высшее чего может достичь человек это мудрость грамматическая основа
Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость. (по Б. Бим-Баду) (ЕГЭ по русскому)
В предложенном для разбора тексте академика РАО Б. Бим-Бада ведется рассуждение о мудрости. Автора волнует вопрос: «В чем заключается мудрость?»
Пытаясь разобраться в данном вопросе, автор статьи акцентирует внимание на том, что мудрость – это высшее, чего может достичь человек, но мудрости следует учить. Автор также замечает: «мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним».
Борис Михайлович Бим-Бад заостряет внимание на следующем. Мысль требует долгого спора с собой, выстраивания цепочек рассуждений, которые следует удерживать «вниманием долгих дум». Это, безусловно, очень серьезная работа. Автор уточняет, что всех людей можно разделить на две группы: одни способны удерживать это самое «внимание долгих дум», а другие – нет.
Позиция автора предельно ясна и пряма: следует учиться «долгим думам». Тогда действительно станешь мудрым человеком. С этим нельзя не согласиться.
Мудрости учит вся русская классическая литература. Способность к «долгим думам» развивают А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. П. Чехов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский и, конечно же, Л. Н. Толстой.
Так, например, в своем романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой учит самой главной мудрости – «диалектике души». Человек должен всю жизнь стремиться к самосовершенствованию и тогда он будет по-настоящему счастливым человеком.
Не только читая книги, можно учиться мудрости. Мудрость – «это больше, чем знания, это еще и интуиция, и отвращение к самообману». Мудрость – это всегда движение вперед.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Высшее чего может достичь человек это мудрость грамматическая основа
Среди предложений 2—7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»
(2)Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (6)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным.
(8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.
(9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.
(12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация — только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней — оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.
(15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение — это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание — это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно — надо ещё мыслить правильно.
(20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21)Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22)А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум. »
(23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания — это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум».
(26)И для некоторых людей это — удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг.
(28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману.
(30)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум».
*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) — академик РАО.
В чём заключается мудрость? По тексту Б. М. Бим-Бада «Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость…» (ЕГЭ по русскому)
В чём заключается мудрость? Таким вопросом задаешься, прочитав предложенный для анализа текст Бориса Михайловича Бим-Бада.
Раскрывая проблему, автор рассуждает о том, что мудрость — это высшая ценность человека. Борис Михайлович приводит в пример увлечение разновидностями бабочек, в таком увлечении нет мудрости, поскольку человек не ищет и не находит связь между бабочкой и устройством мира. В данном примере автор показывает, что мудрость — это способность рассуждать, используя полученные знания, находить связи между ними.
Также, исходя из предложенного текста, можно добавить, что мудрый человек склонен к долгим думам, такой человек не только способен мыслить самостоятельно, порождая новые идеи, но и опровергать своё же мнение, путём долгих рассуждений и споров с собой. Из данного примера следует, что у мудрого человека может меняться мнение, исходя из новой информации. С помощью этих двух примеров, дополняющих друг друга, автор подчеркивает важность мудрости, ведь именно люди с таким навыком совершают правильные поступки и являются авторами выдающихся мыслей.
Позиция автора ясна. Борис Михайлович Бим-Бад считает, что мудрость — это итог большого труда человека, который открыт к получению новой информации.
Я согласна с позицией автора и считаю, что к мудрости нужно приучать. Приведу пример, чтобы доказать это. Я, получив новую информацию, ищу связь с уже приобретенными знаниями, путем долгого рассуждения и нахожу обоснованные утверждения своего мнения. В то же время у меня есть знакомые, которым легче использовать уже сформированное мнение, не задумываясь об их ложности. Такие люди не склонны к поиску новых знаний и долгим думам, они совершают неправильные поступки и очень самонадеянны.
Таким образом, ещё раз хочется подчеркнуть, что мудрость — это навык, умение применять полученные знания, находить им опровержение и не поддаваться самообману.
Содержание сочинения
К1. Экзаменуемый верно формулирует проблему «В чём заключается мудрость?» ( 1 из 1 ).
К2. Приведены два примера (увлечение бабочками и выявление связей). Пояснение дано к двум примерам. Смысловая связь между примерами выявлена неверно, но проанализирована ( 5 из 6 ).
К3. Позиция автора сформулирована верно. ( 1 из 1 )
К4. Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора и обосновал его. ( 1 из 1 ).
Речевое оформление
К5. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Логических ошибок не обнаружено. ( 2 из 2 ).
К6. Работа экзаменуемого характеризуется отсутствием точности выражения мысли и однообразием грамматического строя речи ( 0 из 2 ).
Комментарий: балл снижается из-за отсутствия максимального балла в К10.
Грамотность
К7. Соблюдение орфографических норм ( 3 из 3 ).
К8. Соблюдение пунктуационных норм ( 3 из 3 )
К9. Соблюдение грамматических норм ( 1 из 2 ).
К10. Соблюдение речевых норм ( 0 из 2 )
К11. Соблюдение этических норм ( 1 из 1 ).
К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале ( 1 из 1 ).
Заключение
Экзаменуемый правильно определяет проблему, приводит примеры к ней. Однако допускает несколько ошибок в речи и правописании. Смысловая связь между примерами выявлена неверно.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Вариант 28
Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость.
Мудрости полагалось бы стать школьным предметом, ей надо учить.
В чем заключается мудрость? Над этим вопросом предлагает нам задуматься Б.М. Бим-Бад.
Анализируя проблему, автор приводит в пример ситуацию со своим знакомым-директором школы, который кичился тем, что в его учебном заведении дети без подготовки пишут сочинения на сложные, философские темы. Пишут без погружения в тему, без подробного её изучения, без аргументов – просто высказывают свое мнение. Профессор делает акцент на том, что подобное высказывание мыслей нельзя назвать мудростью – в таком мнении отсутствует интеллектуальная честность, отсутствует доля сомнения, отсутствует опора на сторонние мнения, а также аллюзии к творчеству известных мыслителей. Автор обращает наше внимание на то, что мудрость это не пустое высказывание мнения, это не знания, пусть даже и глубокие, в понятии «мудрость» нет места самонадеянности и самоуверенности.
Б.М. Бим-Бад считает, что мудрость заключается прежде всего в осторожности суждений, в умении при обосновании своего мнения опираться на знания, принимая к сведению множество факторов.
Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что мудрым можно назвать человека, который способен осознать свои ошибки, способен сомневаться в том, что он говорит. Мудрость воплощает в себе и знания, и умение высказывать своё мнение – но знания должны быть разносторонними, глубокими, связанными друг с другом цепью логики, а мнение должно опираться на опыт других людей, на множество факторов, на собственную интуицию и «отвращение к самообману».
Всем нам известны слова Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Это высказывание смело можно причислить к жизненным кредо всех мудрых людей, каким, конечно же, являлся и сам Сократ. В хрониках жизни этого философа написано о том, что он, несмотря на большое количество знаний, на собственное мнение, которое оставило отпечаток в истории, всю свою жизнь потратил на поиск истины. И даже в произведении Э. Радзинского «Беседы с Сократом» автор подчеркивает, что древнегреческий философ был подлинным мудрецом, т.к. он никогда не считал своё мнение истиной, т.к. он всегда подвергал сомнению собственные высказывания и знания.
Мудрым можно назвать и героя романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Платон Каратаев был воплощением народной мудрости: с помощью него Пьер смог обрести новый взгляд на привычные ему вещи, уверенность, внутреннюю свободу, смог приобщиться к народному началу. Мудрость Платона Каратаева воплощена в его мягких, спокойных, размеренных движениях, не сходящей с лица улыбке, ласку и простоту в словах – и это в период войны. Герой буквально разговаривает пословицами, тем самым делая аллюзию к опыту своего народа, в его мировоззрении присутствует христианское милосердие, сострадание и любовь к людям, а также идея жизни по совести и справедливости. Платон Каратаев мудр потому, что не привязан к обыденным вещам и мыслям – он любит все и всех, готов принимать мысли и чувства любого человека и проецировать их на себя. Однако в итоге, исходя из опыта Пьера, все, кто когда-либо встречался с этим народным мудрецом, перенимали именно его философию жизни.