выставить ткп что это
Как правильно составить технико-коммерческое предложение
Несмотря на то, что ТКП – это один из подвидов обычного коммерческого предложения, разница между ними все же существуют. И основным отличием является то, что ТКП всегда «теплые». Они в индивидуальном порядке составляются для конкретного заказчика.
За основу берется информация по выявлению важных для клиента задач, которая была получена во время проведенных ранее переговоров.
Правила составления ТКП
Четко выраженной структуры коммерческое предложение не имеет, но, как правило, оно обязательно включает в себя следующие разделы:
В самом конце документа указывается ФИО и должность лица, от имени которого он составлялся. Важным нюансом также является соблюдение правил оформления текстовых документов и нумерация всех страниц ТКП.
Как усилить эффект ТКП
Клиенты, для которых предназначается технико-коммерческое предложение зачастую заинтересованы в сотрудничестве с отправителем, но это не означает безоговорочное заключение сделки. Поэтому не будет лишним подстраховаться и по возможности усилить эффект ТКП. Для этого в предложение следует включить следующие сведения:
Для привлекательности предложения следует использовать как можно больше всевозможных усилителей, но при этом не стоит забывать, что они должны быть уместны.
Особенности распространения ТКП
Как правило, технико-коммерческое предложение распространяется методом прямого маркетинга. Суть его заключается в отправке документа непосредственно на емейл потенциального заказчика. Однако стоит понимать, что это делается только после проведения предварительных переговоров, в ходе которых выявляются потребности будущего партнера. На основании полученной информации формируется содержание ТКП, смета и прочие важные нюансы.
Некоторые компании предпочитают отправлять предложение не электронной почтой, а в бумажном варианте. Данный способ менее популярен в современном мире, но считается более серьезным. Причем некоторые специалисты считают, что в этом случае документы следует заполнять вручную, показывая тем самым индивидуальный подход к клиенту.
ТКП благодаря своей действенности по праву является одним из самых востребованных инструментов взаимодействия между партнерами. Правильное его составление в разы повышает вероятность выбора потенциальным заказчиком именно вашей компании. А значит, не стоит пренебрегать описанными выше рекомендациями и правилами. Они помогут создать максимально привлекательное предложение и тем самым заполучить клиента.
Оптимизация бизнес-процесса выставления ТКП
Главный по продажам – Сергей Николаевич сообщил о проблеме. В его отделе процесс выставления технико ‑ коммерческого предложения (ТКП) вышел из ‑ под контроля. Предложение выставлялось н епозволительно долго – процесс мог длиться 5–6 дней. У конкурентов по рынку такой процесс укладывался в 2 дня. Сергей Николаевич обратился за советом к директору по качеству. Самого Сергея Николаевича всегда больше увлекали процесс продаж, переговоры с клиентами, нежели выстраивание взаимодействия своих подчиненных.
Несколько лет назад для отдела продаж уже был создан регламент выставления ТКП. В нем было зафиксировано время исполнения каждой задачи, были предусмотрены штрафы за просрочку. По регламенту на выставление ТКП отводилось 20 часов. В реальности на любое ТКП тратилось 40–50 часов. Директору по качеству предстояло разобраться, в чем причина и, самое главное, как исправить ситуацию.
Начав работать над проектом, Олег Викторович отметил некоторые ошибки в организации труда. Ни один менеджер по продажам – человек, который отвечает перед клиентом за выставление ТКП, не имел точных данных, сколько будет продолжаться формирование предложения. Регламентные значения не соответствовали действительности. В реальности быстрота составления предложения сильно зависела от того, насколько часто менеджер по продажам звонил ответственным за подготовку ТКП и напоминал им о задаче. Особо «назойливые» менеджеры умудрялись добиться подготовки предложения за три дня (стоит ли упоминать, что специалисты из других отделов недолюбливали их).
Во время подготовки предложения сотрудники иногда передавали на следующий шаг не все данные, которые требовались. Их коллегам из следующего звена цепи приходилось звонить и уточнять недостающую информацию, спрашивать, все ли данные на этот раз указаны. Олег Викторович задал таким сотрудникам вопрос: «Почему вы передали дальше не всю информацию?». В рейтинге ответов лидировали три позиции: «Я думал, что это очевидно», «Я не думал, что это так важно», «Я забыл».
Свою роль в этом также сыграло разнообразие специальностей, участвующих в подготовке предложения. Например, один раз инженер по системам контроля доступа вставил в ТКП информацию из прайса поставщика. Там сборки из трех серверов назывались «паками» и шли одной позицией. Из ‑ за этого экономисты непра вильно рассчитали стоимость эксплуатации системы – они полагали, что «пак» потребляет мощности как один сервер.
Реестр всех обрабатываемых в данный момент ТКП велся в Excel одним сотрудником отдела качества. Он же следил за исполнением существующего регламента выставления ТКП. Он же просил всех участников процесса ставить его в копию при фазовых переходах (когда процесс составления ТКП перетекал из одного отдела в другой). Он же на основе этой информации высчитывал длительность исполнения задачи.
В регламенте устанавливались сроки исполнения задач при выставлении ТКП. Поэтому каждый участник процесса, чтобы избежать штрафа, стремился поскорее закончить свою задачу. Порой невзирая на ошибки, сознательно оставляя их исправление следующему звену или согласующему. Исправление выявленных ошибок и пересогласования, по старому регламенту, являлись отдельными задачами, которые не были строго зафиксированы по времени. Олег Викторович посчитал, что около 80% выставленных ТКП на этапе подготовки проходили минимум два пересогласования.
В итоге из затрачиваемых на выставление ТКП 40–50 часов на полезную деятельность уходило примерно 15. Остальное затрачивалось на переделки, пересогласования, выяснения недостающей информации и прочие «организационные» (скорее дезорганизационные) вещи.
Так случилось, что оптимизация и автоматизация процесса выставления ТКП стали частью более крупного проекта такой направленности, проходившего в это время на предприятии «Звезда». Проект осуществлялся приглашенными специалистами по управленческому консалтингу, поэтому мы имеем возможность говорить об этом проекте от первого лица. На примере этой ситуации и в рамках этой статьи мы хотим систематизировать свой опыт по выходу из подобных положений и поделиться им с вами.
Процесс выставления ТКП, может, не самый важный для компании, зато является хорошим примером. К тому же в нашем случае в этом процессе допущены самые часто встречающиеся ошибки. Процесс также интересен тем, что является сквозным – то есть проходящим через многие отделы компании. Надеемся, этот опыт вы сможете примерять и к своей организации.
Мы уверены, что любое дело можно сделать быстро, качественно и недорого. Необязательно выбирать только два пункта из трех.
Сначала мы сформулировали, что значит каждое из этих понятий для нашего случая.
Быстро. После того как мы узнали о потребности клиента, он должен в максимально короткий срок получить информацию о том, каким образом мы готовы решить его проблему. То есть клиент должен получить готовое ТКП.
Качественно. Полученное клиентом предложение должно быть полным и правдивым, учитывать максимальное количество рисков будущего проекта. В понятие «качество» мы также включаем то, что клиент должен один раз сообщить о своих потребностях и через срок, указанный менеджером, получить готовое предложение. Клиент ни в коем случае не должен перезванивать и спрашивать: «Где мое ТКП?». Кстати, самым худшим ответом на такой вопрос станет: «Позвоните, пожалуйста, с этим вопросом в технический отдел – вот их телефон».
Недорого. За выставление предложения клиент ничего не платит, так что в нашем случае мы будем уменьшать внутреннюю стоимость, стоимость формирования ТКП для «Звезды».
Нажмите чтобы увеличить схему
Следующим шагом мы сочли необходимым составить текущую схему процесса. Причем не стали брать ее из старого регламента. Во ‑ первых, существующий регла мент Олег Викторович назвал старым, потому что ему было уже несколько лет. В отделе качества не было сотрудников, которые систематически следили бы за актуальностью этого регламента. Не было уверенности, что какие ‑ то из процедур не стали выполняться др угим путем. Во ‑ вторых, не было уверенности, что взаимодей ствие в жизни происходит точно так, как прописано в регламенте.
Итак, стояла задача: нарисовать актуальную схему происходящего. Для этого мы попросили Олега Викторовича провести анонимный опрос участников процесса. На этом шаге чрезвычайно важно было обеспечить доверие респондентов к человеку, который задает вопросы. Олег Викторович имеет хорошую репутацию в коллективе благодаря своему дружелюбию и умению находить подход к людям, поэтому оказался отличным кандидатом на роль интервьюера. Он также объяснил каждому респонденту важность получения достоверных ответов на вопросы, объяснил, что, только зная реальную картину, можно достичь успеха в изменении процесса. Директор по качеству также пообещал опрашиваемым полную анонимность во избежание претензий начальства за честные ответы. Впоследствии Олегу Викторовичу довелось исполнить это обещание. Как и ожидалось, реальная схема взаимодействия отличалась от регламентной, что вызвало неудовольствие некоторых начальников.
На иллюстрации вы можете увидеть эту схему своими глазами. В ней каждый прямоугольник – это участок работы, за который отвечают разные люди. Для составления этой схемы была использована нотация BPMN 2.0, однако, на наш взгляд, полезно периодически составлять такие схемы хотя бы ручкой на листе бумаги. Они, как минимум, позволяют взглянуть на процесс со стороны.
Как сделать быстро
Напомним, наша цель здесь – в максимально короткий срок пробежать марафон от выяснения потребностей клиента до предоставления ему предложения. Ускорить попадание из точки старта в точку финиша можно двумя способами. Или бежать быстрее, или сократить расстояние между стартом и финишем. Мы сделаем и то и то. Начнем с того, как бежать быстрее.
Не сбивайте сотрудников с толку. Исполнитель должен получать с предыдущего шага и видеть только информацию, необходимую для выполнения его задачи. В противном случае он обязательно задаст вопрос: «Зачем мне все остальные сведения?». Отвлечется, позвонит коллеге или заглянет в регламент. Лишь чтобы узнать, что не все сведения предназначены ему и их надо просто передать по цепочке дальше.
Упраздните ручную обработку информации. Первым делом стоит исключить участки, на которых исполнители вынуждены вручную перебивать какие ‑ то данные с листа бумаги в ТКП. Такие задачи требуют высокой концентрации, чтобы точно перенести информацию, занимают много времени и отвлекают от процесса. Также велик риск ошибки.
Другой неприятный момент – исполнитель ощущает бессмысленность такой работы. Он осознает, что если ему попал в руки распечатанный лист бумаги, то где ‑ то существует электронная версия этого документа и он мог бы просто скопировать значения оттуда, чтобы не тратить время.
Чуть лучше выглядит ситуация, когда исполнитель копирует в бланк ТКП значения из справочника в электронном виде. Хуже, если таких справочников несколько и они хранятся в разных местах – каждый раз надо тратить время на открытие разных документов и поиск нужных значений.
Самый лучший вариант – автоматическая подстановка значений в бланк ТКП из указанных источников. Это не всегда бывает просто реализовать, однако один раз удачно созданный скрипт автоподстановки может сэкономить время и сделать работу более удобной.
Следите за достоверностью поступающей информации. Обеспечьте доверие к полученной с предыдущего шага информации на всей цепи. Если на один из шагов поступила недостоверная информация, это означает, что рано или поздно всё, что следует за ним, придется переделывать. Переделывая работу, мы расписываемся в том, что в первый раз выполнили ее зря.
Стоит предусмотреть список обязательных к заполнению полей для каждого перехода. Это позволит исключить ненужные обращения сотрудников к коллегам с предыдущего шага. То же самое касается информации, получаемой от клиента. На входе следует проверить, передал ли нам клиент все необходимые сведения или нужны уточнения. Все уточнения необходимо получить сразу.
Модернизируйте средства связи. В нашем случае сотрудники разных отделов «Звезды» связывались друг с другом лишь с использованием почты или телефона. Причем с одним и тем же коллегой сотрудника зачастую связывало несколько совершенно разных фронтов работ. Из ‑ за этого поиск нужного письма, касающегося ТКП месячной давности, превращался в нетривиальную задачу. На порядок удобнее оказалось пользоваться общим корпоративным порталом, в котором был раздел для данных по уже выставленным и находящимся в обработке ТКП.
Чтобы сократить дистанцию между финишем и стартом, просто уберите лишние согласования.
Cогласования могут возникать по двум причинам – разделение ответственности или учетное согласование. При первом типе согласующий ставит подпись и берет на себя ответственность за достоверность информации. Подтверждает, что все предыдущие шаги были пройдены верно. Во втором типе – учетном – согласующий извлекает из пришедшего документа набор данных для дальнейшего учета или обработки.
Зачастую от второго типа согласования можно полностью избавиться с помощью автоматизации (если речь идет о сборе данных) или перераспределения ответственности (к примеру, если с документом должны ознакомиться четыре человека, а на решение реально влияют только двое).
Как сделать качественно
Качество любого товара или услуги, на наш взгляд, состоит из трех составляющих. Базовая определяет, можно ли вообще пользоваться товаром. В нашем случае – получит ли вообще клиент свое ТКП. Количественная определяет количественные характеристики товара (услуги). Для нас это время, за которое клиент получает предложение. Третья составляющая – мотиваторы. Мотиваторы дополняют товар или услугу, делая ее более удобной и привлекательной.
Мотиваторы не являются строго обязательным свойством товара, однако позволяют достигнуть преимущества среди конкурентов, выделить свой товар. Примером может служить наличие встроенного навигатора в автомобиле. Машина поедет и без него, однако иногда навигатор может пригодиться.
Количественную составляющую качества ТКП мы уже рассмотрели. Примем за истину, что «Звезда» выставляет свои ТКП быстро, а также то, что они всегда доходят до клиента. Рассмотрим мотиваторы, которые мы добавили к нашему ТКП.
Продемонстрируйте подход своей компании к работе. Если клиент первый раз обращается в компанию за предложением, он обязательно будет формировать свое представление о ней по тому, как с ним отработали по выставлению ТКП. Назначьте для каждого потенциального проекта лично ответственного менеджера с достаточной компетенцией. Если он будет быстро отвечать на вопросы клиента, предложит реализовать какие ‑ то участки проекта более оптимально, то позволит клиенту понять, что ваша фирма привыкла работать хорошо. Клиент поймет, что у вас достаточно ресурсов для выполнения проектов (раз сотрудник с высокой квалификацией отвечает на вопросы пока еще только потенциального клиента), что вы не экономите на обеспечивающих процессах. А такое понимание, в свою очередь, формирует доверие.
Сделайте информацию удобной. Из всего ТКП заказчика в первую очередь будут интересовать сроки и стоимость предложения. Выделите их визуально, сделайте удобными для восприятия. Не стоит размещать их на последней странице многолистового документа. Проследите также за тем, чтобы клиент смог четко понять, какие работы входят в стоимость, а какие нужно будет оплачивать отдельно (если таковые будут). Это позволит заказчику быстро анализировать ваше предложение. В свою очередь, это приведет к экономии времени клиента и положительно скажется на быстроте ответа на предложение.
Сделайте свое предложение модульным. Разбейте работы по проекту на участки, распишите подробно, из чего состоит тот или иной участок. Это позволит клиенту лучше понять, из чего формируется цена. Если клиент понимает, как сформирована цена, он больше вам доверяет.
Работайте лучше, чем обещаете. Когда заказчик запрашивает у вашей фирмы предложение, вы сами формируете у него ожидание о сроке его выставления. Если менеджер скажет, что предложение будет готово через три дня, то клиент будет спокойно ждать его три дня. Если же менеджер пообещает подготовить предложение за шесть часов, а пришлет его через те же три дня, клиент будет совершенно обоснованно недоволен качеством работы. Так почему бы сразу не дать себе достаточно времени и не прислать готовое предложение раньше обещанного срока?
Как сделать недорого
В нашем случае недорого – значит быстро. Действительно, стоимость составления ТКП для «Звезды» в основном состоит из оплаты времени сотрудников. Времени, которое они могли бы потратить на другие производственные задачи. Ускорение составления ТКП не влечет за собой увеличение амортизации оборудования (разве что сотрудник от очень высокой скорости печати пробьет клавиатуру пальцем) и других экстразатрат. Поэтому смело можно сказать, что в нашем процессе необходимо сконцентрироваться на быстроте работы. Это позволит и поднять качество, и удешевить процесс. Отметим, что это утверждение справедливо для очень большого числа процессов, результатами которых является оказанная услуга.
Косвенно к стоимости можно отнести также единовременные затраты на аналитику процессов на предприятии и внедрение средств автоматизации (если таковое предполагается). К примеру, чтобы проанализировать процесс выставления ТКП и вынести рекомендации по его оптимизации, ушло немало времени Олега Викторовича и приглашенных консультантов. Еще больше потребовалось на претворение рекомендаций в жизнь, переноса потока работ на новые рельсы. Однако проект был успешно завершен, результат получен – максимальное время выставления ТКП сократилось до 18 часов. Теперь реальное положение дел соответствует регламенту. Поэтому мы привыкли рассматривать затраты на аналитику и автоматизацию как инвестиции – со своим сроком окупаемости. К примеру, комплексный проект по перестройке управленческой системы в компании «Звезда» окупился за 5 месяцев.
Приведенные в этой статье рекомендации могут показаться очевидными. Однако во всех без исключения организациях, с которыми нам доводилось работать, многие из таких рекомендаций оставались без внимания. В чем причина? Руководители часто не находят времени оторваться от рутины и взглянуть на ситуацию, на процесс целиком. Люди постоянно концентрируются на своем участке работы, не задумываясь, что происходило до и что произойдет после. Не могут набраться смелости, отложить свои ежедневные заботы и подумать над общей картиной. И если для рядового исполнителя это не является большим недостатком, то такое поведение начальников может привести к дезорганизации. При таком изменчивом и капризном рынке, как сегодня, даже самая лучшая система взаимодействия нуждается в постоянной модернизации, требует применения новых подходов.
Пожалуйста, не забывайте смотреть на свои процессы со стороны. И удачи вам в преодолении предрассудков и старых привычек!
Запрос коммерческого предложения
Из нашей статьи вы узнаете:
Выбор поставщика начинается с изучения расценок на продукцию или услуги. Для того чтобы получить у потенциальных поставщиков актуальную информацию о ценах и прочих условиях, нужно запросить коммерческое предложение. Запрос представляет собой деловое письмо, которое составляется по определённым правилам. Расскажем, какие бывают запросы коммерческого предложения и как их составлять.
Виды запросов коммерческого предложения
Запросы коммерческого предложения бывают двух видов: государственный и частный.
Государственный запрос КП регламентируется законом 44-ФЗ. Такой запрос отправляют бюджетные организации. Его цель — определить начальную (максимальную) цену контракта. Для этого нужно выяснить расценки потенциальных поставщиков и привлечь их к участию в госзакупках.
Государственный запрос КП подают открытым доступом, то есть, информация о нём заносится в единую информационную систему в сфере закупок — ЕИС. Даже если заказчик уже определился с поставщиками, он всё равно обязан отправить запрос КП как минимум в две компании.
Окончательное решение принимает экспертная комиссия. Заключение контракта возможно только при условии, что заказчик и исполнитель (поставщик) не должны приходиться друг другу родственниками.
Частный запрос КП составляется для закупок по 223-ФЗ. У него нет чётко регламентированной структуры, поэтому каждая организация определяет форму самостоятельно. Единственное требование — соблюдать деловой стиль письма и придерживаться норм коммерческого этикета.
Цель частного запроса — получить информацию от большего количества подрядчиков, чтобы определить оптимальное предложение и заключить выгодную сделку. В письме содержится просьба выслать КП на запрашиваемый товар. Разослать документ можно любым удобным способом — почтой, электронным письмом, курьером.
Требования к содержанию запроса по 44-ФЗ
Государственный запрос КП должен соответствовать установленной форме и содержать следующие сведения:
Такой же схемой можно пользоваться при составлении запроса по 223-ФЗ, поскольку она содержит исчерпывающую информацию.
Участвуйте в торгах с помощью «Астрал.Тендер». Пройдите онлайн-обучение и работайте самостоятельно или воспользуйтесь услугой сопровождения на всех этапах торгов.
Образец коммерческого запроса 44фз (государственный)
Суд посчитал таксу ТКП за оформление авиабилетов законной
Пресненский районный суд Москвы 22 сентября вынес решение по иску Московской межрегиональной транспортной прокуратуры к Транспортной клиринговой палате (ТКП). Прокуратура требовала признать незаконной таксу под кодом ZZ, которую ТКП берет за оформление и продажу авиабилетов через свою систему взаиморасчетов СВВТ. Таким образом, сверх оплаты самого перелета пассажир платит еще 185 руб. за каждый билет. Суд отказал в удовлетворении иска, посчитав, что такса ZZ взимается законно. «Ведомости» ознакомились с мотивированным решением суда.
Услуги ТКП или другого клирингового посредника требуются, если билет покупается не у самого авиаперевозчика, а у посредника (например, турагентства или билетного агрегатора) или другой авиакомпании в рамках код-шеринга или при полетах с пересадками с участием нескольких перевозчиков. В России кроме СВВТ действует иностранная система BSP (Billing and Settlement Plan), созданная IATA. В BSP нет сборов с пассажира за оформление билета, ей вносят постоянный платеж сами авиакомпании. Большинство крупных российских перевозчиков имеют договоры с обеими системами взаиморасчетов, сообщали «Ведомостям» ранее в нескольких авиакомпаниях.
Прокуратура со ссылкой на позицию ФАС настаивала на том, что такса ZZ незаконна, так как она является доходом ТКП, а не перевозчика. А по нормам федерального законодательства (ФАП № 82), расходы на оформление авиабилета относятся к расходам перевозчика и учитываются в установленном им тарифе или сборе. По подсчетам ФАС, с 2017 г. доходы ТКП от сбора превысили 8 млрд руб.
Суд согласился с тем, что именно авиаперевозчик устанавливает стоимость перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты, но отметил, что «из существа нормативно-правовых актов не следует прямого запрета на взимание плат за оказание услуг ТКП», говорится в решении. Такса ZZ регистрируется в установленном порядке, ее размер и правила взимания доведены до всех авиакомпаний, заключивших договор с ТКП, и до агентов, продающих билеты на рейсы авиакомпаний, посчитал суд. ТКП доводит информацию до потребителей о наличии взимаемой таксы.
«При этом потребитель не ограничен в выборе иного способа приобретения авиабилета», – заключил суд. Но пассажир может только выбрать между покупкой билета у самого перевозчика или у агента, выбирать между системами взаиморасчетов агентов он не может, говорит сотрудник одной из российских авиакомпаний.
Суд также счел важным, что такса ZZ действует с 2001 г., а иск, оспаривающий ее законность, был подан только в 2021 г. Срок исковой давности не может превышать 10 лет со дня нарушения права, заметил суд. Решение суда можно обжаловать в течение месяца. «Ведомостям» не удалось получить комментариев прокуратуры о дальнейших планах по иску.
«Взимая таксу, ТКП завышает и стоимость перелета по субсидируемым рейсам, так как конечная цена перелета для пассажира оказывается выше специального тарифа, установленного государством по программам субсидирования», – говорит источник «Ведомостей» в компании – агрегаторе билетов. Разница между установленной нормой и фактической ценой перелета составляет от 1 до 5% от размера тарифа, добавил он. ТКП тем самым препятствует доступности авиаперевозок, заключает собеседник газеты.
«Логика решения суда проста: запретить ТКП взимать дополнительную плату нельзя до тех пор, пока не признаны противоречащими закону сами основания ее взимания (приказ ТКП и резолюция Наблюдательного совета авиапредприятий по взаиморасчетам от 2001 г.). А вопрос об их законности перед судом просто не ставился», – поясняет «Ведомостям» управляющий партнер Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. По мнению юриста, немаловажной была бы оценка занимаемой ТКП доли рынка. «Суд опирается на то, что рынок, на котором работает ТКП, является конкурентным и обращение к системе СВВТ при покупке и продаже билетов не является безальтернативным», – объясняет Федюкин. В 2018 г. доля расчетов через СВВТ составляла 16%, более свежих данных ни в ТКП, ни в Минтрансе не раскрыли.
«ТКП не монополист на рынке. Но есть отдельные направления и перевозчики, у которых 100% перевозок оформляется на стоке ТКП. Например, линия Норильск – Красноярск. Среди авиакомпаний до 50% билетов через СВВТ оформляют Nordstar, «Руслайн», «Красавиа», – говорит собеседник «Ведомостей» среди агентов по продажам билетов.
Партнер юридической фирмы Orchards Алексей Станкевич считает, что ни в 2001 г., ни сейчас нет прямого правового основания на ввод таксы ZZ. «ТКП, по сути, оказывает услугу не пассажиру, а авиаперевозчику, с которым у нее заключен договор. По приказу Минтранса оформление билета – это не дополнительная услуга, имеющая для потребителя самостоятельную ценность, а действие в рамках исполнения договора перевозки, расходы на нее несет перевозчик. Поэтому и платить ТКП должен именно перевозчик, а не пассажир», – говорит он. По данным Станкевича, состоявшийся суд не первый против ТКП, судиться с ней пытаются граждане и юрлица, но суды неизменно отказывают в удовлетворении этих требований. «Возможно, менее формальный подход по этому вопросу могли бы занять вышестоящие инстанции, в том числе Верховный суд, учитывая общероссийский масштаб проблемы», – считает юрист.
Проблема с таксой ZZ неоднократно обсуждалась в Минтрансе, говорит председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. Он считает, что легализовать таксу можно, но для всех участников рынка: «Право на взимание сбора за оформление билета и его включение в итоговую стоимость перевозки должно быть предоставлено любому агенту, который фактически оформил билет. Правила должны быть едины для всех».
Представители Минтранса и ТКП не ответили на запросы «Ведомостей». Представитель ФАС сообщил, что подтвердил в суде свою позицию и соглашался с тем, что требования прокуратуры подлежат удовлетворению. «Вопрос с обжалованием будет решен после ознакомления с решением суда в полном объеме», – добавил он.