пепел, 28 лет.
Клещ, Андрей Митрич, слесарь, 40 лет.
Анна, его жена, 30 лет.
Настя, девица, 24 года.
Квашня, торговка пельменями, под 40 лет.
Бубнов, картузник, 45 лет.
Сатин, Актер— приблизительно одного возраста: лет под 40.
Лука, странник, 60 лет.
Алешка, сапожник, 20 лет.
Кривой Зоб, Татарин— крючники.
Несколько босяков без имен и речей.
Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителя и, сверху вниз, — из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату — нары Бубнова. В левом углу — большая русская печь, в левой, каменной, стене — дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены — широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам — нары. На переднем плане у левой стены — обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикрепленными к нему, и другой, пониже первого. На последнем — перед наковальней — сидит Клещ, примеряя ключи к старым замкам. У ног его — две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки. Посредине ночлежки — большой стол, две скамьи, табурет, все — некрашеное и грязное. За столом, у самовара, Квашня — хозяйничает, Барон жует черный хлеб и Настя, на табурете, читает, облокотясь на стол, растрепанную книжку. На постели, закрытая пологом, кашляет Анна. Бубнов, сидя на нарах, примеряет на болванке для шапок, зажатой в коленях, старые, распоротые брюки, соображая, как нужно кроить. Около него — изодранная картонка из-под шляпы — для козырьков, куски клеенки, тряпье. Сатин только что проснулся, лежит на нарах и — рычит. На печке, невидимый, возится и кашляет Актер.
Квашня. Не-ет, говорю, милый, с этим ты от меня поди прочь. Я, говорю, это испытала… и теперь уж — ни за сто печеных раков — под венец не пойду!
Бубнов(Сатину). Ты чего хрюкаешь?
Клещ. Врешь. Обвенчаешься с Абрамкой…
Барон(выхватив у Насти книжку, читает название). «Роковая любовь»… (Хохочет.)
Настя(протягивая руку). Дай… отдай! Ну… не балуй!
Барон смотрит на нее, помахивая книжкой в воздухе.
Квашня(Клещу). Козел ты рыжий! Туда же — врешь! Да как ты смеешь говорить мне такое дерзкое слово?
Барон(ударяя книгой по голове Настю). Дура ты, Настька…
Настя(отнимает книгу). Дай…
Клещ. Велика барыня. А с Абрамкой ты обвенчаешься… только того и ждешь…
Квашня. Конечно! Еще бы… как же! Ты вон заездил жену-то до полусмерти…
Клещ. Молчать, старая собака! Не твое это дело…
Квашня. А-а! Не терпишь правды!
Барон. Началось! Настька — ты где?
Настя(не поднимая головы). А. Уйди!
Анна(высовывая голову из-за полога). Начался день! Бога ради… не кричите… не ругайтесь вы!
Анна. Каждый божий день! Дайте хоть умереть спокойно.
Бубнов. Шум — смерти не помеха…
Квашня(подходя к Анне). И как ты, мать моя, с таким злыднем жила?
Анна. Оставь… отстань…
Квашня. Ну-ну! Эх ты… терпеливица. Что, не легче в груди-то?
Квашня. А ты — поешь. Горячее — мягчит. Я тебе в чашку отложу и оставлю… захочешь когда, и покушай! Идем, барин… (Клещу.)У, нечистый дух… (Уходит в кухню.)
Барон(тихонько толкает Настю в затылок). Брось… дуреха!
Настя(бормочет). Убирайся… я тебе не мешаю.
Барон, насвистывая, уходит за Квашней.
Сатин(приподнимаясь на нарах). Кто это бил меня вчера?
Бубнов. А тебе не все равно.
Сатин. Положим — так… А за что били?
Бубнов. В карты играл?
Бубнов. За это и били…
Актер(высовывая голову с печи). Однажды тебя совсем убьют… до смерти…
Сатин. А ты — болван.
Актер(помолчав). Не понимаю… почему — нельзя?
Клещ. А ты слезай с печи-то да убирай квартиру… чего нежишься?
Актер. Это дело не твое…
Клещ. А вот Василиса придет — она тебе покажет, чье дело…
Актер. К черту Василису! Сегодня баронова очередь убираться… Барон!
Барон(выходя из кухни). Мне некогда убираться… я на базар иду с Квашней.
Актер. Это меня не касается… иди хоть на каторгу… а пол мести твоя очередь… я за других не стану работать…
Барон. Ну, черт с тобой! Настёнка подметет… Эй, ты, роковая любовь! Очнись! (Отнимает книгу у Насти.)
Настя(вставая). Что тебе нужно? Дай сюда! Озорник! А еще — барин…
Барон(отдавая книгу). Настя! Подмети пол за меня — ладно?
Настя(уходя в кухню). Очень нужно… как же!
Квашня(в двери из кухни — Барону). А ты — иди! Уберутся без тебя… Актер! тебя просят, — ты и сделай… не переломишься, чай!
Актер. Ну… всегда я… не понимаю…
Барон(выносит из кухни на коромысле корзины. В них — корчаги, покрытые тряпками). Сегодня что-то тяжело…
Сатин. Стоило тебе родиться бароном…
Квашня(Актеру). Ты смотри же, — подмети! (Выходит в сени, пропустив вперед себя Барона.)
Актер(слезая с печи). Мне вредно дышать пылью. (С гордостью). Мой организм отравлен алкоголем… (Задумывается, сидя на нарах.)
Сатин. Организм… органон…
Анна. Андрей Митрич…
Анна. Там пельмени мне оставила Квашня… возьми, поешь.
Клещ(подходя к ней). А ты — не будешь?
Анна. Не хочу… На что мне есть? Ты — работник… тебе — надо…
Клещ. Боишься? Не бойся… может, еще…
Анна. Иди, кушай! Тяжело мне… видно, скоро уж…
Клещ(отходя). Ничего… может — встанешь… бывает! (Уходит в кухню.)
Актер(громко, как бы вдруг проснувшись). Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм — совершенно отравлен алкоголем…