выставки во что ты была одета в университете канзаса
«А что на тебе было»: жертвы изнасилований показали, что на них было надето в день преступления
Выставка, которая проходит в Университете Канзаса, подробно отвечает на вопрос: «Во что ты была одета?». Во что ты была одета в день, когда тебя изнасиловали.
Цель выставки — развеять миф, что жертвами изнасилования становятся только те, на ком была чересчур открытая или «провокационная» одежда. Выставка рассказывает 18 историй сексуального насилия. Главными экспонатами стали предметы одежды, которые были на жертвах в момент насилия. Здесь можно увидеть все что угодно: от купальника до футболок и джинсов.
Арт-проект был задуман в 2013 году главой Центра по предотвращению сексуальных преступлений в Канзасском университете Джен Брокмэн и доктором Мэри А. Вьяндт-Йебер, руководительницей программных инициатив Центра по контролю над изнасилованиями при Университете Арканзаса. Похожие инсталляции после 2013 года проводились и в других учебных заведениях.
Главное, считает Брокмэн, с помощью выставки объяснить — обвинять жертв недопустимо.
«Зрители могут прийти в галерею и увидеть самих себя, не только в одежде, но и в рассказанных участницами историях, — считает она. — Мы постарались создать такой эффект, чтобы зрительницы сказали: «У меня точно такие же джинсы лежат в шкафу» или «Это я надевала на прошлой неделе». Таким образом мы надеемся развенчать миф о том, что, если мы будем избегать провокационной одежды, никто не причинит нам вреда. Это миф, что избежать насилия можно, просто переодевшись».
Истории были рассказаны студентками колледжа и университета. Всего их набралось около 40, но в инсталляции участвуют лишь 18. «Не одежда становится причиной изнасилования, — подчеркивает Брокмэн, — а насильник».
«Что на тебе было?»
«Моя любимая желтая футболка, не помню, что за штаны на мне были. Помню, я чувствовала себя ужасно неловко, хотела только выйти из комнаты брата и смотреть мультики».
«Штаны цвета хаки и рубашка. Я тогда должна была показывать презентацию на моих уроках по коммуникации. В больнице мою одежду забрали, пока осматривали после изнасилования. Не знаю, что с ней стало».
«Купальник. Мы сплавлялись на каноэ по реке, было весело. Затем они пришли в мою палатку, когда я пыталась переодеться».
«Сарафанчик. Спустя несколько месяцев мама стояла перед моим шкафом и жаловалась, что я больше не ношу платья. Мне было шесть».
«Я пропустила несколько дней на работе после того, как это случилось. Когда я рассказала моей начальнице, что со мной произошло, она задала мне именно этот вопрос: «Что на тебе было?». Я ответила: «Футболка и джинсы, а ты что надеваешь на баскетбол?». Я вышла из кабинета и больше никогда туда не возвращалась».
Жертвы изнасилований провокационно одеваются? Развенчиваем стереотипы
Ника Воюцкая СПИД.ЦЕНТР
Карточка с краткой историей изнасилования — рядом одежда, которая в тот момент была на пострадавшей. Так выглядит проект «What Were You Wearing?», придуманный двумя американками-экспертами по предотвращению сексуального насилия Джен Брокман и Мэри А. Вьянд-Йебер. С 2013 года, когда выставку впервые показали в США, ее социальные франшизы появились в пятидесяти странах. В феврале проект добрался до России.
На петербургскую выставку «Во что ты была одета?» пришли почти восемьсот человек. Ее организовали визуальный антрополог Лиза Светлова, фем- и ЛГБТ-активистка Инна Боярова. Корреспондентка СПИД.ЦЕНТРа поговорила с ними о стереотипах вокруг насилия, почему люди часто осуждают пострадавшего, а не насильника, и «серой зоне» темы, о которой обычно не говорят.
— Как вы решили провести выставку «What Were You Wearing?» в Петербурге?
— Выставка продлилась всего три дня: с 15 по 17 февраля. Многие, как я, не успели на ней побывать. Как все это выглядело?
Лиза: На стене — карточка с историей, рядом — комплект одежды. Реальная одежда, в которую были одеты женщины в момент изнасилования, не попала на выставку: это инсценировка. Максимально достоверная, аккуратно подобранная по описанию, которое нам прислали.
— Почему нельзя было собрать ту самую одежду, которая была на женщинах в момент изнасилования?
Лиза: Хотя бы потому, что истории присылали анонимно. Да и «той самой» уже и не существует, скорее всего: мало кто такое хранит в шкафу. Но мы взяли себе целью максимально соответствовать референсам. Написано: «Теплый красный шерстяной свитер» — мы нашли именно такой: красный, теплый, шерстяной. «Трусики с уточками». Мы нашли детские трусики с уточками. Как только мы анонсировали выставку, нам сразу написала девушка из благотворительного магазина «Спасибо» и предложила помощь. Так что мы искали вещи из историй на большом складе «Спасибо» вместе с работницами магазина. И нашли.
— Кем были женщины, рассказавшие свои истории?
Лиза: Самой старшей женщине — восемьдесят три года. Самые юные — подростки. Некоторые истории о глубоком советском прошлом. Другие — о настоящем времени. История самой старшей женщины — одна из самых душераздирающих. Это произошло лет восемьдесят назад, еще до войны, и это на ней были маленькие детские трусики с уточками. Ей было года три-четыре, к ней приставал отчим. Потом он ушел на войну и пропал без вести. Смысл между строк был именно такой: «И слава богу!».
— Какие были отзывы, какой фидбэк?
Лиза: Первый шок был от масштабов и разнообразия насилия. Мы специально выбирали истории так, чтобы они были разными: от советских историй до сегодняшнего дня, от маленьких детей до взрослых женщин, от папы и дедушки до начальника и кого-то, выпрыгнувшего из кустов. Даже тот, с кем самим это случилось, не знает о всевозможных формах насилия. И, конечно, поражало количество детских историй.
— Сталкивались с реакцией: «А зачем про такое говорить?»
Лиза: Конечно. Как-то я была в гостях на дне рождения родственницы, обсуждали, кто чем занимается. Я рассказала. Стол четко разделился на два лагеря. Женщины говорили: «А зачем?». И за этим их «зачем» нет никаких аргументов, только многовековая тишина. В их глазах я вижу поколения женщин, которые жили еще в царской России — и молчали. А вот мужчины стали спрашивать: «А что за истории вы собираете? Ого, и про детей? Да, это интересно, про это надо говорить».
Лиза: Друг спускался курить и слышал, как люди говорили: «О, там много народа, что там, поднимемся, узнаем». Заходили, и по их глазам было видно, что они не в курсе. Тогда я сама или волонтеры подходили и говорили: «Здравствуйте, вот такая вот выставка, такие истории, такая лекция». Как хостес в ресторане.
— У вас самих есть опыт сексуального насилия?
Лиза: Нет. У меня нет.
Инна: Да. Партнерские отношения, все такое.
— Это как-то повлияло на твое восприятие темы?
— Про «серую» зону. Бывает, что человек сам может не понять, что он кого-то насилует. Насильственность действий может быть не очевидна.
— Чтение историй о насилии может травмировать зрителя. Вы этого не боялись?
Лиза: По условиям франшизы при входе на выставку было указано «18+» и предупреждение: «Насилие, сексуальное насилие». На площадке дежурила психолог, если для кого-то выставка окажется слишком тяжелой. Но к ней никто не обратился. Еще мы сделали красивые открытки, на обратной стороне — номера кризисных центров, и после каждой лекции объявляли, где лежат наши открытки.
— Будет продолжение? Еще одна выставка?
Лиза: Как раз думаем. Мы получили огромный фидбек от тех, кто пришел, кто наблюдал за прямой трансляцией. К нам приезжали из Москвы, Казани, Нижнего Новгорода, подходили и просили продолжение. И самый большой вопрос — мужчины, которые тоже становятся жертвами насилия.
— Их историй на выставке не было?
— А были ли истории насилия женщин над женщинами?
— Выставка помогла вам как-то переосмыслить собственные сексуальные взаимодействия?
Лиза: Фем-активизм помогает всем, и женщинам, и мужчинам, когда, например, борется со стереотипами о токсичной маскулинности. Тянем за женщин — а выходим к внегендерной проблематике. Если подняться над всеми этими вопросами и посмотреть на проблему сексуального насилия системно, получится, что все мы в плену стереотипов друг о друге. И женщины о женщинах, и женщины о мужчинах, и мужчины о женщинах, и мужчины о мужчинах… А если мы еще подумаем о транслюдях и небинарных людях, все станет совсем сложно. Причем стереотипы работают не только в сексе: начинается все с воспитания, внешнего вида, «мужского»/«женского».
— Выставка борется со стереотипами. Можете их перечислить? Хэштег такой-то, например?
Инна: Хэштег #КороткаяЮбка: жертва может кого-то «спровоцировать» или вовсе «сама этого хотела».
— Почему так часто люди осуждают не насильника, а того, кого изнасиловали?
Инна: Потому что страшно. Потому что очень хочется верить, что есть набор правил, которые спасут тебя, если что. Не крашу губы, не хожу поздно ночью по улицам, и все будет хорошо. И когда с кем-то случается плохое, проверяешь свой чек-лист: так, что такого сделала она, чего не делаю я?
СПИД.ЦЕНТР также попросил нескольких экспертов прокомментировать тему выставки.
«На мне было надето это». Страшные признания жертв изнасилования на необычной выставке
Три года назад на выставке Канзасского университета было представлено восемнадцать комплектов одежды, которая была надета на жертвах сексуального насилия в момент нападения. К каждому из них прилагается история того, как это произошло. Перед глазами посетителей предстают самые разные наряды — купальник, желтая футболка-поло для мальчика, смелое красное платье, майка и джинсы.
Арт-проект был создан в 2013 году Джен Брокман, руководителем Центра по предотвращению сексуального насилия и информированию населения при Канзасском университете, и доктором Мэри А. Вьянд-Йебер, возглавляющей программные инициативы Центра по контроля над преступлениями сексуального характера в Арканзасском университете. За эти годы инсталляцию представили в нескольких учебных учреждениях, включая университеты Арканзаса и Айовы.
Всего Джен собрала сорок реальных историй сексуальных преступлений, но только восемнадцать вошли в инсталляцию. По ее словам, все они были рассказаны студентами колледжа и университета. Материалы передавались различными способами — в личной беседе, через анонимные источники, например, дневники, в которых жертвы оставляли записи, или через интернет с помощью специальных хэштегов.
Во что ты была одета? Выставка..
Перепост которым захотелось поделиться
«ВО ЧТО БЫЛА ОДЕТА?»: СТРАШНАЯ ВЫСТАВКА ЖЕРТВ ИЗНАСИЛОВАНИЯ
Мощнейшая по своей эмоциональной составляющей выставка сейчас проходит в Университете Канзаса. Цель выставки — развеять миф, что жертвами изнасилования становятся только те, на ком была чересчур открытая или «провокационная» одежда. Выставка рассказывает 18 историй сексуального насилия. Главными экспонатами стали предметы одежды, которые были на жертвах в момент насилия. Тут можно увидеть все, что угодно: от купальника до футболок и джинс.
Арт-проект был задуман в 2013 году главной Центра по предотвращению сексуальных преступлений в Канзасском университете, Джен Брокмэн, и доктором Мэри А. Вьяндт-Йебер, руководителельницей программных инициатив Центра по контролю над изнасилованиями при Университете Арканзаса. Похожие инсталляции поле 2013 года проводились и в других учебных заведениях.
Главной целью выставки, как считает Брокмэн, является повысить осведомленность людей о сексуальном насилии и предотвратить обвинения жертв.
«Зрители могут прийти в галерею и увидеть самих себя, не только в одежде, но и в рассказанных участницами историях, — считает она. — Мы постарались создать такой эффект, чтобы зрительницы сказали: „Вау, у меня точно такие же джинсы лежат в шкафу“ или „Это я надевала на прошлой неделе“. Таким образом мы надеемся развенчать миф о том, что если мы будем избегать провокационной одежды, никто не причинит нам вреда. Миф, что избежать насилия можно, просто переодевшись».
Истории были рассказаны студентками колледжа и университета. Всего их набралось около 40, но в инсталляции участвуют лишь 18. «Не одежда становится причиной изнасилования, — подчеркивает Брокмэн, — а насильник».
1 «Моя любимая желтая футболка, не помню, что за штаны на мне были. Помню, я чувствовала себя ужасно неловко, хотела только выйти из комнаты брата и смотреть мультики».
2
«Штаны цвета хаки и рубашка. Я тогда должна была показывать презентацию перед на моих уроках по коммуникации. В больнице мою одежду забрали, пока осматривали после изнасилования. Не знаю, что с ней стало».
3 «Купальник. Мы сплавлялись на каноэ по реке, было весело. Затем они пришли в мою палатку, когда я пыталась переодеться».
4
«Сарафанчик. Спустя несколько месяцев, мама стояла перед моим шкафом и жаловалась, что я больше не ношу платья. Мне было шесть».
Выставки во что ты была одета в университете канзаса
EQUALITY запись закреплена
«ВО ЧТО ТЫ БЫЛА ОДЕТА?»: СТРАШНАЯ ВЫСТАВКА ЖЕРТВ ИЗНАСИЛОВАНИЯ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: материал довольно тяжелый.
Мощнейшая по своей эмоциональной составляющей выставка сейчас проходит в Университете Канзаса. Цель выставки — развеять миф, что жертвами изнасилования становятся только те, на ком была чересчур открытая или «провокационная» одежда. Выставка рассказывает 18 историй сексуального насилия. Главными экспонатами стали предметы одежды, которые были на жертвах в момент насилия. Тут можно увидеть все что угодно — от купальника и сексуального красного платья до футболок и джинсов.
Арт-проект был задуман в 2013 году главой Центра по предотвращению сексуальных преступлений в Канзасском университете Джен Брокмэн и доктором Мэри А. Вьяндт-Йебер, руководителем программных инициатив Центра по контролю над изнасилованиями при Университете Арканзаса. Похожие инсталляции поле 2013 года проводились и в других учебных заведениях.
Главной целью выставки, как считает Брокмэн, является повышение осведомленности людей о сексуальном насилии и предотвращение обвинения жертв.
«Зрители могут прийти в галерею и увидеть самих себя — не только в одежде, но и в рассказанных участниками историях, — считает она. — Мы постарались создать такой эффект, чтобы зрители сказали: „Вау, у меня точно такие же джинсы лежат в шкафу“. Или: „Это я надевала на прошлой неделе“. Таким образом мы надеемся развенчать миф о том, что если мы будем избегать провокационной одежды, никто не причинит нам вреда. Миф, что избежать насилия можно, просто переодевшись».
Истории были рассказаны студентами колледжа и университета. Всего их набралось около 40, но в инсталляции участвуют лишь 18. «Не одежда становится причиной изнасилования, — подчеркивает Брокмэн, — а насильник».