Я ближе к вам чем яремная вена аят
Сура 50: «Каф» («Каф»)
О СУРЕ «Каф»
Сура «Каф» была ниспослана Пророку Мухаммаду (с.г.в.) в Мекке. Всего в ней 45 аятов.
Начинается повествование с того, что откровения, которые ниспосылаются Посланнику Аллаха (с.г.в.) – это истина. Неверные отвергали его. Они не верили в День воскресения, что Творец – Могущественен. Только Ему под силу возродить живое из мёртвого.
Далее в аятах приводятся доказательства силы Всевышнего. Он создал людей из ничего и ему известны их мысли. Он считает каждое деяние, а ангелы записывают их в книге. В суре «Каф» говорится, что в Судный день неверные отрекутся от своих ложных мыслей, ссылаясь на шайтана. Они уверуют, но будет уже поздно. Для них уготован Огонь.
Для верующих же Аллах дарует Свою милость. Они будут получать удовольствие в Раю. В заключительных аятах содержится наставление Пророку (с.г.в.) – терпеть и вынести все испытания. Причиняя ему вред, неверные показывают, что не получили урока от судьбы, постигшей прежние народы. Мухаммад (с.г.в.) должен быть твёрдым в своей вере. Завершается сура «Каф» напоминанием о том, что Судный день – истина. О времени его наступления известно лишь Создателю. А Пророк (с.г.в) – проповедник для верующих, ведущий за собой согласно Священному Писанию.
ВИДЕО С ЧТЕНИЕМ СУРЫ «Каф»
Сура 50 «Каф» (Каф), аят 16
وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنْسَانَ وَنَعْلَمُ مَا تُوَسْوِسُ بِهِ نَفْسُهُ ۖ وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْ حَبْلِ الْوَرِيدِ
Слушать аят Корана 50:16
Транслитерация
Wa laqad khalaqnal insaana wa na’lamu maa tuwaswisu bihee nafsuhoo wa Nahnu aqrabu ilaihi min hablil wareed
Переводы смыслов Корана (Сура 50, аят 16)
Эльмир Кулиев
Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена.
Абу Адель
И уже Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему его душа [знаем его тайные помыслы]; и Мы ближе к нему, чем (его) шейная артерия.
Магомед-Нури Османов
Мы, воистину, создали человека и ведаем о том, что нашептывает ему его душа, и Мы более близки к нему, чем яремная вена.
Валерия (Иман) Порохова
Мы сотворили человека и ведаем, К каким намекам темным влечет его душа, — Ведь к человеку ближе Мы стоим, Чем вена югулярис.
Игнатий Крачковский
Мы сотворили уже человека и знаем, что нашептывает ему душа; и Мы ближе к нему, чем шейная артерия.
Гордий Саблуков
Мы создали человека и знаем, что внушает ему душа его: Мы к нему ближе его шейной жилы.
Михайло Якубович
Істинно, створили Ми людину, і знаємо, що нашіптує їй душа її, і Ми ближче до неї, аніж шийна жила!
Тафсир (толкование) Корана (Сура 50, аят 16)
Абд ар-Рахман бин Насир Ас-Саади
Всевышний сообщил о том, что Он один сотворил род человеческий – мужчин и женщин. Ему известно обо всем, что происходит с ними, о том, что приходит им в голову и что они хранят в тайне от других. Да и как может быть иначе, если Аллах к человеку ближе, чем его собственная яремная вена. Поэтому человек должен всегда помнить о том, что его Создатель видит его, где бы он ни был, и знает о его самых тайных помыслах и самых сокровенных желаниях. И тогда раб Божий будет стыдиться своего Господа и избегать того, что Он запретил.
Аль-Мунтахаб
Клянусь! Мы сотворили человека и знаем, что ему нашёптывает его душа, а Мы, поскольку ведаем всё о нём, ближе к нему, чем шейная артерия, которая считается самой близкой к нему.
Я ближе к вам чем яремная вена аят
Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха запись закреплена
Передал имам ат-Табарий, в тафсире:
وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْ حَبْلِ الْوَرِيدِ
Ибну Касир говорил что это ангел, как в словах Всевышнего Аллаха:
إِنَّا نَحْنُ نزلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ
«Поистине Мы ниспослали зикр, и Мы его сохраняем
Когда они сидят справа и слева и принимают (записывают деяния)
Т.е. ангелы, кот. справа и слева и наблюдают».
(см «тафсир ибну Касир»)
Ибну Батта в «аль-Ибана» передал асар от абу Талиба, кот. пердал Ахмад, кот объяснил слова Всевышнего:
وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْ حَبْلِ الْوَرِيدِ
Мы ближе к нему, чем яремная вена
Подобных высказываний и толкований много. Основа в том, что Куран понятен и разъяснен. Нет в нем мест, кот истолковываются или имеют переносный смысл, как это говорят аллюль-калям.
Аллаху а’Лям.
imanochka писал(а):Но все-таки как то мучает вопрос, а совсем никто из саляфов не говорил, что Аллах ближе к человеку своим существом (зат)? Потому что в данном случае как раз получается, что истолковывают те, кто говорят, что здесь имеется ввиду знание или ангел, уа Аллаху Алам.
Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена
imanochka писал(а):что Аллах ближе к человеку своим существом (зат)?
imanochka писал(а):Ведь также мы верим, что сердца рабов Аллаха между Его пальцами, но мы это не представляем просто верим и все.
Насколько Всевышний близок к верующему?
По нашему убеждению, наш Господь осведомлен обо всех наших скрытых и открытых чувствах, словах и делах. Он хорошо слышит каждую нашу молитву-ду`а и знает скрытые в глубинах нашей души любовь и ненависть, злобу и зависть.
«Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа.
Мы ближе к нему, чем яремная вена». (Сура «Каф», аят 16)
Когда мы слышим слова “далеко” или “близко”, у нас тотчас возникают соответствующие им представления о пространстве и расстоянии. Ведь все материальные объекты находятся на определенном расстоянии друг от друга. А наш Господь, который превыше всех наших представлений о месте и времени, говорит сотворенным Им существам: “Мы ближе, чем яремная вена”, т.е. ближе к ним, чем они сами. Яремная вена или по-другому шейная артерия, один из основных кровеносных сосудов в организме человека, обеспечивающий доставку крови к мозгу. Если эта артерия прекращает свою работу, мозг перестает функционировать, жизнь останавливается. Естественно, данное послание адресовано человеку. Ведь эта близость сфокусирована именно на нем.
В таком случае, человек не способен жить не только без шейной артерии, но и в отрыве от Милостивого, которого он считает таким далеким от себя. Понятия “далекое-близкое” теряют здесь привычное нам материальное значение. Становится ясно, что близость Милосердного и Милостивого Аллаха и отдаленность от Него сотворенных существ не может быть выражено мерами места и времени. Если ту близость, о которой говорится в аяте, понимать как пространственное расстояние, то оно не может быть соотнесено с нашим Господом.
Большая близость Аллаха к человеку, чем его собственная шейная артерия, которая играет такую важную роль в сохранении его жизнеспособности, безусловно означает, что именно Он, благодаря Своей безграничной мощи и знаниям, обеспечивает все его потребности, действия каждой клетки его организма, более милосерден к нему, чем он сам к себе. А приближение раба к своему Господу тесно связано с теми шагами, которые он делает ради довольства Аллаха. Нет сомнения в том, что крепость нашего имана, искренность, ихлас в наших делах приближают нас к нашему Создателю.
По нашему убеждению, наш Господь осведомлен обо всех наших скрытых и открытых чувствах, словах и делах. Он хорошо слышит каждую нашу молитву-ду`а и знает скрытые в глубинах нашей души любовь и ненависть, злобу и зависть. Аллах осведомлен, что мы днем и ночью обращаемся к Нему в радости и горести, в богатстве и бедности. Он знает нас лучше, чем мы сами, ведь Он ближе.
Наш Господь в другом аяте так говорит о Своей близости к человеку:
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, – быть может, они последуют верным путем» (Бакара, 2:186).
Нам нужно выбрать образ жизни, которым будет доволен Аллах, чтобы стать к Нему ближе. Безусловно, те наши дела, которыми будет доволен Господь, будут полезными и для нас самих, и для общества. В одном из хадисов от нашего Пророка (с.а.в.) передано следующее:
«О, люди! Всевышний Аллах чист и не примет ничего, кроме чистого. Аллах повелевает му`минам то же самое, что Он повелевает Посланнику. К примеру, Аллах Та`аля повелевает пророкам: “О посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно.” (Му`минун, 23:51) и му`минам говорит: “О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас” (Бакара, 2:172). Затем он напомнил о путнике, пришедшем издалека, растрепанном, покрытом пылью и грязью, который подняв руки к небу, причитает: “О, Господь мой! О, Господь мой!” Посланник Аллаха продолжил: ”Этот путник кушает харам, пьет харам и одевает харам и в итоге он весь припитан харамом. Ну, хорошо, как же отвечать на мольбу такого человека?” (Муслим “Книга закята”, 65).
Как мы можем понять из данного хадиса, наша близость к Создателю тесно связана с тем, что мы едим и пьем, как зарабатываем себе на жизнь.
В заключение нужно отметить, что человек – существо беспомощное, хотя иногда и думает, что он всесилен и могуч. Однако многие события в его жизни кричат ему, что это вовсе не так, что его силы ограниченны. Вот тогда он начинает чувствовать нужду в помощи своего Господа, хочет почувствовать свою близость к Нему. Когда человек вдруг остается одиноким посреди толпы, когда окружает его тьма безысходности, он начинает понимать, что может доверять только Гос-поду и надеяться только на Него. Вот Аллах и напоминает человеку, что Он не оставил его в одиночестве, что Он близок к нему, даже ближе, чем его шейная артерия.
«Мы ближе к нему, чем яремная вена»
Высказывания Всевышнего «Мы ближе к нему, чем яремная вена»[i] и высказывание Всевышнего «Мы оказываемся ближе к нему, чем вы, хотя вы и не видите этого».[ii]
По мнению толкователей, под близостью в этих аятах подразумевается присутствие ангелов.
Ответ:
Подобное толкование не является искажением очевидного смысла откровений, что становится ясно каждому, кто задумывается над их смыслом.
Что касается первого аята, то контекст обсуждаемого откровения свидетельствует в пользу правдивости такого толкования. Всевышний сказал: «Мы создали человека и ведаем о том, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена. Два ангела сидят справа и слева от него и записывают [его деяния]. Он не проронит ни единого слова, чтобы его не записал недремлющий страж».[iii]
Продолжение суры ясно свидетельствует о том, что речь идет о двух ангелах, которые сидят около человека.
Кто-то может спросить, почему же тогда Аллах говорил от первого лица? Используются ли подобные обороты, когда речь идет об ангелах?
В ответ мы должны сказать, что Всевышний Аллах говорил от первого лица, потому что ангелы являются воинами и посланцами Аллаха и приближаются к людям только по Его воле. В Священном Коране подобные обороты неоднократно используются, когда речь идет об ангелах. Например, Всевышний Аллах сказал: «А когда Мы прочтем его, то читай его следом».[vi] Здесь речь идет о том, как ангел Джибрил читал Коран посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и несмотря на это Аллах говорил от первого лица. А поскольку Джибрил читал Коран Пророку по воле Аллаха, чтение Корана действительно можно было связать с именем Всевышнего Аллаха.
То же самое можно сказать о следующем высказывании Всевышнего: «Когда страх Ибрахима улегся, и он услышал радостную весть, он начал пререкаться с Нами по поводу народа Лута».[vii] В действительности Ибрахим препирался с ангелами, которыми были посланцами Всевышнего Аллаха.
[i] Сура “Каф” (“Каф”), аят 16.
[ii] Сура “аль-Вакиа” (“Неотвратимое”), аят 85.