Я думаю что могу я знаю что могу для портфолио
Портфолио моих учеников
Первый раз в пятый класс. При переходе от начальной школы к старшей, важной задачей для ребенка является сохранение самоуважения, создание ситуаций, которые дают детям возможность высказаться, сформулировать нравственные оценки поступков и характеров, осознать свои мотивы и побуждения, уметь формулировать оценочные суждения о себе, о том, как они представляют себя в сравнении с другими учащимися, своим идеалом ученика. Данная презентация расскажет об увлекательной школьной жизни пятиклассников.
Просмотр содержимого документа
«Портфолио моих учеников»
Портфолио учащихся 5 класса
МБОУ «Ореховская средняя школа»
Я ДУМАЮ, ЧТО Я МОГУ. Я ЗНАЮ, ЧТО Я МОГУ!
— уважать мнение других.
Памятка для пятиклассника
Первый раз в 5 класс 1 сентября – Единый урок «Моя малая Родина – мой Крым»
Конкурс знатоков русского языка
Решения даются непросто…
Классный час «Если пришла беда»
История развития гражданской обороны показала необходимость применения сил ГО для борьбы с последствиями стихийных бедствий
Учим правила движения как таблицу умножения
«Мойте руки перед едой»
День народного единства
Толерантность в нашей жизни
Передавая по кругу «свою руку» ребята пишут комплименты на пальчиках своих одноклассников
Воспитанию у подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать посвящены устные журналы, цикл бесед и практикумов
1.Экстремизм в молодежной среде.
4. Что такое толерантность?
5. Формула решения школьного конфликта.
6. Права и обязанности школьника.
7. Правовая ответственность подростка.
Конкурсная программа «А ну-ка, мальчики!»
Развитие гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях
Настоящий мужчина должен уметь все
Забота о «младшем брате»
Жюри подводит итоги
Конкурс работ «Крымская весна»
Подарки нашим мамам своими руками
Конкурсная развлекательная программа «А ну-ка, девочки!»
Это вам не в футбол играть…
С праздником весенним!
Акция «Гвоздики ветеранам»
Единый урок «Гордимся. Помним»
Уважительное отношение к героям Великой Отечественной войны, прошлому нашей Родины
Знакомимся с основными статьями Конституции Республики Крым
Портфолио ученика начальной школы
Портфолио ученика младших классов есть далеко не в каждой школе. Пока он вводится в рамках эксперимента. Но все идет к тому, что спустя всего несколько лет портфолио станет обязательным атрибутом ученика начальной школы.
1. С чего начать?
Составление портфолио, действительно, наиболее актуально в средней и основной школе. И вот вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме оно может быть представлено? Чем их заменить? Делать ли портфолио комплексным или ограничиться одной его частью? На все эти вопросы можно найти ответы, поразмыслив над тем, каковы основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе (я надеюсь!) является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.
— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии2, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел «ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ» должен стать основным и главным, раздел «Официальные документы» должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».
Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не «выдающиеся способности» (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивации (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.
4. Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Возможные вариант ы составления портфолио ученика начальной школы.
1 вариант
Примерная структура портфолио
Вариант 1. ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ЛИСТЫ
(для самостоятельного раскрашивания)
Портфолио учащегося начальной школы
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МОУ СОШ № 1 им. С.И. Гусева
г. Гусева Калининградской области
Мой портрет. Мое имя
Моя родословная
Что я люблю делать
Что я люблю больше всего
Я думаю, что я могу… Я знаю, что я могу!
Моя школьная жизнь
МОЙ ПОРТРЕТ
(приклей фото или нарисуй)
МОЕ ИМЯ
Дата рождения ___________________________________________________
Что означает твоё имя? __________________________________________
Выясни у родителей, почему они тебя так назвали?
Есть ли еще в вашем роду люди с таким именем?
Что ты знаешь об известных людях, носящих такое же, как у тебя, имя?
Почему нужно дорожить своим именем?
Кто ещё есть в моей семье?
Что нужно делать, чтобы сохранить семью крепкой и дружной?
Любимые семейные праздники. Общие увлечения.
«Что такое счастье семьи?»
ЧТО Я ЛЮБЛЮ ДЕЛАТЬ
(запиши, нарисуй или приклей картинки)
ЧТО Я ЛЮБЛЮ БОЛЬШЕ ВСЕГО
Мое любимое время года
Мое любимое животное
Место, где я люблю бывать больше всего на свете
Мой лучший друг ______________
Мой любимый вид спорта _
Моя любимая книга ___________
Мое любимое занятие __________
Мой любимый фильм _____________
Моя любимая телепередача _____
Моя любимая одежда _____________
Моя любимая музыка
Мой любимый музыкальный инструмент
Моя любимая песенка ________________________________________________
Моя любимая игра _____________
Мой любимый цвет _____________
Мой любимый звук ____________
Мое любимое время года _____________________________________________
Моя любимая игрушка ______________
Мое любимое время суток
Я ДУМАЮ, ЧТО Я МОГУ.
Я не очень хорошо умею:
Больше всего я хочу научиться лучше.
Вот, что мне для этого нужно:
Мое участие в школьных
и классных праздниках и мероприятиях
Мой интерес к школьным предметам
Мои любимые учителя
Мои любимые предметы
СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НАКОПИТЕЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПАПКИ
для учащихся начальных классов
1. Титульный лист (обложка).
I раздел «Мой портрет» (информация о владельце);
II раздел «Портфолио документов» (официальные документы);
III раздел «Портфолио работ» (творческие работы, направления активности);
Раздел I. Информация о владельце портфолио.
Включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио. В этом разделе помещается информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания; результаты психологической диагностики. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов; ставит цели, анализирует достижения; проводит самоанализ итогов года.
Самоанализ можно проводить на первом классном часе, а затем заполненный лист вкладывать в рабочую папку (портфолио). Интересно анализировать: происходят ли изменения в рассуждениях ребенка, остается он на твердых позициях или его размышления меняются в соответствии с изменением возраста, определенных событий и т. д.
Раздел II. Официальные документы.
В этом разделе помещается перечень представленных в портфолио официальных документов (все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты, благодарственные письма, свидетельства и т. д.)
В данном разделе допускается представление копий документов. Наличие данного раздела – это возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ, представленный в виде вкладыша в аттестат, легко заполняется затем классным руководителем.
Документы, представленные в данном разделе, фиксируются в таблице. Сами документы или их копии могут храниться дома у ученика или в файле Рабочей папки.
Раздел III. Творческие работы, направления активности.
В данный раздел ученик помещает результаты различных творческих, проектных, исследовательских работ, рефераты; а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях; занятия в учреждениях дополнительного образования, спортивные, музыкальные, художественные достижения и др.
Материалы, представленные в данном разделе, дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.
Учащийся фиксирует в бланке “Перечень творческих работ” и таблице “Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях” виды творческой деятельности на протяжении установленного срока ведения рабочей папки.
Мой интерес к школьным предметам
Учитель: Сегодня мы заведем особенную папку – потфолио. Она предназначена не для школьных заданий. Она необходима для записи ваших успехов и достижений. Заполняя портфолио, каждый из вас сможет рассказать о себе, а папка сохранит ваши рассказы для вас самих и других людей, которые захотят узнать вас лучше.
Цели создания портфолио обучающегося начальной школы:
Начать заполнение портфолио можно с описания прежних достижений детей, а затем раз в одну или две недели записывать новые успехи. Время от времени можно просить детей заглядывать в свои папки, чтобы поразмышлять над такими вопросами:
Структуру портфолио нужно продумать так, чтобы дети могли вкладывать в папку свои самые удачные работы, отмечать свое участие в жизни класса, собирать полезные советы и т. д.
Содержание портфолио
Титульный лист портфолио должен быть красочно оформлен и содержать основную информацию об обучающемся:
Портфолио обучающегося может включать в себя разделы:
Целесообразно предложить обучающимся готовые к заполнению страницы портфолио. Детям не должно быть скучно, когда они работают с портфолио, поэтому его страницы должны содержать большое количество занимательной информации. Ее можно оформить в виде «советов Знайки», в форме тестов или заданий, которые дадут детям повод задуматься над своими мыслями и поступками.
Раздел «Мой портрет»
Раздел «Мой портрет» начинается с фотографии ребенка и содержит личные данные обучающегося; включает подразделы: «Мое имя», «Моя родословная», «Мои увлечения», «Что я люблю больше всего», «Я думаю, что я могу… Я знаю, что я могу!», «Мой адрес и безопасный маршрут в школу», «Мои друзья», «Моя школьная жизнь».
Каждый подраздел имеет свою структуру.
Подраздел «Мое имя», помимо полного имени (имя, отчество, фамилия) и указания даты рождения ученика, содержит ряд заданий. Ребенок должен выполнить их и вписать полученную информацию либо свои мысли по данному поводу в специальные графы портфолио.
Варианты заданий для обучающихся:
Подраздел «Моя родословная» содержит информацию о родителях ребенка: их полные имена, даты рождения, профессии. В данном подразделе детям также можно предложить выполнить разнообразные дополнительные задания.
Варианты заданий для обучающихся:
Подраздел «Мои увлечения»можно сделать иллюстрированным, попросить детей нарисовать на странице портфолио то, что они больше всего любят делать в свободное время. По желанию дети могут вырезать из журналов подходящие картинки и наклеить их на страницу портфолио.
Подраздел «Что я люблю больше всего» представляет собой анкету, в которой дети указывают свои предпочтения в одежде, музыке, еде; любимые занятие, книгу, время года, животное, игру и игрушку, фильм и телепередачу; лучшего друга.
Подраздел «Я думаю, что я могу… Я знаю, что я могу!»также является своеобразной анкетой, в которой детям предлагается закончить предложения, заполнив строки (не более пяти). Предложения следуют строго в определенном порядке.
Подраздел «Мой адрес и безопасный маршрут в школу» включает в себя:
Также в данный раздел можно включить графы, где ребенок опишет историю своего города и улицы.
Подраздел «Мои друзья» можно оформить нестандартно, используя различные тесты и занимательные задания, которые помогут детям осознать важность дружбы. В приложении 1 представлен пример оформления подраздела «Мои друзья».
Подраздел «Моя школьная жизнь»также лучше оформить необычно, учитывая то, что больше всего дети не любят описывать свои трудности в учебе. Пример оформления подраздела дан в приложении 2.
Работая над данным разделом портфолио, ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов, интересов, итогов учебного года; ставит цели; анализирует достижения.
Просматривая данный раздел портфолио, педагог может проследить: остается ли ребенок на прежних позициях или его размышления с возрастом и под влиянием определенных событий меняются.
Раздел «Портфолио документов»
Раздел «Портфолио документов» содержит сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения школьника в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты, благодарственные письма, свидетельства и т. д. (разрешается представление копий документов), а также перечень данных документов, который оформляется на специальном бланке портфолио «Мои достижения» (табл. 1).
Бланк портфолио
«Мои достижения»
№ | Мои достижения, награды, заслуги | Дата |
Раздел «Портфолио работ»
Раздел «Портфолио работ» содержит результаты различных творческих, проектных, исследовательских работ, рефераты; а также описание основных форм и направлений учебной и творческой активности школьника:
На протяжении установленного срока ведения рабочей папки дети заполняют бланки портфолио «Мои творческие работы» (табл. 2) и «Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях» (табл. 3).
Бланк портфолио
«Мои творческие работы»
№ | Название творческой работы | Дата |
Бланк портфолио
«Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях»
№ | Название школьного праздника или мероприятия | Дата |
Материалы, представленные в данном разделе, иллюстрируют динамику учебной и творческой активности обучающихся, направленность их интересов, характер предпрофильной подготовки.
Раздел «Копилка» содержит полезную информацию в помощь обучающимся: тесты, советы, подсказки. Данный раздел нужно продумать особенно тщательно, ведь он должен пробуждать интерес обучающихся не только к оформлению и ведению портфолио, но и к учебе, самосовершенствованию. С помощью материалов, собранных в разделе «Копилка», ученики могут разобраться в сложных психологических ситуациях. Так, нами были разработаны следующие подразделы портфолио: «Трудности в учебе» (приложение 3), «Черты моего характера» (приложение 4), «Как пережить огорчение» (приложение 5), «Хочу стать смелым» (приложение 6). Содержание подразделов можно корректировать в соответствии с особенностями обучающихся и психологической атмосферы в классе.
Пример оформления подраздела портфолио
«Мои друзья»
«Почему у меня нет друзей?», «Почему наш класс недружный?» – такие вопросы ребята часто задают взрослым, друг другу и сами себе. А действительно, почему? И кто такой «настоящий друг»? Попробуем в этом разобраться.
1. В таблице даны утверждения. В столбце «Мое мнение» отметь галочкой те из них, с которыми ты согласен.
Утверждения | Мое мнение |
Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает | |
Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам имеет | |
Настоящий друг – это тот, кто никому не выдаст секреты своего друга | |
Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга | |
Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно | |
Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика |
Ты согласен с большинством утверждений? Если согласен, то попробуй в каждом утверждении вместо слов «настоящий друг» поставить короткое слово «я». Ну как, удается? Прочитай, что получилось. Еще раз посмотри на себя «со стороны». Может быть, тебе захочется что-то изменить в своем характере, поведении, привычках. Составь «личный план самовоспитания» и постарайся его выполнять.
2. Расскажи о тех, с кем ты дружишь: _________________________________________________.
Совет Знайки:Подумай, что тебе надо изменить в себе – в своем характере, привычках, увлечениях, – чтобы людям захотелось с тобой дружить.
Пример оформления подраздела портфолио
«Моя школьная жизнь»
Мой интерес к школьным предметам
Мои любимые учителя | № | Мои любимые предметы |
3. Подумай, что тебе нужно делать, чтобы улучшить успехи в учебе. Отметь в таблице в столбце «Мое мнение» галочкой те действия, которые помогут тебе улучшить результаты учебы.
Чтобы улучшить результаты учебы, мне нужно… | Мое мнение |
…изменить распорядок и режим дня | |
…тренировать силу воли | |
…развивать логическое мышление | |
…читать научную и художественную литературу | |
…смотреть развивающие телепередачи | |
…заниматься в кружках и секциях | |
…посещать музеи |
Попробуй улучшить результаты своей учебы, выполняя данные действия.
Мой распорядок дня
8. Напоследок выполни небольшую контрольную работу. Допиши незаконченные предложения:
Пример оформления подраздела портфолио
«Трудности в учебе»
Почему одни учатся хорошо, а другие не очень? Случается так: ученик был на уроке, слушал учителя и даже что-то записывал, а пришел домой – и ничего не помнит. И как задачу решать – непонятно. А ведь учитель что-то объяснял.
Трудности в учебе бывают у всех, даже у отличников. Попробуй понять, в чем причина твоих трудностей. В таблице даны незаконченные предложения. Выбери и подчеркни правильные варианты их окончания.
Начало предложения | Варианты окончания предложения | |
1-й вариант | 2-й вариант | |
На уроках мне обычно. | …интересно | …скучно |
На уроках я. | …слушаю внимательно | …часто отвлекаюсь |
Домашнее задание я выполняю … | …сразу после школы | …поздно вечером |
Если что-то не получается, я. | …стараюсь добиться успеха | …сразу бросаю начатое дело |
Прочитай получившиеся фразы. Результаты этого теста могут подсказать тебе, на что надо обратить внимание в первую очередь.
Совет Знайки: Иметь увлечения очень важно. Это может быть и коллекционирование, и спорт, и любое ремесло, и литература – что хочешь. Но вот заниматься всем этим нужно серьезно, только тогда будет польза. Например, собирая марки, ты можешь узнать очень многое: историю
и географию разных стран, имена и судьбы выдающихся людей, историю научных открытий – ты будешь расширять свой кругозор. А чем шире твой кругозор, тем интереснее становится твоя жизнь и тем интереснее с тобой другим людям. Новые знания прочно закрепляются в памяти (потому что интересно!) и могут не раз пригодиться, в том числе и на уроках в школе.
Попробуй разные занятия, ищи свое увлечение!
Пример оформления подраздела портфолио
«Черты моего характера»
1. Представь себе, что ты поймал жар-птицу. Она может исполнить любое твое желание, если ты скажешь, зачем тебе это нужно. Загадал желание? Придумал объяснение? Если твое объяснение совпадает с каким-то (какими-то) из приведенных в таблице вариантов ответа, отметь этот вариант в столбце «Мое мнение» галочкой.
№ | Я хочу получить это, потому что… | Мое мнение |
…это есть у других | ||
…этого нет у других | ||
…это необходимо моим родственникам, друзьям | ||
…это необходимо мне сегодня | ||
…просто хочется |
А вот как назваются душевные качества (или черты характера), подсказавшие тебе тот или иной ответ: 1 – завистливость; 2 – хвастливость; 3 – доброта, заботливость, дружелюбие; 4 – практичность; 5 – жадность.
3. Многие качества твоего характера проявляются в твоих поступках, привычках, отношениях с людьми. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в твоей душе, и какое качество победит – решаешь ты сам.
Мои качества
Хочу избавиться | Хочу приобрести |
4. Прочитай историю, поразмышляй над ней. «Мама обещала пойти с Костей в выходной день в луна-парк кататься на аттракционах. Накануне долгожданного дня она пришла вечером домой грустная. «Знаешь, – сказала мама, – не удастся нам завтра пойти в парк, у меня срочная работа. «» Как ты думаешь, что почувствовал Костя, когда услышал, что сказала мама, и как он поступил?
В приведенной ниже таблице перечислены варианты поступков Кости. Отметь галочкой в столбце «Мое мнение» верный, на твой взгляд, вариант.
Варианты поступков Кости | Мое мнение |
Ушел в свою комнату (в угол) и долго громко рыдал, чтобы мама слышала | |
Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой | |
Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда-то пойти | |
Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в луна-парк в следующий выходной |
А теперь расскажи эту историю до конца в каждом из вариантов Костиного поведения. Обязательно обрати внимание на следующее:
5. Подумай и ответь на вопросы:
6. Упражнение на тренировку доброжелательности: вспомни и расскажи о хороших качествах, добрых поступках своих одноклассников. Постарайся припомнить как можно больше хорошего о каждом.
7. Врачи утверждают, что большинство болезней сердца возникает из-за вредного действия грубости и оскорблений: «словом можно убить». Но те, кто любит жестоко пошутить, вредят и себе. Злой смех, ехидство – отрицательные эмоции. Они плохо влияют на здоровье.
Подумай и ответь на вопросы:
Совет Знайки: Если при тебе кого-то обижают, поддержи слабого. Помни, что иногда даже словом можно помочь человеку. Доброту в себе нужно «тренировать»: совершать добрые поступки, замечать в людях хорошее.