взрыкает зыбка сонный тропарь что это значит
«Вечер, как сажа…» С. Есенин
Вечер, как сажа,
Льется в окно.
Белая пряжа
Ткет полотно.
Пляшет гасница,
Прыгает тень.
В окна стучится
Старый плетень.
Липнет к окошку
Черная гать.
Девочку-крошку
Байкает мать.
Взрыкает зыбка
Сонный тропарь:
«Спи, моя рыбка,
Спи, не гутарь».
Дата создания: 1914–1916 г.
Анализ стихотворения Есенина «Вечер, как сажа…»
В 1912 году Есенин завершил обучение в церковно-приходской школе и покинул отчий дом, чтобы отправиться в Москву. Там он сначала трудился в мясной лавке, потом перешел в типографию Сытина. Его первые стихотворения опубликовал журнал для детей «Мирок». В 1915-м молодой поэт прибыл в Петроград, где познакомился с Блоком, который высоко оценил творчество не так давно приехавшего из деревни златокудрого парнишки. Вскоре Сергей Александрович сблизился с группой так называемых новокрестьянских поэтов. В 1916 году свет увидел дебютный сборник Есенина, получивший название «Радуница». Для вошедшей туда лирики характерны несколько важных особенностей: использование фольклорных приемов, упоминание христианских образов, частое обращение к теме природы, употребление народно-разговорной и народно-поэтической лексики. Значительную часть ранней поэзии Сергей Александрович не стал включать в первую книгу. Тем не менее, в ней часто можно обнаружить вышеназванные черты.
Точное время написания стихотворения «Вечер, как сажа…» до сих пор не выяснено. Как правило, литературоведы называют промежуток с 1914 по 1916 год. В тексте описание природы соединяется с изображением быта простой крестьянской семьи. Первые строки произведения – пейзаж. Действие происходит зимним вечером. Он настолько темен, что напоминает сажу. Есть на картине и яркое пятно – идущий снег, словно полотно покрывающий землю. Пейзажные образы выступают в роли фона для поэтизации бытовых реалий. Перед читателями предстает обычная избушка, которую Сергей Александрович рисует с большой любовью и нежностью. Становится понятно, что он не понаслышке знаком с деревенской жизнью. Для описания дома и его обитателей Есенин использует диалектизмы. Значение некоторых слов современному читателю сложно понять без обращения к словарю. Например, гасница – маленькая керосиновая лампа, у которой нет стекла; зыбка – люлька, колыбель; гутарить – говорить; взрыкает – издает скрипучий звук. Встречается в тексте и религиозная лексика: тропарь – краткое молитвенное песнопение, исполняющееся в честь какого-либо праздника или святого. В ранней лирике в общем и в рассматриваемом тексте в частности диалектизмы употребляются Сергеем Александровичем естественно и легко. Благодаря им поэтическая речь приобретает особую выразительность, образы получаются яркими и запоминающимися.
Плевок в душу
Автор, пишущий эти строки, как и тот, кому случится их прочитать, – не исключение из миллионов россиян, которым знаком и дорог талант великого поэта Сергея Александровича Есенина. Сложнее с юными, 9-10-летними гражданами России, которым в нынешней обстановке извращения всего и вся даже с такими гениями, как Есенин, официоз познакомиться не дает. Сказанное выше ужасно. Чтобы обосновать это, предлагаю открыть “Новейшую хрестоматию по литературе” для учащихся 3-х классов российских общеобразовательных школ под редакцией Т.И. Максимовой /Москва, ЭКСМО, 2008/.
Каждый рекомендуемый автор, писатель или поэт (с отбором авторов можно спорить), представлен в этой хрестоматии одним, надо понимать, наиболее характерным для него произведением, которое может увлечь 10-летних детей, только вступающих в волшебный мир чтения. Итак, Сергей Александрович Есенин.
Поэт представлен здесь единственным стихотворением без названия в 16 строк. Позволю себе его процитировать, пронумеровав все 4 строфы.
* * *
(1)
Вечер, как сажа,
Льется в окно.
Белая пряжа
Ткет полотно.
(2)
Пляшет гасница,
Прыгает тень.
В окна стучится
Старый плетень.
(3)
Липнет к окошку
Черная гать.
Девочку-крошку
Байкает мать.
(4)
Взрыкает зыбка,
Сонный тропарь:
“Спи, моя рыбка,
Спи, не гутарь”.
Прочитав этот мало понятный даже взрослому человеку текст, невольно задаешься вопросом: мог ли составитель учебника каким-то иным путем создать превратное представление детей о поэзии С.А. Есенина, чтобы надолго, если не навсегда, заглушить в них интерес к творчеству признанного российского гения? Да, досадные неудачи есть и у великих творцов. Так зачем же их выставлять, как “визитную карточку” гения? Ведь что ни строка здесь, то “сюрприз”. Начнем же по порядку.
I строфа: “…как сажа, льется в окно”.
– Сажа сухая, она не льется, – законно возражают дети.
– Разве пряжа ткет полотно? Человек пряжу ткет, разве нет?
Во II строфе “пляшет” непонятная детям “гасница”. Опять недоумение юных:
– Если эта штука (гасница) гаснет, так почему тень вдруг “прыгает”? С чего бы ей прыгать? Плетень вдруг “стучится в окна”.
Полнейшее неприятие текста выражают ученики 3-х классов, читая III и IV строфы. Внучка моя не лишена поэтической жилки, и когда ей объяснили, что “гать” означает “дорога”, она с радостью поняла (III строфа), что гать прилипнуть к окошку не может, а она просто видится из окна. Но тут же девочка растерялась:
– Нет. Как же видно дорогу, если там сажа льется в окно.
К критике внучки смею добавить еще пару слов. Детям полезнее бы читать не “байкает” мать, а “баюкает”. Или нам мало нового современного косноязычия?
Но полной загадкой для третьеклассников стала IV строфа. “Взрыкает зыбка, сонный тропарь”. Слово “зыбка” учительница объяснила одноклассникам моей внучки как “колыбелька”. И дети спрашивали:
– А почему колыбелька “взрыкает”? Зверь она, что ли, если рычит, как медведь?
Слово “тропарь” не смогли детям объяснить ни в школе, ни дома…
Стихотворение заканчивается словами матушки, которая “байкает” свою девочку-крошку и просит, чтоб ее “рыбка” не “гутарила” (разговаривала), а спала. Тут просьбу матушки понять можно, хотя и при условии, что рыбы – самые говорливые твари на свете (гутарят!).
Во всех изданиях нашего любимого поэта, наряду с непревзойденными зрелыми шедеврами, публикуются и его ранние талантливые стихи. Недаром моя внучка напомнила:
– Мы же читали стихи этого поэта, только настоящие. И ты говорила мне, что этот поэт их писал, когда был ненамного старше меня. Почему же их не вставили в книгу?
Да, ей читали истинного Есенина. А сотням тысяч ее ровесников – не читали. И потому хрестоматия Т. Максимовой способна навсегда отвратить их от лучшего, что они могут и должны знать о российской классике.
Ирина Иванова,
педагог
Вечер, как сажа…
Вечер, как сажа,
Льется в окно.
Белая пряжа
Ткет полотно.
Пляшет гасница,
Прыгает тень.
В окна стучится
Старый плетень.
Липнет к окошку
Черная гать.
Девочку-крошку
Байкает мать.
Взрыкает зыбка
Сонный тропарь:
«Спи, моя рыбка,
Спи, не гутарь».
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Сергей Александрович Есенин. «Вечер, как сажа…»
Сергей Александрович Есенин
Вечер, как сажа,
Льется в окно.
Белая пряжа
Ткет полотно.
Пляшет гасница,
Прыгает тень.
В окна стучится
Старый плетень.
Липнет к окошку
Черная гать.
Девочку-крошку
Байкает мать.
Взрыкает зыбка
Сонный тропарь:
«Спи, моя рыбка,
Спи, не гутарь».
В 1912 году Есенин завершил обучение в церковно-приходской школе и покинул отчий дом, чтобы отправиться в Москву. Там он сначала трудился в мясной лавке, потом перешел в типографию Сытина.
С. А. Есенин (отмечен стрелкой) на занятиях кружка самообразования работников типографии «Т-во И. Д. Сытина». 1914. Москва
С. А. Есенин (отмечен) в группе работников типографии «Т-во И. Д. Сытина» 1914. Москва
Сергей Есенини (верхний ряд, второй слева)
Его первые стихотворения опубликовал журнал для детей «Мирок». В 1915-м молодой поэт прибыл в Петроград, где познакомился с Блоком, который высоко оценил творчество не так давно приехавшего из деревни златокудрого парнишки.
Александр Блок
Вскоре Сергей Александрович сблизился с группой, так называемых «новокрестьянских поэтов». В 1916 году свет увидел дебютный сборник Есенина, получивший название «Радуница».
Первый сборник стихов С. Есенина, 1916 г.
Для вошедшей туда лирики характерны несколько важных особенностей: использование фольклорных приемов, упоминание христианских образов, частое обращение к теме природы, употребление народно-разговорной и народно-поэтической лексики. Значительную часть ранней поэзии Сергей Александрович не стал включать в первую книгу. Тем не менее, в ней часто можно обнаружить вышеназванные черты.
Точное время написания стихотворения «Вечер, как сажа…» до сих пор не выяснено. Как правило, литературоведы называют промежуток с 1914 по 1916 год. В тексте описание природы соединяется с изображением быта простой крестьянской семьи. Первые строки произведения – пейзаж. Действие происходит зимним вечером. Он настолько темен, что напоминает сажу. Есть на картине и яркое пятно – идущий снег, словно полотно покрывающий землю. Пейзажные образы выступают в роли фона для поэтизации бытовых реалий. Перед читателями предстает обычная избушка, которую Сергей Александрович рисует с большой любовью и нежностью. Становится понятно, что он не понаслышке знаком с деревенской жизнью. Для описания дома и его обитателей Есенин использует диалектизмы. Значение некоторых слов современному читателю сложно понять без обращения к словарю. Например, гасница – маленькая керосиновая лампа, у которой нет стекла; зыбка – люлька, колыбель; гутарить – говорить; взрыкает – издает скрипучий звук. Встречается в тексте и религиозная лексика: тропарь – краткое молитвенное песнопение, исполняющееся в честь какого-либо праздника или святого. В ранней лирике в общем и в рассматриваемом тексте в частности диалектизмы употребляются Сергеем Александровичем естественно и легко. Благодаря ним поэтическая речь приобретает особую выразительность, образы получаются яркими и запоминающимися.
Вечер, как сажа — Есенин Сергей
Вечер, как сажа,
Льется в окно.
Белая пряжа
Ткет полотно.
Пляшет гасница,
Прыгает тень.
В окна стучится
Старый плетень.
Липнет к окошку
Черная гать.
Девочку-крошку
Байкает мать.
Взрыкает зыбка
Сонный тропарь:
«Спи, моя рыбка,
Спи, не гутарь».
Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений — запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).