вызывают родителей в школу я что лифт чтоб меня вызывать
Я работаю учителем начальных классов. Вот чем меня бесят родители
Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.
Но ко все этим ситуациям я отношусь с азартом. В этом и есть моя работа: не только научить ребенка писать и считать, но и объяснить, как взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, нести ответственность и исправлять ошибки. Чем сложнее задачу ставит перед собой и передо мной ребенок, тем интереснее ее решать и больше удовлетворения, когда удается с ней справиться.
К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.
Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.
Как победить выгорание
Требуют слишком многого
Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.
Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.
Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.
Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.
Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.
Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.
Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.
Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.
Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.
Не сомневаются в словах ребенка
Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.
Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.
Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.
Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.
Просят сделать исключение
В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.
Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.
Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.
Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.
Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.
Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.
Не уважают личное время
Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.
Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.
Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.
В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.
Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.
Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.
Считают, что учитель занимается только уроками
Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.
Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.
Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.
Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.
Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.
Меня вызывают к директору! Что мне надо знать?
© Иллюстрация Кристины Савельевой
Подробная инструкция для родителей
В один не очень прекрасный день вам звонят из школы и говорят: «Завтра вы приглашены на беседу с директором». Или понурый школьник приносит записку примерно такого же содержания.
Первое желание, которое испытывает после этого родитель, — узнать, за что все-таки его вызывают. А еще хочется понимать, как себя вести в этой ситуации.
Почему родителя могут вызвать в школу?
В законе «Об образовании» нет ни одного слова о том, при каких обстоятельствах можно вызвать в школу родителей ученика. Даже в уставах школ не всегда подробно прописаны эти обстоятельства.
Зато в этих документах на директора школы возлагается обязанность следить за соблюдением прав участников образовательного процесса. А поскольку законным представителем несовершеннолетнего являются его родители, все вопросы относительно нарушения прав решаются со взрослыми (не важно, ребенок нарушит чьи-то права или его права будут нарушены).
Чаще всего вызывают к директору по поводу поведения: срыва уроков, оскорбления учителей, драки, прихода в школу в измененном состоянии сознания, мелкого воровства, порчи школьного имущества.
Реже могут пригласить для беседы по поводу успеваемости, но сейчас, в эру мобильных телефонов, про оценки сообщают дистанционно. До директора доходит в исключительно вопиющих случаях, например, если классный руководитель подозревает, что ребенком пренебрегают или даже мешают ему учиться дома.
Вообще, в советах для учителей часто встречается рекомендация обсуждать с родителями не только уже случившиеся проблемы, но и те, к которым, по мнению педагога, идет дело. Занимаются этим, как правило, классные руководители.
Но если вызов к директору застиг вас внезапно, значит, дело серьезное.
Елена Б., учительница информатики в лицее, классная руководительница:
Директор — это всегда крайний вариант. Мне кажется, что при правильно организованной учебно-воспитательной работе, решить большинство вопросов можно между родителями, учеником и учителем.
Директор не должен заниматься мелкими ссорами, внешним видом учащихся и их тройками. Но если случилось действительно что-то из ряда вон выходящее, или имеется конфликт между несколькими сторонами — тут наступает время для вмешательства школьного руководства.
Если есть трения между учеником и учителем, директор выслушивает стороны и выступает арбитром. Если подрались, например, два школьника и их родители настроены воинственно, в кабинете у директора еще есть шанс погасить конфликт, не вовлекая в дело комиссию по делам несовершеннолетних, правоохранителей и суды.
Если вы не подозреваете директора своей школы в самодурстве (что делать, если подозреваете — напишем ниже), значит, повод для опасений есть, ситуация серьезная, и вмешательство необходимо.
Справедливости ради отметим, что ученика к директору могут вызывать и в качестве свидетеля какого-либо школьного происшествия. Тогда, если ребенок еще мал, вместе с ним позовут и родителей, чтобы он увереннее себя чувствовал, рассказывая, что произошло.
К чему готовиться? И как это делать?
Выясните у ребенка, что произошло. Не надо сразу включать режим пожарной сирены. Может быть, Вася поругался с Марьей Ивановной из-за ее манеры преподавания, а ваша Маша все это видела и слышала. Может быть, ребенок облокотился на раковину в школьном туалете, а та рухнула и разбилась. Может быть, все играли в волейбол, а ваш случайно сломал товарищу очки, и теперь родители потерпевшего гневаются.
Не обязательно случилась катастрофа, помните об этом, когда будете расспрашивать ребенка.
Узнайте, почему вас приглашают для беседы, объясните ребенку, что вам нужна подробная и честная информация, чтобы иметь возможность его защитить.
Успокойтесь. Да, даже если случилось ЧП вселенского масштаба, все равно: успокойтесь. Многие родители, оказавшись в подобной ситуации, испытывают страх, чувство вины, злость, чувство родительского бессилия. Из глубин памяти выползают еще и ощущения школьника, вызванного на ковер. С этими чувствами справиться тяжело, но нужно.
Примените дыхательные техники, валериану, раскраску-антистресс, побейте боксерскую грушу, только не идите к директору во взвинченном состоянии. Во-первых, ваш диалог быстро станет неконструктивным. Во-вторых, вы можете не уловить самой сути претензий и проглядеть способ мирного урегулирования конфликта.
Подготовьте свои вопросы о произошедшем, которые вы хотели бы задать директору.
В разговоре держитесь вежливо, внимательно выслушайте все, что хочет сказать педагог. Если учитель или директор ведут себя чересчур эмоционально, корректно попросите их сбавить обороты.
Просите больше достоверных фактов и конкретики: «дерзко ведет себя на уроке» — расплывчатая формулировка, надо знать: ребенок закатывает глаза и фыркает или обзывает преподавателя бранными словами и уходит из класса.
Не отрицайте вину ребенка, но объясните мотивы его поступка. Если ребенок при разговоре присутствует, важно, чтобы он чувствовал, что вы на его стороне.
Не позволяйте оскорблять своего ребенка, даже если он очень виноват. Бранные слова, оскорбительные замечания и навешивание ярлыков — это то, чего не должно быть в разговоре ни с вашей стороны, ни с директорской.
Спросите, что вы можете сделать, какой реакции от вас ждет школа: возместить ущерб, провести беседу, обратиться к психологу.
Как говорить с ребенком о произошедшем в школе?
Даже самый отъявленный хулиган будет беспокоиться и тревожиться после визита родителей к директору. Обсудите с ребенком все, что случилось, осудите его поступок, но не личность. Не скрывайте своих чувств, скажите, что расстроены и сердиты. Выясните, что можно сделать, чтобы исправить ситуацию, перед кем придется извиниться, с кем — помириться, и как это сделать.
Если ребенок совершил что-то по незнанию, устраните пробелы в его образовании. Если ситуация имела материальные последствия, но была результатом случайности (например, история с раковиной) — объясните, что вы всецело на стороне ребенка, и не считаете, что он в чем-либо виноват.
Психологи утверждают, что самыми провальными родительскими тактиками будут отстранение и нападение. Отстранение — это когда родители не желают вникать в ситуацию, и скидывают решение проблемы на ребенка. «Не важно, что там произошло, мы хотим, чтобы нас не дергали», — транслируют такие взрослые. Люди вообще не любят, когда на их проблемы всем начхать, а особенно не любят этого дети. Ребенок вместо исправления ситуации может еще больше ухудшить свое поведение, чтобы на него наконец обратили внимание.
Нападение — это когда родители сразу же обвиняют во всем случившемся ребенка и встают безоговорочно на сторону школы. Результатом таких действий может стать не только потеря доверия между ребенком и родителями, но и «потеря» всех последующих записок с приглашениями на беседу с директором.
Могу ли я не ходить к директору?
Да. Никаких документов, обязывающих вас являться в школу по просьбе ее руководства, не существует. Если повод кажется вам мелким, а времени на визиты действительно нет, попытайтесь обсудить проблему по телефону. Если вашего ребенка вызывают в качестве свидетеля, и он не против сходить один, — пусть идет. Но если ситуация серьезная, визит к директору зачастую является последним шансом не попасть на учет в комиссию по делам несовершеннолетних
Что делать, если обвинения директора несправедливы, а действия — некорректны?
Школа и родители — не враги друг другу. Обычно если родителей приглашают для беседы, значит, надеются разрешить конфликт мирным путем. Однако если в кабинете директора вы сталкиваетесь с оскорблениями, явным нежеланием слушать ваше мнение, отсутствием внятных предложений по решению проблемы — вы и ребенок не обязаны этого терпеть.
В книге «Учителя и ученики: права и обязанности» Любови Духаниной говорится, что школа не вправе не допустить ребенка до занятий, если он нарушил установленные требования к внешнему виду. Это можно рассматривать лишь как основание для применения мер педагогического воздействия.
То есть если ребенка не пустили на уроки из-за его одежды, прически, украшений, маникюра — это уже повод жаловаться.
Основанием для жалобы на директора школы может быть: предвзятое отношение к учащемуся, грубость и оскорбления, применение физической силы по отношению к учащимся, ошибки в обучении (не по программе, школьники не усваивают необходимые знания в рамках избранной программы), поборы, или вопиющее бездействие (например, в ситуации буллинга).
Ситуации, когда в школьном конфликте плохо проявил себя не ребенок, а директор случаются сплошь и рядом. Например, директор и завуч отчитали девочку за синий цвет волос. Мальчика не пустили на уроки, а вместо этого отправили к психологу и все потому, что он собирал в хвост длинную челку. А еще в сельской школе директор порвал мальчику ухо, выдергивая из нее серьгу.
Родителей вызывают в школу. Кто вы: большая слониха или маленькая собачка?
Почему мы не любим ходить на родительские собрания
Ирина Лукьянова журналист, писатель, преподаватель литературы, мама двоих детей, автор книги о детях с СДВГ
Ваш ребенок гиперактивный, или просто шумный, или часто плохо себя ведет на уроках. И вот родителей вызывают в школу, чтобы призвать лучше ребенка воспитывать. Сначала вы очень нервничаете, буквально трясутся руки. Потом начинаете ругать ребенка — в воспитательных целях. И наконец, обессилев, решаете: пусть разбирается сам. Ирина Лукьянова, педагог и мама гиперактивного ребенка, в книге «Экстремальное материнство» проходит с измученными родителями весь этот путь и показывает, что же родители и ребенок чувствуют на самом деле и как с этим быть.
Родителей детей с СДВГ часто вызывают в школу, их разговоры с учителями бывают очень эмоциональны. Учитель обычно обвиняет родителей, что они плохо воспитывают ребенка, родители защищаются, а дома обрушивают свой гнев на ребенка. Другие бросаются в атаку на учителей, обвиняя школу в том, что она не умеет работать с ребенком. Но все это никак не помогает ребенку.
Почему родители боятся школы
Некоторые мамы заранее боятся. У родителей еще с тех пор, когда они сами были детьми, остались от школы тяжелые впечатления. Этот опыт мешает спокойно воспринимать слова учителей и детские школьные оценки. Кажется, что родитель сам еще школьник, что ему сейчас ставят двойки за родительское мастерство.
Родительскому страху школы посвящена статья психолога А. И. Лунькова «Почему мы боимся школы». Я ограничусь короткими, но важными цитатами из этой статьи.
Луньков пишет: родителям не стоит требовать от детей учиться так, чтобы им, родителям, не приходилось краснеть. Ведь тогда получается, что самоуважение взрослого человека зависит от школьных оценок ребенка: «Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет. Ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания».
В случае позиция родителя «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо» ребенок вынужден нести бремя двойной ответственности: и за себя, и за эмоциональное состояние родителя. Часто такой груз оказывается непосильным для ребенка, и он выстраивает систему психологической защиты от всего сразу: и от школы, и от родителей, и от учения.
Большая добрая слониха или маленькая испуганная собачка?
Родители проблемных детей очень часто находятся в затяжной депрессии, которая превращает их в сплошное больное место: любой взгляд и любое слово кажутся нападкой, школа превращается в место, где будут пытать, так что на родительское собрание мать заранее отправляется как на допрос в гестапо. Если вы заранее готовы изображать партизана на допросе, есть шансы, что ваш оппонент тоже примет навязанную ему роль палача.
Когда разговор трудный, особенно важно владеть собой, сохранять спокойствие, оперативно продумывать возможные варианты. Поэтому перед походом в школу лучше настраиваться на конструктивный диалог. И если уж вживаться в роль — то не партизана перед лицом врага или матери-волчицы, спасающей своего Маугли от тигра. Лучше стать большой доброй слонихой. Кому же придет в голову воевать с большой доброй слонихой? А поджатый трясущийся хвост не надо никому демонстрировать — его лучше спрятать под одеждой.
Если вы вообще неспособны взаимодействовать со школой без трясущихся рук и слез, значит, в первую очередь надо приводить в порядок собственные нервы. Идти к доктору, проходить психотерапию, выяснять, почему для вас так значимы суждения учителей и оценки ребенка, пить успокоительное — а уже затем начинать работу по распутыванию клубка проблем. Вы не сможете быть начальником дурдома и большим добрым слоном, если вы — маленькая хромая собачка с манией преследования.
Сколько можно за тебя краснеть?
Вот вам страшная история.
Представьте себе, что вы художник-иллюстратор, очень любите свое дело и с удовольствием рисуете картинки к детским книжкам. Но в кризис теряете работу, и муж устраивает вас к себе в контору «Рога и копыта» в отдел подсчета рогов и копыт. Дело это вы не любите, оно вам дается плохо. Вы путаете рога с копытами, сбиваетесь со счета, но искренне пытаетесь разобраться, что к чему. Сотрудники от вас отмахиваются: постараешься, мол, разберешься сама. Сделанные вами работы перечеркивают крест-накрест и пишут: переделать! Вы переделываете. Голова начинает кружиться и циферки в глазах плавают.
Вы берете эту работу домой в надежде, что муж поможет. И он помогает.
— Это что за работа? — спрашивает он. — Это кто так пишет вообще? Ты зачем на работу ходишь — меня позорить? Уму непостижимо, парнокопытных от непарнокопытных не отличить! Витые рога с развесистыми вместе считать!
— Вот-вот, — говорит муж, — реветь ты мастер. А работу как следует делать — так тебя нет!
— Я не понимаю, — робко говорите вы.
— Чего тут можно не понимать? — кричит он. — Ты мне скажи, позорище ты этакое, чего тут можно не понимать? Ты дура, да? Или ты это нарочно, издеваешься надо мной? Или ты хочешь, чтобы меня с тобой за компанию с работы поперли? Это первоклассники должны понимать! Детсадовцы!
— Я не понимаю, — шепчете вы, — кто такие непарнокопытные.
Муж заливается демоническим хохотом.
— Непарнокопытные, — зловеще начинает он, — это у которых копыта — слитные, поняла? Что тут можно не понимать? Ну покажи, что тут у тебя написано?
Вы протягиваете ему свой черновик учета рогов и копыт.
— А это еще что? — взвивается он. — Почему тут клякса? А тут столбик сбит? Ты вообще умеешь карандаш в руках держать или что? Клади бумагу на стол! А на столе-то, мама дорогая! Ну-ка живо убери все эти краски! Живо, живо! Так! Села! Пишешь! Парных копыт — считай! Непарных копыт — считай! Чтоб я тебя не видел, пока работу не сделаешь.
Вы сидите и капаете слезами на работу. От мужа вы ждали другого — поддержки и спокойной помощи с рогами и копытами.
При этом муж искренне уверен, что он вас дисциплинирует, внушает вам ответственное отношение к работе и добивается качественного ее исполнения. Чего он на самом деле добьется, сколько вы продержитесь на такой работе и с таким мужем — легко предсказать.
Что заставляет гипотетического мужа так себя вести? В каком-то смысле он не разделяет жену и себя: ее ошибки как бы становятся его ошибками, снижают его личную и профессиональную ценность. Его отношение к себе, образ себя чрезвычайно зависимы от чужого мнения. Внешний образ благополучия для него важнее, чем по-настоящему благополучные отношения с женой. Он верит в то, что качество выполнения работы зависит исключительно от приложенных усилий (а не от опыта, мастерства и т.п.). Он не дает жене стажерского времени, спрашивая с новичка, как с мастера, и не позволяя делать ошибки. Он занимает по отношению к ней не дружественную и обучающую, а враждебную и ревизующую позицию.
И родители, увы, очень часто именно так себя и ведут со своим ребенком.
Я несколько раз предлагала разным родительским группам примерить на себя эту ситуацию. Мамы ахали: да я бы через неделю сбежала. А сын меня такую терпит! И еще любит!
Только один раз «примерка на себя» дала осечку. Это произошло в группе будущих приемных родителей, с которыми я пыталась разыграть сцену по ролям. Исполнитель роли мужа бросил предписанную ему роль (строго отчитывать и возмущаться) и стал опекать уставшую маму, которая пришла с тяжелой работы: предлагать ей чаю, утешать, рассказывать ей, что она умница и обязательно разберется. Его не пришлось убеждать, что человека, которому трудно, надо поддерживать, — для него это оказалось совершенно естественно. Я думаю, этот человек будет очень хорошим родителем.
Не хочу ничего знать о твоих проблемах
Почему претензии учителей причиняют нам такую душевную боль?
Потому что мы неправильно выбираем критерии, по которым оцениваем себя как родителей, и принимаем за такие критерии школьные оценки и замечания в дневнике своих детей, их успешность в сравнении с другими детьми, их достижения.
Мы воспринимаем двойки и проблемы наших детей как очередные удары в серии неприятностей, которые обрушивает на нас жизнь.
Мы считаем, что это проблемы, которые нам доставляют наши дети, чтобы нам было плохо и трудно жить на свете.
Мы считаем, что наши дети и есть наша проблема.
Мы наказываем детей, чтобы устранить эту проблему.
Мы говорим им «слышать уже не могу про твои двойки и художества, делай что хочешь, но чтобы я этого всего не видела и не слышала».
Мы перестаем ходить в школу, чтобы не видеть и не слышать.
Мы не хотим испытывать эту боль.
Мы оставляем своих детей наедине с их болью и отказываем им в помощи.
На самом деле все эти вызовы в школу, жалобы и записи в дневнике — это сигналы о том, что они, наши дети, не справляются с учебой и социализацией, что они дезадаптированы в своем мире, что им плохо и трудно жить на свете.
Они ждут от нас помощи.
Мы приходим на помощь — и наказываем их. В следующий раз нас о помощи не попросят, будут сами решать. Это избавит нас от серии маленьких болевых ощущений сейчас, но чревато большой болью потом.
Тактика «не хочу ничего слышать о твоих проблемах в школе», приводит сразу к тому, что:
О том, как конструктивно взаимодействовать со школой — в следующий раз.