высшая степень чего либо цвет цветущая пора

Высшая степень чего либо цвет цветущая пора

Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.

Преодолевая пристрастие символистов к «сверхреальному», многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.

Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели детально разработанной философско-эстетической программы. Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл.

Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трехмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью. То есть «преодоление» символизма происходило не столько в сфере общих идей, сколько в области поэтической стилистики. В этом смысле акмеизм был столь же концептуален, как и символизм, и в этом отношении они, несомненно, находятся в преемственной связи.

Отличительной чертой акмеистского круга поэтов являлась их «организационная сплоченность». По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба. У символистов ничего подобного не было: попытки Брюсова воссоединить собратьев оказались тщетными. То же наблюдалось у футуристов — несмотря на обилие коллективных манифестов, которые они выпустили. Акмеисты, или — как их еще называли — «гиперборейцы» (по названию печатного рупора акмеизма, журнала и издательства «Гиперборей»), сразу выступили единой группой. Своему союзу они дали знаменательное наименование «Цех поэтов». А начало новому течению (что в дальнейшем стало едва ли не «обязательным условием» возникновения в России новых поэтических групп) положил скандал.

Осенью 1911 года в поэтическом салоне Вячеслава Иванова, знаменитой «Башне», где собиралось поэтическое общество и проходило чтение и обсуждение стихов, вспыхнул «бунт». Несколько талантливых молодых поэтов демонстративно ушли с очередного заседания «Академии стиха», возмущенные уничижительной критикой в свой адрес «мэтров» символизма. Надежда Мандельштам так описывает этот случай: «„Блудный сын“ Гумилева был прочитан в „Академии стиха“, где княжил Вячеслав Иванов, окруженный почтительными учениками. Он подверг „Блудного сына“ настоящему разгрому. Выступление было настолько грубое и резкое, что друзья Гумилева покинули „Академию“ и организовали „Цех Поэтов“ — в противовес ей».

А через год, осенью 1912 года шестеро основных членов «Цеха» решили не только формально, но и идейно отделиться от символистов. Они организовали новое содружество, назвав себя «акмеистами», т. е. вершиной. При этом «Цех поэтов» как организационная структура сохранился — акмеисты остались в нем на правах внутреннего поэтического объединения.

Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в журнале «Аполлон» (1913, № 1), издававшемся под редакцией С. Маковского. В первой из них говорилось: «На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme — высшая степень чего-либо, цветущая пора) или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом».

С. Городецкий считал, что «символизм… заполнив мир „соответствиями“, обратил его в фантом, важный лишь постольку, поскольку он… просвечивает иными мирами, и умалил его высокую самоценность. У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще».

В 1913 г. была написана и статья Мандельштама «Утро акмеизма», увидевшая свет лишь шесть лет спустя. Отсрочка в публикации не была случайной: акмеистические воззрения Мандельштама существенно расходились с декларациями Гумилева и Городецкого и не попали на страницы «Аполлона».

Однако, как отмечает Т. Скрябина, «впервые идея нового направления была высказана на страницах „Аполлона“ значительно раньше: в 1910 г. М. Кузмин выступил в журнале со статьей „О прекрасной ясности“, предвосхитившей появление деклараций акмеизма. К моменту написания статьи Кузмин был уже зрелым человеком, имел за плечами опыт сотрудничества в символистской периодике. Потусторонним и туманным откровениям символистов, „непонятному и темному в искусстве“ Кузмин противопоставил „прекрасную ясность“, „кларизм“ (от греч. clarus — ясность). Художник, по Кузмину, должен нести в мир ясность, не замутнять, а прояснять смысл вещей, искать гармонии с окружающим. Философско-религиозные искания символистов не увлекали Кузмина: дело художника — сосредоточиться на эстетической стороне творчества, художественном мастерстве. „Темный в последней глубине символ“ уступает место ясным структурам и любованию „прелестными мелочами“». Идеи Кузмина не могли не повлиять на акмеистов: «прекрасная ясность» оказалась востребованной большинством участников «Цеха поэтов».

Другим «предвестником» акмеизма можно считать Ин. Анненского, который, формально являясь символистом, фактически лишь в ранний период своего творчества отдал ему дань. В дальнейшем Анненский пошел по другому пути: идеи позднего символизма практически не отразились на его поэзии. Зато простота и ясность его стихов была хорошо усвоена акмеистами.

Спустя три года после публикации статьи Кузмина в «Аполлоне» появились манифесты Гумилева и Городецкого — с этого момента принято вести отсчет существованию акмеизма как оформившегося литературного течения.

Акмеизм насчитывает шестерых наиболее активных участников течения: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут. На роль «седьмого акмеиста» претендовал Г. Иванов, но подобная точка зрения была опротестована А. Ахматовой, которая заявляла, что «акмеистов было шесть, и седьмого никогда не было». С ней был солидарен О. Мандельштам, считавший, впрочем, что и шесть — перебор: «Акмеистов только шесть, а среди них оказался один лишний…» Мандельштам объяснил, что Городецкого «привлек» Гумилев, не решаясь выступать против могущественных тогда символистов с одними «желторотыми». «Городецкий же был [к тому времени] известным поэтом…». В разное время в работе «Цеха поэтов» принимали участие: Г. Адамович, Н. Бруни, Нас. Гиппиус, Вл. Гиппиус, Г. Иванов, Н. Клюев, М. Кузмин, Е. Кузьмина-Караваева, М. Лозинский, В. Хлебников и др. На заседаниях «Цеха», в отличие от собраний символистов, решались конкретные вопросы: «Цех» являлся школой овладения поэтическим мастерством, профессиональным объединением.

Акмеизм как литературное направление объединил исключительно одаренных поэтов — Гумилева, Ахматову, Мандельштама, становление творческих индивидуальностей которых проходило в атмосфере «Цеха поэтов». История акмеизма может быть рассмотрена как своеобразный диалог между этими тремя выдающимися его представителями. Вместе с тем от «чистого» акмеизма вышеназванных поэтов существенно отличался адамизм Городецкого, Зенкевича и Нарбута, которые составили натуралистическое крыло течения. Отличие адамистов от триады Гумилев — Ахматова — Мандельштам неоднократно отмечалось в критике.

Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол. «Цех поэтов» был закрыт. Акмеисты успели издать десять номеров своего журнала «Гиперборей» (редактор М. Лозинский), а также несколько альманахов.

«Символизм угасал» — в этом Гумилев не ошибся, но сформировать течение столь же мощное, как русский символизм, ему не удалось. Акмеизм не сумел закрепиться в роли ведущего поэтического направления. Причиной столь быстрого его угасания называют, в том числе, «идеологическую неприспособленность направления к условиям круто изменившейся действительности». В. Брюсов отмечал, что «для акмеистов характерен разрыв практики и теории», причем «практика их была чисто символистской». Именно в этом он видел кризис акмеизма. Впрочем, высказывания Брюсова об акмеизме всегда были резкими; сперва он заявил, что «…акмеизм — выдумка, прихоть, столичная причуда» и предвещал: «…всего вероятнее, через год или два не останется никакого акмеизма. Исчезнет самое имя его», а в 1922 г. в одной из своих статей он вообще отказывает ему в праве именоваться направлением, школой, полагая, что ничего серьезного и самобытного в акмеизме нет и что он находится «вне основного русла литературы».

Однако попытки возобновить деятельность объединения впоследствии предпринимались не раз. Второй «Цех поэтов, основанный летом 1916 г., возглавил Г. Иванов вместе с Г. Адамовичем. Но и он просуществовал недолго. В 1920 г. появился третий «Цех поэтов», который был последней попыткой Гумилева организационно сохранить акмеистическую линию. Под его крылом объединились поэты, причисляющие себя к школе акмеизма: С. Нельдихен, Н. Оцуп, Н. Чуковский, И. Одоевцева, Н. Берберова, Вс. Рождественский, Н. Олейников, Л. Липавский, К. Ватинов, В. Познер и другие. Третий «Цех поэтов» просуществовал в Петрограде около трех лет (параллельно со студией «Звучащая раковина») — вплоть до трагической гибели Н. Гумилева.

Творческие судьбы поэтов, так или иначе связанных с акмеизмом, сложились по-разному: Н. Клюев впоследствии заявил о своей непричастности к деятельности содружества; Г. Иванов и Г. Адамович продолжили и развили многие принципы акмеизма в эмиграции; на В. Хлебникова акмеизм не оказал сколько-нибудь заметного влияния. В советское время поэтической манере акмеистов (преимущественно Н. Гумилева) подражали Н. Тихонов, Э. Багрицкий, И. Сельвинский, М. Светлов.

В сравнении с другими поэтическими направлениями русского Серебряного века акмеизм по многим признакам видится явлением маргинальным. В других европейских литературах аналогов ему нет (чего нельзя сказать, к примеру, о символизме и футуризме); тем удивительнее кажутся слова Блока, литературного оппонента Гумилева, заявившего, что акмеизм явился всего лишь «привозной заграничной штучкой». Ведь именно акмеизм оказался чрезвычайно плодотворным для русской литературы. Ахматовой и Мандельштаму удалось оставить после себя «вечные слова». Гумилев предстает в своих стихах одной из ярчайших личностей жестокого времени революций и мировых войн. И сегодня, почти столетие спустя, интерес к акмеизму сохранился в основном потому, что с ним связано творчество этих выдающихся поэтов, оказавших значительное влияние на судьбу русской поэзии XX века.

Основные принципы акмеизма:

— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

— стремление придать слову определенное, точное значение;

— предметность и четкость образов, отточенность деталей;

— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;

— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Источник

Акмеизм

Предшественники и ориентиры

Акмеизм — полностью русское течение, поэты этого направления оказали большое влияние на всю поэзию 20 века. Посмотрим, что это и с чего начиналось.

Мы начинаем наш разговор об акмеизме. Давайте узнаем, что это такое, когда сложилось направление и перечислим главные имена.

🔷 Акмеизм — литературное направление, сложившееся в России в 1910-е годы. Это одно из ведущих направлений постсимволизма — так называют авангардные и модернистские течения русской литературы первой половины 20 века. Все они самоопределялись в диалоге с символизмом как первым и наиболее влиятельным движением культуры Серебряного века.

➡️ Акмеизм начался с поиска альтернатив эстетике и мировоззрению символистов. Первая аналитическая работа об акмеистах — статья Виктора Жирмунского 1916 года «Преодолевшие символизм». Но, в отличие от футуристов, акмеисты не провоцировали конфликт между направлениями, а предполагали преемственность.

🇷🇺 Акмеизм — не интернациональное движение, как символизм, а исключительно русское. В то же время для акмеистов большое значение имела связь с западноевропейской культурой: многие поэты-акмеисты активно занимались художественным переводом.

🗣 Название направления — условное и неоднозначное. Вот как его объяснил Николай Гумилев в статье «Наследие символизма и акмеизм»: «На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme — высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора), или адамизм (мужественно-твердый и ясный взгляд на жизнь), — во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме». Как мы видим, даже для лидера движения термин был не очень принципиален. Второе название акмеизма, «адамизм», употреблялось реже и постепенно почти забылось.

📜 Программа акмеизма родилась в результате работы «Цеха поэтов». С октября 1911 года группа молодых поэтов собиралась для чтения и обсуждения стихов. Организаторами и идеологами «Цеха» были Николай Гумилев и Сергей Городецкий — они же в 1912 году решили заявить о появлении акмеизма. Однако теоретические основания акмеизма более размыты, чем символистские. У каждого из акмеистов своя творческая система. Поэтому точный состав направления до сих пор является предметом споров.

🔘 Ведущий исследователь акмеизма Олег Лекманов описывает акмеизм как систему трех концентрических кругов.

🔵 Самый широкий круг — все многочисленные участники «Цеха поэтов».

👥 Второй круг — шесть поэтов, которые были бесспорными лидерами направления:

Николай Гумилев
Анна Ахматова
Осип Мандельштам
Владимир Нарбут
Михаил Зенкевич
Сергей Городецкий

⭐️ Третий, самый узкий круг — только Гумилев, Ахматова и Мандельштам: их объединяет не только принадлежность к реальной группе, но и особые свойства художественного языка. В центре системы стоит Гумилев — инициатор и организатор всего движения.

➡️ Акмеисты в своих манифестах призывали отказаться от символистской неопределенности. Конкретное вместо абстрактного, земное и чувственное вместо туманов и ностальгии, ясность вместо загадок. Но их поэтическая практика намного сложнее этих принципов. Поэтами земного и вещественного можно уверенно называть Нарбута, Зенкевича и отчасти Городецкого. Тексты Гумилева, а особенно Мандельштама и Ахматовой, объединяет «семантическая поэтика» — этот термин ввели ученые-структуралисты в 1974 году.

➖ историзм: темы времени и памяти, включенности в историю (символизм, наоборот, обращен к вечному);
➖ «тоска по мировой культуре»: человек всегда находится в поле культуры, поэт — проводник культурной памяти, поэтому в акмеистских текстах так много цитат и аллюзий;
➖ самоценность языка: у символистов слово — знак, который намекает на невыразимое, у акмеистов слово важно само по себе (и лексикон поэтов-акмеистов более разнообразный и неожиданный);
➖ «прозаизация» поэзии, использование в поэтическом языке конкретных деталей, сюжетов, характерных для реалистической прозы.

Давайте узнаем, с чего начался акмеизм, кто приходил на первые собрания акмеистов и где они печатались.

🖋 Первый «Цех поэтов» — антитеза «Башне» Вячеслава Иванова. «Цехом» объединение назвали по аналогии с европейскими средневековыми цехами ремесленников. Мистическим таинствам символистов противопоставили идею поэзии как труда. Цех — не просто метафора: группа работала по строго определенными правилам, очень необычным для поэтических чтений.

👥 В первое время (1911 и начало 1912 года) на собрания приходили самые разные поэты. Кроме будущих акмеистов, участвовали Николай Клюев, Алексей Толстой, Михаил Кузмин и даже Александр Блок.

🎓 Управляли Цехом трое «синдиков» — Городецкий, Гумилев и Дмитрий Кузьмин-Караваев (юрист и муж поэтессы Елизаветы Кузьминой-Караваевой). Не реже раза в месяц Цех собирался дома у одного из участников — в квартирах Городецкого или Кузьминых-Караваевых в Петербурге, иногда у Гумилева в Царском селе. Собрания велись по жесткому регламенту, участники должны были подчиняться строгой иерархии. Анна Ахматова, в это время жена Гумилева, играла роль секретаря.

🗣 Георгий Иванов, один из младших участников Цеха, так запомнил процедуру:

«Официально Гумилев и Городецкий были равноправными хозяевами «Цеха» — синдиками. Они председательствовали поочередно и оба имели высокое преимущество сидеть в глубоких креслах во время заседания. Остальным — в том числе и Кузмину, и Блоку — полагались простые венские стулья.
Обычно Городецкий во всем поддерживал Гумилева, но изредка, вероятно для формы, вступал с ним в спор. Гумилев говорил: «Прекрасно». Городецкий возражал: «Позорно».
Разумеется, Гумилев неизменно торжествовал. Вообще он очень любил спорить, но почти никогда не оказывался побежденным. С собеседниками, столь робкими, как его тогдашние ученики, это было нетрудно. Но и с серьезным противником он почти всегда находил средство сказать последнее слово, даже если был явно неправ.
Отношения между синдиками и членами «Цеха» были вроде отношений молодых офицеров с командиром полка. «В строю», то есть во время заседания, дисциплина была строжайшая. Естественно, что «мэтры» и считавшие себя таковыми вскоре пообижались по разным поводам и «Цех» посещать перестали. Осталась зеленая молодежь. Наиболее «верные» впоследствии образовали группу акмеистов».

📌 Официальная дата рождения акмеизма — 19 декабря 1912 года. В «Бродячей собаке», петербургском литературно-артистическом кабаре, Сергей Городецкий прочитал доклад «Символизм и акмеизм».

📓 В 1913 году трибуной акмеистов стал литературно-художественный журнал «Аполлон», соперник символистских «Весов». В нем были напечатаны две программных статьи — «Некоторые течения в современной русской поэзии» Сергея Городецкого и «Наследие символизма и акмеизм» Николая Гумилева». Свой манифест «Утро акмеизма» предложил и юный Осип Мандельштам, но его статью отвергли, она выйдет только в 1919 году.

📔 Еще один акмеистский журнал — «Гиперборей», задуманный специально как издание «Цеха поэтов». Его редактором был поэт и переводчик Михаил Лозинский. (Гипербореи в древнегреческой мифологии — счастливый народ поэтов и художников, жрецов Аполлона.) Авторы «Гиперборея» — «широкий» состав акмеистов. Кроме главной шестерки, это Лозинский, Мария Моравская, Георгий Иванов, Ирина Одоевцева, Василий Гиппиус, Владимир Шилейко. Рядом, но не вместе с акмеистами — Михаил Кузмин и Владислав Ходасевич.

высшая степень чего либо цвет цветущая пора. Смотреть фото высшая степень чего либо цвет цветущая пора. Смотреть картинку высшая степень чего либо цвет цветущая пора. Картинка про высшая степень чего либо цвет цветущая пора. Фото высшая степень чего либо цвет цветущая пора высшая степень чего либо цвет цветущая пора. Смотреть фото высшая степень чего либо цвет цветущая пора. Смотреть картинку высшая степень чего либо цвет цветущая пора. Картинка про высшая степень чего либо цвет цветущая пора. Фото высшая степень чего либо цвет цветущая пора

У акмеизма нет прямых «двойников» и общих кумиров, но есть литературные ориентиры, близкие им по эстетике соперники символизма.

Назовем самые важные 👇

1️⃣ Французские поэты-«парнасцы». Альманахи «Современный Парнас», выходившие с 1866 по 1876, объединили поэтов, противопоставивших себя романтикам.

⭐️ Мэтром парнасской школы был Теофиль Готье.

👥 Ведущие авторы — Шарль Леконт де Лиль, Жозе-Мария де Эредиа, Теодор де Банвиль.

➡️ Парнасская эстетика ориентирована на внимание к предметному, вещественному миру, ярким и конкретным образам, отказу от метафизики. Для нее также характерны отсылки к визуальным и пластическим искусствам, сравнения поэзии с живописью и скульптурой (а для символистов и романтиков высшее искусство — музыка).

✍️ Поэт в представлении парнасцев — не вдохновенный мечтатель, а мастер. Поэзия в их представлении также должна отказаться от идеологии и философствования и стремиться к бесстрастной объективности.

📝 Гумилев перевел программный для парнасцев сборник стихов Теофиля Готье «Эмали и камеи». Стихотворение Готье «Искусство» очень близко к тому, как Гумилев описывает идею акмеизма в своих статьях. Поэт должен отказаться от субъективного лирического голоса и уверенно, как скульптор, отчеканить красоту в слове:

«И сами боги тленны,
Но стих не кончит петь,
Надменный,
Властительней, чем медь.
Чеканить, гнуть, бороться, —
И зыбкий сон мечты
Вольется
В бессмертные черты».

2️⃣ У акмеизма есть общие черты и с неоромантизмом. Неоромантиками называют авторов рубежа 19 и 20 веков, которых привлекали образы мощи, власти, радости, сильные герои, сюжеты завоеваний и экстремальных путешествий. Редьярд Киплинг, Джозеф Конрад, Джек Лондон, Эдмон Ростан — это тоже литературная линия, альтернативная символистам, хотя и не оформившаяся в единую группу.

3️⃣ Еще одна очень важная фигура для создателей «Цеха поэтов» — Иннокентий Анненский. Поэт, исторически близкий к символистам, но ни на кого не похожий, Анненский едва ли не единственный из старшего поколения, кто вызывал трепетное уважение у акмеистов и особенно у Ахматовой.

🖋 В поэзии Анненского для акмеистов ценен точный и строгий стиль. Анненский как автор переводов, комментариев и статей, специалист по античной литературе был также образцом поэта-филолога в противовес поэтам-философам и мистикам, которые доминировали в символизме.

Что почитать об истории и теории акмеизма:

🔸 Акмеизм в критике. 1913–1917. СПб., 2014
🔹 Лекманов О. А. Книга об акмеизме и другие работы.Томск, 2000
🔸 Лекманов О. А. Русская поэзия в 1913 году. М., 2014
🔹 Мандельштамовская энциклопедия. М., 2017
🔸 Рубинс М. Пластическая радость красоты. Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. СПб., 2003
🔹 Тименчик Р. Д. Подземные классики: Иннокентий Анненский. Николай Гумилев. М., Иерусалим, 2017
🔸 Фетисова Е.Э. Неоакмеизм как система программных и латентных течений ХХ века. М., 2016
🔹 Червинская О.В. Акмеизм в контексте Серебряного века и традиции. Черновцы, 1998

📖 Давайте прочитаем стихотворение Георгия Иванова «Мы из каменных глыб создаем города».

Что показалось вам особенным в этом стихотворении?

Источник

Материалы для проведения проверочной работы по поэзии серебряного века

Тест «Поэзия Серебряного века»

Вариант 1

Часть I

1. Укажите временные границы «серебряного века» русской поэзии.

1) начало 20 века 2) конец 19 – начало 20 века

3) начало-середина 20 века 4) конец 19 века

2. Название какого поэтического течения переводится как «будущее»?

1) акмеизм 2) футуризм 3) новокрестьянская поэзия 4) символизм

3. Основоположником какого течения стал Н. Гумилев?

1) акмеизм 2) футуризм 3) новокрестьянская поэзия 4) символизм

4. О каком поэтическом течении «серебряного века» идет речь?

«Направление в литературе и искусстве, проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлеченных формах». (Словарь С. Ожегова)

6. Кто из поэтов является представителем футуризма?

1) В. Маяковский 2) А. Блок 3) М. Цветаева 4) А. Ахматова

1) символистов 2) акмеистов 3) новокрестьянских поэтов 4) футуристов

8. Кого из поэтов называют «последним поэтом деревни»?

1) С. Есенина 2) В. Иванова 3) К. Бальмонта 4) И. СеверянинаКонец формы

9. Творчество какого поэта Серебряного века (из перечисленных ниже) не было связано с футуризмом?

1) В. Маяковского 2) Б. Пастернака 3) В. Хлебникова 4) Н. Гумилева

10. Кто из перечисленных поэтов Серебряного века не принадлежал к какому-либо поэтическому течению?

1) В. Брюсов 2) К. Бальмонт 3) М. Цветаева 4) Н. Гумилев

11. Что такое символ?

1) поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления

2) слово или оборот в иносказательном значении

3) художественный прием, основанный на преувеличении

4) художественный прием, основанный на противопоставлении

1) к акмеизму 2) к футуризму 3) к символизму 4) новокрестьянская поэзия

13. Соотнесите приведенный ниже стихотворный отрывок с названием модернистского течения, в стиле которого оно написано:

Боэбоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови

Гзи-гзи-гзи пелась цепь.

1) Новокрестьяская поэзия 2) Акмеизм 3) Футуризм 4) символизм

15.Какое из произведений не принадлежит Блоку?

а) «Анна Снегина»; б) «Незнакомка»;

в) «На поле Куликовом»; г)«Вхожу я в тёмные храмы.».

16.Назовите художественный приём, использованный в стихотворении С.А. Есенина: «Дымом половодье зализало ил, / Желтые поводья месяц уронил.».

18.Определите средство художественной выразительности, используемое в стихотворении С. Есенина: «Все мы, все мы в этом мире тленны, / Тихо льётся с клёнов листьев медь.».

19.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Блока: «О Русь моя! Жена моя! До боли / На ясен долгий путь!».

20.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А.А. Ахматовой: «Заплаканная осень, как вдова / В одеждах чёрных, все сердца туманит.»

21. «Стоит передо мной моя тема Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь». О какой теме писал А. Блок?

а) тема революции; б) тема любви; в) тема прошлого; г) тема России.

22.Определите по характерным чертам литературное течение Серебряного века: «авангардистское течение в европейском и русском искусс­тве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слия­ния его с ускоренным жизненным процессом».

23.Укажите соответствия (цифра – буква), с каким из направлений соотносится творчество каждого из нижеприведённых поэтов:

1. В. Маяковский а) символизм

2. С. Есенин б) акмеизм

3. А. Ахматова в) футуризм

4. В. Брюсов г) новокрестьянская поэзия

24.Манифестом какого литературного течения модернизма была «Пощёчина общественному вкусу»?

а) символизма; б) акмеизма; в) футуризма; б) имажинизма.

25. Кто является автором поэтического сборника «Вечер»?

1) М. Цветаева 2) З. Гиппиус 3) А. Ахматова 4) Н. Гумилёв

26.Какая тематика раскрывается в стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу.»?

а) любовная; б) философская; в) тема поэта и поэзии; г) тема родины.

27. Кто из поэтов не является представителем акмеизма?

1) В. Брюсов 2) Н. Гумилев 3) А. Ахматова 4) О. Мандельштам

Часть II

Прочитайте и проанализируйте стихотворение В. Маяковского «А вы могли бы?»

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

на флейте водосточных труб?

Тест «Поэзия Серебряного века»

Вариант 2

Часть I

1. Как называется период русской литературы, предшествующий «серебряному веку»?

1) золотой век 2) бронзовый век 3) медный век 4) нет правильного ответа

2. Название какого поэтического течения переводится как «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора».

1) акмеизм 2) футуризм 3) новокрестьянская поэзия 4) символизм

3. Какое поэтическое течение было первым в литературе «серебряного века»?

1) акмеизм 2) футуризм 3) новокрестьянская поэзия 4) символизм

4. Определите, о каком поэтическом течении «серебряного века» говорится в определении.

«…провозгласил освобождение поэзии от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова». (Большая Советская Энциклопедия)

5. Определите, о каком поэтическом течении «серебряного века» говорится в определении.

«Направление, отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, который должен был бы разрушить все традиции и приёмы старого искусства». (Словарь С. Ожегова)

6. Кто из поэтов является представителем новокрестьянской поэзии?

1) В. Маяковский 2) А. Ахматова 3) С. Есенин 4) Н.Гумилев

1) акмеистов 2) имажинистов 3) футуристов 4) символистов

8.Кто из перечисленных русских поэтов не принадлежал к Серебряному веку русской поэзии?

1) Н. Гумилев 2) В. Маяковский 3) Ф. Тютчев 4) А. Блок

9. Кто из перечисленных поэтов выступил с программой нового поэтического течения, названного акмеизмом?

1) В. Брюсов 2) К. Бальмонт 3) И. Анненский 4) Н. Гумилев

10.Как назывался манифест футуристов?

1) «Дохлая луна» 2) «О прекрасной ясности»

3) «Пощечина общественному вкусу» 4) «Долой Пушкина с корабля современности»

3) образ героя, чьи переживания, мысли и чувства отражены в стихотворении

4) образ героя, наиболее симпатичного рассказчику

1) Футуризм 2) Акмеизм 3) Имажинизм 4) символизм

13. Какое модернистское течение В. Брюсов называл «поэзией намеков»?

1) акмеизм 2) футуризм 3) новокрестьянская поэзия 4) символизм

14.Определите по характерным чертам литературное течение Серебряного века: «литературно-художественное течение, ставившее целью искусства подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, характеризующееся музыкальностью, возвышенностью тематики, многозначностью образов, мистической настроенностью».

15.Какой теме посвящён микроцикл «На поле Куликовом»?

а) теме революции; б) любовной теме; в) теме родины; г) теме одиночества.

16.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении В. Маяковского: «В сто сорок солнц закат пылал, / в июль катилось лето.»

17.Определите средство художественной выразительности, используемое в поэме А. Блока «Двенадцать»: «Чёрный вечер. / Белый снег. / Ветер, ветер! / На ногах не стоит человек».

18.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Ахматовой: «Из ребра твоего сотворённая, / Как могу я тебя не любить?».

19.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении С. Есенина: «Не жаль мне лет, растраченных напрасно, / Не жаль души сиреневуюцветь.»

20.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Блока: «А Непрядва убралась туманом, / Что княжна фатой».

21.Какую тему можно считать ведущей в поэтическом творчестве С.А. Есенина

а) тема любви, б) тема одиночества; в) тема революции, г) тема родины.

22.Определите по характерным чертам литературное течение Серебряного века: «модернистское течение, провозглашавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла, повышенное внимание к художественной детали».

23.Укажите соответствия (цифра – буква), с каким из направлений соотносится творчество каждого из нижеприведённых поэтов.

1. А. Блок а) символизм

2. Н. Гумилев б) новокрестьянская поэзия

3. Д.Бурлюк в) футуризм

4. С. Есенин г)акмеизм

24.Какое из модернистских течений имело второе название «адамизм»?

а) символизм; б) акмеизм; в) футуризм; г) новокрестьянская поэзия.

25. Соотнесите отрывок из литературного манифеста с литературным направлением: «Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание».

1) Акмеизм 2) Символизм 3) Футуризм 4) Новокрестьянская поэзия

26.Кто стоял во главе «Цеха поэтов»?

а) А. Ахматова; б) О. Мандельштам; в) Н. Гумилёв; г) М. Кузмин.

27. Кто является автором сборника «На поле Куликовом»

1. А.Блок 2. Н. Гумилев 3. С. Есенин 4. В. Маяковский

Часть II

Прочитайте и проанализируйте стихотворение А. Блока

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *