высоцкий спасибо что живой как гримировали безрукова
Гример фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» раскрыл тайны Сергея Безрукова
В прошлом году на экраны вышел фильм Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой». Картина произвела эффект разорвавшейся бомбы
В прошлом году на экраны вышел фильм Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой». Картина произвела эффект разорвавшейся бомбы. Трудно вспомнить, о каком еще отечественном фильме за последнее время так жарко спорила страна. Главный вопрос, который мучил всех: кто сыграл Высоцкого? Теперь уже известно, что это был Сергей Безруков. Однако художник Петр Горшенин, готовивший актера в кадр, до сих пор согласно контракту не имеет права называть его имени. Но секретами грима своего героя Горшенин поделился с «Желтой газетой».
– Самым сложным в этом процессе была подготовительная работа, – рассказывает Петр Горшенин. – Она длилась полгода. За это время мы сделали девять проб!
рим состоял из нескольких частей. Это была не единая маска. Я лепил скульптурный образ Высоцкого по фотографиям, которые предоставил нам Никита Высоцкий. Их было более пятисот. По ним мы изучили черты Владимира Семеновича и характерные мимические выражения. В ряде мест скульптура была не толще 1 миллиметра.
Позднее по скульптуре изготавливалась мастер-форма, в которой отливался грим образа Владимира Высоцкого. Он состоял из лобной, носовой, подбородочной и щечных деталей.
Надо заметить, что образ Высоцкого – это не только пластический грим, это еще и парик, бакенбарды, брови. У нас на каждый съемочный день был новый комплект бровей. Но самый трудоемкий элемент – щетина. Сначала наносился пластический грим, а затем все эти волоски утапливались в силикон. Отмечу, что за исключением парика все элементы приходилось использовать каждый раз новые. Ведь после того как актера разгримировывали, пластические детали утилизировали.
Когда сделали первый дубль, стало понятно, что грим, воссоздающий Высоцкого со 100% достоверностью, на лице актера был неорганичен. Произошел диссонанс, вылепленная точная копия Высоцкого не совсем подходила актеру, в некоторых ключевых точках, например посадка глаз, овал лица, форма черепа… Основная причина несоответствия заключалась в том, что актера подбирали по внутреннему актерскому потенциалу, а не по внешней схожести лица.
– Говорят, что в роли Высоцкого по очереди побывали несколько актеров. Теперь уже известно, что Владимира Семеновича сыграл Сергей Безруков…
– Мне до сих пор согласно контракту нельзя называть имени актера. Могу сказать, что гримировал я одного человека. Он дисциплинированный профессионал. Никогда не капризничал. Мы начинали работать над образом в три часа ночи, чтобы к восьми утра актер мог выйти в кадр. По международным стандартам это очень быстро. Голливудские мастера по восемь часов делают какой-нибудь шрам на лице главного героя.
Все операции по нанесению грима были отработаны поминутно, работа эта требует полной концентрации и предельной точности: одно неверное движение – и деталь можно приклеить с искажениями, потому что она сразу прихватывается на специальный клей. И тогда придется все переделывать. На такой случай мы всегда держали запасной комплект. Слава Богу, он ни разу не понадобился.
Нанося грим, мы чувствовали себя пластическими хирургами. Актер гримировался, лежа на специальной технологической кушетке – такая полузубоврачебная-полумассажная. Наше отличие от пластических хирургов было в том, что в конце дня мы лицо актера возвращали в исходное состояние.
– Сколько времени снимали грим?
– Сначала снимали по полтора часа, потом справлялись и за 45 минут. У меня были ассистенты. Такой сложный пластический грим трудно делать одному. Нас работало минимум трое, максимум четверо человек.
– Подобная работа была у вас на других проектах?
– По объему работы, по кропотливости и точности не то что у меня, в мировой практике ничего подобного не было.
Реальные исторические персонажи в американских картинах – это тоже ведь в основном стилизация. У нас же стояла совершенно эксклюзивная задача – главный герой постоянно был в кадре.
– У вашей студии знатная фильмография. Это и «Дневной Дозор», и «Азирис Нуна», «Морфий», «Тарас Бульба», «12», «Особо опасен», «Фауст». Какой из проектов был для вас наиболее сложным по объему и задачам?
– Все фильмы – как дети, поэтому сложно выделить особенный. Можно попробовать сравнить по физической трудоемкости и кропотливости подготовительной работы. К таким фильмам я бы отнес «Утомленные солнцем 2» и еще не вышедший «Вий», в котором много фантастических персонажей. Также следует выделить «Особо опасен» и «Дозоры» Бекмамбетова.
– Какие направления грима наиболее востребованы российским кино?
– Сейчас снимается много военных фильмов, поэтому в основном приходится создавать неприятные глазу вещи – тела, оторванные конечности, рваные раны и т.д. Но бывают и другие заказы, когда появляется возможность работать над характерами. Например, для картины «12», помимо муляжей для военных эпизодов, мы подготовили грим для всех актеров, сидевших за столом…
Кстати
Во время съемок картины «Высоцкий. Спасибо, что живой» костюмерному цеху тоже пришлось попотеть. Рубашки Владимира Семеновича копировали по фотографиям, долго работали с музеем Высоцкого, где сохранились вещи поэта.
90 процентов костюмов в картине – это подлинные вещи того времени. К счастью для мастеров картины, оно ушло от нас не так далеко. Некоторые вещи – обувь, джинсы классического кроя – покупали. 70-е сейчас в моде, поэтому удалось найти практически аутентичные вещи.
ТЕСТ: Вспомните, из какого фильма Дед Мороз!
ТЕСТ: Угадайте, чьими голосами говорят герои мультфильмов про богатырей!
Актёрские байки: Кваша, Гердт, Дуров и другие
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильм «Женитьба Бальзаминова»?
Журнал
Интересные факты о фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой»
Главной интригой фильма было имя исполнителя главной роли — со всей съёмочной группы была взята подписка о неразглашении, актёр не появлялся на площадке без грима и даже в титрах его имя не указывалось… Когда вышли первые рекламные ролики, зрители начали гадать кто бы это мог быть и чаще всего звучали имена Владимира Вдовиченкова и Алексея Кравченко. После премьеры многие узнали Сергея Безрукова, но сам актёр рассекретился только спустя полгода после премьеры. В фильме он появляется ещё в одной роли — актёра Юры.
Изначально фильм собирался снимать Александр Митта, который знал Владимира Высоцкого и снимал его в исторической мелодраме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». В главной роли режиссёр видел Никиту Высоцкого, но тот отказался, а работать с другим актёром Митта не захотел. Тогда ещё фильм планировали назвать «Чёрный человек» — по названию одного из стихотворений Владимира Высоцкого, но позже названием стала строчка из этого стихотворения:
«И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья
И лишь шептал: „Спасибо, что живой“».
Затем картину возглавил режиссёр и сценарист независимого кино Игорь Волошин — это ему принадлежит идея оживить Высоцкого при помощи компьютерной графики, но вскоре тоже отказался. В результате режиссёрское кресло занял Петр Буслов, известный по фильмам «Бумер» и «Бумер. Фильм второй».
Грим создавали полгода. Изучив фотографии из архива Владимира Высоцкого, художник Пётр Горшенин создал точную копию лица, а затем сделал тонкую маску из воска и пластилина с учетом особенностей мимики. С этой маски он сделал форму, в которую заливался сложный силиконовый состав. В результате получился комплект из пластических деталей — лоб, нос, щеки, подбородок, которые потом наносили на лицо актёра. Ежедневный грим занимал 4 часа, и примерно полтора часа уходило на его снятие. На экране грим дополняла компьютерная графика.
Реквизит собирали, что называется, «с миру по нитке». Белые концертные брюки Высоцкого купили в бутике Gucci.
Красное поло было сшито в количестве 10 штук по лекалам рубашек Prada.
«Мерседес-Бенц» 1974 года выпуска нашли в Германии. Давно снятые с производства «Волги» и «Жигули» нашли в Узбекистане.
Кожаные куртки Высоцкого копировали по фотографиям, а вещи для остальных героев искали по секонд-хендам и «блошиным рынкам».
Костюмы для массовки жители узбекских городов приносили из дома — у многих сохранились аутентичные платки, халаты, обувь, тюбетейки. Многие пришлось покупать прямо на месте, так как массовка была разной и одеваться она должна по-разному. Например, для людей на улицах были нужны национальные костюмы, для тех, кто стоял в очереди в ОВИР требовались городские костюмы, а для массовки в аэропорту надо было одеть «спортсменов», «дембелей», «цыган», «пионеров» и многих других…
У многих героев фильма были реальные прототипы. Личный врач Высоцкого, реаниматолог Анатолий Федотов, выведен под именем Анатолия Нефёдова — его играет Андрей Панин.
Прототипом Севы Кулагина в исполнении Ивана Урганта стали два друга барда — Иван Дыховичный и Всеволод Абдулов.
Павел Леонидов в исполнении однофамильца Максима Леонидова — импресарио Владимир Гольдман.
Татьяна Ивлева, которую сыграла Оксана Акиньшина, — художник по костюмам Оксана Афанасьева, позже ставшая женой Леонида Ярмольника.
В основу фильма легли события, которые случились в июле 1979 года. У Владимира Высоцкого были тяжёлые гастроли в Узбекистане — в день приходилось давать по пять концертов, постоянно переезжать, выступать на жаре. В Бухаре барду стало плохо в гостиничном номере, он потерял сознание и случилась остановка сердца, но постоянно дежурящему при нём врачу Анатолию Федотову удалось реанимировать Высоцкого.
Ташкентский аэропорт снимали в Бресте, узбекский рынок сняли в Самарканде — для этого попросили местных жителей принести предметы быта, а Дом Культуры был самый настоящий. Это был тот самый Дом культуры в Бухаре, где в 1979 году выступал Владимир Высоцкий. В массовке были люди, которые тогда присутствовали на концерте.
После премьеры были очень неоднозначные отзывы — фильм хвалили и ругали и зрители, и кинокритики, и особенно горячо высказывались те, кто был знаком с Владимиром Высоцким лично. Известно, что очень резко о фильме отзывалась Марина Влади… Несмотря на споры, или даже благодаря им, фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» показал один из самых успешных стартов в российском кино — при бюджете в 12 млн. долларов он собрал 11 млн. только за первые выходные. Все затраты на съёмки и рекламу фильма окупились за две недели.
Безрукову сделали челюсть Высоцкого
Голливудские стилисты за четыре часа в день превращают актёра в великого барда
Новый фильм о великом русском барде с рабочим названием «Спасибо, что живой» снимается втайне от общественности. До сего дня вокруг актера, играющего главную роль, сохранялась интрига. В трейлере фильма артист, снимающийся в образе знаменитого поэта и появляющийся в кадре буквально на несколько секунд, похож на ВЫСОЦКОГО как две капли воды – просто мистика какая-то. И в то же время у вроде бы утвержденного на эту роль Сергея БЕЗРУКОВА с Владимиром Семеновичем внешне нет совершенно ничего общего. Ясность внесла молодая узбекская актриса Рано ШАДИЕВА, играющая в фильме роль медсестры, помогающей поэту в трудную минуту.
Я в те годы не жила. Но видела, как тщательно художники картины работают над натурой.
— Наверное, чтобы посторонние не могли узнать. Или чтобы не сфотографировали лишний раз. Условия контрактов очень жесткие: всем находящимся на съемочной площадке категорически запрещено пользоваться любыми видами фотоаппаратов и диктофонов.
Безруков играет гениально. Честно сказать, до встречи с Сергеем представляла его себе мужчиной со слащавым личиком, миленького такого человека. А ведь у Высоцкого было харизматичное мужское нутро.
— Откуда в Безрукове появилось такое точное сходство с Высоцким?
— А кто дублирует Безрукова?
Сергей БЕЗРУКОВ, Никита ВЫСОЦКИЙ
Посмертная маска Высоцкого
Фильмы и Сериалы 12+
«Высоцкий. Спасибо, что живой»: что осталось за кадром фильма
Замысел
Работа над идеей и сценарием фильма шла около пяти лет. Картина рассказывает об одном из самых драматичных периодов жизни артиста: конец 1970-х, на который пришелся пик славы Высоцкого, был одновременно и временем физического и морального истощения музыканта. Сценарий написал сын Владимира Высоцкого Никита. В основу легли реальные события — гастроли в Узбекистане в июле 1979 года, когда у Владимира Высоцкого остановилось сердце.
Эту историю мне рассказал Сева Абдулов сразу после того, как отец умер. И я с ней жил 25 лет. Я не знал, что это будет — киносценарий, художественная книга об отце или спектакль, но она меня очень зацепила. И вот Константин Эрнст предложил мне писать сценарий игрового фильма об отце. К тому времени было снято сотни три документальных фильмов о Высоцком, каких-то передач, телевизионных проектов, выпущены десятки, если не сотни книжек мемуарного характера, тысячи интервью. Это делали примерно одни и те же люди. Они просто ходили по кругу, и к тому времени эта документально-мемуарная шахта была уже полностью выработана, искать там было уже нечего. Очевидно, пришло время сделать первый художественный фильм о Высоцком.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/5/large/7345_large_f40fad47a9.jpg»> Изображение © Дирекция кино, ЗАО, Monumental Pictures
Изначально проект назывался «Мой черный человек» по строкам из стихотворения Высоцкого, но по мере работы менялся сценарий, развивалась история, что привело и к изменению названия фильма. Оно было подсказано строками из того же стихотворения: «…мой хрип порой похожим был на вой, и я немел от боли и бессилья, и лишь шептал: спасибо, что живой».
Я считаю, фильм правдивый. Это не правда документа, но художественная правда, которая, на мой взгляд, иногда нужнее и выше, чем правда факта. Основное, чем я руководствовался, — своими разговорами с близкими отцу людьми сразу после того, как все произошло в 1980 году. Сейчас, когда люди пишут мемуары, они фильтруют то, что рассказывают. Они многого не помнят, многое допридумывают. Они думают, как будут выглядеть в этих мемуарах.
Персонажи
На момент выхода фильма в прокат (2011 год) личность актера, исполнившего главную роль, была главной интригой. Сергей Безруков, сыгравший Высоцкого, не появлялся на мероприятиях для прессы, его имя не упоминалось в информации о фильме, создатели картины намеренно делали из этого секрет. Удалось это благодаря сложному пластическому гриму, визуальным эффектам и искаженному при помощи технических средств голосу актера. Официально Сергей Безруков признался, что именно он сыграл в фильме, лишь год спустя.
Я испытываю огромное уважение к Сергею Безрукову, который все это время оставался безымянным исполнителем. Я считаю, что Сергей Безруков — один из лучших наших актеров, он сверхпрофессиональный человек. Те уникальные задачи, которые были перед ним поставлены, ни один актер из ныне живущих не смог бы выполнить. Это огромный труд и большая актерская работа! Я считаю, что на сегодняшний день, это его главная работа в кино.
Другие персонажи, появившиеся в фильме, скорее собирательные образы, чем конкретные люди. Сева Кулагин, которого сыграл Иван Ургант, это и Всеволод Абдулов, и Иван Дыховчиный, и Борис Хмельницкий. Образ Татьяны Ивлевой, последней возлюбленной Высоцкого, которую сыграла Оксана Акиньшина, тоже далек от конкретного человека.
Наша Татьяна — это образ очень молодой девушки, которая его любит, которую он любит. Мы постарались уйти и от внешнего сходства и от других реальных вещей. Когда я начинал писать сценарий, меня сносило к конкретным людям, которым я поначалу даже старался делать их собственные речевые характеристики. Потом мы решили, что этого делать не надо. Иногда излишняя конкретика, бытовые подробности, привязка к образу конкретного человека тяжелят и даже мешают.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/6/large/7346_large_be038471cf.jpg»> Изображение © Дирекция кино, ЗАО, Monumental Pictures
На другие роли были приглашены ведущие российские актеры: Андрей Смоляков, Андрей Панин, Владимир Ильин, Сергей Шакуров, Анна Ардова, Марина Александрова. Одну из первых крупных ролей сыграл режиссер Дмитрий Астрахан, который до конца съемочного периода не мог сжиться с тем, что не он главный на площадке, и каждый раз после команды «Снято!» наперегонки с Петром Бусловым бежал к режиссерскому креслу.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/7/large/7347_large_fb5e691e78.jpg»> Изображение © Monumental Pictures, Дирекция кино, ЗАО
Локации
Картину снимали в рекордные сроки, а вот подготовительный период занял три года. В поисках подходящей натуры и объектов группа объездила практически весь бывший СССР. Съемки проходили в России, Белоруссии, Казахстане и Узбекистане.
Узбекский аэропорт, куда прибывает на гастроли команда Высоцкого, снимали в белорусском Бресте. Администрация объекта с радостью пригласила киношников, потому что надеялась на то, что для фильма они оплатят ремонт. Но радость была недолгой, потому что ремонт делали «под 1979 год».
Там сейчас садится два самолета в неделю. И выглядит аэропорт точно как в конце 1970-х — начале 80-х. Его так и не переделали, потому что проект получил одну из последних государственных премий СССР и стал памятником архитектуры. Там нельзя даже лампочку поменять без согласования со специальной комиссией. И вот в этом аэропорту, нетронутом фрагменте той эпохи, мы и снимали.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/1/large/7351_large_9d8c83ac8c.jpg»> Изображение © Дирекция кино, ЗАО, Monumental Pictures
В самом Узбекистане съемки проходили в Бухаре и Самарканде. В бухарском Доме культуры снимали концерт, который должен был состояться в июле 1979 года и стал одним из ключевых эпизодов фильма. В массовку подобрали людей, который купили билеты на тот злополучный концерт, но так и не увидели выступление Высоцкого.
У нас там были смены по 16 часов, и никто из массовки не жаловался, не спрашивал, когда закончим. Для них участие в этой картине было событием. Они видели Высоцкого, который выходил на сцену, искренне ему хлопали по семь, по десять дублей. И каждый раз аплодировали воодушевленно, а на финал песни даже стоя. Приходилось даже просить: спокойнее, тише.
Съемки в Самарканде, бывшей столице Тамерлана, «подмешивали» в кадры, отснятые в Бухаре. То есть, герой мог идти по бухарской улице, а, повернув за угол, оказывался в Самарканде. На это съемочная группа пошла намеренно — хотелось иметь как можно больше красочной натуры в кадре.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/8/large/7348_large_592fe048c5.jpg»> Изображение © Дирекция кино, ЗАО, Monumental Pictures
Павильонные съемки совпали со смогом от лесных пожаров, который накрыл в Москву летом 2010 года. Работа продолжалась, несмотря на то, что в помещениях перегорали кондиционеры.
Всех объединил какой-то удивительный творческий запал. Все знали, что мы делаем фильм про Владимира Семеновича, отношение к нему невероятное, и эта мысль, если обычно говорят, что она грела, то в данном случае она нас охлаждала. Не давала перегореть проводам.
В павильоне были сняты сцены в квартире музыканта, обставленной предметами, которые предоставил музей Высоцкого на Таганке.
Грим и костюмы
Грим Сергея Безрукова ежедневно занимал четыре часа, около полутора часов уходило на то, чтобы его снять. Решение образа Высоцкого — совершенно революционное: на создание уникальной технологии грима ушло шесть месяцев. CGI-графика и уникальный силиконово-пластиковый грим помогли приблизить актера к полному физическому сходству с поэтом. А с помощью последних цифровых технологий, искали идентичность с голосом Владимира Высоцкого.
Грим состоял из нескольких частей. Это была не единая маска. Я лепил скульптурный образ Высоцкого по фотографиям, которые предоставил нам Никита Высоцкий. Их было более пятисот. По ним мы изучили черты Владимира Семеновича и характерные мимические выражения. В ряде мест скульптура была не толще одного миллиметра. Позднее по скульптуре изготавливалась мастер-форма, в которой отливался грим образа Владимира Высоцкого. Он состоял из лобной, носовой, подбородочной и щечных деталей.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/2/large/7352_large_5fff7285ff.jpg»> Изображение © Дирекция кино, ЗАО, Monumental Pictures
В работе над костюмами была выбрана золотая середина: часть предметов одежды была сшита специально для проекта, часть художники искали на блошиных рынках и у коллекционеров. Настоящим раем для костюмеров оказался Узбекистан, потому что местные жители с удовольствием приходили на съемки в выходных костюмах и платьях из 1970-х, которые они бережно хранили все это время.
художник по костюмам
Многие вещи, которые вы увидите на экране, близки современному зрителю: те же джинсы, рубашки-марлевки. Главная героиня у нас одета вообще очень актуально. Мы не хотели делать из нее цитату из той эпохи, чтобы она была немножко вне времени. Нитку между современным зрителем и тем, что происходит на экране, непременно надо протянуть, что бы ни снимали — Средневековье, войну, чуму. Чаще всего стараешься сделать это через женские образы, через лирических героинь. В данном случае очень удачно, что виток моды пошел на сближение с 1970-ми годами. Хотя, сегодняшние вещи все-таки отличаются от аутентичных.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/9/large/7349_large_370eb7255a.jpg»> Изображение © Дирекция кино, ЗАО, Monumental Pictures
Техника и реквизит
Оператор-постановщик Игорь Гринякин использовал для работы раритетные советские объективы. Это дало возможность получить особую глубину и насыщенность кадра, эффект «ретро без ретро», передать аромат и обаяние времени. Когда эти объективы установили на современную камеру, получилась конструкция весом около 30 килограмм. В последний раз такая техника использовалась на съемках киноэпопеи «Освобождение» Юрия Озерова в 1968-72 годах.
Раритеты появлялись и непосредственно в кадре: в Узбекистане нашли старые автомобили ГАЗ-21, давно снятые с производства, самолет АН-12 1960-х годов выпуска, перевозивший из Афганистана «груз 200», также летает в фильме, хотя на данный момент введен запрет на его использование. А вот Mercedes, на котором ездит герой, — точная копия автомобиля Высоцкого. Продюсеры фильма подняли архивные документы, нашли ПТС машины (паспорт транспортного средства). Узнав ее индивидуальный номер (VIN-код), заказали точно такой же автомобиль. При подготовке машины использовались материалы из архива музея Высоцкого, фотографии, свидетельства друзей.
Советский Союз, каким нам удалось его воссоздать в фильме, — я говорю про способ съемки, костюмы, лица, которые мы подбирали, потому что люди выглядели по-другому, говорили по-другому, — будет интересно увидеть людям старшего поколения, чтобы вернуться в то время, когда они были счастливы.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/0/large/7350_large_4b902210b1.jpg»> Изображение © Дирекция кино, ЗАО, Monumental Pictures
Андрей Смоляков и Владимир Ильин (справа)
Владимир Высоцкий, Сергей Безруков, Оксана Акиньшина, Андрей Смоляков, Дмитрий Астрахан, Иван Ургант, Максим Леонидов, Андрей Панин, Владимир Ильин, Сергей Шакуров, Алла Покровская, Шухрат Иргашев
Monumental Pictures, ДИРЕКЦИЯ КИНО, Россия, 2011