выявление операций со связанными сторонами что ответить аудиторам

МСФО № 24 Раскрытие информации о связанных сторонах

выявление операций со связанными сторонами что ответить аудиторам. Смотреть фото выявление операций со связанными сторонами что ответить аудиторам. Смотреть картинку выявление операций со связанными сторонами что ответить аудиторам. Картинка про выявление операций со связанными сторонами что ответить аудиторам. Фото выявление операций со связанными сторонами что ответить аудиторам

МСФО 24 посвящен вопросам отражения в финансовой отчетности информации о наличии связанных с деятельностью организации сторон, имеющих влияние на ее политику. Рассмотрим особенности применения МСФО 24.

Цель создания МСФО 24

МСФО 24 создан с целью освещения правил раскрытия в финансовой отчетности информации о влиянии на деятельность организации связанных сторон. Связь предполагает наличие определяющего воздействия стороны на какие-либо аспекты существования организации.

Действующий с 09.02.2016 вариант МСФО 24, являющийся приложением к приказу Минфина России от 28.12.2015 № 217н и сменивший применявшийся ранее текст, введенный в РФ приказом Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н, указывает на необходимость раскрытия в отношении связанных сторон:

Стандарт применим как для отдельных юридических лиц (МСФО 27), так и для образующих группу (МСФО 10). При составлении консолидированной отчетности данные о внутригрупповых операциях из общих оборотов исключают, кроме тех ситуаций, когда речь идет об инвестиционных вложениях, оцениваемых через справедливую стоимость или прибыль-убытки.

Об отчете, составляемом для отражения прибылей-убытков, читайте в материале «Порядок оформления отчета о прибылях и убытках по МСФО».

Что определяет связь сторон?

Существование связи сторон в бизнесе подразумевает возможность единолично или совместно с иным лицом воздействовать на решения, принимаемые связанной стороной, и может быть обусловлено, например, наличием у организации:

Результаты такого влияния могут сказываться на финансовом положении:

Поэтому понимание последствий подобного взаимодействия становится крайне важным для оценки работы организации и возможных рисков в ее деятельности.

Связанными сторонами для организации могут быть как физические, так и юридические лица. При этом неважно, какого рода операции осуществляются между ними и берется ли за это плата. Имеет значение суть взаимоотношений.

Физлицо будет считаться связанной стороной, если оно входит в органы управления организацией, осуществляет контроль над ней или каким-то иным образом может влиять на политику организации. Близкие члены семьи такого физлица, непосредственно влияющие на принимаемые им решения, также могут являться связанными сторонами.

Юридическое лицо может быть связанной стороной по отношению к организации в случаях, когда оно:

О том, какие последствия взаимосвязь сторон имеет для расчета налогов в РФ, читайте в статье «Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях — 2016».

Какие стороны не считаются связанными?

Согласно положениям МСФО 24 не следует считать связанными сторонами:

Общие особенности отчетности при наличии связанных сторон

Отчетность, содержащую информацию о связанных сторонах, характеризуют следующие особенности:

Раскрытие информации должно проводиться раздельно с выделением данных:

Состав раскрываемой информации о связанных сторонах

Осуществленные с каждой из связанных сторон операции необходимо разбивать по их видам, отражая в отношении каждой связанной стороны сведения:

В отношении управленческого персонала, относимого к связанным сторонам, обязательной является информация о величине выплат, осуществленных каждому из управленцев в целом и с разбивкой на вознаграждения:

О начислении дохода по акциям, осуществляемом по российским стандартам, читайте в статье «Какой порядок распределения чистой прибыли (нюансы)?».

Выделению в отчетности подлежат данные о затратах на услуги предоставленного ключевого управленческого персонала. При этом обязанность детального раскрытия данных по ним (как по персонам, так и по видам выплат) у организации отсутствует.

Виды операций для раскрытия данных по ним

Обязательной к раскрытию в отчетности является информация по операциям, связанным:

Подлежащей раскрытию считается также информация об участии материнской и дочерней компаний в платежах в пользу работников, осуществляемых по программам установленных выплат, при которых риск делится между участниками группы (п. 42 МСФО 19).

В отдельных случаях допускается:

О том, как оформляются пояснения к отчетности по российским стандартам, читайте в материале «Составляем пояснительную записку к бухгалтерскому балансу (образец)».

Нюансы операций, связанных с государством

Выполнение требований к составу раскрываемой информации становится необязательным, если для организации имеет место связь с государственными органами, выступающими в качестве контролирующего (единолично или совместно) органа или имеющего влияние на деятельность:

Достаточным в этом случае будет раскрытие в отчетности:

Применение собственного суждения для оценки существенности или несущественности операций обязывает отчитывающуюся организацию при выделении подлежащих описанию операций учесть также такие факторы, как:

Особенности применения стандарта

Обязательным является применение стандарта для отчетных периодов, начинающихся с 2011 года. Его досрочное применение допустимо при наличии в отчетности оговорки об этом.

Применение стандарта с 2011 года подразумевает использование его с учетом изменений, внесенных с этого же года в МСФО 10, МСФО 11 и МСФО 12. С 09.02.2016 указанные стандарты используются в варианте текста, прилагаемого к приказу Минфина России от 28.12.2015 № 217н.

С января 2014 года обязателен учет поправок к МСФО 24, принятых в части инвестиционных организаций и введенных в действие в РФ приказом Минфина России от 07.05.2013 № 50н, в отношении:

С июля 2014 года обязательно применение поправок, внесенных в стандарт в результате его ежегодных усовершенствований и введенных в действие в РФ приказом Минфина России от 17.12.2014 № 151н. Этими поправками текст стандарта был дополнен в части:

Все виды поправок допускается использовать до даты, с которой они стали обязательными к применению, но с обязательной оговоркой в отчетности об этом. Досрочное применение поправок влечет за собой и досрочное применение положений соответствующих стандартов, измененных одновременно с ними.

Аналог МСФО 24 в российских стандартах учета

Аналогом рассматриваемого стандарта в РФ является ПБУ 11/2008, утвержденное приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н и на сегодняшний день применяемое в редакции от 06.04.2015. В целом оба документа очень похожи. Различают их следующие моменты:

Итоги

Применение МСФО 24 подразумевает выполнение ряда правил как в части признания сторон связанными, так и в отношении отражения информации по ним в отчетности.

Источник

Выявление операций со связанными сторонами что ответить аудиторам

3. Выявление операций со связанными сторонами

3.2. Для проверки полноты информации, касающейся перечня связанных сторон, аудиторская организация может предпринимать следующие действия:

а) сверить перечень связанных сторон экономического субъекта для аудита данного отчетного периода со списком связанных сторон, обнаруженных и зафиксированных в рабочей документации аудита предшествующего отчетного периода (в случае, если аудитор работает с данным экономическим субъектом не первый год);

в) навести справки об участии директоров и других должностных лиц проверяемого экономического субъекта в делах других организаций;

г) изучить списки акционеров данного экономического субъекта;

д) проверить с точки зрения получения необходимой информации протоколы собраний акционеров экономического субъекта, заседаний его руководящего органа и другие аналогичные документы.

3.3. Аудиторская организация может менять объем и специфику аудиторских процедур, направленных на реализацию действий, перечисленных в предыдущем пункте, в зависимости от оценки аудитором степени риска необнаружения операций со связанными сторонами, имеющих существенное значение с точки зрения достоверности бухгалтерской отчетности.

3.4. При изучении организации и функционирования внутреннего контроля экономического субъекта и оценке риска средств контроля аудиторской организации следует:

а) рассмотреть с точки зрения особенностей операций со связанными сторонами стиль и основные принципы управления данным экономическим субъектом;

б) выяснить, предусмотрены ли необходимые средства контроля в отношении санкционирования и отражения операций со связанными сторонами;

в) достичь приемлемой уверенности в том, что предусмотренные механизмы и процедуры контроля являются надежными и действительно применялись экономическим субъектом в течение всего рассматриваемого периода.

Чем выше уровень оцениваемого аудитором риска средств контроля, тем большее внимание необходимо уделять проведению аудиторских процедур по существу.

3.5. В тех случаях, когда нормативные документы по ведению бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской отчетности предъявляют к экономическому субъекту специальные требования по раскрытию информации об операциях со связанными сторонами, аудиторская организация обязана проверить правильность раскрытия экономическим субъектом такой информации во всех существенных отношениях.

а) операции со значительно отличающимися от прочих условиями сделок, такими, как нехарактерные для обычной деятельности данного экономического субъекта расценки, процентные ставки, виды обеспечения, рассрочки платежей;

б) операции, противоречащие логике деятельности экономического субъекта;

в) операции, сущность которых противоречит их форме;

г) операции, осуществленные необычным образом;

д) неоправданно высокая доля операций с определенными покупателями или поставщиками в ущерб прочим;

е) предоставление или получение экономическим субъектом бесплатных или убыточных услуг;

ж) совершение операций с фирмами, зарегистрированными в географических зонах льготного налогообложения;

з) редкие и нетипичные операции, особенно имевшие место в конце отчетного периода;

и) санкционирование или оформление сделок лицами, которые обычно не занимаются такими операциями.

Источник

Средства контроля организации за взаимоотношениями и операциями между связанными сторонами

Средства контроля организации за взаимоотношениями и операциями между связанными сторонами (см. пункт 14)

A15. Иными лицами в организации являются лица, которые могут быть осведомлены о взаимоотношениях и операциях между связанными сторонами организации, а также о средствах контроля за такими взаимоотношениями и операциями. К таким лицам относятся, среди прочего, следующие (если они не являются представителями руководства):

— лица, отвечающие за корпоративное управление;

— персонал, наделенный полномочиями по инициированию, обработке или отражению в отчетных материалах операций, являющихся значимыми и выходящими за рамки обычной деятельности, и лица, осуществляющий надзор или контроль за таким персоналом;

— служба внутреннего аудита;

— штатный юридический консультант;

— главное должностное лицо по этическим вопросам или аналогичное лицо.

A16. Аудит проводится при допущении, что руководство и, в соответствующих случаях, лица, отвечающие за корпоративное управление, признают свою ответственность за подготовку финансовой отчетности в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности, в том числе за ее достоверное представление, если это применимо, а также за использование таких средства внутреннего контроля, которые руководство и, в соответствующих случаях, лица, отвечающие за корпоративное управление, сочтут необходимыми для подготовки финансовой отчетности без существенных искажений вследствие недобросовестных действий или ошибки. Следовательно, если концепция содержит требования к связанным сторонам, то подготовка финансовой отчетности предусматривает разработку, применение и сохранение в действии руководством (с учетом надзора со стороны лиц, отвечающих за корпоративное управление) надлежащих средств контроля за взаимоотношениями и операциями между связанными сторонами с целью их выявления, надлежащего отражения в финансовой отчетности и раскрытия в соответствии с концепцией. Осуществляя свои надзорные функции, лица, отвечающие за корпоративное управление, контролируют исполнение руководством своих обязательств в отношении указанных средств контроля. Независимо от предусматриваемых концепцией требований к связанным сторонам лица, отвечающие за корпоративное управление, могут в рамках своих надзорных функций получать от руководства информацию для формирования у них представления о характере и экономической обоснованности взаимоотношений и операций между связанными сторонами.

A17. В рамках выполнения предусмотренного МСА 315 (пересмотренным) требования по формированию представления о контрольной среде аудитор может провести анализ следующих характеристик контрольной среды, имеющих отношение к уменьшению рисков существенного искажения финансовой отчетности, связанных с взаимоотношениями и операциями между связанными сторонами:

МСА 315 (пересмотренный), пункт 14.

— внутренние кодексы этики, надлежащим образом доведенные до сведения персонала и обязательные к исполнению, которые регламентируют обстоятельства, в которых организация может совершать те или иные операции между связанными сторонами;

— политика и процедуры достоверного и своевременного раскрытия интересов руководства и лиц, отвечающих за корпоративное управление, в отношении операций между связанными сторонами;

— передача в пределах организации обязанностей по выявлению, отражению в отчетности, краткому обобщению и раскрытию операций между связанными сторонами;

— своевременное раскрытие и обсуждение руководством и лицами, отвечающими за корпоративное управление, значительных операций между связанными сторонами организации за рамками обычной деятельности организации, в том числе изучение вопроса о том, надлежащим ли образом лица, отвечающие за корпоративное управление, проверили экономическую обоснованность таких операций (например, посредством получения рекомендаций от внешних профессиональных консультантов);

— четкие указания относительно одобрения операций между связанными сторонами с учетом фактических или предполагаемых конфликтов интересов, например, одобрение операций подкомитетом лиц, отвечающих за корпоративное управление, в составе физических лиц, которые являются независимыми от руководства;

— регулярные обзорные проверки службой внутреннего аудита в соответствующих случаях;

— профилактические действия со стороны руководства, направленные на решение вопросов раскрытия информации о связанных сторонах, например, обращение к аудитору или внешнему юридическому консультанту за рекомендациями;

— наличие политики и процедур информирования в соответствующих случаях.

A18. В некоторых организациях средства контроля за взаимоотношениями и операциями между связанными сторонами могут быть неэффективными или отсутствовать по ряду причин, таких как:

— недостаточность внимания, уделяемого руководством вопросам выявления и раскрытия взаимоотношений и операций между связанными сторонами;

— отсутствие надлежащего надзора со стороны лиц, отвечающих за корпоративное управление;

— умышленное игнорирование таких средств контроля по той причине, что раскрытие информации о связанных сторонах может выявить сведения, которые руководство считает конфиденциальными, например, существование операций с участием членов семьи представителей руководства;

— недопонимание руководством требований к связанным сторонам, предусматриваемых применимой концепцией подготовки финансовой отчетности;

— отсутствие требований по раскрытию информации, предусматриваемых применимой концепцией подготовки финансовой отчетности.

Если такие средства контроля являются недостаточно эффективными или отсутствуют, то аудитор может оказаться не в состоянии получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства о взаимоотношениях и операциях между связанными сторонами. В таком случае аудитор обязан на основании МСА 705 проанализировать последствия указанных выше обстоятельств для аудита, в том числе для аудиторского мнения, выражаемого в аудиторском заключении.

МСА 705 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении».

— создание фиктивных условий совершения операций между связанными сторонами с целью искажения экономической обоснованности таких операций;

— недобросовестная организация передачи активов со стороны или в пользу руководства или других лиц по стоимости, которая значительно выше или ниже их рыночной стоимости;

— участие в сложных операциях между связанными сторонами (такими как организации специального назначения), которые структурированы таким образом, чтобы неверно представить финансовое положение или финансовые результаты деятельности организации.

Источник

Какую информацию о связанных сторонах раскрывать в отчете 2021

Информация о связанных сторонах подлежит раскрытию в пояснениях к бухгалтерскому балансу согласно ПБУ 11/2008, которое должны применять все коммерческие компании независимо от формы собственности, кроме банков и некоторых МСП. Что подразумевается под связанными сторонами и какую информацию о них нужно показать в отчете за 2021 год?

Понятие о связанных сторонах

Связанными сторонами признаются для фирмы:

Информация о связанных сторонах подлежит раскрытию, когда отношения можно определить как «значительное влияние» или «контроль».

Значительное влияние на практике – это когда связанная сторона участвует в принятии решений организации. Например, участвует в уставном капитале или в наблюдательном совете. Однако при этом она не контролирует компанию.

Считается, что фирма контролирует другую организацию, если она имеет:

Раскрывать информацию по группам

Пункт 10 ПБУ 11/2008 предписывает раскрывать информацию отдельно для каждой из следующих групп связанных сторон:

Операции со связанными сторонами

Операциями со связанной стороной могут быть:

Сведения нужно раскрывать по любым сделкам, даже если они безвозмездные.

Методы, которые использовались при определении цены сделок, описывать не нужно.

Директор и управленческий персонал

Среди краткосрочных — подлежащие выплате в течение отчетного периода и 12 месяцев после отчетного периода зарплата вместе с зарплатными налогами, отпускные, оплата медицинского обслуживания и т.д.

Долгосрочные — подлежащие выплате по истечении 12 месяцев после отчетной даты страховые и пенсионные платежи, дивиденды и др.

Приказом от 27 ноября 2020 г. № 287н Минфин внес изменения в ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах».

Источник

Выявление связанных сторон и операций с ними

Аудиторская процедура 550.1 «Выявление связанных сторон и операций с ними» предназначена для получения представления о взаимоотношениях и операциях между связанными сторонами.

Порядок работы с бланком:

выявление операций со связанными сторонами что ответить аудиторам. Смотреть фото выявление операций со связанными сторонами что ответить аудиторам. Смотреть картинку выявление операций со связанными сторонами что ответить аудиторам. Картинка про выявление операций со связанными сторонами что ответить аудиторам. Фото выявление операций со связанными сторонами что ответить аудиторам

В основной области рабочего документа представлена таблица с перечнем процедур в виде теста и вариантом ответа по каждой из них.

Рекомендуется последовательно переходить к проведению процедур, выбирая ответы «Да» или «Нет» в колонке «Выполнено».

Раскройте свой ответ, добавив краткий комментарий, в соответствующую колонку «Выполненная работа».

Пользователь может прикрепить доказательства (фото, видео или скриншот) к рабочему документу на вкладке «Прикрепленные документы».

Для удаления ненужных вопросов из таблицы, нажмите правой кнопкой мыши на соответствующую позицию и в контекстном меню выберите «Удалить кадр», либо установите курсор на строку и нажмите «Del».

Для восстановления значений бланка по умолчанию нажмите кнопку «Заполнить». При этом список процедур будет заполнен из шаблона методики и автоматически проставлен ответ «Да» в соответствующей колонке. Прикрепленные к документу файлы удалены не будут.

Внесите необходимые комментарии по процедуре в целом в поле «Замечания и рекомендации»

После завершения работы с бланком всю информацию необходимо сохранить. Для этого можно воспользоваться иконкой «Записать» на «Панели инструментов» сверху, клавишей «F2», либо кнопкой «ОК», в панели справа.

Для редактирования перечня процедур потребуется внести изменения в методику проекта.

Внимание! Изменения методики в критически важных местах могут снять ваш проект с поддержки (Не будет доступен механизм обновления методики проекта.) Перед внесением изменений в методику настоятельно рекомендуем сделать резервную копию проекта.

выявление операций со связанными сторонами что ответить аудиторам. Смотреть фото выявление операций со связанными сторонами что ответить аудиторам. Смотреть картинку выявление операций со связанными сторонами что ответить аудиторам. Картинка про выявление операций со связанными сторонами что ответить аудиторам. Фото выявление операций со связанными сторонами что ответить аудиторам

выявление операций со связанными сторонами что ответить аудиторам. Смотреть фото выявление операций со связанными сторонами что ответить аудиторам. Смотреть картинку выявление операций со связанными сторонами что ответить аудиторам. Картинка про выявление операций со связанными сторонами что ответить аудиторам. Фото выявление операций со связанными сторонами что ответить аудиторам

Здесь можно отредактировать перечень процедур, используемых при заполнении этого рабочего документа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *