высшее сознание что это
Высшее Сознание. На границе Вселенной
Духовные учения Востока утверждают, что все во Вселенной обладает сознанием, каждая ее единица. И такой единицей можно считать как гору, так и камень, лежащий на горе; как человека, так и отдельную клетку его организма. Как серебряную ложку, так и атом серебра в ее химической структуре. Мы живем в огромном океане бытия, где каждая частица мира – это и частица, и целое. А каждый человек – совершенная индивидуальность, но и только лишь часть Единого Высшего Сознания.
Высшее Сознание в мифологическом образе Творца
Мифы древности и религиозные учения предают абстрактному «Высшему Сознанию», непостижимому для человека, более приближенный к пониманию образ Бога – творца Вселенной. В древних мистериях, Бог творит лишь своей мыслью и усилием воли.
«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет»
Мистерии содержат в себе концентрированную информацию о мироздании, и каждый мистический образ несет глубокий сакральный смысл. Такой «бесконтактный» способ сотворения мира Богом одной лишь мыслью передает сущность его Божественного Сознания. Ведь сознание не имеет объема, плотности или массы. И, что интересно, оно абсолютно трансцендентно или непознаваемо.
Проще говоря, только сам носитель сознания, знает, что он обладает им, но доказать это никак невозможно. Таким образом, сознание находится вне пространства и времени. И в проявленном мире его присутствие никак не отображается до тех пор, пока оно не задаст целенаправленный энергетический импульс в виде мысли.
В различных мистических учениях говорится о том, что человек, достигнув уровня Высшего Сознания, в тот же миг полностью уходит из материального мира. Его тело просто растворяется в пространстве, и его сознание воссоединяется с Богом.
По египетским легендам до сотворения мира все пребывало в хаосе, во мраке и тишине. Древние египтяне называли это состояние пространства океаном «Нун». Из этого первобытного океана вышел бог Ра и создал все сущее.
А ведь научные теории во многом очень похожи на египетские мифы. Физический вакуум, царивший повсюду до «Большого Взрыва» – аналог первобытного океана Нун. А момент, когда из точки начала развиваться Вселенная – есть момент, когда Бог Ра заявил о своем присутствии в акте творения.
Высшее Сознание в мире науки
В научном мире все больше становится очевидным тот факт, что зарождение Вселенной не могло произойти без сознательного импульса. Теория большого взрыва описывает последствия взрыва, но ничего не может сказать о его причине. И не удивительно. Ведь причина находится за пределами видимого нам мира. Причина – это Высшее Сознание. А сознание, как мы уже говорили ранее, невозможно познать и доказать. Тем более, эмпирическими методами, которые нам предлагает официальная наука.
Гармония явленного нам мира — есть главное свидетельство существования Высшего Сознания. Материя – самый плотный уровень проявления энергии мысли. И если Высшее Сознание – идея, то материя – отображенный в неподвижной форме результат.
Можно сказать, что Высшее Сознание – это законы, по которым развивается все в мире, и что гарантирует его единство и целостность. Представьте себе, что случиться, если закон гравитации перестанет работать? Без божественного присутствия мир опять погрузился бы в хаос, так как наличие законов является обязательным условием для формирования сложных упорядоченных систем. Таких, как галактики, звездные системы и даже атомы.
А что может поведать микромир?
На уровне микрочастиц любой материальный объект состоит из молекул и атомов. Атом представляет собой плотное ядро, находящееся в центре с двигающимися по орбитам электронами. Масса электронов настолько мала, что в расчетах ее почти никогда не учитывают. А пропорции размеров ядра и всего атома таковы, что если бы ядро было размером с мяч, то весь атом был бы размером с наш планету. Таким образом, атом более чем на 99% состоит из пустоты. И материя нам кажется плотной только за счет энергетических связей между частицами, расположенными на огромных расстояниях друг от друга. То есть все, что мы видим вокруг и воспринимаем, как материю, представляет собой вечное течение энергии.
Вы спросите, при чем здесь Высшее Сознание? Но подумайте только, весь мир материи состоит из 3-ех составляющих: нейтронов, протонов и электронов. В этих трех элементах проявлено сакральное Триединство мироздания. Ведь из этих частиц состоит все материальное: и живое и то, что мы привыкли называть неживым. А вид материи определяется атомарными и молекулярными связями, по которым течет энергия.
«Мир с-троится с Троицы,
Иначе с Трёх.
И пойми – с Трёх Мир и заканчивается.
Троица – это Всеобъемлющее Всё: О.
Оно содержит все буквы и все числа Мира.
Из Троицы отражаются все пространства и все времена»
Высшее Сознание и зарождение жизни
Как известно, все биологические виды на земле являются носителями ДНК. ДНК – это код, содержащий в себе всю информацию о построении и развитии организма. ДНК состоит из 4 видов нуклеотидов, соединенных между собой попарно водородными связями. Существует два вида таких связей между нуклеотидами. А их последовательность подобна бинарному компьютерному коду, в котором зашифрована вся информация о носителе.
Итоги
Чем дальше наука продвигается в открытиях и достижениях, тем больше мы находим подтверждений тому, что порядок не может возникнуть из хаоса случайным образом. Наш мир – результат осознанной творческой деятельности Сознания высшего порядка.
Подобно Богу человек рождает в своем разуме идею. И подобно Богу он усилием воли вкладывает свою мысль в материю. Все, что создано Богом или человеком, создано по одному закону: от незримой бестелесной идеи к воплощенному в форме результату.
Очевидно, что сознание всегда есть нечто большее, чем заключенный в материи результат его творчества. Сознание художника — не одна только его картина. Сознание писателя — больше, чем его книга.
И вот, наука подошла к границе мироздания; к моменту, где из точки появляется Вселенная; к моменту, где незримая идея превращается в результат. И теперь, мы можем почти все сказать о результате, но совсем ничего о его причине. Так как причина лежит за пределами нашей Вселенной, в Высшем Сознании Творца. Познать его – значит стать им. Возможно ли это для человека? Возможно ровно настолько, насколько возможно познать и себя.
ПОЗНАЙ СЕБЯ
Меню навигации
Пользовательские ссылки
Объявление
Информация о пользователе
Высшее Сознание.
Сообщений 1 страница 9 из 9
Поделиться12012-05-01 19:04:04
Что такое высшее состояние сознания?
Более того, все мы единодушно называем его высшим состоянием сознания:
Наблюдения других людей за просветленными важны не меньше, чем их свидетельства. Почти всех без исключения их считали святыми, ясновидящими и пророками: Иисус, Будда, Лао Цзы, Якоб Беме, Рамакришна, Уолт Уитмен, Олдос Хаксли. Рассматриваемые обществом как святые, они демонстрировали исключительное мужество, добросердечие, сострадание, целостность и святость. И, хотя, они сохраняли все свойства человека, они были устроены особенным образом, и их можно было узнать по светящейся ауре и это оказывало мощное воздействие на многих людей. Они постоянно убеждали других готовить себя через молитву к добрым делам, познанию и медитации, чтобы получить высочайшее благословение жизни. Это благословение, которое невозможно получить силой или предвидеть, приходит всегда неожиданно. И все же они утверждают, что к нему надо стремиться, как сказал Иисус: «всем вашим сердцем и всей вашей душой, и всей вашей силой, и всем вашим умом».
Наше нормальное состояние сознания закрывает осознание нашего родства с мирозданием, нашего единства с божественным. Но если мы обычно находимся в состоянии сенсорной подавленности, то немаловажно в изучении сознания обратить внимание, что способность человека видоизменять или исправлять свои сенсорные процессы значит, что он способен как преувеличивать или усиливать их до уровня чувствительности животных, так и сдерживать их. Именно это происходит во многих ощущениях при экстазе, когда субъект становится сверхчувствительным ко всякого рода стимулам. Экстаз, ex stasis, является несущим средством для биологически и культурно организованного способа мышления и восприятия и перехода в мистический способ. При мистическом способе мышления человек возвращается к изначальному состоянию дел. Но этот возврат происходит на более высоком уровне. Он является и кругом (революция) и линейной прогрессией (эволюция): раскручивающаяся вверх спираль. Человек вновь обретает свое примитивное состояние, однако, в отличие от животных, он понимает и осознает это, он сверхосознает. Вот в чем парадокс: побеждая свою природу животного, человек становится Богом.
«Несомненно, сознание. это локализация в первичной области, главным образом того, откуда происходит все остальное. Как мы сказали, такое предположение требует длительного подтверждения. Хотя уже понемногу становится ясно, что определенная форма сознания сопутствует всей органической жизни, даже наиболее примитивного протоплазмического ила, и существует аккумулирующее тело доказательств, которое указывает на его присутствие ниже порога жизни».
С древних времен мысль Хинду заявляла, что Атман, глубочайший центр человека, един с Брахманом, глубочайшим центром мироздания. Теперь наука подтверждает это: я есть вселенная; я есть Универсальный Ум.
Уровни существования.
Это понятие легче осознать через метафору об уровнях существования. Попробуйте задумать мироздание, состоящее из пяти уровней. Снизу вверх они состоят из атомного, биологического, психологического, логического, социального и космического уровня. Если вы ищете ответ на этот основной вопрос: «Кто я?», все, что вы изучаете, будет растворяться в других категориях этой метафоры. Начинайте с середины. Вы изучаете психологию и очень быстро психологическое приведет вас к социальному через групповую психологию. На социальном уровне групповая психология проникает в социологию, что в свою очередь ведет к изучению религии и философии. С этого этапа вы обнаруживаете, что касаетесь смысла существования и связи человека со вселенной. И теперь, вы начинаете изучать космическое.
Углубляясь в поиск ответа на вопрос «Кто я?», вы вскоре от изучения психологии перейдете к изучению биологии и жизни. Так как вы хотите узнать себя лучше, вы начинаете изучать клеточное строение и нервные системы, и химию эмоции, восприятия, познания и памяти. Однако в стремлении понять ментальность вы вскоре опуститесь на атомный уровень и будите изучать структуру ДНК, передачу атомного излучения и квантовую теорию. Все то, что увлечет вас вниз, приведет вас к высшему уровню! Потому что субатомная физика ведет вас к изучению материи и антиматерии в масштабах космоса. Космология, это та ветвь метафизики, которая рассматривает характер вселенной как упорядоченную систему. Лежащее в основе единство всех вещей и всезнание дает вам полный круг и доказывает верность древнего оккультного высказывания: «Что вверху, то и внизу».
Природа ума.
Основная предпосылка современной психологии заключается в том, что каждому ментальному изменению, каждой мысли, желанию или ощущению соответствует определенная деятельность мозга или изменение в нем. В настоящее время признано, что и обратное утверждение верно: каждому физиологическому изменению и активности в мозге соответствует изменение в ментальной деятельности; все, что происходит внутри мозга, тем или иным образом воздействует на наше ментальное состояние.
Источник мысли.
Любая мысль возникает в глубине ума как неясный импульс и по мере продвижения к поверхности он приобретает структуру. Структура мысли определяет ее значение, которое отделяет одну мысль от другой. В момент своего зарождения все мысли не имеют качества и неотличимы одна от другой, но как только они достигают сознания, каждая из них становится специфичной и дифференцированной от всех других возможных мыслей. Достигая высоких уровней сознания обычного мышления, каждая мысль становится единственным, четко определенным ощущением. Если бы пустить время вспять и проследить путь отдельного ментального переживания обратно через ранние стадии его развития, мы бы столкнулись с более мягкими уровнями ментальной деятельности. В конце концов, мы добрались бы то той точки, где мысль только начинает генерироваться, то есть до нулевой отметки ментальной активности, состояния невибрирующего сознания.
Это состояние ментального покоя можно рассматривать как полное сознание, или истинное «Я».
Важно для себя прояснить разницу между «источником мысли» и «причиной мысли». Любая мысль, возникающая из глубин разума, как едва уловимый ментальный импульс и растет, пока не достигает сознания. Это справедливо для всех мыслей, независимо от того, что они значат. Это фундаментальный механизм всей ментальной деятельности, который непрерывно продолжается от рождения до смерти.
Главная сущность его не просто блуждать, а устремляться к источнику более полного удовлетворения. Когда мир вокруг меняется или когда мы утомлены, внимание перемещается в поисках полного удовлетворения. Это происходит лишь потому, что нет ничего во внешнем мире, что дало бы постоянное удовлетворение и поэтому ум находится постоянно в движении, Так значительно проще и быстрее осознать, в чем источник удовлетворения, скрытый где-то внутри, и дать возможность уму успокоиться без принуждения и контроля.
Но пока есть хоть малейший контроль и усилие, ментальная деятельность будет продолжаться и полное ментальное успокоение невозможно. Это все равно, что пытаться тянуть себя за шнурки ботинок: чем больше прикладывается сил, тем туже они затягиваются. И если человеку удается путем огромных усилий добиться чего-либо, так это от мысли о том, что ум успокоился.
Некоторые люди обладают даром тотчас же погружаться в состояние глубокой медитации, часто без предварительных знаний о ней. В таких случаях человек полагает, что этот опыт приходит во время расслабления и не делает ничего особенного, позволяя уму блуждать в соответствии с его природой.
СОДЕРЖАНИЕ
Философия
Фихте
Фихте отличал конечное или эмпирическое эго от чистого или бесконечного эго. Активность этого «чистого эго» может быть обнаружена «высшей интуицией».
Согласно Майклу Уайтмену, философская система Фихте «представляет собой замечательную западную формулировку восточных мистических учений ( Адвайты )».
Шопенгауэр
В 1812 году Артур Шопенгауэр начал использовать термин «лучшее сознание», сознание, которое «лежит за пределами всякого опыта и, следовательно, всякого разума, как теоретического, так и практического (инстинкты)».
По словам Шопенгауэра,
Лучшее сознание во мне поднимает меня в мир, где больше нет личности, причинности, субъекта или объекта. Я надеюсь и верю, что это лучшее (сверхчувственное и вневременное) сознание станет моим единственным, и по этой причине я надеюсь, что это не Бог. Но если кто-то захочет использовать выражение « Бог» символически для самого лучшего сознания или для многого, что мы можем выделить или назвать, пусть будет так, но не среди философов, я бы подумал.
Основные типы
Различные типы высших состояний сознания могут возникать индивидуально или в различных комбинациях. Список известных типов высших состояний сознания:
Религия
Шлейермахер
Когда это сознание присутствует, «люди не отчуждаются от Бога своими инстинктами». Отношения между низшим и высшим сознанием сродни « борьбе духа Павла за преодоление плоти» или различию между естественной и духовной сторонами человека.
Движения 19 века
Трансценденталисты XIX века рассматривали весь физический мир как представление более высокого духовного мира. Они верили, что люди могут возвыситься над своими животными инстинктами, достичь более высокого сознания и приобщиться к этому духовному миру.
По словам Блаватской, основавшей Теософское движение,
Благодаря этой высшей интуиции, приобретенной теософией, или богопознанию, которое перенесло разум из мира форм в мир бесформенного духа, человек иногда в каждую эпоху и в каждой стране мог воспринимать вещи во внутреннем или невидимом мире.
Блаватская ссылается на Фихте в своем объяснении теософии:
Современная духовность
Кен Уилбер попытался объединить восточные и западные модели ума, используя понятия «низшее» и «высшее сознание». В своей книге «Спектр сознания» Уилбер описывает сознание как спектр с обычным осознаванием на одном конце и более глубокими типами осознания на более высоких уровнях. В более поздних работах он описывает развитие сознания как развитие от более низкого сознания через личное сознание к более высокому трансперсональному сознанию.
Когнитивная наука
Джеральд Эдельман в своей «Теории сознания» отличает высшее сознание или « вторичное сознание » от « первичного сознания », определяемого как простое осознание, включающее в себя восприятие и эмоции. Более высокое сознание, напротив, «включает способность осознавать свое сознание» и «позволяет мыслящему субъекту распознавать свои собственные действия и привязанности». Высшее сознание требует на минимальном уровне семантических способностей и «в наиболее развитой форме требует языковых способностей или владения целой системой символов и грамматикой».
Психотропики
Согласно Датте, психоделические препараты могут использоваться в психоаналитической терапии как средство доступа к высшему сознанию, тем самым предоставляя пациентам возможность доступа к воспоминаниям, которые хранятся глубоко в их сознании.
Смотрите также
Примечания
использованная литература
Источники
дальнейшее чтение
Классические западные тексты
Современная духовность (первоисточники)
Высшее Сознание
Остановки «фабрики мыслей» и осознанного пребывания в настоящем достаточно, чтобы хотя бы на миг почувствовать присутствие Высшего Сознания. Чувство неизъяснимого покоя и воздушной радости, которое вы мимолетно испытали в ходе упражнений, — не иллюзия. Это дар свыше, знак ответного внимания, ласковое прикосновение. Между тем мы всего лишь приложили небольшое усилие — заглянули в свое сознание и поставили на место рассудок.
Теперь мы с вами вправе подискутировать с Рене Декартом и его известным «мыслю, следовательно, существую». На уровне обобщения все верно, но о каком качестве мышления идет речь? Направленная, не теряющая связи с настоящим рассудочная деятельность действительно означает, что вы присутствуете, живете. Суетная же, непроизвольная умственная активность не имеет ни малейшего отношения к реальности бытия. Это чистой воды фикция, обман. Это матрица, только созданная не коварными бездушными компьютерами на погибель рода людского, а самим человеком, забывшим, что у него есть душа.
Высшее Сознание доступно каждому. Подобно солнцу, оно светит всем, без различия их происхождения, пола и состояния. Даже если небо закрыто облаками, мы твердо знаем: солнце там, оно светит.
Так и Высшее Сознание — суть жизнь, Бог, Высший Разум. Первоначало и причина всего и вся: галактик, солнц, человека, в том числе и его мечущегося в поисках истины рассудка. Оно вне и внутри нас. Им мы существуем, движемся и живем. Оно же наделило нас самой способностью мыслить, возможно, с той целью, чтобы нашими глазами любоваться на плоды своего удивительного и неутомимого творчества. На бесконечную гармонию рождения и смерти, смены форм микро- и макромиров, энергетические переливы Вселенной. Нам не постичь сути этого воистину божественного замысла, ибо мы творения, но не творцы. Капле воды не познать океана, но в ней есть то, что присуще океану.
К счастью, благодаря одухотворенности, то есть наличию души, мы можем, нам дано ощущать Творца. Правда, это происходит только в том случае, если мы осознанно хотим этого. Усилием воли (чьей?) мы прорываем заслон тьмы, чтобы направиться к свету.
Упражнение 7. Осознанное действие
Путей в настоящее много. Если вам плохо, голову осаждают незваные мысли, не дает покоя осадок от тяжелого разговора, встречи, события и т. п., вспомните упражнение с линейкой. Ощутите настоящий момент, внимательно изучите окружающую обстановку и займитесь каким-то конкретным безобидным делом. Но с условием: надо отдаться делу целиком.
К примеру, вы моете руки. Полюбуйтесь стекающими с них каплями воды. Сколько неповторимой красоты и гармонии, переливов цвета и звука. Поговорите с водой (про себя, конечно, а то подумают еще чего!). Вода — главный на нашей планете носитель информации, она тонко реагирует на ваше к ней отношение. Поблагодарите ее. А точнее, не ее, а прикровенно — Высшее Сознание, которое стоит за ней и является причиной ее бытия. Придайте осознанность каждому своему жесту, мысли, взгляду, ощущению. Вы почувствуете себя в гармонии с природой, частью целого. И рассудок отступит. Вы войдете под своды Высшего Сознания и… испытаете облегчение и спокойную радость. Высшее Сознание есть Любовь, и Оно стремится на помощь, чтобы поддержать и обогреть. Можете считать это созерцанием. Но это и есть состояние не-рассудка.
Пребывая в настоящем, вы освобождаете себя, свое истинное «я» от безудержной рассудочной деятельности — единственного источника всех болезненных или тревожных состояний. Очень важно не только понять это, но и отмечать любой свой выход из настоящего. Наблюдайте за собой. Сначала это дается нелегко. Но вы не обязаны, стиснув зубы, ежесекундно удерживать себя в настоящем. Просто фиксируйте «непребывание» в настоящем. Эта более спокойная и эффективная практика со временем станет естественной, как дыхание.
Потрясающий по простоте слога и глубине мысли философский трактат Ямамото Цунэтомо (1659–1719) содержит выразительные строки, посвященные настоящему мгновению:
«Безупречный человек — тот, кто уходит от суеты. Делать это нужно решительно. Воистину, нет ничего, кроме подлинной цели настоящего мгновения. Вся жизнь человека есть последовательность мгновений. Если человек до конца понимает настоящее мгновение, ему нечего больше делать и не к чему больше стремиться. Живи и оставайся верным подлинной цели настоящего мгновения.
Людям свойственно упускать настоящее мгновение, а потом искать его, словно оно находится где-то далеко. Но никто, кажется, не замечает этого. Однако если человек глубоко это осознал, он должен, не задерживаясь, переходить от одного переживания к другому. Тот, кто однажды постиг это, может об этом забыть. Но он уже изменился и стал не таким, как все. Если человек сполна понимает, что означает жить в настоящем мгновении, у него почти не остается забот».
Сравните с христианским принципом — жить сегодняшним днем!
«Хорошо, — скажете вы, — с настоящим мгновением более или менее ясно. Но причем здесь наш рассудок? Какой резон ему выталкивать нас из настоящего?»
Дело в том, что настоящее мгновение чрезвычайно мало. На острие этой реальности рассудку совершенно негде, да и некогда разворачивать ту умственную суматоху, которой он обычно заполняет наше внутреннее пространство в состоянии неосознанности, то есть когда мы выпадаем из настоящего и мысленно «путешествуем во времени». Удерживая себя в настоящем, мы тем самым лишаем рассудок возможности работать непроизвольно и хаотично. По сути дела он выключается, стоит только нам войти в настоящий момент.
Кто-то снова возразит: «Позвольте, что значит выключается? Не морочьте голову! Как тогда жить? Возможно ли все это?»
Разумеется (и нам с вами это уже понятно), речь идет не об отключении всей рассудочной деятельности вообще, а лишь о попытке блокирования той ее части, которая носит хаотичный, бесконтрольный и вредоносный характер. При этом человек вовсе не становится умственно неполноценным. Он не теряет трудоспособности — напротив, сознание становится ясным и острым, мозг работает, как хорошо отлаженный механизм. Его эффективность в режиме целевого использования резко возрастает.
Наш мозг — чрезвычайно мощный и полезный инструмент. Общеизвестно, что у обычного человека он задействован лишь на два процента реального потенциала (у гениев — на два с половиной). Причем в эти два процента вмещается как осознаваемая, рассудочная часть работы мозга, призванная собирать и анализировать информацию, строить концепции и планы, так и скрытая, обособленная (слава Богу!) от рассудка его часть. Она несет ответственность за творчество и всю вегетативную систему человеческого организма, осуществляя невообразимую по скорости и объему выполняемых операций работу.
Чудо мозга, как и чудо жизни, стало возможным вовсе не благодаря уму. Тут потрудился разум, во много раз превосходящий человеческий. Каким образом, например, в молекуле ДНК нашей клетки умещается информация объемом в сотни тысяч страниц машинописного текста? Действуя в унисон с этим разумом, рассудок превращается в поистине великолепный инструмент и начинает служить чему-то неизмеримо более величественному, чем он сам.
При всей самонадеянности некоторых представителей современной науки даже они вынуждены признать, что мы все еще очень мало знаем о мозге человека. Познание здесь, как и в большинстве других научных сфер, идет по «обреченному» сценарию: каждый шаг вперед, позволяющий раскрыть некую тайну, раздвинуть границы познанного, выявляет несопоставимо более обширную, обескураживающую своими размерами сферу «нового незнания». Так что, продвигаясь вперед, к истине (или полагая, что поступаем так), мы всякий раз отдаляем конечное знание. Со стороны, пожалуй, это напоминает движение известного копытного за известным овощем либо попытку настичь мираж в пустыне.
Характерно, что в последние годы теория науки всерьез озаботилась этой проблемой, и в числе возможных путей ее решения начала выдвигать очень смелые, нестандартные, можно сказать, «прорывные» предложения. Например, искать ответы на самые злободневные вопросы современности на стыке науки и… веры. Начинают пересматриваться в свете новейших научных исследованийи казавшиеся фундаментальными «истины», полученные рациональными методами познания, в частности теория эволюции видов Ч. Дарвина.
Рассудок управляет сознательной частью нашей жизни. Он скрупулезно собирает, просеивает, обобщает и хранит информацию. Он очень полезен в организации жизни и решении практических задач. Вообще, грызть всякого рода кроссворды и задачи — его «хобби». И все же это не более, чем компьютер. Мощный, неизмеримо мощнее любых «интелов» и «пентиумов», но компьютер со своими функциями и ограничениями…
А как быть с нашими фантазиями? А образное мышление, искусство, поэзия наконец? Зададимся вопросом: кто водит рукой ребенка, рисующего дом на листе бумаги? Рассудок, осмысленно соединяющий краски и линии таким образом, что в результате получается наивный и трогательный рисунок? Или мы все-таки признаем, что наш ребенок не думает в момент творчества, а просто творит, что рукой его водит Кто-то свыше, а младенческий еще рассудок неуверенно подает краски и кисти, выполняя функцию подмастерья.
Если нам достанет смелости признать это, придется сделать следующий шаг: допустить, что вообще всякое творчество есть результат взаимодействия рассудка художника с Высшим Сознанием, а точнее, есть результат балансирования на грани рассудка и не-рассудка. Высшему Сознанию в делании творческой работы руками человек нужен помощник — рассудок-компьютер. Прорыв, озарение, вдохновение в любой области человеческой деятельности невозможны без кропотливой, многолетней подготовительной работы. Обучение, освоение ремесла или профессии необходимы, чтобы «продавить» толщу ранее накопленного предшественниками рационального знания и выйти на рубеж открытия в трепетном ожидании… Чуда.
Истинный художник должен быть готов к прорыву. Эта подготовка освящена трудом и терпением. Даже величайший музыкант ничего не исполнит на расстроенном инструменте. Каждый, кто испытал восторг творчества, знает, что уже на подходе к этому рубежу человек действительно теряет рассудок, а вместе с ним и чувство рационального и полезного. Сон, еда, условия жизни — все становится неважным. Человек обретает безрассудство в самом высоком, благородном смысле этого слова. Образно говоря, он становится Мастером. Благодать Высшего Сознания любовно накрывает его и озаряет откровением нового слова, звука, уравнения, движения — того, чего никогда не было и не могло быть в архивах его памяти, опыте жизни и полученных из внешнего мира сведениях. Истинно новое знание зарабатывается трудами разума, а даруется духом.
Многие ученые, в том числе и великие, не раз замечали, что творческое озарение, предшествовавшее тому или иному открытию, приходило к ним в минуты умственного затишья. Когда среди выдающихся американских ученых, включая Эйнштейна, провели опрос, который должен был выявить их рабочие методы, то оказалось, что «в короткой и решающей фазе творческого прорыва» мышление «играет лишь второстепенную роль». Выходит так, что многие ученые далеки от творчества не потому, что не умеют думать, а потому, что не могут перестать думать.
Существует мистическая связь между художником и его творением, равно как и между произведениями и теми, для кого они созданы, — зрителями, читателями, слушателями.
Среди великого разнообразия музыкальных произведений есть «модные» и вечные. Первые состряпаны из семи нот вполне правильно, рационально, технично. Но в них нет и капли подлинного вдохновения, Высшего Сознания. Они сотворены мутным человеческим рассудком, им же равнодушно и «потребляются» для заполнения пауз. О них говорят: «сделано без души». Звучат звуки, а душа молчит, не резонирует — не с чем.
Иное дело музыка вечная, созданная высоким полетом духа, соединением души человека-творца и Высшего Разума, Высшего Сознания, Бога. Когда вы слышите те же семь нот, но в гармонии света и радости, душа ваша нежится в этих лучах. Вам не нужны разъяснения музыкальных критиков, тонкий слух или специальное образование — достаточно самих этих неземных звуков. (Даже коровы, говорят, лучше доятся под классическую музыку… Интересно было бы проверить их реакцию на тяжелый рок!)
Подлинное творчество потому так и называется, что оно бескорыстно и правдиво. «В то время как истинные художники, литераторы и музыканты, — пишет Иоанн Сан-францисский, — боятся только солгать в своем искусстве, не выразить его последней правды (таков страх и настоящих ученых), поверхностные деятели искусства боятся только неблагоприятной оценки своих произведений, отсутствия похвал и покупателей».
Глубина постижения того или иного художественного произведения тоже во многом зависит от уровня искренности, непредвзятости и открытости, но уже со стороны зрителя, слушателя. Дух художника, даже давно умершего, живет в его творениях. Это нравственно ощущаемое поле. Однако, погрузившись в мысли, вы можете пройти мимо гениальной скульптуры или картины, ничего не почувствовав. Ваше сознание останется холодным, поверхностно-рассудочным, не почувствовав ровным счетом ничего, сердце промолчит.
Чтобы ощутить душу творца, нужно самому хоть немного поступиться самостью, открыть сознание, утишить рассудок и начать созерцать видимое внутренним зрением. Когда вы освобождаетесь от незваных мыслей и эмоций, балансируете на тонкой грани рассудка и не-рассудка, происходит таинство соприкосновения вашей души и души художника-творца. Теперь вы знаете, что в этот момент вас объединяет с ним Высшее Сознание. Настроившись на его волну, вы начинаете видеть, слышать и ощущать «шестым чувством» заложенное в произведение духовное послание. Вы снова в удивительном мире светлой радости, покоя и любви. Истинное искусство вечно, потому что вечна душа.
В основу японской чайной церемонии заложен механизм постижения прекрасного. В средние века его объясняли приблизительно так. Глаза очищаются созерцанием цветка и нескольких свитков на стене. Уши — звуком закипающего чайника. Нос — тончайшими ароматами зеленого чая. Рот — его вкусом. Руки и ноги — изысканностью форм. Когда все пять чувств, таким образом, очищены, открывается шестое чувство — чистый разум.
Не без сожаления оставляя сферу прекрасного, еще раз остановимся на теме открытого сознания. Мы уже выяснили, что открытым оно может быть, только когда усмирен «думатель» и душа соприкасается с Первоначалом — Высшим Сознанием.
Выше мы бегло упоминали о неосознанных контактах с Высшим Сознанием — в экстремальных видах спорта, в случаях смертельного риска и т. д. Тогда мы еще не были готовы идти дальше. Теперь можно восполнить пробел: речь шла о ситуациях, когда рассудок — в силу скоротечности событий и прямой угрозы жизни человека — останавливался и уступал место более мощному и эффективному Высшему Сознанию. Механизм, похоже, устроен так, что в кризисных ситуациях команда на отключение нашего «компьютера» поступает именно из этого источника. И только тогда, когда становится очевидной недостаточность интеллектуальной мощи рассудка для выработки мгновенной адекватной поведенческой реакции на опасность.
В таких исключительных случаях Высшее Сознание заполняет все наше внутреннее пространство, отправляет рассудок во временную «отставку» и берет управление на себя. Оно мобилизует весь потенциал мозга, выжимая из человеческих ресурсов (в данной ситуации) все, что помогло бы сохранить ему жизнь.
Недавно мой знакомый попал в аварию. Его автомобиль сошел с трассы и летел метров пятьдесят, пока не упал в глубокий кювет. Слава Богу, он и его супруга отделались легкими травмами. Уже это выглядело невероятным. В тот же день он рассказал мне, что в момент аварии и полета в бездну он оставался исключительно спокойным. Полная ясность сознания, ни тени страха или паники. Все воспринималось, как в замедленном кино. Во время падения он что-то делал, но что именно, не помнит. Позднее механик, ремонтировавший автомобиль, сказал, что рулевая колонка была погнута руками. Моему знакомому за шестьдесят. Он не слабого десятка, но то, что он сделал и что, возможно, спасло им жизни, не под силу нормальному человеку.
Война также дает обильную пищу для размышлений на эту тему. Память о ней стирается, последние ее солдаты покидают наш мир. Общеизвестно, что на фронте и в тылу, постоянно находясь под угрозой смерти, недоедая и недосыпая, перенося нечеловеческие страдания, люди почти не болели. Отец мой, Царство ему небесное, воевал механиком-водителем танка. Однажды он около трех суток ремонтировал подбитую в бою машину, почти не вылезая из промерзшего болота. Сушились кое-как у костра. Никто даже насморка не схватил.
«В бою, — рассказывал он, — мыслей нет. Руки, ноги, голова работают сами по себе. Отвлечешься, задумаешься — конец. Страха тоже нет. Есть только одна цель: выполнить приказ и выжить».
После войны ветераны вспоминали фронтовые дни как самые счастливые, полные смысла и силы. Постоянное напряжение, открытость сознания и отношений — не отдавая себе в этом отчета, они большую часть отведенного им войной времени провели в поле Высшего Сознания, рядом с Богом. Послевоенные будни стали для многих и обретением, и потерей. Отец всегда тосковал по далеким военным дням. Вспомните замечательный рассказ А. Н. Толстого «Гадюка», в котором выведен образ женщины-комиссара, страдающей от смены «героики» гражданской войны на убогий быт питерской «коммуналки»!
С Высшим Сознанием нередко соприкасаются рыбаки и альпинисты, парашютисты и спортсмены (шахматисты, пожалуй, даже чаще других). Глядя на поплавок, ощущая потаенные токи сознания, идущие от тысячелетней памяти предков-добытчиков, человек незаметно входит в состояние не-рассудка. Проблемы, сомнения и планы вдруг куда-то исчезают, будто их и не было. Впрочем, в этот миг их действительно нет: они остались в мыслях — там, где им и положено быть. Стоит умолкнуть рассудку, окружающий мир делается тихим и дружелюбным. Словно сама природа склоняется к своему «блудному сыну», принимая его в свои объятия и успокаивая его мятущуюся душу. Каждый рыбак знает это состояние. И еще он знает, как трудно расставаться с ним, возвращаясь в круговерть «цивилизации».
«Это адреналин!» — воскликнет альпинист, покоряя очередную вершину, «на которой еще не бывал». Тысячи смельчаков, рискуя жизнями, берут свои вершины в спорте, труде, борьбе. Всем им, как воздух, нужен момент истины. Сначала страх, а за ним… блаженство встречи с Божественным, с Высшим Сознанием, с самим собой — истинным.
Очевидно, Высшее Сознание, управляя действиями человека в экстремальных ситуациях, опасных для его жизни, открывает доступ к недосягаемым в обычной жизни сегментам мозга и ресурсам организма. Это косвенно, но довольно ясно указывает на то, что такие ресурсы действительно существуют и в принципе могут быть задействованы. Сколько их и какова их мощь, остается только догадываться, памятуя о двух процентах используемого мозгом потенциала. Но доступ к этим кладовым нам пока закрыт. Для нашего же блага. Причина в несовершенстве нашего индивидуального и коллективного сознания, отсутствии в нем в должной мере внутренней чистоты и гармонии и, напротив, преобладании агрессивно-насильственного начала с явным тяготением к саморазрушению. В таком состоянии сознания человек, получи он доступ к новым феноменальным возможностям, вряд ли употребил бы их на пользу себе и природе. Это все равно, что снабдить несмышленого ребенка спичками и оставить «поиграть» на складе горючих материалов.
Упражнение 8. Между рассудком и не-рассудком
На первых порах это упражнение лучше делать дома, в спокойной обстановке. Допустим, вам надо решить некую проблему. Всесторонне обдумайте ее, учтите все «за» и «против», восстановите в активной памяти все детали. Не принимайте пока решения. Очистите внутреннее пространство, войдите в настоящее. Расслабьтесь и просто ждите, наблюдая за тем, какие мысли вас посетят. Или эмоции (о них чуть позже). Постарайтесь фиксировать и те и другие. Это будут уже не продукты рассудка. Это подсказки, послания Высшего Сознания, которому не безразличны ни удаленные бесконечные миры, ни малейшее движение зарождающейся в вас творческой мысли..
В данном случае рассудок действительно почти не задействован. Конечно, совсем без его участия не обойтись. Он нужен хотя бы для того, чтобы понять послание Высшего Сознания. Рассудок играет роль переводчика, придает энергетическому импульсу, посланному свыше, доступную нашему пониманию форму слов или эмоций. Очень часто откровения приходят как бы с некоторым запозданием. Скажем, вас терзает проблема, а ответ приходит утром, когда и ум-то еще спит. Просто является озарение и… ах, вот оно! Как просто!
Подведем краткие итоги нашего разговора об особенностях мыслительного процесса в контексте Высшего Сознания.
? Мы условились, что все слова суть символы — не более, чем указатели на некие явления, некую реальность, данную нам в ощущениях. Сама реальность всегда чуть иная. Рассудок — всего лишь ничтожная, бесконечно малая часть человеческого разума, сотворенная Высшим Сознанием. Следовательно, и не-рассудок — не что-то отличное, отдельное от рассудка, а некое его безгранично расширенное состояние, определить которое в рациональных терминах невозможно. Как невозможно выделить растворенную в океане каплю. Это состояние можно только ощутить душой.
? Быть в поле не-рассудка не значит быть слабоумным, а тем более безумным. Не ведет это и к потере вкуса к жизни. Напротив, со временем вы на собственном опыте убедитесь, что нет более ясного сознания, ярких красок и острого ощущения жизни, чем в этом состоянии. Все, что нас окружает, — жизнь. Мы, люди, тоже ее неотъемлемая часть, и единственное, что мешает нам полноценно воспринимать жизнь, слиться с ней, радоваться ей, ежесекундно участвовать в ее празднике, — это суетное устройство нашего разума. Освобождаясь от засилья рассудка, наращивая свое присутствие в настоящем моменте, мы не только не рискуем впасть в безумие, но и спасаем себя от нарастающего исступления и умственного нездоровья, в котором почти все мы и почти непрерывно пребываем.
? Не бойтесь практиковать осознанное присутствие в настоящем, особенно открытое сознание (о нем мы еще будем говорить). Духовная открытость — не слабость, а великая сила, хотя ваше «эго» будет отчаянно протестовать и внушать обратное. Необходима воля и ответственность. Настоящее всегда с нами, мы же слишком редко, преступно редко находимся в нем. Другой же двери, ведущей в Высшее Сознание, кроме настоящего мгновения, нет.
Читайте также
Беседа 10 Саньяса — это высшее
Беседа 10 Саньяса — это высшее 28 сентября 1970 года.Для меня саньяса не означает отречение. Это означает путешествие, радость, блаженство. Для меня саньяса — это не своего рода отрицание, это положительное явление, но до сих пор мир воспринимал саньясу как нечто очень
Глава 13 Непосредственное и есть высшее
Глава 13 Непосредственное и есть высшее Раджниш, я не саньясинка, в ашрам приехала ненадолго. Мне нравится то, что здесь происходит, но у меня есть вопрос, который я не могу не задать. В теории все замечательно, но из десятков саньясинов, с которыми я разговаривала, ни один не
8. Высшее Благо подобно воде
8. Высшее Благо подобно воде Есть только абсолютная недвижимость Высшее Благо подобно воде. Благость воды в том, Что она служит всем существам и не борется ни с чем. Пребывает [даже] в том, что вызывает отвращение. Посему почти что Дао. Все существует так, как оно существует,
38. Высшее Дэ ничего не знает о Дэ
38. Высшее Дэ ничего не знает о Дэ Знай Себя так, как Ты знаешь Себя в глубоком сне! Высшее Дэ ничего не знает о Дэ — Тем самым есть Дэ. Низшее Дэ знает о Дэ — Тем самым отсутствует Дэ. Вопрошающий: Ты бы мог сказать о себе, что являешься пробужденным?Карл: Так бы Я никогда не
Пара-Бхакти, или Высшее Богопочитание
Пара-Бхакти, или Высшее Богопочитание Подготовительное отречение Мы окончили рассмотрение так называемой подготовительной бхакти, и, чтобы приступить к изучению Пара-Бхакти, или Высшего Богопочитания, нам остается только сказать о заключительном этапе подготовки к
2.5. Я есть Высшее «Я»
2.5. Я есть Высшее «Я» Признание бытийности, первичности души, по существу, открывает широкий путь к самопознанию, позволяет человеку отстраниться от своего тела, его бесконтрольных желаний, посмотреть со стороны на действия ума непредвзятым взглядом стороннего
30. Высшее
Глава 9 Сознание влияет на сознание
Глава 9 Сознание влияет на сознание Межперсональные возможности энергоинформационных техник можно разделить на субъект-субъектные и субъект-коллективные. Начнем с первых.Прежде всего это более глубокий контакт субъект-субъект, практически недостижимый иным путем. Он
Глава XXV Высшее и Низшее Знание
Глава XXV Высшее и Низшее Знание МЫ не закончили нашего рассмотрения пути Знания результатов, к которым он ведет. Во-первых, целью Йоги Знания является Богообладание, т. е. пребывать в обладании Бога и в обладании Богом в сознании, в тождестве, в отражении божественной
Глава XXV Высшее и Низшее Знание
Глава XXV Высшее и Низшее Знание МЫ не закончили нашего рассмотрения пути Знания результатов, к которым он ведет. Во-первых, целью Йоги Знания является Богообладание, т. е. пребывать в обладании Бога и в обладании Богом в сознании, в тождестве, в отражении божественной
Глава XXV. Высшее и низшее знание
Глава XXV. Высшее и низшее знание Мы завершили рассмотрение пути Знания и выяснили, куда он ведет. Во-первых, целью Йоги Знания является познание Бога, то есть через осознание, через отождествление, через отражение божественной Реальности мы обретаем Бога, а он обретает нас.