взрослые с овз это что
Взрослые с ограниченными возможностями здоровья
Взрослые с ограниченными возможностями здоровья
Взрослые с ограниченными возможностями здоровья иначе в нашей стране называются инвалидами. Существует много причин и следствий, приводящих к подобному состоянию. Это могут быть сенсорные нарушения, патологии физиологического характера и др. В результате человек не в состоянии выполнять определённые функции, с которым прекрасно справляется здоровый индивид.
Взрослые с ограниченными возможностями здоровья могут иметь патологии, которые носят общий, хронический или временный характер.
Вследствие имеющихся проблем со здоровьем у инвалида:
Существует шкала ограничения человеческих возможностей, утверждённая ВОЗ, которая имеет три ступени:
С точки зрения медицины к списку ограниченной возможности здоровья относятся нарушения в следующих органах и системах:
Помощь
Многие взрослые с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в дополнительном внимании, уходе, наблюдении. Без сторонней помощи не представляется возможным жить. В тоже время человеку не достаточно, чтобы ему помогали решать только бытовые проблемы.
Поддержать здоровье, восстановить отдельные функции помогут специальные реабилитационные мероприятия, такие как: массаж, лечебная физкультура, лечение с помощью физиотерапевтических аппаратов и др. В домашних условиях все это реализовать не представляется возможным.
Благодаря таким заведениям, как пансионат для пожилых людей, имеется возможность получить следующие услуги:
Пребывание в пансионате поможет:
Существуют различные виды реабилитации инвалидов в преклонном возрасте:
Помимо медицинской помощи и ухода, взрослые с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в социальной адаптации. Без нее невозможно полноценное развитие человека как личности, способности к самообслуживанию и взаимодействию с окружающими людьми. Подобные проблемы способны решать сотрудники пансионата.
Взрослые с ОВЗ
Взрослые с ОВЗ
Аббревиатура «ОВЗ» означает «ограниченные возможности здоровья». Этот термин является устаревшим, так как на смену ему пришел более корректный «люди с особыми потребностями здоровья». Наиболее близким из распространенных (но не тождественным) термином является «инвалидность».
Понятие об ОВЗ
Прежде чем раскрыть, кем являются взрослые с ОВЗ, следует провести грань между этим термином и понятием «инвалидность». Люди с инвалидностью всегда имеют ОВЗ, однако не каждый человек с ОВЗ является инвалидом, т.к. этот статус является скорее юридическим и относится к людям, которым был присвоен официально.
Взрослые с ОВЗ могут иметь следующие особенности здоровья:
Главный критерий отнесения людей с подобными особенностями к категории взрослых с ОВЗ является критерий ограничения, т.е. имеющиеся расстройства должны носить характер препятствия для носителя к полноценному участию в жизни общества.
На сегодняшний день взрослых с ОВЗ стараются интегрировать в социальную среду. В России действует программа «доступная среда», которая предполагает не только переоборудование окружающей среды для людей с ОВЗ, но и выделение квотируемых рабочих и учебных мест, и т.д.
В отличие от превалирующей ранее медицинской модели, которая предполагала отчуждение людей с особыми потребностями здоровья от общества, сейчас социум в большей степени направлен на включение таких людей в активную социализацию. Ограниченные возможности здоровья постепенно перестают восприниматься как уродства или увечья и становятся лишь преодолимым нюансом на пути человека к успешной карьере и счастью в личной жизни.
Лечение
Лица с ОВЗ, которым присвоен статус инвалидности, чаще всего страдают от неизлечимых болезней, которые лишь в некоторой степени поддаются реабилитации. Для инвалидов выделяются путевки в оздоровительные учреждения и льготы на медицинское обслуживание, что действительно в некоторых случаях позволяет улучшить их состояние, но не вылечить полностью.
Поэтому в заботе за лицами с ОВЗ важно сосредоточиться на уходе, который не будет усугублять состояние их здоровья. Некоторые из них вполне адаптированы к самостоятельной жизни и могут полностью обслуживать себя самостоятельно, другим же требуется особое внимание. К примеру, люди с тяжелыми ментальными расстройствами или с параличом значительной части тела не могут обслужить себя самостоятельно и нуждаются во внимании.
Иногда для поддержания нормальной жизнедеятельности человека требуется дорогостоящее оборудование или особые медицинские навыки. Если семья пациента по каким-то причинам не может позволить себе полноценную реабилитацию, то в качестве компромиссного варианта может выступать пансионат для пожилых людей. Пансионат предлагает комфортные для проживания условия, врачебное сопровождение и программы по лечению и реабилитации после различных заболеваний. Внимательный персонал и специальное оборудование обеспечат максимально комфортные условия для жизни человека с особыми потребностями здоровья.
Взрослые с овз это что
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Прежде всего, важно отметить, что отклонения здоровья могут носить и физический, и психологический характер.
Нужны занятия с логопедом?
Список заболеваний, относящихся в ОВЗ
Я часто пишу о работе с детьми с ОВЗ, о разных методиках и подходах, но вот кто же эти дети с ограниченными возможностями здоровья, которых именуют этой краткой аббревиатурой?
Прежде всего, важно отметить, что отклонения здоровья могут носить и физический, и психологический характер. Подобные отклонения предусматривают необходимость особого отношения к воспитанникам, их развитию, воспитанию и обучению, а также созданию необходимых условий для возможности получить все необходимое наравне со здоровыми детьми.
Всего выделяют восемь разных групп проблем со здоровьем:
1. отсталость умственного развития (с нарушениями интеллекта)
В данном случае ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, болезнь Дарвина, эпилепсия, шизофрения, олигофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.
2. задержка психического развития (ЗПР)
В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.
3. нарушения слуха (глухие, плохослышащие)
Относятся дети, которые имеют стойкое двустороннее нарушение слуха, при котором общение с людьми при помощи речи существенно затруднено или вовсе невозможно.
4. проблемы со зрением (слепые, слабовидящие)
В эту группу входят дети, которые не могут использовать зрение для познания и ориентирования. Если я не ошибаюсь, то показатель зрения до 0,08.
5. речевые отклонения
Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.
6. нарушения в работе опорно-двигательного аппарата
Дети не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения. Среди заболеваний опорно-двигательно аппарата, приводящим к подобным проблемам, можно выделить полиартрит.
7. расстройства поведения и общения
В данную группу могут входить гиперактивные дети, но поскольку подобный диагноз сейчас ставят в поликлинике практически каждому второму, то здесь еще важно учитывать сопутствующие факторы.
8. комплексные нарушения (представляют собой сочетание двух и более групп)
В качестве примера можно привести сочетание таких заболеваний, как детский церебральный паралич и отсутствие слуха, либо нарушение зрения вкупе с задержкой психического развития.
ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка
Расшифровка категорий ОВЗ в образовании
Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.
При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.
Расшифровка категорий ОВЗ в медицине
Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.
МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.
Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.
ОВЗ по ФГОС
Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.
глухие, 4 варианта АООП НОО
слабослышащие, 3 варианта
слабовидящие, 3 варианта
с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта
с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта
с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта
с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)
ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)
I категория. Неслышащие, глухие дети без речи
Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.
В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.
Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.
II категория. Слабослышащие дети
Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.
Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.
В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.
III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)
Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.
Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.
Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.
Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.
Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.
V категория. Тяжелая речевая патология
Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.
Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.
Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.
Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.
Инклюзивное общение: памятка для тех, кто хочет лучше понимать людей с инвалидностью
За свою жизнь мы встречаем сотни людей, и все они чем-то отличаются друг от друга. В этом материале собраны мнения экспертов в реабилитации, рассказы людей с инвалидностью и советы от их коллег, чтобы каждый из нас мог лучше понимать окружающих и не боялся возможных трудностей инклюзивного общения.
В первую очередь
Любой человек хочет, чтобы с ним общались на равных. И напротив — мало кому будет приятно, если собеседник в первую очередь обращает внимание на болезнь-ограничения, а не на человека. Многие люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью независимы и участвуют в общественной жизни без посторонней помощи, но даже если вы видите, что человек не справляется с какой-либо задачей, это не повод нарушать этикет общения. Если вы чувствуете желание помочь человеку справиться с какой-либо ситуацией, то достаточно негромко уточнить: «Простите, я могу вам чем-то помочь?»
«Если в класс или на работу пришел новый человек, и у него инвалидность, то просто поприветствуйте его. Не зацикливайтесь на инвалидности», — говорит учитель-дефектолог, методист Реабилитационно-образовательного центра № 76 Елена Кузьмина.
Глаза в глаза, или Как следует общаться с человеком на коляске
Когда человек находится в инвалидном кресле, во время разговора с ним лучше, чтобы его и ваши глаза были примерно на одном уровне. Объяснение этому очень простое: если вы все время будете стоять, собеседнику на коляске постоянно придется поднимать голову, а вам — смотреть на него сверху вниз. Инклюзивный этикет рекомендует присесть куда-нибудь, чтобы вы и другой человек находились на одном уровне, но не следует приседать прямо возле коляски для общения с малознакомым человеком — это дурной тон и нарушение его личного пространства.
В Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л. И. Швецовой люди с инвалидностью не только проходят реабилитацию, но и помогают другим уже в качестве сотрудников. «Человек на инвалидной коляске в полной мере может выполнять все те же функции, что и обычный сотрудник. Главное, чтобы его рабочее место было оборудовано должным образом. Но если работодатель приглашает специалиста с инвалидностью на работу, значит, такая возможность уже предусмотрена и человек с инвалидностью будет чувствовать себя здесь самостоятельным. Повышенное внимание к его персоне совсем ни к чему и даже может обидеть», — рассказывает Игорь Грудкин, оператор ЭВМ, сотрудник центра им. Л. И. Швецовой.
Игорь уточняет, что такие базовые вещи, как информация о существующих в организации правилах и требованиях, расположение кабинетов — это то, о чем рассказывают всем новым сотрудникам — неважно, есть у них инвалидность или нет. Для сотрудника с инвалидностью, как и для любого нового члена коллектива, важны участие коллег и уважительное отношение.
В Ресурсном центре для инвалидов (РЦИ) работает специалист с нарушениями опорно-двигательного аппарата Анжела Исмаилова. Каждое утро, встречаясь с другими сотрудниками у входа или на лестнице, Анжела всегда пропускает коллег вперед, хотя другие работники учреждения готовы подождать. «Если вы встречаетесь в дверях или на лестнице с человеком, который передвигается медленнее вас или испытывает какие-либо трудности в передвижении, совершенно нормально спросить, не нужна ли ему помощь, но также допустимо спросить, можно ли его обогнать и пройти вперед», — поясняет Евгения Нестерова, заместитель директора РЦИ.
Сотрудники Центра реабилитации инвалидов «Царицыно» в основном проводят комплексную реабилитацию людям с детским церебральным параличом. При работе и общении с людьми с ДЦП следует помнить, что им присущи гиперкинезы — непроизвольные движения тела или конечностей. Также не нужно отвлекаться на непроизвольные движения собеседника — просто создайте вокруг него больше свободного пространства.
Следует помнить, что в отдельных случаях люди с ДЦП имеют проблемы с речью. В разговоре с таким человеком нужно обращаться непосредственно к нему, а не к его сопровождающему. «Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника», — заключает Юлия Киселева, логопед центра «Царицыно».
Важно помнить, что инвалидная коляска, опорная трость и другие средства, облегчающие передвижение, являются частью личного пространства человека, которое необходимо уважать.
Неслышащие сотрудники и язык жестов
Марина Аврина, специалист по социальной работе, живет с нарушениями слуха. На протяжении 20 лет она работала учителем в школе для неслышащих детей, а сейчас занимается информационным направлением в Реабилитационном центре для инвалидов «Ремесла». Марина рассказал, как общаться со слабослышащими людьми на работе и как помочь им чувствовать себя комфортно в коллективе.
«Коллеги относятся ко мне как к равноценному партнеру, руководство не принижает мои способности и всячески поддерживает мое творческое начало», — делится Марина. Она начала работу в центре «Ремесла» в апреле 2021 года, но уже успела выпустить два социальных ролика и более 20 публикаций для социальных сетей.
Если вы общаетесь со слабослышащим человеком, которого сопровождает сурдопереводчик, смотрите в глаза не переводчику, а вашему собеседнику. Старайтесь, чтобы ваши лицо и рот были видны: многие люди с нарушенной функцией слуха хорошо умеют читать по губам. Марина Аврина подчеркивает, что в период масочного режима общение между говорящим и глухим человеком затруднено. Поэтому перед тем, как задать вопрос или передать нужную информацию, лучше снять маску — так человек сможет видеть артикуляцию собеседника.
Если в учреждении звучит объявление по громкоговорителю, необходимо лично предупредить сотрудника с нарушениями слуха или отправить ему сообщение в мессенджере. Также человек с нарушениями слуха всегда будет рад, если вы проявите интерес к изучению жестового языка и будете знать хотя бы несколько базовых слов.
«Привет, я Коля!»: правила общения с незрячими людьми
Обращаясь к любому человеку, в первую очередь нужно поздороваться. Но если ваш собеседник — слабовидящий или незрячий человек, важно не просто поприветствовать его, но и назвать свое имя, а в случае, если вы не одни, представить всех участников разговора. В неформальной обстановке можно дополнительно описать внешность или какие-то характерные черты говорящих.
Сотрудники пансионата для инвалидов по зрению рассказали о своем коллеге Николае Чикляеве, который работает в отделе социальной реабилитации и психологической поддержки и с детства не видит. «Мы не теряемся, общаемся на равных и стараемся не обидеть неосторожными высказываниями», — говорит Степан Борисов, коллега Николая, специалист по социальной работе пансионата. Во время общей беседы сотрудники пансионата не забывают пояснять своему незрячему коллеге, к кому в данный момент обращаются, и обязательно называют себя.
Если человеку с нарушениями зрения требуется помощь, его не тащат за собой, а направляют и при необходимости дают краткое описание местности, обязательно предупреждают о препятствиях на пути. При спуске или подъеме по ступенькам человека сопровождают.
В первые рабочие дни сотрудника с нарушениями зрения не нужно усаживать: достаточно направить руку на спинку стула или подлокотник, тем самым предоставляя возможность потрогать предмет, обозначив рабочее место. Для незрячего человека это означает «видеть руками».
Инклюзия с малых лет: как общаться с детьми с инвалидностью
Но мало кто обладает большими знаниями и опытом взаимодействия с незрячими людьми, а особенно с детьми, чем специалисты Школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых (ШОР № 1). Сотрудники дошкольного отделения этого учреждения с первых дней обучения в детском саду помогают открыть окружающий мир незрячему ребенку — мир предметов, запахов, звуков. Ребят учат взаимодействовать с окружением и ориентироваться в пространстве. Ежедневные занятия и выезды в парки, музеи и игровые зоны помогают ребенку с глубокими нарушениями зрения быстрее социализироваться. «Я уже жду не дождусь, как стану первоклассником и буду вместе с другими детьми ходить на уроки, играть на переменах и ездить в летний лагерь! Я уже учусь ходить с белой тростью», — поделился семилетний Петя, выпускник дошкольного отделения ШОР № 1.
«Взрослые и дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, очень часто чувствительны к изменениям погодных условий, — рассказывает Юлия Петровичева, педагог-психолог Комплексного реабилитационно-образовательного центра. — Поэтому если при общении с вами такой человек проявляет повышенную раздражительность или нервозность, то причина может крыться в метеозависимости. В такой ситуации педагог может поддержать ребенка, немного снизив темп занятия и объем учебной нагрузки, добавив больше игровой деятельности, рассказав интересную историю или сказку, а может быть, приглушить свет и дать ребенку 5–10 минут отдохнуть».
При общении с детьми, имеющими особенности здоровья и развития, специалисты Реабилитационно-образовательного центра № 76 рекомендуют быть вдвойне внимательными и терпеливыми, но не забывать о том, что ребенок должен ощущать себя наравне с другими детьми. Даже детям с ограниченными возможностями здоровья гиперопека может только навредить: ребенку нужно постепенно учиться самостоятельности и отстаиванию своих личных границ.
Учителя Центра реабилитации и образования № 7 (ЦРО № 7) поделились особенностями обустройства учебного процесса для детей с синдромом гиперактивности. «В процессе урока таким деткам нужно давать возможность на короткое время переключить внимание, но не нужно резких замечаний типа „сядь ровно“ или „не крутись“. Лучше всего выполнить двигательную „разрядку“», — говорит Елена Каверина, учитель русского языка и литературы ЦРО № 7. Она также отметила, что каждые 15–20 минут на уроке рекомендовано проводить физкультминутку, а во время коллективных игр ребенка с синдромом гиперактивности стоит ограничить лишь одним партнером.
Доверие и сотрудничество — это то, на чем должно строиться общение с любым ребенком. Предлагайте помощь только тогда, когда это действительно необходимо, стремитесь к созданию атмосферы взаимоуважения, чтобы дети не стеснялись к вам обращаться. А вот хвалить детей с инвалидностью или ОВЗ следует только за реальные успехи — они не должны чувствовать себя оторванными от остальных.
В заключение
Последнее универсальное правило — не забывать об улыбках, позитивных эмоциях и хорошем настроении. Даже если вы что-то сказали не так и где-то ошиблись, ваши искренность и открытость намного важнее, чем беспрекословное соблюдение этикета.
Читайте также
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы