взаимозависимость означает что каждый олигополист
Олигопольная взаимозависимость
Олигопольное поведение в отсутствии сговора
Тема 5. Олигополия
Олигополия – это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.
Поскольку каждый олигополист сталкивается только с небольшим числом соперников, его действия, как правило, будут оказывать заметное влияние на каждого из них. При максимизации прибыли он должен принимать в расчет свои взаимоотношения с этими соперниками. Поэтому он должен пытаться предвидеть их действия и их реакцию на это собственные действия, отдавая себе отчет в том, что его соперники также пытаются предвидеть его собственные действия и реакцию. Эти взаимодействия делают проблему максимизации прибыли в условиях олигополии очень трудной и как следствие создают сложности в прогнозировании олигополистического поведения.
Поведение олигополистов можно рассматривать с двух сторон:
1. Олигопольное поведение в отсутствие сговора
2. Олигопольное поведение, основанное на соглашении между сторонами олигополии
Принципы олигопольного ценообразования интересны и важны для экономистов не только потому, что это основной метод, но и потому, что он ставит сложные проблемы. Когда преобладает чистая конкуренция или монополия, существуют четкие определенные решения в отношении цен и объема выпуска, принимая максимизацию ожидаемых прибылей в качестве единственной цели управляющих, которые обладают определенными (хотя и вероятностными) ожиданиями относительно будущего объема спроса и издержек. В условиях конкуренции между немногими, однако, это не так. Каждая фирма признает, что ее лучший выбор зависит от решений, которые принимают конкуренты. Фирмы зависят друг от друга, и они остро осознают это. Далее, их решения зависят от допущений, которые они делают относительно решений конкурентов и их реакции – таких допущений может быть много. Эти решения пройдут долгий путь, прежде чем будет определен уровень прибыльности фирмы и результат деятельности фирмы в отрасли. Уже поверхностное наблюдение говорит о том, что в условиях олигополии любое явление действительно может иметь место. Одни отрасли – на ум приходят производство сигарет и готовых завтраков – в течение нескольких лет успешно поддерживают цены выше издержек. Другие, несмотря на условия, которые на первый взгляд благоприятны для кооперативного и согласованного поведения, тяготеют к войне цен.
Первая заслуживающая внимания попытка была предпринята в 1938 г. Августином Курно. Курно утверждал, что фирмы выбирают объем выпуска, максимизирующий их прибыль, допуская при этом, что объем реализации конкурентами фиксирован. Он установил, что для любого заданного числа фирм существует определенное и стабильное равновесие по цене и объему производства (т.е. результат, при котором у фирм нет стимулов изменять свой объем производства при заданном числе конкурентов).
Однако прежде чем исследовать логику модели более детально, мы должны отметить, что изначальные допущения Курно были нереалистичны в ряде аспектов. Во-первых, он исходил из того, что объем производства – ключевая переменная в решении, принимаемом фирмой. Фирмы определяют свои объемы производства и затем предлагают их на рынке, который (посредством некоторого неясного процесса торгов) устанавливает цены, необходимые для выравнивания величины спроса и предложения. Тем не менее, наблюдение показывает, что цены обычно меняются, и эта переменная величина интересует фирмы, обладающие монопольной властью.
Итак, продавцы устанавливают цену и затем предлагают решить, покупать ли по этой цене и если покупать, то сколько. Как заметил один из первых критиков Курно, Дж. Бертран, если одинаковые фирмы с одинаковыми и постоянными предельными издержками выбирают свои цены, принимая цены конкурентов в качестве постоянных, то единственное состояние равновесия по количеству продукции и цене будет таким, что цена равна предельным издержкам.
Это возражение может быть опровергнуто при сохранении сути модели Курно, если мы допустим некоторую степень дифференциации продукта, так что разные производители могут продавать товар одновременно на одном и том же рынке, но по разным ценам. Для иллюстрации модифицированной торговли полезно использовать численный пример.
Тема 1. Предмет и метод экономической теории (стр. 9 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
б) предположим, что предельные издержки фирмы постоянны и равны 10 ден. ед. Определите объём выпуска, максимизирующий прибыль фирмы.
в) средние издержки фирмы также постоянны и равны 9 ден. ед. Какую прибыль получит фирма при этом объёме выпуска?
1. Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что:
а) фирмы не могут свободно входить на рынок и выходить из него;
б) на рынке действует небольшое число фирм;
в) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференцированную продукцию;
г) фирмы, действующие на рынке, не обладают полной информацией о рыночных условиях.
2. Рынки совершенной и монополистической конкуренции сходны тем, что:
а) выпускаются однородные товары;
б) присутствует большое количество продавцов и покупателей;
в) цена превышает предельные издержки;
г) нет барьеров для вступления конкурентов в отрасль.
3. Какое из приведенных утверждений является правильным. Олигополистическая взаимозависимость означает, что:
а) каждая фирма производит продукцию, похожую, но не идентичную той, которую производят конкуренты;
б) все фирмы производят одну и туже продукцию;
в) каждая фирма должна учитывать реакцию конкурентов, когда она проводит определенную ценовую политику;
г) каждая фирма несёт убытки из-за неустойчивости рыночных цен.
4. Найдите неверное утверждение:
а) в условиях монополистического рынка потребности покупателей удовлетворяются наиболее полно;
б) чем меньше возможностей у фирм воздействовать на рынок товара, тем более конкурентным является этот рынок;
в) только в условиях совершенной конкуренции фирмы могут контролировать цены на свою продукцию;
г) в условиях несовершенной конкуренции фирмы получают сверхприбыль.
5. Что из перечисленного ниже является характеристикой монополистической конкуренции?
а) однородный продукт;
б) полное отсутствие барьеров на выход с рынка;
в) единственный покупатель на рынке;
г) дифференцированный продукт.
6. Олигополия – это рыночная структура, где оперирует:
а) небольшое количество конкурирующих фирм;
б) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт;
в) большое количество конкурирующих фирм, производящих разнородную продукцию;
г) нет верного ответа.
7. Конкуренция, в основе которой лежит привлечение покупателя сервисом, сопутствующими продаже услугами, называется…
а) ценовой; б) недобросовестной; в) неценовой; г) отраслевой.
8. Для фирмы несовершенного конкурента минимизирующей убытки в условиях равновесия в краткосрочном периоде характерно:
Ключевые понятия, Термины, Определения.
Какому понятию соответствует данное определение:
Государственная экономическая политика, направленная против монополизации экономики, антиконкурентных слияний фирм и сговоров о ценах?
· Совершенная ценовая дискриминация
· Государственная антимонопольная политика +
Ценовая дискриминация, при которой фирма устанавливает особую индивидуальную цену на каждую единицу товара?
· Совершенная ценовая дискриминация +
· Доминирующее положение хозяйствующего субъекта
· Совершенная ценовая дискриминация
· Доминирующее положение хозяйствующего субъекта
Положение фирмы на товарном рынке, выражающееся в том, что ее доля в объеме реализуемой на рынке продукции составляет 65%?
· Доминирующее положение хозяйствующего субъекта +
Продажа одной и той же продукции монополистом разным покупателям по неодинаковым ценам?
· Совершенная ценовая дискриминация
· Доминирующее положение хозяйствующего субъекта
Верно ли следующее утверждение:
Монополия всегда назначает максимально высокую цену на свою продукцию?
Монополия может увеличить продажи, если назначит более низкие цены?
По мере роста выпуска монополист обнаруживает, что общий доход сначала падает, а потом растет?
Одновременно с максимизацией прибыли монополист максимизирует и прибыль в расчете на единицу продукта?
· Да, в отдельных частных случаях +
Монополия может увеличить общую прибыль, дифференцируя цены на различных рынках?
При максимизации монопольной прибыли выполняется правило P = MC?
Условие MR = MC является универсальным при определении оптимального выпуска в условиях любой рыночной структуры?
Является ли следующий пример ситуацией чистой монополии:
Булочная рядом с вашим домом?
Единственная авиалиния между вашим городом и столицей страны?
· Да, если нет железнодорожного (автомобильного) сообщения +
Городское предприятие водоснабжения?
Является ли следующий пример ситуацией ценовой дискриминации:
Дифференциация цен в зависимости от качества продукции?
Различия в оплате труда в зависимости от возраста, пола или национальности работника?
Установление разных цен для различных категорий потребителей?
Фирма-монополист максимизирует прибыль. Выполняется ли следующее положение:
Является ли характеристикой естественных монополий следующее положение:
Достижение значительной экономии на масштабах?
Производство общественных благ?
Нерациональность конкуренции, так как это порождает высокие издержки для потребителей?
Может ли осуществляться ценовая дискриминация, если:
Потребитель может перепродать продукт?
Продукт является услугой?
У продавца отсутствует возможность контролировать цену?
Олигополия
Монополистическая конкуренция
Ключевые понятия, Термины, Определения.
Олигополия и Монополистическая конкуренция.
Какому понятию соответствует следующее определение:
Ценовая политика фирм в условиях олигополистической структуры рынка, когда фирмы данной отрасли устанавливают цены на свою продукцию, следуя за одной из фирм данной отрасли?
Различные виды взаимозаменяемых изделий, удовлетворяющих одну и ту же потребность?
Необходимость учета реакции фирм-конкурентов на поведение данной фирмы, когда на рынке действует небольшое количество крупных фирм?
Методы конкурентной борьбы, состоящие в переходе на выпуск продукции более высокого качества, надежности и долговечности, а также в усилении роли рекламы?
Сговор между небольшой группой фирм-олигополистов по поводу установления цен и ограничения объема выпуска продукции или ее продаж?
Олигополия и Монополистическая конкуренция.
Верно ли следующее утверждение:
Продукция, производимая в условиях олигополии, может быть как стандартной, так и дифференцированной?
Для олигополии характерна неценовая конкуренция?
Рынок монополистической конкуренции отличается от рынка совершенной конкуренции наличием дифференцированной продукции?
Издатель учебника реализует свою продукцию на рынке монополистической конкуренции?
В долгосрочном периоде фирма в условиях монополистической конкуренции получает нулевую экономическую прибыль?
Олигополия и Монополистическая конкуренция.
Верно ли следующее утверждение:
Олигополистическая взаимозависимость означает, что каждая фирма производит продукцию, похожую, но не идентичную той, которую производят конкуренты?
Олигополистическая взаимозависимость означает, что все фирмы производят одну и ту же продукцию?
Олигополистическая взаимозависимость означает, что каждая фирма должна учитывать реакцию конкурентов, когда она проводит определенную ценовую политику?
Олигополистическая взаимозависимость означает, что каждая фирма несет убытки из-за неустойчивости рыночных цен?
Олигополия и Монополистическая конкуренция.
Укажите верное продолжение предложенному утверждению:
Отсутствие входных барьеров на рынок характерно для …?
· Рынка совершенной конкуренции +
Рынок, представленный группой продавцов, объединенных соглашением о его разделе и общей ценой, характерен для …?
· Рынка совершенной конкуренции
Ситуация, в которой общество несет потери из-за высоких цен при низком выпуске, более характерна для …?
· Рынка совершенной конкуренции
Рынок, на котором несколько продавцов могут оказывать воздействие на цену продукции в отрасли, характерен для …?
· Рынка совершенной конкуренции
Ситуация, когда назначаются разные цены на один и тот же товар, характерна для …?
· Рынка совершенной конкуренции
· Рынка совершенной конкуренции
Отсутствие кривой предложения характерно для …?
· Рынка совершенной конкуренции
Рынок с большим числом фирм, производящих взаимозаменяемые товары и услуги, характерен для …?
· Рынка совершенной конкуренции
Ситуация, в которой при любом объеме выпуска продукция продается по одинаковой цене, характерна для …?
· Рынка совершенной конкуренции
Чем меньше заменителей имеет продукт, тем ближе монополистическая конкуренция к ситуации, характерной для …?
· Рынка совершенной конкуренции
Олигополия и Монополистическая конкуренция.
Верно ли следующее утверждение:
Свободный вход на монополизированный рынок невозможен?
Конкурентная фирма не может повлиять на рыночную цену?
Конкурентная фирма продает по рыночной цене столько, сколько захочет?
Обладание монополией всегда гарантирует прибыль?
Если предельные издержки фирмы превышают предельный доход, следует наращивать выпуск продукции?
Ценовая дискриминация выгодна только тогда, когда ценовая эластичность на обслуживание рынков одинакова?
При монополистической конкуренции легче основать новую фирму, чем при совершенной конкуренции?
На рынках олигополии продукция совершенно однородна?
В условиях монополизированного рынка отсутствует кривая предложения?
Понятие олигополистической взаимозависимости и координации
И КООРДИНАЦИЯ
ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ
Олигополия это такой тип рынка, которому присущи следующие черты:
1. Количество предприятий в отрасли. В условиях олигополии на рынке присутствует ограниченное количество участников рынка (как минимум 2 и больше, в пределах 11 – 15 участников), в связи с ограниченным числом участников рынка их доли значительны и, как следствие, их рыночная власть больше минимальной. Олигополией можно также рассматривать ситуацию, когда на рынке присутствует более 10 – 15 участников рынка, но как минимум один из них обладает значительной долей рынка. Рынок можно считать олигополистичным, если несколько крупных предприятий поставляют на него большую часть общего объема производства отрасли. Доли фирм в сравнении с размером совокупного рынка велики.
2. Товар. В условиях олигополии предприятия могут производить как однородные товары (например, производители черных и цветных металлов), так и дифференцированные товары (например, производители автомобилей, компьютеров и др.).
3. Свобода входа в отрасль и выхода из отрасли. В отрасли существуют значительные барьеры на пути вхождения в отрасль новых предприятий.
Можно сказать, в целом, что олигополия представляет собой конкуренцию между немногими.
Помимо этих трех основных черт, с помощью которых можно охарактеризовать любой тип рынка, олигополии присущи еще две черты. первая заключается в том, что предприятиям в условиях олигополии характерна так называемая «жесткость цен». Это означает, что, если в условиях других типов рынка цены на товар меняются в зависимости от колебаний спроса, то в условиях олигополии цена практически всех продавцов может оставаться постоянной, несмотря на рост спроса, если цена все же меняется, то все продавцы делают это примерно одновременно. И наоборот, если спрос на товар стабильно падает, то продавцы не спешат снизить цены.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Модели олигополии
Добавлено в закладки: 0
Модели олигополии применяют экономист ы для моделирования вероятного поведения участников рынка по способам теории игр из-за отсутствия созданной теории олигополии.
Олигополия — это структура рынка, в которой доминирующие позиции у малого количества компаний, являющихся участниками рынка. Новым участникам рынка весьма сложно вступить в отрасль ввиду высоких барьеров, которые устанавливаются доминирующими фирмами. Доминанты зависят друг от друга, потому в олигополической структуре часто появляются различного рода слияния, альянсы, сговоры и так далее.
Чаще, чем другие, встречаются такие экономические организационные формации:
Самые известные модели олигополии:
1. Модель Курно. Создана французским экономистом Курно А. в XIX веке. В этой модели предусматривается отсутствие кооперации фирм-участников.
2. Модель Бертрана, которая описывает поведение компаний, которые конкурируют на олигополистическом рынке при помощи изменения цены на производимую продукцию. Автор модели — экономист и математик Бертран Жозеф.
3. Модель Штакельберга, которая создана в начале ХХ века немецким экономистом Генрихом фон Штакельбергом. Модель рассматривает олигополистический рынок, на котором одна из компаний явно лидирует, а другие участники рынка ориентируются в своих расчетах на нее.
Не такие известные модели олигополии, которые созданы Эджуортом, Чемберленом, Гутенбергом.
Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — это вид рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирующим является небольшое число компаний. Примеры олигополии — это производители пассажирских самолетов, например, «Эйрбас» или «Боинг», производителей автомобилей, таких как «БМВ», «Мерседес». Другиое определение олигополистического рынка — это значение индекса Герфиндаля, которое превышает 2000. Олигополия с двумя участниками — это дуополия.
Главные характеристики
Когда на рынке есть малое число компаний, их называют олигополиями. В некоторых ситуациях олигополиями называют самые крупные фирмы отрасли. Продукция, которую на рынок поставляет олигополия, является идентичной продукции конкурентов (к примеру, мобильная связь), или имеет дифференциацию (к примеру, стиральные порошки). При этом, на олигопольных рынках весьма редко проявляется ценовая конкуренция. Возможности получения прибыли компании видны в развитии неценовой конкуренции. Обычно, вход на олигопольный рынок новых компаний весьма затруднён. Как барьеры, выступают или законодательные лимиты, или необходимость в первоначальном капитале большого размера. Потому примером олигополии является крупный бизнес.
Особенное значение функционирования олигополий у информированности их о рынке. Учитывая возможности конкурентов по увеличению производства, каждая компания боится необдуманных действий, которые уменьшают на рынке её долю. Поэтому информированность входит в обязательные условия существования. Поведение каждой компании на рынке четко обосновано логически и поэтому его называют стратегическим. Со временем стратегии могут изменяться, но данные изменения имеют долгосрочный или среднесрочный характер.
Типология моделей олигополии
Модель картеля
Самая лучшая стратегия для олигополии — это договор с конкурентами в отношении объёмов продукции, цен производства. Договор позволяет усилить власть каждой компании, и применять возможности получения прибыли в таком размере, в котором бы её получала монополия в случае, когда рынок был бы монопольным. Такой сговор в экономике называют картелем.
В антимонопольном законодательстве большей части стран договор запрещается, поэтому в действительности картели имеют или международный (картель «ОПЕК»), или тайный характер.
Особенность существования картелей — их недолговечность: у членов картеля есть всегда соблазн получить высокий доход за краткосрочный период, нарушая договоренность, и, когда это проходит, картель распадается.
Модель лидерства по объему (ценам)
Обычно, среди совокупности компаний выделяется одна, становящаяся лидером на рынке. Это например, связано, с длительностью существования (авторитетом), наличие новейших технологий, научных подразделений, профессионального персонала, большая их доля на рынке. Лидер совершает первым изменения в плане объема или цены производства. При этом другие фирмы повторяют действия лидера. В итоге видна согласованность общих действий. Лидер должен всё знать о динамике спроса в отрасли на продукцию и о возможностях конкурентов.
Модель Курно
Поведение компаний основывается на сопоставлении своего прогноза об изменениях рынка. Каждая компания просчитывает действия конкурентов и подбирает такую цену и объем производства и объем производства, которая стабилизирует на рынке её положение. Когда первоначальные расчеты неверны, компания корректирует данные параметры. Спустя некоторое время доли всех фирм на рынке стабилизируются и не изменяются в дальнейшем.
Модель Бертрана (модель ценовой войны)
Считается, что каждая компания хочет стать ещё больше и в идеале захватить полностью рынок. Чтобы заставить уйти конкурентов, одна из компаний начинает уменьшать цену. Другие фирмы, чтобы не потерять собственной доли, должны поступать аналогично. Ценовая война продолжается, пока на рынке оказывается всего одна фирма. Другие закрываются.
Общая взаимозависимость
Так как на рынке есть малое число фирм, продавцам нужно создать стратегии развития для собственной фирмы, чтобы их конкуренты не вытеснили с рынка. Так как фирм на рынке ограниченное число, компании следят внимательно за действиями конкурентов, включая их ценовую политику, с кем они сотрудничают и так далее.
Модель олигополии, которая основана на договоре. На олигополистическом рынке каждая компания выбирает либо кооперированное (кооперативное), либо некооперированное (некооперативное) поведение. Фирмы в первом случае не связываются в собственном поведении никакими тайными или явными соглашениями один с другим. Именно эта стратегия создает ценовые войны. К кооперированному поведению компании приходят, когда желают уменьшить взаимную конкуренцию. Когда в условиях олигополии компании тесно и активно сотрудничают меж собой, это означает, что они вступают в договор. Это понятие применяется в тех ситуациях, когда две или больше компаний вместе устанавливают фиксированные объемы выпуска или цены и поделили рынок или приняли решение вести совместно дело.
Договор является родовым понятием в отношении треста, картеля.
Картель – это группа фирм, которые действуют вместе и согласуют решения в отношении объемов выпуска продукции и цен так, как когда они являлись бы единой монополией.
Картели в США запрещаются законом. Все же, компании зачастую поддаются искушению вступить в тайный договор, что позволяет оградить себя от конкуренции, не прибегнув при этом к открытому соглашению. Выгоды от договора, когда он был успешным, могут быть большими.
Модель ценового лидерства
Одна фирма на олигополистических рынках действует в качестве ценового лидера, который устанавливает цену, чтобы увеличить собственную прибыль, пока другие фирмы следуют за лидером. Компании-соперники назначают одну и ту же цену, которую устанавливает лидер.
Лидирующая компания исходит из того, что прочие компании на олигополистическом рынке не будут таким образом реагировать, что изменят цену, установленной ею.
Модель лидерства в ценах называют частичной монополией, так как лидер устанавливает монопольную цену, основанную на его предельных издержках и предельном доходе. Прочие компании принимают данную цену как эту, они следуют за ценами лидера, считая, что большие компании обладают большей информацией о спросе рынка.
Ценовое лидерство скрытого сговора, ибо открытые соглашения о ценах запрещаются антимонопольным законодательством. Ценовое лидерство имеет преимущество перед картелем, так как оно сохраняет свободу компаний в отношении их сбытовой и производственной деятельности, а в картелях они контролируются размежеванием рынка или квотами.
Отличают два главных вида ценового лидерства:
лидерство компании, которая занимала доминирующее положение на рынке, но отличающейся несущественно от последователей по уровню издержек;
лидерство компании с значительно более низкими издержками, чем у конкурентного окружения;.
Выделяют модель рынка доминирующей компании с конкурентным окружением и свободным входом и закрытым входом.
Модель дуополии Курно
Модель дуополии впервые была предложена в 1838 г. французским философом, математиком, экономистом Антуан-Огюстеном Курно.
Дуополия — это рыночная структура, при которой два продавца, которые защищены от возникновения добавочных продавцов, являются единственными производителями стандартного товара, который не имеет близких заменителей.
Экономические модели дуополии являются полезными для того, чтобы показать, как предположение отдельного продавца в отношении ответа конкурента оказывает влияние на равновесный выпуск.
Модель дуополии Курно предполагает, что каждый из двух продавцов считает, что его конкурент будет всегда удерживать собственный выпуск неизменным на текущем уровне. Модель Курно учитывает то, что продавцы о своих ошибках не узнают.
Специфика поведения на рынке олигополистов
Зависимость компаний-олигополистов на рынке предусматривает специфику поведения на рынке олигополий. В отличие от прочих рыночных структур, фирма-олигополист должно всегда учитывать, что выбранные им объем выпуска и цены прямо зависят с рыночной стратегией (поведением) его конкурентов, которое (поведение) определяется в свою очередь выбранным им решением.
Ввиду этого олигополист:
Модели некооперированной и кооперированной олигополии
Особенности взаимоотношений и многообразие форм поведения олигополий в конкретных ситуациях на рынке предопределяют существование огромного числа различных моделей олигополии. Лишь взятые в целом, данные модели могут дать правильное изображение олигопольного рынка.
Условно разделяют олигопольные рынки на два вида зависимо от того, как действуют друг с другом его участники: некооперированная олигополия и кооперированная олигополия.
Фирмы при кооперированной олигополии согласуют взаимное поведение, вступая в сговор или согласуя собственные действия каким-нибудь другим методом.
Фирмы при некооперированной олигополии, стремясь к увеличению прибыли, действуют независимо, на свой риск и страх. Соответственно с данным делением классифицируют и модели олигополий.
Как пример моделей некооперированной олигополии рассмотрим: модель Штакельберга, модель Курно, модель ломаной кривой спроса. Пример модели кооперированной олигополии — это модели ценового лидерства (барометрическое ценовое лидерство и лидерство фирмы, которая доминирует по цене) и модель картеля. Модель теории игр рассмотрят в отдельном разделе и раскроет механизм стратегического выбора компаний меж некооперированной и кооперированной олигополиями.
На олигополистических рынках одна с другою конкурируют только некоторые фирмы, и вхождение в данные рынки новых предприятий усложнено. Изготавливаемый товар может быть дифференцированным (к примеру, автомобили) и недифференцированным (сталь) Прибыль в олигополистических отраслях промышленности и монопольная власть частично связаны с тем, как взаимодействуют предприятия.
Предприятия в некоторых олигополистических отраслях сотрудничают, а в прочих – агрессивно конкурируют, хотя это и вызывает уменьшение прибыли. Каждое предприятие, решая, должно учесть реакцию собственных конкурентов. Для того, чтобы изучить олигопольные рынки, нужно рассмотреть некоторые основные принципы стратегии предпритв.
Важная форма рыночной структуры — это картель На картелизованом рынке несколько фирм и все вступают в откровенный сговор, координируя собственные объемы производства и цены, чтобы маскировать собственные общие доходы. Картели могут появиться на рынках, которые раньше были конкурентами, как это было с ОПЕЕК.
Картель на первый взгляд может быть чистой монополией. Кажется, что в картеле предприятия действуют как части одной огромной компании. Однако картель значительно отличается от монополии. Во-первых, так как и картели контролируют редко весь рынок, они должны считаться с тем, как их ценовая политика окажет влияние на объем производства некартельованих предприятий.
Во-вторых, члены картеля — это не части одной большой компании и у них может возникнуть соблазн обмануть собственных партнеров, уменьшая цены и захватывая рынок. Вследствие, большинство картелей склонны к нестабильности и являют собой временную рыночную структуру.
Есть четыре главные модели олигополии:
Так как тайные заговоры недолговечны, олигопольные компании обычно, стремятся к стабильности, в особенности по ценам. Именно по этой причине жесткость цен часто присуща олигополистических отраслям хозяйства. Даже когда затраты или спрос изменяются, предприятия не должны изменять цены. При уменьшении расхода или уменьшается рыночный спрос, предприятия не спешат уменьшать цену, так как их могут неправильно понять конкуренты. Потому может начаться война в отношении цены. А когда увеличиваются расходы или спрос то предприятия не могут точно принять решение, увеличивать им цены, так как опасаются, что их конкуренты могут свои цены и не поднять и они лишатся большой доли рынка
Данная жесткость цен — это основа модели ломаной кривой спроса, которая характерна для олигополии. В согласии с данной моделью каждая компания сталкивается с кривой спроса, с ломаной в точке цены, которая преобладает Ц. Когда цены больше Ц, кривая спроса весьма эластичнана П 1. Причина заключена в следующем: компания полагает, что когда она поднимет цену больше Ц, другие фирмы ей не последуют и она лишится значительной части доли на рынке. С другой стороны, компания полагает, что когда оно установит цену менее Ц, прочие предприятия сделают тоже, так как не пожелают лишаться собственной доли на рынке, и потому сбыт увеличивается, пока рыночная цена ниже. Кривая спроса в данной ситуации неэластична П2.
Так как кривая спроса предприятия ломана, то кривая ее граничного дохода прерывается Нижняя часть кривой граничного дохода отвечает менее эластичной части кривой спроса Вследствие этого, расходы предприятия могут изменяться, не провоцируя изменения цен.
Модель ломаной кривой спроса довольно проста, она указывает, что цены олигополии не жесткие или гибкие, но не поясняет принципов олигопольного ценообразования. Прежде всего она не объясняет никак, почему предприятия остановились именно на цене Ц9, а не установили какие-нибудь другие. Данная модель показывает наглядно жесткость цен, но никак не объясняет ее. Жесткость цен поясняется прежде всего желанием фирмы избежать общей разрушительной конкуренции.
Мы коротко рассмотрели модели олигополии: главные характеристики, общую взаимозависимость, специфику поведения, картеля, Курно, ценового лидерства, Бертрана, лидерства по объему. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу