выставка современного искусства что это
7 выставок современного искусства, которые могут загнать в ступор кого угодно
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Время мусора
Мусор одного человека — сокровище для другого человека. В «Gitler & _____» прошла выставка художника Кристиана Глинна, посвященная этому кредо.
Согласно пресс-релизу, «все экспонаты сделаны из переработанной, повторно использованной и новой бумаги, а также найденных материалов, картона и фильтров от сигарет».
2. Зубные щетки
В «Музее повседневной жизни» Вермонта открылась галерея, посвященная зубным щеткам. Здесь можно увидеть очень широкий ассортимент средств гигиены.
Вряд ли кто мог раньше предположить что для великого искусства вовсе не обязательна кисть, а вполне хватит зубной щетки.
3. «99 бутылок пива»
В художественной галерее Нью-Йорка «Gitler & _____» разместилось шоу под названием «99 бутылок пива», в котором экспонируются картины пивных бутылок, написанные Томом Сэнфордом.
Что любопытно, художник лично выпил каждую бутылку, перед тем как зарисовать ее.
4. Фигурки из упаковок
В итоге в начале этого года он продемонстрировал коллекцию из целых 8 000 различных сумасшедших бумажных скульптурок из упаковок на выставке в Токио.
5. Искусство не пахнет
В 2013 году явно только безумные ценители арта отправились в художественную галерею Public Works в Сан-Франциско, чтобы увидеть серию картин, сделанных из экскрементов. Это шоу называлось «Ср**л я на тебя».
Явно на выставке был специфический запашок. Фекалии животных, из которых были сделаны картины, собрали на местных фермах в районе залива Сан-Франциско. Цена на некоторые лоты доходила до 3500 долларов.
6. Каменные лица
В японском музее Chinsekikan можно найти коллекцию из более чем 1700 камней, которые выглядят как человеческие лица, в том числе как лица таких поп-идолов, как Элвис Пресли.
Покойный Шозо Хаяма собирал подобные камни в течение полувека, до своей смерти в 2010 году, а теперь музеем управляет его жена.
7. Резиновый маньяк
Следующая выставка не находится в музее, но не упомянуть о нем просто нельзя. Молодая женщина из Норвегии по имени Тонье вывесила на стене в своей комнате презервативы. Каждый из них был использован и к нему прилагается фото мужчины. И таких экспонатов у нее. почти 2000. Стоит отметить, что далеко не все «экспонаты» она собирала собственноручно, много ей присылали по почте (за каждый Тонье платила 75 долларов + 15 долларов, если он был с фото).
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как устроены ярмарки современного искусства в Европе и в России
Что такое ярмарки современного искусства и зачем на них ходить
Бывает, что ярмарки современного искусства сравнивают с супермаркетом. Такое сравнение, конечно, прозвучит очень грубо. Да, здесь все покупается и продается, но ярмарки современного искусства в нынешнем виде — не менее важный смотр искусства, чем, например, биеннале.
Биеннале, при всей визуальной эффектности, все же адресовано искушенной публике: хорошо бы знать историю конкретной биеннале, специфику выбора куратора и того выбора, который обычно делает куратор. Ярмарка — намного более демократичная выставка искусства хотя бы потому, что все на ней можно купить.
Биеннале ставит скорее образовательную задачу: захватить зрителя важной для этого года темой в политике или обществе, заставить задуматься о бичах человечества — или же пытается поймать и описать большую волну, которая происходит в искусстве сегодня. Амбиции ярмарки скромнее. Пространство на них справедливо поделено между авторитетными галереями, которые представляют лучшие работы своих самых интересных художников с самым выгодным разбросом цен — так, что купить хотя бы серийную работу может позволить себе обычная семья, которая год специально откладывала для этого разумный процент бюджета.
Какими бывают ярмарки современного искусства
Ярмарки современного искусства стараются собирать художников со всего мира, то есть являются в большинстве случаев международными. Но при этом у них, как правило, есть определенный фокус: локальный или глобальный. Первые собирают больших художников со всего мира и интересны в первую очередь состоявшимся людям, которые рассматривают искусство как инвестиции — с расчетом, что приобретение работы топового художника потом как минимум окупится, а в случае чего ее легко можно будет продать. Несправедливо говорить, что все выставки первого типа похожи друг на друга, но, по крайней мере, в некоторой своей части это неизбежно. Ярмарка первого типа работает как чемпионат мира — утверждает страну и ее искусство на большом рынке и служит притоком для международного туризма. Ярмарка второго типа пестует местных художников, поддерживает местный рынок и, в конце концов, выступает как инкубатор для искусства в конкретной стране.
«Когда мы приняли эстафету Венской ярмарки, шли большие дебаты о том, стоит ли сохранить наш фокус на Восточную Европу. Семь лет назад это было совсем не секси — и со всех сторон нам советовали лучше создать в Вене «мини-Базель».
Если ты не выделяешь местных галеристов, не инвестируешь в них, не работаешь с местным сообществом, то не сможешь существовать и конкурировать. Мы — не сателлит, который приехал и уехал; местное сообщество для нас — главное. После двух лет работы все изменилось: местных галерей у нас уже не меньше 30% участников. И среди других ярмарок мне нравятся те, что придерживаются нашего подхода — например, 1-54 Contemporary African Art Fair и LOOP Barcelona Fair, где можно найти уникальные вещи. А я ищу и люблю уникальные вещи.
Вот почему у нас такая серьезная образовательная программа: нам все еще нужно объяснять коллекционерам, что Восточная Европа и ее художники — это классно. Если бы мы устроили ярмарку в другой стране, то аудиторию, может, и не нужно было бы этому учить. Но коллекционеры приезжают к нам и не знают 60% имен. Вот почему нам предстоит много работы.
Наша ярмарка — проводник стран в мир современного искусства. Мы позвали участвовать страны, ранее входившие в Югославию, у которых на тот момент не было галерей; в этом году на ярмарке мы сделали фокус на Армению, где ситуация аналогична. Это адски сложная работа, но в конце концов наша образовательная программа направлена именно на то, чтобы поддержать художников и продавать их искусство: за время туров и образовательных программ коллекционеры и кураторы должны познакомиться с новыми именами и новыми работами».
«Идеальная ярмарка — та, где у тебя рождаются новые идеи, где можно увидеть новые картины из разных стран. Для меня эта ярмарка так важна, потому что здесь можно увидеть и западное, и восточное искусство. Последние шесть лет я собираю искусство Центральной и Восточной Европы, поэтому мне очень нравится здесь бывать.
Впервые на ярмарки современного искусства я попал 30 лет назад или даже больше. Тогда я отправился впервые на Art Basel — он тогда еще был исключительно европейским (теперь главная мировая ярмарка имеет филиалы в Гонконге и Майями — прим.ред) — и пришел в такой восторг, что начал собирать абстрактное, минималистичное и концептуальное искусство. Frieze, FIAC и Art Basel, как мне кажется, по-прежнему очень важны, хотя ярмарки действительно похожи друг на друга — здорово, что viennacontemporary в этом смысле уникальна, и больше нигде нельзя найти фокуса на Восточную Европу».
Зачем ярмарка современного искусства нужна городу и обычному человеку
По-хорошему, ярмарка современного искусства должна быть чем-то намного большим, чем вернисаж. Как в случае с удавшимся фестивалем или той же Венецианской биеннале, от первой поездки на которую все теряют голову, ярмарка должна захватить весь город.
Снова хочется похвалить венскую ярмарку за отличную работу с городом: ужины, дискуссии, экскурсии, которые ведут художники, специальные события, параллельные программы в музеях и галереях. Масштаб происходящего действительно впечатляет. На двух городских улицах — Schleifmühlgasse и Eshenbachgasse — практически за каждой дверью открыта галерея с бережно подготовленной выставкой на единую тему в специальной программе Curated by. Арт-горячка захватывает каждого, кто здесь оказался.
Пропуск на ярмарку в этом идеальном мире становится дверью в новое сообщество: на выставке можно легко познакомиться и с художниками, которые с удовольствием объяснят свои работы, и с коллекционерами, которые будут готовы поболтать об искусстве, и — теоретически — даже обзавестись полезными знакомствами.
Арт-директор ярмарки Кристина Штайнбрехер-Пфандт говорит о важности единого городского опыта. Туристы приезжают на выходные, чтобы увидеть ярмарку — но ярмарка обязательно предлагает свой ракурс на город. В этом году в рамках дополнительной программы viennacontemporary состоялась премьера спектакля Ивана Вырыпаева «Иранская конференция», спродюсированного при поддержке Aksenov Family Foundation. Традиционно под ярмарку созревает молодое венское вино Sturm, которое даже не вывозят за пределы страны, и фестиваль молодого вина накладывается на фестиваль коммерческого искусства.
«Для меня очень важны все параллельные события Венской ярмарки — особенно открытые двери частных коллекций. Это невероятно интересно: в музеи ты можешь зайти каждый день, а вот частный коллекционер так легко не покажет тебе свои сокровища. Не буду спорить, что ярмарки — это отличный путь для нетворкинга: все мы здесь, в конце концов, общаемся и знакомимся друг с другом».
Творчество в массы: крупнейшие центры современного искусства в России
Из нашей повседневности потихоньку ушли музеи. Однако в этом нет ничего удивительного, ведь в культурном плане Россия законсервирована. Вспомни, когда ты последний раз ходил на выставку. Уверен, что тебе не хочется провтыкать полтора часа, не понимая смысла увиденного. Ведь глядя на многие арт-объекты на экране мобильного, ты невольно прокручиваешь фразу: «Н***я не понял, но очень интересно». Мы не посещаем центры современного искусства, потому что боимся потратить впустую время. Однако достойные ЦСИ устроены так, что тебе не придется чесать репу в ожидании озарения. У каждой выставки есть куратор, который объясняет цели и задумки художников. Именно благодаря людям, которые связали свою жизнь с пропагандой творчества, в России развивается культурная среда. Рассказываем о самых значимых центрах современного искусства страны и их создателях.
«Гараж» — успех одного миллиардера
Начнем со столичного «Гаража». Пусть в твоей голове не всплывают образы подворотен. Московский музей только в начале своего пути был андеграундным местом. В 2008 году организаторы заняли старый Бахметьевский автобусный гараж. Кстати, о родоначальниках. Это не история успеха гениальных творцов, здесь все проще: Роман Абрамович вместе с супругой Дарьей Жуковой основали проект и стали его продвигать. Поэтому уже в 2014 году из автобусного парка музей был перевезен в Парк Горького, в бывшее помещение ресторана «Времена года». А в освободившемся гараже, кстати, появилось новое арт-пространство — «Еврейский музей и центр толерантности». Видимо, это место пропитано творческой атмосферой.
У «Гаража» же начались светлые дни. На новой площадке есть кинотеатр, несколько выставочных залов, библиотека. Кураторы не только руководят выставками, но и проводят лекции об экологии и других важных для человечества тенденциях. Допустим, сейчас у них проходит выставка «Грядущий мир: экология как новая политика». В ее рамках в музее размещают свои работы заграничные художники. Их цель — объяснить гостям, что человек — часть экосистемы, а не король пищевой цепочки. Иван Дорн в партнерстве с «Гаражом» записал серию экоманифестов. Его обращения стали не только сильным рычагом воздействия на сознание зрителя, но и отличной рекламой музея для непосвященных.
«Типография»: борьба с невежеством в провинции
Типография — это небольшое арт-пространство в Краснодаре, которое продвигает любовь к искусству в провинции с 2012 года. Представь, насколько сложно делать такую работу, находясь далеко от культурного центра. Для тебя не будет секретом, что провинциальная публика менее искушенная и заинтересованная. Поэтому в местном ЦСИ пошли по пути наименьшего сопротивления: организаторы основали детскую лабораторию. Здесь с малых лет прививают любовь к искусству в игровой форме.
Для продвинутой, но малочисленной зрелой аудитории проводятся масштабные проекты. Самой громкой летней выставкой стала Blocked Content, посвященная свободе информации в жизни человека и за ее пределами. Blocked Content разворачивается в двух измерениях: в пространстве выставочного зала и в дополненной реальности приложения Recycle Group.
Также есть системные мероприятия по поддержанию экологии, допустим, своп-вечеринки. Здесь участники обмениваются вещами, которые не используют. Таким образом кураторы мотивируют людей к осознанному потреблению. Возьми на заметку, ведь многие жители города начали организовывать подобные мероприятия самостоятельно.
Культурный центр расширяется и этим летом запустил много новых проектов. Тебе может показаться, что жизнь ЦСИ безоблачна. Однако в начале августа 2019 года «Типографи» вынужденно переехала из центра Краснодара вглубь города, потому что для команды вдвое повысили арендную ставку. С таким положением трудно мириться, особенно когда не имеешь спонсоров.
MAKARONKA — на смену 16th LINE
Все дальше отправляемся в провинцию. В Ростове-на-Дону тоже борются с невежеством. После закрытия культовой местной арт-галереи 16th LINE главным культурным центром стала MAKARONKA. Это свободное творческое пространство с устоявшейся аудиторией. Галерея 16th LINE занимала место в культурной части города, имела два этажа для выставок. Здесь находились работы Дали и Пикассо. В 2014 году центр закрылся. Но Ростов горевал недолго, а для арт-пространства MAKARONKA настал звездный час. Это — единственное место в Ростове-на-Дону, которое объединило сразу несколько важных культурных направлений: театр, кино, музыку и современное искусство. Здесь тебя может удивить и даже шокировать экспериментальный Театр 18+. Также арт-пространство дает развиваться молодым художникам и предоставляет им мастерские и выставочные площадки. Естественно, ты должен быть талантлив, чтобы привлечь внимание. Также ку раторы устраивают мастер-классы и лекции на актуальные для современного человека темы. Это место знакомо тем, кто следит за развитием современного искусства в России.
Театр 18+ возник в 2013 году по инициативе бизнесмена Евгения Самойлова и режиссера Ольги Калашниковой. Кураторы проекта выбирают нетривиальные работы, так что для тебя опыт в MAKARONKA приятно удивит.
«Ни одна ростовская галерея до сих пор не участвовала в западных арт-ярмарках, мы же пытаемся заявляться практически везде, где позволяют время, финансы и вообще условия участия. На всех ярмарках показываем, кстати, разных художников и разные произведения. При этом ни разу не слышали такой оценки: мол, ну сразу видно — провинциальный город», — заявляет Самойлов.
Тем не менее к успеху 16th LINE еще нужно стремиться. Легендарное пространство все еще чтут олдовые любители современного искусства.
Воронежский центр современного искусства, или глоток творчества в регионе
ВЦСИ — культовое место для Воронежа. Это один из успешнейших культурных центров российских регионов, существующий с 2004 года. В 2013 году группа местных художников получила пространство от администрации города. Однако никакой финансовой помощи организаторы не получают. Все остальные моменты ребята брали на себя сами. В условиях практически полной независимости они проводят лекции, выставки, образовательные программы и кинопоказы. В общем, все те вещи, которые присущи центрам современных искусств. За 6 лет ВЦСИ полюбился творческой части воронежцев, которым подобные площадки необходимы как глоток свежего воздуха.
Кстати, конец у ВЦСИ похожий. Буквально недавно они закрылись. Жизнь любого центра современного искусства в России висит на волоске, поэтому неудивительно, что трудности становятся критическим ударом. Последней выставкой стал проект «Безопасное пространство» о совместном существовании людей в обществе. Потеря центра искусства сильно ударит по культурной среде города:
«ВЦСИ как пространство дало возможность выставлять мне и многим другим художникам некоммерческое искусство, искусство ради искусства, а не ради денег. И в отличие от музейных площадок, в ВЦСИ можно было делать что-то новое, спорное, ещё никем не принятое, а не уже хорошо зарекомендовавшее себя. Многие художники именно в ВЦСИ сделали свои первые выставки», — Евгения Ножкина, резидент ВЦСИ.
«Площадь мира» — крупнейший региональный центр современного искусства
«Площадь мира» — это крупнейший в Сибири музейный центр. Скорее всего, он либо твой ровесник, либо старше тебя — дата основания 1987 год. Его по праву можно считать лучшим региональным музеем современного искусства. Ежегодно его посещают более 400 тысяч человек. Это вдвое меньше, чем у московского «Гаража», при том что «Площадь мира» родом из Красноярска. Изначально это был местный филиал музея имени Ленина. Кстати, это последний из созданных в Союзе музеев Ленина. В общем, история у него богатая.
К современному искусству здесь обратились в 1995 году, когда провели Красноярскую музейную биеннале. С тех пор фестиваль проводится каждые два года. Он направлен на развитие современного искусства не только в регионе, но и в России. Здесь свои работы выставляют художники со всей страны. В основном «Площадь мира» делает упор на творцов, которые уделяют в своих работах большое внимание истории и войне. Однако не нужно путать это с выставкой старых дырявых шлемов времен ВОВ. Здесь художники воссоздают сюрреалистичные картины и подходят к освещению реальных событий творчески. Допустим, сейчас тебя может порадовать выставка «Музей революции», где тебя ждет советская изнанка. Особенно разнообразны выставки во время биеннале.
Будь уверен, что такой масштабный проект не умрет в ближайшее время. Ведь он спонсируется, а недавно его полностью отремонтировали. Внешний вид центра современных искусств отсылает к классическому советскому брутализму на европейский манер.
Центр современного искусства им. Сергея Курёхина — памятник великому троллю
Сложилось так, что Петербург — культурная столица нашей страны, поэтому без представительства из города на Неве не обойтись. В 2004 году здесь появился ЦСИ им. Сергея Курехина. Великого тролля, музыкального таланта и актера. Музей не порочит имя культурного революционера СССР. Основная цель у центра не просветительская, а объединяющая. По факту организаторы ищут таланты и дают им возможность развиваться.
«Основная цель — объединить талантливых представителей современного искусства, выступающих вне рамок мэйнстрима поп-культуры, и предоставить им возможность презентации совместного и индивидуального творчества».
Также кураторы музея работают над популяризацией современного искусства в России. В 2010 году они учредили премию Сергея Курехина с целью расширения рамок влияния. С первой же церемонии стало ясно, что это правильный шаг. Ведь многие талантливые художники проявили активность и были удостоены премии за эти 9 лет, а их работы признаны выдающимися среди членов жюри из области современного искусства. Согласись, что это неплохая мотивация вести работу не в стол.
В России есть место искусству, и нужно вести работу над популяризацией его в массах. Не только с целью культурного просвещения. Современные художники нередко выражают своими работами протесты против устоявшихся правил, которые двигают общество назад. Если мы и дальше не будем обращать внимание на современное творчество, то все понимание об искусстве будет упираться в строчку «На выставке Ван Гога я главный экспонат». Долой невежественное отношение к окружающим нас вещам.
28 бесплатных галерей современного искусства в Москве
Я учусь на искусствоведа в МГАХИ им. Сурикова и веду блог про искусство.
Особенно меня интересует совриск. Я стараюсь следить не только за музейными гигантами, но и за частными галереями.
Там можно найти актуальные и необычные произведения искусства, которые не встретишь в популярных музеях.
Там можно найти актуальные и необычные произведения искусства, которые не встретишь в популярных музеях.
Галерея Гари Татинцяна
Кратко: выставки-блокбастеры
Адрес: Серебряническая набережная, 19
Подробнее: на сайте и в «Инстаграме»
За эти годы здесь провели несколько выставок-блокбастеров. Например, привозили работы самого дорогого современного художника Дэмиена Херста — того, кто погрузил трупы акулы, зебры и коровы в формалин, еще создал череп из платины и бриллиантов. Выставляли работы экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона, искажающего тела до состояния жвачки. Показывали мистификатора Вима Дельвуа, конструирующего бетономешалку из готических соборов.
Triumph Gallery
Галерея поддерживает молодое искусство в рамках проекта Launchpad, а ежесезонный проект «Метод» представляет двойные выставки художников, которые используют схожую технику и изобразительные приемы.
Часто в галерее показывают очень эффектные работы — провокационные неоновые надписи вроде «Пластмассовый мир победил» и необычные светозвуковые инсталляции, на фоне которых можно фотографироваться. Именно поэтому «Триумф» так полюбили блогеры из «Инстаграма» и «Тиктока».
Галерея «Роза Азора»
Кратко: старейшая галерея Москвы
Адрес: ул. Тверская, 3
Подробнее: на сайте и в «Инстаграме»
Эту галерею основали телевизионный продюсер Любовь Шакс, художница Елена Языкова-Кастийо и директор Пушкинского музея Марина Лошак. «Роза Азора» работает с 1991 года, и за 30 лет успела провести сотни выставок, сделать совместные проекты с государственными музеями, поучаствовать в международной ярмарке современного искусства Cosmoscow и Московской биеннале.
На постоянной основе галерея сотрудничает с Иваном Лунгиным, Евгением Ассом, Марией Арендт, Андреем Бартеньевым и еще двумя десятками художников. Многие работы после выставок продают через инстаграм.
Файн Арт
Кратко: авторитет арт-мира
Адрес: 4-й Сыромятнический переулок, 1 / 8
Подробнее: на сайте и в «Инстаграме»
Одна из старейших галерей Москвы работает с 1992 года — за это время здесь прошло около трехсот выставок. Галерея сохраняет творческое наследие художников старшего поколения и открывает молодые таланты. В списке постоянных авторов более ста имен, среди которых Эдуард Гороховский, Игорь Вулох и Игорь Шелковский.
Экспозиция меняется каждый месяц, часто проводят лекции и встречи с художниками. В галерее можно заказать принты с понравившимися работами и проконсультироваться по покупке подлинника для интерьера или инвестирования в искусство.
Галерея Ruarts
Кратко: галерея-космополит
Адрес: 1-й Зачатьевский переулок, 10
Подробнее: на сайте и в «Инстаграме»
Выставочное пространство площадью 800 м² появилось в 2004 году благодаря коллекционеру Марианне Сардаровой и ее фонду Ruarts, который занимается поддержкой художников — выдает им гранты, помогает организовать персональные выставки.
Помимо отечественного искусства галерея ориентирована на сотрудничество с зарубежными музеями из США, Великобритании, Италии, Франции, Кореи и Японии. Здесь уже проходили выставки фотохудожника Спенсера Туника, который фотографирует тысячи обнаженных людей в самых необычных местах, например возле Сиднейской оперы. А также выставка эпатажного голландского фотографа Эрвина Олафа, который сделал серию фотографий о погибших членах королевских семей — в том числе о принцессе Диане.
Omelchenko Gallery
Кратко: пространство проблемных тем
Адрес: Староконюшенный переулок, 32
Подробнее: на сайте и в «Инстаграме»
В галерее проходят выставки, которые поднимают важные социальные и философские вопросы: проблемы насилия, цифрового нарциссизма, творческой фрустрации, неизбежности смерти.
За шесть лет работы эта семейная галерея привлекла к себе внимание крупными благотворительными выставками и проектами-высказываниями. Здесь прошла серия выставок с провокационным названием «Гинекология», где были представлены работы женщин-художниц, спектакль «Монологи вагины» в рамках проекта против насилия в отношении девушек и выставка Полины Синяткиной «Вдохнуть и не дышать», организованная в поддержку больных туберкулезом.
Fragment Gallery
Кратко: территория свободного самовыражения
Адрес: 3-й Красносельский переулок, 19, стр. 7, второй этаж
Подробнее: на сайте и в «Инстаграме»
Свое мотто Fragment формулирует так: «галерея, ориентированная на продвижение художников независимо от их возраста, пола, национальности и расовой принадлежности».
Чаще всего здесь выставляются нестандартные проекты: например, художница Данини переделывала галерею под подъезд и развешивала там гобелены с изображением ностальгических интерфейсов Windows 95, художницы Елена Артеменко и Елена Ямлиханова выставляли сотни слепков разных частей тела, исследуя его отчуждение, Алексей Мартинс показывал инсталляции, символизирующие потоки нефти.
Галерея активно продвигается в различных каналах — у нее есть свой телеграм с самыми важными новостями современного искусства, а основатели пространства выпустили книгу «Современное искусство и как перестать его бояться».