выставочная экспозиция что это
Экспозиция (выставка)
Из Википедии — свободной энциклопедии
Экспози́ция (лат. expositio — выставление для обозрения) — основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных экспонатов (художественных произведений, исторических документов, памятников материальной культуры и т.д.), организованных, объяснённых и размещённых в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.
Размещается как в закрытых залах, так и на открытых площадках, согласно правилам хранения экспонатов (температурный режим, влажность и т.д.), обеспечивается этикетажем, содержащим краткую характеристику экспоната.
Организацию экспозиции можно разделить на три метода — коллекционный, ансамблевый, иллюстративно-тематический.
Экспозиция Военно-исторического музея в Дрездене
Экспозиция военной техники периода 1941—1944 годов
Что такое экспозиции, их виды
Музейные предметы называются экспонатами. Их выставляют в экспозициях на всеобщее обозрение. Все части экспозиций всегда связаны между собой, объединяются в тематическую структуру. Последние, в свою очередь, делятся на экспозиционные комплексы. Такая экспозиция – это предметы, которые связаны между собой по определенным признакам, содержанию, тематике. Они составляют задуманное смысловое и зрительное единство.
Современные представления определяет музейная композиция. Это научно обоснованная и целенаправленная демонстрация предметов музея. Она снабжена комментариями, оформлена художественно и тематически. Музейные композиции создают характерный музейный образ общественных и природных явлений.
Музеи создают как постоянные, так и временные экспозиции – выставки (фондовые, отчетные, тематические).
Организация выставок является одной из главных составных частей экспозиционной работы музея. Эти мероприятия повышают свою доступность и общественное значение музейного фонда. Выставки вводят в культурный и научный оборот памятники частных собраний, расширяют географию своего действия. Сегодня активно расширяется международный обмен выставками. Они способствуют обмену различными культурными богатствами.
Что представляют собой композиции
Современное музееведение выделяет несколько методов экспонирования:
Становление ландшафтного метода
Всемирная выставка промышленного характера 1851 года в Лондоне сыграла большую роль в становлении метода. Здесь были продемонстрированы самые первые биологические группы животной жизни, созданные немецким ученым Плоцкетом. Позже биогруппы стали все чаще включать в систематические композиции Британского музея истории. Интересно, что все они создавались на основе документов.
Например, для птичьих групп собирались почва и растения только с одного места. Все листочки и цветочки с точностью имитировались из воска и располагались на высушенной почве так, как они росли в природе.
В прошлом веке в практику научных музеев вошли диорамы и панорамы, которые стали характерным приемом в ландшафтном методе.
Тематическая композиция
Экспозиция, которая раскрывает определенную тему, проблему или сюжет посредством экспозиционных материалов, отражает события или явления, называют тематической.
Все вышеперечисленные методы экспонирования легко интегрируются. Тематическая выставка может иметь элементы как ансамбля, так систематической композиции. Систематическая может включать ландшафтную и ансамблевую композицию. Метод экспонирования зависит от профиля музея, специфики коллекций, темы и цели создающейся экспозиции, а также размеров площадей, на которых будет представлена экспозиция.
Что входит в основу экспозиций:
Основные понятия экспозиций
Слепки, репродукции и копии создаются так, чтобы они точно соответствовали оригиналу. Реплика изобразительного искусства – авторская копия, которая отличается от оригинала по размеру или отдельной деталью изображения.
Репродукция – копия живописного, фотографического или графического изображения, которое сделано печатным способом. Обычно она бывает в уменьшенном или увеличенном размере.
Слепки точно передают подлинники произведений искусства.
Муляжи воспроизводят форму, размеры, цвета и фактуры исходных материалов.
Новоделы создаются при утрате памятников культуры. Выполняется из того же материала, тех же цветов и размеров.
Макеты – объемные воспроизведения внешнего вида объекта, который воссоздается в заданном масштабе, где допускаются определенные условности.
Модельная экспозиция – это воспроизведение предметов с сохранением конструктивных принципов и фактур оригиналов. Ее создают в тех случаях, когда необходимо изменить масштаб предметов.
Голограмма создается записью изображения предмета на чувствительную пластину или пленку при помощи лазерной техники. Поэтому голограммная экспозиция – это оптическая объемная копия реального объекта.
Любая экспозиция выставки обязательно включает в себя тексты. Содержание должно быть ясным, лаконичным и понятным всем посетителям всех категорий. Тексты делятся на указательные, этикетаж, пояснительные, ведущие и заглавные.
Создание музейной экспозиции
Создание экспозиции является сложным исследовательским, производно-техническим и творческим процессом. Он требует больших усилий ученых, художников, дизайнеров и инженеров. Музейная экспозиция нуждается в обязательной предварительной разработке научного содержания, технического оснащения и архитектурно-художественного решения.
Основными частями экспозиционного проектирования являются:
На втором этапе разрабатывают расширенную тематическую структуру, на третьем – тематико-экспозиционный план. Его суть состоит в отражении конкретного состава экспозиционного материала со всеми их научными характеристиками.
Музейный художник
Художник в музее переводит научное содержание экспозиции на словесный, образный язык. Его задачи сходны с театральным режиссером.
Факторы художественного проектирования
Завершающим штрихом художественного проектирования является разработка рабочего и технического процесса. Он включает в себя авторские разработки оборудования, монтажные листы, освещение и крепление экспонатов, вентиляцию и сигнализацию.
Вместе с руководством музея художник готовится к торжественному открытию, или вернисажу. На вставке может произойти и распродажа экспозиции.
Экспозиция и выставка и их характерные особенности (на примере музеев РГП «Ғылым ордасы)
Само слово «exposition» в переводе означает «выставка». Изначально термины «экспозиция» и «выставка» были равнозначны, и лишь постепенно термин «экспозиция» стал означать относительно постоянное, а выставка – временное.
Экспозиция – основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных экспонатов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.
Экспозиция музейная – целенаправленная, научно обоснованная демонстрация музейных предметов, композиционно организованных, комментированных, технически и художественно оформленных, создающих специфический музейный образ природных и общественных явлений. Органично связана с социальными функциями музея. Экспозиция музейная возникает в связи с потребностью использования музейного собрания в просветительных целях, а также для эмоционального воздействия на посетителя. Открывая возможность непосредственного контакта человека с культурными и научными ценностями, экспозиция музея составляет основу коммуникации музейной. Является необходимой базой для реализации культурно-образовательной деятельности музеев.
Понятие «экспозиция» в музееведении формировалось постепенно. Долгое время этого понятия не существовало. Только к концу ХIХ в. В процессе роста и расширения музейных собраний происходит выделение из них «демонстрационных коллекций». И простейшее определение музейной экспозиции – «часть музейного собрания, выставленная для обозрения». Сегодня под музейной экспозицией мы понимаем целостную предметно-пространственную систему, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом. В связи с развитием коммуникационного подхода утверждается взгляд на экспозицию как на знаковую систему и разрабатывается понятие языка экспозиции. О том, что экспозиция – «язык, на котором говорит музей», писал А.Мансуров, Б.Завадовский, Н.Вертинский, М.Гнедовский, Д.Равикович, И.Иксанова и другие музееведы 1930-1980-х гг.
В последнее десятилетие проблема подробно разрабатывалась Н.А. Никишиным. Единицами языка в музее выступают музейные предметы; но лишь попав в музей, будучи «распредмечены» в процессе изучения и приобретя новое значение, они начинают выступать в качестве знаков музейного языка. Фонды можно рассматривать как «словарь», а экспозицию – как «текст», составленный из этих знаков при помощи правил экспозиционной «грамматики» правил взаимного сочетания знаков. В исторической музейной практике постепенно сформировалась специфическая знаковая система, которая без труда «прочитывается» музейными работниками и с большим или меньшим трудом посетителями музеев.
Экспозиция в искусстве, размещение в музейных и выставочных залах или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, а также памятников материальной культуры, исторических документов. Цель и задачи как постоянной, так и временной экспозиции – дать наиболее полное освещение всем экспонатам с точки зрения художественной и научной ценности, их места в историко-культурном процессе, особенностей материала. Экспозиция может быть построена свободно или с учетом маршрута посетителей при осмотре. В современных условиях экспозиция обеспечивается оборудованием, отвечающим правилам хранения экспонатов (температурный режим, влажность и т.д.), этикетажем, содержащим краткую характеристику экспоната, развернутыми пояснениями – экспликациями.
Экспозиция – важнейшее звено музейной коммуникации; только коммуникация, осуществляемая в процессе создания и восприятия экспозиции, может быть признана специфически музейной, не воспроизводимой в рамках других общественных институтов.
Экспозиции могут быть систематическими и ансамблевыми, ландшафтными и тематическими в зависимости от методики их построения, под которой понимается научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции порядок группировки и организации экспозиционных материалов.
Основой экспозиции являются подлинные музейные экспонаты.
Основные характерные особенности экспозиции следующие: в ней представлены музейные предметы, способные дать посетителю разнообразную информацию, передать его сопричастность той модели реального мира, которой является экспозиция, оказать на него эмоциональное воздействие; в ее основе лежит разработанная коллективом музея научная концепция, определяющая содержание экспозиции, принципы отбора музейных предметов, их группировку, композицию, интерпретацию и художественное решение.
Выставка-экспозиция, имеющая временный характер и регулярно сменяющийся состав экспонатов.
Музейная выставка – это наиболее динамичная форма экспозиционной деятельности, способствующая на разных этапах музейной жизни возникновению, развитию и совершенствованию основной экспозиции музея.
Выставка – наиболее распространенный вид экспозиции. Проблема их создания одна из самых актуальных в современной музейной практике.
Основные функции выставки.
Перспективный план комплектования фондов часто соотносится с планом выставочной деятельности. Сегодня перспективной формой, используемой многими музеями, стало проведение выставок в рамках «дня дарений», когда продуманная система мероприятий и немедленный показ новых поступлений с указанием имен дарителей и благодарностью им может подвигнуть многих жителей на передачу музею ценных экспонатов. В выставках, наряду с музейными предметами, нередко участвуют предметы музейного значения. Цель таких выставок – не только познакомить широкую публику с новейшими находками музейных сотрудников, но и собрать средства на приобретение и реставрацию этих памятников. Не являются полноправными музейными предметами и экспонаты многочисленных выставок из частных коллекций и, тем более, выставок произведений современного искусства, проходящих в стенах музеев.
Сегодня в связи с возродившимся интересом и уважением к частному коллекционированию и личности коллекционера все чаще можно увидеть в музее выставки, демонстрирующие коллекции, в первую очередь, как результат целенаправленной деятельности человека, отражающей его вкус, устремления, индивидуальность.
3.Одна из важнейших функции выставок – подготовка модернизации основной экспозиции музея. Выставка дает музею возможность проверить на практике существенные вопросы концепции, структуры, дизайна постоянной экспозиции. Более свободный подход к построению выставок, смелые эксперименты, приемы оформления, не допускаемые до поры до времени в «святилище» постоянной экспозиции, во многих случаях вполне закономерно превращают выставку в экспериментальную площадку по отработке новаторских приемов, некоторых из которых, выдержав проверку временем, войдут в арсенал экспозиционных средств музеев. Следует подчеркнуть, что это также завоевание последних десятилетий.
Характерные особенности выставки:
— выставки имеют возможность показать исчерпывающий материал по поставленной теме. В отдельных случаях тема может выйти за пределы профиля музея. Актуальность, а иногда и злободневность тематики выставок предъявляют особые требования к их архитектурно-художественному решению;
— выставки значительно повышают просветительскую, пропагандистскую роль музеев, резко увеличивают количество посетителей, они расширяют географию деятельности музея – передвижные выставки обслуживают сельских жителей, направляются в отдаленные районы страны;
— демонстрируя достижения своей страны за рубежом, выставки способствуют укреплению мира и дружбы между народами;
— подготовка музейных выставок органически входит в экспозиционную работу музея.
Выставки порой покоряют нас новизной видения, казалось бы знакомых вещей, своеобразием их интерпретации, тонкими ассоциациями и самой художественной формой экспозиционных построений, их эстетикой, организацией архитектурного пространства, ритмом и гармонией пластической композиции, световой и колористической аранжировкой и, прежде всего, единством художественного образа.
Каждая большая выставка становится уникальным явлением и дает исследователям блестящий материал для развития искусствоведческой науки. Вторая тенденция – стремление сделать музейную экспозицию как можно более эффективной, художественно выразительной, современной, с привлечением всех новейших экспозиционных и технических средств. И, наконец, потребность экспозиционеров представить не только экспонат: произведение искусства, но и показать мир человека его создающего, ту социальную и творческую среду, в которой жил и творил художник, т.е. представить общекультурный контекст.
Вышеперечисленные характерные особенности экспозиции и выставки характерны для всех профильных музеев. Также для музеев РГП «Ғылым ордасы», где функционируют такие музеи как:
Музей природы, где палеонтологическая экспозиция отражает многообразие и богатство животного мира, геологического прошлого Казахстана и представлена скелетами и останками вымерших животных, собранных в основном на территории Казахстана.
Музей археологии обладает коллекцией уникальных артефактов, имеющих мировое историческое и научное значение. Музей археологии РГП «Ғылым ордасы», являясь единственным в республике музеем подобного профиля, занимает особое место в системе казахстанского музееведения. Богатейшая коллекция, уникальные экспонаты музея постоянно привлекают внимание крупнейших выставочных площадок во всем мире.
Музей редких книг, где хранятся самые ценные редкие и рукописные книги. Фонд музея включают в себя, коллекцию более 500 редких книг и рукописей, по хронологическому охвату – XVIII-XIX вв. и до 40-х годов XX-го столетия. В нем находятся старинные отечественные и зарубежные рукописи, рукописные и старопечатные книги арабского, латинского и кирилловского шрифтов, имеющие историко-культурное и научное значение.
Музей истории Казахстанской науки представляет собой сокровищницу отечественной науки, истоки казахстанской науки с древних времен, зарождение казахстанской науки и многое другое.
Музеи РГП «Ғылым ордасы» постоянно проводят тематические и передвижные выставки, посвященные разным событийным датам и историческим событиям нашего государства. Создание новой экспозиции или выставки для наших музейных сотрудников превеликое эстетическое удовольствие, цель выставки – призвать наших посетителей к уважению и любви к родной культуре и истории.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
специалист отдела менеджмента музеев и новых технологии
РГП «Ғылым ордасы» КН МОН РК
Журнал «Образование для всех», №3 (7), 2014 год
Экспозиция выставки
Экспозиция выставки – это расположение продукции компании согласно определенной системе. Грамотное оформление выставочного стенда является одной из главных задач экспонента. Стенд является местом расположения экспонатов, здесь же будет работать персонал выставки и встречи с посетителями.
ЦВК «Экспоцентр» проводит масштабные выставки, участие в которых престижно для всех компаний-участников. Оформление экспозиции выставки имеет очень важное значение. Первоначально стоит определить, в каком месте будет расположен стенд, кто будет заниматься его изготовлением и сборкой. Компания может обратиться к организаторам выставок непосредственно в «Экспоцентре», а может решить этот вопрос через стороннюю фирму, занимающуюся изготовлением стендов. Так или иначе, но фирма-участник должна заблаговременно предоставить в выставочную компанию подробный план размещения стендов и коммуникаций.
Часто выставочная компания размещает общий стенд, на котором имеется информация о каждом участнике мероприятия. Помимо общих данных, сферы деятельности и выпускаемой продукции такой стенд содержит информацию об основных достижениях фирм, их главных преимуществах. На таком стенде каждой компании уделено особенное место. К его оформлению стоит подойти особенно тщательно. Информация должна заинтересовать посетителей, привлечь их внимание.
Для того чтобы выставка прошла наиболее успешно, необходимо грамотно оформить экспозицию. Компаниям-новичкам часто это дается с большим трудом, так как подготовка подобного мероприятия требует определенных знаний и навыков. Главное условие успеха – это разноплановость экспозиции. Выставочный стенд должен привлекать внимание как издалека, так и при ближайшем рассмотрении. С дальнего расстояние экспозиция должна привлечь внимание посетителя ярким оригинальным элементом. Вблизи клиенты должны увидеть единую, логически выстроенную композицию, состоящую из экспонатов и информации о компании.
Расположение выставочных стендов
Расположение стенда – это одна из главных составляющих успешной для компании выставки. Этот вопрос должен быть решен в период подготовки к выставке. Местоположение стенда влияет на то, какой тип посетителей желает привлечь компания. Если основная часть клиентов была приглашена заранее, то нет смысла размещать стенд в проходе с большим потоком посетителей. Если же компания ставит целью привлечь как можно больше клиентов именно на выставке, то стенд нужно разместить в наиболее оживленном месте: возле главного входа или в местах главных проходов.
Если выбрана линейная конфигурация стенда, то стоит спроектировать его с максимальной длиной по фронту. Если же планируется вход посетителей внутрь стенда, например, для переговоров, то стоит позаботиться о достаточной его глубине.
По своей конфигурации стенды бывают четырех видов:
Чаще всего наиболее выгодные места у главных проходов получают крупные компании либо те фирмы, которые подали заявку на участие в выставке раньше остальных. Часто за лучшее местоположение стенда взимается дополнительная плата. Выбирая место для стенда, целесообразно заранее ознакомиться с тем, где будут располагаться экспозиции конкурентов и лидирующих в данной отрасли компаний. Размер стенда зависит от того, на какой сегмент посетителей рассчитывает компания: на элитных клиентов, средний или эконом-класс.
Составляя макет стенда, стоит помнить и о том, что на одну компанию-участника приходится определенная выставочная площадь. В среднем она составляет 5 кв. метров. Поэтому экспозиция выставки должна быть организована таким образом, чтобы места хватало и экспонатам, и персоналу, и посетителям.
Оформление стендов на экспозиции
Перед тем, как начать составлять макет стенда, необходимо подобрать экспонаты. Для того чтобы сделать это наиболее грамотно, нужно определить, на какие категории посетителей нацелена выставка и что лучше им продемонстрировать, чтобы достичь поставленных целей. Среди возможных клиентов могут быть частные лица, корпоративные потребители и дилеры.
При выборе экспонатов необходимо следовать основным правилам:
Следующим этапом является оформление самих стендов. В первую очередь необходимо определиться, какой тип стендов подойдет компании: стандартный или эксклюзивный. Стандартные стенды однотипны, может варьироваться лишь их размер. Среди расцветок и конфигураций предлагается лишь типовой вариант, не имеющий альтернатив. Для компаний-новичков стандартный стенд станет оптимальным вариантом, не требующим больших финансовых вложений.
Эксклюзивные стенды больше подойдут крупным компаниям, регулярно участвующим в выставочных мероприятиях. Такие стенды изготавливают по специальным макетам с использованием широкого спектра материалов и графики. Эксклюзивный стенд отражает специфику деятельности компании, очень хорошо привлекает внимание.
Экспозиция выставки должна занимать не больше 50% от общей площади стенда. Остальное место отводится под работу персонала и переговоры с посетителями. Работники выставки не должны загораживать экспонаты, их должно быть хорошо видно со всех возможных ракурсов. Лучшее место на стенде стоит оставить под наиболее важные экспонаты – новинки, лидеры продаж и т. д. Текстовая и графическая информация должна быть размещена над или сбоку от экспонатов таким образом, чтобы она хорошо воспринималась визуально.
Ещё интересные ссылки на статьи
Читайте интересную подборку статей и полезной информации.
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Про искусство
Main Menu
Виды и типы музейных экспозиций
Экспозиция — основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных экспонатов, организованных, объяснённых и размещённых в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.
Сегодня под музейной экспозицией мы понимаем целостную предметно-пространственную систему, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом.
Организацию экспозиции можно разделить на три метода — коллекционный, ансамблевый, иллюстративно-тематический.
В настоящее время в музейной практике сложилось три основных типа музейных выставок:
Существуют общие принципы построения экспозиции. К ним относятся:
Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и организации экспозиционных материалов называется методом построения экспозиции. В отечественном музееведении традиционно выделяют следующие основные методы экспонирования: систематический, ансамблевый, ландшафтный и тематический. Этим методам соответствуют
Тематическая экспозиция
Тематическая экспозиция направлена на раскрытие определенной, заданной авторами, экспозиционной концепции или темы. Поэтому для осуществления концептуального замысла музейные сотрудники часто привлекают не только подлинные музейные предметы, но и воспроизведения, реплики, научно-вспомогательные материалы, аудиовизуальные средства и т. д. Ярким примером могут быть дидактические и концептуальные выставки, например, дидактическая выставка «Язык изобразительного искусства: первый диалог», организованная в 1996 г. научными сотрудниками Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики Государственного Русского музея;
Тематической называют экспозицию, которая посредством экспозиционных материалов раскрывает определенную тему, сюжет, проблему, создает музейный образ отражаемых событий или явлений. В структурном отношении она представляет собой систему взаимосвязанных и соподчиненных разделов и тем, содержание которых обосновано концепцией. В исторических музеях разделам обычно соответствуют исторические периоды. Основной структурной единицей тематической экспозиции является тематико-экспозиционный комплекс, представляющий собой группу предметов разных типов — вещи, документы, изобразительные материалы. В отличие от систематической и ансамблевой экспозиции их объединяют не типологические признаки и не реальные или типичные связи в среде бытования, а исключительно содержательная сторона, способность выступать в качестве наглядного подтверждения определенного концептуального положения.
Первыми во второй половине 1920-х гг. тематический, или комплексно-тематический метод экспонирования стали разрабатывать историко-революционные музеи применительно к своей тематике — классовой борьбе, экономической и политической истории. С 1930-х гг. он стал преобладающим методом экспонирования в советских музеях; в настоящее время является ведущим главным образом для исторических и краеведческих музеев.
Систематическая экспозиция
Демонстрации однотипных предметов, представляющих собой часто систематические коллекции. Такие экспозиции сопровождаются пояснительным текстом с этикетажем. Примером могут быть выставки нумизматических коллекций, изделий керамики одного промысла и т. д.
Первыми экспозициями, в основу которых легли научные принципы организации материала, стали систематические экспозиции. Их появление в конце XVIII — первой половине XIX в. было связано с бурным развитием процесса дифференциации в сфере науки и созданием профильных музеев. Систематический метод экспонирования предусматривает отбор, размещение и интерпретацию однородных предметов в соответствии с классификационной системой конкретной научной дисциплины или отрасли производства. Основная структурная единица систематической экспозиции — типологический (системный) ряд; он позволяет показать биологическую, технологическую, эстетическую и другие виды эволюции предметов. Наиболее часто систематический метод экспонирования применяется в естественно-научных, научно технических, археологических и этнографических музеях, в музеях декоративно-прикладного искусства, а также в фондовых выставках музеев иных профилей.
Примерно с середины XIX в. в этнографические экспозиции, построенные на основе систематического метода, стали включаться ансамбли, получившие в музейном обиходе название «жизненные комплексы», потому что они стремились отразить реальные связи между предметами. Таковыми были, например, этнографические комплексы «жилище», «мастерская», «сенокос», «свадьба», которые наглядно демонстрировали домашнюю обстановку, трудовой процесс, праздничные и религиозные ритуалы, при этом музейный предмет показывался как бы в среде своего бытования. В конце XIX — начале XX в. в Западной Европе появились первые экспозиции, состоящие исключительно из ансамблей. Это были экспозиции музеев под открытым небом.
Ансамблевая экспозиция
Ансамблевый показ, предполагающий демонстрацию музейных предметов в их «жизненных» взаимосвязях и комплексах. Первыми по этому пути пошли этнографические музеи, где организованы такие ансамблевые комплексы, как «жилище», «свадьба», «мастерская» и т. д. Такой метод популярен и для показа интерьеров, и для создания мемориальных экспозиций и т. д.;
Ансамблевая экспозиция сохраняет или реконструирует на основе достоверных научных данных реально существовавшую или типичную для определенной эпохи социокультурную обстановку. Ансамблевая экспозиция характерна для мемориальных музеев, для музеефицированных памятников истории и культуры — дворцов, усадеб, крестьянских изб. Ее примером могут служить исторические интерьеры или их фрагменты, воссоздаваемые в музеях не только гуманитарного, но и естественно-научного профиля.
При воссоздании художественной ансамблевой экспозиции в качестве связующего звена, которое позволяет объединить в единое целое картины, скульптуру, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, обычно выступают стилистические особенности экспонатов. По такому принципу построена, например, экспозиция «Русский жилой интерьер XIX века» в Большом дворце Павловска (Ленинградская область). В ее 16 залах на основе литературных, документальных и изобразительных источников (картин, акварелей, рисунков) воссозданы наиболее типичные интерьеры усадебных и городских домов состоятельной части российского общества. Расстановка мебели, развеска картин и портретов, размещение предметов из фарфора и бронзы строго продуманы, подчинены четкому ритму и единому стилю. Экспозиция позволяет проследить, как на протяжении столетия менялись условия жизни и художественные вкусы, представления о красоте и уюте.
Вместе с тем в таких стилевых ансамблях есть определенный недостаток. За редким исключением исторические интерьеры не существовали как единое стилевое целое, в них могли находиться и находились предметы различных эпох и стилей, подобно тому, как в современных квартирах соседствуют разные по времени создания вещи. Поэтому ансамбли, построенные по стилевому принципу, имеют условный и несколько искусственный характер.
В том случае, когда музеем становится сохранившийся памятник истории и культуры, в реконструкции ансамблевой экспозиции нет нужды. При иных обстоятельствах необходимо воссоздавать достоверную среду, что влечет за собой целенаправленное комплектование, а иногда изготовление воспроизведений музейных предметов — копий, муляжей, реконструкций. В мировой музейной практике именно ансамблевые экспозиции получили наибольшее распространение, поскольку они легко воспринимаются посетителями, вызывают непосредственный интерес и оказывают сильное эмоциональное воздействие. Многие музеи почти все свои экспозиционные площади используют под воспроизведения жилых и производственных интерьеров.
Ландшафтная экспозиция
Демонстрация «живых» социокультурных и природных систем. Особенность данного метода заключается в музеефикации как предметов, так и объектов, представляющих музейный интерес для общества. Примером может служить музей народного деревянного зодчества «Витославлицы» под Великим Новгородом или государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи».
Ландшафтные экспозиции воссоздают взаимосвязи и взаимозависимость природных компонентов. Их основная структурная единица — биогруппы и ландшафтные диорамы.
Элементы ландшафтного метода экспонирования в виде биогрупп появились в естественно-научных музеях в середине XIX в. Биогруппа (биологическая группа) представляет собой экспозиционный комплекс из объектов животного и (или) растительного мира. Часто понятие «биогруппа» относится к научной таксидермической композиции, которая представляет животных в среде обитания. Таксидермия (отгреч. taxis — устройство и derma — кожа) — вид деятельности, включающий консервацию и реконструкцию объектов животного мира. Современная таксидермия из ремесла по изготовлению чучел переросла в искусство. Но искусство это — особого рода: условность и декоративность здесь недопустимы, поскольку естественно-научные музеи призваны популяризировать достоверные и научно объективные сведения.
Большую роль в становлении ландшафтного метода экспонирования сыграла Всемирная промышленная выставка в Лондоне (1851 г.), где демонстрировались первые биологические группы из жизни животных, созданные немецким таксидермистом М.Х. Плоцкетом. Затем биогруппы стал активно включать в свою систематическую экспозицию Британский музей естественной истории, причем создавал их на строго документальной основе. Для биогрупп с птицами и гнездами растения и почва собирались из одного места, а молодые и старые птицы — с одного гнезда. Использовался и натуральный почвенный покров, на котором было найдено гнездо: он осторожно срезался и перевозился в музей. Каждый отдельный листок, цветок, трава имитировались из воска и других подходящих материалов, при этом искусственные растения располагались на высушенной почве точно так, как они находились в природе.
«Сухость систематической коллекции, расставленной в предназначенном постепенном порядке, совершенно скрадывается благодаря присутствию вышеупомянутой биологической коллекции, — делился в 1894 г. своими впечатлениями от осмотра орнитологической экспозиции Британского музея естественной истории русский зоолог А. Ященко. — Глаз, утомленный осмотром систематического собрания, невольно отдыхает на этих отдельных витринах биологической коллекции, которые представляют собой ни больше ни меньше, как точно скопированные клочки природы, словно выхваченные из жизни и перемещенные в залы музея. В каждом таком клочке перед вами является момент из жизни какой-нибудь птицы, в каждом, без исключения, момент, наиболее интересный биологу. Все витрины являются почти живой иллюстрацией семейной жизни птиц»
К концу XIX в. в практику естественно-научных музеев вошли панорамы и диорамы, ставшие характерными приемами ландшафтного метода экспонирования. Панорама (от греч. pan — все и horama — вид, зрелище) представляет собой больших размеров лентообразную картину, которая натянута по внутренней поверхности цилиндрического подрамника и сочетается с расположенным перед ней по кругу «предметным» планом — макетами, сооружениями, фигурами. Панорама создает иллюзию реального пространства, окружающего зрителя, располагается в круглом строении и рассматривается с площадки, находящейся в его центре. Первая панорама была создана ирландским художником Р. Баркером в 1787 г. и представляла собой круговое изображение города Эдинбурга.
В 1893 г. в Музее естественной истории в Стокгольме была создана первая биологическая панорама, воссоздающая природу Швеции. На огромном замкнутом полотне были изображены наиболее характерные для страны пейзажи, объединенные в одну сплошную картину, опоясывающую окружность панорамы. Передний план с документальной точностью воспроизводил участок местности со скалами, растениями, болотом, ручьем.
В отличие от художественной панорамы, где живопись подчиняет передний натурный план, в ландшафтной панораме пейзаж служит только вспомогательным средством, которое вводит зрителя в место обитания животных. Передний же план занимают документальные материалы — чучела животных, гнезда птиц, растительность, рельеф местности.
В то время как панорама вводит зрителя будто бы в центр изображаемого события и позволяет осуществлять круговой обзор, диорама (от греч. dia — сквозь и horama — вид) дает возможность рассматривать изображение только со стороны окна (за исключением трехсторонних, так называемых альковных диорам). Она охватывает лишь часть горизонта и может располагаться на стене как полукруглого, так и прямоугольного помещения. Поэтому диорамы, не требующие столь больших площадей, как панорамы, получили в естественно-научных музеях гораздо более широкое распространение.
В биогруппе и диораме кроме животных размещают растения и макеты различных фрагментов местного пейзажа — валунов, скал, косогоров, берегов рек, озер, болотистых участков леса. Передавая ландшафт местности, диорамы и биогруппы одновременно позволяют воссоздать действительный облик животного, показать динамику его движения. Такая композиция переносит в музей уголок природы и показывает те из ее сторон, которые в реальной жизни человек не всегда может наблюдать. Но достоверная передача особенностей поведения и образа жизни животных, характерных черт их среды обитания требуют проникновения в тонкости биологии. Малейшее отклонение от жизненной правды — неправильная поза животного, анатомические дефекты, не подобающие сезону густота и окраска меха, растительность, не соответствующая данному ландшафту — все это подрывает веру в подлинность изображаемого и уничтожает познавательный смысл биогрупп и диорам.
В первой трети XIX в. ландшафтный метод экспонирования стал практиковаться во многих музеях мира. В России первая ландшафтная экспозиция была построена в 1930 г. в Московском областном краеведческом музее (г. Истра). С 1970-х гг. ландшафтный метод стал преобладающим в региональных естественно-научных музеях и отделах природы краеведческих музеев.
Экспозиция имени одного экспоната
Демонстрация одного музейного предмета-экспоната (чаще всего — это шедевр мирового искусства или уникальный, всем известный раритет, например, «Благовещение» Ван Эйка — выставка одного произведения, проходившая в Государственном Эрмитаже в 1997 г.). Обычно такая демонстрация сопровождается пояснительным текстом, представленным как в виде печатного материала, так и на специальных носителях, в качестве которых выступают интерактивные видеокомплексы и компьютерные системы.
Следует иметь в виду, что все перечисленные методы экспонирования нередко интегрируются: систематическая экспозиция может сочетаться с ансамблевой и ландшафтной экспозицией, тематическая может включать элементы не только ансамблевой, но и систематической экспозиции. Выбор методов экспонирования зависит от многих факторов, в том числе от профиля музея, от темы и целевых установок создающейся экспозиции, специфики коллекций, размеров экспозиционных площадей.
Помимо постоянных, музей создает и временные экспозиции — музейные выставки. Выставки — стационарные и передвижные — посвящаются актуальным вопросам современности: значительным политическим событиям, культурным явлениям, юбилеям, важным проблемам, интересным событиям прошлого и настоящего. Они повышают доступность, общественную значимость музейных коллекций (выставки фондов), оперативно вводят в оборот научные достижения музея (отчеты по экспедициям, демонстрация реставрационных работ, новых поступлений). Временность выставок отражается на составе экспонатов. Здесь могут быть показаны музейные предметы, обычно не подлежащие длительному экспонированию в целях обеспечения сохранности, предметы из других хранилищ. Выставки имеют возможность показать исчерпывающий материал по обозначенной теме. Зачастую тема может выходить за пределы профиля музея. Актуальность, а иногда и злободневность тематики выставок предъявляют особые требования к их архитектурно-художественному решению. Выставки значительно повышают образовательно-воспитательную роль музеев, резко увеличивают количество посетителей, расширяют географию деятельности музея — передвижные выставки обслуживают дальние регионы страны. В современных условиях активно развивается международный обмен выставками, что способствует взаи- мообогащению различных культур и взаимопониманию между народами. Подготовка музейных выставок органически входит в экспозиционную работу музея.