высшее образование по профилю профессиональной деятельности что это
Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования
Деятельность портала координируется НИТУ «МИСиС»
Новости
Важный документ! О порядке реализации вузами профилей (специализаций) основных образовательных программ бакалавриата (подготовки специалиста)
В разделе методическое обеспечение опубликован документ Минобрнауки О порядке реализации вузами профилей (специализаций) основных образовательных программ бакалавриата (подготовки специалиста)
Комментарии к документу:
Вузам предоставлено право самостоятельно устанавливать профили (специализации) основных образовательных программ (ООП) бакалавриата (подготовки специалиста), если они не определены в структуре соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).
Определен порядок реализации вузами названных профилей (специализаций).
Профили (специализации) ООП являются частью направления подготовки (специальности) ВПО, в рамках которого (которой) они реализуются. Они предполагают получение обучающимся более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков.
Профиль (специализация) отражает направленность ООП вуза на конкретный вид, объект и (или) задачи профессиональной деятельности, определенные ФГОС ВПО или самостоятельно установленным вузом образовательным стандартом.
Вузы могут разработать ООП и без указания профиля подготовки, специализации (программы широкого профиля).
Вуз может самостоятельном определить перечень компетенций выпускника для профильной (специализированной) части ОПП, если во ФГОС он не установлен.
Структура и содержание профильной (специализированной) подготовки формируются вузом самостоятельно на основе требований к структуре ООП, установленных ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки (специальности).
Вуз для решения названных задач может обратиться и к примерной ООП.
Департамент профессионального образования Минобрнауки России организует ведение Реестра профилей (специализаций) ООП, реализуемых вузами. В нем устанавливаются правила их классификации и кодификации для учета в государственной образовательной статистике.
Словарь абитуриента: сложные термины простым языком
35584 | 02 мая 2020 |
Объясняем простым языком термины, которые должен знать каждый поступающий, чтобы правильно выбрать место обучения и не запутаться при поступлении в вуз.
Понравилось | 234 |
Мы обнаружили, что многие абитуриенты путают термины, которые необходимо знать, чтобы не запутаться при поступлении. Так, например, мы обнаружили большую путаницу в терминах “направление подготовки”, “специальность”, “профиль подготовки”, “образовательная программа”, “кафедра” итп.
Сразу скажем, что мы не хотим давать четкие определения терминам, их можно загуглить. Мы хотим разжевать суть понятным языком. Начнём по порядку.
Направление подготовки.
Самый важный термин, который нужно знать абитуриенту – это направление подготовки. Многие путают его с профилем, специальностью, профессией.
Путаница с термином “специальность” произошла после введения Болонской системы в вузах России. Если вкратце и грубо, то эта система предполагает упразднение программ подготовки специалистов (5 лет обучения) в пользу программ подготовки бакалавров (4 года обучения). До этого термин “направления подготовки” можно было приравнять к термину “специальность”. Теперь базовое высшее образование – это подготовка не только специалистов, а и бакалавров. Однако, до сих пор выбирая себе место обучения абитуриенты ищут именно “специальность”, что теперь некорректно и сильно усложняет жизнь. Так как появились направления подготовки не только специалитета, а и бакалавриата, то теперь корректно выбирать не специальность, а направление подготовки. Соответственно, теперь есть направления подготовки бакалавров и направления подготовки специалистов. Список направлений подготовки строго регламентирован его можно посмотреть у нас на сайте тут https://tabiturient.ru/np/. Это очень важно понимать и желательно его изучить.
Профиль подготовки.
Незнание того, что есть конкретный список направлений подготовки приводит к тому, что возникает путаница с другим термином – профиль подготовки или специализация (не путать со специальностью/специалитетом). Мы обнаружили, что в нашем поиске по направлению подготовки люди часто пишут что-то вроде “национальная экономика”, “программирование” итп. На самом деле, таких направлений как “национальная экономика” и “программирование” не существует. Есть направление подготовки “Экономика”, где есть профиль “национальная экономика”, есть направление подготовки “Прикладная математика и информатика”, где есть профиль “системное программирование».
Формулировка профиля подготовки может быть абсолютно любой. Это решает сам вуз. Если речь идет о направлении подготовки “Экономика”, то вузы любят приписывать что-то вроде “мировая экономика и политика”, “инновационный бизнес”, “финансовая аналитика” итп. Очень часто (не всегда) профили – это всего лишь приписки в рекламных целях для привлечения абитуриентов. Согласитесь, инновационный бизнес звучит привлекательней, чем экономика. По факту же, очень часто, эта приписка означает лишь то, что программа “Экономика” с профилем инновационный бизнес от программы “Экономика” общего профиля отличаются лишь тем, что у первой будет полгода такой предмет. Даже в дипломе этот профиль записан не будет. Будет записано только направление подготовки, в данном случае будет написано “освоил(а) программу бакалавриата по направлению 38.03.01 Экономика”. Справедливости ради хочется ответить, что есть программы, где этот профиль действительно важен и учебные планы программ очень отличаются, но сейчас речь не об этом. Нам важно донести мысль, что не стоит путать направление подготовки и профиль.
Кафедра.
Будучи студентом, я когда-то работал в приемной комиссии. Самое большое негодование у меня вызывала фраза абитуриента “хочу поступить на кафедру макроэкономики”. Пожалуйста, забудьте вообще о кафедрах. Я постоянно вижу, что на нашем сайте ищут какие-то кафедры и хотят туда поступить. Простым языком говоря, кафедра – это объединение преподавателей или научных сотрудников. Все, что нужно знать абитуриенту о кафедре, это то, что он будет прикреплен к ней, когда будет писать диплом. Подробно рассказывать об этом не буду. Хочу лишь донести ту мысль, что на кафедры никто не поступает. Вот пример. Есть кафедра физкультуры. Даже если Вы будете учиться на Менеджменте и писать диплом на кафедре управления персоналом, то все равно будете иметь дело с преподавателями кафедры физкультуры.
Вуз.
Вуз – высшее учебное заведение. Далее грубая терминология. Если вуз включает в себя несколько институтов и факультетов, он называется университетом, высшей школой или академией. Если вуз включает в себя только совокупность факультетов, то он называется институт. Когда у вуза появляется несколько институтов, то он называется не институт, а университет.
Путаница заключается в том, что институт может быть как самостоятельным вузом, так и находиться внутри какого-то учебного заведения.
Более того, вуз будучи университетом может называться институтом. Например, МФТИ (Московский Физико-Технический Институт). Когда-то действительно был институтом. Теперь он университет. Название сохранено, видимо, из-за того, что хотели сохранить бренд.
Сейчас осталось очень мало институтов как самостоятельных вузов. Как правило, институты сейчас находятся внутри каких-то университетов, высших школ, академий.
Образовательная программа.
Обратите внимание, что Вы поступаете именно на образовательную программу. Не на факультет, не на кафедру, не на направление подготовки, а именно на образовательную программу.
Каждая образовательная программа реализуется в рамках вышеупомянутого направления подготовки. Образовательная программа может быть в составе факультета или института. У образовательной программы может быть профиль подготовки. Лекции будут вестись преподавателями разных кафедр. Для наглядности, чтобы понять, что такое образовательная программа, давайте возьмем НИУ ВШЭ. Если вы перейдете на страницу со списком проходных баллов ВШЭ по направлению “Экономика” тут https://tabiturient.ru/vuzu/hse/proxodnoi/?1112, Вы обнаружите, что есть 5 разных программ. Эти 5 программ находятся на 3 разных факультетах. Они имеют разные профили (кстати, профили могут пересекаться).
Хоть все они ведут подготовку по направлению Экономика и даже профили у них будут одинаковые, им выделено разное количество бюджетных мест, стоимость обучения у всех разная, у каждой образовательной программы свой собственный учебный план и даже преподаватели. Придя в приемную комиссию, нужно четко понимать на какую именно образовательную программу Вы поступаете. Нельзя просто нести документы в ВШЭ на экономику или менеджмент.
Теперь Вы знаете чем отличается направление подготовки от профиля и образовательной программы 🙂 Надеемся, нам удалось хоть немного разжевать термины, которые помогут Вам более точно определиться с местом обучения.
Понравилось | 234 |
К сожалению, только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Диплом бакалавра и специалиста: в чем разница?
Далеко не все абитуриенты понимают, чем отличается бакалавр от специалиста. Вокруг этой темы много домыслов и слухов. Мы во всем разобрались и теперь делимся с вами.
Что такое бакалавриат?
Это базовая ступень высшего образования. Следующий уровень – магистратура. Такая двухуровневая система была утверждена в 1999 году в ходе Болонского процесса, цель которого – создание единого образовательного пространства по всей Европе. Для присоединения стране-участнице нужно подписать декларацию, в которой расписаны общие стандарты обучения студентов.
Россия подписала Болонское соглашение только в 2003 году. После чего началось внедрение новой системы образования. Одними из первых ее приняли такие топовые вузы страны, как МГИМО, РУДН, МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИУ ВШЭ. С каждым годом количество вузов возрастало. Но при этом в некоторых вузах осталась и классическая система – специалитет. В ближайшее время Россия планирует полностью перейти на двухуровневую систему. Специалитет оставят лишь на некоторых специальностях: медицинских, военных и инженерных.
Поступить в аспирантуру бакалавр сможет только после окончания магистратуры
Чем отличается бакалавриат от специалитета
Прежде всего нужно понимать, что это две разные программы обучения. Бакалавриат – это высшее образование по ускоренной программе, которое дает общие базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения – 4 года.
Для получения углубленных знаний по специальности нужно поступать в магистратуру, где срок обучения – 2 года. Повысить уровень образования можно в любом вузе, где есть магистерские программы. При этом можно поступать на другое направление. При успешном прохождении вступительных испытаний можно рассчитывать на бюджетное место. Однако в магистратуре их гораздо меньше, чем на бакалавриате.
Специалитет дает углубленное образование по определенному профилю. Общий срок обучения 5–6 лет. Первые два года вы проходите общую базовую подготовку по направлению, затем получаете расширенные знания по конкретной специализации. Имея диплом специалиста, вы сможете поступить в аспирантуру. Бакалавры могут стать аспирантами только после окончания магистратуры.
Еще одно отличие – диплом бакалавра признается за границей. Вы даже сможете поступить там в магистратуру. С дипломом специалиста могут возникнуть трудности. Его готовы принять далеко не все зарубежные работодатели.
Профессиональное обучение, его отличия от средне-специального, способы получения
Для смены профессии или повышения компетенций может понадобиться дополнительное профессиональное обучение. Этот вид учебы связан с практической деятельностью, поэтому желательно его проходить в очной или очно-заочной форме.
При этом базовый уровень подготовки специалиста не меняется. Его профильное образование остается прежним. Например, на предприятие пришло новой оборудование, с которым нужно уметь работать. Руководство принимает решение отправить на учебу и стажировку несколько сотрудников, чтобы те, в свою очередь, обучили остальных.
Что такое профессиональное обучение
Во втором случае дополнительное профессиональное обучение получает человек, у которого уже есть специальность, но знаний, умений, практики недостаточно для выполнения каких-либо заданий. Он поступает на курсы, идет на стажировку или осваивает новые знания через Интернет, при этом он остается специалистом со средним, высшим или средним специальным образованием.
Краткосрочные программы переквалификации или повышения квалификации не повышают уровень базового образования.
Программа профессионального обучения может быть разработана в рамках любой профессии или даже при отсутствии таковой. Например, выпускники школ могут пройти короткие курсы для овладения профессиональными навыками столяра, токаря, бухгалтера, программиста. Они научатся выполнять определенные действия, но останутся при этом специалистами без диплома. Максимум, что могут дать такие программы – сертификат или свидетельство об окончании обучения на курсах.
Кому нужно профессиональное обучение
Технологии развиваются в быстром темпе, постоянно создается нечто новое в рамках каждой профессии, поэтому дополнительное периодическое профессиональное образование может понадобиться любому специалисту:
В экономически развитых странах есть программы непрерывного обучения специалистов. В их рамках человек любой профессии может раз в год подавать заявление для повышения квалификации, которая оплачивается государством или предприятием. Это позволяет постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки практической работы.
Профессиональная переподготовка – это тоже вид профессионального обучения, при котором человек с дипломом среднего специального или высшего образования имеет право получить другую профессию, затратив на это меньше времени, чем потребовалось бы для окончания вуза. Здесь играет роль мотивация – дополнительный заработок, смена места работы по определенным причинам. В этом случае слушатель учебных программ получает только самые необходимые теоретические знания и практические навыки, которые пригодятся для работы.
Диплом о присвоении квалификации не выдается, только свидетельство о прохождении профпереподготовки, дающее право работать по новой профессии. В интересах слушателя хорошо усвоить материал и сдать экзамены. Как сложится в дальнейшем его карьера – зависит от него самого.
Повышение квалификации в рамках профессии также можно отнести к профессиональному обучению. В этом случае человек не меняет профессию полностью, но нарабатывает новые навыки. Например, для работы на более высокой должности, с новым оборудованием. Часто данным видом обучения пользуются юристы, имеющие диплом о высшем образовании, но которые хотят сменить направление деятельности – с гражданского права на уголовное или хозяйственное, на адвокатскую деятельность или нотариальные услуги.
Люди, имеющие высшее или среднее специальное медицинское образование, могут получить дополнительную профессию фармацевта и открыть собственную аптеку. Врач-физиолог может пройти курсы для получения специальности техника по обслуживанию медицинской аппаратуры и получать больше зарплату, работая на двух должностях.
Кто может поступать
На профессиональное обучение принимаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане различного возраста, в том числе:
Вступительных испытаний на программы профессионального обучения не предусмотрено.
Где можно получить профобразование
Дистанционное профессиональное обучение без отрыва от основной работы можно получить в компании ЕЦВДО, которая предлагает краткосрочные и долгосрочные программы профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Дистанционное образование дает возможность:
Очные курсы профессионального обучения можно найти в своем городе или областном центре, где проводится переподготовка специалистов. Туда можно записаться по направлению из центра занятости, в зависимости от того, какие профессии актуальны на рынке услуг.
Есть множество очно-заочных краткосрочных или долгосрочных курсов, которые нужно посещать вечером после работы. Это позволяет не терять источник дохода и одновременно работать в направлении смены профессии.
Как поступить
Чтобы пройти профессиональное обучение, необходимо знать свою цель – получить новую профессию, повысить квалификацию, или овладеть минимальными навыками для работы, чем чаще всего пользуются выпускники школ.
Условия поступления в каждом случае будут разные. Это зависит от первоначального уровня образования – школа, колледж, вуз. Например, для переподготовки в рамках юриспруденции необходимо иметь оконченное высшее образование в области права и предоставить копию диплома перед зачислением. Профессиональную переподготовку на базе высшего образования могут проходить люди, уже имеющие диплом бакалавра или магистра.
Для работы на каком-либо предприятии – заводе, фабрике – обычно предлагают курсы не более 1-2 месяцев с практической составляющей учебы. Чаще всего такие курсы организовываются на базе того же предприятия, а преподают квалифицированные мастера. Одновременно человек может понемногу начинать работать и получать зарплату.
Регулирование профобучения на законодательном уровне
Профессиональное обучение регулируется законодательством, в частности, ст. 73 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации».
В статье дано обозначение организации профессионального образования и четко указано, какие организации имеют право осуществлять образовательную деятельность.
Что такое программы профессионального обучения
Программа представляет собой комплекс нормативно- методических документов, разработанных по определенным стандартам, в соответствии с квалификационными требованиями для исполнения должностных обязанностей.
На сегодняшний день в нашей стране действуют свыше 180 профессиональных стандартов, утвержденных приказами Минтруда Российской Федерации.
Результат обучения: что получает слушатель
Приобретение необходимых компетенций, соответствующих должности, пополнение и обновление знаний, получение разряда/категории/класса – гарантированный результат изучения программ профобразования.
Свидетельство о профессиональной подготовке – документ, подтверждающий новую квалификацию работника. Его он получает после окончания курсов.
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности что это
О высшем и послевузовском профессиональном образовании см. также Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ.
Статья 24. Высшее профессиональное образование
1. Целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).
3. Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также лица, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата, могут получать высшее профессиональное образование по таким программам. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:
(в ред. Федерального закона от 16.06.2011 N 144-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 4 в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ)