высший арбитражный суд рф упразднен что сейчас
Упразднение ВАС РФ: не забудем, не простим
Не собирался писать, но вот уж вечер, а про ВАСю ни слова.
Неужели не помянем добрым словом?
И не пора ли нам зафиксировать прибыли/убытки за прошедшую пятилетку?
Из выгод ничего не вижу (как и ожидалось). Лучше жить не стали.
Из потерь, навскидку:
Деградация системы арбитражных судов до уровня курятников СОЮ: судьи запуганы, суды не судят, а штампуют. Праздник окружного непослушания и разгул региональной законности.
Дискредитация института верховной судебной власти: передачи на пересмотр в коллегию весьма сомнительных дел по указанию зампреда Верховного суда.
Полное замораживание развития электронного судопроизводства. С ВАСей мы бы сейчас тома дел в суд уже не таскали )).
Кулуарная подготовка проектов постановлений Пленума. Проекты рассылаются узкому кругу «под большим секретом». Разъяснения подаются как сакральное дарованное знание, а не как результат совместного поиска сбалансированного решения.
Прямо противоположные решения СКАД и СКЭС по одним и тем же вопросам, хотя упразднение ВАС РФ обосновывалось необходимостью единообразить судебную практику.
Наступление на права и свободы человека и гражданина. При чем тут это? – спросите вы. А при том, что когда суд ликвидируют за независимость, дальше лучше точно не будет. Именно с разгона ВАС РФ началось открытое попрание законности. Так что сегодняшнее вызывающе циничное безобразие московских властей – продолжение все той же истории. Прочертив мысленно продолжение этого пути, можно представить, что нас ждет еще через пять лет, если будем принимать это как норму.
PS. Немного из истории. Рассказ польской еврейки пани Евы. Ей было 7 лет, когда ее чудом спасла мать, протиснув в щель между досками товарного вагона за 500 метров на подъезде к Треблинки.
— Неужели вы не понимали, что происходит? Почему не сопротивлялись? Как так получилось, что люди покорно шли на убой?
Вот и получается, что одни не понимают, как дети, а другие понимают, но на что-то надеются, чего-то покорно ждут.
Два в одном
Однако нельзя сказать, что с объединением судов разночтения исчезли. Наработан огромный массив судебной практики арбитражных судов, на которую судьи при разрешении споров опираются и сегодня. Другое дело, что теперь экономические споры стали рассматриваться в системе объединенного суда. На месте упраздненного ВАС оказалась коллегия по экономическим спорам ВС. И Верховному суду стало проще выработать единую позицию по какому-либо вопросу. Так как коллегиям одного Верховного суда проще согласовывать позиции, чем двум, независимым друг от друга, судам.
Устранение противоречий между позициями ВС РФ и ВАС РФ происходит путем выпуска соответствующих разъяснений Верховного суда. Поэтому юристы не пропускают выпуск новых постановлений Пленума и Президиума ВС РФ. Согласно Федеральному конституционному закону от 04.06.2014 N 8-ФКЗ, постановления Пленума ВАС РФ сохраняют силу до принятия соответствующих решений Пленумом ВС РФ (ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ). Фактически ВС РФ предоставлена возможность признавать утратившими силу конкретные разъяснения Пленума ВАС РФ. Однако законом не определено, в какой момент и каким образом утрачивают силу постановления Президиума ВАС РФ.
Раньше, если спор был экономическим, юристы знали, что он относится к компетенции арбитража. Теперь такой ясности нет до тех пор, пока ВС не разъяснит, к компетенции какой коллегии относится спор.
В планах ВС РФ внедрение электронных процедур, которые в системе арбитража уже стали привычными. Они позволяли подавать иск по Интернету, отслеживать ход дела в режиме онлайн. Если свидетель или другой участник дела не может лично присутствовать на судебном заседании, судья по заявлению может опросить его по каналам видеосвязи.
Сейчас ведется работа по объединению баз данных дел ВС РФ и ВАС РФ. С ноября 2014 года проходил эксперимент по объединению электронных баз арбитражей и судов общей юрисдикции в двух регионах: Санкт-Петербурге и Самарской области. Программы ГАС «Правосудие» и системы арбитражей оказались совместимы. Поэтому начиная с 15 июля эту работу планируется начать по всей стране.
Постепенно появляются трансляции заседаний. Белгородская область была выбрана в качестве тестовой площадки для испытания оборудования, предназначенного для видеотрансляций судебных заседаний, 15 мая была проведена первая в России прямая видеотрансляция судебного заседания по системе ГАС «Правосудие».
Ликвидация Высшего арбитражного суда РФ
Реформа по ликвидации Высшего Арбитражного суда
До 2013 года Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года было предусмотрено, что высшими судебными органами являлись Верховный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации и Конституционный суд Российской Федерации. Верховный суд Российской Федерации являлся высшим судебным органом по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных дел.
22 ноября 2013 года Государственной думой Российской Федерации был одобрен закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ «О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», который вступил в силу 6 февраля 2014 года. Одна из самых важных поправок была внесена в ст. 126 Конституции Российской Федерации, из которой следует, что Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам.
Таким образом, из этого следует, что Высший арбитражный суд Российской Федерации был ликвидирован, и все его полномочия перешли единственному высшему суду – Верховному суду Российской Федерации.
В результате указанной реформы судебной системы в настоящий момент к федеральным судам относятся:
– Конституционный суд Российской Федерации;
– Верховный суд Российской Федерации;
– верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
– арбитражные суды округов (наименования данной группы арбитражных судов так же подверглись изменениям – ранее они назывались федеральными арбитражными судами округов), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды (в настоящий период это лишь один, относительно новый, функционирующий с февраля 2013 г. суд по интеллектуальным правам), составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Положительные и отрицательные стороны объединения Высшего арбитражного суда Российской Федерации с Верховным судом Российской Федерации
1) Данная реформа позволит обеспечить единые подходы к разрешению споров с участием граждан, организаций, органами государственной власти и местного самоуправления.
2) Указанная реформа обеспечит единообразие судебной практики, обеспечит принцип независимости судей.
1) Ранее Верховный суд Российской Федерации и Высший арбитражный суд РФ находились в Москве. В 2013 году было принято решение о том, что здание Верховного суда РФ будет располагаться в Санкт-Петербурге. В связи с этим требуется выделение крупных денежных средств из федерального бюджета Российской Федерации.
2) В Высшем арбитражном суде РФ и Верховном суде РФ работали опытные, имеющие большой стаж работы в судебной системе люди. Некоторые опытные судьи ушли в отставку, не желая кардинально менять свою жизнь. Например, Медведева Александра Михайловна, судья Высшего арбитражного суда РФ, подала в отставку, так как не планировала осуществлять переезд в Санкт-Петербург.
Таким образом, благодаря методу системного анализа, который дает возможность описывать отдельно взятый объект, были выявлены положительные и отрицательные стороны ликвидации Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
Высший арбитражный суд рф упразднен что сейчас
6 августа 2014 года начнет свою работу единый Верховный Суд РФ.
Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда РФ.
Единый ВС РФ формируется в составе 170 судей.
Функции по разрешению экономических споров, ранее подсудных ВАС РФ, теперь осуществляет Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, состоящая из 30 судей.
Определяется новая компетенция Пленума ВС РФ и Президиума ВС РФ, а также полномочия Председателя ВС РФ и его заместителей. Изменяется компетенция Судебного департамента при ВС РФ. Теперь он занимается обеспечением деятельности не только судов общей юрисдикции, но и арбитражных судов.
Кроме того уточняются:
— функции Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ;
— структура верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов.
Предусматривается, что постановления Пленума ВАС РФ сохраняют силу до принятия соответствующих решений Пленумом ВС РФ.
Уточняются вопросы организационного обеспечения арбитражных судов.
ВС РФ вместо ВАС РФ теперь участвует в процедуре введения временной финансовой администрации и утверждения плана восстановления платежеспособности субъекта РФ.
Судебные постановления хозяйственных судов, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в РФ Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, вступившие в законную силу до 18 марта 2014 года и являвшиеся предметом апелляционного рассмотрения в Севастопольском апелляционном хозяйственном суде, в течение 3-х месяцев после вступления их в законную силу могут быть обжалованы в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.
Устанавливаются особенности уплаты государственных пошлин при обращении в ВС РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.
Из подведомственности арбитражных судов исключаются дела об оспаривании нормативных правовых актов. Главой 23 АПК РФ теперь регулируется рассмотрение соответствующих дел лишь Судом по интеллектуальным правам.
Определены особенности кассационного и надзорного производства по арбитражным делам в ВС РФ. Кроме того, устанавливаются переходные положения, связанные с рассмотрением арбитражных дел, подведомственность которых меняется, а также дел, производство по которым не завершено ВАС РФ.
(Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»; Федеральные конституционные законы от 05.02.2014 N 3-ФКЗ, от 05.02.2014 N 4-ФКЗ, от 12.03.2014 N 5-ФКЗ, от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, от 04.06.2014 N 8-ФКЗ и от 21.07.2014 N 14-ФКЗ; Федеральные законы от 12.03.2014 N 25-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 04.06.2014 N 143-ФЗ, от 28.06.2014 N 186-ФЗ и от 28.06.2014 N 198-ФЗ; Постановление Пленума ВС РФ от 07.08.2014 N 2, «Временная инструкция по делопроизводству в Верховном Суде Российской Федерации» (утв. Приказом Председателя ВС РФ от 08.08.2014 N 28-П), Письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 23.09.2014 N 05-1525-ВГ)
Семь лет со дня ликвидации ВАС РФ: что думает по этому поводу юридическое сообщество // Итоги опроса
6 августа 2014 года прекратил свою работу Высший Арбитражный Суд.
Он был ликвидирован по решению президента Путина.
На мой взгляд, это решение противоречило Конституции, так как оно нарушало ее положения о несменяемости судей и о невозможности отрешения судьи от должности иначе чем за поступки, несовместимые со статусом судьи. В результате действий президента Путина почти 4/5 судейского состава ВАС РФ были фактически лишены статуса действующих судей.
Оставим за скобками причины таких действий президента Путина, а оценим лишь то, что думает юридическое сообщество об этой «реформе» спустя 7 лет.
Итак, я спросил у своих подписчиков, что они думают о решении «объединить» высшие суды якобы ради «единообразия практики».
Ответ должен расстроить президента Путина, его администрацию, видных деятелей этой «реформы» (сенатора Клишаса, бывшего депутата Плигина), председателя верховного суда Лебедева, а также «ученых мужей», которые эту «реформу» в свое время поддержали.
Из более чем 5 тыс. юристов, принявших участие в опросе, 72% считают, что в результате ликвидации ВАС РФ правовая система России ухудшилась.
22% процента считают, что и до ликвидации в России с правом и правосудием все было плохо, и лучше не стало.
4% коллег полагают, что после ликвидации ВАСа правовая система России стала лучше.
И 2% участвовавших в опросе юристов (видимо, только что прибывших из длительной командировки на звездную систему Тау Кита) считают, что и до ликвидации ВАС РФ судебная система России находилась в хорошем состоянии, а ликвидация ВАСа ее не ухудшила.
PS. Почему я провел этот опрос? Для того, чтобы в дискуссиях на тему судебной системы и действий президента Путина по ее «настройке» у нас был объективированный результат отношения юридического сообщества. Возможно, он когда-нибудь пригодится.
Специалист в области процессуального права
Заключение контрактов с иностранными контрагентами
Гражданское право: основные проблемы
Комментарии (30)
Если бы ВАС существовал в 2021 году, то нет никаких гарантий, что он был бы так же хорош как прежде. Никто не знает как бы оно сложилось, может быть за 7 лет состав изменился в худшую сторону и современный ВАС РФ ни чуть бы не уступал нынешнему ВС РФ, а может и наоборот.
Лично я очень сомневаюсь в том, что тех юристов, которые считают, что стало хуже, ВАС РФ образца 2021 года удовлетворил бы также как и 7 лет назад.
Тем не менее, один вывод с уверенностью сделать можно: единообразия как не было, так и нет и близко, и видимо не ожидается.
« Будь ВАС реально востребован бизнесом, особенно крупным, и имей высокий авторитет, никто не осмелился бы его тронуть. »
Из-за отсутствия ВАС РФ бюджет нашей страны несет колоссальный ущерб из-за умышленного применения Судом по интеллектуальным правам (СИП) «судебной схемы ухода от налогов при взыскании в пользу иностранных правообладателей»
(1) вот сами см, что пишут судьи СИП нынче в 21 году двадцать первого века
Постановление Суда по интеллектуальным правам РФ от 8 февраля 2021 г. по делу № А32-45550/2019:
Т.е. только в этом деле СИП умышленно нанес прямой ущерб бюджету нашей страны 34 тыс руб (20% налога от суммы иска)
А только таких дел с истцом-правообладателем «Alpha Group Co» по данным kad.arbitr.ru, цитирую дословно: «Найдено 1123 дел», то есть общий ущерб бюджету нашей страны по делам только с «Alpha Group Co» около 34 млн рублей.
(2) А вот см универсальную позицию налоговых и высших судебных органов РФ во времена ВАС РФ
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2010 г. по делу № А41-4725/10 :
Данная правовая позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 06.04.2010г. № 14977/09.»
(3) кстати, позиция налоговых органов со времен ВАС РФ не изменилась
См об этом, н-р, Определение АС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2019 г. по делу № А56-116678/2017 по взысканию компенсации в пользу иностранного правообладателя:
«В обоснование ходатайства представители МИ ФНС №16 по Иркутской области и МИ ФНС №19 ссылаются на то, что в случае признания требований о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав обоснованными и возложении обязанности на Ответчиков перечислить Истцу суммы компенсации в полном объеме без учета сумм налогов, подлежащих удержанию и перечислению на основании статей 24, 309 НК РФ, бюджетной системе Российской Федерации будет причинён ущерб в размере соответствующих сумм налогов.»
(4) а вот см как Минфин России кричит на всю страну о беспределе судов РФ под руководством СИП
Письмо Минфина России от 30.04.2019 № 03-08-05/32197:
«Обращаем внимание, что судами не исследуются и не отражаются в резолютивной части судебного акта возложенные на ответчика обязанности налогового агента по удержанию в бюджет Российской Федерации налога с доходов от источников в Российской Федерации в отношении присуждаемых иностранной организации компенсации за незаконное использование товарного знака, в связи с чем иностранная организация получает доход без его налогообложения на территории Российской Федерации.»
(5) Общий ущерб бюджету нашей страны из-за «схемы СИП» составил уже около 1 млрд руб (20% налога от 5 млрд руб, если верить данным интернета, что за последние несколько лет с российских ответчиков уже взыскано в пользу нерезидентов-правообладателей около 5 млрд руб компенсаций за нарушение авторского права).
(6) кстати, раньше во время работы в ВАС РФ нынешний Председатель СИП Новоселова Л.А. подчинялась универсальной позиции ВАС РФ и КС РФ, что в арбитражном судопроизводстве суд обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов.
См об этом Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 декабря 2010 г. № ВАС-15114/10 по делу № А55-17596/2009 :
Как следует из судебных актов, принятых по делу, ввиду неправильного применения налоговой ставки на доходы Компании Общество, являющееся налоговым агентом, выплатило дивиденды Компании не в полном объеме. Также Обществом нарушен срок выплаты дивидендов Компании.
Соответствующая часть невыплаченных Компании дивидендов, а также процентов за нарушение срока их выплаты и судебных расходов взыскана судом с Общества в пользу Компании.
. с учетом того, что судом установлено наличие у Общества всей необходимой информации и документации для правильного исчисления налога с доходов Компании.»
(7) Справедливости ради стоит отметить, что в отличии от СИП, кассационные суды ОКРУГОВ до сих пор придерживаются универсальной позиции времен ВАС РФ и не применяют «судебную схему ухода налогов при взыскании в пользу иностранных компаний»
См об этом от 01 июля 2021 года
Кассационное Постановление АС Западно-сибирского ОКРУГА от 01 июля 2021 г. по делу № А03-2893/2020:
Судами также правомерно учтено наличие у истца права на обращение за возвратом налога, удержанного из дохода иностранной организации на основании пункта 2 статьи 312 НК РФ.
Учитывая вышеизложенное, судами правомерно отказано в иске в части требований о выплате дивидендов в размере суммы, составляющей подлежащий уплате налог на доходы иностранной компании.»
« Мне кажется, что в реалиях 2014 года Вы преувеличиваете роль крупного бизнеса. Никакой бизнес уже не мог никого защищать и отстаивать (ни крупный, ни средний, ни мелкий). »
« арбитражные суды просто банально «скатываются» до уровня судов общей юрисдикции. Скучно и противно читать характеристики кандидатов в судьи: секретарь, помощник, судья.. »
Идею выборности судей высказывают так часто, что создается впечатление, что это широко применяемая процедура, как и в США, где 90% судей выбираются.
В странах Европы такого практически нет, в целом выборность судей скорее исключение, чем правило.
В Германии, функция подготовки судей возложена на юридические факультеты университетов под патронажем министерств образования и юстиции. Выпускники юридических факультетов, которые прошли всю подготовку и референдиат ― двухгодичную практику («помощников» судей, адвокатов),и сдали 2 гос. экзамена (только с одной попыткой пересдачи) могут работать на любой должности, связанной с немецким правом (адвокат, прокурор, судья, нотариус, гос.служба.)