вывод про то что педагог должен ясно формулировать слова

Какой должна быть речь педагога?

Консультация «Грамматически правильная речь воспитателя»

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Речь воспитателя оценивается с трех сторон: содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщается детям), безупречная правильность формы (как говорит), возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).

Орфоэпические нормы.

Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться у дикторов радио, телевидения, у мастеров художественного слова, у окружающих людей, имеющих образцовую культурную речь.

Рассмотрим некоторые правила литературного произношения слов.

1. Гласные звуки, находящиеся под ударением, всегда звучат четко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой. Сравните произношение звука О в таких словах : молодость (произносится как молъдъсть – слабый, неясный звук, произносимы как средний звук между А и Ы, условно обозначается знаком Ъ); договор (произносится: дъгавор); сороконожка (произносится: съръканожкъ)

2. Безударные гласные А и О в произношении ослабевают (звук О заменяется и произносится как звук А или как средний звук между А и Ы: вада (вода), акно (окно), мълако (молоко) и т.д. гласные звуки У, Ю, Ы, Э и в некоторых случаях звук И и в безударном положении не изменяются (утюг, юла, рыбак, экзамен, игра).

3. В разговорной речи при произнесении отчеств, при сочетании имен и отчеств иногда выпадают некоторые звуки и окончания: Алексан Иваныч (Александр Иванович), Михал Палыч (Михаил Павлович), Марь Иванна (Мария Ивановна).

Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь орфоэпическими словарями-справочниками.

К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (вместо щастье) и т.д. Отклонение от нормы литературного произношения является речь с национальном акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем (вясна вместо весна), цоканьем (цто вместо што и др.), с неправильным ударением в словах (магазин, километр). В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Нужно, однако, помнить, что это правило не всеобъемлющее. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемых в данный момент содержанием, является средством художественной выразительности.

Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств художественной выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.

Голос – это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе, на площадке).

Если все-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями. Так же может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.

Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (пусть даже это будут сложноподчиненные предложения), так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями предложения, осмыслить и понять содержание.

Но нельзя ограничиваться и употреблением только простых предложений. Важно шире использовать недлинные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Рассказывая детям о проведенной экскурсии, о природе и т.д., необходимо выделять и давать им только главное, основное, то есть то, что относится к данной теме, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.

При слушании рассказа, насыщенного сложными оборотами, дошкольникам трудно проследить за мыслью педагога, запомнить содержание, и такой рассказ не принесет им пользы.

Доступность, понятность речи воспитателя достигается, прежде всего, правильным и точным использованием слов. Словарный запас русского языка богат, он постоянно пополняется новыми словами; исчезают слова, вышедшие из употребления.

В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности детей: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы им доступны для понимания и легки для усвоения.

В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.

В качестве недостатков словаря многих воспитателей можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т.п.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); в общении с более старшими детьми – подлаживание под речь малышей, то есть неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав? и т.д.).

Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя.

К использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. С одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой – постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их назначение.

В целом рассказ педагога должен быть полным, красочным, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена четкая логическая связь. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают нашу речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.

Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, немногословной, но очень понятной и логичной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи.

2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).

7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению. Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено, прежде всего, не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать). Кроме того, в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочеты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться.

Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства. Чаще всего речь воспитателя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы), недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные.

Чтобы знать о несовершенствах собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям коллег. Открытые занятия полезно записывать на магнитофон, с тем чтобы во время их разбора (или специально) можно было обратить внимание на свою речь, провести анализ ее звуковой стороны, использования лексических средств, грамматического оформления. Конечно, нужно иметь в виду, что при записи на магнитофон речь улучшается за счет усиленного самоконтроля. Тем более важно, чтобы проявившиеся недостатки речи стали предметом внимания и самого воспитателя, и его коллег. Обнаруженные несовершенства своей речи (плохая дикция, нарушения в лексико-грамматическом оформлении и т.д.) воспитатель отмечает в специальной тетради, затем вырабатывает план и организует работу по их устранению.

В методическом кабинете детского сада должны быть словари, сборники и рукописные пособия, содержащие пословицы, загадки, фразеологизмы, а также небольшие таблицы и плакаты с трудными словами (в смысле произношения, ударения, грамматики), с диалектизмами.

С помощниками воспитателя старший воспитатель также проводит серьезную работу: разъясняет, что помощник воспитателя должна вносить свой вклад в процесс воспитания: разговаривать с детьми, отвечать на их вопросы, шутить, создавая радостное настроение, и т.д.

Каждый дошкольный работник должен считать своим профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.

Источник

Речь педагога и ее влияние на воспитанников

Что же такое «Культура речи»?

Профессор Л. И. Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т. д., а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

Формула культуры речи:

• Думай, кому говоришь.

• Какие из этого будут последствия?

Компоненты профессиональной речи педагога.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда.

К голосу предъявляется ряд требований:

• голос не должен вызывать неприятных ощущений. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды – это утомляет и взрослого и детей;

педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения, голосом надо уметь владеть (характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей);

педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей;

• с помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения;

• голос педагога должен быть достаточно вынослив.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога.Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа, пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе, темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи». Именно поэтому к речи педагогов предъявлены высокие требования

Требования к качеству речи педагога.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Самые распространённые ошибки в речи педагога:

Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Часто употребляемые слова –паразиты: «Как бы», «по ходу», «блин», «типа», «это», «это самое», «вот», «ну вот», «ну», «ну ваще», «короче», «то есть» «практически» «по-любому» «жесть», «вобщем» «пипец» «да не вопрос» «без проблем». Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.

Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёкарный бабай», «ёшкин кот», «ёперный театр».

Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Машенька, вымой ручки. Катенька, убери чашечку со стола. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!

Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется.

Необходимо не говорить безликое «штаны»,а называть конкретно: «брюки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку»,назвать конкретный головной убор: берет, кепка, панама, шляпка, бейсболка и т. д.

Зачем это нужно? Прежде чем малыш научится сравнивать бытовые предметы друг с другом. Ему нужно научиться отделять существенные – главные признаки предмета от несущественных и обобщать. Например, чем отличаются брюки и шорты? Что у них общее – чем они похожи? Что у них отличное? Когда Вы правильно и точно называете предметы, у ребенка начинают появляться вопросы к Вам – почему так называется? Это отличный повод поговорить с малышом, попробовать обсудить, чем похожи и чем отличаются разные предметы. И это будет жизненное занятие, которое полезно и для интеллекта, и для речи ребенка и которое не потребует ни специальных книжек или картинок, ни Вашего времени.

Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов,которые противопоставляются литературному языку:

дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма,

а также слов-сокращений: телик, видик, комп.

Нелитературное произношение слов:

Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы, разнообразных метафор, сравнений, использование коммуникационных эффектов и невербального языка.

Русские пословицы и поговорки, которые воспитатель может применить для оживления своей речи и во время разговора с детьми, и в детских играх, и на прогулке.

Маленький, да удаленький. Мал, да удал;

Ясен, как солнышко (как звездочка).

Красней красного солнышка, ясней ясного месяца.

Шапочка с ушами, молодчик с кудрями.

Выросла, как тополька.

Идет, словно павушка плывет.

Танина коса — всему городу краса.

Ау, подай голосок через темный лесок!

Не видал, как упал, погляжу — ан лежу.

Ножкой об ножку постукивает, сапог о сапог пощелкивает.

Сядем рядком да потолкуем ладком.

Права ножка, лева ножка — поднимайся понемножку.

Сказал бы я еще сказку, да дома позабыл.

Прытко бегают, да часто падают.

Одному мигнул, другому кивнул, а третий сам догадался.

Поучение или наставление:

За правое дело стой смело.

Для друга все не туго.

О чем не сказывают, о том не допытывайся.

Поспешишь — людей насмешишь.

Спеши, не спеши, а поторапливайся.

Скоро пойдешь — ногу зашибешь.

На скору ручку — комком да в кучку.

Умел потерять, умей и найти.

Так пройди, чтобы ни стуку, ни следу.

Умей сказать, умей и смолчать.

Умей шутить, умей и перестать.

Любо — бери, не любо — не вороши.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Не сиди сложа руки, не будет скуки.

Береги нос в большой мороз.

Мороз не велик, а стоять не велит.

Много шуму — мало толку.

Шумят, как воробьи на дождь.

Пыль столбом, дым коромыслом — не то от пляски, не то от таски.

Весь дом вверх дном.

Без проказ ни на час.

Кто весел, а кто и нос повесил.

Наш Филат не бывает виноват.

У всякого Федорки свои отговорки.

Друг на дружку, а все на Петрушку.

Я про сапоги, а он про пироги.

На своей улочке и курочка храбра.

Наш пострел везде поспел.

Пословицы и поговорки,относящиеся к еде и сну:

Пели, пели, да есть захотели.

Что поставят, то и кушай.

Ни росиночки, ни порошиночки во рту не было.

Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.

Ешь больше, проживешь дольше.

Ешь больше, богатырем будешь.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.

Лакомый кусок на закрепу.

Пора спать, коли некого ждать.

Милая подружка — подушка.

Одним ухом спит, другим слышит.

Спали, почивали, весело ль вставали?

Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. В сложных и спорных случаях рекомендуется обращаться к специальной и справочной литературе. Традицией в детском учреждении должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.

Прикреплённые файлы:

Доклад на заседании Методического Объединения «Школа Молодого Педагога» — «Родители воспитанников — мои союзники» Районное Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение (РМБДОУ) «Детский сад «Солнышко» Доклад на заседании МО ШМП Тема:.

Перспективный план по теме: «Влияние развития мелкой моторики на речь детей раннего возраста» Цель: с помощью пальчиковых игр способствовать развитию мелкой моторики рук, развитию речи, памяти, умению координировать свои действия.

Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста Статья. Логинова Анна анатольевна. Воспитатель детского сада №19 «Василек» г. Якутск. Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного.

Семинар для педагогов на тему: «Сохраним тебя, русская речь!» Цикл «Ваш успех — ваша речь!» Ноябрь-2013 Миссия – повышение качества образования в целом, повышение имиджа среди ДОУ. Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной.

Школа совершенствования профессионализма. Консультация-игра «Речь педагога особенна» Слайд1. Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного.

вывод про то что педагог должен ясно формулировать слова. Смотреть фото вывод про то что педагог должен ясно формулировать слова. Смотреть картинку вывод про то что педагог должен ясно формулировать слова. Картинка про вывод про то что педагог должен ясно формулировать слова. Фото вывод про то что педагог должен ясно формулировать словаСовместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенка В Федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к.

Влияние компьютерных игр на речь ребенка В настоящее время телевизоры и компьютеры окружают нас повсюду: дома, на работе, в общественном транспорте, в магазинах и даже на улице.

вывод про то что педагог должен ясно формулировать слова. Смотреть фото вывод про то что педагог должен ясно формулировать слова. Смотреть картинку вывод про то что педагог должен ясно формулировать слова. Картинка про вывод про то что педагог должен ясно формулировать слова. Фото вывод про то что педагог должен ясно формулировать словаВыступление на семинаре-практикуме «Влияние пальчиковой гимнастики на речь ребёнка» Выражение «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» принадлежит известному учёному, физиологу В. М. Бехтереву.

Источник

РЕЧЬ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Речевая культура учителя

Важнейшим элементом профессионального мастерства учителя является устная речь, которая служит средством педагогической деятельности.

Речь –деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива или для обращения к самому себе.

Речь учителя служит не только решению учебных задач. Речевое воспитание ведется непрестанно, так как учителю стремятся подражать ученики. Искусство воспитания прежде всего включает в себя искусство владения словом. Вот почему и сегодня актуальны слова К.Д. Ушинского: “Искусство классного рассказа встречается в преподавании не часто не потому, что это редкий дар природы, а потому, что и даровитому человеку надо немало потрудиться, чтобы выработать в себе способности вполне педагогического рассказа”. Во многом этот недостаток в деятельности педагога объясняется тем, что вооруженный теоретическими знаниями и основами методик, он не обладает педагогической техникой, важной составной частью которой является речь.

Культура речи –соответствие речи требованиям, предъявляемым к языку в определенный исторический период.

Для формирования коммуникативных умений необходимо знание сущности языка и речи как средств общения, знание особенностей восприятия звучащей речи, а также знание строения голосо-речевого аппарата человека и средств его развития. Я.А. Коменский считал, что педагог должен владеть словом в такой степени, которая обеспечивает полное внимание со стороны учеников. Язык учителя, по его мнению, должен быть точным и ясным, выразительным и ярким.

Не секрет, что иной хорошо знающий свое дело учитель в школе превращается в скучного ментора, способного усыпить учащихся. Знание основ искусства речи, приемов ораторского мастерства помогает учителю говорить ясно, понятно, образно, воздействовать не только на умы, но и на чувства слушателей.

Подходя с этой точки зрения к педагогической деятельности, следует отметить, что для учителя очень важно уметь облечь свои мысли в надлежащую форму, то есть знать не только то, что он должен сказать, но и то, как он должен выступать перед учащимися. Важно, чтобы учитель говорил своим языком, искал свой стиль речи, свои средства убеждения, свои приемы ораторского искусства.

Речь служит не только одним из важнейших показателей духовного богатства педагога, его культуры мышления, но и является могучим средством формирования личности. В.А. Сухомлинский называл речевую культуру “зеркалом духовной культуры человека и важнейшим средством облагораживания его чувств и мыслей”.

Культура речи, закрепляя навыки развертывания речевого высказывания в соответствии с нормами литературного языка, одновременно формирует у педагога умение отбирать и использовать те языковые средства, которые необходимы ему для достижения цели в каждой конкретной ситуации.

В понятие культуры речи прежде всего входит ее лексическая культура, которая определяется богатством словаря. Известно, что если человек владеет достаточным запасом слов, его речь будет правильной, точной. Поэтому богатый словарный запас – это первый, неотъемлемый признак высокой культуры речи и языка вообще.

Однако богатство языка определяется не только количеством слов, но и полисемией –наличием различных, но в какой-то мере связанных смыслов и значений одного и того же слова. Полисемия дает возможность выражать разнообразные мысли и чувства. Поэтому следует быть очень внимательным к словам и выбирать самые нужные и подходящие, чтобы достичь точности – второго важнейшего признака культуры речи. Нужно постоянно заботиться о том, чтобы каждое слово употреблялось в свойственном ему значении, так как лишь точная речь может быть убедительной и действенной.

Значение умения пользоваться всеми богатствами речи в работе учителя очень велико. Ученики надолго запоминают не только слова любимого педагога, но и интонации его голоса, тон, жесты, образные сравнения, которыми сопровождалась его речь. В памяти надолго остаются голос учителя, особенности его речи, манера обращаться к ученикам, задавать вопросы и отвечать на них. Речь опытного учителя вызывает доверие. К сожалению, столь же надолго может запомниться и другое – безапелляционность, назидательность, громкий неприятный голос, авторитарная требовательность, жесткость тона оценок и замечаний. Как же научиться пользоваться выразительностью речи и избегать возможных ошибок?

Речь учителя рассматривается как важный элемент педагогического мастерства. К ней предъявляются и общекультурные, и профессиональные, педагогические требования. Учитель несет ответственность и за содержание, и за последствия своей речи, как устной, так и письменной. Можно выделить ряд характеристик речи педагога:

Содержательность речи педагога –объем выраженных мыслей, зависящий от подготовленности учителя.

Понятность речи учителя –избирательный отбор материала, доступного ученикам.

Выразительность речи –эмоциональная насыщенность, обеспечивающаяся интонацией и смысловыми акцентами.

Действенность речи –влияние на мысли, чувства, поведение с учетом индивидуальных особенностей слушателей.

Устная речь существует в двух разновидностях – монологической и диалогической. Наиболее распространенными формами монолога являются: рассказ, лекция, комментарий, толкование, развернутые оценочные суждения. Диалог происходит в беседах с учениками, в обсуждении.

И устная, и письменная речь педагога должна соответствовать определенным требованиям:

– Правильность речи – соответствие речевым нормам современ­ного русского литературного языка, точность словоупотребления. Предложения должны быть построены синтаксически правильно, что ускоряет усвоение услышанного.

Согласование падежных окончаний с числительными, предлогами, употребление инфинитивов не должно вызывать трудностей ни при написании, ни при произнесении. Правильное словоупотребление и произношение – одно из условий профессиональной компетентности учителя. Дети немедленно и очень бурно реагируют на ошибки произношения, что является серьезным препятствием на пути мыслей учителя к сознанию учеников. Чтобы избежать ошибок в произношении и ударении, нужно чаще обращаться к справочникам и словарям. Хорошо помогает и разговорная практика, когда учитель пересказывает содержание книг, кинофильмов, разговаривает с людьми высокого уровня культуры.

Богатство речи. Для того чтобы найти путь к умам учеников, учителю необходимо умение доходчиво и в то же время ярко и впечатляюще выразить любую мысль. “Пусть не мысль ваша, – писал известный своим красноречием русский адвокат А.Ф. Кони, – ищет слова и в этих поисках теряет время и утомляет слушателей, пусть, напротив, слова покорно и услужливо предстоят пред вашею мыслью в полном ее распоряжении”.

Богатство речи определяется прежде всего активным и пассивным словарным и фразеологическим запасом человека, а также стилистической гибкостью при пользовании этим запасом. Но учителю нельзя забывать и об особенностях восприятия и словарного запаса учеников. Все вновь вводимые слова и обороты необходимо объяснять и приводить примеры их использования.

Краткость и лаконичность. Умение освободить речь от лишних слов, от “воды” со времен Цицерона считалось величайшим достоинством оратора. Ненужные слова, слова-паразиты, небрежные формулировки, неоправданные повторения и отступления засоряют речь, лишают ее живости и естественности. Ученики теряют мысль учителя. Столь же плохо и пустословие учителя, когда за внешней гладкостью слов не видно смысла. Но лаконичность и смысловая наполненность речи учителя должна быть разумной и зависеть от возможностей учеников. В случае непонимания повтор не будет многословием, умелое повторение смысла сказанного разными словами – достоинство педагога.

Ясность и точность. Ясность речи учителя – это умение найти словесную форму, доступную ученикам. Она во многом зависит от того, насколько учитель знает класс – его уровень развития, особенности восприятия и мышления. Простота и ясность не столько плод импровизации, сколько результат большого труда педагога. За ними стоит проникновение учителя в сущность явления (как говорят студенты: “Три раза рассказал, – сам все понял”), умение все рассказать “своими словами”, ярко представлять явление или событие. Поэтому между простотой и богатством содержания и выразительностью нет противоречия. Простота – это умение доходчиво говорить о важных и сложных вещах.

Эмоциональность. Эмоциональность – это не “украшение”, а необходимый рабочий элемент речи педагога. Она естественна потому, что цель работы учителя – не только выразить мысль или пересказать учебный материал, но и наилучшим образом воздействовать на класс с тем, чтобы материал был понят и усвоен учениками. Умело построенная речь будит мысль, заставляет думать и стимулирует определенные эмоции класса.

Эмоциональность – мощный стимулятор в любом виде человеческой деятельности. Она изменяет всю схему восприятия речи, положительно воздействуя на мышление, память, внимание. Но повышенная эмоциональность речи учителя также вредна, как и ее отсутствие. Она ведет к утомлению детей, недоверию к словам учителя, чьи эмоции кажутся им наигранными и надуманными. Выход заключается в разумном чередовании экспрессии и спокойного, логического изложения.

Использование лексических средств изобразительности – слов в переносном значении, метафор, сравнений и др. Речь, содержащая их, бывает более убедительной, чем сходное сообщение без них. Сравнения помогают прояснить содержание сообщений, вызывая цепь ассоциаций, способствуют установлению связей между известным и неизвестным. Гипербола помогает заострить внимание на предмете разговора. Аллегория облегчает разговоры на темы нравственности, одновременно делая их более запоминающимися. Фразеологические обороты, крылатые слова, пословицы и поговорки способствуют лаконичности и выразительности речи.

Функции речи учителя

1. Обеспечение полноценной передачи знаний. Речь учителя может сделать восприятие учебного материала доступным и интересным, а может затруднить ее. Педагогическая задача речи учителя при изложении нового материала – способствовать не только передаче знаний, но и формированию у учеников эмоционально-ценностного отношения к ним.

2. Обеспечение эффективной учебной деятельности школьников. Этому способствует оптимальный темп речи, расстановка логических ударений, стиль коммуникативного поведения учителя на уроке (корректность, требовательность к себе и ученикам).

3. Обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися. Это ведущая функция, призванная помочь в достижении взаимодействия, сотрудничества, на основе которых строится обучение и воспитание. Речь учителя выполняет роль регулятора этих отношений и средства их достижения. Многое зависит от индивидуального стиля общения учителя, характера его социальных установок в сфере общения.

Таким образом, речь педагога призвана обеспечить:

1) продуктивное взаимодействие между педагогом и учениками;

2) положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования и коррекции их убеждений и мотивов деятельности;

3) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;

4) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *