выворотность в балете что это
Выворотность в балете что это
horeograf на Миллион запись закреплена
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ВЫВОРОТНОСТИ.
Выворотность, наверное, самое важное, если не сказать «загадочное» качество в хореографии. И как всё до конца не понятное, выворотность порождает массу слухов и мнений весьма авторитетных, но нередко глубоко ошибочных. Однако если рассмотреть выворотность с медицинской точки зрения (анатомии и физиологии), многое становится понятным.
Мы не будем перегружать читателей медицинскими терминами и сразу перейдем к практической части, то есть к разбору типичных вопросов и заблуждений.
Увеличить у детей такую подвижность в коленном и голеностопном суставе не сложно, но эта подвижность будет патологической. Дети с «разработанной» средней и нижней выворотностью будут периодически испытывать боли в коленных и голеностопных суставах, которые неизбежно начнут изнашиваться. Для профессиональных занятий танцами такие дети будут непригодны.
Все движения в классическом танце рассчитаны на правильное выворотное строение тела танцовщика. При иных данных все упражнения будут выполняться на других, совершенно не приспособленных мышцах. Это является основной причиной забитости ног, так называемых «галифе» на бедрах, «банок» на икрах, мышцы могут начать увеличиваться в размере, искажая фигуру будущего артиста.
Ни у одного ребенка к 10 годам идеальной выворотности вы не добьетесь. Дело в том, что выворотность, в отличие от гибкости, постепенно, естественным образом увеличивается по мере развития опорно-двигательного аппарата, достигая своего максимума к 18 годам. До этого возраста принятие выворотной первой позиции будет заведомо не полным.
Поэтому при отборе в хореографические училища так важно предугадать дальнейшие тенденции к формированию естественной физиологической выворотности у юных претендентов.
Мы крайне не рекомендуем растягивать «нижнюю» выворотность, так как она создает угрозу нестабильности голеностопного сустава, приводящую к вальгусной деформации свода стоп. Обычно после таких растяжек «падает» прыжок и изменяется в худшую сторону подъем и «птичка».
В заключение подчеркнем, что упражнения у станка и партерная гимнастика в классическом танце прошли многолетнюю проверку временем и полностью соответствуют законам ортопедии. Любые попытки самостоятельно доработать выворотность иным способом, ничего кроме вреда не принесут.
Dita Dance
Школа балета и растяжки
Выворотность. Зачем она нужна и как ее улучшить
Что такое выворотность ног, зачем она нужна, как её разработать, можно ли развить выворотность во взрослом возрасте – этими и многими другими вопросами задаётся каждый, кто занимается не только танцами, но и боевыми и духовными практиками (единоборства и йога).
Начнем по порядку:
Выворотность ног — это способность развернуть ноги, в положение en dehors, когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу. Хореографическая выворотность – самая, в этом отношении, расширенная выворотность, так как затрагивает и тазобедренный сустав и коленный и голеностопный.
Наличие и характер воспитания выворотности напрямую зависят от анатомических особенностей строения опорно-двигательного аппарата и не зависит от функции мышечной системы. Выворотность в первую очередь зависит от глубины и расположения вертлужной впадины, т.е. если вертлужная впадина неглубокая (рис 1.), а связки, фиксирующие бедренную кость, эластичные, можно ожидать хорошую выворотность, чего нельзя сказать при обращенных вперед вертлужных впадинах (рис 2.), которые создают чисто анатомические препятствия для развития выворотности. Определить степень выворотности просто: если при глубоком приседании оба колена свободно уходят в стороны по линии надплечий, а тазобедренная часть и бедра образуют прямую линию с коленями – выворотность хорошая, если при приседании колени широко не раскрываются, а уходят вперед – выворотность недостаточна.
иллюстрация «Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова
Выворотность в балете что это
Выворотность и способы её развития
RG4U | Дата: Суббота, 26.03.2011, 20:38 | Сообщение # 1 |
Физические качества в своем развитии лишь расширяют метрические характеристики пространства движения, не изменяя его топологических свойств, выворотность же меняет топологические характеристики пространства движения. В ряде сложнокоординированных видов физической активности (хореография, художественная гимнастика, боевые искусства и др.) выворотность служит одним из ведущих «физических качеств», и при этом ее воспитание остается практически «незатронутым» в стандартном курсе общей и специальной физической подготовки. Для чего же нужна выворотность? Она позволяет, не «перекашивая» таза, выполнять высокоамплитудные отведения бедра во фронтальной плоскости: выворотность дает максимальную свободу движений при максимальном соблюдении равновесия. Можно сказать, что выворотность добавляет еще одну степень свободы в поясе нижних конечностей. «Механизм» выворотности достаточно прост: при выворотном положении ног большой вертел бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом устраняется костное препятствие для выполнения ногой движения большей амплитуды. Выворотность в первую очередь зависит от глубины и расположения вертлужной впадины. У детей с хорошей выворотностью ног вертлужная впадина неглубокая, а связки, фиксирующие бедренную кость, эластичные. Если вертлужные впадины расположены в стороны, то даже при глубокой вертлужной впадине можно ожидать хорошую выворотность ног, чего нельзя сказать при обращенных вперед вертлужных впадинах, которые создают чисто анатомические препятствия для развития выворотности. Также играет роль анатомическое строение голеней и стоп (коленного и голеностопного суставов). Некоторые несложные партерные упражнения для улучшения выворотности: ПедразвитиеАвторы: Мамыкина Инна Анатольевна, Шикарева Наталья Дмитриевна Выворотность танцора с анатомической ПДО МАМЫКИНА И.А., ПДО ШИКАРЕВА Н.Д. танце у ребенка формируется осанка. Если хореограф знает азы классического танца, умеет правильно исполнять экзерсис у станка, то он непременно будет хорошо двигаться и в народном, и в современном танцах, а также других направлениях. Наличие выворотности является одним из необходимых условий для овладения классическим танцем. Поэтому нужно ее развивать с детства. Выворотность в хореографии-это, пожалуй, самое сложное в технике танцев, так как мышцы, отвечающие за нее, редко используются в повседневной жизни, и, возможно, Вы даже не знаете, где они находятся, и уж тем более не догадываетесь, как заставить их работать. Их даже не видно снаружи: они находятся глубоко под большими ягодичными мышцами. Чтобы правильно развернуть стопы, нужно развернуть всю ногу целиком, начиная от тазобедренного сустава. Зачем такие сложности? Ведь можно развернуть стопы галочкой… Существуют естественные, индивидуальные ограничения выворотности, которые не зависят от силы и гибкости танцора. Диапазон выворотности определяется формой тазобедренного сустава, силой и гибкостью мышц, которые его окружают. И, что печальнее, важен и возраст: тазобедренный сустав, как правило, полностью формируется к 12 годам. Впрочем, всегда можно улучшить то, что дано природой. Образец выворотности – классический танец. В балете крайняя степень выворотности частично обеспечивается разорачиванием коленей и лодыжек, но на «привыкание»и тренировку соответсвующих мышц уходят годы. Без специальной подготовки такое положение суставов может быть просто опасно. Но вот парадокс: для некоторых движений правильная выворотность просто обязательна, это единственный способ избежать травм. Неправильная-в данном случае «нижняя выворотность», может, и, скорей всего, приведет к серьезным травмам суставов. В случае танцев выоротность – это не только развернутые стопы, но и правильное положение бедер, коленей, поясницы, и, в конце концов, осанка. Как оценить, так ли Вы разворачиваете стопы? Может быть, приклеить что- то к пятке и следить за меткой в зеркале? Правильный способ проверки не посмотреть в зеркало, а сократить мышцы, отвечающие за выворотность. Нужно научиться чувствовать, как они работают, тогда не нужно будет смотреть в зеркало, чтобы удостовериться, что ноги развернуты. Есть и наглядный способ проверить, правильно ли развернута нога: встаньте выворотно и медленно согните колени. Если колени «смотрят» на пальцы ног, все правильно. Если колени «уходят» вперед, а стопы в стороны,- внимание, проблема:нужно как можно скорее озадачиться своей выворотностью, иначе знакомство с травматологом станет лишь вопросом времени. Лучше танцевать с меньшей выворотностью, чем получить травму. К сожалению, все травмы, к которым ведет пренебрежение этой техникой безопасности, довольно неприятны. Зачем все это нужно? Оставим эстетические требования в стороне, благо хватает вполне практических: выворотность « дает максимальную свободу движений при максимальном соблюдении равновесия, выворотность добавляет еще одну степень свободы в поясе нижних конечностей». Такое определение выворотности дает спортивный врач. Все устроено достаточно просто с точки зрения анатомии: при выворотном положении ног «большой вертел бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом, устраняется костное препятствие для выполнения ногой движения большей амплитуды». Все это обеспечивают мышцы, находящиеся вокруг сустава. Имитировать(или почувствовать-зависит от старательности и усилия) работу нужных мышц можно, сильно сжав ягодичные мышцы, словно «зажав монетку». Часть усилия передается на сустав и бедра «раскрываются». В норме все должно обстоять как раз наоборот: 6 внутренних мышц отвечают за вращение сустава, а ягодицы лишь стабилизируют и поддерживают Физическое качество «гибкость» имеет анатомические пределы своего развития и воспитания. Выворотность (супинация в тазобедренном суставе)- один из способов преодоления анатомических ограничений движения человека (хотя они тоже имеют свои анатомические пределы). Если гибкость развивает максимальную подвижность в анатомически естественных положениях суставов, то выворотность анатомически противоестественна человеческому телу. В нормальном положении движения ноги весьма ограничены анатомической особенностью строения тазобедренного сустава. Физические качества в своем развитии лишь расширяют метрические характеристики пространства движения, не изменяя его топологических свойств, выворотность же меняет топологические характеристики пространства движения. Выворотность ног – это способность развернуть ноги(бедра, голени, стопы) в положение en dehors(наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу. Хореографическая выворотность-самая «выворотная» выворотность. Она затрагивает не только тазобедренный сустав, но и коленный и голеностопный. В других видах физической активности часто бывает достаточно иметь выворотность только в тазобедренном суставе. Наличие и характер воспитания выворотности напрямую зависят от анатомических способностей строения опорно- двигательного аппарата ребенка. Являясь анатомической особенностью, выворотность напрямую не зависит от функции мышечной системы, не является врожденным качеством. Поэтому, строго говоря, выворотность-не физическое качество. Правильнее говорить о воспитании, а не о развитии выворотности, так как в отличие от основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость) выворотность в онтогенезе не развивается. В ряде сложнокоординированных видов физической активности (хореография, художественная гимнастика, боевые искусства и др.) выворотность служит одним из ведущих «физических качеств», и при этом ее воспитание остается практически «незатронутым» в стандартном курсе общей и специальной физической подготовки. Для чего же нужна выворотность? Она позволяет, не «перекашивая» таза, выполнять высокоамплитудные отведения бедра во фронтальной плокости: выворотность дает максимальную свободу движений при максимальном соблюдении равновесия. Можно сказать, что выворотность добавляет еще одну степень свободы в поясе нижних конечностей. Наибольшее понимание и осознание выворотности достигнуто в хореографии, вернее в классическом танце, существенной особенностью которого она и является. В хореографии выворотность присутствует во всех основных пяти позициях классического танца. Все его па, все движения – производные от этих пяти позиций, т.е. выворотен весь классический танец. Более того, выворотность как способ расширения спектра движений человека в той или иной степени присуща любому танцу вообще, даже отрицающему ее танцу «модерн». Заметим, что получить максимальное отведение бедра можно не только за счет его супинации, то есть выворотности, но и за счет увеличения угла наклона таза. Но изменение угла наклона таза влечет за собой изменение рабочей осанки. Несмотря на то, что термин «выворотность» не входит в понятийную систему боевых искусств, в партерные разминочные комплексы последней в обязательном порядке включают упражнения на развитие выворотности: «лягушки», «бабочки» и т.п. Можно даже сказать, что выворотностью пронизан не только танец, но и боевые искусства. Возможно, и в других видах физической активности можно было бы с успехом применять это «физическое качество», если бы тренеры знали о нем чуть больше. «Механизм» выворотности достаточно прост: при выворотном положении ног большой вертел бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом, устраняется костное препятствие для выполнения ногой движений большей амплитуды. Выворотность в первую очередь зависит от глубины и расположения вертлужной впадины. У детей с хорошей выворотностью вертлужная впадина неглубокая, а связки, фиксирующие бедренную кость, эластичные. Если вертлужные впадины расположены в стороны, то даже при глубокой вертлужной впадине можно ожидать хорошую выворотность ног, чего нельзя сказать при обращенных вперед вертлужных впадинах, которые создают чисто анатомические препятствия для развития выворотности. Также играет роль анатомическое строение голеней и стоп (коленного и голеностопного суставов). В биологическом плане выворотность-лишь использование запаса свободы движения в тазобедренном суставе. Как же воспитывается выворотность? Заметим, что воспитывать ее следует лишь у тех детей, у которых имеются соответствующие анатомические предрасположенности к ней. Понятно, что у детей с врожденным вывихом бедра данное качество воспитывать не следует. Не стоит расстраиваться, если предрасположенности к выворотности у данного ребенка вы не обнаруживаете: звезда русского балета Анна Павлова выворотностью, как известно, не обладала. Упражнения для улучшения выворотности: Упражнение 1(активное): сесть на пол, согнуть ноги в коленях, поднять их к груди, захватить пальцы ног руками. Медленно наклониться вниз, распрямляя ноги и сохраняя выворотное положение стоп (I позиция). Также медленно вернуться в исходное положение. Упражнение 2(пассивное): «Лягушка». Исходное положение-сесть на пол, согнуть и развсти в стороны колени, стопы соединить и максимально близко подвести к корпусу. Вариант выполнения упражнения, применяемый в боевых искусствах: второй партнер сзади становится ступнями на бедра первого партнера; первый партнер может лечь на пол на спину, прижимая Упражнение 3( активное и пассивное, если с партнером): «Лягушка на животе». Исходное положение-лечь на живот, бедра отвести, колени согнуть, стопы касаются друг друга подошвенной частью, максимально подтянуть стопы к корпусу, спину прогнуть назад. Пассивное- если партнер помогает удерживать стопы и бедра на полу и создает дополнительное давление на Существуют естественные, индивидуальные ограничения выворотности, которые не зависят от силы и гибкости танцора. Диапазон выворотности определяется формой тазобедренного сустава, силой и гибкостью мышц, которые его окружают. Выворотность зависит, во-первых, от величины супинации бедра. На нее влияют глубина и направленность отверстий вертлужных впадин. Природная выворотность имеется в том случае, когда вертлужные впадины неглубокие, и их отверстия направлены наружу (слегка назад). Глубокие и направленные вперед вертлужные впадины создают «закрытый таз», т. е. полное отсутствие выворота кости. Во-вторых, выворотность зависит от способности супинировать голень в коленном суставе. К 10-12 годам бедренная кость скручивается вокруг продольной оси внутрь, а большая берцовая-кнаружи. Скручивание большой берцовой кости выражено в большей степени, чем бедренной. Этот процесс приводит к развороту носков стоп кнаружи и создает возможность супинировать голень. При «косолапости» носки обращены внутрь и выворотность «в колене» отсутствует. способности расслаблять его пронаторы. Чем сильнее развиты мышцы, супинирующие бедро, тем больше выворотность «в бедрах». Но при сокращении мышц-супинаторов мышцы-пронаторы напрягаются и мешают держать бедро выворотно. Поэтому умение, сокращая супинаторы бедра, одновременно расслаблять пронаторы увеличивает выворотность. Выворотное положение бедра устраняет костный ограничитель высокого не упирается в нее. При выворотном положении ног «большой вертел бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава; таким образом, устраняется костное препятствие для выполнения ногой движения большей амплитуды.» Все это обеспечивают мышцы, находящиеся вокруг сустава. Имитировать (или почувствовать-зависит от старательности и усилия) работу нужных мышц можно, сильно сжав ягодичные мышцы, словно «зажав монетку». Часть усилия передается на сустав и бедра «раскрываются». В норме все должно обстоять как раз наоборот: 6 внутренних мышц отвечают за вращение сустава, а ягодицы лишь стабилизируют и поддерживают положение. Необходимо почувствовать разницу между мышцами, ответственными за выворотность, и ягодичными мышцами. За выворотность отвечает группа из 6 мышц, расположенных в глубоком мышечном слое. Они начинаются на большом вертеле бедренной кости и идут к копчику и другим частям таза. Они поворачивают бедро кнаружи. Их 6, так что они могут работать, на какую бы высоту ни была поднята нога. С другой стороны, ягодичные мышцы разгибают бедро (другими словами отводят бедро назад). Есть и другие мышцы, способные делать эту работу, так что люди часто и не подозревают, что не используют ягодицы как надо. Но если ягодицы не работают, подколенные сухожилия и некоторые поясничные мышцы будут перегружены, особенно в арабеске. Кроме того, ягодичные мышцы должны сильно напрягаться в прыжке- как при отталкивании от пола, так и при Если ваша поясница часто бывает напряжена и в арабеске вам сложно держать колено вытянутым, вполне возможно, что вы поднимаете ногу подколенным сухожилием, а не ягодичными мышцами. Если вы делаете так постоянно, и особенно, если часто пользуетесь подколенными сухожилиями во время ходьбы, от чрезмерного напряжения они станут тугими и неважно, как часто вы их тянете! Проверить, хорошо ли работают ягодичные мышцы, несложно: Ложитесь на живот, ноги вместе (прямые, невыворотные), голова повернута в сторону. Положите кончики пальцев на ягодицы. Сохраняя колено прямым, оторвите одну ногу от пола и поднимите Происходит ли при этом что-нибудь у вас под пальцами? В идеале нужно заметить момент, когда мышца включается в работу. У кого то мышца включается только под конец движения, кому то вообще сложно ее заставить работать, а у кого то это получается автоматически. Чтобы полностью снять нагрузку с подколенных сухожилий, ягодица должна начинать движение и продолжать работать на протяжении всего движения. Помните, что ничего страшного, если подколенные сухожилия участвуют в движении, но только немного. В этом секрет хорошей подвижности ноги в тазобедренном суставе и ее высоты в положении en l^air. Научитесь использовать мышцы так, как это Второй секрет в том, чтобы понаблюдать за ягодичными мышцами во время ходьбы, особенно когда поднимаетесь по лестнице или наклонной поверхности. Ягодица опорной ноги должна напрягаться при каждом шаге, чтобы снять нагрузку с подколенных сухожилий. Если вы сможете этого добиться, то будете поражены, как быстро улучшится ваша растяжка! Выворотность для танцора необходима. Выработка специальных навыков классического танца ведется долго, кропотливо, иногда безуспешно. ПедразвитиеАвторы: Мамыкина Инна Анатольевна, Шикарева Наталья Дмитриевна Выворотность танцора с анатомической ПДО МАМЫКИНА И.А., ПДО ШИКАРЕВА Н.Д. танце у ребенка формируется осанка. Если хореограф знает азы классического танца, умеет правильно исполнять экзерсис у станка, то он непременно будет хорошо двигаться и в народном, и в современном танцах, а также других направлениях. Наличие выворотности является одним из необходимых условий для овладения классическим танцем. Поэтому нужно ее развивать с детства. Выворотность в хореографии-это, пожалуй, самое сложное в технике танцев, так как мышцы, отвечающие за нее, редко используются в повседневной жизни, и, возможно, Вы даже не знаете, где они находятся, и уж тем более не догадываетесь, как заставить их работать. Их даже не видно снаружи: они находятся глубоко под большими ягодичными мышцами. Чтобы правильно развернуть стопы, нужно развернуть всю ногу целиком, начиная от тазобедренного сустава. Зачем такие сложности? Ведь можно развернуть стопы галочкой… Существуют естественные, индивидуальные ограничения выворотности, которые не зависят от силы и гибкости танцора. Диапазон выворотности определяется формой тазобедренного сустава, силой и гибкостью мышц, которые его окружают. И, что печальнее, важен и возраст: тазобедренный сустав, как правило, полностью формируется к 12 годам. Впрочем, всегда можно улучшить то, что дано природой. Образец выворотности – классический танец. В балете крайняя степень выворотности частично обеспечивается разорачиванием коленей и лодыжек, но на «привыкание»и тренировку соответсвующих мышц уходят годы. Без специальной подготовки такое положение суставов может быть просто опасно. Но вот парадокс: для некоторых движений правильная выворотность просто обязательна, это единственный способ избежать травм. Неправильная-в данном случае «нижняя выворотность», может, и, скорей всего, приведет к серьезным травмам суставов. В случае танцев выоротность – это не только развернутые стопы, но и правильное положение бедер, коленей, поясницы, и, в конце концов, осанка. Как оценить, так ли Вы разворачиваете стопы? Может быть, приклеить что- то к пятке и следить за меткой в зеркале? Правильный способ проверки не посмотреть в зеркало, а сократить мышцы, отвечающие за выворотность. Нужно научиться чувствовать, как они работают, тогда не нужно будет смотреть в зеркало, чтобы удостовериться, что ноги развернуты. Есть и наглядный способ проверить, правильно ли развернута нога: встаньте выворотно и медленно согните колени. Если колени «смотрят» на пальцы ног, все правильно. Если колени «уходят» вперед, а стопы в стороны,- внимание, проблема:нужно как можно скорее озадачиться своей выворотностью, иначе знакомство с травматологом станет лишь вопросом времени. Лучше танцевать с меньшей выворотностью, чем получить травму. К сожалению, все травмы, к которым ведет пренебрежение этой техникой безопасности, довольно неприятны. Зачем все это нужно? Оставим эстетические требования в стороне, благо хватает вполне практических: выворотность « дает максимальную свободу движений при максимальном соблюдении равновесия, выворотность добавляет еще одну степень свободы в поясе нижних конечностей». Такое определение выворотности дает спортивный врач. Все устроено достаточно просто с точки зрения анатомии: при выворотном положении ног «большой вертел бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом, устраняется костное препятствие для выполнения ногой движения большей амплитуды». Все это обеспечивают мышцы, находящиеся вокруг сустава. Имитировать(или почувствовать-зависит от старательности и усилия) работу нужных мышц можно, сильно сжав ягодичные мышцы, словно «зажав монетку». Часть усилия передается на сустав и бедра «раскрываются». В норме все должно обстоять как раз наоборот: 6 внутренних мышц отвечают за вращение сустава, а ягодицы лишь стабилизируют и поддерживают Физическое качество «гибкость» имеет анатомические пределы своего развития и воспитания. Выворотность (супинация в тазобедренном суставе)- один из способов преодоления анатомических ограничений движения человека (хотя они тоже имеют свои анатомические пределы). Если гибкость развивает максимальную подвижность в анатомически естественных положениях суставов, то выворотность анатомически противоестественна человеческому телу. В нормальном положении движения ноги весьма ограничены анатомической особенностью строения тазобедренного сустава. Физические качества в своем развитии лишь расширяют метрические характеристики пространства движения, не изменяя его топологических свойств, выворотность же меняет топологические характеристики пространства движения. Выворотность ног – это способность развернуть ноги(бедра, голени, стопы) в положение en dehors(наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу. Хореографическая выворотность-самая «выворотная» выворотность. Она затрагивает не только тазобедренный сустав, но и коленный и голеностопный. В других видах физической активности часто бывает достаточно иметь выворотность только в тазобедренном суставе. Наличие и характер воспитания выворотности напрямую зависят от анатомических способностей строения опорно- двигательного аппарата ребенка. Являясь анатомической особенностью, выворотность напрямую не зависит от функции мышечной системы, не является врожденным качеством. Поэтому, строго говоря, выворотность-не физическое качество. Правильнее говорить о воспитании, а не о развитии выворотности, так как в отличие от основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость) выворотность в онтогенезе не развивается. В ряде сложнокоординированных видов физической активности (хореография, художественная гимнастика, боевые искусства и др.) выворотность служит одним из ведущих «физических качеств», и при этом ее воспитание остается практически «незатронутым» в стандартном курсе общей и специальной физической подготовки. Для чего же нужна выворотность? Она позволяет, не «перекашивая» таза, выполнять высокоамплитудные отведения бедра во фронтальной плокости: выворотность дает максимальную свободу движений при максимальном соблюдении равновесия. Можно сказать, что выворотность добавляет еще одну степень свободы в поясе нижних конечностей. Наибольшее понимание и осознание выворотности достигнуто в хореографии, вернее в классическом танце, существенной особенностью которого она и является. В хореографии выворотность присутствует во всех основных пяти позициях классического танца. Все его па, все движения – производные от этих пяти позиций, т.е. выворотен весь классический танец. Более того, выворотность как способ расширения спектра движений человека в той или иной степени присуща любому танцу вообще, даже отрицающему ее танцу «модерн». Заметим, что получить максимальное отведение бедра можно не только за счет его супинации, то есть выворотности, но и за счет увеличения угла наклона таза. Но изменение угла наклона таза влечет за собой изменение рабочей осанки. Несмотря на то, что термин «выворотность» не входит в понятийную систему боевых искусств, в партерные разминочные комплексы последней в обязательном порядке включают упражнения на развитие выворотности: «лягушки», «бабочки» и т.п. Можно даже сказать, что выворотностью пронизан не только танец, но и боевые искусства. Возможно, и в других видах физической активности можно было бы с успехом применять это «физическое качество», если бы тренеры знали о нем чуть больше. «Механизм» выворотности достаточно прост: при выворотном положении ног большой вертел бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом, устраняется костное препятствие для выполнения ногой движений большей амплитуды. Выворотность в первую очередь зависит от глубины и расположения вертлужной впадины. У детей с хорошей выворотностью вертлужная впадина неглубокая, а связки, фиксирующие бедренную кость, эластичные. Если вертлужные впадины расположены в стороны, то даже при глубокой вертлужной впадине можно ожидать хорошую выворотность ног, чего нельзя сказать при обращенных вперед вертлужных впадинах, которые создают чисто анатомические препятствия для развития выворотности. Также играет роль анатомическое строение голеней и стоп (коленного и голеностопного суставов). В биологическом плане выворотность-лишь использование запаса свободы движения в тазобедренном суставе. Как же воспитывается выворотность? Заметим, что воспитывать ее следует лишь у тех детей, у которых имеются соответствующие анатомические предрасположенности к ней. Понятно, что у детей с врожденным вывихом бедра данное качество воспитывать не следует. Не стоит расстраиваться, если предрасположенности к выворотности у данного ребенка вы не обнаруживаете: звезда русского балета Анна Павлова выворотностью, как известно, не обладала. Упражнения для улучшения выворотности: Упражнение 1(активное): сесть на пол, согнуть ноги в коленях, поднять их к груди, захватить пальцы ног руками. Медленно наклониться вниз, распрямляя ноги и сохраняя выворотное положение стоп (I позиция). Также медленно вернуться в исходное положение. Упражнение 2(пассивное): «Лягушка». Исходное положение-сесть на пол, согнуть и развсти в стороны колени, стопы соединить и максимально близко подвести к корпусу. Вариант выполнения упражнения, применяемый в боевых искусствах: второй партнер сзади становится ступнями на бедра первого партнера; первый партнер может лечь на пол на спину, прижимая Упражнение 3( активное и пассивное, если с партнером): «Лягушка на животе». Исходное положение-лечь на живот, бедра отвести, колени согнуть, стопы касаются друг друга подошвенной частью, максимально подтянуть стопы к корпусу, спину прогнуть назад. Пассивное- если партнер помогает удерживать стопы и бедра на полу и создает дополнительное давление на Существуют естественные, индивидуальные ограничения выворотности, которые не зависят от силы и гибкости танцора. Диапазон выворотности определяется формой тазобедренного сустава, силой и гибкостью мышц, которые его окружают. Выворотность зависит, во-первых, от величины супинации бедра. На нее влияют глубина и направленность отверстий вертлужных впадин. Природная выворотность имеется в том случае, когда вертлужные впадины неглубокие, и их отверстия направлены наружу (слегка назад). Глубокие и направленные вперед вертлужные впадины создают «закрытый таз», т. е. полное отсутствие выворота кости. Во-вторых, выворотность зависит от способности супинировать голень в коленном суставе. К 10-12 годам бедренная кость скручивается вокруг продольной оси внутрь, а большая берцовая-кнаружи. Скручивание большой берцовой кости выражено в большей степени, чем бедренной. Этот процесс приводит к развороту носков стоп кнаружи и создает возможность супинировать голень. При «косолапости» носки обращены внутрь и выворотность «в колене» отсутствует. способности расслаблять его пронаторы. Чем сильнее развиты мышцы, супинирующие бедро, тем больше выворотность «в бедрах». Но при сокращении мышц-супинаторов мышцы-пронаторы напрягаются и мешают держать бедро выворотно. Поэтому умение, сокращая супинаторы бедра, одновременно расслаблять пронаторы увеличивает выворотность. Выворотное положение бедра устраняет костный ограничитель высокого не упирается в нее. При выворотном положении ног «большой вертел бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава; таким образом, устраняется костное препятствие для выполнения ногой движения большей амплитуды.» Все это обеспечивают мышцы, находящиеся вокруг сустава. Имитировать (или почувствовать-зависит от старательности и усилия) работу нужных мышц можно, сильно сжав ягодичные мышцы, словно «зажав монетку». Часть усилия передается на сустав и бедра «раскрываются». В норме все должно обстоять как раз наоборот: 6 внутренних мышц отвечают за вращение сустава, а ягодицы лишь стабилизируют и поддерживают положение. Необходимо почувствовать разницу между мышцами, ответственными за выворотность, и ягодичными мышцами. За выворотность отвечает группа из 6 мышц, расположенных в глубоком мышечном слое. Они начинаются на большом вертеле бедренной кости и идут к копчику и другим частям таза. Они поворачивают бедро кнаружи. Их 6, так что они могут работать, на какую бы высоту ни была поднята нога. С другой стороны, ягодичные мышцы разгибают бедро (другими словами отводят бедро назад). Есть и другие мышцы, способные делать эту работу, так что люди часто и не подозревают, что не используют ягодицы как надо. Но если ягодицы не работают, подколенные сухожилия и некоторые поясничные мышцы будут перегружены, особенно в арабеске. Кроме того, ягодичные мышцы должны сильно напрягаться в прыжке- как при отталкивании от пола, так и при Если ваша поясница часто бывает напряжена и в арабеске вам сложно держать колено вытянутым, вполне возможно, что вы поднимаете ногу подколенным сухожилием, а не ягодичными мышцами. Если вы делаете так постоянно, и особенно, если часто пользуетесь подколенными сухожилиями во время ходьбы, от чрезмерного напряжения они станут тугими и неважно, как часто вы их тянете! Проверить, хорошо ли работают ягодичные мышцы, несложно: Ложитесь на живот, ноги вместе (прямые, невыворотные), голова повернута в сторону. Положите кончики пальцев на ягодицы. Сохраняя колено прямым, оторвите одну ногу от пола и поднимите Происходит ли при этом что-нибудь у вас под пальцами? В идеале нужно заметить момент, когда мышца включается в работу. У кого то мышца включается только под конец движения, кому то вообще сложно ее заставить работать, а у кого то это получается автоматически. Чтобы полностью снять нагрузку с подколенных сухожилий, ягодица должна начинать движение и продолжать работать на протяжении всего движения. Помните, что ничего страшного, если подколенные сухожилия участвуют в движении, но только немного. В этом секрет хорошей подвижности ноги в тазобедренном суставе и ее высоты в положении en l^air. Научитесь использовать мышцы так, как это Второй секрет в том, чтобы понаблюдать за ягодичными мышцами во время ходьбы, особенно когда поднимаетесь по лестнице или наклонной поверхности. Ягодица опорной ноги должна напрягаться при каждом шаге, чтобы снять нагрузку с подколенных сухожилий. Если вы сможете этого добиться, то будете поражены, как быстро улучшится ваша растяжка! Выворотность для танцора необходима. Выработка специальных навыков классического танца ведется долго, кропотливо, иногда безуспешно.
|